Монументальная Фреска и мозаика ВИзантии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Монументальная Фреска и мозаика ВИзантии

2021-01-29 145
Монументальная Фреска и мозаика ВИзантии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особо значительную роль Византии играла живопись, прежде всего монументальная - мозаика и фреска, а со временем и икона. Центральное место в искусстве занимало изображение человека. Греческие традиции сохранились в передаче анатомии, в драпировках. Однако главное внимание византийские художники уделяли духовному, внутреннему образу человека, восходящему к божественному прототипу.Наиболее полное представление о характере ранневизантийских мозаик и росписей, о и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны (мозаичные изображения в главной апсиде императора Юстиниана со свитой и его жены Феодоры в цер. Сан-Витале, ок. 547 г. и др).Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, которой украшались своды и верхние части стен. Нижние части стен покрывали разноцветными плитами, иногда с инкрустированной и орнаментальной живописью (мозаики мавзолея Таллы Плацидии, 2-я чет.5 в.).Постепенно античные традиции уступают место средневековым. Архитектурно-пейзажные фоны мозаик сменяются отвлеченно-торжественными золотыми фонами, изображения становятся плоскостными и линейными, колорит - условным: золотой цвет обозначает божественность, пурпур - царственность (голова Богоматери на иконах и мозаиках покрывалась пурпурным покрывалом), синий - знатность.В 9-10 вв. росписи храмов приводятся в строгую систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определенном иерархическом порядке и подчиненными композиции крестово-купольной постройки. Во внутренние интерьеры храмов начинают вписываться иконы. В монументальной живописи продолжают господствовать возвышенные образы людей. Эта очеловеченность византийского искусства отличает его от многих великих искусств средних веков.С 9 в. по 1204 г. создаются великолепные мозаики и росписи в Софии константинопольской.В 11-12 вв. распространяется фресковая живопись, имеющая характерные особенности в различных областях Византии (наивно-примитивные росписи в пещерных церквях Каппадокии и др.).В кон. 13 - нач.14 вв. монументальная живопись переживает вновь кратковременный расцвет, связанный с возвращением к античным традициям конкретному изображению реальности (мозаика в цер. Апостолов в Салониках, ок. 1315 г., монастыря Хора в Константинополе, нач. 14 в.).Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском искусстве 10-12 вв. развивается своеобразный вид станковой живописи - икона. Она выполнялась техникой яичной темперы или восковыми красками (энкаустика). Монументальная живопись оказала значительное воздействие на икону. Как и в мозаике, в иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон - условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иесуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса.

Крупнейшим произведением этого вида является икона столичной школы Владимирская Богоматерь, исполненная в 12 в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты.Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Тонкие черты лица Богоматери, слегка обозначенные изогнутыми линиями, полны сдержанности и благородства.Мягкие тона живописи, оливково-розовая, теплая гамма красок соответствуют строгоочерченному изящному рисунку. Прозрачность легких теней смягчает резкость линий. Освещенное лицо Христа написано в более свободной манере, краски положены густыми мазками. Контраст линейного и живописного исполнения подчеркивает одухотворенность образа Богоматери, который стал образцом для многих поздних воспроизведений и подражаний. (Икона хранится в Третьяковской галерее в Москве).Своеобразным жанром живописи стала и книжная миниатюра, которая в 9-10 вв. переживала период своего классицизма, так как миниатюры помещались не на полях, а занимали целые страницы кодекса и заключались в орнаментальные обрамления. Большое место в миниатюрах отводилось пейзажу, данному в перспективе, архитектурному фону ("Хлудовская псалтирь", 9 в.). Встречаются аллегорические изображения. Например, ночь - женщина с перевернутым факелом, мелодия - женщина с музыкальным инструментом ("Парижская псалтирь", 10 в.).дальнейшем, в 11-12 вв., книжная миниатюра, как и монументальная живопись, становится более условной (условен пейзаж, архитектура). Книжные миниатюры были замечательны по колориту, они переливались яркими и чистыми цветами - синим, красным, зеленым на золотом фоне. Изумительны по тонкости орнаментальные заставки и инициалы, включающие растительный и геометрический орнаменты, фигурки птиц, животных, иногда людей.Особо распространенным видом рукописных книг являлось Евангелие, текст которого начинался с изображения евангелиста и сопровождался иллюстрациями евангельских сцен. В некоторых наиболее драгоценных кодексах встречаются портреты заказчиков - императоров и членов их семей (изображение императора Никифора Вотаниата, 1078-1081 гг. в "Слове" Иоанна Златоуста). Искусство скульптуры было представлено рельефными изображениями на церковной утвари.

30Каролингское Возрождение. "Каролингское возрождение", "Каролингский ренессанс", культурный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8—9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. "К. в." было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром "К. в." был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая "Академия", которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др. В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам. Среди немногих сохранившихся построек — многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене, капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, 3-нефная церковь с вестверком, трансептом и башнями в Корвее, надвратная постройка в Лорше (около 774, см. илл.). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками и фресками. Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре. В некоторых миниатюрах ("Евангелие Годескалька", около 781—783; "Евангелие Ады", начало 9 в.) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие ("Евангелие Эббо", около 816—835; "Утрехтская псалтырь", 9 в.) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.). Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

31. Специфика романского ис-ва. Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга. Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям. В 11 —12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.

32. Синтез арх-ры готического пространства. В XII веке происходит архитектурная революция, которая видоизменила средневековое зодчество. Изучением этого направления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер де Монтеру, Жжен Монапасьен и др. Храмовые постройки обрели готическую вертикаль. Помещения стали казаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны. Соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Громада собора как бы избавилась от своей тяжести, чуть ли не ажурно для нашего глаза прорезались ее стены, вся она наполнилась воздухом и засверкала, развития готического стиля в Западной Европе со времен его зарождения во Франции в середине 12 века и до наших дней..

Готический стиль в архитектуре Западной Европы. «В ней все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо.

Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом устраняется резкая граница между клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем - то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.

Наиболее известные готические соборы:

Во Франции:

- церковь аббатства Сен-Дени (XII в.);

Сложившаяся каркасная система готического собора появилась в церкви аббатства Сен-Дени (12в.). Настоятеля этого монастыря, регента и королевского советника, по праву можно назвать "крестным отцом" готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства "патрона и апостола Франции" святого Дионисия (Сен-Дени).

- собор в Шартре (XII - XIV вв.);

Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее. Архитекторы Шартра мыслили здание уже как единое целое, подразделяющееся на соподчиненные части, между которыми существует тесная связь. Интерьер раскрывается навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов, которым придан ясный и четкий порядок. Стена имеет трехчастное деление на аркаду опор, трифорий и окна. Шартр — один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII—XIII вв. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность. Мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери (Богоматерь «прекрасного окна»), цикл «Житие св. Евстафия», а также цикл «Карл Великий». Скульптурное убранство «Королевского портала» на западном фасаде собора сохранилось сравнительно хорошо. В произведении шартрских мастеров на первый план выступили общечеловеческие идеи — картина мироздания в целом, сущность божественного космоса и место в нем человека.

- собор в Реймсе (1211-1330 гг.), место коронации французских королей;

Шедевром зрелой готики и «академией искусств» для средневековых мастеров стал собор Нотр-Дам в Реймсе

- собор в Амьене (1218 - 1260 гг.);

Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. - собор в Бурже (1194г.)

- собор Парижской Богоматери (1163 г. - XIV в.)

В Германии:

- Кёльнский собор (1248 г.- XIX век);

Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248— 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.

- Собор в Вормсе (XII в.);

- Собор Нотр Дам в Ульме;

- Наумбургский собор

В Англии:

- Собор в Кентербери (XII—XIV вв.), главный храм английского королевства;

- Собор Вестминстерского аббатства (XII—XIV вв.) в Лондоне;

- Собор в Солсбери (1220—1266 гг.);

- Собор в Эксетере (1050 г.);

- Собор в Линкольне (конец XI в.);

- Собор в Глостере (XI—XIV вв.)

В Чехии:

- Готическая архитектура Праги;

- Собор святого Вита (1344—1929 гг.)

В Италии:

- Палаццо Дожей;

Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.

- Миланский собор (1386г. — XIX в.);

- Палаццо д"Оро (Золотой дворец) в Венеции.

 

38. Худ. особенности соборов Шартр, Нотр Дам де Пари.  высркре возрождение

- собор в Шартре (XII - XIV вв.);


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.