Основные типы самолетов, использовавшихся в сражении за Британию — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Основные типы самолетов, использовавшихся в сражении за Британию

2021-01-29 132
Основные типы самолетов, использовавшихся в сражении за Британию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Немецкие истребители

 

Мессершмитт (Ме) 109. Одномоторный. Максимальная скорость 354 мили в час на высоте 12 300 футов. (Основной моделью, использовавшейся в сражении за Британию был Бф 109–E–3.)

Мессершмитт (Ме) 110. Двухмоторный, двухместный, дальнего радиуса действия истребитель сопровождения. Также использовался в качестве истребителя – бомбардировщика. Максимальная скорость 350 миль в час на высоте 20 000 футов. (Главной использовавшейся моделью был Ме–11 °C–4.)

 

Немецкие бомбардировщики

 

Юнкерс (Ю) 87 («Штука»). Знаменитый двухместный одномоторный пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 245 миль в час на высоте 15 000 футов.

Юнкерс (Ю) 88. Двухмоторный средний бомбардировщик. Также использовался в качестве дневного и ночного истребителя. Максимальная скорость 245 миль в час на высоте 15 000 футов.

Хейнкель (Хе) 111. Двухмоторный бомбардировщик. Также использовался для воздушной разведки. Максимальная скорость 240 миль в час на высоте 14 000 футов, 255 миль в час на высоте 16 000 футов. Бомбовая загрузка 2 200 фунтов (максимум 4 400 фунтов).

Дорнье (До) 17. Двухмоторный бомбардировщик. Также использовался для воздушной разведки. Максимальная скорость 265 миль в час на высоте 15 400 футов. Бомбовая загрузка 2 200 фунтов.

 

Британские истребители

 

Супермарин Спитфайер («Спит»). Одноместный, восьмипушечный истребитель (в более поздних моделях с четырьмя или шестью более тяжелыми пушками). Максимальная скорость 365 миль в час на высоте 19 000 футов (Mk II–370)

Хокер Харрикейн («Харри»). Одноместный, восьмипушечный истребитель. Максимальная скорость 320 миль в час на высоте 22 000 футов.

 

 

Выражение благодарности

 

Я выражаю благодарность майору Рэймонду Фредетту из ВВС США, автору солидной и оригинальной работы, опубликованной в 1966 году в США и Великобритании, в которой описано происхождение стратегической бомбардировки (The Sky on Fire. New York: Holt, Rinehart & Winston). Его скрупулезное прочтение моей книги и многочисленные замечания оказали большую помощь. Я широко использовал, в частности в примечаниях, его отличное знание истории военно – воздушных сил.

Выражаю благодарность подполковнику Жене Жерни из ВВС США, работающему в отделе журналов и книг директората информационной службы департамента обороны, за прочтение рукописи.

 

Библиография

 

Книги

 

Ansel, Rear Admiral Walter, USN (ret.). Hitler Confronts England. Durham: Duke University Press, 1960.

Baumbach, Werner. Broken Swastika: The Defeat of the Luftwaffe. London: Robert Hale, 1960.

Baхter, James Phinney, III, Scientists Against Time. New York: Little Brown, 1946.

Brickhill, Paul. Reach for the Sky. New York: Norton, 1954. Churchill, Winston S. The Second World War, Vol. 2, Their Finest Hour. Boston: Houghton Mifflin, 1949.

Collier, Basil. The Defense of the United Kingdom. London: Her Majesty's Stationery Office, 1957.

Craven, W.F., and Cate J.L., eds. The Army Air Force in World War II, Vol. 1, Plans and Early Operations, January 1939 to August 1942. Chicago: University of Chicago Press, 1948.

Fleming, Peter. Operation Sea Lion. New York: Simon & Schuster, 1957.

Galland, Adolf. The First and the Last – The Rise and Fall of the German Fighter Forces, 1938–1945. New York: Holt, 1954.

Green, William. Famous Bombers of the Second World War, Vol. II. New York: Doubleday, 1960.

Hillary, Richard. Falling Through Space. New York: Reynal & Hitchcock, 1942.

Ironside, Sir Edmund. Time Unguarded. New York: McKay, 1962. Irving, David. The Destruction of Dresden. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1964.

Johnson, Group Captain J.E. Wing Leader. New York: Ballantine Books, 1957.

Kemp, Lieutenant Commander P.K., RN (ret.). Key to Victory. Boston: Little Brown, 1958.

Kesselring, Field Marshal Albert. A Soldier's Record. New York: Morrow, 1954.

Kirk, John, and Young, Robert. Great Weapons of World War II. New York: Walker, 1961.

Langer, William L., and Gleason, S. Everett. The Undeclared War, 1940–1941. New York: Harper, 1953.

Lee, Asher. The German Air Force. New York: Harper, 1946. Martienssen, Anthony. Hitler and His Admirals. New York: Dutton, 1949.

McCloughry, Air Vice Marshal E.J. Kingston. The Direction of War. London: Jonathan Cape, 1955.

Middleton, Drew. The Sky Suspended – The Story of the Battle of Britain. New York: Longmans, Green, 1960.

Minney, R. J., ed. The Private Papers of Hore – Belisha. London: Collins, 1960.

Office of Naval Intelligence, Fuehrer Conferences – On Matters Dealing with the German Navy, 1939–1945. Washington: Navy Department, 1946–1947.

Richards, Dennis. Royal Air Force 1939–1945, Vol. I, II, III. London: Her Majesty's Stationery Office, 1953–1954.

Saundby, Air Marshal Sir Robert. Air Bombardment. New York: Harper, 1951.

Shirer, William L. The Rise and Fall of the Third Reich. New York: Simon & Schuster, 1960.

Trevor – Roper, H.R., ed. Blitzkrieg to Defeat: Hitler's War Directives, 1939–1945. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1965.

Webster, Sir Charles, and Frankland, Noble. The Strategic Air Offensive Against Germany – 1939–1945. London: Her Majesty's Stationery Office, 1961, Vol. 1–4.

Wheatley, Ronald. Operation Sea Lion. Toronto: Oхford University Press, 1958.

Wood, Derek, and Dempster, Derek. The Narrow Margin. New York: McGraw – Hill, 1961.

 

Глава 3

Крит – вторжение на крыльях

 

Примечания

 

1. General Walter Warlimont. Inside Hitler's Headquarters 1939–1945, p. 55.

2. Ibid., p. 111.

3. Ibid., p. 150. См. также Alan Clark. Barbarossa: The Russian – German Conflict, 1941–1945, pp. 24–25 ff.

4. Major General I.S.O. Playfair, with Captain F.C. Flynn, Brigadier C.J.C. Molony, Air Vice Marshal S.E. Toomer. The Mediterranean and Middle East, Vol. 2. The Germans Come to the Help of Their Ally (1941) (History of the Second World War), p. 14.

5. Иден, которого сопровождал генерал сэр Джон Дил, начальник имперского генерального штаба, надеялся, что сможет привлечь Турцию, Югославию, Грецию на сторону союзников и сформировать Балканский фронт.

6. Admiral of the Fleet Viscount of Hyndhope, Cunninghan. A Sailor's Odyssey, p. 357.

7. Christopher Buckley. Greece and Crete, 1941, p. 138.

8. Ibid., pp. 136–137. См. Playfair, op. cit., pp. 104–105, and Cunningham, op. cit.

Общее число британцев в Греции, включая 4 200 человек, посланных раньше марта, составляло 62 500 человек; около 50 700 человек эвакуировались с материка, но среди них были также греки и югославы.

9. Winston S. Churchill, The Second World War, Vol. 2, Their Finest Hour, p. 538.

10. Playfair, op. cit., p. 124. Тобрук в Киренаике (Ливия) был окружен и осажден Роммелем 11 апреля; английский гарнизон снабжался по морю.

11. «Йорку» пришлось причалить к берегу, поскольку его нельзя было отремонтировать до вторжения на Крит. Впоследствии его разбомбили и крейсер не подлежал восстановлению. Танкер «Перикл» тоже был поврежден во время этой атаки. В британской официальной истории (Playfair, op. cit., p. 61) говорится: «Это был первый успех в серии необычных атак, требовавших большого личного умения и отваги, которые итальянцы проявили в борьбе против британских кораблей в Средиземном море».

Моторные катера со взрывчаткой – одно из необычных морских средств сражения – придумали и успешно использовали итальянцы. Официальная история (Playfair, op. cit., p. 270) описывает это следующим образом: «Моторные катера со взрывчаткой были одним из видов оружия, разработанных специальным подразделением итальянского флота, известным к 1941 году как 10–я легкая флотилия, для проникновения в защищенные гавани и имели цель вызвать разрушения подводной части кораблей. Катера были сконструированы таким образом, что при ударе о цель взрывались небольшие заряды и разбивали катер на две части. Обе части быстро тонули, но, когда передняя, содержавшая основной заряд, достигала установленной глубины, которая зависела от осадки судна противника, она взрывалась под давлением воды. Успех действия таких катеров был продемонстрирован в Суда – Бэй, но только в тех случаях, когда они могли незамеченными подойти близко к цели. Всю команду катера представлял один человек. Приближаясь к цели, он максимально увеличивал скорость и, когда становилось ясно, что катер идет прямо на цель, закреплял руль. Затем с помощью специального рычага отсоединял спинку своего сиденья, которая служила ему спасательным плавучим средством, и прыгал в воду. Он быстро забирался на свой спасательный плот, с тем чтобы оказаться на поверхности воды, когда произойдет взрыв основного заряда».

12. Buckley, op. cit., p. 162.

13. В директиве № 28, изданной Гитлером 25 апреля, целью названо использование Крита «как базы для воздушного оружия против Великобритании в Средиземном море». Замыслы операции на Крите относятся к осени 1940 года. (D.M. Davin, Crete (Official History of New Zealand in the Second Warld War, 1939–1945), p. 80 and Trevor – Roper, Blitzkrieg to Defeat, p. 68.)

14. Buckley, op. cit., pp. 161–162.

15. Davin, op. cit., Freyberg report, p. 41 n.

16. Theodore Stephanides, Climaх in Crete, pp. 15 ff.

17. Любопытно, что число сил защитников Крита значительно расходится по подсчетам официальных и полуофициальных источников, что свидетельствует об общей сумятице во время операции. Частично это объясняется тем, что перед и во время сражения несколько тысяч британских солдат прибыли на остров из Египта. Другой причиной разницы в подсчетах является характер греческих сил. По некоторым подсчетам, на острове было лишь от 10 до 11 тысяч солдат регулярной греческой армии (большинство необученных), но если бы эти подсчеты учли жандармов, кадет, ополченцев и т. п., общая цифра составила бы около 15 000, не считая неизвестное количество партизан. Ср. Buckley, op. cit., p. 155; Cavin Long, Greece, Crete and Syria: Australia in the War of 1939–1945, pp. 213, 214; Davin, op. cit., pp. 40, 46 и приложение 4; Playfair, op. cit., pp. 146–147. Из них «Новозеландская история» (Давин) самая подробная.

18. Фактически 16 легких танков, 7 пехотных танков. Buckley, op. cit., p. 155.

19. Там был «ряд старших командиров без четко определенных полномочий, что мешало руководству». Alan Clark, The Fall of Crete, p. 28.

20. Черчилль вскоре после Первой мировой войны насчитал 27 «отдельных шрамов и ран» на теле Фрейберга. Случай, когда оба были гостями на уик – энде в Кливленде, очевидно, произвел неизгладимое впечатление на Черчилля, так как он написал о сильно израненном Фрейберге (The Second World War, Vol. 3, The Grand Alliance, pp. 272–273), «что тот будет сражаться за короля и страну с непобедимым сердцем».

21. Playfair, op. cit., p. 129.

22. Buckley, op. cit., p. 163.

23. Manuscript No.B–639, pp. 4, 5.

24. Playfair, op. cit., p. 130.

25. Ibid., p. 129.

26. Каики были моторно – парусными судами различной величины, водоизмещением от 70 до 200 тонн, двигавшиеся со скоростью 5–6 узлов. (См. Army Pamphlet No. 20—260, p. 124).

27. Фактически в мае на Крит было переброшено 25 000 немецких и несколько сотен итальянских солдат. (См. «Combat Effectiveness of Alied and German Troops in the World War II Invasion on Crete», Operations Evaluation Group Interim Research Memorandum No. 35.)

28. Buckley, op. cit., p. 156. В начале мая генерал Фрейберг призвал генерала Уэйвела и собственное правительство либо быстро укрепить группировку на Крите, либо пересмотреть решение по его удержанию. Он особо указывал на необходимость большего числа самолетов, артиллерии, боеприпасов, инструментов и резервных запасов. Своего премьер – министра в Новой Зеландии он призывал «оказать давление… на высшее руководство в Лондоне, либо обеспечить нас достаточными средствами для защиты острова, либо пересмотреть решение о том, что Крит надо удерживать». (Long, op. cit., p. 210.) Но всего лишь пять дней спустя он телеграфировал Черчиллю: «Не могу понять нервозности; меня совершенно не беспокоит атака с воздуха; я расставил войска и с их помощью могу вполне справиться с задачей». (Clark, The Fall of Crete, p. 31.)

29. Clark. The Fall of Crete, p. 39.

30. Buckley, op. cit., p. 166.

31. Ibid., p. 167. См. также Davin, op. cit., table, p. 81.

32. Ibid., p. 168.

33. Ibid., p. 172.

34. Британские бомбардировщики из Египта совершали ночные атаки на германские военно – воздушные базы в Греции и на островах. Но они были малоэффективными. С 13–го по 20 мая было совершено только 42 вылета веллингтонских самолетов.

35. Свидетельства по этому вопросу сильно разнятся. Очевидно разрешение бомбить и разрушить аэродром Малема было дано 19 мая, но вторжение немцев произошло слишком быстро. Генерал Фрейберг записал позже (Long, op. cit., p. 220), что запрос на разрешение уничтожить все три взлетно – посадочные полосы не был удовлетворен британскими начальниками штабов в Лондоне, которые с необоснованным оптимизмом верили в то, что аэродромы должны быть сохранены, чтобы туда можно было позже направить самолеты из Египта. Это были пустые мечты, поскольку в Египте было мало самолетов и не было никаких перспектив на то, что их будет больше во время грядущего сражения. Кроме того, невозможно было защитить аэродромы от немецких бомбардировок, так как там не было достаточного числа зенитных орудий. Фактически всего было мало.

36. Во время предварительных бомбовых атак до 20 мая много британских легких и несколько тяжелых зенитных пушек не вели огонь, чтобы не раскрыть свои позиции немецким самолетам – разведчикам. Фактически до 20 мая большая часть британских противовоздушных позиций не являлась первоочередной целью немцев. Ни одно орудие не было сильно повреждено, и было убито только шесть зенитчиков и одиннадцать ранено. Однако подготовительные налеты изнурили британских защитников (о которых говорили, что они были «заезженными»), и многие были вынуждены прятать свои головы в траншеях и окопах во время атак. 20 мая с уменьшением эффективности зениток и увеличением интенсивности и длительности атак на позиции ПВО потери стали большими.

37. Buckley, op. cit., p. 174.

38. Ibid.

39. Long, op. cit., p. 221.

40. Davin, op. cit., p. 89.

41. Clark, The Fall of Crete, pp. 67, 58.

42. John Hetyerington, Airborne Invation: The Story of the BAttle of Crete, pp. 100 ff.; Buckley, op. cit., p. 175 ff.

43. Фон дер Хайдте позже сообщил, что Шмелинг «практически терял сознание от диареи» на Кипре и его пришлось госпитализировать. Он особо подчеркивал, что «наш чемпион – боксер ничего не знал об обмане и что медаль, которую он получил потом, и та большая поддержка, оказанная ему Геббельсом и немецкими пропагандистами за его мнимые успехи на Крите, не были результатом обмана Шмелинга. Он был невиновен; даже Геринг был обманут неправильными расчетами.

44. Baron von der Heydte. Daedalus Returned. Crete, 1941, pp. 52, 59.

45. Davin, op. cit., p. 12.

46. Von der Heydte, op. cit., p. 12.

47. Немецкие планеры строились с так называемыми «Sollbruch – stellen» (ломающимися деталями), то есть с соединениями намеренно слабой конструкции, которые в первую очередь будут ломаться при падении или при столкновении с естественными преградами. Взлетные шасси отлетали при взлете, а тормозные башмаки были иногда «примотаны колючей проволокой, чтобы увеличить тормозной эффект». «По крайней мере несколько планеров были созданы для особых операций» и оснащены крепким крюком с колючками, похожим на якорь, который вкручивался в землю как бур во время приземления». С помощью этих приспособлений груженые планеры могли иногда остановиться, пробежав всего 35 ярдов. Использовались два типа планеров – маленький ДФС 230, который мог нести 10 человек с легким оружием, и более крупный Gotha 242 с двойным хвостом, который мог перевозить 75–мм противотанковое оружие и команду от 20 до 25 человек или эквивалентный этому вес. Для буксирования на тросе использовались Хе–111 или Ю–87. (См. pp. 17, 88, 89, MS No.P–051, «Airborne Operations – A German Apprisal».)

48. Clark, The Fall of Crete, p. 63.

49. Davin, op. cit., p. 123, отчет капитана Уотсона.

50. Clark, The Fall of Crete, op. cit., p. 63.

51. Сообщение майора У.В. Филипа, командующего батареей, цитируемого в Davin, op. cit., p. 130.

52. Buckley, op. cit., p. 192.

53. Davin, op. cit., p. 173 n. Примерно 1 260 немцев еще продолжали действовать в районе Тюремной долины западнее Галатаса ночью 20 мая. Потери составили 540 человек. Восточнее Галатаса в разрозненных группах было 310 выживших из первоначально сброшенных 1 068 человек. Возле Аликану осталось в живых 590 человек. 150 – убиты или ранены.

54. Von der Heydte, op. cit., p. 87.

55. Полный отчет о королевских приключениях см. Davin, op. cit., Apendk II, pp. 468 ff.

56. Ibid., p. 159, цитируется по словам Бассета (очевидца и участвовавшего в событиях солдата, о котором больше ничего не известно).

57. Взлет транспортных самолетов был задержан в Греции из – за сильной облачности и трудностей временных аэродромов. Он был перенесен на два часа позже, чем планировалось первоначально. Но 8–й воздушный корпус рассчитал вылет своих истребителей и бомбардировщиков на цели в соответствии с первоначальным графиком. В результате «парашютисты прыгали без какой – либо поддержки под градом огня, который был еще интенсивнее, потому что противника предупредили заранее и он рассчитывал на большой парашютный десант в этот день (MS No.B–639, p. 9).

58. Buckley, op. cit., p. 205.

59. Ibid., p. 206.

60. Davin, op. cit., p. 181.

61. Несмотря на то что роты Эндрю понесли потери, одна из них – большие, они продолжали отважно сражаться, хотя и сильно сокращенными силами.

62. Davin, op. cit., p. 181.

63. Ibid., p. 182.

64. В официальной австралийской истории эта высадка с типичным для англичан преуменьшением называется «значительным событием» (Davin, op. cit., p. 231).

65. MS No.B–639. «Commitment of Parachute Troops by the 2nd Air Transport Wing (Special Purpose); Crete, 21 May, 1941», p. 10. В том же докладе утверждается, что «вражеские бомбардировщики и истребители» совершали налеты на Малам и атаковали «сильно груженные» транспортные самолеты, пока те были в воздухе. Но эти атаки Бленхаймса осуществлялись позже (23 мая) и были слабее по силе. Британские истребители не могли успешно вести сражение в воздухе.

66. Davin, op. cit., pp. 188, 189, цитируется по сообщению капитана Дж. Н. Андерсона.

67. Депеша от «Сил для Крита» для новозеландской дивизии в 19:50, 21 мая, цитируется по Davin, op. cit., p. 196.

68. Manuscript No.B–524, p. 36–G.

69. Bartimeus, East of Malta, West of Suez, p. 118.

70. Скандал продолжался в течение двух с половиной часов. Конвою было приказано достичь берегов Крита 21 мая «независимо от передвижений флота противника». (G. Hermon Gill, Royal Australian Navy 1939–1942, pp. 344 ff.)

71. Commander Antonio Bragadin, The Italian Navy in World War II, pp. 108, 109; Gill, op. cit. Vol. 1, pp. 344, 345; Captain S.W. Roskill. The War at Sea, 1939–1945, p. 441.

72. Сообщения о количестве потерь в этом коротком морском бою сильно разнятся. Очевидно, «Сагиттарио», как и «Люпо», проделали хорошую работу, и, поскольку адмирал Кинг повернул назад, принимая во внимание воздушную атаку немцев, почти весь конвой исчез. Во всяком случае, лейтенанта Джузеппе Чигала Фулгози, командира «Сагиттарио», «в буквальном смысле сопровождал в его триумфальном шествии немецкий альпийский отряд, который он конвоировал», по возвращении в Пирей (порт в Афинах). (Bragadin, op. cit., pp. 109–110; Gill, op. cit., p. 346; Toomer, op. cit., p. 137.)

73. На современном языке, как позднее в своих мемуарах объяснил адмирал Каннингхэм (A Sailor's Odyssey, p. 370): «Самое безопасное место [от вражеских бомбардировщиков] – это находиться среди вражеских кораблей сопровождения».

74. Cunningham, op. cit., p. 371.

75. Ibid.

76. Davin, op. cit., p. 217.

77. Ibid., p. 218.

78. Ibid., p. 220.

79. Long, op. cit., p. 236.

80. Davin, op. cit., p. 225, цитируется по отчету немецкого 11–го воздушного корпуса.

81. Buckley, op. cit., p. 210.

82. Ibid., p. 210.

83. Davin, op. cit., цитируется из А^. Pope, 4RTM Company, pp. 234–235.

84. Davin, op. cit., Appendix II; and Byckley, op. cit., p. 211 ff.

85. «Фактически, – говорится в австралийской истории, – это решение [отойти] одобрили, в результате был потерян Крит». (Long, op. cit., pp. 237–238.)

86. Davin, op. cit., p. 261.

87. В общей сложности 12 «Бленхеймов» атаковали удерживаемый немцами Крит днем 23–го, другие бомбардировщики – ночью.

88. Stephanides, op. cit., p. 73.

89. Он был уничтожен на земле «Мессершмиттами».

90. Kenneth Poolman. The Kelly, pp. 197 ff.

91. Bartimeus, op. cit., pp. 125–127. См. также Admiral Cunningham, op. cit., p. 373. У «Киплинга» закончилось топливо утром 24 мая, когда он находился в 70 милях от Александрии, и его пришлось вести на буксире.

92. См. Admiral Cunningham, op. cit., p. 274 об отменяющих приказах из Лондона и о соответствующих ответных приказах Каннингхэма и его замечания о «неоправданном вмешательстве тех, кто не был знаком с положением». В тот же день, однако, эсминцы «Джэгьюар» и «Дифендер» успешно перешли в залив Суда и выгрузили боеприпасы в ночь с 23–го на 24–е.

93. Long, op. cit., p. 241.

94. Ibid., p. 241.

95. Playfair, op. cit., pp. 138–139. Главнокомандующими были генерал Уэйвел, адмирал Каннингхэм и маршал авиации А.Н. Теддер (который действовал с 3 мая по 1 июня в отсутствие в Лондоне сэра Артура Лонгмора, а затем стал его преемником).

96. Позднее немцы заявили, что противники совершили зверские злодеяния над их солдатами около Кастелли и в других районах Крита. После окончания сражения сообщения были тщательно проверены военной немецкой комиссией, которая нашла, что эти сведения преувеличены. Однако нет сомнений в том, что ряд злодеяний был совершен, но ни одно из них, насколько известно, британцами, а критянами. Тела некоторых немецких солдат были изуродованы.

97. Davin, op. cit., p. 303.

98. Ibid., p. 314, цитируется по сообщению лейтенанта Томаса.

99. Ibid., p. 326.

100. Buckley, op. cit., p. 247.

101. Davin, op. cit., p. 367.

102. Long, op. cit., цитируются слова Фрейберга, p. 253.

103. Stephanides, op. cit., p. 113.

104. Von der Heydte, op. cit., pp. 146 ff.

105. Churchill, Winston S. The Second World War, Vol. 3, The Grand Alliance, p. 299.

106. Цитируется по Buckley, op. cit., pp. 272–273.

107. MS No.B–524, p. 36.

108. Army Pamphlet No.20—260, p. 37.

109 Long, op. cit., p. 291, цитируется по сообщению капитана П.А. Томлинсона.

110. Bartimeus, op. cit., p. 142; Gill, op. cit., p. 356.

111. Playfair, op. cit., p. 143.

112. Buckley, op. cit., p. 276.

113. Ibid., p. 278.

114. Army Pamphlet No.20—260, p. 37. См. также примеч. 96.

115. Long, op. cit., p. 318.

116. Неделей раньше, до того как была завершена эвакуация, начались сухопутные бои.

117. Playfair, op. cit., p. 147. См. также «История Новой Зеландии и Австралии».

118. Воздушный корпус сообщил о 5 255 греческих пленных. Davin, op. cit., Appendix V.

119. Cм. «Combat Effectiveness of Allied and German Troops in the World War II Invation of Crete», op. cit.

120. Playfair, op. cit., p. 147.

121. MS No.P–051, «Airborne Operations – A German Apprizal», p. 21.

122. MS No.P–051b, p. 21.

123. Davin, op. cit., pp. 461, 462.

124. MS No. P–051, p. 24.

125. Ibid., p. 23.

126. MS No. P–051b, p. 23.

127. Von der Heydte, op. cit., pp. 180–181. Фон дер Хайдте пишет (p. 97), что немецкие парашютисты в своих батальонах носили при критской жаре ту же форму, которая была проверена за Полярным кругом, и что у них был с собой «северный» рацион пищи, который таял на жаре. В результате «доносились удивительные ароматы жидкого шоколада, копченого бекона, приправленных специями сосисок и хрустящих сухариков». В течение многих дней после высадки его батальону приходилось воровать, чтобы выжить, и солдаты часто ходили голодными, так как снабжения продуктами не было. Он записал о «жареном осле» на обед. Большие потери немцев на Крите он относит (pp. 180–181) за счет «неопытности парашютистов в боевых действиях <…> не очень хорошей подготовки офицеров <…> они впервые столкнулись с противником, который был готов драться до самого конца».

128. В немецкой оценке воздушных операций, написанной после войны (MS P–051, pp. 4, 5), отмечается, что «в Голландии и на Крите некоторые армейские подразделения, частично из – за их предназначения и частично из – за незнания сложившейся ситуации, высадились с транспортных самолетов на территории, которую еще занимал противник либо расположенную в пределах досягаемости артиллерии противника. Впоследствии это было расценено как ошибка, повлекшая за собой большие потери. Единственное, что спасало самолеты, приземлявшиеся на аэродроме в Маламе на Крите от полного разрушения вражеским огнем прямой наводкой, – это то, что земля была покрыта пылью после засухи и самолеты фактически приземлялись в облаках пыли».

Обозначение «парашютные войска» (Fallschirmtruppe) и «парашютисты» (Fallschirmjaeger) не совсем верно. В основе своей большая часть немецких воздушно – десантных сил предназначалась для переброски к месту боя только на транспортных планерах… На практике же процент обученных парашютистов постоянно уменьшался, и по мере того как война продолжалась, эти войска использовались почти исключительно в наземных операциях.

Немецкий вермахт из – за нехватки людских ресурсов посчитал невозможным держать эти специальные войска в резерве для специальных заданий. Очевидно, что только «богатый человек» может позволить себе иметь такие войска, и каждый раз нужно делать особые усилия, чтобы вывести их с поля боя как можно быстрее после каждой воздушно – десантной операции. В противном случае ценность таких специальных войск быстро снизится.

Соединенным Штатам пришлось получить подобный тяжелый урок позднее в Европе, когда после Нормандии от многочисленных планов по использованию военно – десантных сил США пришлось отказаться. Проблема существует и сегодня; какое количество «специальных» или элитных войск, обученных при больших материальных затратах для выполнения специальных заданий (например, специальные войска, воздушно – десантные силы, штурмовые воздушно – десантные дивизии и т. д.), может себе позволить армия.

Кессельринг в своих послевоенных комментариях отмечал (MS,P–0516, pp. 25 ff.), что «практически Гитлер не был приверженцем люфтваффе, и ему не нравились воздушно – десантные операции… Импровизированная операция на Крите заставила Гитлера и Геринга сделать такие выводы, которые они не собирались делать». Он отметил, что в последние годы войны не было достойной замены транспортному самолету Ю–52, что воздушно – десантные войска были использованы не очень умно, что недостаточное внимание уделялось на высоком уровне «организации оперативным и тактическим возможностям» воздушно – десантных войск и что «старшие офицеры – парашютисты… прилагали все силы для того, чтобы сохранить романтический ореол чего – то секретного и необычного». Впоследствии воздушно – десантные войска больше никогда не использовались немцами в крупных операциях.

129. Фон дер Хайдте описывает Штудента (p. 140) как «внутренне побуждаемого к действию страстью исследователя или изобретателя». Штудент имел, как бы это описали американские морские пехотинцы, характер «гангхо» («работающие вместе»); он был агрессивен, неугомонен, энергичен, прекрасный руководитель военных действий, но больше полевым командиром, чем стратегом, планирующим эти действия.

130. MS P–051, p. 5.

131. Ibid., p. 32.

132. Davin, op. cit., p. 464.

133. Long, op. cit., p. 205.

134. Churchill, the Second World War, Vol. 3, The Grand Alliance, p. 269.

135. «A Sailor's Odyssey» («Одиссея моряка»). Излишний контроль со стороны Лондона во время сражения на Крите и в других операциях Второй мировой войны (что частично явилось проявлением динамичного и настойчивого характера Черчилля) имеет свои куда более опасные аналоги в современной истории. При администрации Кеннеди и Джонсона во время кубинского, доминиканского и вьетнамского кризисов из Вашингтона командирам на местах шли потоки приказов, которые подчас противоречили другим командам, и это сильно ограничивало военную гибкость и делало невозможным исполнение некоторых приказов и, возможно (в частности, при первых воздушных атаках на Северный Вьетнам), повлекло за собой ненужные потери. Если бы современные средства связи существовали во времена битвы при Ватерлоо, британцы, скорее всего, потерпели бы поражение.

136. Major General Sir John Kennedy. The Business of War, pp. 118–123.

137. MS No.P–051, p. 30.

138. Каннингхэм (op. cit., p. 391) ясно дает понять, что Крит стал бы тяжелейшей ношей для британцев. «Оглядываясь назад, я иногда думаю, была ли потеря острова такой уж трагедией, как это казалось в то время… Проблема его удержания и снабжения могла бы стать очень большой… Нам бы, без сомнения, потребовался большой гарнизон, и …отток вооружений, оборудования и боеприпасов, имеющихся в нашем распоряжении на Средиземном море, стал бы очень существенным и тяжелым».

139. Warlimont, op. cit., p. 131. Варлимонт записал, что после принятия решения об атаке Крита его отделу было приказано удалить из военного журнала любое упоминание о Мальте и о разногласиях в верховном штабе.

140. Последующие события войны показали, что решение захватить Крит было ошибочным (см. Warlimont, op. cit., p. 253, passim). Это была тяжелая ноша для немцев, большое число хорошо обученных войск приходилось удерживать там для простой обороны. Это не остановило продвижения британских морских судов в восточной части Средиземного моря. Мальта же поднялась как птица Феникс из пепла бомбежек и становилась все более опасной для немецких путей снабжения, идущих в Северную Африку.

Официальная история американской армии (George F. Howe. Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West. Washington: Office of the Chief of Military History, Department of the Army, 1957, pp. 8, 9) особо подчеркивает значение Мальты. «Удачи командования Роммеля почти прямо пропорциональны успеху стран «Оси» по нейтрализации Мальты… Успех Роммеля и захват Мальты были взаимозависимы… Роммель верил, что сможет продвинуться к Каиру (в июне 1942 г.)… В этом месте Гитлер был вовлечен в серьезную тактическую ошибку. Он… предложил Муссолини отложить операцию «Геркулес» по захвату Мальты, чтобы продолжить движение в Египет… В июле 1942 года армия Роммеля продвинулась в глубь Египта вплоть до позиций Эль – Аламейна, примерно в 60 милях к юго – западу от Александрии, но остановилась из – за недостатка снабжения и противостояния 8–й британской армии».

См. также главу в этой книге, посвященную Сицилийской кампании.

Адмирал Франко Мауджери из итальянских военно – морских сил в своей книге From the Ashes of Disgrace (New York: Reinal & Hitchcock, 1948) постоянно подчеркивает (как большинство итальянских стратегов) стратегическое значение Мальты: «Исход войны в Европе был решен в 1942 году в трех местах: Мальта, Северная Африка и Сталинград» (p. 75). Мальта была краеугольным камнем британской обороны в Средиземноморье (р. 76). «Мальта была… ключом к контролю над Средиземным морем» (р. 80). «По моему мнению, поворотной точкой в войне стал отказ от завоевания Мальты. Если бы мы ее захватили и оккупировали… мы стали бы хозяевами Средиземного моря» (р. 83).

141. Warlimont, op. cit., p. 143.

142. Anthony Eden (1st Earl of Avon). The Reckoning: The Eden Memories, p. 230.

143. MS No.B–250.

144. No. P–030, pp. 61, 69. Критская кампания добавила загруженность на железных дорогах на Балканах, но не стала причиной «дальнейшей задержки».

145. Charles von Luttichau. «The Road to Moscow – The Campaign in Russia, 1941», Ch. 25, III 54a. Автор отмечает, что замена дивизий, посланных на Балканы, не была такой большой проблемой… как это могло казаться. Пехотные дивизии пришли из крупных резервных сил, которые будут использоваться только через несколько недель после начала наступления… Дополнительное напряжение при концентрации сил для выполнения «плана Барбаросса» было ограничено лишь изменением графиков перевозок. Посредством привлечения внимания на Балканы и отвлечением его от оккупированной немцами Польши и Румынии немцам удалось извлечь неожиданную выгоду из – за внезапности наступления.

Джон Эриксон (The Soviet High Command. London: Macmillan, 1962, p. 583) отмечает, что почти по всей длине обширного фронта немецкой армии удавался эффект тактической внезапности. Советские солдаты были пойманы в своих лагерях и казармах… Немецкая группа армий «Центр» перехватила жалостные и отчаянные сигналы русских: «Нас обстреливают. Что нам делать?» На это из штаба ответили резко: «Вы, должно быть, сошли с ума. И почему сообщение не зашифровано?..»

 

Выражение признательности и использованная литература

 

Я глубоко благодарен за критические замечания и комментарии Чарльза фон Луттичау, из офиса начальника отдела военной истории, секции сухопутных сил, который прочитал рукопись этой главы в черновом варианте.

Документация по сражению на Крите обширна. К настоящему времени наиболее подробным и объективным отчетом о сражении является описание событий в новозеландской официальной истории Д. Давина. Конечно, он делает акцент на действия с участием новозеландцев, но также дает и общую подробную картину событий. В этой книге я нашел много полезной информации.

 

Книги

 

Bartimeus (псевдоним Paymaster Captain Lewis Anselm da Costa Ritchie, RN), East of Malta, West of Suez; The Official Admiralty Account of the Mediterranian Fleet, 1939–1943. Boston: Little Brown, 1944.

Bragadin, Commander (R) Antonio. Italian Navy, The Italian Navy in World War II. Annapolis: U.S. Naval Institute, 1957.

Buckley, Christopher. Greece and Crete, 1941. London: Her Majesty's Stationery Office, 1952.

Churchill, Winston S. The Second World War, Vol. 2, Their Finest Hour. Boston: Houghton Mifflin, 1949.

Churchill, Winston S. The Second World War, Vol. 3, The Grand Alliance. Boston: Houghton Mifflin, 1950.

Clark, Alan. Barbarossa: The Russian – German Conflict, 1941–1945. New York: Morrow, 1965.

Clark, Alan. The Fall of Crete. New York: Morrow, 1962.

Cunningham, Admiral of the Fleet Viscount of Hyndhope. A Sailor's Odyssey. New York: Dutton, 1951.

Davin, D.M., Crete (Official History of New Zealand un the Second World War, 1939–1945). Wellington, New Zealand: Department of Internal Affairs, War History Branch, 1953.

Department of the Army, Pamphlet No.20—260, The German Campaigns in the Balkans (Spring, 1941). Washington: Office of the Chief of Military History, Department of the Army, 1953.

Eden, Anthony (1st Earl of Avon). The Reckoning: The Eden Memoirs. London: Cassel, 1965.

Gill, G. Hermon. Royal Australian Navy 1939–1942. Series 2 Navy, Vol. I. Canberra: Australian War Memorial, 1957.

Hetherington, John. Airborne Invasion: The Story of the Battle of Crete. New York: Duell, Sloan & Pearce, 1943.

Kennedy, Major General Sir John. The Business of War. New York: Morrow, 1958.

Long, Gavin. Greece, Crete and Syria: Australia in the War of 1939–1945, Series I Army, Vol. II. Canberra: Australian War Memorial, 1953.

Luttichau, Charles von. «The Road to Moscow – The Campaign in Russia, 1941. Washington: Office of the Chief of Military History, Department of the Army. Неопубликованная рукопись.

Playfair, Major General I.S.O., with Captain F. C. Flynn, Brigadier C.J.C., Molony, Air Vice Marshal S.E. Toomer. The Mediterranean and Middle East, Vol. 2. The Germans Come to the Help of Their Ally (1941) (History of the Second World War). London: Her Majesty's Stationery Office, 1956.

Poolman, Kenneth. The Kelly. London: Kimber, 1954.

Roskill, Captain S.W., RN. The War at Sea, 1939–1945, Vol. I. The Defencive (History of the Second World War). London: Her Majesty's Stationery Office, 1954.

Shirer, William L. The Rise and Fall of the Third Reich. New York: Simon & Schuster, 1960.

Stephanides, Theodore. Climaх in Crete. London: Faber & Faber, 1946.

Trevor – Roper, H.R., ed. Blitzkrieg to Defeat: Hitler's War Directives, 1939–1945. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1965.

Von der Heydte, Baron. Daedalus Returned: Crete, 1941. London: Hutchinson, 1958.

Warlimont, General Walter. Inside Hitler's Headquarters 1939–1945. New York: Praeger, 1964.

 

Рукописи

 

Office of the Chief of Military History, Department of the Army, Washington, DC.

MS No. P–030: «The German Campaign in the Balkans, 1941».

MS No. B–250: Warlimont, General of Artillery, «Answers to Questions Concerning Greece, Crete and Russia».

MS No. D–064: General Hans – Joachim Rath, «1st Stuka Wing (Feb. – May, 1941)».

MS No. P–051: «Airborne Operations – A German Apprisal».

MS No. И–524: General von Greiffenberg, «Supplements to the Study – The Balkan Campaign (The Invation of Greece)».

MS No. B–639: Major General Rudiger von Heyking, «Commitment of Parachute Troops by the 2nd Air Transport Wing (Special purpose); Crete, 21 May, 1941».

MS No. P–051b: Field Marshal Albert Kesselring, «Practical Eхperience in Carrying out and Opposing Airborne Landings in World War II», Study No.11.

Department of the Navy, Office of the Chief of Naval Operations, J.H. Engel, Operations Evaluation Group Interim Research Memorandum No.35, «Combat Effectiveness of Allied and German Troops in the World War II Invation of Crete», 1963.

 

Глава 4

Рок

 

Примечания

 

Я в большом долгу перед Люисом Мортоном, профессором истории в Дартмуте и автором официальной истории о Батаане и Коррехидоре «The Fall of the Philippines», за просмотр этой главы. Его комментарии и критические замечания были очень полезны.

1. Louis Morton. The Fall of the Philippines, pp. 63–64.

2. Kent Robert Greenfield. gen, ed. Command Decisions, p. 33 (Louis Morton, «Germany First»).

3. Morton, ibid., pp. 26, 28, 30.

4. Автор получил необработанные копии интервью Маршалла от корреспондентов «Тайм лайф» и «Ньюсуик», которые там присутствовали. 16 сентября 1949 года автор написал генералу Маршаллу письмо с кратким изложением интервью в соответствии с копиями и попросил его дать свои комментарии. В письме от 21 сентября 1949 года, которое нельзя было процитировать при жизни генерала, Маршалл признал, что, насколько он помнит, копии были «очевидно верны».

В свете последующих событий я бы сказал, что три фактора (указанные в интервью) в основном сыграли роль в будущем поражении.

Одним из них было то, что группировка самолетов, которой предстояло значительно усилить концентрации «Летающих крепостей» на Филиппинах, неожиданно задержалась с вылетом из Калифорнии из – за сильного ветра… Эта задержка, насколько я помню, составила где – то две с половиной недели…

Другим фактором… было то, что самолеты не смогут достигнуть территории, на которую рассчитывал воздушный корпус. Другими словами, в этом вопросе США были слишком оптимистичны.

Третий фактор – несоответствие аэродромов на Филиппинах для широкого разброса самолетов. На них не было средств противовоздушной защиты, которые в то время только устанавливались.

Вероятно, еще одним фактором, который мог бы вмешаться в ход событий, если бы самолеты и их истребительная поддержка пережили начальную атаку, была бы сложность (неточность) бомбардировок с большой высоты двигающихся и уклоняющихся морских кораблей.

Другими словами, генерал Маршалл и лидеры воздушного корпуса сухопутных сил хорошо, но неразумно, впитали доктрину Дуэ и Билли Митчелла.

5. Morton, op. cit., pp. 42–50.

6. Samuel Eliot Morison. History of the Rising Sun in the Pacific, United States Naval Operations in World War II, Vol. III, p. 151.

7. Louis Morton. «American and Allied Strategy in the Far East», Military Review, December, 1949, p. 38.

8. Morton. The Fall of the Philippines, p. 57.

9. Ibid., p. 77.

10. Stanley L. Falk. Bataan – The March of Death, p. 28. Фальк указывает следующие цифры: «более 78 000 солдат 6 000 гражданских служащих в армии 20 000 филиппинских беженцев».

11. Morton. The Fall of the Philippines, p. 259.

12. На острове вода в основном накачивалась из глубокого артезианского колодца и подавалась в резервуар, а затем – по трубам к различным участкам Рока. Насосная станция и энергетическая установка, которые не соответствовали потребностям Коррехидора даже находясь в хорошем рабочем состоянии, были повреждены и часто выходили из строя, а трубы все время пробивало. На Малинте построили несколько деревянных резервуаров для воды, чтобы обслуживать боковые госпитальные туннели в случае выхода из строя главной линии. В последние недели один из таких резервуаров был разбит.

13. Точное количество японских самолетов, сбитых артиллеристами Коррехидора, неизвестно. Некоторые официальные лица считают, что число потерь выражается двузначными числами, но фактически мало кто видел больше одного или двух сбитых самолетов. Лейтенант Роберт Ф. Дженкинс – младший, в то время командовавший 2–м взводом роты А морской пехоты, отмечает в своем сообще


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.208 с.