Печатается по решению редакционно-издательского совета — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Печатается по решению редакционно-издательского совета

2020-11-19 90
Печатается по решению редакционно-издательского совета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТОГИРРО в соответствии с государственным заданием

                                                            департамента образования и науки Тюменской области

Под редакцией:

Миловановой Н.Г., д.пед.н.,профессор кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО

 

Составитель:

Карасёва Елена Геннадьевна –  доцент кафедры психолого-педагогических технологий

Охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО, к. пед.н.

Рецензенты:

Дмитриева Л.И., доцент кафедры специальной педагогики ИППСУ,

ФГБОУ ВПО ТюмГУ, к.пед.н.

Белькович В.Ю., доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.пед.н. 

Первичное выявление логопедических проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- Логопедия» / Составитель Карасёва Е.Г., Тюмень: ТОГИРРО, 2013.

В методических рекомендациях предлагаются материалы по  диагностике устной и письменной речи детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результаты диагностики позволяют оценить особенности каждого ребёнка, определить оптимальный педагогический маршрут для каждого ребёнка, соответствующий его психофизическим особенностям.

 Данное пособие предназначено для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки по специальности «050715- Логопедия».


Введение

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной общеобразовательной программы дошкольного образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные УУД (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); познавательные УУД (обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах). Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить.

Особенность логопедической работы в общеобразовательном учреждении состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Цель логопедической работы в школе - своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала учениками младших классов, повышение их речевой грамотности и активности. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях, ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС - оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

  Основными задачами  логопедической работы являются следующие:

  • расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Цель методических рекомендаций - предложить педагогам (воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям общеобразовательных учреждений) не только конкретные приёмы обследования устной речи, письменной речи, но и сведения, необходимые для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценки.

Задачи:

1)ознакомить педагогов с принципами обследования устной речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

2) ознакомить педагогов с принципами обследования устной и письменной речи детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

В методических рекомендациях приведены методики для диагностических и коррекционных целей, позволяющие более продуктивно использовать время занятий, разнообразить виды и формы работы с учащимися, сократить время на подготовку к занятиям. Такие методики зарекомендовали себя как эффективный способ диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.

Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных описаны с учётом того, что первичная несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечёт за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. Методики обследования представлены в соответствии с частными задачами исследования нарушений той или другой сторон речевой системы в целом.

Представленные в методических рекомендациях материалы обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными нарушениями речи будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут педагогам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.

Единый базовый комплекс диагностических методик для первичного логопедического обследования

Ранний возраст - Исследование речевого развития детей 2 - 3 лет (под ред. Стребелевой Е.А.)
Дошкольный возраст - Обследование устной речи детей старшего дошкольного возраста (О.Б. Иншакова). - Методика обследования нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Волкова Г.А.). - Обследование речевого развития (по О.Е. Грибовой). - Обследование речи детей дошкольного возраста 3-6 лет (Ткаченко Т.А.). - Углублённое логопедическое обследование детей дошкольного возраста с ОНР (по Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.). - Исследование речевого развития детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет (под ред. Стребелевой Е.А.).
Школьный возраст - Обследование устной речи детей младшего школьного возраста (О.Б. Иншакова). - Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей 1 – 11 классов (Фотекова Т., Ахутина Т.). - Исследование нарушений чтения и письма младших школьников (по Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В.)

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.