Богатый купец и содержатель болнисского караван-сарая — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Богатый купец и содержатель болнисского караван-сарая

2021-01-29 107
Богатый купец и содержатель болнисского караван-сарая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У подножья Болнисской горы, у самой дороги, ведущей к перевалу, стоял просторный караван-сарай, и тут же жил хозяин этого караван-сарая. Движимый любовью к добрым делам, он давал ночлег всем проходящим мимо

путникам, кормил их и поил, отпускал ячмень и солому для коней и наутро, не взяв никакой платы, провожал в путь-дорогу.

Проходил однажды большой караван и остановился тамна ночь. Хозяин хорошо принял гостей. Л ночью выпал такой снег, что завалил все горные проходы. Караван не мог ни перевалить через гору, ни возвратиться назад и остался зимовать в том караваи-сарае.

Хозяин не брал никакой платы и содержал людей и верблюдов за свой собственный счет. И подружились купец, которому принадлежал караван, и хозяин караван-сарая.

Однажды купец спросил хозяина:

— У тебя есть сын? Хозяин ответил:

— Нет у меня сына.

Сын-то у него, оказывается, был, но он его не показал, так как тот был болен проказой. «Как бы не стало гостю противно и не омрачилось его радостное и веселое у меня пребывание», — думал он; и не выпускал сына из дому до тех нор, пока у него гостил купец.

Настала весна, открылись горные проходы. Богатый купец уехал. Он сохранил великую признательность к хозяину и жаждал воздать за гостеприимство.

Едва он отбыл, как хозяин караван-сарая выпустил своего сына. Сын, возмутившись, сказал отцу:

— Ты ненавидишь меня. Лучше я уйду отсюда!

Он пошел вслед за караваном и догнал его. Купец спросил:

— Кто ты такой? Тот ответил:

— Я сын хозяина караван-сарая. Он сказал тебе, будто у него нет сына, чтобы ты не пожелал меня увидеть: урод, мол, и отравит гостю радость. Теперь я возмутился против отца и ушел, буду где-нибудь работать и прокормлюсь, а нет — так пропаду.

Купец поклялся ему:

— Если можно еще помочь как-нибудь, я тебе помогу. Взял его с собою и отправился дальше.

Едва прибыв домой, купец призвал врача, но тот не знал никакого средства против той болезни. Другой врач сказал купцу:

— Его возможно вылечить, но для этого нужно, чтоб нашелся человек, который добровольно отдал бы на заклание единственного своего сына, двух лет от роду, красивого и здорового, и кровью этого младенца обрызгал больного. Купец опечалился. Кто пожертвует сыном? Оказывается, у него самого был такой сын, один-единственный, и сказал купец так:

— Если я не отдам на заклание своего сына, то чем же отплачу за оказанное мне благодеяние?

Купец обманом отослал из дому свою жену и, оставшись один, заколол сына и обрызгал прокаженного его кровью.

И тотчас же, словно древесная кора, отпали струпья, и больной выздоровел; мертвого же сына купец положил в колыбель и прикрыл простыней.

Жена купца почувствовала вдруг боль в сосцах и во чреве, прибежала домой и сказала мужу:

— У меня горят сосцы, не случилось ли что с младенцем? Муж сказал ей:

— Что могло случиться? Спит спокойно.

Мать подошла, дала младенцу грудь, тот взял грудь и стал сосать! Вынула она из колыбели здорового младенца, он смеялся и ласкался к матери. Только на шее у него виднелась отметина, похожая на золотой ободок. Она позвала мужа н спросила:

— Что это такое?

Муж, увидав ребенка живым, пал ниц, вознес благодарение богу и рассказал жене все, как было.

 

— Ты говоришь, что за добро никто не воздает добром, так посмотри, что сделал этот человек, чем он пожертвовал ради исцеления другого, — и какую милость оказал ему господь. Злой человек полагает, что все люди подобны ему, Иначе как понять твои слова?

Рассказал Рукха притчу:

 

ТРИ СЛЕПЦА

 

Жил на свете бедный юноша. Пошел он по свету просить милостыню, ходил год, собрал десять плури и к концу года воротился в свою страну.

Невдалеке от города протекала река. Подойдя к пей, он разделся, искупался, снова оделся и пошел дальше, а свои плури забыл у реки.

Вспомнил юноша о деньгах, но их при нем не оказалось. Тогда он дал обет богу: «Если я найду свои деньги, то один плури, во имя твое, отдам нищему».

Он воротился и увидел их там, где давеча купался.

Пошел он в город, повстречался ему нищий, и рассказал ему юноша все, как было:

— Я дал такой обет богу, вот тебе плури. Тот нищий был слеп на оба глаза. Он сказал:

— Если ты даешь мне его по обету, то покажи все десять, я сам выберу монету, какую захочу.

Юноша доверился ему и дал еще девять плури. Слепой же положил и эти девять плури в карман. Юноша стал просить, но нищий закричал:

— Поглядите, что этот человек хочет со мною сделать! Помогите!

Свидетелей у зрячего не было, и слепец отнял у юноши все его золото. Опечалился несчастный юноша и пошел следом за слепым: "Посмотрю — ка, куда слепой запрячет мои плури".

Нищий вошел к себе в дом, достал горшок, полный золота, кинул в него отнятые у юноши монеты и сказал:

— О мои пятьсот плури, вот вам еще десять!

Он трижды подбросил горшок и трижды поймал его. Когда он подбросил его в четвертый раз, зрячий перехватил горшок нa лету и спрятал. Слепой долго искал горшок, но разве мог он найти! Он вышел на улицу и стал плакать, К нему подошел еще один слепой и спросил:

— Отчего ты плачешь?

Тот рассказал, что с ним приключилось. — Так и пропали мои пятьсот плури! Второй слепец сказал ему:

— Разве так прячут золото? Вот в этой моей кривой палке запрятано шестьсот плури, где бы я ее ни выронил, всякий, кто подымет, мне же и подаст.

Первый слепец попросил:

— Покажи мне свою палку.

Но взял ее не слепец, а зрячий бедняк, стоявший тут же. Слепец поискал ее некоторое время и стал требовать у первого. Тот сказал:

— Разве ты мне что-нибудь давал?

Они поссорились. Подошел к ним еще третий слепец и спросил:

— Из-за чего вы ссоритесь?

Один рассказал ему о пропаже горшка, другой о палке.

— До чего вы оба глупы, хорошо же вы хранили свое золото! Вот в этой старой чохе у меня спрятаны тысяча плури, где бы я ее ни кинул, всякий мне ее принесет.

Тот несчастный бедняк стоял рядом с ними. Услыхав это, он пошел, купил меду и обмазал медом чоху слепого. Налетели на слепца пчелы. Он снял чоху и повесил. Бедняк унес и чоху. Все три слепца стали плакать и кричать.

Дело дошло до царя. Царь велел глашатаям объявить:

— Пусть тот, кто сделал это, явится ко мне и расскажет, как было, иначе никому не будет пощады.

Несчастный юноша испугался: «Как бы царь не казнил по моей вине другого». Пришел к царю и рассказал ему все, как было.

— Вот какое благодеяние оказал я ему, н вот как он отплатил мне за добро!

Царь приказал ему так:

— Никто не воздает добром за добро, ты же дал обет богу пожертвовать нищему десятую долю того, что приобретешь, поэтому отдай одному слепцу десятую долю от пятисот плури, другому — десятую долю от шестисот плури, третьему десятую долю от тысячи плури и не нарушай ради долгоденствия своего принесенного господу обета. Все же остальное возьми себе, и с божьей помощью да пойдет оно тебе на пользу,

 

Леон сказал:

— По это вовсе не значит воздать злом за добро! Тот несчастный бедняк исполнил обет, данный богу, слепой же проявил жадность. Все, что те слепцы имели, они, несомненно, приобрели неправдой, и бог отдал приобретенное ими тому несчастному человеку.

Рассказал Леон притчу:

 

МАГИСТРОС КЕСАРЯ

 

Жил некий магистрос, приближенный кесаря, человек молодой, знатный и очень добрый. Кесарь послал его послом во Францию. Магистрос был великий благотворитель, но благотворил он обычно втайне.

Пустился магистрос в путь, проехал немного и видит — валяется на земле нагой мертвый человек. Он отъехал немного и сказал слугам:

— Следуйте дальше, не ждите меня.

Удалив слуг, он возвратился, снял с себя платье; а рубашек на нем было две, — одной из них он прикрыл мертвеца, оделся и догнал слуг.

Прибыл он в какой-то город и видит — посреди площади, в грязи, стекавшей со всех сторон, валяется нищий с разбитыми параличом ногами. И не нашлось никого, кто бы вытащил нищего из грязи и подал ему что-нибудь. Сошел магистрос с коня, вывел калеку, посадил на сухое место и дал ему вдобавок один плури.

Сел магистрос на корабль и отплыл во Францию. Поднялась на море буря, корабль разбился, и магистрос стал тонуть в пучине.

Вдруг подплыл какой-то человек, подхватил его, помог достигнуть берега и сказал:

— Я тот нищий, которого ты вытащил из грязи, — и так я отплатил тебе.

Магистрос исполнил все, что поручил ему кесарь, отправился обратно и прибыл в Константинополь. Проезжая через площадь, он пустил коня вскачь, конь упал и размозжил ему голень. Выбежал на площадь царь и с ним все его воины, подняли магистрсса, внесли в дом, уложили и приставили врачей. Но врачи не помогли ему.

Был у магистроса преданный раб, который всегда спал в его опочивальне. Магистрос подослал его к костоправам подслушать, что о нем говорят.

Вышли врачи от больного, и раб последовал за ними. Костоправы сказали:

— Придем завтра; если он даст отнять ногу до колена, станем его лечить, и он выздоровеет; а иначе он умрет, и не стоит нам трудиться.

Раб вернулся к магистросу и все ему доложил. Выслушав его, магистр_ос сказал:

— Я предпочитаю умереть, чем жить без ноги.

Он долго плакал и уснул- А раб тот лежал у его ног.

В полночь вошел через окно какой-то человек в белой рубашке, сел около магистроса, приветствовал его и стал расспрашивать, что с его ногой; затем он сказал магистросу:

— Покажи мне ногу, посмотрю, что с нею, — снял с ноги повязку, вынул из-за пазухи коробочку, в ней лежало какое-то лекарство, взял его на палец и натер магистросу ногу; затем сказал:

— Пошевели ногой!

Он не давал больному покоя до тех пор, пока не заставил его согнуть и разогнуть ногу. Больной свободно двигал ногой. Пришелец еще раз натер ему ногу мазью и сказал:

— Встань, обопрись на меня!

Магистрос стал отказываться, но пришелец не отставал и заставил его, наконец, встать и опереться на него. Затем он уложил магистроса, помазал ему ногу в третий раз и сказал:

— Встань и иди — ты здоров.

Тот встал, прошелся; и оказалось, что он совсем здоров. Пришелец сказал ему:

— Я тот мертвец, который попался тебе на дороге и ты прикрыл его рубашкой, и так я отплатил тебе за благодеяние.

 

— Вот, брат Рукха, все воздают добром за добро, великий и малый. Так поступили и нищий и купец, и мертвец и параличный. Почему же ты говоришь, будто за добро воздают злом или никак не воздают?

Рассказал Рукха притчу:

 

ЦАРЬ АНАКОПИЙСКИЙ

 

Был в Анакопии царь, много народов было ему подвластно, и он любил всех своих подданных. О верном слуге он говорил обычно так:

— Как бы я его ни обидел, он все равно, будучи верным по своей природе, не изменит мне; неверного же я сделаю верным, осыпав его милостями.

Время шло. Неверный не стал верным, а верный стал неверным. Поднялись враги против паря. Царь не мог больше оставаться в своем наследственном царстве и бежал в чужую страну. Бежали с ним оба — и верный слуга и неверный.

Царю долго пришлось пребывать на чужбине, он впал благодаря этому в крайнюю нужду; и стоило ему поручить что-либо неверному слуге, как тот начинал его укорять:

— Что мне твои милости, я покинул свой дом и отечество, сопровождая тебя, а ты еще заставляешь меня без конца бегать, куда тебе вздумается.

Но стоило царю приказать что-либо верному слуге, тот все исполнял беспрекословно.

Прошло еще некоторое время, и дела царя обернулись так худо, что, казалось, нет уже ему никакого спасения.

Верный слуга доложил:

— Ты вынужден жить на чужбине, твои богатства иссякли, ничего у тебя не осталось. Продай меня и на то, что выручишь, корми остальных.

Опечалился царь и не согласился на это. Однако у него не было другого исхода, и он все-таки продал верного слугу и потратил вырученные за пего деньги, А этот верный слуга, что дал себя добровольно продать и был разлучен с царем, бежал и пришел обратно к своему властелину. И каждый раз, когда царь бывал в нужде, он продавал верного слугу по доброй его воле, а тот убегал и приходил обратно к своему властелину.

Bремена переменчивы: царь снова возвратился в свое царство и стал править. Верному слуге он не оказал никаких почестей и даже отнял у него имение, а неверного щедро одарил — потому что «тот ведь мужественный и деятельный человек, а этот слаб и малодушен».

 

— Итак, познай, что за добро никто не воздает добром. Леон ответил Рукхе:

— Как с тобою говорить? Ты до того взбешен, что заявляешь прямо в лицо царю, будто он не в состоянии воздать добром за добро и злом за зло. Клянусь головой царя, отныне я тебе уже ничего не скажу!

Тогда везир Седрак, красноречивый собеседник, владевший столь плавной и сладостной речью, стал наставлять Рукху:

— О Рукха, с тех пор как я вступил под покровительство могущественного, превознесенного выше облаков государя и узнал тебя, я предпочитаю тебя брату и сыну, и не было у меня лучшего друга, чем ты. Одно я скажу тебе в поучение; когда человек начинает враждовать с кем нибудь, вражда его ослепляет. Тебе это не подобает. Как бы ни был ты ядовит и злоязычен, тебе следует все же выказывать любовь каждому, иначе, враждуя со всеми, ты не выдержишь и будешь побежден. Рассказал везир притчу:

 

ТАТВАЛИ

 

В Индии водится птица, которая зовется татвали. Она больше сокола и питается птицами, если они ей попадаются. В тот день, когда ей не удается поймать птицу, она идет отыскивать кости съеденной накануне, перебирает их клювом и сует одну за другой себе под хвост. Если кость влезает свободно, она глотает се, зная, что такая кость переварится и выйдет. Если же кость не влезет, бросает ее: не переварю, мол, не стоит за нее и приниматься.

 

— Если птица одарена таким умом, что заранее обдумывает дело, почему же ты, человек, да еще воспитанный при дворе, поступаешь так дурно, зачем не заставишь умолкнуть свой язык и не удержишь его от злого слова?

Нелегко добыть хорошего товарища, его не найти случайно на дороге, дешево такого не купишь.

Товарищ — это высокая степа, несокрушимая твердыня, крепость, надежно снабженная водою.

Товарищ — это неиссякаемая утеха, умножение радостей, украшение пиров.

Товарищ — это светоч сердца, зеница ока, мощь длани, надежная опора.

Товарищ — угроза врагам, надежда друзей, предмет гордости перед чужими, услужливый друг тех, кого он знает.

Товарищ — собеседник для одинокого, человек, полезный в многолюдном сборище, забавник в тесном кругу.

Товарищ — опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смертельной опасности.

Что может быть на свете лучше товарища? Зачем же ты ненавидишь товарищей, зачем враждуешь и споришь?

Я видел много хороших людей, которые расходились с родителями и братьями и шли рука об руку с товарищами. В товарище нет вражды, в нем — одна только любовь. Рукха рассказал ему притчу:

 

САЛАМАНДРА

 

В Индии водится существо, которое зовется саламандрой. Оно рождается и живет в огне, где бы он ни пылал — в бане ли, в печи ли для обжигания извести или кирпича. Жар огня питает ее; когда же огонь угаснет, она умирает от непривычного холода.

Царь той страны носит одежду из кожи саламандры, потому что она даст прохладу.

Саламандра так создана, что умирает, если лишить ее огня, а другие твари сгорают, если их коснется огонь.

Подобно тому как различны по своим свойствам птицы, так же различны и люди.

У тебя такая природа, что ты любишь всех людей, а я всех ненавижу. Не то чтоб я их ненавидел, по меня ненавидят за то, что я предан царю, никого, кроме него, не хочу знать и никому не потворствую. Пока жив царь, я ни в ком не нуждаюсь, у вас же у всех есть другие привязанности, у вас другого рода связи.

Л иначе перед кем и в чем я провинился, почему вы попусту враждуете со мною?

Рассказал Рукха притчу:

 

ТРИ ДРУГА

 

Жили три товарища: один был человек, достойный всякого почтения, преданный своему господину нe причинявший никому зла, честный и правдивый, двое же других были лживы и вероломны. Эти двое пытались склонить его к измене, он же говорил им:

— Нет, о братья, это нехорошо! Нарушающий верность своему господину ненавистен и богу и людям. Воздержитесь же от злодеяния!

Они стали ему врагами и оклеветали его перед господином. Но, несмотря на все их усилия, господин не внял их наветам; тогда они ночью накинули веревку иа шею своему товарищу и задушили его.

 

— Вы хотите поступить со мною так же, — разве я не вижу? Ты превозносишь передо мною товарища; я тоже хочу иметь товарища, но согласного со мною, желающего мне добра, делающего мне добро, не причиняющего мне рреда, смело взывающего к царю о милости, а не разорителя, соперника и врага, ждущего моей гибели. Да пошлет нам бог таких товарищей, какие вы сами, и такую дружбу, какую вы мне готовите.

Рассказал везир притчу:

 

БЕДНЯК И ГОРШОК С МАСЛОМ

 

Шел бедняк по дороге и нашел горшок с маслом. Взял он горшок, продел палку сквозь ушко, вскинул палку на плечо и пошел дальше, говоря в сердце своем:

«Вот господь соблаговолил даровать мне богатство. Пойду в город, продам масло за полмарчили, куплю двенадцать петушков, принесу домой, выкормлю, выхолощу, разжиреют они у меня, и продам по абазу каждого каплуна. На эти деньги куплю поросят, выращу, откормлю, выхолощу и продам каждого борова за два марчили. На эти деньги куплю молоденьких бычков, — вырастут, будут у меня быки, стану пахать, сеять, сделаюсь зажиточным человеком».

В мечтах своих он уже наложил арбу дров и вез их в город продавать. Повстречался ему па пути мост, oн и подумал: «На мост бык сам ни за что не пойдет, подгоню — ка я его», — крикнул: Арно!» размахнулся палкой и хлопнул горшком о мост; горшок разбился, масло вытекло. И развеялось вмиг его воображаемое богатство.

 

— И ты также много чего задумываешь и мысленно богатеешь, но сейчас ты надумал нечто такое, что, с помощью божьей, не только не осуществится, но погубит тебя самого.

Рукха в ответ рассказал ему притчу:

 

ДВА ДЕРВИША

 

Пришли в Испагань два дервиша. Один из них предстал перед шахом. И шах спросил его:

— Ты обошел множество стран, что попалось тебе самое что ни на есть необыкновенное?

Дервиш ответил:

— Много я видел чудес, но прошлого ночью случилось нечто столь чудесное и удивительное, чего я нигде еще не видел. В полночь прилетела огромная птица, схватила целый караван-сарай и унесла его вместе с людьми, верблюдами, домами и оградой.

Шах рассердился н прогнал его:

— Как можно рассказывать такие небылицы, будто птица подняла и унесла целый караван-сарай и все, что в нем и вокруг него было!

Уличенный во лжи дервиш пришел к товарищу и рассказал ему обо всем. Товарищ разбранил его и сказал так:

— Я надеялся, что ты вернешься с прибытком, а тебя за вранье прогнали с пустыми руками. Как ты мог сказать, будто птица унесла караван-сарай? Сказал бы, что она похитила верблюда или лошадь.

При этом дервиш подумал: «Пойду — ка я и оберну ложь моего товарища правдой».

Предстал он перед шахом, шах спросил его:

— Ты обошел множество стран, что попалось тебе самое что ни на есть необыкновенное?

Дервиш доложил ему:

— Много видел я на свете чудес, но такого чудесного и удивительного, что представилось мне здесь позапрошлой ночью, я не видел нигде. Едва запели петухи, как с неба посыпались верблюжья голова, ноги, обрубки коня, обломки кирпича и черепицы. Я не мог уснуть до зари.

Изумился шах и сказал:

— Вчерашний дервиш сказал, оказывается, правду, напрасно я его прогнал.

Он поверил дервишу и щедро его одарил.

 

— Вы втроем сговорились: чуть солжет один из вас, другой тотчас скажет царю такое слово, что царь верит, а я посрамлен.

Рассказал Леон притчу:

 

КРЕСТЬЯНИН И ТРИ ЗМЕИ

 

Пошел человек жать свое поле. Видит — играют две змеи. Одна из них сбила другую па землю, очертила вокруг нее круг и уползла.

Подползла еще одна змея, увидела, что та лежит, очерченная кругом, и, чтобы не нарушить заклятья, подобралась, прыгнула, упала внутри круга, убила ту змею, снова выпрыгнула и уползла.

Возвратилась прежняя змея, увидела, что ее подруга лежит мертвая, забралась в вязанку сена, которое человек накосил для своей лошади, и притаилась в ней.

Человек, кончив работу, взвалил на плечи сено и отнес его домой. Ночью змея выползла, отравила всю посуду и снова спряталась в сено.

Па следующий день человек рассказал своей жене происшествие со змеями. Когда змея убедилась в том, что человек не повинен в смерти ее подруги, она выползла снова, опрокинула отравленную посуду вверх дном и ускользнула в дверь.

Муж и жена догадались, что змея попала в дом вместе с сеном, а потом, убедившись в невинности человека, дала понять, что отравила посуду, и ушла.

 

— О брат Рукха, ты очень хороший человек и должен поступать так же: даже змея не хочет вредить невинному, вспомни же, что ты Адамова рода. Мы пи в чем не повинны перед тобою, не отравляй же нас своим ядом, бог ведь не покинет невинного и не поступит с ним так, как хочется тебе.

Рукха в ответ рассказал ему притчу:

 

ТРИ БРАТА

 

Жили три брата, двое из них были люди злые и жадные, а третий — справедливый и богобоязненный. Братья разделились. Злые зажили вместе, доброго они поселили отдельно.

Вышел как-то добрый из дому и набрел на горшок, доверху наполненный плури. Горшок был такой тяжелый, что он не мог его унести. Вернулся он ночью домой и рассказал жене:

— Я нашел в одном месте много плури, возьму завтра осла, пойду и привезу горшок,

А братья, оказывается, подглядывали за ним с кровли. Они, по жадности своей, отправились за золотом в ту же ночь, боясь, как бы брат не поспел туда утром раньше них. Зажгли факел, нашли горшок, но им показалось, будто в нем полным-полно змей и скорпионов. Братья сказали:

— Брат нас провел! Он нарочно говорил все это, рассчитывая, что мы услышим, пойдем посмотреть и нас ужалят змеи и скорпионы, иначе зачем бы ему рассказывать об этой находке как раз тогда, когда мы подслушивали

Братья плотно закрыли горшок, подняли и потащили вдвоем, говоря так:

— Брат хотел нашей смерти, а теперь мы уничтожим его вместе со всем семейством.

Принесли горшок и кинули его с кровли в дом брату, думая: горшок разобьется, змеи и скорпионы расползутся по всему дому, всех пережалят, и те погибнут.

Проснулся тот человек утром, видит: лежат у пего дома найденные вчера плури. Братья хотели погубить его, а бог доставил ему плури домой, так что человеку даже не пришлось потрудиться.

 

— Вы задумали подобное же во вред мне, но бог не поступит со мною по вашей воле, знайте это!

Рассказал Джумбер притчу:

 

ВЕДЬМА И ЕЕ МУЖ

 

Жил в Испагани один несчастный человек. Была у него жена — такая лицемерная, такая ведьма, что не было на свете подобной ей. Но мужу она отводила глаза: читала постоянно Коран, молилась не меньше пяти раз в день, не умывала рук из кувшина, из которого кто-нибудь отпил, и притворялась очень благочестивой.

Тот человек сказал:

— Раз у меня такая богомольная жена, надо бы и мне побывать в Каабе, тогда мы оба непременно попадем в рай.

Выступил однажды караван и направился в Багдад, и тот человек присоединился к нему. Караван расположился на ночь неподалеку от города, и человек сказал себе так: «Караван остановился так близко, вернусь — ка я на ночь домой, а утром снова его нагоню».

Жена, предполагая, что муж уже далеко, созвала любовников и села с ними пировать и пить вино. Подошел ночью муж к дверям своего дома, а там бьют в бубен, пляшут и поют. Он повернул обратно и удалился так бесшумно, что никто из них не слышал ни как он пришел, ни как он ушел. Человек же этот догнал караван и отправился с ним дальше.

Прибыли в Багдад. Он стал там водоносом. Дни и ночи носил воду и так зарабатывал деньги па пропитание. Как раз в это время в Багдаде пошло такоe воровство, что не оставалось пи одного дома, которого не обобрали бы воры. Весь город был разорен, и жители стали роптать. Разгневался халиф, велел схватить стражу, охраняющую базары, и сказал:

— Если вы не разыщете мне воров, клянусь моей головой, прикажу распороть всем вам животы!

Те люди ушли и ради собственного спасения схватили испаганца. Он спросил их:

— За что вы меня схватили? В чем я провинился? Они ответили ему:

— Кто-то расхитил все сокровища этого города, мы должны тебя убить, ты и есть тот вор.

Испаганец стал их умолять:

— Дайте неделю сроку и тогда убейте меня, если не найду вора.

Те потребовали от него поруки. Но кто же мог за него поручиться? Он призвал в поручители бога и ушел. Побродил он два или три дня, и повстречался ему верховный судья, его называют там садром. Садр следовал в сопровождении двадцати человек, они шли впереди и подметали перед ним улицу. Иснаганец спросил:

— Кто этот человек и почему метут перед ним улицу? Ему сказали:

— Он верховный судья нашей страны, человек столь достойный и святой, что весь народ держится его молитвами, и по слову его бывает и дождь и урожай.

Водонос сказал про себя: «Вот он — вор, разоривший город», и замешался в толпу людей, окружавших садра.

Садр посетил халифа, вышел от него и воротился к себе домой. Водонос пробрался вслед за ним, будучи никем не замечен, и спрятался в потайном месте.

Когда наступила ночь, садр отпустил своих приближенных, а те, что остались при нем, подняли ковер с пола и открыли вход в подземелье. Под полом оказалось помещение со сводами, вроде склепа, там были сложены все сокровища, похищенные в городе. Вывели оттуда двенадцать воров, подали в золотых кувшинах вино и сели пить. Садр сказал им:

— Братья, за какой дичью охотитесь вы этою ночью? Те ответили:

— Уцелели еще три сокровищницы: одна — халифа, другая — везира, третья — назира, но мы доберемся и до них. Сегодня ночью наведаемся к назиру.

И воры принялись за дело.

Испаганец ускользнул незаметно из дому и рассказал обо всем базарной страже. Однако те не поверили ему. Тогда он сказал:

— Идите за мною и увидите все собственными глазами.

На следующий день садр снова вышел из дому, навестил халифа и возвратился домой. Два человека прокрались следом за ним, укрылись в том же потаенном месте и стали подсматривать через отверстие в стене; в ту ночь воры взломали сокровищницу везира.

Пошли стражи к халифу и, взяв с него клятву, что он не велит их казнить, доложили обо всем. Халиф разгневался, они же ему сказали:

— Если вы соблаговолите переодеться, то увидите все сами, блаженными своими очами.

Халиф переоделся и пошел со стражей. Они укрылись в том же месте, и все. о чем они докладывали халифу, оказалось правдой. В ту ночь воры разграбили сокровищницу самого халифа. Халиф воротился во дворец.

Наутро пожаловал к нему садр. Халиф сказал ему:

— Ты навещаешь меня, каждодневно себя утруждая. Почему]|икогда не позовешь к себе?

Садр поблагодарил халифа и позвал его к себе. Халиф пожаловал, подали ему обед. Халиф спросил к обеду вина, Садр, казалось, очень удивился и стал отнекиваться:

— Как мог ты даже упомянуть о вине в моем доме? Тогда халиф завел речь о ворах:

— Повсюду такое воровство пошло, что мне делать? Садр отвечал:

— Все оттого, что ты слаб!

Халиф приказал ему поднять с пола ковер, нашли ход в подземелье и вывели оттуда людей. Садр был посрамлен. Выволокли его из дома и поступили так, как он того заслуживал.

Потом спросили того злосчастного иснагаица:

— Как ты открыл вора? Почему ты его заподозрил? Тот рассказал нм, какая у него была жена:

— Я заподозрил садра потому, что он был такой же лицемер, как она, — поэтому-то признаку я и открыл вора.

 

— Ты такой же лицемер, как жена того человека, ты выставляешь свою добродетель перед царем напоказ, ни раскроются и твои дела, если не сейчас, так впоследствии. Рукха в ответ рассказал ему притчу:

 

УЧЕНЫЙ ВРАЧ

 

Был некий хороший врач. Когда он приходил к больному, родные показывали ему в склянке- мочу больного. Посмотрев мочу, он тотчас же распознавал болезнь, давал лекарства и исцелял.

Рассказали этому врачу об одном больном. Он послал склянку и велел принести мочу. У больного были в то время два товарища, пришедшие навестить его, — оба прорицатели. Они подмешали свою мочу к моче больного, слили все вместе в склянку и послали врачу. Врач посмотрел, засмеялся и сказал:

— Они хотели посрамить меня, но больной выздоровеет через две недели, жена одного из здоровых беременна и родит мальчика, другой же здоровый заболеет через три дня и умрет до конца этой недели.

Получили они этот ответ, и все случилось так, как сказал врач.

 

— И вы все, подобно им, мочитесь в одну склянку — Не думайте, что я столь глуп и не разберу. Но народу станет известно все, что вы сотворите.

Рассказал везир притчу:

 

УКРОЩЕНИЕ строптивой ЖЕНЫ

 

Жил на свете один несчастный и очень честный человек, и была у него строптивая жена. Когда приходило время поесть, человек этот садился обычно на берегу реки, часть съедал сам, а часть кидал в реку.

Прошло некоторое время. Однажды из реки вышел человек и сказал ему:

— Немало уже времени питаюсь я твоей пищей. Так вот теперь я оближу тебе рот, и ты станешь понимать язык всякой твари, этим я отплачу тебе; но если ты хоть кому-нибудь скажешь, то непременно в тот же миг умрешь, — облизал ему рот, погрузился в реку и исчез.

А тот человек, возвратясь на окраину деревни, прилег у саманника. Тут же села ворона со своим птенцом. Вороненок сказал матери;

— Этот человек мертвый, полечу — ка я и выклюю ему глаза.

Ворона ответила:

— Нет, дитя мое, не надо. Адамовы дети коварны, как бы этот человек не поймал тебя.

Вороненок сказал:

— Я подберусь и клюну в ногу: если зашевелится, улечу, а нет — клюну в грудь, а потом выклюю глаза.

Человек все это слышал. Вороненок подлетел, клюнул в ногу, — он не шевельнулся, клюнул в колено, потом сел на грудь, и тогда человек схватил его рукой.

Вороненок крикнул матери:

— Помоги! Мать ответила:

— Что мне делать? Я запретила, а ты не послушался; я бы живо тебя спасла, если бы этот человек понимал мою речь, а теперь как я помогу?

Человек крикнул вороне:. — Чего ты хочешь? Я понимаю твою речь.

Ворона обрадовалась, повела его за собою, показала зарытый кем-то бесценный клад и таким образом спасла своего птенца. Человек пошел с кладом домой.

Однажды ему захотелось пойти куда-то на богомолье. Жена стала приставать, чтобы он взял ее с собою. Видя, что ее никак не отговорить, муж оседлал для нее жеребую кобылу, у которой был еще один жеребенок. Женщина тоже была беременна. Села она на кобылу, посадила за спину ребенка, перекинула через седло суму с припасами на дорогу и поехала. Как начали подыматься в гору, жеребенок притомился, отстал и крикнул матери:

— Подожди меня! Кобыла ответила:

— У меня один в животе, трое сидят на спине, да еще кладь с ними, а я все-таки иду, почему же ты отстаешь, что с тобой случилось?

Человек, услыхав это, рассмеялся во весь голос. Жена спросила его:

— Почему ты смеешься? Скажи! Муж ответил:

— Этого я не могу тебе сказать.

Жена привязалась к мужу. Муж поклялся, что умрет, если скажет.

Однако жена настаивала па своем и до того его извела, что он сказал:

— Нет мне от тебя покою! Давай сначала доберемся до места и помолимся, а как возвратимся домой, приготовь саван и все, что нужно для тризны, и тогда я тебе расскажу.

Жена обрадовалась, погнала копя, помолилась наскоро, воротилась домой, сшила саван, приготовила все, что нужно для тризны, и опять пристала к мужу.

Была у того человека собачонка, заскулила она, выбежала, плача, во двор. Повстречался ей петух у порога и спросил:

— Отчего ты плачешь? Собачонка ответила:

— Жена моего хозяина хочет его убить, оттого и плачу. Петух сказал:

— Поди приведи твоего хозяина.

Пока тот человек вышел во двор, петух созвал со всей деревни кур, стал посреди них и спросил человека:

— Почему ты задумал убить себя?

Человек ответил:

— Что ж мне делать, не дает мне жена покою! Петух крикнул что-то курам и забегал вокруг них.

Куры, чуть дыша, приникли к земле. Петух сказал человеку:

— У меня шестьдесят жен, и ни одна из них не посмеет без моего разрешения подобрать хотя бы. зернышко, а тебе приходится помирать от одной-единственной жены?

Человек спросил:

— Что же мое делать? Петух сказал;

— Вырежь кизиловую палку и, когда жена привяжется: «скажи да скажи», возьми палку, избей ее до полусмерти, — она и перестанет спрашивать.

Человек послушался петуха, и когда женщина снова привязалась к нему, он исколотил ее до потерн сознания. Так спасся он от смерти.

 

— Так и ты, пока не вырежут для тебя палку — не удержишь на привязи свой скверный язык.

Рукха в ответ рассказал ему притчу:

 

ЛИСА И КОЗЕЛ

 

Побратались лиса и козел и засеяли сообща поле. Хлеб взошел и прекрасно уродился. Они его сжали, вымолотили и отвеяли. Ссыпали в одном месте зерно, в другом полову. Лиса сказала козлу:

— Зерно мне, полова тебе. Козел ответил:

— Нет, это несправедливо, разделим пополам и зерно и полову.

Лиса сказала:

— Тогда я приведу моего дядю, пускай он поделит. Пока лиса ходила за дядей, козел пошел на пастбище, где паслись овцы, привел двух овчарок и спрятал их в полове.

Вернулась лиса и привела с собою волка, да такого большого, что у козла от страха в глазах потемнело. Волк сказал козлу;

— Почему ты обижаешь мою племянницу? Козел отвечал ему:

— Если ты пришел свидетельствовать в пользу лисы, то вот тут похоронены мой отец и дядя, стань на их могилу, обнюхай ее, тогда ты и в самом деле будешь законным свидетелем.

Волку захотелось сожрать козла, он двинулся к нему и наткнулся прямо на собак. Овчарки выскочили и разделались с лисой и ее свидетелем так, что те и думать забыли о всяком, дележе, не только нынешнем, но и прошлогоднем.

 

— Вы хлопочете вдвоем и втроем, как будто вы и в самом деле дядья

и племянники; будь у меня хоть один такой союзник, я бы вырезал для вас не кизиловую, а калиновую палку, но что я могу поделать один?

Рассказал Леон притчу:

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.203 с.