Как Карло Броски стал Фаринелли: кастрация — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как Карло Броски стал Фаринелли: кастрация

2021-01-29 193
Как Карло Броски стал Фаринелли: кастрация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Голос бесполый, но не совсем

Уже в XVI веке голоса кастратов, регистр которых простирался на три октавы, вызывали восхищение. Подобные голосовые возможности являлись следствием гормональной кастрации, а не ампутации полового члена. Сегодня мы знаем, что голос подчинен половым гормонам. Разумеется, голос испытывает влияние генетического наследия, но главным образом андрогенов у мужчин и эстрогенов с прогестероном у женщин. Все эти гормоны появляются после полового созревании. Следовательно, голос ребенка останется «женским, голосом ангела, бесполым голосом» в том случае, если кастрация проведена до полового созревания. Если кастрацию сделать позже, она никак не отразится на голосе и он останется неизменным, иначе говоря, мужским. Ибо тестостерон налагает свой неизгладимый отпечаток на мышцы и хрящи организма, причем до такой степени, что женщина, которой почему-либо придется принимать мужские гормоны, наверняка почувствует, что тембр ее голоса становится мужским.

Действительно ли голос кастрата не имеет пола?

У кастрата не бывает ломки голоса. Он сохранил свой детский голос с морфологической структурой взрослого, сохраняет свои высокие обертоны вместе с компонентом и теплотой низких обертонов взрослого.

Как случилось, что, не вырабатывая более мужских гормонов, кастрат тем не менее развивает мужскую голосовую мощь, интенсивность и дыхание, непропорциональные высоте звуков, которые он может издавать? Но на самом деле, хотя тестостерон более не воздействовал на Карло, оставалось гормональное окружение, вторичное по отношению к его хромосомному набору XY, окружение, состоящее из ряда неполовых гормонов. Это гормоны щитовидной железы, кортикостероиды и гормоны роста.

Слабая выраженность мускулатуры голосовых складок и гортани – следствие отсутствия тестостерона. Гормон роста и гормон щитовидной железы, производство которых более интенсивно у XY, нежели у XX, и связано не с тестикулами, а со специфическими железами, продолжают участвовать в формировании энергии, силы и морфологического габарита кастрата. В сумме эти различные характеристики дают нам гибридного индивида. У него темперамент и облик мужчины, но длинные и тонкие мышцы женщины. Иногда он может страдать грушевидной полнотой. Для лучшего восприятия тембр его голоса сравнивают с женским, хотя на самом деле это детский тембр, сформировавшийся по причине отсутствия тестостерона и обладающий вокальной силой мужского голоса из-за высокого уровня гормонов, в числе которых гормон роста. У Фаринелли был фальцет или тенор альтино. Кастрация сохранила его голос сопрано с вокальным регистром, простиравшимся от трех до четырех октав. Он мог с поразительной легкостью связывать трели и каскады и переходить от низких звуков к высоким за пятнадцатую долю секунды. Подобная гибкость голосовых мышц естественна и упрощает исполнение.

Фаринелли без видимых усилий мог держать ноту почти две минуты, в то время как у профессионального певца время звучания ноты редко превышает сорок пять секунд. Он обладал поразительной силой и запасом дыхания, позволяющими поддерживать вибрацию голосовых складок. Резонаторные полости также испытывают гормональное наполнение, что объясняет колдовскую власть этих обертонов, соблазнявших прежде всего женщин. Они впадали в экстаз, как фанатки в зале «Олимпия». Красота звучания хорала основана, среди прочего, на созвучии высоких обертонов с низкими в качестве опоры и задника.

Кастрация

Кастрация у певцов не была полной, как у евнухов. Техника была отработана. Следовало «уничтожить» тестикулы, воспрепятствовать образованию мужских гормонов. Как писал Шарль д’Ансийон, опубликовавший в 1707 году трактат о евнухах, мальчикам давали опиум или помещали в горячую ванну, чтобы достичь хотя бы частичного эффекта анастезии. Затем делали надрез над тестикулами. Перевязывали семенные канатики, среди которых находился не только семяпровод, но и яичковые артерии и вены. Из-за этого за десять-пятнадцать дней развивался некроз тестикул. Певческая кастрация чаще всего не была полной, и это объясняло, почему многие кастраты имели эрекцию и либидо, чем они и хвастались. Хирургами в те времена были цирюльники. Кастрация имела смысл только в том случае, если она проводилась до двенадцатилетнего возраста, до ломки голоса. Решение кастрировать ребенка чаще всего зависело от социальной среды: большинство кастратов были выходцами из бедных семей. Кастрация давала им возможность сделать карьеру и неплохо зарабатывать. Говорили, что разрешение на кастрацию родители давали только с согласия самого ребенка и его учителя пения. По утверждению папы Климента VIII, эти дети посвящали свой голос «царству Божьему». Папа запрещал им жениться. Карло Броски, родившийся в знатной семье, был кастрирован в девять лет и стал Фаринелли.

Играя голосом, блистательный Фаринелли, обладавший неизъяснимым шармом, разъезжал по всей Европе, давая концерты и представления. Слава нашла его в Италии. Его учитель, Никола Порпора, родился в Неаполе в 1685 году. Сын книготорговца, выросший в большой семье, он в 1708 году, в двадцать два года, представил родному городу свою первую оперу «Агриппина», снискавшую громкий успех. В операх Порпоры постоянно царило гендерное смешение. Мужчины исполняли роли женщин, женщины – роли мужчин. Но существовал также и «третий пол» – кастраты, способные исполнять любые роли. Порпора открыл чудесный талант своего ученика, когда тому было девять лет. Этому ребенку, будущему Фаринелли, гению оперного пения, предстояло пройти испытание, которое, какой бы выдающийся талант оно ни пробудило, было вызовом человеческой натуре.

На сезон 1721/22 года Порпора увез своего ученика в Рим, где тот стал петь в операх в театре Алиберти. Фаринелли ждал триумф. Во время своего первого «выступления» на рыночной площади ему пришлось петь в сопровождении виртуоза-трубача. Совершенно очевидно, зрители стали свидетелями дуэли медного духового инструмента со струнным и одновременно духовым инструментом – человеческой гортанью. Публика пребывала в напряжении. Артисты сошлись в поединке. Как рассказал журналист Саки, ария началась с одной ноты, удерживаемой в фермате. Взяв эту ноту, труба нежно поддерживала ее от пианиссимо до фортиссимо так долго, что публика буквально впала в экстаз. Фаринелли не сможет естественным путем удержать эту прозрачную, как хрусталь, ноту – так считали все! Но он держал ее так долго, что вызвал шквал аплодисментов и восторженные крики. Более того, Фаринелли пошел дальше. Он повторил музыкальную фразу и добавил блестящих трелей, которые никто до него не мог исполнить. Родился вокальный виртуоз.

Удивительная гибкость его голоса и широта регистра опирались на дыхательную технику, которой его обучил Порпора, вдохновлявшийся книгой Джованни Андреа Бонтемпи «Historia musica», опубликованной в 1695 году. Она рассказывала о спартанском воспитании вокалиста, строгом, безжалостном, требовавшим отличной физической подготовки, ума, общего образования и гармонии. Ритм занятий впечатлял: более шести часов упражнений каждый день.

Ученик-кастрат по часу пел сложные произведения, затем час практиковался в трелях, час в passagio, затем час посвящался изучению слов и фонем, а завершалось занятие повторением пройденного под руководством учителя. После обеда наступал черед изучения музыки, литературы и вокальной техники в мельчайших подробностях. Последний час пения проходил перед зеркалом. Нарциссизм процветал в высшей степени. Себя слушали, собой восхищались, собой любовались. Разумеется, зеркало – инструмент коррекционный. Наблюдение за своим отражением позволяет контролировать свое тело: все должно быть неподвижно. Чтобы петь, нижние конечности, живот, грудная клетка, лицо, рот должны застыть. Певец должен врасти в пол. Наивысшая техника.

Разумеется, последствия кастрации, анатомические особенности гортани, грудной клетки и слуха позволяют сформироваться особой пневмофонической (дыхание и голосовые складки) и аудиоартикуляционной (слух и контроль голоса) петле. Фаринелли – это сам голос. Его обаяние основано на пении, ибо в отличие от своего современника-кастрата Николино он был очень неловок на сцене. Он не умел пользоваться своим телом как актерским инструментом. В 1730 году в Венеции Фаринелли исполнял роль Дария в опере «Гидасп», сочиненной его братом. По свидетельству тогдашней прессы, публика устроила ему восторженную овацию: «Первая нота пианиссимо… а дальше ноты взрывались целой серией пассажей с такой скоростью, что скрипачи едва поспевали за ним». Он умел очаровывать толпу и поднял оперное искусство до немыслимых вершин. Он превратился в вокальный инструмент. Приглашенный в 1737 году в Испанию, он стал личным певцом Филиппа V и его наследника, Фердинанда VI. Легенда гласит, что каждый вечер он обязан был петь для короля. Фаринелли имел почти такое же влияние на монарха, как первый министр. Когда королем стал Карл III, королева-мать Елизавета Фарнезе предложила Фаринелли покинуть Испанию. Вернувшись в Италию, он обосновался в Болонье и создал собственную школу пения. Умер Фаринелли в 1782 году.

Внешность и либидо кастрата

Особая гортань

Доктор Эдуар Фурнье, ларинголог, в 1866 году составил описание голосовых складок кастрата. Работа поистине удивительная, особенно принимая во внимание имеющиеся в то время технические средства: только что изобрели ларингоскоп, но работать с ним пока еще было сложно. Гортань кастрата меньше гортани мужчины. Щитовидный хрящ более мягкий, его вполне можно сдавить пальцами. Адамово яблоко едва прорисовывается и не кальцинируется. Шея длинная и тонкая. Внутренняя полость гортани очень узкая. Голосовые складки тонкие. Если сравнить голосовую складку с лентой, то она будет широкой сзади и тонкой спереди, что отличает ее от обычной складки. Такая конфигурация голосовой щели способствует естественному пению высоких нот. Но при этом необходимо очень тесно смыкать обе голосовые складки, чтобы они вибрировали, не пропуская воздух и, как результат, голос был ровным. В наше время эта особенность анатомии объясняется просто. Кальцинация щитовидного хряща у «нормального» мужчины упрощает прикрепление мышцы голосовой складки, следовательно, ее сильная и широкая передняя часть, ее дуга и сопротивляемость более мощные.

Как с возрастом меняется внешний облик кастрата?

Как морфология кастратов приспосабливается к отсутствию мужских гормонов? Подробное описание происходящих в организмах кастратов процессов в 1872 году дал в своих статьях, написанных по материалам проведенного исследования, русский доктор Е. В. Пеликан из Санкт-Петербурга. Он выделил два типа кастратов: высокий и худой, как Фаринелли, и приземистый и грушеобразный, как Николино, Сенезино или Бернакки. Оба типа были безбороды, с густой плотной шевелюрой, а их телосложение было далеко от нормы: руки и ноги излишне длинные, внушительная грудная клетка. Осанка неправильная, изогнутая, никакой стройности. Вспомним историю, рассказанную Казановой в 1745 году: прогуливаясь по улицам Милана, он со своим другом Гаммой зашел в кафе. Неподалеку сидел аббат с обворожительным лицом; его внешность привлекла внимание Казановы. «Обозрев его бедра, я было подумал, что это переодетая девица», – сказал он. Гамма ответил ему: «Этот аббат – известный кастрат. Он может доказать тебе, прав я или нет».

С возрастом голос кастрата делается более низким, а сам он начинает полнеть. После тридцати, а некоторые после пятидесяти (Николино) перестают петь и становятся актерами, ибо их телосложение препятствует пению. Они сильно полнеют и приобретают грушевидную фигуру. Не имея поддержки от мужских гормонов, поперечнополосатые мышцы ослабевают и быстро теряют тонус.

Однако в сексуальном плане кастрат остается мужчиной и его влечет противоположный пол, хотя его либидо, без сомнения, ослаблено. Известны случаи, когда, несмотря на снижение полового влечения, кастраты тем не менее постоянно испытывали желание. Техническая кастрация оказывалась неполной, и, как следствие, тестостерон продолжал вырабатываться; его слабой секреции хватало для поддержания минимального порога либидо, но не хватало, чтобы позволить удовлетворительное развитие вторичных половых признаков и мужской мускулатуры.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.