Процесс управления затратами на предприятии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Процесс управления затратами на предприятии

2021-01-29 70
Процесс управления затратами на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассмотрим далее, что в общем представляют собой процесс управления расходами на производство и реализацию продукции на предприятии. Управление расходами предприятия является составляющей системы управления в целом. Поэтому в общих чертах остановимся на некоторых аспектах управления предприятием, чтобы понять сущность управления затратами.

Управление – это деятельность предприятия, направленная на реализацию целей объекта управления при условии рационального использования имеющихся ресурсов. Что касается сути управленческой деятельности, то придерживаясь широко распространенной точки зрения, управление можно представить как реализацию функции планирования, контроля и регулирования, организационной работы, а также стимулирования [2, c. 79].

Исходя из содержания понятия «управление», основными элементами управления затратами на производство и реализацию продукции на предприятии являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат организации, их учета и калькулирования себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

Трудно переоценить то значение, которое имеет наличие информации о затратах и расходах для деятельности предприятия и результатах этой деятельности. Пользователями такой информации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры, кредиторы, органы исполнительной власти.

Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции [4, стр.886].

Непосредственно в процессе управления расходами и себестоимостью продукции решают где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы, и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления расходами и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.

Общая бухгалтерия решает проблемы формирования картины финансового положения организации, исчисления конечных результатов ее деятельности. Данные этого учета предназначены главным образом для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних потребителей.

Счета финансового учета служат для обобщения информации о наличии и движении основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других финансовых вложений, производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов (счета финансового учета – материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, расходы по обычной деятельности, остатки материальных ценностей и продажи).

Производственная бухгалтерия осуществляет формирование информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью, калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг.

Счета управленческого учета предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержек производства и расходов на продажу, стоимости готовой продукции, а также о процессах ее реализации. Наиболее ценными в такой информации считаются данные об оборотах по счетам.

Одновременно выделение управленческого учета способствует сохранению коммерческой тайны об уровне затрат на производство, рентабельности отдельных видов продукции, их конкурентоспособности (счета управленческого учета – материалы, основное производство, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы, результаты производственной деятельности, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, готовая продукция, продажи).

Технически организация может вести учет в рамках единой с финансовым учетом системы счетов или самостоятельной системы счетов [6, c. 312].

Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления затратами и себестоимостью продукции:

1. При прогнозировании, оценки ожидаемой величины затрат и установлении показателей себестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия и ожидаемой прибыли и рентабельности на период более двух лет.

2. В процессе планирования, то есть обоснования величины затрат и себестоимости продукции на предстоящие один - два года с учетом организационного уровня производства и величины всех факторов, которые поддаются количественной оценки. Особое значение, при текущем планировании затрат и себестоимости продукции, имеет экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших, об учете эффективности использования всех видов ресурсов, новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрение новой технологии и т.д.

3. При нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции.

4. В процессе улучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимости продукции.

5. При анализе затрат и себестоимости продукции путем сравнения фактических показателей с плановыми, в динамике, с предприятиями – конкурентами и расчете факторов, влияющих на эти изменения.

6. В процессе контроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой деятельности, выявлении резервов экономии затрат на производство и возможности по снижению величины и уровню себестоимости продукции (за счет совершенствования управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков в деятельности предприятия и т.д.) [6, c. 322].

В целях обеспечения эффективного управления затратами и формированием себестоимости выпускаемой продукции промышленное предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий (соблюдать следующие правила работы):

1. Увеличивать производство конкурентоспособной продукции за счет более низких расходов и, следовательно, цен.

2. Обеспечивать качественной и реальной информацией о себестоимости отдельных видов продукции и учитывать их позиции на рынке по сравнению с продуктами предприятий – конкурентов.

3. Использовать возможности гибкого ценообразования.

4. Представлять объективные данные для составления финансового плана и бюджета предприятия.

5. Иметь возможность оценивать деятельность каждого структурного подразделения с финансовой точки зрения.

6. Принимать обоснованные и эффективные решения.

Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции [9, c. 304].

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна читывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

1. Комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.).

2. Мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства.

3. Мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование; применение ускоренной амортизации и др.).

4. Мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);

5. Мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации; кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; совершенствование организационной структуры управления фирмой и др.).

Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации [12, c. 165].

Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производство хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях предприятия. Координация всей деятельности направлена на оптимизацию затрат. На предприятии эту задачу должна решать система контроллинга, в которой в зависимости от конкретных условий используются различные методы управления затратами:

1. В методе целевых затрат за основу берется ожидаемая цена (стоимость объекта), полученная в ходе разработки. Планируется величина скидок, величина налогов, а также желаемая прибыль, исходя из предполагаемого объема продаж. Целевая цена снижается на соответствующую величину и на основе этих данных получают целевые издержки (затраты, которые предприятие может себе позволить при определенном состоянии рынка).

2. Метод формирования затрат на основе отдельных процессов состоит в разбивке общих затрат на отдельные составляющие (по отдельным процессам или видам деятельности), которые оказывают существенное влияние на уровень совокупных затрат предприятия. Это позволяет увеличить «прозрачность» косвенных расходов, понять причину их возникновения, получить более точную калькуляцию.

3. Метод, учитывающий жизненный цикл продукции, заключается в систематическом сокращении затрат по всему жизненному циклу продукта, включая до- и после- производственные услуги. На стадию, предшествующую производству, приходится более 90% всех затрат по созданию новой продукции. Наибольший потенциал воздействия происходит на этапе конструирования и разработки продукта, причем на конечной стадии разработки заново может быть пересчитано менее 10% общей величины затрат. Использование метода, позволяет учитывать развитие событий (модернизацию продукта, дальнейшие снижение или рост объемов его выпуска, параллельное производство товара-заменителя и т.д.).

4. Управление затратами на качество продукции проводится в основном с целью определения важнейших задач по повышению качества данного продукта, когда снижение затрат приводит к незапланированным изменениям конструкции или технологии производства продукции.

5. Метод управления затратами в конкретной среде заключается в концентрации сил и средств на: применении материало- и энергосберегающих технологий, использование вторичных материальных и энергетических ресурсов и отходов, замене дорогостоящего сырья, материалов, топлива, энергии менее дорогими ресурсами, рационализации организации производства, повышение квалификации персонала и т.д.

6. Метод сравнения с лучшими показателями конкурентов базируется на постоянном сопоставлении затрат предприятия с аналогичными данными других предприятий – его конкурентов. Информация, необходимая предприятию при разработке конкурентных преимуществ, получается из анализа позиции на рынке в сравнении с позициями конкурентов. Основными подходами к формированию конкурентных преимуществ являются: экономия на затратах, уникальное продуктовое предложение, специализация предприятия, заключающаяся в обслуживании либо широкого круга потребителей, например всего целевого рынка, либо только центральных целевых его сегментов.

7. Метод стратегического управления затратами представляет собой анализ цепочки ценностей предприятия, стратегического позиционирования предприятия, факторов, определяющих затраты. Управление затратами различно в зависимости от выбранной предприятием стратегии.

Предприятие формирует стратегию собственного развития, которая, в свою очередь, определяет уровень неопределенности внешней среды, а последнее задает требования к глобальной системе управления затратами на предприятии. Возможно наличие несколько стратегий, которых может придерживаться предприятие, чтобы выиграть в конкурентной борьбе [14, c. 243-244].

Таким образом, исходя из материала изученного во втором параграфе, мы можем сделать вывод, что неотъемлемой частью в управлении затратами на любом предприятии является их планирование и анализ, на основе данных которых базируется вся система управления затратами. Исходя из этого рассмотрим, что представляют собой эти стадии управления затратами в третьем параграфе.

Планирование и анализ затрат на предприятии

 

При характеристике планирования английский ученый Акоф подчеркнул, что «план – это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения». Исходя из высказывания, можно заключить, что целью планирования затрат является определение возможностей наиболее эффективного расходования ресурсов (материальных, трудовых и денежных).

По срокам различают следующие виды планирования себестоимости продукции (работ, услуг):

1. перспективное (охватывает период более трех лет);

2. среднесрочное (от двух до трех лет);

3. краткосрочное или текущее (до одного года).

Целью перспективного планирования является управление будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели в длительном периоде. А краткосрочное планирование, или составление сметы, должно отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми предприятие располагает на данный период [14, c. 212].

Планирование расходов связано с разработкой следующих бюджетов: продаж; коммерческих расходов; прямых затрат на материальные нужды; производственных накладных расходов; прямых затрат на оплату труда; управленческих расходов.

Важное значение в бюджетировании имеет разработка основных элементов операционного бюджета. Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели.

Суммирование всех видов расходов позволяет определить их совокупную величину по промышленному предприятию.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется различными методами, которые зависят от общеэкономических условий, масштабов предприятия и его деятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого учета. Так, на предприятиях, производящих различную продукцию себестоимость планируется в виде определенного размера затрат на рубль товарной продукции в оптовых ценах, в то время как предприятием, вырабатывающим один вид продукции плановая себестоимость устанавливается в абсолютной сумме на единицу изделия [12, c. 213].

При учете затрат в разрезе постоянных и переменных расходов планируются переменные затраты. Планируемая сумма переменных затрат определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции на планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении. Постоянные расходы принимаются в фактической величине.

В планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработки и планируются затраты, исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости [16, c. 413].

Все промышленные предприятия независимо от их организационно-правовых форм и собственности должны осуществлять калькулирование себестоимости продукции.

Калькулирование себестоимости продукции способом суммирования затрат используется в машиностроении и других сложных сферах. В этом случае себестоимость единицы продукции определяется путем суммирования затрат по процессам технологического цикла или по отдельным частям изделия в разрезе калькуляционных статей и деления полученных сумм на фактическое количество выпущенной продукции. Наиболее часто этот метод используется при расчете фактической производственной себестоимости [29, c. 312].

Смета затрат на производство является важнейшим документом при планировании себестоимости. Текущая (годовая) смета затрат входит составной частью в бюджет предприятия. Большую часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском продукции. Смета позволяет выявить направление расходов, т.е. определить, какая их часть связана с выпуском готовой продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного характера. На основе сметы затрат на производство определяется прибыль от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных средствах.

Основной целью планирования себестоимости является определение оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выявлением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при планировании себестоимости решают следующие задачи:

1. Выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство.

2. Обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство.

3. Определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным (в процентах) [29, c. 315].

Следовательно исходным моментом в планировании себестоимости продукции является изыскание возможностей ее снижения и их обоснование, разработка сметы затрат на производство, а также определение уровня себестоимости отдельных видов продукции, т.е. составление плановых калькуляций.

Известно несколько методов планирования себестоимости. Первым методом является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Сущность метода заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции.

Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (по факторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным.

Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и расчетно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде [10, c. 178].

Для достижения оптимальных финансовых результатов необходимо не только абсолютное планирование величины затрат, но и определение их в рациональной структуре.

Выбор наиболее подходящего для конкретных условий варианта формирования затрат предприятия является важнейшей задачей финансовой службы предприятия [12, c. 217].

Следующим элементом управления затратами является их анализ, следовательно перейдем к изучению анализа расходов на производство и реализацию продукции на предприятии.

Целью анализа расходов на производство отдельных видов и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отдельный отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии затрат и уменьшения себестоимости в расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и в перспективе.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемой продукции промышленное предприятие:

1. Изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции.

2. Оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике.

3. Сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей.

4. Исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию.

5. Изучает показатели вклада на покрытие запаса финансовой прочности и операционного рычага.

6. Оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты – с плановой сметой.

7. Определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода.

8. Устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.) [25, c. 229].

Рассмотрим сжато отдельные положения методики анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемой продукции промышленного предприятия.

В процессе анализа изучают совокупные затраты на весь объем произведенной и реализованной продукции и их средний размер на 1 руб. продукции, их изменение по сравнению с планом и в динамике.

При анализе используются методы горизонтального и вертикального сравнения. В ходе горизонтального сравнения фактические данные по общей сумме затрат, а так же в разрезе отдельных составляющих сопоставляются с планируемыми показателями или данными предшествующих периодов. В ходе вертикального сравнения определяют удельный вес или долю каждой составляющей в общей сумме затрат и выявляют структурные изменения.

Каждое предприятие выполняет подробный анализ структуры затрат на производство. Прежде всего определяют удельный вес каждой статьи затрат за определенный период, оценивают темпы изменения ее величины для того, чтобы выявить затраты, которые могут стать значимыми в ближайшем будущем.

При рассмотрении структуры затрат предприятия следует оценивать каждую статью с точки зрения ее значимости и контролируемости.

Обобщение данных промышленных предприятий позволило установить, что важными контролируемыми статьями затрат являются материалы, зарплата, накладные расходы. Высокими темпами растут расходы на электроэнергию. К числу важнейших контролируемых расходов относят расходы на социальные нужды, которые для своего покрытия постоянно требуют наличия средств (эта статья существует только в условиях российской экономики). Причем покрывать эту статью предприятия должны независимо от того, есть ли у него чистая прибыль или нет [9, c. 314].

Особое внимание необходимо уделять анализу безубыточности производства. При этом анализе предприятие получает ответ на такие вопросы: какое воздействие на прибыль имели бы снижение цены реализации и продажа большого количества изделий, какой требуется объем продаж для покрытия дополнительных постоянных затрат в связи с предполагаемым расширением предприятия и др.

Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, расходами и прибылью в течении короткого периода, когда производство продукции предприятия ограничено уровнем имеющихся в настоящее время производственных мощностей [17, c. 116].

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль товарной продукции, который удобен тем, что имеет свойство универсальности – может рассчитаться в любой отрасли производства и, кроме того, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Исчисляется он относительно общей суммы затрат на производство и реализацию продукции в действующих ценах.

Анализ затрат на рубль товарной продукции начинают с использования методов сравнения. Сравнение фактических значений показателя с плановым позволяет дать оценку степени выполнения плана по снижению затрат на рубль товарной продукции. Сравнение фактических значений показателя с данными предыдущих периодов позволяет проследить его динамику, а также результативность мер по снижению себестоимости, принятых в предшествующем периоде.

Изменения показателя происходят под влиянием как объективных, так и субъективных, как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относят: изменение спроса на продукцию, изменение цен на потребляемое сырье, изменение цены на продукцию и т.п. К внутренним: изменение качества продукции, изменение структуры и ассортимента выпуска, изменение уровня ресурсоемкости продукции и т.п. [22, c. 234]

Важным моментом является анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства (оборота), себестоимости и прибыли, потому что необходимым условием получения прибыли является уровень развития производства, обеспечивающий превышение выручки от реализации над затратами на производство и сбыт.

Степень реагирования издержек производства на изменение объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат, который выражается по формуле:

 

K = DS / DN,

 

K – коэффициент реагирования затрат на изменение объема производства;

DS – изменение затрат за период, %;

DN – изменение объема производства, %.

В зависимости от значения коэффициента реагирования выделяют типовые хозяйственные ситуации, которые перечислены в следующей таблице:

 

Таблица 1.1

Классификация характера затрат

Значение коэффициента реагирования затрат Характер затрат
К = 0 Постоянные
0 < К < 1 Дигрессивные
К = 1 Пропорциональные
К > 1 Прогрессивные

[22, c. 245]

 

Чтобы обеспечить снижение себестоимости и повышение прибыльности работы предприятия, необходимо выполнить следующее условие: темпы снижения дигрессивных расходов должны превышать темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов.

Важным аспектом анализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные. Это деление связано со скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов. Например, предприятие не может приобрести полстанка. В связи с этим затраты ресурсов растут не непрерывно, а скачкообразно, в соответствии с размером того или иного потребляемого ресурса. Таким образом, постоянные затраты можно представить как сумму полезных затрати бесполезных, не используемых в производственном процессе.

Деление затрат на постоянные и переменные, а постоянных – на полезные и бесполезные является одной из особенностей директ-костинга. Ценность такого разделения – в организации рационального управленческого учета и повышении качества оперативных данных о прибыли [2, стр.115].

Важным моментом при анализе затрат является анализ затрат на сырье и материалы, т.к. они являются прямыми и занимают значительный удельный вес в себестоимости промышленной продукции. Анализ так же начинают с использования способа сравнения. В процессе анализа прямых материальных затрат изучают соблюдение утвержденных норм расхода материальных ресурсов.

Экономия расхода материальных ресурсов по сравнению с планом создает реальные предпосылки для сверхпланового снижения себестоимости и дополнительного выпуска продукции. Снижение себестоимости при сохранении тех же цен на готовую продукцию ведет к увеличению прибыли предприятия и росту рентабельности, а, следовательно, создает реальные возможности работы предприятия на самофинансировании.

Сокращение затрат на производство единицы продукции является материальной основой для снижения цен на промышленную продукцию, которое приводит к снижению издержек производства в других отраслях, к уменьшению затрат на капитальные вложения и в то же время создает условия для снижения розничных цен на товары массового потребления. Сокращение затрат на производство и реализацию продукции приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств в промышленности [25, c. 332].

Прямые материальные затраты являются переменными, поэтому их величина зависит от объема продукции. Для выявления основных факторов, влияющих на общую сумму прямых материальных затрат, этот показатель представляют виде факторной модели, отражающей его зависимость от четырех факторов: объема производства продукции; структуры продукции; расхода сырья и материала в натуральном выражении на единицу продукции; средней цены за единицу материальных ресурсов. Сумма материальных затрат на отдельный вид продукции зависит от тех же факторов, кроме структуры продукции.

Организация имеет возможность выбирать учетную политику в частности построения учета затрат на производство. Новый план счетов предлагает использовать на выбор несколько схем учета затрат на производство. Выбор того или иного варианта зависит от целого ряда факторов, главным из которых считается специфика деятельности, организационное построение, технологическая структура, организация управления.

Во всех случаях при калькуляции широко используют два понятия – нормативные затраты и сметные затраты. Норма позволяет дать оценку затрат на единицу производства, а смета – на весь объем деятельности. Нормативный метод учета затрат на единицу продукции позволяет выполнить подробный анализ различий в фактической и плановой сметах и обеспечивает более эффективное управление затратами, в том числе и их планирование [4, стр.903].

В процессе планирования российские предприятия не оценивают эффект операционного рычага, коэффициент вклада на покрытие и не оценивают запас финансовой прочности. Если нет информации о переменных и постоянных расходах, нельзя оценить, насколько объем продаж близок к точке безубыточности, какое влияние оказывают колебания объема продаж на прибыль и убыток и насколько рискован бизнес с точки зрения повышения удельного веса постоянных затрат в сложившемся объеме продаж [4, стр.903].

На промышленных предприятиях используются различные методы исчисления себестоимости товарной и отдельных видов продукции: нормативный способ калькулирования, способ суммирования затрат, Директ-костинг («Direct costing»), Абзорпшен-костинг («Absorption costing»), способ исключения затрат на рабочую продукцию, способ прямого расчета, способ пропорционального распределения затрат и комбинированный способ калькулирования и др.

Директ-костинг представляет собой метод калькулирования себестоимости продукции, основанный на разделении всех затрат на постоянные и переменные, с отнесением постоянных на реализованную продукцию. Данный метод, независимо от учетной политики на предприятии, необходим в управленческом учете. Его содержание предусматривает: учет конкретных производственных затрат; отнесение постоянных расходов всей суммой на финансовый результат, а не разноска их по видам продукции; деление затрат на постоянные и переменные, что дает возможность проводить анализ безубыточности; использование более гибкого ценообразования, что позволяет увеличить конкурентоспособность продукции и уменьшает возможность «оседания» продукции на складе; возможность определение прибыли, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, планирование цен и скидок на определенный объем продаж; оценку запасов готовой продукции на складе только по переменным затратам.

Приказ Минфина от 20 декабря 1994г. №167 «Учетная политика предприятия» разрешает списание общезаводских (общехозяйственных) затрат за период непосредственно на уменьшение выручки от реализации без распределения по видам продукции [4, стр.907].

Абзорпшен-костинг представляет собой метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции на складе. Этот метод называют методом полного распределения или поглощения затрат. При использовании этого метода возможно регулировать величину отчетной прибыли, меняя график производства или базового объема производства, взятого для расчета коэффициента распределения постоянных общепроизводственных расходов.

Этот метод относительно часто применяется на российских предприятиях. При его использовании затраты в процессе расчета полной себестоимости (запасы готовой продукции также оцениваются по полной себестоимости) делят на прямые и косвенные.

Данный метод в зарубежных странах считают средством при помощи которого смешивают затраты по производству конкретного вида продукции и затраты самого предприятия. Если крупное предприятие сокращает объем продаж, то при калькулировании по данному методу себестоимость продукции становится выше [4, стр.908].

Наиболее широко на промышленных предприятиях по выпуску товаров народного потребления применяется нормативный способ. Калькулирование себестоимости по нормативным расходам может применяться там, где имеет место повторение операций при производстве. Если же нет повторения операций, то невозможно установить и нормы [4, стр.905].

В западных странах считают наиболее эффективным способом управления затратами их регулирование на стадии возникновения. Там устанавливают нормативы на материалы, труд и услуги, потребляемые в процессе осуществления производственных операций, а не нормативы затрат на готовую продукцию [4, стр.906].

Следует отметить тот факт, что традиционный вариант учета получил в новом плане счетов дальнейшее развитие. В системный учет введена специальная синтетическая позиция, позволяющая контролировать выпуск производства готовой продукции и формирование затрат на производство. Речь идет о счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». В этом счете можно дать обобщенную информацию о выпущенной продукции, а также выявить отклонения фактической производственной себестоимости этой продукции (работ, услуг) от нормированной (плановой) себестоимости. Использование этого счета не является обязательным. Он используется по мере необходимости. Основное условие включения его в схему – наличие и использование в практике нормативной себестоимости продукции (стандарт-класс, нормативный учет).

Указанный счет формирует информацию о выпущенной


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.