Райская жизнь на острове Дильмун — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Райская жизнь на острове Дильмун

2021-01-29 209
Райская жизнь на острове Дильмун 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Далеко на юге, посреди Нижнего моря, откуда по утрам подымается лучезарный Уту, в безбрежных владениях премудрого Энки поднялся из волн остров Дильмун. Это был счастливый уголок земли. Никогда не сгущались над ним тучи, чистый прозрачный воздух едва колыхался, и лишь отдаленный прибой морских волн нарушал тишину. Но земля острова была сухой и безжизненной. Тогда решил премудрый Энки оживить белые скалы и песчаные холмы и превратить их в цветущий сад. Он повелел богу Уту извлечь свежие прохладные воды из земных недр. Уту послушно пронзил своими лучами грудь матери‑земли Нинхурсаг, как охотник пронзает своими стрелами вымя дикой коровы. И вот могучие скалы раскололись, песчаные дюны расступились, и из трещин хлынули струи чистой воды, оросившей весь остров. Увлажненная почва покрылась лугами, и повсюду поднялись деревья и кустарники, образовавшие тенистые рощи. И создал бог Энки многочисленных животных, бродивших по степям и лесам, и целые стаи птиц, прятавшихся в расселинах скал и гнездившихся в ветвях.

В этой прекрасной стране царили мир и тишина. Не было слышно карканья ворона. Большие и малые птицы пели и ворковали. Лев никого не убивал. Он ел траву, как вол. Волк не хватал беспомощного ягненка. Дикая собака не преследовала козлят. Робкий голубь не опускал в страхе свою голову перед коршуном. Райский остров был населен племенем бессмертных. Внешним видом напоминали они людей, но обладали вечной жизнью. Они не знали, что такое болезнь и дряхлость. Среди них не было ни одной вдовы и ни одного вдовца. Они не знали, что такое головная боль и глазные болезни. Женщина достигала преклонного возраста, но оставалась юной и свежей. Мужчина становился все старше и старше, но не чувствовал себя стариком. Девушки не знали, что такое очищения каждый месяц, женщины не знали, что такое родовые муки.

Ни один обитатель Дильмуна не пересекал реки, обтекающей подземный мир. Ни один жрец не ходил вокруг покойника, оплакивая его, ни один певец не возглашал жалобных песен по умершим у стен города, населенного племенем бессмертных. Бог Энки радостно наблюдал счастливую жизнь своих подданных. Он лежал на своем ложе из тростника в тихой лагуне на дальнем берегу Дильмуна, и райский остров простирался перед его глазами.

Богиня‑мать Нинхурсаг родила, не изведав родовых мук, восемь кудрявых красавиц дочерей, и они превратились в прекрасные кусты, покрытые благоухающими цветами и крупными плодами, налитыми сладким соком. Взглянул на них Энки и пожелал отведать их сладость. Он послал своего вестника Исимуда и велел ему принести чудесные растения – порождение великой матери‑земли. Верный Исимуд без колебания выполнил приказ своего господина. Он безжалостно вырвал трепещущие растения вместе с цветами и плодами и доставил их своему господину, и мудрейший из богов сам насытился ими и предложил отведать вкусное блюдо другим богам.

Разгневалась богиня‑мать Нинхурсаг, увидев, как поедают боги плоть ее любимых дочерей, и прокляла бога Энки смертельным проклятием. Она призывала на его голову беды и муки и, произнеся самые страшные заклинания, от которых нет спасения, удалилась от взоров богов и людей и стала невидимой для всего сущего.

Проклятие Нинхурсаг достигло своей цели. Тяжело захворал премудрый Энки. Плоть и кровь съеденных им плодов проникли смертельным ядом во все его члены. Руки и ноги бога распухли и окоченели. Страшная боль раздирала его внутренности. Изнывая от бесконечных мучений, упал он на землю, обливаясь слезами и испуская вопли.

Сильно горевали боги, гляди на поверженного Энки, но ничем не могли ему помочь. Даже сам старейшина земли и воздушного пространства, божественный властитель Энлиль был не в силах утолить нестерпимую боль, мучившую его брата. Только Нинхурсаг, наславшая на Энки восемь болезней, могла исцелить его. Но где ее искать? Она скрылась из виду. И вдруг открылся путь к спасению. Самым хитрым из полевых зверей была лисица. Узнав, что все живое на небе, в воздухе и на земле охвачено скорбью, что все твари тоскуют при виде мучений мудрого бога бездны, явилась она в совет великих богов и сказала: «Я знаю, где скрылась божественная мать Нинхурсаг. Я могу найти ее, если вы обещаете меня наградить».

Радостно согласились боги принять услуги хитрого зверя, и лисица пустилась в путь. Она проникла в глубокие расселины земли и вывела оттуда божественную Нинхурсаг. Уступая мольбам богов, села старейшая из богинь около неподвижного тела Энки и громким голосом призвала восемь богов врачевания. И те явились из недр земли, из своих таинственных жилищ.

Восемь членов божественного тела страдали, и каждый из восьми богов, исцеляющих болезни, прикоснулся к одному из страждущих членов. Тогда поднялся Энки, живой и здоровый, и радовались боги его чудесному спасению, и ликовали небо и земля, и водная бездна, и все обитатели вселенной.

 

 

Богиня Инанна и ее женихи

Самой могучей и самой прекрасной среди богинь была Инанна, любимая дочь светлого Наннара и его супруги Нингаль. Чертог Инанны располагался на самом краю неба, откуда выезжал на своей колеснице каждое утро ее брат Уту. Сама Инанна сияла на небе яркой планетой, но нередко опускалась на землю, и от ее прикосновения почва покрывалась зеленеющей травой и цветами. Полюбили прекрасную Инанну добрые кормильцы богов и людей – божественный пастух Думузи и божественный земледелец Энкимду. Оба они приходили свататься к прелестной богине‑деве, но она колебалась и не знала, кого из них предпочесть. Ее брат, могучий небесный герой, сверкающий своим огненным лицом Уту, уговаривал ее склониться к мольбам кроткого Думузи.

«О моя сестра! – говорил он. – Становись женою божественного пастуха. Он будет поить тебя свежим овечьим молоком, и его ладони, которыми он обнимет твой стройный стан, будут чистыми к белыми, как сливки, что он станет тебе приносить». Но упрямая богиня долго не слушалась брата.

«Мне не люб твой пастух, – отвечала она. – Я не хочу носить тонкие ткани из овечьей шерсти, в которые он мечтает одеть меня. Мне гораздо милее земледелец Энкимду, покрывающий землю буйной зеленью, выращивающий спелые колосья!»

И вот пришел к Инанне сам божественный пастух Думузи и стал ее убеждать: «Чем я хуже земледельца Энкимду? Неужели он лучше, чем я, он – владелец канав и каналов, хозяин мотыг и плугов? Правда, он обещает тебе белоснежное полотно, но зато у меня много белых овец. Он сулит тебе темные ткани, но у меня есть овцы с черной шерстью. Он делает из ячменя опьяняющее душу пиво, но молоко моих овец вкуснее и полезнее. Он предлагает тебе насыщающий тело хлеб и выращенные им бобы, а я приготовлю тебе лучшие сорта сыра, вкус которых приятнее меда».

Сладкими речами склонил он сердце богини, и она пригласила его прийти на другой день в дом ее божественной матери Нингаль, чтобы та решила их судьбу.

Весело гулял весь вечер юный жених по берегу реки. И вдруг повстречал он своего соперника Энкимду. Смело двинулся он к нему и задорно крикнул: «Я не уступлю тебе прекрасную Инанну, о хозяин мутных каналов и грязных канав, я буду биться с тобой за обладание моей невестой!»

Но добродушный Энкимду ответил ему: «О пастух овец, юный Думузи! Зачем нам сражаться? Если Инанна предпочла тебя, то владей ею. Мы станем добрыми друзьями, и ты не пожалеешь об этом. Твои овцы будут щипать траву на моих лугах. Твои козлята и ягнята будут пить воду из моих каналов. На полях Урука я выращу для них зерно. Как свадебный дар я принесу тебе и Инанне пшеницу, бобы и чечевицу!»

Радостно согласился Думузи на примирение с Энкимду, и оба соперника стали друзьями.

На другой день пришел Думузи в дом богини Нингаль и постучал в ее дверь. Выглянула богиня‑мать и увидела, что тело жениха белее овечьего молока и сливки капают с его рук. И сказала она дочери: «Скорее умойся и оденься получше, твой жених пришел за тобой!»

Послушалась Инанна совета матери и пошла в бассейн, вымылась там и оделась в самые чистые ткани, украсила себя драгоценными каменьями, а радостный Думузи терпеливо дожидался за дверью. И открыла она ему дверь, и обняла его, и согласилась стать его супругой.

 

 

Подвиги бога Нинурты

В подземной стране Кур обитало страшное чудовище, крылатый дракон Асаг. Часто выходил он из преисподней и вихрем носился по земле, распространяя недуги и немощи, отравляя воздух своим тлетворным дыханием.

Долгое время боги не решались выступить против свирепого дракона. Даже самый смелый из богов, повелитель южного ветра Нинурта, сын Энлиля, опасался вступать в бой с чудовищем. И вот однажды божественное копье Нинурты по имени Шарур заговорило человеческим голосом и обратилось к своему хозяину: «О великий Нинурта! Неужели ты боишься подземного демона, насылающего на землю бедствия и скорбь?»

Устыдился Нинурта и ринулся в бой против Асага, но тот взглянул на него своими страшными, мертвящими глазами, и великий бог смутился и умчался прочь, подобно птице.

Вновь обратился Шарур к своему господину: «Не бойся и не страшись. Метни меня в свирепого дракона, и я уничтожу его».

Ободрился Нинурта, вернулся на поле битвы и, не раздумывая, метнул во врага свое копье, божественного Шарура. И тот пронзил Асага насквозь, и свалился дракон обратно в Кур.

Но тут произошло самое ужасное. Из распоротого плеча дракона хлынули горько‑соленые воды и стали заполнять реки, озера, впадины и овраги. Не осталось на земле свежей воды. Люди и животные страдали от жажды, нечем было орошать поля и сады.

«Жесток был голод, ничего не произрастало. В малых реках не осталось ни капли для омовения рук. Воды не подымались ввысь. Поля не орошались. Никто не копал канавы. Во всех странах исчезла свежая зелень, только соринки произрастали повсюду. Тогда божественный владыка направил свой высокий ум ко благу. Нинурта, сын Энлиля, взялся за великое дело».

Он стал хватать камни, нагроможденные у входа в Кур, и швырять их в Тигр. Добрые камни послушно ложились на указанные места и преграждали путь гнилым, горько‑соленым водам. Нинурта благословил эти камни и дружественных демонов, обитавших в них. В то же время злые камни отлетали прочь и разрушали все вокруг, и Нинурта проклял эти камни и таящихся в них враждебных духов, верных слуг побежденного чудовища Асага.

Наступило половодье, и свежие прохладные воды Тигра хлынули на поля. «И вот все живущее на земле радовалось Нинурте, царю страны. Поля в изобилии произвели зерно, виноградники и сады – фрукты. Плоды земные громоздились в амбарах подобно холмам. Владыка удалил скорбь с лица земли, он вселил ликование в сердца богов».

Мать Нинурты, великая Нинмах, не могла уснуть в своей спальне. Она беспокоилась о судьбе своего отважного и мудрого сына, и волнение охватило ее. Выглянув из окна своего чертога, увидела она, что мир преобразился благодаря деяниям ее сына. И она приветствовала его громким голосом и просила разрешения прийти к нему. И он взглянул на нее своими полными жизни глазами и промолвил: «О госпожа, ты захотела прийти в Кур, ты решилась ради меня вступить во враждебную страну, не испугавшись ужасной битвы. Поэтому я назову холм, нагроможденный мной, Хурсаг и сделаю тебя его царицей». И благословил Нинурта Хурсаг, и холм произрастил полезные травы и стал доставлять в изобилии вино и мед. И золото, и серебро, и медь таились в его недрах, а его склоны давали пищу скоту.

 

 

Легенда об Адапе

В те дни, когда премудрый Эа создал первых людей, он расселил их в пяти городах: Эриду и Бад‑Тибире, Лараке и Сиппаре и Шуруппаке. В Ниппуре в те далекие времена жили только боги, а остальные города были построены гораздо позднее, уже после всемирного потопа.

Самым крупным из допотопных городов был Эриду, расположенный на берегу Нижнего моря. Отсюда появлялся сам Эа и навещал свой храм. Первые люди были слабыми и неразумными. Они не умели еще обрабатывать землю и бороздить воду своими ладьями, не знали еще искусств и ремесел. Великую и непроходимую грань проложили боги между собой и человеческим родом. Но премудрый Эа сжалился над людьми и создал великого мужа, стоящего на разделительной грани, похожего на человека и в то же время подобного богам. Это был Адапа. Своим разумом и познаниями он не уступал ни одному богу. Его слово было мудрым, как слово самого отца богов, небесного Ану, он знал тайны всех миров и ведал их устройством. Одного лишь блага лишил его Эа: он не дал ему вечной жизни. Его мысль и воля были божественными, но участь его ожидала такая же, как и прочих. Адапа научил людей выращивать колосья, молоть зерна на глиняных жерновах и печь хлеб. Собственными руками пек он хлеб в доме пекарей в родном городе Эриду. Он сам замешивал тесто и ставил его в раскаленную печь, и многочисленные пекари учились у него. А потом Адапа собирал всех жителей Эриду, мужей и жен, юношей и дев, старцев и детей, и сам накрывал столы, и все до единого вкушали хлеб, и никто не лишался своей доли.

Адапа выдолбил из древесного ствола первую лодку, смастерил камышовое весло и отправился в открытое море ловить рыбу для своих сограждан. Улов был богат, и жители Эриду насытились неведомой прежде пищей.

Не раз с тех пор отмыкал Адапа запоры городских ворот и спускался к Пристани Новолунья, где ожидала его лодка. Вкусной морской рыбой снабжал он своих соплеменников. Но однажды случилось несчастье. Едва опустил Адапа свою удочку в зеркальную гладь спокойного моря, как налетел свирепый Южный ветер и опрокинул его ладью. Адапа погрузился в самую глубь моря, где был расположен подводный дворец его владыки и отца Эа. С трудом вынырнул Адапа и со злобой обратился к Южному ветру: «Почему ты преграждаешь путь моей лодке? Почему ты мешаешь мне плыть на далекий юг во имя блага моего города? Я уберу тебя с дороги и буду беспрепятственно плыть по просторам отца моего Эа!» С этими словами он ухватил врага за его крылья и безжалостно поломал их. Со стоном удалился Южный ветер в свое далекое жилище на самой окраине земли и семь дней лежал неподвижно, пока заживали его раны.

Великий бог неба Ану удивился, глядя сверху на безмолвную морскую гладь. Куда пропал Южный ветер? Почему он так долго не дует? Он призвал своего вестника Илобрата и велел ему узнать обо всем. Спустился Илобрат вниз и закричал громким голосом: «О великий Ану, отец богов. Южный ветер лежит израненный в своем доме. Дерзкий муж Адапа поломал ему крылья!»

В ярости вскочил Ану со своего небесного трона и закричал: «На помощь! Приведите мне немедленно Адапу, смертного сына бога Эа. Я сам буду судить его!»

Испугался премудрый Эа за судьбу своего чересчур смелого сына, призвал его и дал ему такие наставления: «Отправляйся на небо, на суд великого Ану. У великих ворот тебя встретят Таммуз и Гишзида. Они только что покинули землю, и никто еще не заметил их исчезновения. Оденься в темные траурные одежды и скажи им, что сердце твое охвачено тоской. Они будут тронуты твоей глубокой скорбью и заступятся за тебя. Когда достигнешь ты трона и предстанешь на суд великого Ану, будь осторожен и не вздумай ему довериться. Помни, что боги коварны, а дары их таят в себе гибель. Он предложит тебе отдохнуть, но ты не ложись. Помни, что сон подобен смерти. Он предложит тебе угощенье, но ты не ешь и не пей. Небесный хлеб для людей губителен, небесное питье станет для тебя водой смерти. Остальных даров отвергать ты не должен, прими их покорно и возьми с собой, а то разгневается великий Ану!»

Адапа точно исполнил все советы и указания своего отца Эа. В темных, траурных одеждах явился он к небесным вратам. Увидели его Таммуз и Гишзида и спросили: «Почему ты облекся в траур, о Адапа!» – «У нас на земле исчезли два великих божества, Таммуз и Гишзида, – ответил Адапа, – и я скорблю и не могу утешиться!»

Удивились Таммуз и Гишзида, что простой смертный знает великие тайны, и сердца их наполнились сочувствием при виде его глубокой скорби.

Подошел Адапа к трону небесного отца Ану. Грозно взглянул на него старейший из богов и спросил: «Как смел ты, смертный человек, поднять руку на бессмертного бога и сломать крылья Южному ветру?» Не смутился отважный Адапа и спокойно отвечал: «Мое сердце было разгневано. Южный ветер напал на меня, он опрокинул мою лодку, и я пошел ко дну. Справедливое негодование охватило меня, и я покарал обидчика». Таммуз и Гишзида приблизились к Ану и промолвили ему: «Он говорит правду, о великий отец, верь его слову, доброму слову!»

Великий Ану успокоился, и гнев его утих. С улыбкой взглянул он на бесстрашного смертного и решил испытать глубину его мудрости. «Ложись и отдохни!» – сказал он ему. Но Адапа помнил заветы Эа, он знал, что длительный сон может перейти в смерть, и спокойно ответил: «Я не устал, о владыка, я не хочу спать!» – «Тогда садись, – сказал Ану, – и побеседуем с тобой!» Адапа поклонился и выпрямился со словами: «Не смею я сидеть в присутствии богов!»

Поразился Ану ответу всезнающего мужа и сказал: «Зачем мой сын Эа дает жалкому, нечистому человеку мудрое сердце, зачем открывает ему тайны земли и неба и возносит его имя на небывалую высоту? Что же мне делать с человеком, обладающим божественными познаниями? Воистину, он достоин бессмертия!» И предложил он Адапе хлеб жизни и воду жизни, но герой помнил предостережения Эа, он боялся, что пища и питье богов будут для него смертоносны, и смиренно отказался от угощения небесного бога.

Увидел Ану, что Адапа не так мудр, как казалось прежде, и решил в последний раз испытать его. Он предложил ему чистую одежду и душистый елей. Обрадовался Адапа, сбросил с себя темное, траурное рубище, умастил свое тело небесным маслом и накинул на плечи белоснежное одеяние богов.

Взглянул на него Ану с глубоким сожалением и молвил. «Я ошибся в тебе, ты недостоин быть равным богам! Ты отказался от хлеба жизни и воды жизни и сам лишил себя бессмертия, которым я думал тебя наградить. Ты принял от меня чистые одежды и душистый елей, а для вечной жизни они не нужны. Только босой и нагой, молчаливый и бесстрастный может тихо и бесшумно войти в преисподнюю и выйти из нее обратно. Я считал тебя всезнающим и разумным и хотел приравнять тебя к богам. Почему ты отверг благо и предпочел зло?»

«Я выполнял то, что повелел мне мой отец Эа, – спокойно ответил Адапа. – Не может человек нарушать завет своего бога‑покровителя!»

«Возьмите его и отведите обратно на землю. Не годится смертный для вечной жизни!» – с пренебрежением крикнул Ану своим небесным стражам и отвратил свой взор от Адапы.

 

 

Полет Этаны

В великом городе Кише, ставшем после всемирного потопа столицей Шумера, долгие годы правил могучий царь Этана. Боги наделили его великой силой и безграничной смелостью, но не дали ему одного – потомства. С печалью думал Этана о том, что после смерти люди забудут о нем, и не оставит он на земле своего подобия, и никто не будет приносить ему жертвы и повторять его имя, и никто не продолжит его незавершенных деяний. И обратился Этана к богу солнца Шамашу, и тот внял его мольбам и открыл великую тайну. Он сообщил ему, что на самом верхнем небе растет чудодейственная трава рождения, которая исцеляет бесплодных людей и дарует им бесчисленных потомков.

«Как добраться мне до верхнего неба?» – спросил Этана, и Шамаш ответил ему: «Спустись в глубокий ров и найди орла, ощипанного и истерзанного, со сломанными крыльями и с вырванными когтями. Этого орла я покарал когда‑то за его злодейский поступок. Теперь кончается срок его наказания. Найди его, исцели, и он вознесет тебя на верхнее небо».

Этана сделал все по слову Шамаша. Он нашел в канаве больного, истерзанного орла и стал расспрашивать его о причине несчастья.

«Я сам погубил себя, – ответил орел. – Долгие годы жил я в гнезде, на вершине дерева, а у корней этого дерева обитала гадюка. Между нами было согласие, и мы не обижали друг друга. Но вот мое сердце замыслило зло, захотел я похитить и пожрать детенышей моего друга. Когда рассказал я о своем замысле моим орлятам, то самый маленький и самый мудрый птенчик стал меня предостерегать. «Не ешь, отец мой, детенышей змеи, – говорил он мне. – Великий Шамаш, справедливейший из богов, не потерпит твоего коварства, он накроет тебя своей сетью и безжалостно покарает». Я не послушал своего птенца, непреодолимая жадность охватила мое сердце, я схватил детенышей змеи и унес их в свое гнездо, растерзал их и накормил их плотью своих орлят. Змея вернулась домой и увидела, что маленьких змеек ее нет. Поняв все, она взмолилась Шамашу, справедливому богу, карающему злодеев. И повелел Шамаш, чтобы она отправилась в горы и разыскала мертвого буйвола, а затем спряталась в его утробе. Змея послушалась и нашла безжизненную тушу буйвола в далеких горах. Она проникла в его брюхо и устроила свой дом в его внутренностях.

Вскоре слетелись на мертвое тело небесные птицы и стали клевать мертвечину. Прилетел и я, ничего не зная, и устремился жадно к ребрам истерзанного буйвола. Тогда змея выползла из его чрева и набросилась на меня, обломала мои крылья, и ощипала мои перья, и вырвала мои когти. Я молил о пощаде, но она отвечала: «Если я сжалюсь над тобой, то ярость Шамаша обратится на меня!» И она бросила меня в ров, и я лежу здесь, изнемогая от голода и жажды».

Этана сжалился над орлом, накормил его, напоил свежей водой из родника, перевязал его раны и вылечил его. И сказал Этана орлу: «Помоги мне добраться до верхнего неба, до престола бога Ану, помоги мне добыть траву рождения, обрести обильное потомство и поднять высоко свое имя!»

«Хорошо, – ответил орел. – Я помогу тебе, мой друг, я доставлю тебя к престолу Ану. Прижмись грудью к моей спине, положи руки на мои крылья, и мы помчимся ввысь».

Этана прижался к орлу, сжав руками концы его крыльев, и орел полетел со своей тяжелой ношей. Они мчались уже целый час, и орел сказал Этане: «Посмотри вниз, какой стала земля?»

Взглянул Этана вниз и увидел, что земля стала словно горка, а море словцо колодец. Пролетели они другой час, и вновь взглянул Этана вниз: земля стала подобно жернову для размола зерна, а море подобно квашне, к которой замешивают тесто. Прошел третий час, и земля уподобилась пылинке, а великого моря не стало видно совсем.

Устрашился Этана и сказал орлу: «Я не хочу подниматься на небо, сдержи свой полет и возвращайся обратно!»

Орел повернул обратно и стал опускаться вниз, но силы оставили его, он упал на землю и разбился, и Этана расшибся вместе с ним.

Так и не удалось смертному овладеть воздушным пространством и достигнуть небесных чертогов Ану.

 

Прошли тысячелетия. В легендах Ассирии и Вавилонии, возвращенных к жизни, возрождена культура этих народов. Легенды продолжают жить.

 

 

Глава IX

Боги, жрецы и храмы

 

 

 

 

Бог Ашшур повелевает, остальные должны подчиняться.

 

Многочисленные ассиро‑вавилонские боги били заимствованы главным образом из шумерского пантеона, у народа, который жил в Древней Месопотамии до ассиро‑вавилонян. Сонм богов был многочисленным. Один боги считались добрыми, другие злыми. К добрым богам относились Энлиль, Эа, Ану, Мардук, Набу, Шамаш и другие, к злым – Ирра, Тиамат и другие.

Боги отождествлялись с планетами, звездами, водой. Почти каждый город имел своего бога или богиню. Люди считали, что боги были повсюду, видели, слышали и знали все. Их нужно было задабривать, приносить им жертвы, и только тогда можно было рассчитывать на их благосклонность и помощь.

Старшим из богов считался Ану. Он отождествлялся с небом и был его властелином. Он отец богов. Он породил бога Бэла, а Бэл – Эа, бога мудрости и всех вод, богиню земли Бау. Ану был женат на богине по имени Нинту (госпожа), впоследствии названной Иштар.

Другим добрым богом был Энлиль. Он решал судьбы людей, заботился о плодородии земли, покровительствовал городам, растительности. Считали, что именно он изобрел мотыгу и плуг. Он был женат на богине Нинлиль. От их совместного брака родился бог луны Син, бог войны Нинурта (библейский Нимруд) и еще два сына – Забаба и Нингирсу. Старший сын, бог луны Син был женат на богине Нингал. От их брака родился бог солнца Шамаш – покровитель правосудия и справедливости.

Бог Эа – покровитель вод, бог мудрости. Его считали создателем письма, наук, искусств. Его жену звали Дамкина. Она родила ему сына, которого назвали Мардуком. Мардук стал главным богом города Вавилона. Его жену, богиню жизненной силы, олицетворение утренней зари и лучей солнца, звали Сарпанит. Богом растительности являлся Таммуз (истинное дитя) – ежегодно воскресающий и умирающий бог, символ вечно живой природы.

Богом погоды, ненастья, наводнений и бурь был Адад, а богом подземелья был Нергал. Он вел жестокую и беспощадную борьбу против богини подземелья Эрешкигаль. В результате этой борьбы победил Нергал. Женой Нергала была Аллату.

Богом земли был Бэл. Особенно его почитали в городе Ниппуре, куда приходили помолиться в его обитель – храм Э‑кур. Бэл был женат на богине Бэллит. Археологи нашли его изображение во время одной из экспедиций. Он восседал на троне, а над головой был изображен серп луны.

В другом южновавилонском городе – Уруке поклонялись главным образом богу неба Ану. А жители города Эриду почитали бога Эа – бога вод, морей и океанов. В то же время эти и другие боги почитались в Вавилонии и Ассирии и не были только городскими богами. Например, могущественный бог Эа считался богом тайной мудрости, которую невозможно отыскать, так как она находится глубоко под землей, вдали от человеческих глаз, и оттуда может воздействовать на всю природу, пробуждая или усыпляя ее. Чтобы быть недосягаемым, чистым и непорочным, он построил себе дом мудрости в пучине океанских вод.

Бог Эа мог сообщать свои помыслы людям через их сны, он руководил всеми магами, выступал советником людей и всех богов. Он был всеобъемлющ. Он покровительствовал искусствам, наукам, ремеслам, культуре вообще. Он помогал и покровительствовал морякам и всем тем, кто находился в море. Чтобы бог постоянно помнил о них, они должны были преподносить ему жертвы и подарки. Такие подарки делали и простые мореходы, и ассирийские цари. Так, во время морского похода против мятежников, скрывшихся на островах Персидского залива (Южного моря), ассирийский царь Синахериб преподнес в жертву богу Эа рыбку из золота и золотой кораблик.

По убеждению ассирийцев и вавилонян, люди обязаны этому богу своей жизнью. Особо проявил себя бог Эа во время всемирного потопа. Это он спас Утнапиштима (библейского Ноя) от смерти.

К другим могущественным богам относились Син, Шамаш, Иштар. Место бога Сина находилось в северной части эклиптики, в Нибиру. Он покровительствовал оракулам. У него два рога (поэтому он носил название могучего быка) и свои солдаты в виде звезд. Бог Син (луна) и бог Шамаш (солнце) всегда идут друг за другом, так как они являются близкими родственниками. Бог Син – отец бога Шамаша. Шамаш своими поступками, как гласят легенды, заслужил любовь и уважение всех богов и людей. Он рассеивал мрак, приносил свет и радость. Все зависит от него. Если он захочет, то по его желанию восторжествует справедливость на земле – ведь он верховный судья. У него двое детей: Кетту (право) и Мешару (справедливость). Его боятся воры, ночные грабители, колдуны, так как он своим ярким и мощным светом наводит на них страх и ужас. Слабые находят у него поддержку, больные – здоровье, путники – облегчение в пути.

На цилиндрах и печатях, найденных археологами, бог Шамаш изображен с пальмовой ветвью в руке, рядом с ним супруга в колеснице, запряженной огненными могучими конями.

В Ассирии почитался бог Адад. «К нему обращались, когда нужно было обрушить на кого‑либо ужасное проклятье или губительное зло: его просят тогда послать на вражескую страну или дом бурный прилив, злой дождь, опустошительный ураган, возмутить подданных против их властителя, вызвать нужду, голод и опустошить страну сильными молниями. Большинство ассирийских гимнов не перестает превозносить его могущественную и опустошительную силу. Его изображают с топором и громовой дубиной».

Богиня Иштар носила различные эпитеты. Ее называли бэлтум – госпожа, шаррутум – царица, малкатум – княгиня. При этом следует отметить, что в различных городах Месопотамии она покровительствовала различным явлениям и деятельности людей. В городе Уруке она считалась – богиней неба, звезд, природы, войны. Как богиню войны ее изображали со стрелами и луком, как богиню звезд – в сопровождении звезды Венеры, как богиню охоты – стоящей на мчавшемся леопарде с колчаном, полным стрел, и с луком, а как богиню любви и плодородия ее изображали без одежды и с ребенком на руках.

Бог Ниниб – покровитель полей, угодий, оружия. Он вооружен с ног до головы. При нем имеется 22 вида оружия – меч, стрелы, копья и т. д. Вместе с Иштар он являлся покровителем охоты и войны. В древних ассирийских надписях его изображают крылатым быком. Поэтому для охраны своих дворцов ассирийские цари ставили у входа крылатых быков.

Бог Набу покровительствовал городу Барсиппе, где в его честь была сооружена семиступенчатая башня. Первоначально его считали хранителем покоя жителей Древней Месопотамии. Позднее стали считать повелителем судеб, летописцем истории. А еще позднее – покровителем науки, культуры, искусств. Его жену звали Ташмету. Нергал (Не‑уру‑гал – господин царства мертвых) – бог иссушающего летнего солнца, царь битв, бог чумы, властитель мира мертвых. Он поражает людей и все живое на земле моровыми болезнями. Его жена – Эрешкигаль. Существует миф древних ассирийцев и вавилонян, где говорится о Нергале и Эрешкигаль – царице потустороннего мира. Миф сообщает, что однажды боги небес решили послать за Эрешкигаль в подземный мир и спросить, почему она отсутствует за столом небесных богов. Она послала своего приближенного Намтару за своей долей пищи. Когда Намтару пришел, то один из богов не поднялся из‑за стола. Этим богом оказался Нергал. Эрешкигаль потребовала убить его. Отец Нергала – Эа дал ему в помощь четырнадцать помощников, и он отправился сражаться против Эрешкигаль. Спустившись в ее царство, он расставил своих помощников у четырнадцати ворот, а сам ворвался внутрь и стал сражаться с Эрешкигаль. Ему удалось сбросить ее с трона. Она упросила его не убивать ее и за это согласилась стать его второй женой и передала власть над подземным царством. Нергал стал господином всего подземного мира.

Бог Гирру (Бирку – молния) – покровитель света, огня. Раз в год он спускался с неба на землю. Это происходило всегда в месяц Аб (август). Он приносил зной, засуху, и из‑за этого август считался самым жарким месяцем в году. Гирру был также покровителем кузнецов, ювелиров, хранителем домашнего очага, строителем домов и городов. Постепенно влияние этого бога росло, и он стал покровителем алтаря, в храмах посредником между людьми и богами. Его имя стало повторяться при жертвоприношениях, при лечении людей. Он был борцом с тьмой и мраком и рассеивал тьму каждое утро. Близко по своим функциям к этому богу стоял бог Нуску. Он покровитель и хранитель приносимых жертвенных даров, святынь, храмов и всегда присутствовал при принесении жертв, трапезе, при оказании милости людям. У этого бога не было помощников‑воинов.

Некоторые боги, например, бог неба Ану, имели помощников‑воинов – игиги, у бога Бэла военная свита состояла из воинов – анунаки. Кроме помощи Бэлу, они охраняли воду жизни в подземном мире. Эта вода играла важную роль: помогала вынести все тяготы и муки богини Иштар во время ее схождения в ад.

В Ассирии особо почитали бога Ашшура (праведный, искренний, приносящий исцеление). Его считали создателем земной тверди. Бог Ашшур в ассирийском пантеоне богов занял первое место и получил название божественного царя всех богов. Он считался олицетворением страны, ее отцом и отцом народа. Именно от его имени ассирийский народ получил свое название. Он бог‑воитель, отражал нападение врагов на Ассирию, и из его рук царь получал свой престол, скипетр, корону, венец. Его почитали все ассирийцы. Первые трофеи и дары побед подносили к его изваяниям и статуям. Ассирийский народ обязан был помнить его всегда. А цари должны были изображать его на своих одеждах, печатях, его имя должны были упоминать три раза в начале и конце гимнов. Его рисовали в виде божества – человека с крыльями с обеих сторон диска, с птичьим хвостом, держащим натянутый лук со стрелами. Ни один военный поход не начинался без упоминания имени Ашшура. Перед войсками проносили знамена, где над фигурами быков парил крылатый бог Ашшур.

Бог Ашшур в гимнах часто упоминался с богиней Ашшурит. Однако значительно чаще с воинственной богиней Иштар. Женой Ашшура была богиня Бэллит. Хотя Иштар и не была женой бога Ашшура, все же ассирийцы любили ее больше, чем других богинь. У нее был храм Арбаилу (четыре бога) в Ниневии. Иштар приобрела у ассирийцев совсем другие черты, чем наделили ее вавилоняне. Ее считали строгой, воинственной, мужественной, сильной. Она превратилась из богини любви в богиню‑воительницу, богиню охоты.

В ассирийском гимне‑молитве ее описывают в огненных одеждах. Она источала яркий свет, и поэтому ее сравнивали с утренней звездой. Миф гласит, что ассирийский царь Ашшурбанипал всегда перед походами обращался к ней за покровительством. По представлению древних ассирийцев и вавилонян, все боги жили на небе и лишь по просьбе людей спускались на землю. Ассирийцы и вавилоняне считали, что все случившееся на земле является отражением происходящего на небе. При этом связь между богами неба и людьми земли происходит через посредство положения звезд на небе. При помощи различных сочетаний и расположения звезд боги вступали в контакт с землянами, информировали их о том или ином событии, помогали людям, наказывали их. Древние ассирийцы и вавилоняне верили этому и тщательно следили за положением семи планет (Солнца, Луны, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Меркурия) в системе зодиака. Солнце считалось богом Шамашем, луна – Сином, Юпитер – Мардуком, Марс – Нинибом, Меркурий – Набу, Сатурн – Нергалом, Венера – Иштар. По их представлениям, зодиак – это путь движения этих планет‑богов, и их различное положение на зодиаке – это пересказ воли богов людям, сообщение о событиях в течение дня, месяца, года и т. д.

Считалось, что на земле боги обитают в храмах (бет‑или). Как правило, рядом с храмом строился зиккурат (башня). Зиккураты были трех видов, все они изображали или космос из трех частей, или семиступенчатую башню – ступени мирового пространства. Каждая ступенька (этаж) была определенного цвета. На самом верхнем этаже зиккурата сооружался серебряный или золотой домик – обитель богов. Человека, поднявшегося сюда, бог награждал везеньем, счастьем, благополучием.

Обслуживали храмы и зиккураты жрецы (помазанные). В то же время они выступали посредниками между богом и людьми, хранили священную литературу, толковали ее содержание людям.

В Вавилоне в руках жрецов сосредоточивалась верховная власть. В Ассирии, наоборот, всю полноту власти хранил сам царь, который в то же время обладал и духовной властью, как представитель бога на земле.

Наряду с богами, по мнению ассирийцев и вавилонян, существовали злые духи. Их было семь. Они не имели определенною места для жилища. Их было трудно обнаружить, но зато они были везде и приносили людям болезни, невзгоды, горе и т. д. Эти злые духи накликали стихийные бедствия. Даже затмение Луны происходило по их желанию. В ассиро‑вавилонских легендах часто можно встретить, что затмение Луны предвещает различные невзгоды, несчастья, болезни. Во время затмения Луны злые духи ведут смертельную войну против бога луны – Сина. В этих жестоких битвах Син не оказывается в одиночестве, так как бог Бэл, поняв его безвыходное положение, решает послать ему в помощь вестника богов бога Нуску. Но прежде чем прийти на помощь Сину, Нуску опускается в глубину океана к богу Эа за его мудрым советом. Последний посылает своего сына Мардука, и тот спасает С<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.