В 1859 году вместе со строительством тракта в Шаталове была построена почтовая станция. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

В 1859 году вместе со строительством тракта в Шаталове была построена почтовая станция.

2021-01-29 66
В 1859 году вместе со строительством тракта в Шаталове была построена почтовая станция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ ДЕРЕВЕНЬ

ШАТАЛОВО

«Сельская новь»,10 июля 2007 года №55

Первое упоминание этого населённого пункта зафиксировано в систематических сборниках за 1811 год. Только назывался он иначе – деревня Шаталовка при реках Свече и Неведомке и принадлежала семейству польских шляхтичей Швыйковских. Братьям Андрею и Юрию Швыйковским она была подарена русским царём Алексеем Михайловичем, видимо, за то, что перешли к нему на службу после присоединения Смоленщины к Московскому государству. Земли севернее реки Хмары достались Андрею, южнее – Юрию.

Утром 13 августа к бомбардировщикам прилетели командир 18-го гвардейского истребительного полка Е. Голубов и командир полка «Нормандия» Пуйяд, заменивший погибшего Тюляна. Договорились, что советский удар должен быть нанесён 14 августа в 13 часов. Первыми поднялись со своего аэродрома лётчики 18-го полка и французы. Чтобы не попасть в поле зрения вражеских локаторов, истребители шли на бреющем полёте. По мастерству исполнения это был самый замечательный рейд истребителей, о котором мне когда-либо приходилось слышать. Представьте себе стремительную скорость «ЯКов», идущих почти над самой землёй.

Гитлеровцы были ошарашены, неожиданно увидев над аэродромом краснозвёздные истребители. Как гром среди ясного неба, обрушились наши самолёты на фашистский аэродром, яростно обстреливая из пушек и пулемётов стоящие на земле самолёты. Крупная авиабаза гитлеровцев на этот раз была полностью блокирована…Чтобы спасти свои самолёты, гитлеровцы вызвали помощь с соседних аэродромов. Через несколько минут две группы истребителей МЕ-109 и Ф.В.-190 появились в воздухе. Завязалось ожесточённое сражение. Однако превосходство в численности и мастерстве было на нашей стороне. Эскадрильи Заморина и Сабирина вместе с французами решительно атаковали врага. Фашистским лётчикам ничего не оставалось как поспешно выйти из боя, потеряв два своих самолёта.

В этот момент над вражеским аэродромом появилось соединение ПЕ-2. Самолёты шли большими группами. Первую вёл полковник Дымченко, вторую – подполковник Гаврилов. Полёт первого полка над целью продолжался меньше минуты. Столько же затратил и Гаврилов».

 

Бомбы сыпались и сыпались на вражеские стоянки самолётов, на зенитные батареи, аэродромные сооружения, бензосклады и бомбохранилища.

Вечером советские лётчики нанесли повторный удар по Боровскому. Больше ни один вражеский самолёт не взлетел с починковской земли.

Продолжая наступление, войска Западного и Калининского фронтов, охватили смоленскую группировку гитлеровцев с юга и севера.23 сентября Шаталово и Починок были освобождены, 25 сентября – Рославль и Смоленск.

В Починковском архиве имеются документы Починковского райисполкома за 1943 год.

В протоколе № 1 от 26 сентября 1943 г. «О восстановлении сельских Советов и колхозов в р-не после освобождения от немецких оккупантов» говорится о принятом решении:

«1. Послать в каждый сельский Совет представителей райисполкома для восстановления Советской власти в сельских Советах, т. е. избрание председателей сельских Советов.

Обязать вновь избранных председателей в трёхдневный срок восстановить все колхозы, находящиеся на территории своего сельского Совета.

Председатель

Райисполкома – т. Трофимов.

Начальник

районного НКВД – т. Баранов».

В. САВЧЕНКОВ.

Июля 2007 года №55

Задумали Шаталово укрупнить за счёт карновцев. Результат получилисамый неожиданный и печальный: за исключением трёх семей, все до единого укатили к родственникам – в Починок, Смоленск, Брянск... Малую родину мои земляки покинули навсегда. Через два года через Карну проложили… асфальт.

Значительно окрепла «Слава», когда в Шаталово приехал председателем Владимир Семёнович Ланкин. Ему в то время было 30 лет, а за плечами Шанталовский сельскохозяйственный техникум, экономический факультет Белорусской сельскохозяйственной академии, участие в освоении целинных земель Казахстана, за что удостоен знака ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель», работа участковым агрономом льносемстанции, главным агрономом колхоза имени Ленина, который возглавлял Герой Социалистического труда С.И. Бизунов.

Тогда в Шаталове получали 5-6 центнеров зерновых и 2-3 центнера льноволокна с гектара. Агротехнике возделывания сельскохозяйственных культур стало уделяться самое пристальное внимание. В бригадах колхоза, особенно на центральной усадьбе, развернулось небывалое строительство животноводческих помещений, мехмастерских, складов, объектов соцкультбыта. В этом просматривался опыт, накопленный в Лучесе, это была школа Бизунова.

За короткий срок хозяйство вышло в лидеры, неоднократно признавалось победителем Всероссийского и Всесоюзного соревнования, участником ВДНХ СССР с занесением на Всесоюзную Доску почёта. В качестве премий – автомашины «Жигули», «Волга», «Нива», автобус «КавЗ».

В 1978 году получен самый высокий в области урожай зерновых – по 32 центнера и по 10,5 центнера льноволокна.

За времяработы в колхозе «Слава» Владимир Семёнович Ланкин был удостоен 4 медалей ВДНХ СССР (одна золотая), двух орденов – «Знак Почёта» и «Дружбы народов» и медали «За доблестный труд».

С февраля 1977 года в колхозе «Слава» Николай Архипович Зиновьев стал бригадиром комплексной бригады №1.

В конце марта 1980 года В.С. Ланкина направили директором госплемзавода имени Коминтерна. Председателем колхоза «Слава» избрали Екатерину Александровну Михалёву, заслуженного зоотехника РСФСР. После Высоковского сельскохозяйственного техникума трудовой путь она начинала в племзаводе имени Коминтерна зоотехником по племучёту, а затем 22 года возглавляла зоотехническую службу колхоза «Слава», была заместителем председателя колхоза. Главное направление при новом руководителе взяли на животноводство, и это принесло неплохие результаты в производстве молока и мяса говядины и свинины.

Е.А. Михалёва награждена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», серебряной медалью ВДНХ СССР. Избиралась народным депутатом районного и сельского Советов.

Николай Архипович Зиновьев возглавил колхоз «Слава» в феврале 1986 года. Он выпускник Тростянской средней школы, окончил ВСХИЗО (Всесоюзный сельхозинститут заочного обучения). В этом хозяйстве трудится 30 лет. Сейчас «Слава» –передовое хозяйство Смоленщины по многим технико-экономическим показателям. Это, можно сказать, моя главная гордость за малую родину, за земляков. Работающих в колхозе всего 85 человек, а по энергонасыщенности нет равных в районе: 25 грузовых автомашин, 32 трактора различных марок, 6 зерноуборочных комбайнов, в том числе совершенно новый немецкий комбайн «Мега-360». В достаточном количестве прицепных, посевных, сеноуборочных и льноуборочных машин. Из года в год «Слава» занимает первые места в области по постановке сельскохозяйственной техники на зимнее хранение и подготовке её к весенне-полевым работам.

Н.А. Зиновьеву присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ». Его имя занесено в книгу «Лучшие люди России».

В Шаталове работает много именитых людей, прославивших себя и свой край особым отношением к делу, работоспособностью, человеческими качествами. Анна Егоровна Зиновьева (жена Николая Архиповича) удостоена звания «Заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации». Она акушерка высшей квалификации. Работает в Шаталовской амбулатории.

Заведующая Шаталовским детсадом «Ленок» Любовь Мироновна Колесова – Заслуженный учитель России. Усилиями руководителя и коллектива детского сада он является одним из лучших образовательных учреждений дошкольного воспитания на Смоленщине.

 

* * *

Что сейчас собой представляет Шаталово? В 246 домах проживает 576 человек. Не очень радостная, прямо скажем, цифра. Здесь имеются детский сад, Дом культуры, расположенный в бывшей сельской администрации, магазины райпо, ПО «Колос», «Лаваш», кафе-бар. Если у кого есть желание, то можно сходить на местный рынок.

О п. Шаталово-1 мы расскажем в ближайших выпусках.

 

В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ОЧЕРКА рассказывалось о групповых побегах пленных из концлагерей, расположенных в Шаталове и около Алексина. Но был ещё и угон самолёта с немецкого аэродрома. Много лет вместе с корреспондентом газеты «Сельская жизнь» Дмитрием Просековым, бывшим лётчиком, мы работали над этой темой, вели поиски, переписку, делали запросы в архивы.

... В один из дней августа 1942-го на Энгельгардтовском аэродроме царило особое оживление. На лётном поле – немецкое командование, операторы кинохроники. Событие-то действительно невиданное: на самолёте советского производства летит бомбить Москву советский лётчик, находившийся в плену в местном концлагере. Гитлеровцы были уверены, что сумели его склонить на свою сторону. Самолёт загрузили бомбами...

Но то, что случилось, не мог предположить никто. Преж­де чем лечь на заданный курс, бомбовый груз был сброшен на... этот же аэродром. Результат такой работы -кучи бесформенного металла от немецких самолётов, других машин и сооружений.

После публикации в «Сельской жизни» очерка «Побег» Д. Просеков получил письмо от Александра Демьяновича Ефремова, шахтёра из города Дзержинска Донецкой области. Родом он из Смоленской области. В письме сообщалось:

«Я очевидец всей этой истории. Видел, что там произошло, что сделал этот лётчик, который улетел с немецкого аэродрома. Только в Вашей неточность: улетел он не с Шаталовского, а с Боровского аэродрома».

В письме названы две даты: август 1942 или август 1943 года.

Этот подвиг приписывают (?) Василию Андреевичу Ляменкову из Корогодова нашего района. Но никаких документальных подтверждений в архиве Министерства обороны России (г. Подольск) не имеется. Не подтвердила этот факт и вдова Василия Ляменкова. Если кто может уточнить этот факт, буду чрезвычайно благодарен.

Что известно о В.А. Ляменкове? До войны он преподавал в Яцковской школе. Окончил лётные курсы. В одном из боёв его «ястребок» был подбит под деревней Кня­жое - совсем недалеко от родного дома. Начались допросы. Вскоре фашисты нагрянули к его матери Агафье Прохоровне, требовали уговорить сына служить фюреру. Обещали большие деньги, роскошный особняк под Берлином. Ляменкову угрожали расстрелом. Ничего не помогло. Отправили его в Шаталовский лагерь для военнопленных. Вскоре под покровом глубокой дождливой ночи он бежал. Несколько суток немцы сидели в Корогодове в засаде – надеялись, чтохоть на минутку вернётся к матери. Этого не случилось.

Более месяца Василий Андреевич пробирался в Брянский лес к партизанам. В музей Даньковской средней школы жена Ляменкова прислала очень редкий экспонат - его записную книжку военных лет с подробным дневником с 26 июля по 4 сентября 1942 года о боевых вылетах в Брянск, Вязьму, Смоленск, Варшаву, Будапешт. После освобождения Смоленщины он побывал у матери (в то время имел ранение). До Победы отважный лётчик не дожил. На запрос в Центральный архив Мини­стерства обороны об обстоятельствах гибели экипажа получен такой ответ:

«При возвращении с боевого задания в ночь с 14 на 15 апреля 1944 года в трудных метеусловиях, ночью, 2 км. севернее аэродрома Борисполь, потер­пел катастрофу самолёт А-20-Ж, пилотируемый лётчиком капитаном Кочневым. Вместе с ним погибли: штурман звена гвардии лейтенант Ляменков, воздуш­ный стрелок-радист гвардии старшина Кузнецов.

Августа 2007

... Мы, карновцы, с самого раннего детства были как бы отрезаны от мира сего – ни библиотеки, ни магазина, ни клуба… А так хотелось, например, в кино вечером (в Шаталове в то время дневных сеансов не было). Клуб деревянный, мало вместительный, но отрада большая. Вот только пятачка на билет часто не хватало.

Возможность заработать какую-то копейку у нас была. Выручал щавель. Насобираем, тщательно отсортируем, чтобы ни травинки, ни соринки, и в гарнизон (так мы называли Шаталово-1), в лётную столовую. Щавель всегда принимали охотно, а взамен – пакет крупы или несколько буханок ноздристого, с румяной поджаристой корочкой, солдатского хлеба. Запах хлеба... Конечно, лучше материнской краюхи на капустном листе, духмяно пахнущей на десятки метров, ничего не было и нет. А сейчас, прямо скажу, сейчас какое-то пренебрежение к самому святому на земле – к хлебу. Ни запаха, ни аромата, ни вкуса. Цена, к сожалению, растёт и безвкусица тоже.

Начальную школу мы все заканчивали в Митюлях. А вот с пятого класса начинались сплошные мытарства. Сначала в Даньковскую школу определили. Пешком ходили туда и обратно каждый день. В шестой класс приняли в Шаталовскую (ныне здание Шаталовской школы-интерната). В седьмой опять без нашего желания вернули в Даньково, где и начался мой путь в районную газету «Сельская новь». Девятый и десятый классы заканчивали в п. Шаталово-1, причём в совершенно разных местах – в двух бывших казармах. Здание нынешней Шаталовской средней школы в то время находилось в стадии строительства. Менялись помещения, менялись учителя. Ко всему каждый раз надо было привыкать. Ещё одна «закономерность»: сельских ребят почему-то брали только в класс «б».

Шаталовский аэродром был испытательным полигоном новейшей реактивной техники – «Мигов» и «Сушек». Вместе с техникой сюда приезжали и командированные с инженерным наклоном. Они следили за полётами. Их звали «доработчиками». Молчаливые, солидные люди.

Обидно, что ни разу нам не показали лётное поле, несмотря на настойчивые просьбы. Не было ни одной встречи с лётчиками, хотя их дети учились в нашей школе. Хотя слухи разные до нас доходили. Например, один лётчик был какой-то отчаянный, но слишком невезучий. При приземлении много раз попадал в критические, непредвиденные ситуации, но технику всегда спасал. Его уже хотели списать с лётной работы. Однако «доработчикам» такие полёты давали обширный материал для дальнейшей работы над усовершенствованием техники. Об этом сообщалось в «Красной Звезде». Итог закономерный: лётчика взяли в Москву в отряд испытателей, где он проявил все свои лучшие качества.

Несколько раз прилетал в Шаталово-1 с инспекторскими проверками трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Этих встреч офицеры боялись как огня. Дело в том, что в проверку входила не только готовность боевой техники, но и личного состава. Особое испытание – бег на время. Впереди с подтянутой выправкой трижды Герой Кожедуб, а шаталовские офицеры с животами, напоминающими пивные бочонки, изо всех сил старались не отстать, но это давалось далеко не всем. Потом много дней продолжались индивидуальные тренировки.

Насколько мне известно, 6 офицеров Шаталовского гарнизона стали генералами. Фамилии не называю, поскольку они до сегодняшнего дня находятся в действующей армии. Одно только сделаю исключение: генерал-полковник Аркадий Николаевич Барсуков сейчас возглавляет Военно-Воздушную академию имени Ю.А. Гагарина.

…Некоторые из нас в школьные годы мечтали о могучих крыльях, о небе, и стали-таки лётчиками. Но тогда мы ничего не знали об истории легендарного 47-го отдельного разведывательного авиационного гвардейского полка, сделавшего немало для победы в Великой Отечественной войне. В Шаталове он дислоцируется с 15 апреля 1959 года. В мае 2000-го на самолёты МиГ-25 и Су-24 были нанесены имена прославленных асов этого полка – Героев Советского Союза. В следующем выпуске мы поместим их фотографии и познакомим с краткими биографиями. Для читателей, надеемся, они представят определённый интерес.

В. САВЧЕНКОВ.

Сентября 2007

Между д. Шаталово и п. Шаталово-1 нет чётких границ. Более того, они практически слиты воедино. Ежедневные заботы тоже объединяют. В Шаталове-1 находится рынок. Жители деревни несут сюда на продажу с личных огородов овощи и фрукты, с подворий – молоко и мясо, а заодно покупают для себя всё необходимое. Рядом с рынком – двухэтажный универмаг, почтовое отделение, амбулатория. Десятки деревенских ребят учатся в местной средней школе, некоторые – в школе-интернате. В посёлке работают детская музыкальная школа, Дом культуры с многочисленными секциями и кружками для детей школьного возраста.

В Шаталово-1 находится 47-й гвардейский разведывательный авиационный Борисовский, Померанский дважды Краснознамённый ордена Суворова III степени полк, который неоднократно выполнял интернациональный долг в дружественных странах. В 1977 году, когда потребовалась группа опытных специалистов для эвакуации из Японии угнанного в 1976 году самолёта МиГ-25, выбор пал на личный состав 47-го полка.

После аварии 26 апреля 1986 года экипажи выполняли специальные задания в районе Чернобыльской АЭС. С 1992 по февраль 1999 года шаталовцы обеспечивали работу миротворческих сил по прекращению военных конфликтов в Осетии, Ингушетии, Таджикистане, Грузии, а также федеральных войск по установлению конституционной законности в Чеченской Республике.

Экипажи полка неоднократно участвовали в воздушных парадах на аэродроме в Тушино в честь Дня Воздушного Флота. Полк награждён вымпелом Министерства обороны СССР, занесен на Доску Почёта в г. Москве.

Сегодня впервые вашему вниманию предлагаем фотоснимки и биографии лётчиков полка, удостоенных звания Героя Советского Союза. Кто желает более подробно ознакомиться с биографическими вехами этих крылатых асов, можем предоставить список документальной литературы с указанием страниц.

С мая 2001 года 47-м гвардейским разведывательным авиационным полком командует военный лётчик-снайпер, гвардии полковник Вячеслав Иванович Лопарёв.

Личный состав успешно продолжает славные традиции старшего поколения, осваивая новые виды авиационной техники, совершенствуя лётное мастерство, уверенно выполняя задачи учебно-боевой подготовки. А у деревенских мальчишек такое соседство, как и в былые времена, вызывает мечты о небе, о высокой и гордой профессии военного лётчика – крылатого защитника Отечества. У кого-то эти мечты сбываются.

15 августа 1941 года был сформирован 2-й авиационный полк дальних разведчиков Главного командования Красной Армии. Этот день и считается днём рождения полка.

Его боевой путь начинался под Вязьмой.

8 февраля 1943 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, приказом наркома обороны полк был преобразован в 47-й отдельный гвардейский авиационный полк дальних разведчиков Главного командования Красной Армии.

25 июля 1944 года за участие в освобождении Вильнюса и проявленную при этом доблесть Указом Президиума Верховного Совета СССР полк наградили орденом Красного Знамени. Указом от 5 апреля 1945 года – орденом Суворова III степени, – за участие во взятии города Торуни (Торна).

 

За годы Великой Отечественной войны полк воевал на самолётах разных марок и модификаций: Пе-2, Пе-3, Ил-4, Ту-2, Б-25.

В. САВЧЕНКОВ.

ГОЛУБНИЧИЙ Иван Поликарпович (9.03. 1923, г. Армавир Краснодарского края), Герой Советского Союза (15.05. 1946). В армии с 1940 года. Окончил Таганрогскую военную авиационную школу (1942), Давлекановское военное училище авиационной разведки (1943), Военно-Воздушную Академию (1958). На фронте с марта 1943-го, зам. командира эскадрильи 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка (4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), совершил 108 боевых вылетов в глубокий тыл противника на разведку и фотографирование ж. д. станций и узлов, портов, городов и оборонительных рубежей. Экипажем определено местонахождение 5300 ж. д. составов, 16 тыс. автомашин, 340 танков и бронемашин, 3200 самолётов. Успешно выполнял сложные боевые задания в районах ж. д. Вильно и Лида, Лодзь, Яроцин, Кротошин, Оструб. Над территорией противника экипаж налетал 172 часа, пройдено 65 тыс. км воздушного пути и сброшено 400 тыс. листовок.

С 1966 года подполковник Голубничий в запасе. Жил в Ростове-на-Дону. Работал начальником гражданской обороны одного из учреждений города. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 – Отечественной войны 1-й степени, 2 – Красной Звезды, медалями. На здании Армавирской школы №3 установлена мемориальная доска.

 

ДУНАЕВСКИЙ Константин Дмитриевич (27.05.1922, г. Ржев ныне Тверской области), Герой Советского Союза (18.08.1945). Учился в Батайской авиационной школе, окончил Чкаловскую авиационную школу (1941). В боях с декабря 1943 года. Командир звена 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка ст. лейтенант (4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), к апрелю 1945 года произвёл 106 боевых вылетов на дальнюю разведку глубоких тылов и объектов обороны противника, из них 27 – в сложных метеусловиях, на бреющем полёте с одновременной штурмовкой войск противника, по 10 раз – на разведку Берлина и Гдыни, 8 – Кенигсберга. Штурман экипажа – Герой Советского Союза П.К. Нурпеисов (см.). Ими выявлено 148 аэродромов (2679 самолётов), 3646 ж. д. эшелонов, 325 танков, 1735 зенитных батарей и 935 судов разного тоннажа. Над территорией, временно оккупированной противником, экипаж налетал 256 часов, пройдя при этом 89600 км воздушного пути и сбросив 80 тыс. листовок. 23.04. 1945 года экипаж пропал без вести. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.

 

МЕЛАХ Ефим Львович (26.07. 1918, г. Одесса), Герой Советского Союза (4.02. 1944). После 8 классов работал слесарем на местном станкостроительном заводе. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов (1938), КУОС при Военно-Воздушной академии (1956). На фронте с августа 1942-го. Командир звена 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка (4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), к октябрю 1943 года гв. капитан произвёл 80 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника. Им сфотографировано 2500 ж. д. составов, 10 тыс. автомашин, 2 тыс. самолётов. Дважды эту работу выполнял на переднем крае противника в районе Великих Лук и Демьянского плацдарма. 10.11. 1943 года на Пе-3бис в сложных метеусловиях на высоте 100-200 м штурмовал немецкие ж. д. составы и колонны автомашин. С 1960 года в отставке. Умер 16.12. 1979 года в Одессе. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

НУРПЕИСОВ Плис Когельдиевич (1919, аул Тахтакупыр ныне Узбекистан), Герой Советского Союза (18.08. 1945). Казах. Окончил 1 курс техникума. Работал учителем. В Красной армии с 1939 года. Окончил Мелитопольское авиационное училище. На фронте с декабря 1943-го. Лётчик-наблюдатель 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка (4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), к октябрю 1943 года гвардии ст. лейтенант совершил 100 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника, из них 10 – в дневных условиях. 23.04. 1945-го после разведывательного полёта под Берлином не возвратился на базу. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. Установлена мемориальная доска на здании университета. Имя Героя носит школа в Тахтакупырском районе Узбекистана.

 

ПОПОВ Анатолий Фёдорович  (26.12. 1917, в семье рабочего-металлурга, г. Пермь), Герой Советского Союза (4.02. 1944). Окончил среднюю школу при заводе Добрянка (1936), Чкаловское авиационное училище лётчиков (1940), Рязанскую высшую школу штурманов (1941), Военно-Воздушную академию (1952), Военную академию Генштаба (1959). В боях с 27.10. 1941 года. Участвовал в разгроме немцев под Москвой, Калугой, участник Демьянской операции. Зам. командира эскадрильи 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка (4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), к октябрю 1943 года совершил 80 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника, 67 раз фотографировал их военные объекты в сложных метеусловиях. Обнаружил и сфотографировал 80500 вагонов неприятеля, 200 танков и бронемашин,15 тыс. автомашин, 130 зенитных батарей, 150 барж, 75 катеров. С 1970 года полковник Попов в запасе. Жил в Риге. Работал в политехническом институте. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

РОМАНОВ Евгений Павлович (5.04.1920, с. Выкса, ныне Нижегородской области), Герой Советского Союза (18.08.1945). После средней школы окончил Харьковское авиационное училище (1940), Краснодарское объединённое военное авиационное училище (1941), авиационные КУКС (1942), военное авиационное училище (1943). На фронтах с марта 1943-го. Старший лётчик-наблюдатель 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка (4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), к концу войны совершил 101 боевой вылет на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника, 8 заданий с одновременной штурмовкой. Особенно мастерство проявил в восточной Пруссии. При ранении в полёте 7.10. 1943 года, несмотря на плохое самочуствие, помог лётчику Сугрину (см.) вывести самолёт на одном двигателе в район аэродрома. При полёте 25.06. 1944 года на горящем самолёте выбрал площадку для удачной посадки. В экипаже лётчика Сугрина налетал 240 часов, пройдя 91200 км воздушного пути. С 1970 года в запасе. На родине работал зам. председателя райпотребсоюза. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В Выксе установлена мемориальная доска в честь Героя.

 

СОКОЛОВ Валентин Петрович (27.12. 1915, г. Харьков), Герой Советского Союза (15.05. 1946). Окончил 7 классов, школу ФЗУ, рабфак, Ейскую Военно-Морскую авиационную школу (1937), Высшую школу штурманов (1941). Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию (1939). С 25.07. 1941 по январь 1942 года – штурман особой эскадрильи десантных групп при штабе Северо-Западного фронта. За это время произвёл 40 боевых вылетов на выброску ночью десанта в глубокий тыл противника, 5 боевых вылетов по выброске партизан и боеприпасов в районы Псковской и Ленинградской областей. С мая 1942 по июнь 1943 года выполнял задания Разведуправления Генерального штаба Красной Армии в должности штурмана особой группы, где успешно выполнил 54 боевых задания ночью на территории Восточной Пруссии, Польши, Чехословакии, Югославии. В апреле 1943-го на самолёте Дорнье-215 участвовал в выброске оперативных групп в тылу противника с одновременной разведкой ночных аэродромов и ж. д. узлов в районе Варшавы, Лодзи, Кракова, Таллина. С июня 1943 по 7 апреля 1945 года – штурман эскадрильи 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка (4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). К концу войны совершил 194 боевых вылета на дальнюю разведку глубокого тыла противника. С 1974 года полковник Соколов в отставке. Жил в Москве. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 

СУРГИН Валентин Васильевич (1922. Место рождения неизвестно), Герой Советского Союза (18.08. 1945). С июля 1943 по март 1945 года совершил 108 боевых вылетов на разведку и бомбардировку живой силы и техники противника (Витебск – Орша, Борисов – Березино, Ломжа, Восточная Пруссия, по р. Западная Двина, район Мазурских озёр), ж. д. узлов и базирования авиации в городах Крустпилс, Рига, Ростебург, Алленштейн. 25.06.1944 года, выполняя задание по разведке аэродрома Вильно, в районе Витебска самолёт был подбит артиллерией, загорелся мотор, но лётчик сумел справиться с управлением, перетянул за линию фронта и доставил очень важные сведения о противнике. Лётчик 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка (4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), в небе войны провёл 264 часа, пройдя 95040 км воздушного пути. Награждён 4 орденами, многими медалями.

 

ЯЩУК Ростислав Давыдович (4.01. 1915, г. Чернигов Украина), Герой Советского Союза (4.02. 1944). Окончил Ленинградский химико-технологический институт, Челябинское военное авиационное училище штурманов (1940). На фронтах войны с августа 1942-го. Старший лётчик-наблюдатель 47-го гвардейского отдельного авиационного разведывательного полка (4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), к концу 1943-го совершил 75 боевых вылетов на разведку противника с фотографированием его объектов. С 1957 года полковник Ящук в запасе. Жил в Чернигове. Работал в органах внутренних дел. Умер 25.02. 1985 в Чернигове. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

 

 

ИСТОРИЯ ДЕРЕВЕНЬ

ШАТАЛОВО

«Сельская новь»,10 июля 2007 года №55

Первое упоминание этого населённого пункта зафиксировано в систематических сборниках за 1811 год. Только назывался он иначе – деревня Шаталовка при реках Свече и Неведомке и принадлежала семейству польских шляхтичей Швыйковских. Братьям Андрею и Юрию Швыйковским она была подарена русским царём Алексеем Михайловичем, видимо, за то, что перешли к нему на службу после присоединения Смоленщины к Московскому государству. Земли севернее реки Хмары достались Андрею, южнее – Юрию.

В 1859 году вместе со строительством тракта в Шаталове была построена почтовая станция.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ СБОРНИК за 1859 год сообщает более подробные данные: от Шаталова до уездного города Смоленска 53 версты, от станового квартального – 30 вёрст.

Позже Владимир Швыйковский разделил землю между двумя дочерьми, одна из которых вышла замуж за дворянина Чижа, а другая за титулярного советника Згоржельского. Эта дочь в качестве приданного получила с. Даньково, с. Красносвятское и прилегающие земли, в том числе и деревню Шаталовка.

По данным 1904 года, Шаталово входило в состав Прудковской волости Смоленского уезда. В то время здесь было 45 дворов, 243 жителя: 119 – мужского и 124 – женского пола. Имя владельца усадьбы тогда не указывалось, а в статистическом сборнике за 1909 год сообщалось, что владелицей имения в Шаталове являлась Ольга Михайловна Григорьева, вдова генерал-лейтенанта. Ей принадлежало 120 десятин земли, где было освоено четырёхполье, имелись кузница, мельница, молочная и пивная лавки. Возле реки Свеча (недалеко от братской могилы, где покоятся останки погибших в годы Великой Отечественной войны), рядом с помещичьей усадьбой, находилось вырытое крестьянами небольшое озерцо с родниковой водой, которое служило купальней.

В 1927-1928 годах в Шаталове была создана сельскохозяйственная коммуна «Имени 10-й годовщины Октября». Один из первых организаторов – Афанасий Григорьевич Савкин (на летних каникулах мне приходилось с ним работать на зерновом току. Он всё мечтал подарить своим внукам автомашину «Победа», только этой марки). Располагалась коммуна в двух бараках, недалеко от почтовой станции.

В бывшей помещичьей усадьбе работала начальная школа. Когда в 30-х годах приступили к всеобщей коллективизации сельского хозяйства, на базе коммуны был создан колхоз с одноимённым названием – «Имени 10-й годовщины Октября». До войны возглавляли его Андрей Каватый и Михаил Сергеевич Урганов. В 1928 году на месте бывших полей крестьян-единоличников стали строить аэродром, а примерно через два года – аэродром Боровское. При них находились небольшие гарнизоны, водокачки, столовые, бункера, складские помещения, 2-х и 3-х этажные кирпичные дома для военнослужащих и их семей. В строительстве участвовали жители Алексина, Шаталова и других близлежащих деревень.

Перед Великой Отечественной войной в Боровском находился 207-й полк, который имел на вооружении самолёты ДБ–3Ф (дальние бомбардировщики третьей модификации с форсированным двигателем). По рассказам старожилов, в Шаталове (официально аэродром назывался Энгельгардтовский) находились истребители И-16.

В ночь с 24 на 25 июня 1941 года Смоленск подвергся первой крупной бомбёжке. Через несколько дней бомбили уже наши аэродромы. Первым был захвачен Энгельгардтовский аэродром. Несколько наших самолётов немцы уничтожили с воздуха, а часть самолётов не успели даже взлететь – топливные баки оказались без горючего.

Из двух аэродромов немцы создали крупную авиабазу. Возле Васькова они построили ложный аэродром с электростанцией, прожекторами и муляжами самолётов. По этой причине довольно продолжительное время нашим авиаторам не удавалось выполнять боевые задачи – сброшенные бомбы не достигали цели.

В Шаталове немцы не сожгли ни одной хаты. Объяснялось это тем, что здесь стоял достаточно большой немецкий гарнизон. В самом центре деревни, где сейчас находится сельский магазин райпо, немцы создали концлагерь для военнопленных, другой располагался недалеко от Алексина. В домах местных жителей размещались немецкие офицеры и солдаты. Кроме немцев, здесь были чехи, австрийцы и даже финны, о которых у шаталовцев остались самые мрачные воспоминания. Если они занимали хату, то хозяев выгоняли даже со двора, из хлевов и бань, у кого имелись. Приходилось ютиться в вырытых землянках на огородах и пустырях.

Женщины и подростки из Шаталова и близлежащих деревень укладывали булыжником дороги, рыли траншеи, котлованы, утрамбовывали взлётные полосы, а зимой расчищали снег. Немцы их не кормили. Люди довольствовались тем, что брали с собой, обычно несколько отваренных картофелин и кусочек хлеба. На строительстве крупной авиационной базы трудились привезённые сюда поляки, а также военнопленные из концлагерей. Военнопленные жили в бараках, которых в Шаталове было около десяти, кормили варевом из брюквы, капусты, картошки с заправкой соевой мукой. Да и этой баланды доставалось очень мало. Пленные выполняли самую тяжёлую работу. Часто умирали от голода, холода, изнурительного труда. Пытались не раз бежать. Были удачные и неудачные побеги. Для поимки бежавших, а также тех, кто помогал партизанам, привлекались эсэсовские отряды. В деревне Дирижабль (недалеко от Митюлей) находился штаб СС.

Однажды из концлагеря совершили побег сразу 28 человек. Особую роль в этом событии сыграла Екатерина Семёновна Синайко.

Вот её рассказ:

«Из нашей деревни староста отправлял людей на лошадях работать на аэродром в Шаталово. Я тоже ездила и знала, что в концлагере есть врач, который принимает гражданских. Это был военнопленный Ф.К. Савченков, немцам представился врачом, и они разрешали ему оказывать помощь военнопленным и гражданским, которых принимал в бане в деревне Алексино под наблюдением конвоира. Во время одной из бомбёжек нашими самолётами Васькова я была ранена. Обратилась за медицинской помощью. Сначала Савченков попросил принести, подложив под бинты, листовки, которые сбрасывали наши лётчики. Когда приходила на лечение, он говорил конвоиру: «Эта паненка по женскому заболеванию и вам нужно выйти…».

Конвоир выходил, врач снимал повязку, а листовки прятал под пол. Со временем по просьбе Савченкова были доставлены топографическая карта, компас (Е.С. Синайко – учительница географии), а затем уже и пистолет.

Встретившись с Савченковым после войны, Екатерина Семёновна узнала подробности побега. Имея пистолет, пленные убили постовых, а один немец из Поволжья отключил ток от колючей проволоки. Шли они по указанному на карте пути. Небольшими группами через Хиславичи добрались до Белоруссии, где были приняты в отряд имени Чапаева, который входил в бригаду имени Щорса. Ф.К.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.