Путешествие в историю искусства — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Путешествие в историю искусства

2021-01-29 190
Путешествие в историю искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

 

Ассирийское искусство своим блеском затмевает все древнейшие явления художественной жизни Передней Азии.

М. В. Алпатов

 

Читатель помнит, что П. Э. Ботта открыл первый ассирийский город царя Саргона II (722–705 гг. до н. э.) – Дур‑Шаррукин.

Город строился в течение пяти лет ассирийским царем Саргоном II с 712 года по 707 год до н. э. и являлся образцом ассирийского зодчества и искусства. Он хорошо изучен архитекторами и археологами. Вот почему наше путешествие в древнее ассирийское искусство и архитектуру мы начнем с Дур‑Шаррукина.

План города напоминает правильный квадрат, углы которого выходили на четыре стороны света. Он занимал 300 гектаров и был обнесен мощной стеной. Ширина стены равнялась 23 метрам, так что по ней могли проехать одновременно семь колесниц. Архитекторы возвели вдоль стен башни. С каждой стороны города имелось по двое ворот, которые охранялись крылатыми быками или львами.

В северной части города находилась искусственная платформа высотой в 14 метров и площадью 10 гектаров. Инженеры и архитекторы возвели дворец на этой платформе. Он состоял из 210 помещений и 30 дворов.

К входам во дворец вели пандусы для колесниц, повозок, лошадей. Большая двусторонняя лестница соединяла город с дворцом. Во дворец можно было пройти через большие главные ворота. Они завершались аркой с башнями по бокам, возвышающимися над стеной.

Помещения дворца строились высокими, узкими и длинными. Потолки перекрывали стволами кедров, привозимых из Ливана. Нижние части стен были украшены ортостатами – рельефными каменными или алебастровыми плитами. Пол был из камня. Чтобы утеплить его, на пол клали циновки или ковры. Обстановка комнат была богатой. Утварь делалась из бронзы, дерева, слоновой кости, черного дерева и т. д.

Залы для приема гостей отличались особой роскошью, убранством и украшениями. Нижняя часть стен залов была покрыта рельефами. Среди многих сюжетов этой архитектурной орнаментации выделялись батальные сцены, охота на львов, птиц, коз, быков. Нередко были и религиозные сюжеты. Однако главной темой этих картин оставалось изображение царя в момент, когда он наблюдает шествие пленных рабов, штурмует город, участвует в сражениях, мчится на коне за дикими козами, убивает на охоте льва. Рядом с ним часто изображены лучники, колесничие, слуги, всадники. Выше рельефов росписи и изразцовый орнамент.

Рядом с дворцом Саргона II в Дур‑Шаррукине был построен зиккурат высотой 43 метра. Семь этажей зиккурата соответствовали семи планетам‑богам, которым поклонялись ассирийцы. Каждый этаж был окрашен в соответствующий цвет планеты: 1‑й этаж – черный, 2‑й – красный, 3‑й светло‑красный, 4‑й – голубой, 5‑й – светло‑желтый, 6‑й – серебряного цвета, 7‑й этаж – золотого цвета.

Другим средоточием ассирийской архитектуры и искусства была Ниневия. В городе был построен дворец, храмы, посажен прекрасный парк, вырыты пруды для водоплавающих птиц. При царе Ашшурбанипале во дворце была размещена библиотека из клинописных глиняных книг. Застройка улиц города осуществлялась по единому плану. Так, главная улица, имевшая название Царской, должна быть 26 метров в ширину. Тот, кто выносил постройку за эту линию, наказывался. Подобный архитектурный порядок соблюдался и в других городах Ассирии.

Открытие археологами Дур‑Шаррукина, Ниневии, Кальху, Ашшура, Тель‑Барсипа, Мари и других городов Ассирии, расшифровка ассирийской клинописи, изучение памятников истории, культуры, архитектуры позволили ученым сделать определенные выводы об искусстве Древней Ассирии. Ученые считают, что искусство Ассирии прошло несколько больших этапов, корни которых уходят в 3‑е тысячелетие до н. э.

Наивысшего расцвета искусство Ассирии достигло в IX–VII веках до н. э. Главными характеристиками искусства этого периода являются четкость, простота, ясность изложения мысли художника, стремление изобразить сцены детально, с предельной тщательностью и точностью.

Этот период в истории ассирийского искусства можно разделить на четыре этапа. Этап правления царя Ашшурнасирпала II (883–859 гг. до н. э.). В рельефах этого периода нет никаких указаний на место и время действия. Почти полностью отсутствует пейзаж, подчеркивается мощь мускулов, сила рук и ног. Фигуры действующих лиц статичны. Художники пытались выразить свою мысль через положение фигур, жесты. В период правления ассирийского царя Саргона II в искусстве появились новые элементы. Фигуры рельефа становятся более округлыми. Постепенно исчезает монолитность в сценах. Больше внимания уделяется изображению людей, меньше подчеркивают силу. В картинах появляется пейзаж. Можно определить, к какой стране относится та или другая местность.

Художникам и скульпторам периода правления Синахериба свойственно изображение пейзажа, причем пейзаж стал комплексным, композиция рельефов сложной, многоплановой. На рельефах появляются детали. Это хорошо видно в сценах охоты на животных, в штурме городов, в битвах в поле, в горах.

При царе Ашшурбанипале элементы отображения действительности, реализм в воспроизведении жизни усиливаются. Действующие лица, герои сцен приобретают движение. Это особенно заметно в сценах битв, штурма городов, охотничьих сценах, форсировании рек, переходах в горах, в картинах строительства городов.

Стены дворца Ашшурбанипала в городе Ниневии были покрыты рельефными плитами. Действующие лица, сцены, изображенные на плитах, – ассирийские воины, штурмующие вражеские крепости, форсирующие реки, готовящие и чистящие коней к бою; колонны рабов; рабочие, перетаскивающие землю, камень в корзинах, возводящие стены дворцов. Однако главным героем на рельефах является сам Ашшурбанипал. Он всегда изображен великим и могучим.

Ашшурбанипал много времени уделяет собиранию и чтению книг, охоте. Об этом свидетельствуют многие сценки, запечатленные на рельефах. Он охотился на диких зверей, которые содержались в клетках. Это видно из изображения выхода льва из клетки, его бега и броска на охотника, который поражает его копьем.

Изображение убитой Ашшурбанипалом львицы считается высшим достижением ассирийских художников. О ней писал известный советский искусствовед М. В. Алпатов, отмечая, что «в этом рельефе, где бросается в глаза тонкая, мягкая лепка, прекрасная передача костяка могучего зверя, контраст между мощью передней части его тела и бессилием пораженных стрелами ног. Фигура прекрасно обобщена и легко вписывается в треугольник правильной формы. Но особенно замечательно в этой львице выражение глубокого страдания, ощутимость того глухого стона, который словно несется из полураскрытой пасти зверя». М. В. Алпатов пришел к выводу, что «это едва ли не первое в истории искусства художественное изображение страдания живого существа. Здесь затронута тема, которая много позже вошла в греческое искусство и заняла особенно прочное место в новое время».

Большой интерес с точки зрения искусства представляют различные виды оружия – кинжалы, копья, сабли, клинки, сбруя коней, государственные и армейские штандарты.

Определенное место в ассирийском искусстве занимает скульптура. Фигурка богини Иштар считалась у ассирийцев идеалом женщины. Великолепно выполнена ассирийская «Мона Лиза». К скульптурным изображениям относятся статуи крылатых быков, львов, героев ассирийского эпоса.

Широко использовались изделия из металлов, глины, слоновой кости, черного дерева – блюда, тарелки, кувшины, ложки, подносы, обшивка ворот. Роспись и изразцовая орнаментация применялись для украшения домов, дворцов.

Ассирийское искусство высоко ценили русские востоковеды. Например, В. Н. Максутов писал, что «Ассирия была колыбелью одного из величайших искусств древности, имевшего глубокое и самое решительное влияние на зачатки его у греков…». Эту же мысль подчеркивал советский искусствовед И. М. Лосева: «Ассирийское искусство господствовало в совершенно оригинальной форме, впитав и по‑новому преобразовав многое из найденного в предшествующей истории переднеазиатской культуры».

 

 

Глава XI

Последние годы Ассирии

 

 

 

«Слышны хлопание бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч, и блестят копья; убитых множество и груды трупов, нет конца трупам, спотыкаются о трупы их». Так писал древний хронист о падении Ниневии. Видя, что конец близок, ассирийский царь Синшарруишкун собрал во дворце своих жен, близких, родных, сокровища и поджег его. Это случилось в 610 году до н. э., после двух лет осады Ниневии мидийскими и вавилонскими войсками.

Но прежде чем пала Ниневия, прошли долгие десятилетия увядания мощи Ассирии. Уже в годы правления Ашшурбанипала участились выступления покоренных народов. Восстания расшатывали, ослабляли ассирийское государство. После смерти Ашшурбанипала Сирия, Финикия, Иудея, Египет, Элам подняли восстание против правителей. Происходит отделение Вавилона и вступление на его престол бывшего наместника вавилонского приморья Набопаласара. Для борьбы против ассирийского государства Набопаласар заключил союз с мидийским царем Киаксаром. Союз был закреплен женитьбой царевича Навуходоносора – сына Набопаласара – на дочери Киаксара Амитой (Амуйя).

Подстрекаемые вавилонянами и стремившиеся захватить богатства Ассирии, мидийцы во главе со своим царем Фраортом еще при жизни Ашшурбанипала попытались штурмом взять Ниневию. Геродот писал, что Фраорт покорил много народов, пока не пошел наконец войною и на ассирийцев, которые жили в Нине и владычествовали над всеми. Во время похода Фраорт погиб, пала и большая часть его войска.

На этот раз Ниневия выдержала все нападения противника. Это была мощная крепость, взятие которой требовало много времени, сил и военного искусства. Город представлял собой продолговатый четырехугольник. Стены достигали 100 футов в высоту, 150 стадий в длину, 90 стадий в ширину. По ним могли проехать три колесницы, поставленные в одни ряд. На внешнем обводе стен имелось 1500 башен высотою в 200 футов каждая. Гарнизон города был хорошо вооружен, население столицы составляло 120 тысяч человек.

По преданию, Ниневию спас стодневный пост, который был объявлен царем в дни осады.

«И поверили ниневитяне Богу, – записано древним летописцем, – и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, – а он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле. И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего, от насилия рук своих.

Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем.

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Следующую попытку сокрушить Ассирию предпринял сын Фраорта Киаксар. Геродот отмечал, что «он был еще воинственнее своих предков и первый поделил подчиненные народы Азии на особые военные отряды, организовал их по способу вооружения: копейщики, стрелки из лука и всадники, прежде все это было смешано без различия. Он воевал с мидянами, когда во время сражения день сменился ночью. Он же объединил под своим главенством всю Переднюю Азию по ту сторону реки Галиса. Потом собрал все подвластные ему народы и пошел войною на Нин, желая отомстить за отца и завоевать этот город».

Понимая, что одному ему не сломить мощь Ассирии, он заключил союз с Вавилонией. Правда, как отмечает хроника Гэдда, вначале войну вели одни вавилоняне. С 626 года до н. э. Набопаласар продвигался вперед, захватывая новые города и провинции.

Успехи вавилонян и их союзников в борьбе против ассирийского государства объясняются не только слабостью ассирийской армии, наполненной чужеродными элементами, но прежде всего безразличием широких народных масс, страдавших от гнета царей, аристократии, жрецов, рабовладельцев.

«Крестьянство Ассирии, – писал профессор И. М. Дьяконов, – находилось в бедственном положении и страдало от поборов, повинностей и рекрутских наборов». И. М. Дьяконов полагает, что наступление Вавилона и Мидии получило всенародную поддержку в массах, так как они стремились сбросить с себя царский гнет и при этом большую роль отводили вавилонским и мидийским войскам.

После взятия города Каблину Набопаласар послал летучий отряд к городу Балих. По дороге отряд захватил три города и разграбил их. Но, потерпев поражение близ города Харрана, отступил и присоединился к войскам Набопаласара.

При Набопаласаре вавилоняне начали вести систематические войны против ассирийского государства. К 616 году до н. э. они захватили две провинции – Хиндану и Суху – на реке Евфрат и нанесли сильное поражение ассирийской армии у города Каблину.

Затем Набопаласар послал летучую колонну к реке Балих, но под ударами ассирийских войск вынужден был отступить в Вавилон. В этом же году были освобождены города Манэ, Балиху. В конце 616 года до н. э. ассирийские войска подошли к захваченному вавилонянами городу Каблину и сделали попытку освободить его, но были разбиты и отступили за реку Заб.

Год спустя, весной 615 года, вавилонские войска предприняли новое наступление и захватили еще одну провинцию – Арапху. Центром ее был город Ашшур. Но потерпели поражение и стали отступать к Вавилону. Армия, подоспевшая на помощь городу Ашшуру, устремилась за вавилонянами. Город Такритайн (современный Тикрит) был осажден. В то время Тикрит был крепостью. Англичанин Феликс Джонс, посетивший Месопотамию в 1846 году, писал: «Фронтальная часть города обращена к реке и совершенно отвесна. Отсюда видны горизонтальные слои твердой глины, красной земли, светлого песка и различных смешанных пород в последующих слоях, начиная от уровня воды до самого верха. Это изолированная скала в 130 ярдов в длину и 70 ярдов в ширину. Высота ее равна 86 футам от уровня воды. Глубокий ров 30 ярдов в ширину, в настоящее время заполненный мусором, пропускал воду из Тигра вокруг основания крепости. Это делало город неприступным до того, как артиллерия стала использоваться в войне».

Но двинувшиеся на Ассирию мидийские войска заставили снять осаду Тикрита. В дальнейшем вавилоняне захватили провинцию Аррапху. Войска противника были разбиты и отброшены к реке Малый Заб.

Вскоре Набопаласар двинулся на штурм Ашшура, но был разбит.

Осенью 615 года в этой военной кампании против ассирийского государства приняли участие мидийцы. Летом 614 года до н. э. мидийские войска захватили город Тарбис, а затем повернули к городу Ашшуру. После ожесточенного штурма город сдался. Он был сильно разрушен, а жители частично уничтожены, частично уведены в плен.

К зиме 614 года союзники ушли в свои страны.

После этого мидийские и вавилонские войска двинулись на Ниневию. Осаждавшие войска долго не смогли бы взять Ниневию, если бы им не удалось разрушить плотину на реке Хусур и направить воду на стены города. Поток пробил брешь в крепостной стене. Ворвавшиеся в город войска беспощадно уничтожали жителей, грабили царские дворцы. Из «Хроники Гэдда» известно, что победители уничтожали в основном знать. При этом Ниневию снесли с лица земли и ее богатства отправили в мидийскую столицу Экбатану. А население поселили в окрестных деревнях.

После падения Ниневии Набопаласар двинулся со своей армией вверх по реке Евфрату, где разбил два племени – союзников Ассирии, осадил город Руггулити и осенью того же года захватил его.

Весной и летом 610 года до н. э. Набопаласар штурмовал стены Харрана и при помощи мидийских войск взял город. Союзники захватили город и разграбили его.

Военный союз между Мидией и Вавилоном, их победы над Ассирией вызвали беспокойство в Урарту и Египте. В частности, египетский фараон Нехо II, понимая, чем грозит этот союз ему, послал на помощь войска, которые соединились с остатками ассирийских армий. Узнав, что большая часть мидийских войск вернулась на родину после захвата города Харрана, египтяне и ассирийцы двинулись к Харрану и осадили его, но вскоре были отброшены подоспевшими войсками Набопаласара и отступили. Ассирийская армия отступила в провинцию Иссала, на север от города Харрана, чтобы укрыться в союзнической Урарту. Но в это время мидийцы разбили войска урартов и подошли к столице Тушпе.

Уцелевшая часть армии, а также обоз и население окрестных деревень остались в горах Иссалу. Другая часть вместе с египетской армией пересекла реку Евфрат и укрылась в крепости Кархемыш, где была разбита. Остатки египетской и ассирийской армий, преследуемые противником, устремились на юг, а Навуходоносор, сын Набопаласара, устремился за ними, намереваясь захватить Египет, но, получив известие о смерти отца, вернулся в Вавилон.

В 605 году до н. э. Ассирия пала. Мидия и Вавилония поделили ее территорию. Север и запад захватила Мидия, а все территории к югу – Вавилония.

Но ассирийский народ не был истреблен полностью. Об этом имеется много свидетельств. Например, мидийцы увели в плен много ремесленников из Ниневии, которые впоследствии украшали города Персеполь и Экбатану и учили индийцев искусству резьбы на печатях. Это подтверждают в своих исследованиях ученые. Когда персидский царь Кир завоевал Вавилон, то он распространил свой знаменитый «Манифест» в 539 году до н. э., то есть 66 лет спустя после падения Ассирии. В нем говорилось, что среди других пленников он вернул в родные края и ассирийцев.

После смерти Кира, завоевавшего Мидию, Вавилонию и Ассирию, на персидский престол взошел его сын Камбиз. При нем положение народных масс покоренных персами областей ухудшилось. Налоги, контрибуции, военные мобилизации в армию персов вызывали недовольство. Так, воспользовавшись смертью Камбиза, восстали Мидия, Ассирия, Вавилония, Армения и другие страны.

Пришедший к власти Дарий I обрушил жесточайшие удары на восставших. Бехистунская надпись царя Дария I дает богатые материалы свидетельства этому. Надпись гласит: «Говорит Дарий царь: в то время, пока я находился в Вавилоне, эти страны восстали против меня, Персия, Элам, Мидия, Ассирия, Египет, Парфия, Маргиана, Саттагия, Скифия».

«Говорит Дарий царь: затем я отправил в Армению перса по имени Ваумиса, моего раба, и сказал ему: «Иди, разбей мятежное войско, которое не называет себя моим».

Когда он достиг Армении, мятежники собрались (и) пошли, чтобы сразиться с Ваумисой. В области Изала, в Ассирии, они устроили сражение. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды мое войско наголову разбило мятежное войско. В 15‑й день месяца анамака дано было им сражение».

Дарий I жестоко расправился с руководителями восставших. О казни одного из них упоминается в Бехистунской надписи: «Милостью Аурамазды мое войско разбило мятежное войско и захватило Чиссатахму (и) привело (его) ко мне. Затем я отрезал ему нос и уши и выколол ему один глаз. Его держали связанным у моих ворот, и весь народ глядел его. Затем я посадил его на кол в Арбелах».

Наиболее ценные и полные сообщения об ассирийцах и их стране содержит книга Геродота, посетившего Ассирию приблизительно 150 лет спустя после ее падения. Он писал, что «суда их, плавающие по реке в Вавилон, имеют круглую форму и целиком сделаны из кожи. В земле армениев, что живут выше ассирийцев, они нарезают ивы и делают из них бока судна, потом обтягивают их покровом из кожи и делают подобие дна, не раздвигая стенок кормы и не суживая носа, и придавая судну круглую форму щита; после этого все судно наполняют соломой, нагружают и спускают вдоль реки. Груз состоит преимущественно из пальмовых бочек с вином…

Суда эти бывают и очень большие, и поменьше. Наибольшие из них поднимают пять тысяч талантов груза. В каждом судне помещается по одному ослу, а в судах большого размера по нескольку. Пришедши на судах в Вавилон и распродавши груз, они сбывают также остов судна и всю солому; кожи навьючивают на ослов и отвозят их к армениям. Вверх по реке вследствие быстроты течения суда вовсе не могут плыть, поэтому‑то и делают их не деревянными, а кожаными. По прибытии с ослами обратно к армениям ассирияне таким же способом делают себе новые суда».

Геродот оставил и другое интересное описание жизни ассирийцев этого времени и территории их расселения: «Одежда ассириян следующая: спускающаяся до ног льняная туника, сверху другая туника, шерстяная, а затем набрасывается небольшой белый плащ. Волосы на голове длинные и укрепляются повязкой, все тело умащается. Каждый из них носит перстень с печатью и хорошо сделанную палку. Палка сверху украшена искусственным яблоком или розой, или лилией, или орлом, или каким‑нибудь другим изображением; носить палку без изображения у них не в обычае».

Правление Ксеркса (465–386 гг. до н. э.) – сына Дария I, правящего 140 лет спустя после падения Ассирии, сопровождалось непрерывными войнами с Грецией за владычество над всей Передней Азией, за овладение греческими городами‑государствами. Исчерпав людские ресурсы собственно Персии, Ксеркс призвал в свое войско представителей почти всех подвластных ему народов, в том числе мидийцев, бактрийцев, индийцев, ариев, каспиев, ассирийцев.

 

Заключение

Открой свою Ниневию!

 

Прочитана предпоследняя страница нашей небольшой книги. Вместе с ее авторами читатель прожил еще одну интересную жизнь народа, государства Ассирии.

Ниневия… Ашшурбанипал… Сокровища Ашшурбанипала… Эти имена и названия напоминают нам об одной из интересных цивилизаций древности.

Если ты, юный читатель, впервые познакомился с историей Ассирии, то пусть это будет началом познания истории народов Древнего Востока. Если ты раньше читал об Ашшурбанипале и его походах, то, быть может, наша книжка расширила твои знания об обычаях, традициях, нравах, о культурном, научном наследии ассирийского народа.

В любом случае мы рассчитываем на любознательных, увлеченных, тех, кто любит древнюю историю и ищет в ней истоки современных достижений века в различных областях знаний. Всякий раз, раскрывая новую книгу, мы стремимся найти в ней не познанное нами ранее.

Когда мы задумали написать эту книгу, то ставили перед собой задачу не только оживить образы Ассирии, описать по крупицам собранные учеными разных стран памятники архитектуры, искусства Ниневии, раскрыть содержание страниц «глиняных книг», но и пробудить в читателях стремление открыть свою Ниневию. Пусть это будет в любой из отраслей современных знаний. По нашему мнению, открыть для себя Ниневию может не только археолог, историк, а тот, кто умеет внимательно изучать окружающий мир, умеет удивляться прекрасному, необычному. Удивляться и сохранять в себе это чувство прекрасного. Вот почему, ставя последнюю точку в нашей книге, мы обращаемся к тебе, наш юный читатель: открой свою Ниневию!

 

Список использованной литературы

 

1. Э. Церен. Библейские холмы. М., «Наука». 1966.

2. М. Мильчик, Б. Борейко. Город крылатых быков. Кинга для чтения в V классе. Л., Учпедгиз, 1961.

3. Л. Липин, А. Белов. Глиняные книги. Л., «Детская литература», 1956.

4. Э. Добльхофер. Знаки и чудеса. Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки. М., Изд‑во восточной литературы, 1963.

5. И. В. Струве. История Древнего Востока. М., Госполитиздат, 1941.

6. Б. А. Тураев. История Древнего Востока. Т. II. Л., Соцэкгиз, 1936.

7. Г. Масперо. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. II. Ассирия. М., 1916.

8. В. Авдиев. История Древнего Востока. М., Госполитиздат, 1953.

9. И. М. Волков. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914.

10. История математики с древнейших времен до начала нового времени. Т. I. М., 1970.

11. З. Рагозина. История Халдеи. Спб., 1903.

12. З. Рагозина. История Ассирии. Спб, 1902.

13. И. М. Дьяковой. История Мидии от древнейших времен до конца VI века до н. э. М.–Л., 1956.

14. М. А. Дандамаев. Иран при первых Ахеменидах (IV в. до н. э.). М., Изд‑во восточной литературы, 1963.

15. Д. Г. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., «Наука», 1965.

 

 

Оглавление

Предисловие. Завещание Дария I … 5

Глава I. Ниневия, ушедшая в легенду … 8

Глава II. Тайна сокровищ бога Набу и богини Тазмиты … 25

Глава III. Когда заговорила клинопись … 30

Глава IV. Анналы истории … 42

Глава V. Царская гвардия и «эмку» … 49

Глава VI. Жезл Эскулапа и двенадцать созвездий зодиака … 59

Глава VII. «Пифагоровы штаны» – открытие ассиро‑вавилонских математиков … 64

Глава VIII. Легенды, возвращенные к жизни … 67

Глава IX. Боги, жрецы и храмы … 102

Глава X. Путешествие в историю искусства … 113

Глава XI. Последние годы Ассирии … 118

Заключение. Открой свою Ниневию! … 125

Список использованной литературы … 137

 

Иллюстрации

 

 

 

Крылатый бык.

 

 

 

 

Клинопись на «глиняной книге».

 

 

 

 

Надпись Ксеркса, как ее читают и переводят в настоящее время.

 

 

 

 

Саргон II.

 

 

 

 

Дворец Саргона в Хорсабаде (реставрация).

 

 

 

 

Часть города Дур‑Шаррукина (реставрация).

 

 

 

 

Крылатого быка втаскивают на насыпь. Сзади – тележки с запасными канатами.

 

 

 

 

Доставка каменных блоков по реке.

 

 

 

 

План Ниневии.

 

 

 

 

Дворец Синахериба в Ниневии.

 

 

 

 

Один из залов дворца.

 

 

 

 

Ашшурнасирпал совещается с сановником.

 

 

 

 

Царская охота на льва.

 

 

 

 

Лев выпускается из клетки царском парке.

 

 

 

 

Ашшурнасирпал совершает возлияние над убитыми дикими быками.

 

 

 

 

Семирамида, превращенная в голубицу. (Бронзовое украшение, согнутое и приделанное к чаше в виде ручки.)

 

 

 

 

То же, вид сзади.

 

 

 

 

Взятие крепости приступом. Ассирийские воины поджигают стены снизу. Верх стены объят пламенем. Защитники с одной стороны еще сражаются, с другой сдаются, бросив оружие.

 

 

 

 

Колесницы в бою.

 

 

 

 

Царский штандарт.

 

 

 

 

Царь Ашшурбанипал на боевой колеснице.

 

 

 

 

Бехистун. Высеченный в скалах рельеф Дария I.

 

 

 

 

Поклонение богу.

 

 

 

 

Ашшурбанипал приносит львов в жертву.

 

 

 

 

Музыканты.

 

 

 

 

Одна из любимых собак Ашшурбанипала.

 

 

 

 

Пораженная стрелами львица.

 

 

 

 

Один из добрых гениев, изображенных на вышитой кайме царского платья.

 

 

 

 

Гребенка из черного дерева, бронзовые вилка и ложка.

 

 

 

 

Ассирийский меч.

 

 

 

 

Гильгамеш, душащий льва.

 

 

 

 

Богиня Иштар.

 

 


[1] Алфавит и язык Ирана до 7 века н. э.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.254 с.