Первичное выявление логопедических проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Первичное выявление логопедических проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста

2020-11-19 131
Первичное выявление логопедических проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРВИЧНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Тюмень, 2013

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ТОГИРРО в соответствии с государственным заданием

                                                            департамента образования и науки Тюменской области

Под редакцией:

Миловановой Н.Г., д.пед.н.,профессор кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО

 

Составитель:

Карасёва Елена Геннадьевна –  доцент кафедры психолого-педагогических технологий

Охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО, к. пед.н.

Рецензенты:

Дмитриева Л.И., доцент кафедры специальной педагогики ИППСУ,

ФГБОУ ВПО ТюмГУ, к.пед.н.

Белькович В.Ю., доцент кафедры дошкольного и начального образования ТОГИРРО, к.пед.н. 

Первичное выявление логопедических проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки «050715- Логопедия» / Составитель Карасёва Е.Г., Тюмень: ТОГИРРО, 2013.

В методических рекомендациях предлагаются материалы по  диагностике устной и письменной речи детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Результаты диагностики позволяют оценить особенности каждого ребёнка, определить оптимальный педагогический маршрут для каждого ребёнка, соответствующий его психофизическим особенностям.

 Данное пособие предназначено для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений, учителей начальных классов, логопедов, слушателей профессиональной переподготовки по специальности «050715- Логопедия».


Введение

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной общеобразовательной программы дошкольного образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные УУД (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие); познавательные УУД (обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах). Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить.

Особенность логопедической работы в общеобразовательном учреждении состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Цель логопедической работы в школе - своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала учениками младших классов, повышение их речевой грамотности и активности. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях, ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Цель работы учителя-логопеда в рамках ФГОС - оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

  Основными задачами  логопедической работы являются следующие:

  • расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Цель методических рекомендаций - предложить педагогам (воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям общеобразовательных учреждений) не только конкретные приёмы обследования устной речи, письменной речи, но и сведения, необходимые для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценки.

Задачи:

1)ознакомить педагогов с принципами обследования устной речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

2) ознакомить педагогов с принципами обследования устной и письменной речи детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

В методических рекомендациях приведены методики для диагностических и коррекционных целей, позволяющие более продуктивно использовать время занятий, разнообразить виды и формы работы с учащимися, сократить время на подготовку к занятиям. Такие методики зарекомендовали себя как эффективный способ диагностики и коррекции нарушений устной и письменной речи.

Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных описаны с учётом того, что первичная несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечёт за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. Методики обследования представлены в соответствии с частными задачами исследования нарушений той или другой сторон речевой системы в целом.

Представленные в методических рекомендациях материалы обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с различными нарушениями речи будут способствовать качественному улучшению диагностики речевых расстройств и помогут педагогам осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении и воспитании.

Единый базовый комплекс диагностических методик для первичного логопедического обследования

Ранний возраст - Исследование речевого развития детей 2 - 3 лет (под ред. Стребелевой Е.А.)
Дошкольный возраст - Обследование устной речи детей старшего дошкольного возраста (О.Б. Иншакова). - Методика обследования нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Волкова Г.А.). - Обследование речевого развития (по О.Е. Грибовой). - Обследование речи детей дошкольного возраста 3-6 лет (Ткаченко Т.А.). - Углублённое логопедическое обследование детей дошкольного возраста с ОНР (по Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.). - Исследование речевого развития детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет (под ред. Стребелевой Е.А.).
Школьный возраст - Обследование устной речи детей младшего школьного возраста (О.Б. Иншакова). - Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей 1 – 11 классов (Фотекова Т., Ахутина Т.). - Исследование нарушений чтения и письма младших школьников (по Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В.)

 

Понимание речи

Активная речь

cловами, облегченными (например, «би-би») и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Четыре предмета (кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробка, из которой они вынимаются Ситуация естественная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: "Кто это, что это?" Называет предметы правильно, например: заяц, машина, и облегченными словами. Употребляемые слова. Не пользуется полными простыми словами.

Понимание речи

А. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Изображение сюжетных картинок, например: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; дядя чинит машину Ситуация естественная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: «Где...?», «Покажи». Помощь ребенку: если ребенок затрудняется ответить, можно рассмотреть сюжет картин и задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины. Отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов. Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не отвечает на вопросы взрослого.

Активная речь

Б.Слоговая структура слова

Употребление двухсложных слов (1 год 9 месяцев) типа: «папа, мама, пила, часы».
Употребление односложных слов (1 год 9 меcяцев) типа: «дом, вот, мяч, там».

В._Звуковая сторона слова
Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Гласные звуки (1 год 9 месяцев)

 

Год 10 месяцев - 2 года

 

Материал Методика выявления Поведение ребенка

Понимание речи

Активная речь

Е. Слоговая структура слова

употребление трехсложных слов без стечения согласных (2 года),

типа: машина, малина, собака, молоко.

Ж. Звуковая сторона слова

отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Гласные звуки (2 года)

 

 

Понимание речи

А. Понимание обращенной речи:

 понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки:

  • игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка);
  • посуда (чашка, тарелка, ложка);
  • одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки, рубашка);
  • мебель (стол, стул, шкаф, кровать);
  • части тела (голова, руки, ноги, шея);
  • части лица (глаза, рот, нос, щеки, лоб);
  • домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь, корова);
  • транспорт (машина, автобус, поезд, самолет);
  • фрукты (яблоко, апельсин, слива);
  • овощи (морковь, огурец, помидор);
  • части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза, усы);
  • действия (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить);
  • прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, желтый, зеленый, сладкий, кислый);
  • наречия (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно, светло).
  Лото, картинный материал.  

Активная речь

А. Говорит многословными предложениями (более трех слов)

  Ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему. В своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более трех слов). Образцы многословных предложений. Характер аграмматизма в предложении. Не говорит многословными предложениями.

Года 7 месяцев - 3 года

 

Материал Методика выявления Поведение ребенка

Понимание речи

А. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов.
Понимание предлогов – «через», «около», «перед»

(3 года)

Шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка Ребенку предлагают выполнить поручения. Выполняет поручения. Не выполняет поручения, не понимает предлоги.

Активная речь

Мелкая моторика рук

Строение: Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук.

Мышечный тонус рук.

Положение кисти рук.

Положение пальцев рук.

Сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:

  • ладонный захват;
  • захват нижней третью пальцев рук;
  • захват верхней третью пальцев рук;
  • захват двумя пальцами - большим и указательным;
  • захват тремя пальцами.

Согласованность движений рук.

Ведущая рука.

Изюм и мисочка. Собирание рассыпанного изюма в мисочку.  

Обследование слуха

При обследовании слуха необходимо проверить, как ребёнок слышит шёпот и разговорную речь (имеется в виду громкость звучания).

Ребёнка располагают спиной к педагогу на расстоянии 5-6 м. Педагог делает полный выдох и шёпотом называет слова, которые ребёнок должен повторить. В первую очередь предлагаются  такие слова, как школа, чайник, машина, чемодан, затем - волна, ворота, пирамида, лопата и т.д. В случае затруднения у ребёнка педагог повторяет эти слова на расстоянии сначала 4м, затем -3м. При обследовании необходимо указать, на каком расстоянии ребёнок воспринимает шёпот. Целесообразно при малейших сомнениях направлять на обследование к аудиологу для выявления минимальных нарушений слуха.

Исследование понимания речи

Задания для детей 3 лет- 4 –го года жизни

· Показать по словесной инструкции логопеда предметы обстановки кабинета (шкаф, стул, стол, ковёр, люстру, зеркало).

· Показать по словесной инструкции логопеда вещи личного обихода (рубашку, платье, носки, туфли).

· Показать по словесной инструкции логопеда изображения предметов определённой формы в ряду других (яблоко, булочку, апельсин, шарик среди предметов прямоугольной и квадратной формы: платочек и квадратный стол среди предметов круглой формы).

· Показать по словесной инструкции изображения больших предметов в ряду маленьких и средней величины.

· Показать по словесной инструкции изображения маленьких предметов в ряду других.

· Показать по словесной инструкции предметы разных цветов. Например, красный шарик и зелёную ёлочку среди изображений предметов разных цветов, в том числе и красного помидора, зелёного огурца и др.

· Выполнить поручение логопеда: «Возьми шарик и положи его на стол», «Встань и подойди ко мне».

· Ответить на вопросы по содержанию прослушанного рассказа:

У Миши был серенький котик. Хвост у котика пушистый, глазки зелёные, лапки мягкие. Миша давал ему молоко и кашу. А котик кашу не любил, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!

1)Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик?

Подвижность речевых органов

У неговорящих детей встречаются ярко выраженные двигательные затруднения: у ребёнка могут быть параличи и парезы (частичные параличи) мышц речевых органов. Это заболевание называется дизартрией (или анартрией).

Признаки:

ü Ребёнок не может повторить вслед за вами требуемое движение. Причём, если вы поможете ему выполнить его, то движение у него может получиться.  

ü Ребёнок не может воспроизвести последовательности действий. Он не может запомнить, в каком порядке нужно совершать движения. Это особенно заметно при выполнении последнего упражнения.

ü Речевые органы не могут переключиться с одного действия на другое. Но, если попытаться выдвинуть его губы вперёд, нажав пальцами на углы рта, движение ребёнку удаётся.

ü Ребёнок не сразу находит нужное положение для своих речевых органов, а действует как на «ощупь». Помощь со стороны облегчает нахождение позы.

2. Вы не обнаружили у ребёнка особенных проблем при выполнении им двигательных заданий. После нескольких попыток большинство упражнений ему не удаются. Серьёзных нарушений понимания речи вы у него также не обнаружили. По поводу уточнения диагноза и назначения лечения необходимо обратиться к дефектологу.

Задания для детей 5-6 лет

· Показать по речевой инструкции логопеда изображения персонажей сказок (Красную шапочку, Бармалея, Буратино, Снежную королеву или других персонажей до 7 изображений).

· Показать по речевой инструкции логопеда у домика те части, которые похожи на треугольник, квадрат, прямоугольник.

· Показать всё круглое в ряду изображений (блюдце, стол, яблоко, лимон, колесо, кабачок, крокодил).

· Показать по речевой инструкции логопеда изображения предметов разных цветов в ряду предложенных: предметы зелёного цвета; предметы красного цвета; предметы жёлтого цвета.

· Показать по сюжетным картинкам времена года.

· Показать в ряду предложенных картинок изображения диких зверей и домашних животных.

Задания для детей 6-7 лет

· Выбрать из ряда предметных картинок изображения, обозначенные логопедом обобщающими словами.

· Показать в ряду сюжетных картинок изображения праздников: Новый год, 8 Марта, день Победы и т.д.

· Показать в ряду сюжетных картинок изображения людей разных профессий: повара, врача, учительницу, ткачиху, библиотекаря, дворника, медсестру, монтёра, шахтёра, космонавта, столяра, лётчика, и т.д.

· Ответить на вопросы по содержанию прослушанного отрывка из сказки (или рассказа). Текст подбирается в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду.

Исследование активной речи

Задания для детей 3-4 лет

Словарь глаголов

ü Нужно выяснить, правильно  ли ребёнок называет известные ему действия. При этом задайте ребёнку вопросы: «Машина что делает?», «Мальчик что делает?».

ü Нужно выяснить, правильно ли ребёнок называет действия, присущие тем или иным объектам. Вопросы: «Самолёт что делает?» (летит), «Поезд что делает?» (едет). «Лампочка что делает?» (светит или горит).

Словарь существительных

ü Нужно выяснить, правильно ли ребёнок называет известные предметы: например, стол, стул, кресло, тарелка, чашка, автобус, машина, дерево, цветок, и т.п. Вы показываете ребёнку сам предмет или картинку с его изображением, а он называет.

ü Нужно выяснить, правильно ли ребёнок называет детёнышей известных ему животных. Вы спрашиваете: «Как называются детёныши кошки, собаки?» (котята) и т.д.

Словарь прилагательных

ü Нужно выяснить, правильно ли ребёнок называет основные цвета: чёрный, белый, красный, зелёный, синий, жёлтый, коричневый. Попросите ребёнка сказать, какого цвета тот или иной предмет.

ü Выяснить, правильно ли ребёнок называет размер предметов: большой, длинный, широкий, маленький, толстый и т.п.

Словарь предлогов

Нужно выяснить, правильно ли ребёнок употребляет предлоги. Вы задаёте ребёнку вопросы о местонахождении предмета. Например: «Где находится ручка?» (в столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом).

Фразовая речь

К 4 годам ребёнок должен уметь составлять предложения, состоящие из 4 слов с предлогами.

· Ребёнок должен закончить по картинке начатое вами предложение, например: «Мальчик едет на велосипеде» (вы называете только первое слово фразы).

· Ребёнок должен дополнить ваше короткое предложение по картинке: например: «Мальчик едет» (мальчик едет на велосипеде). В дальнейшем пусть ищет другие варианты завершения предложения (Мальчик едет по дороге. Мальчик едет домой.). Вы можете при этом задавать ему наводящие вопросы: «На чём едет?», «Где, по чему он едет?», «Куда он может ехать?».

Соблюдение рисунка слова

Соблюдение в слове порядка слогов и звуков называется рисунком или структурой слова. Ребёнок может менять местами в словах звуки и слоги, недоговаривать окончания. Одно и то же слово каждый раз может искажаться совершенно по-разному: например, пидора, мидора -помидор, фраль, вираль, фараль - февраль. Нужно выяснить, правильно ли ребёнок строит слова с точки зрения полноты и последовательности в них звуков и слогов.

· Ребёнок по нескольку раз должен повторять за вами слова, состоящие из 3-4 слогов, например: колокол, миллионер, санаторий, сонатина и т.д. Избегать слов, перегруженных стечениями согласных (когда 2 или 3 согласных звука идут подряд).

· Не нужно путать нарушения структуры слова с тем, когда ребёнок просто пропускает в слове 1 или 2 звука, которые вообще не выговаривает. Предлагайте ему для повторения слова, все звуки в которых ребёнок хот как-нибудь произносит, даже и неправильно.

· Нарушения структуры слова нет и в том случае, когда ребёнок только после нескольких попыток правильно повторяет какое-нибудь незнакомое или малознакомое ему слово- он путает в нём порядок слогов. Имейте в виду, что при нарушении слоговой структуры ребёнок не в состоянии правильно произнести слово ни с какой попытки.

Результаты и рекомендации:

1. Ребёнок вообще не справляется с заданиями. Значит, у него довольно тяжёлая форма общего недоразвития речи - необходимо обратиться к логопеду.

2. Ребёнок одни задания выполняет, а с другими не справляется. Например, он понимает речь, но у него недостаточный словарь и словарный запас. Это значит, у него лёгкая форма общего недоразвития речи.

3. Ребёнок удовлетворительно справляется с заданиями.

Задания для детей 5-6 лет

Упражнения для проверки звукопроизношения:

· Вслед за вами ребёнок должен несколько раз повторить звук в изолированном положении (то есть отдельно- [с].

· Вслед за вами он должен повторять слова, где этот звук находится в разных позициях (в начале, в середине, в конце слова).

Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушаются.

Нарушение речевого выдоха

Признаки нарушенного речевого выдоха:

-носовой оттенок в произношении. Обнаружить его можно следующим образом: ребёнок должен произносить какое-нибудь слово (в словах должны быть звуки [м, н, б]).

- произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука [л] с горловым призвуком.

Нарушение голоса

Признаки нарушенного голоса:

-высокий, пронзительный голос;

- восходящая интонация (когда голос повышается к концу фразы).

-начало речи с твёрдой атаки, то есть с резкого, отрывистого, напряжённого горлового звука;

- ускоренный темп речи;

- слишком громкий голос.

Узнавание неречевых звуков

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».

-гудок машины

-звон колокольчика

-переливание воды

-удары в бубен.

3. Инструкция: «Скажи или покажи»

-Что шумит?

-Что гудит?

-Кто смеётся?

-Что звучит?

-Что шуршит?

Педагог для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного рода коробочки, по постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребёнку показывают знакомые ему предметы и без зрительной опоры ребёнку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

1. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты её будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко-тихо».

2. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо».

Критерии оценки:

4 балла- точное выполнение задания

3 балла- допускает грубые ошибки

2 балла- выполняет 0,5 задания верно

1 балл- отказ, или невыполнение задания.

6. Различение высоты, силы, тембра

Цель: исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

1)Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал»

Ребёнка зовут по имени 4 раза

Произносят короткое [ау] – 4 раза.

2)Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто как кричит, подними нужную картинку»

3)Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто как кричит, подними нужную картинку»:

-кошка-котёнок; мяу (низко), мяу (высоко)

-свинья- поросёнок; хрю (низко), хрю (высоко)

-коза-козлёнок; мэ (низко), мэ (высоко)

Педагог раздаёт детям картинки с изображениями животных – взрослых и детёнышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

4)Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит. Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

– Кто спал на моей кровати? (низко).

-Кто ел из моей миски? (средне)

-Кто сидел на моём стуле? (высоко)

Эти пробы позволяют определить, насколько ребёнок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске.

Критерии оценки:

4 балла- точное выполнение задания

3 балла- допускает грубые ошибки

 2 балла- выполняет 0,5 задания верно

 1 балл- отказ, или невыполнение задания

Дифференциация слогов

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твёрдость-мягкость, свистящие-шипящие и т.д.

1. Инструкция «Покажи кружок, когда услышишь новый слог»

На-на-на-па

Ка-ка-га-ка

2. Инструкция «Послушай слоги и скажи какой лишний» Лексический материал: на-на-на-па, па-ба-па-па; ка-ка-га-ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее»

да-та-да  ба-па-ба  тя-ча-тя  ща-ча-ща

та-да-та  за-са-за    ла-ра-ла ча-ща-ча

Са-ша-са ча-тя-ча    га-ка-га

Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь»

Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва

Критерии оценки:

4 балла- точное выполнение задания

3 балла- допускает грубые ошибки

2 балла- выполняет 0,5 задания верно

1 балл- отказ или невыполнение задания.

Дифференциация фонем

Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.

2. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

1. Инструкция «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».

2. Инструкция «Хлопни, когда услышишь [а, о, у, и, ы, а, э]»

3. Инструкция «Хлопни, когда услышишь звук [м, н, п, т, м, к, н, к]»

4. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»

-ао, уа, аи, ио;

-аиу, иао, уао, оиы;

-аоуи, иоуа, иыоу, аоыи

Критерии оценки:

4 балла- точное выполнение задания

3 балла- допускает грубые ошибки

2 балла- выполняет 0,5 задания верно

1 балл- отказ или невыполнение задания

Существительные

1. Инструкция «Покажи, где нарисовано…?»

Мяч, кружка, пирамида, локоть, подоконник, плечо, торшер, табуретка, памятник

2. Инструкция «Покажи, где нарисовано…?» (проверяется знание времён года и суток, явлений природы)

Осень, зима, утро, вечер, день, облако, молния, луна, туча

3. Инструкция «Покажи, где нарисовано…?» (проверяется знание частей предмета)

Воротник, петля, манжета, карман, рукав, ствол, ветки, корни, листья, плоды, почки

4. Инструкция «Покажи, где нарисовано…?» (проверяется знания названия жилищ)

Дупло, нора, гнездо, будка, берлога, скворечник

5. Инструкция: «Покажи на себе…?» (проверяется знание названий частей тела)

Лоб, брови, щёки, подбородок, ногти, колено, грудь, плечо, локоть.

Критерии оценки:

4 балла- точное выполнение задания

3 балла- допускает грубые ошибки

2 балла- выполняет 0,5 задания верно

1 балл- отказ или невыполнение задания.

Глаголы

1.Инструкция «Покажи, кто….?»

Скачет, прыгает, ползёт, летает, стирает, моется, вяжет, рубит, моет, режет

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий

2. Инструкция «Покажи, кто….?»

Воркует, чирикает, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, рычит, мычит

3. Инструкция «Покажи, кто….?»

Варит (повар), учит (учитель), работает (рабочий), пашет (тракторист), лечит (врач), продаёт (продавец)

4. Инструкция «Покажи, чем….?»

Пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рисуют, подметают

Предлагаются предметные картинки с изображением предметов, например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, расчёска, кисть, веник, расчёска, молоток, лопата.

Критерии оценки:

4 балла- точное выполнение задания

3 балла- допускает грубые ошибки

2 балла- выполняет 0,5 задания верно

1 балл- отказ или невыполнение задания.

Оценка результатов

2,5 баллов- правильное воспроизведение пробы

2 балла- нестойкое употребление звука

1,5 балла – неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке

0 баллов- неверное воспроизведение пробы.

Оценка результатов:

4 балла- правильное и точное воспроизведение каждой пробы

2 балла- самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления

0 баллов- неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения

Оценка результатов:

2 балла- правильное выполнение пробы

0 баллов- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Инструкция 2: Назови предметы, относящиеся к:

Мебели  Инструментам       Насекомым

Обуви     Грибам

Оценка результатов:

2 балла- правильное выполнение пробы

0 баллов- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Г. Подбор слов-предметов к словам- признакам

Инструкция: Про что могу сказать?

Увлекательное  Хорошее

Морозный          Звонкая

Холодное

Оценка результатов:

2 балла- правильное выполнение пробы

0 баллов- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Образование падежных форм имён существительных.

Инструкция: ответь на вопросы.

Кого ты видел в зоопарке?

Чего много в лесу?

Откуда осенью падают листья?

К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем ты ходишь в лес?

На чём катаются дети?

Оценка результатов:

2 балла- правильное и точное выполнение пробы

1 балл- выполнение пробы с помощью

0 баллов- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Согласование прилагательных с существительными

Инструкция: Договори слово.

Портрет краси…

Стаканчик бумаж…

Улыбка приветли…

Окно гряз…

Дни тёпл…

Оценка результатов:

2 балла- правильное и точное выполнение пробы

1 балл- выполнение пробы с помощью

0 баллов- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Согласование существительных с числительными

Инструкция: Посчитай по 2 и по 5. Образец: два дома, пять домов.

Дом         Окно   Ведро

Дерево   Кукла

Оценка результатов:

2 балла- правильное и точное выполнение пробы

1 балл- выполнение пробы с помощью

0 баллов- неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Исследование связной речи

Максимально-100 баллов

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и змея» или по другой серии из 3-4 картин. Максимально-50 баллов.

Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и составь рассказ.

Оценка проводится по 3 критериям:

А. Критерий смысловой целостности:

20 баллов- рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;

15 баллов- допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов;

5 баллов- выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён;

0 баллов- отсутствие описания ситуации.

Б. Критерий лексико-грамматического оформления:

20 баллов- рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

15 баллов- рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность  оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления;

5 баллов- наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов- рассказ оформлен неверно.

В. Критерий самостоятельности выполнения задания:

10 баллов- самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

5 баллов- картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

2,5 баллов- раскладывание картинок с помощью педагога и составление рассказа  по наводящим вопросам;

0 баллов- задание невозможно даже при наличии помощи.

Пересказ прослушанного рассказа. Максимально- 50 баллов.

Инструкция: Послушай, запомни и перескажи его по памяти.

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка проводится по критериям:

А. Критерий смысловой целостности:

20 баллов- пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;

15 баллов- незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов;

5 баллов- выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, дополнен посторонней информацией;

0 баллов- невыполнение.

Б. Критерий лексико-грамматического оформления:

20 баллов- пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

15 баллов- пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления;

5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов- пересказ не составлен.

В. Критерий самостоятельности выполнения задания:

10 баллов- самостоятельный пересказ после первого предъявления;

5 баллов- пересказ с минимальной помощью (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

2,5 балла- пересказ по наводящим вопросам;

0 баллов- задание не выполнено даже с помощью.

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Специфика данной методики: одни и те же контрольные за

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.301 с.