Последующие события и реакция Папы Иннокентия III — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Последующие события и реакция Папы Иннокентия III

2021-01-29 103
Последующие события и реакция Папы Иннокентия III 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Победителям, между тем, предстояла трудная задача организовать завоеванные земли. Решено было установить, как было и раньше, империю. Возникал вопрос о том, кто будет императором. Наиболее вероятной казалась кандидатура Бонифация Монферратского, стоявшего, как известно, во главе Крестового похода. Но, по‑видимому, против его кандидатуры высказался Дандоло, считавший Бонифация слишком могущественным и, по его итальянским владениям, слишком близким к Венеции лицом. Сам Дандоло, как дож Венеции, т. е. республики, не претендовал на императорскую корону. Тогда собравшийся совет остановил свой выбор, не без влияния со стороны Дандоло, на более далеком от Венеции и менее могущественном Балдуине Фландрском, который был избран императором и торжественно коронован в Св. Софии».[247] Другие греческие земли были поделены межу завоевателями.

Бодуэн (Балдуин) Фландрский письмом информировал Папу о взятии Константинополя и о своем избрании императором. Его письмо, разумеется, не содержит никаких сведений об упомянутых нами эксцессах взятия города. В этой ситуации Папа, конечно же, может только радоваться тому, что в стране водворен порядок и католическое правление – хотя его распоряжения и были нарушены, Провидение направило все ко благу. В ответном письме Папа «призывает все духовенство, всех государей и народы защищать дело Балдуина и выражает надежду, что со взятием Константинопольской империи станет легче отвоевание Святой Земли из рук неверных; в конце письма папа убеждает Балдуина быть верным и покорным сыном католической церкви».[248] В другом письме Бодуэну Папа мягко упрекает его за непослушание, говоря, что ему было бы, конечно, радостнее видеть возращение Иерусалима христианам, чем возращение Константинополя в послушание Римской Церкви.[249]

Ситуация однако значительно меняется через несколько месяцев: «Но настроение папы изменилось, когда он подробнее ознакомился с ужасами разгрома Константинополя и с содержанием договора о дележе империи. Договор носил чисто светский характер с ясной тенденцией ограничить вмешательство церкви. Балдуин не просил у папы об утверждении своего вышеприведенного императорского титула; Балдуин и Дандоло самостоятельно решили вопрос о Св. Софии, о выборе патриарха, о духовных имуществах и т. д. Во время же разграбления Константинополя подверглись поруганию и осквернению церкви, монастыри и целый ряд высокопочитаемых святынь. Все это вызвало в душе папы тревогу и недовольство крестоносцами».[250]

Папа направляет письма Бонифацио Монферратскому и легату Пьетро Капуано (который к тому моменту из Сирии приехал в Константинополь), прямо осуждая произошедшее и выражая, таким образом, свое отношение, как главы Церкви, к эксцессам 1204 г. В письме к Пьетро Капуано он пишет:

«Услышав же недавно и поняв из ваших писем, что всех крестоносцев, которые задержались для защиты Константинополя от прошлого марта до нынешнего времени, ты освободил от паломнического обета и от несения креста, мы не могли не выступить против тебя, поскольку ты и не должен был и не мог никак на это покуситься, кто бы тебе ни советовал другого и каким бы образом ни совращал твой разум. Ибо <…> они по преимуществу и прежде всего для того приняли знак Креста <…>, чтобы направиться на помощь Святой Земле и <…>, сбившись потом с пути, вплоть до сего дня гоняются за совершенно преходящими выгодами <…>.

Каким же образом Церковь греков, сколь бы она ни была поражена повреждениями <…>, обратится к церковному единству и благоговению перед Апостольским Престолом, если в латинянах [она] видит только лишь пример бесчинств и темные дела, и уже по справедливости может питать к ним большее отвращение, чем к псам? Ведь те, кто не свои ей, но кого она считала ищущими Иисуса Христа, мечи, которые должны были использовать против язычников, обагрили кровью христиан и не щадили ни веры, ни возраста, ни пола; совершили кровосмешения, прелюбодеяния и разврат на глазах у людей, и не только замужних дам, но даже дев, посвященных Богу, выставили для грязной похоти. И не достаточно им, что они взяли императорские богатства и взяли трофеи крупные и мелкие, но даже, что серьезнее, к сокровищницам церквей и к их содержимому протянули они свои руки, похищая даже серебряные доски из алтарей и разламывая на куски, оскверняли храмы, уносили кресты и реликвии».[251]

Практически в тех же словах он обличает во втором своем письме и Бонифацио. Неверны, поэтому, утверждения о том, что Папа не отреагировал на произошедшее: реакция последовала сразу же, как ему стало известно о скрывавшихся до этого от него деталях захвата и разграбления города.

Заслуживает упоминания еще один существенный момент: в рамках «мифа о 1204 г.» Папу Иннокентия обычно обвиняют в том, что он воспользовался ситуацией и назначил на константинопольскую кафедру латинского патриарха, сместив греческого. Между тем, это обвинение не соответствует действительности уже в том пункте, что когда завоеватели устроили выборы латинского Патриарха, Папа еще не был осведомлен о взятии Константинополя латинянами. Однако могут быть интересны и некоторые конкретные детали.

После взятия города светские завоеватели назначили в храм св. Софии группу венецианских каноников. Они, в свою очередь, избирают своим епископом венецианца, субдиакона Римской Церкви, Томмазо Морозини.[252] Как епископ, он, по их мнению, становится Патриархом Константинополя. Эти действия совершенно не соответствуют каноническому праву Церкви (в частности, миряне не могут законно назначать каноников). Иннокентий III не осведомлен об этом неканоническом акте (имевшем место примерно в мае 1204 г.), более того, сам Томмазо Морозини не знает ничего о своем избрании. В декабре 1204 г. он в своем письме предлагает прелатам, находящимся в Константинополе, собрать общую ассамблею латинского духовенства, дабы они могли избрать богобоязненного и подходящего начальника (provisor). Папа ничего не говорит о священном сане этого предстоятеля и вопрос о его статусе, очевидно, на тот момент еще не решен. К январю 1205 г. Иннокентий III, однако, узнает об уже совершившемся помимо него назначении латинского Патриарха. Он глубоко возмущен произошедшим и объявляет выборы недействительными. Тем не менее, политические обстоятельства вынуждают его смириться с уже произошедшим фактом – считая, что сам по себе Фома – достойный кандидат, он уже по собственной инициативе назначает его латинским Патриархом Константинополя.[253] Таким образом, неверно утверждать, что Папа «сместил греческого патриарха, и воспользовался ситуацией для назначения своего». Как именно планировал организовать церковную жизнь в Латинской Романии Папа остается для нас не вполне ясным. Стоит еще упомянуть, что после смерти бежавшего во Фракию константинопольского патриарха Иоанна X Каматира[254] в 1206 г., латинский император Анри I д’Эно[255] разрешает греческому клиру обратиться к Папе с просьбой о разрешении избрать нового греческого патриарха[256] – этот факт указывает на неясность вопроса о том, считалось ли греческое духовенство на территории Латинской Романии подчиненной латинскому патриарха de jure или же только de facto, в силу отсутствия своего главы. До определенного момента, насколько это известно, греческая Церковь формально существовала параллельно латинской.[257]

Вспоминая о том, что условия договора Исаака II Ангела с Саладином предусматривали обращение всех латинских церквей Святой Земли в греческий обряд, стоит упомянуть и о том, что в Латинской Романии, вопреки расхожему мнению, большая часть храмов оставалась за греками: «В самом Константинополе был произведен своеобразный раздел храмов между католиками и православными. Из 300 церквей 7 отдали венецианцам, около 80 – французам, 2 церкви (Богородицы во Влахернах и св. Михаила в Буколеоне) являлись императорскими, и там утвердились фламандцы. Не менее 250 церквей сохранили за греками, хотя часть их была закрыта либо из‑за плохого состояния зданий, либо из‑за исхода клириков и мирян из соответствующего прихода. Ряд церквей находился в совместном использовании как православных, так и католиков, и служба в них, как, например, в храме св. Софии, происходила поочередно для представителей обеих конфессий».[258]

Более подробное рассмотрение церковного устройства и церковных взаимоотношения латинян и греков на территории Латинской Романии выходит далеко за пределы нашей работы. Мы привели два этих примера лишь для того, чтобы подчеркнуть, что многие расхожие стереотипы уничтожаются при серьезном изучении исторического материала.

 

 

ВЫВОДЫ

 

Выводы, к которым мы приходим при тщательном изучении обстоятельств и событий IV Крестового похода, можно было бы кратко изложить словами одной из статей профессора Томаса Мэддена, крупнейшего современного специалиста по истории Крестовых походов вообще и IV Крестового похода в частности:

«IV Крестовый поход (1201–1204) сел на мель, запутавшись в хитросплетениях византийской политики, которую люди Запада так никогда до конца и не поняли. Зайдя „по дороге“ в Константинополь, чтобы восстановить на престоле законного императора, сын которого обещал огромную награду и помощь Святой Земле, крестоносцы столкнулись с предательством греков и в 1204 г. захватили и жестоко разграбили величайший христианский город на свете. Папа Иннокентий III, успевший к тому времени дважды отлучить неверных своим обетам баронов от Церкви, мог лишь еще раз осудить их».[259]

Полностью соглашаясь с этими словами, постараемся более подробно изложить наши выводы:

1. В истории православной Византии до IV Крестового похода имели место тяжкие злодейства в отношении латинян (массовое ограбление венецианских купцов в 1171 г.; массовая резня латинян в Константинополе в 1182 г., число погибших в котором в несколько раз превышало численность убитых при захвате и разграблении города в 1204 г.; отвратительные предательства – в частности союз с Саладином против III Крестового похода). Все эти события стали частью восприятия византийцев на Западе и косвенно оказали свое влияние на события IV Крестового похода, хотя и не были их прямой причиной.

2. Крестоносным воинством манипулировали сперва венецианцы, а затем – в дополнение к ним – также и светские руководители похода при потворстве сопровождающих их епископов, постоянно игнорирующих распоряжения из Рима. Папское руководство походом было с самого начала прямо отклонено венецианцами, не принявшими присланного Папой Иннокентием III легата, который вынужден был покинуть крестоносцев.

3. Примерно за два года до разграбления Константинополя крестоносцы и венецианцы захватили и разграбили католический город Задар, находившийся под защитой Святого Престола и вопреки прямому запрету Папы Иннокентия III. Венецианская часть участников дальнейших событий на протяжении всего времени находилась за это под папским отлучением от Церкви. Этот факт, однако, был сознательно скрыт от простых крестоносцев лидерами похода и высшим духовенством, вопреки приказам Святого Престола.

4. Под страхом отлучения от Церкви Папа Иннокентий III запрещал крестоносцам отклоняться от следования в Святую Землю и прямо запрещал нападение на Константинополь. Поход к Константинополю противоречил планам Апостольского Престола, ведшего в это время переговоры об унии с узурпировавшим престол Алексеем III. Этот запрет также был сознательно скрыт от масс крестоносцев сопровождавшими поход епископами и светскими руководителями похода.

5. Крестоносцы направились в Византию по приглашению законного наследника императорского престола, Алексея Ангела для того, чтобы помочь ему вернуть принадлежавший ему по праву трон. Взамен за это он клятвенно обещал богатое вознаграждение, настоятельно необходимое для продолжения движения в Святую Землю.

6. Свои обязательства крестоносное войско выполнило. Однако император Алексей IV, как и его отец, восстановленный ими на престоле император Исаак II Ангел, выполнив часть своих обязательств в резкой форме отказались выполнять оставшиеся. Фактически, крестоносцы были вероломно обмануты главами Византийской Империи. Это побудило их начать войну против Алексея IV, направленную на взыскание законно принадлежавшего им по договору имущества.

7. Следом за этим власть в империи была незаконно захвачена узурпатором Алексеем V Дукой Мурзуфлом. Он не только отказался уплатить долги, перешедшие к нему от предательски убитого им императора Алексея IV и сведенного им в могилу Исаака II, но и, по‑видимому, пытался обманом убить вождей крестоносного воинства. Это вызвало справедливое возмущение крестоносцев. Признавшие Мурзуфла жители Константинополя, согласно взглядам эпохи, рассматривались ими как пособники убийцы и узурпатора.

8. Светские руководители похода в этой ситуации считали единственным решением завоевать город, сместить узурпатора и восстановить порядок в империи, учредив собственное управление, поскольку династия Ангелов пресеклась и законного наследника престола не было. Сопровождающие поход епископы, зная о запрете Папы на такой шаг, тем не менее, одобрили его; при этом они сознательно обманули простых крестоносцев приравняв в их глазах взятие Константинополя к исполнению крестоносного обета.

9. Светские вожди похода составили договор о разделе Империи. Этот договор предусматривал не только разграбление города – что полностью соответствовало военной этике эпохи – но и присвоение завоевателями‑мирянами большей части церковного имущества (т. е. ограбление храмов). Это условие всецело противоречило законам и интересам Католической Церкви и носило антицерковный характер.

10. Вход в сдавшийся после сражения город сопровождался массовым разграблением храмов, а также эксцессами неуправляемого войска (избиение богатых горожан, изнасилования женщин, кощунство в отношении храмов и Святых Даров). Главным злодеянием в глазах современников было бы разграбление храмов, о котором поэтому не было сообщено Папе (как и о других эксцессах) и которое замалчивали хронисты‑участники похода.

11. Хотя и недовольный тем, что, вопреки его указаниям, крестоносцы не исполнили основной цели – помочь освободить Иерусалим, Папа Иннокентий III приветствовал переход Константинополя под власть католического правителя, как деяние Провидения. Однако, когда он, через несколько месяцев узнал об эксцессах разорения города и об ограблении храмов, он жестко и недвусмысленно осудил эти деяния.

12. Если не принимать во внимание нарушений папских распоряжений и возмутительных эксцессов при разграблении Константинополя, военные действия участников похода вполне соответствовали принципам справедливой войны и не могут рассматриваться, как злодейские.

13. Все нарушения и злодеяния в ходе похода совершались вопреки известной воле и прямым распоряжениям Папы Иннокентия III, главы Католической Церкви. Ответственность за эти деяния падает, таким образом не на Католическую Церковь, а на светских вождей похода и сопровождавших их епископов (не бывших представителями Рима и отправившихся в поход по собственной инициативе; один из епископов даже был под отлучением); именно они, ради собственных интересов использовали войско, замалчивая распоряжения Папы и сознательно действуя вопреки им.

14. Эти действия, и особенно действия епископов, сопровождавших поход, никоим образом не являются выражением католического духа; напротив, злостно игнорируя указания Папы и исходя из «местных» интересов, они действуют в духе автономности епископской власти, более свойственном, скорее, православной экклесиологии. Католическому взгляду на Церковь эти действия прямо противоречили.

Грешники, совершившие злодеяния в 1204 г., как светские, так и духовные лица, были, несомненно, католиками. Однако, поскольку они действовали вопреки воле земного главы Католической Церкви и церковным законам, совершенно непонятно, как можно вину за их поступки возлагать на всю Католическую Церковь в качестве ее «исторической ответственности». Подобные обвинения противоречат справедливости и христианской истине. Можно усмотреть лишь единственную причину, по которой они могут производиться теми, кто знает реальный ход событий – желание насадить и оправдать вражду и ненависть, противоречащие духу Христову. Да убережет Господь от этого нас всех.

 

ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

 

Автор статьи выражает глубокую признательность всем, кто помогал и содействовал ему в работе над ней. Особую благодарность хотелось бы выразить: Петру Безрукову за библиографическую поддержку, участие в работе над справочным аппаратом статьи и ценнейшие замечания; Дмитрию Оленеву и Илоне Маневской, неоценимо содействовавшим мне в поиске необходимых публикаций; Анне Лейциной и Ф. Л. Моисееву за любезно сделанный перевод на русский язык необходимых цитат из первоисточников; членам нашей общины и моей семьи – за неизменное терпение, участие и помощь на протяжении всей работы.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Источники

 

1. Виллардуэн Ж., де. Завоевание Константинополя / пер., ст. и коммент. М. А. Заборова. М.: Наука, 1993. (Памятники исторической мысли.)

2. История крестовых походов в документах и материалах / ред. М. А. Заборов. М.: Высшая школа, 1977.

3. Клари Р., де. Завоевание Константинополя / пер., ст. и коммент. М. А. Заборова. М.: Наука, 1986. (Памятники исторической мысли.)

4. Никита Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина / пер. с греч. под ред. В. И. Долоцкого. СПб: Григорий Трусов, 1860. Т. I. (Византийские историки…)

5. Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина / пер. с греч. под ред. Н. В. Чельцова. СПб: Департамент уделов, 1862. Т. II. (Византийские историки…)

6. Одон Дейльский. О странствовании Людовика VII, франкского короля, на Восток // Памятники средневековой латинской литературы X–XII вв. / отв. ред. М. Е. Грабарь‑Пассек и М. Л. Гаспаров. М.: Наука, 1972. С. 171–176.

7. Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. / подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова // «Изборник»: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969. С. 280–289, 734–735.

8. Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита / пер. и коммент. О. А. Акимовой. М.: Индрик, 1997. (Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы.)

9. [Anonimus Halberstadensis.] Gesta Episcoporum Halberstadensium // Monumenta Germaniж Historica… Scriptorum. Hannoverж: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1874. T. XXIII. P. 73–123.

10. [Ansbertus.] Historia de expeditione Friderici imperatoris / ed. A. Chroust // Monumenta Germaniж Historica… Scriptores rerum Germanicarum. Berolini: Apud Weidmannos, 1928. N. S. T. 5. P. 1–115.

11. Contemporary Sources for the Fourth Crusade / ed. by A. J. Andrea. Leiden: Brill Academic Publishers, 2000. (Medieval Mediterranean. Vol. 29.)

12. The Deeds of Innocent III / ed. and trans. by J. M. Powell. Washington, DC: Catholic University of America Press, 2004.

13. The Devastatio Constantinopolitana. A Special Perspective on the Fourth Crusade: An Analysis, New Edition, and Translation / ed. and trans. by A. J. Andrea // Historical Reflections. Alfred, NY, 1993. Vol. 19, No. 1. P. 131–149.

14. [Eustathius Thessalonicensis.] Die Normannen in Thessalonike: Die Eroberung von Thessalonike durch die Normannen (1185 n. Chr.) in der Augenzeugenschilderung des Bischofs Eustathios / bbers., eingel. und erkl. von H. Hunger. Graz: Verlag Styria, 1955. (Byzantinische Geschichtsschreiber. Bd. 3.)

15. [Eustathius Thessalonicensis.] Eustathii Thessalonicensis Opera Minora / hrsg. von P. Wirth. Berlin; New York: Walter de Gruyter Inc., 2000.

16. Exuviж sacrж constantinopolitanж / ed. par P. Riant; pref. de J. Durant. Paris: Editions de CTHS, 2004. 2 vols.

17. Geoffroi de Villehardouin. La Conquкte de Constantinople / ed. et trad. par E. Faral. Paris: Belles Lettres, 1938–1939. Vol. 1–2. (Les classiques de l’histoire de France au Moyen Age. Vol. 18–19.)

18. Gesta Innocentii III // Patrologia Latina / ed. J. P. Migne. Lutetia Parisiorum: Excudebat Migne, 1855. T. 214. Col. XV–CCXXVIII.

19. Guillelmus Tyrensis. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum // Patrologia Latina / ed. J. P. Migne. Lutetia Parisiorum: Excudebat Migne, 1855. T. 201. Col. 209–892.

20. Gunther of Pairis. The Capture of Constantinople: The «Historia Constantinopolitana» of Gunther of Pairis / ed. and trans. by A. J. Andrea. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1997.

21. Gunther von Pairis. Hystoria Constantinopolitana: Untersuchung und kritische Ausgabe / hrsg. von P. Orth. Hildesheim: Weidmann, 1994. (Spolia Berolinensia. Bd. 5.)

22. [Guntherus Parisiensis.] Guntheri Cisterciensis Historia captж a Latinis Constantinopoleos // Patrologia Latina / ed. J. P. Migne. Lutetia Parisiorum: Excudebat Migne, 1855. T. 212. Col. 223–255.

23. [Hugo comes Sancti Pauli. Epistola ad Henricum Lovanium] / ed. G. Waitz // Monumenta Germaniж Historica… Scriptores rerum Germanicarum. Hannoverж: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1880. T. 18. S. 203–208.

24. [Innocentius III.] Die Register Innocenz’ III / Bearb. von O. Hageneder und A. Haidacher. Graz; Kцln: Цsterreichischen Kulturinstitut, 1964–. Bd. 1–.

25. [Innocentius III.] Innocentii III Romani Pontificus regestorum sive epistolarum // Patrologia Latina / ed. J. P. Migne. Lutetia Parisiorum: Excudebat Migne, 1855. T. 214–216.

26. [Robertus Autissiodorensis.] Canonici S. Mariani Autissiodorensis Chronicon / ed. O. Holder‑Egger // Monumenta Germaniж Historica… Scriptorum. Hannoverж: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1882. T. XXVI. P. 219–276.

27. [Robertus de Monte.] Roberti de Monte Cronica / ed. D. L. C. Bethmann // Monumenta Germaniж Historica… Scriptorum. Hannoverж: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1843. T. VI. P. 475–535.

 

Литература

 

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / ред. А. А. Сванидзе. 12‑е изд. М.: Просвещение, 2005.

2. Асмус В., прот. Четвертый крестовый поход (1198–1204): Слово на торжественном акте в день Покрова Божией Матери // Богословский вестник. № 3. М.: Греко‑латинский кабинет им. Ю. А. Чичалина; Сергиев Посад: МДА, 2003. С. 237–247.

3. Афиногенов Д. Е. Рассказ Никиты Хониата о падении Константинополя: некоторые замечания о стилистической структуре // Византия и Запад (950‑летие схизмы христианской церкви, 800‑летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М.: ИВИ РАН, 2004. С. 13–14.

4. Васильев А. А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя / вступ. ст., прим., науч. ред., пер. с англ. яз. и имен. указ. А. Г. Грушевого. СПб: Алетейя, 1998. (Византийская библиотека.)

5. Виймар П. Крестовые Походы: Миф и реальность священной войны / пер. с фр. Д. А. Журавлевой. СПб.: Евразия, 2006. (Историческая библиотека.)

6. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука, 1980.

7. Иоанн Павел II. «Прощаем и просим прощения» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 23–25.

8. Каждан А. П. Никита Хониат и его время. СПб: Дмитрий Буланин, 2005.

9. Каждан А. П., Заборов М. А. Гийом Тирский о составе господствующего класса в Византии (конец XI–XII в.) // Византийский временник. М., 1971. Т. 32. С. 48–54.

10. Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная церковь / пер. с англ. Г. Вдовина. М.: Библ. – богосл. ин‑т св. апостола Андрея, 2001. (Современное богословие.)

11. Карпов С. П. Латинская Романия. СПб: Алетейя, 2000. (Византийская библиотека.)

12. Культура Византии. 2‑я пол. VII–XII вв. / отв. ред. З. В. Удальцова, Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1989.

13. Лебедев А. П. История Греко‑Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. СПб: Изд‑во Олега Абышко, 2004. Кн. 1–2. (Библиотека христианской мысли. Исследования.)

14. Лебедева Г. Е., Якубский В. А. О. А. Добиаш‑Рождественская как историк крестовых походов // Византия и Запад (950‑летие схизмы христианской церкви, 800‑летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М.: ИВИ РАН, 2004. С. 102–106.

15. Митрофанов П. П. Изменение в направлении четвертого крестового похода // Византийский временник. 1897. Т. 4. Вып. 3–4. С. 461–523.

16. Мэдден Т. О подлинной истории Крестовых походов // «Una Fides» [online]. 25 Aug. 2005. URL http://www.christianity.org.ru/unafides/madden_crusades.html.

17. «Православная Византия и Латинский Запад (К 950‑летию разделения Церквей и 800‑летию захвата Константинополя крестоносцами)»: Сб. мат. М.: Паломнический центр Московского Патриархата, 2005.

18. Райли‑Смит Дж., Булл М., Ллойд С., и др. История крестовых походов / пер. с англ. Е. Дормана. М.: Крон‑Пресс, 1998. (Экспресс.)

19. Ратцингер Й. «Запятнавшая себя грехами, но прекрасная благодатью Твоей» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 26–31.

20. Ришар Ж. Латино‑Иерусалимское королевство / пер. с фр. А. Ю. Карачинского. СПб: Евразия, 2002. (Clio.)

21. Соколов Н. П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов: Саратов. гос. ун‑т, 1963.

22. Суттнер Э. К. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления единства / пер. с англ. О. Величко. М.: Библ. – богосл. ин‑т св. апостола Андрея, 2003. (История Церкви.)

23. Трубников А., Бойчук Б. Четвертый крестовый поход. Взгляд из второго тысячелетия // Журнал «Самиздат»: Александр Трубников. Музей альтернативных историй[online].7Aug.2005. URL http://zhurnal.lib.ru/t/trubnikow_a/crusade_04_1.shtml.

24. Успенский Ф. И. История Византийской империи: В 5 тт. Т. 4: Отдел VI: Комнины; Отдел VII: Расчленение империи. М.: АСТ: Астрель, 2002. (Классическая мысль)

25. Успенский Ф. И. История крестовых походов. СПб: Евразия, 2000. (Clio.)

26. Юревич О. Андроник I Комнин / пер. с англ. К. Л. Дробинской. СПб: Евразия, 2004.

27. Andrea A. J. Cistercian Accounts of the Fourth Crusade: Were They Anti‑Venetian? // Analecta Cisterciensia. Rome, 1985. Vol. 41. P. 3–41.

28. Andrea A. J. Conrad von Krosigk, Bishop of Halberstadt, Crusader, and Monk of Sittichenbach: His Ecclesiastical Career, 1184–1225 // Analecta Cisterciensia. Rome, 1987. Vol. 43. P. 11–91.

29. Andrea A. J. The Historia Constantinopolitana: An Early Thirteenth Century Cistercian Looks at Byzantium // Analecta Cisterciensia. Rome, 1980. Vol. 36. P. 269–302.

30. Angold M. The Road to 1204: the Byzantine Background to the Fourth Crusade // Journal of the Medieval History. Amsterdam, 1999. Vol. 25, No. 3. P. 257–278.

31. [ Bartholomew I. ] His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew On the Quest for the Unity of the Orthodox and Roman Catholic Churches. Wednesday, May 12, 2004 // Ecumenical Patriarchate of Constantinople [online]. 12 May 2004. URL http://www.patriarchate.org/making_peace/?id=16.

32. Brand Ch. M. The Byzantines and Saladin, 1185–1192: Opponents of the Third Crusade // Speculum. Cambridge, MA, 1962 (Apr.). P. 167–181.

33. Carroll W. H. A History of Christendom. Vol. 3: The Glory of Christendom (1100–1517). Front Royal, VA: Christendom Press, 1993.

34. Cleve T. C., van. Markward of Anweiler and the Sicilian Regency: A Study of Hohenstaufen Policy in Sicily During the Minority of Frederick II. Pinceton: Princeton University Press; Oxford: Oxford University Press, 1937.

35. Day G. W. Genoese Involvement with Byzantium, 1155–1204: a Diplomatic and Prosopographical Study. [Ph. D.] Urbana, IL: University of Illinois at Urbana‑Champaign, 1978.

36. Dietren J.‑L., van. Niketas Choniates: Erläuterungen zu den Reden und Briefen nebst einer Biographie. Berlin: Walter De Gruyter Inc., 1971.

37. Durant W. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante: A.D. 325 – 1300. New York: Simon and Schuster, 1950. (The Story of Civilization. Vol. 4.)

38. Edbury P. W., Rowe J. G. William of Tyre: Historian of the Latin East. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1988.

39. El‑Cheikh N. M. Byzantium through the Islamic Prism from the Twelfth to the Thirteenth Century / The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World / ed. A. E. Laiou and R. P. Mottahedeh. Washington, DC: Dumbarton Oaks Publishing Service, 2001. P. 53–69.

40. Fotheringham J. K. Genoa and the Fourth Crusade // English Historical Review. Oxford, 1910 (Jan.). Vol. 25, No. 97. P. 26–57.

41. Gibbon E. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire. London: John Murray, 1887. 8 vols.

42. Harris J. Distortion, Divine Providence and Genre in Nicetas Choniates’s Account of the Collapse of Byzantium, 1180–1204 // Journal of Medieval History. Amsterdam, 2000. Vol. 26, No. 1. P. 19–31.

43. The History of the Crusades. Vol. I: The First Hundred Years / ed. by M. W. Baldwin. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1969.

44. The History of the Crusades. Vol. II: The Later Crusades, 1189–1311 / ed. by R. L. Wolff and H. W. Hazard. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1969.

45. Jacoby D. Italian Privileges and Trade in Byzantium before the Fourth Crusade: A Reconsideration // Anuario de estudios medievales. Barcelona, 1994. Vol. 24. P. 349–369.

46. John Paul II. Address to Holy Synod [of the Orthodox Church of Greece] // L’Osservatore Romano: Weekly Edition in English. 9 May 2001. P. 3.

47. Kazhdan A. P. Latins and Franks in Byzantium: Perception and Reality from the Eleventh to the Twelfth Century // The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World / ed. by A. E. Laiou and R. P. Mottahedeh. Washington, DC: Dumbarton Oaks Publishing Service, 2001. P. 83–100.

48. Krey A. C. William of Tyre: The Making of an Historian in the Middle Ages // Speculum. Cambridge, MA, 1941 (Apr.). Vol. 16, No. 2. P. 149–166.

49. Madden Th. F. Enrico Dandolo and the Rise of Venice. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2006.

50. Madden Th. F. The New Concise History of the Crusades. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, 2005.

51. Marin Ş. The First Venetian on the Patriarchal Throne of Constantinople. The Representation of Tommaso Morosini in the Venetian Chronicles // Quaderni della Casa Romena 2 (2002): Occidente‑Oriente. Contatti, influenze, l’image de l’autre / cura di I. Bulei, Ş. Marin e R. Dinu. Bucarest: Casa Editrice Enciclopedica, 2003. P. 49–90.

52. Maleczek W. Petrus Capuanus: Kardinal, Legat am vierten Kreuzzug, Theologe († 1214). Vienna: Verlag der Цsterreichischen Akademie der Wissenschaften, 1988.

53. Moore J. C. Pope Innocent III (1160/61–1216): To Root Up and to Plant. Leiden: Brill Academic Publishers, 2003. (Medieval Mediterranean. Vol. 47.)

54. Noble P. S. Eyewitnesses of the Fourth Crusade: the Reign of Alexius V // The Medieval Chronicle II. Proceedings of the 2nd International Conference on the Medieval Chronicle. Driebergen/Utrecht 16–21 July 1999 / ed. by E. Kooper. Amsterdam; New York, NY: Rodopi, 2002. P. 178–189. (Costerus New Series, 144.)

55. Noble P. S. Eyewitnesses of the Fourth Crusade – the War against Alexius III // Reading Medieval Studies. Reading, 1999. Vol. 25. P. 75–90.

56. Noble P. S. The Importance of Old French Chronicles as Historical Sources of the Fourth Crusade and the Early Latin Empire of Constantinople // Journal of the Medieval History. 2001. Vol. 27, No. 4. P. 399–416.

57. Noble P. S. Villehardouin, Robert de Clari and Henri de Valenciennes: their different approaches to the fourth crusade // The Medieval Chronicle I. Proceedings of the 1st International Conference on the Medieval Chronicle, Diebergen/Utrecht, 13–16 July 1996 / ed. by E. Kooper. Amsterdam; Atlanta, GA: Rodopi, 1999, p. 202–211. (Costerus New Series, 120.)

58. Pixton P. B. The German Episcopacy and the Implementation of the Decrees of the Fourth Lateran Council, 1216–1245: Watchmen on the Tower. Leiden: Brill Academic Publishers, 1995. (Studies in the History of Christian Thought)

59. Queller D. E., Compton Th. K., Campbell D. A. The Fourth Crusade: The Neglected Majority // Speculum. Cambridge, MA, 1974 (Jul.). Vol. 49, No. 3. P. 441–465.

60. Queller D. E., Day G. W. Some Arguments on Defense of the Venetians on the Fourth Crusade // American Historical Review. Washington, DC, 1976 (Oct.). Vol. 81, No. 4. P. 717–737.

61. Queller D. E., Madden Th. F. The Fourth Crusade: The Conquest of Constantinople, 1201–1204. 2nd ed. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1999.

62. Schmandt R. H. The Fourth Crusade and the Just‑War Theory. Philadelphia, PA: Saint Joseph’s College Press, 1975.

63. Sweeney J. R. Hungary in the Crusaders, 1169–1218 // International History Review. Burnaby, BC, 1981. Vol. 3. P. 467–481.

64. Swietek F. R. Gunther of Pairis and the Historia Constantinopolitana // Speculum. Cambridge, MA, 1978 (Jan.). Vol. 53, No. 1. P. 49–79.

65. Wolff R. L. Baldwin of Flanders and Hainaut, First Latin Emperor of Constantinople: His Life, Death, and Resurrection, 1172–1225 // Speculum. Cambridge, MA, 1952 (Jul.). Vol. 27, No. 3. P. 281–322.

66. Wolff R. L. Politics in the Latin Patriarchate of Constantinople, 1204–1261 // Dumbarton Oaks Papers. Washington, DC, 1954. Vol. 8. P. 225–303.

67. Wolff R. L. Romania: the Latin Empire of Constantinople // Speculum. Cambridge, MA, 1948 (Jan.). Vol. 23, No. 1. P. 1–34.

Информация для цитирования: Эта статья была опубликована в электронном виде на сайте http://www.Baznica.Info. Просьба при цитировании ссылаться на него, как на место расположения электронной публикации.

 

 

 


[1] Романией, т. е. «Царством ромеев» или «греков», восточную часть Римской империи называли на Западе задолго до Крестовых походов. Позднее, в европейской медиевистике, термином Латинская Романия стали обозначать «совокупность владений западноевропейских феодалов, а также итальянских морских республик, Генуи и Венеции, на территории Византии» (Карпов С. П. Латинская Романия. СПб, 2000. С. 9). См. также Wolff R. L. Romania: the Latin Empire of Constantinople // Speculum. 1948 (Jan.). Vol. 23, No. 1. P. 1–34.

 

[2] Показателен в плане мифологизации сознания учебник Истории средних веков для 6 класса Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского (по нему, с незначительными изменениями, учились поколения российских детей до недавнего времени, а многие продолжают учиться и сегодня). В разделе о IV Крестовом походе ничего не говорится о приглашении царевича Алексея и о промежуточных событиях похода, включая и разграбление Задара. После изложения истории о задолженности крестоносцев венецианцам, авторы сразу же, без какой‑либо смычки переходят к событиям после второго штурма Константинополя: «Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. В 1204 году „освободители Гроба Господня“ штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады» (Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков. М., 2005. С. 143). Вероятно, таким образом авторы учебника пытаются привить читателям критическое и последовательное историческое мышление и побудить их к лучшему пониманию всей сложности исторических событий.

 

[3] Уже в этих словах заключается один из расхожих мифов. Современные исследования историков показали, что желание наживы практически не играло роли мотива в умонастроениях участников Крестовых походов. Дж. Райли‑Смит пишет: «Крестоносцы понимали, что их предприятие может потребовать огромных затрат, и мы уже видели, насколько разорительными оказывались крестовые походы. Не сохранилось почти никаких сведений о том, что первые крестоносцы возвращались домой разбогатевшими, хотя они и привозили с собой разнообразные христианские реликвии <…> С другой стороны, вернувшиеся крестоносцы и их семьи должны были выкупать заложенные перед походом земли и имущество, отдавать долги <…>» (Райли‑Смит Дж., и др. История крестовых походов. М., 1998. С. 92). В современной историографии, стоящей на надежной почве изучения источников и фактов, «наконец‑то ищущие приключений и богатств младшие сыновья исчезли со сцены. Очень немногие современные историки продолжают верить в теорию о том, что в походы отправлялись в первую очередь младшие члены баронских семей, не имевшие владений и не находившие себе применения на родине» (Там же. С. 16). Крестовый поход был способом покаяния и искупления грехов. Война в крестовом походе рассматривалась, прежде всего, «как акт благочестия, форма религиозного служения, которое можно сравнить с вознесением молитвы» (Там же. С. 95).

 

[4] Иоанн Павел II. «Прощаем и просим прощения» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 24. Здесь мы не будем вдаваться в сложную богословскую проблематику различения между применением насилия и оправданным использованием силы.

Очень осторожно выражено и более раннее высказывание Папы Иоанна Павла II о событиях 1204 г. – в обращении к архиепископу Афинскому, во время визита в Грецию, от 4 мая 2001 г.: «Конечно, нас отягчают прошлые и нынешние противоречия, и продолжающееся непонимание. Но в духе взаимной любви мы можем и должны их преодолеть, ибо этого от нас требует Господь. <…> За прошлые и нынешние случаи, когда сыны и дочери Католической Церкви грешили действием или бездействием против своих православных братьев и сестер, да дарует нам Господь прощение, которого мы просим у Него. Некоторые воспоминания особенно болезненны, и некоторые события отдаленного прошлого оставили глубокие раны в умах и сердцах людей до сего дня. Я думаю об ужасном нападении на имперский град Константинополь, столь долго бывший оплотом христианства на Востоке. Трагично, что воители, направлявшиеся, чтобы обеспечить свободный доступ христиан в Святую Землю, обратились против своих братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, наполняет сердца католиков глубокой скорбью. Как мы можем не увидеть здесь тайны беззакония, действующей в человеческом сердце? Богу одному принадлежит суд, и потому мы вверяем тяжкое бремя прошлого Его бесконечному милосердию, прося его исцелить раны, от которых до сих пор страдает дух греческого народа». (John Paul II. Address to Holy Synod [of the Orthodox Church of Greece] // L’Osservatore Romano: Weekly Edition in English. 9 May 2001. P. 3).

В 2004 г. константинопольский Патриарх Варфоломей I выразил свое положительное отношение к высказыванию Папы: «В этом году мы с глубокой скорбью вспоминаем разграбление Константинополя в 1204 г. Восемьсот лет назад западные крестоносцы вступили в город и разграбили его. Эта трагедия отражает сложные политические и коммерческие факторы того времени. Однако она серьезно отягчила отношения между Церковью Рима и Церковью Константинополя. Некоторые историки выражали мнение, что IV Крестовый поход и временное учреждение Римом западной иерархии на Востоке могли стать действительным знаком начала раскола. Нет никаких сомнений, что трагедия IV Крестового похода углубила враждебность между христианским Западом и христианским Востоком, особенно среди мирян. Мы глубоко ценим то, что Его Святейшество Иоанн Павел II признал катастрофические последствия IV Крестового Похода 1204 г. Во время своего визита в Грецию в 2001 г., Его Святейшество Иоанн Павел II заявил, что крестоносцы „обратились против братьев по вере“. Его Святейшество просил Господа о прощении за грехи, которые „сыны и дочери Католической Церкви“ содеяли „действием или бездействием против своих православных братьев и сестер“. Мы глубоко тронуты этой мольбой о прощении со стороны Его Святейшества Иоанна Павла II. Это еще одно выражение его желания исцелить разделение между нашими Церквями. С благодарением Господу, мы признаем искренность Папы и почитаем его просьбу о прощении. Дополняя его молитву, мы также возглашаем: „Да простит наш благой и милосердный Бог всех, согрешивших против единства Церкви, и да ведет он всех верующих по пути к воссоединению!“» (Bartholomew I. His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew On the Quest for the Unity of the Orthodox and Roman Catholic Churches. Wednesday, 12 May 2004 // Ecumenical Patriarchate of Constantinople [online]. 12 May 2004. URL http://www.patriarchate.org/making_peace/?id=16).

Несколько иной тон имели выступления высших иерархов Русской Православной Церкви на конференции «Православная Византия и латинский Запад», посвященной 950‑летию разделения Церквей и 800‑летию захвата Константинополя крестоносцами, которая состоялась 26–27 мая 2004 г. в Москве. Хотя в своем выступлении митрополит <


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.