Переход российских стандартов на МСФО — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Переход российских стандартов на МСФО

2021-01-29 80
Переход российских стандартов на МСФО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В настоящее время активно ведется работа по переходу российских стандартов на международные. Идея законопроекта, который внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу[11], состоит в том, чтобы российские компании составляли консолидированную финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО. Поэтому сам законопроект не устанавливает порядок подготовки отчетности по международным стандартам. Он лишь говорит о том, что консолидированная финансовая отчетность российской компании должна быть подготовлена в полном соответствии с МСФО. Международные стандарты определяют, как готовить консолидированную финансовую отчетность. Это достаточно сложная система установок, принципов, положений, процедур. Законопроект построен таким образом, чтобы ни коим образом не вторгаться в вопросы составления, подготовки консолидированной финансовой отчетности.[12]

Законопроект устанавливает общие требования к обязательному составлению и предоставлению публикаций консолидированной отчетности по МСФО по группам организаций, определяемых в соответствии с требованиями МСФО.

В этом законе есть две стороны. Во-первых, кто должен составлять консолидированную финансовую отчетность. Круг таких организаций определяется как раз международными стандартами. В частности, МСФО (IAS) 27 говорит о том, как определить “периметр” группы компаний, данные о которых подлежат консолидации. Если компания контролирует какие-то другие компании, то она должна включить данные обо всех контролируемых компаниях в свою консолидированную отчетность. Причем речь идет не только и не столько о формальных показателях контроля, таких как владение определенным количеством акций, сколько о качественных признаках контроля. Компания может не обладать ни одной акцией другой компании, но при этом на 100% контролировать деятельность этой компании (посредством назначения членов Совета директоров, обременения каких-то хозяйственных договоров и т. д.). МСФО определяют, что такое контроль в отношениях между компаниями. Поэтому простого ответа на вопрос, кто должен составлять консолидированную отчетность, нет. Состав группы компаний определяется МСФО (IAS) 27.

Другая сторона - на кого должен распространяться закон. Кто в России должен будет подготавливать отчетность в соответствии с этим законом? Идея, заложенная в законопроект, такова: консолидированную финансовую отчетность по МСФО должны подготавливать, в первую очередь, общественно значимые компании. Именно к этим компаниям привлечено внимание общества, деятельность именно этих компаний, их финансовое положение и финансовые результаты волнуют деловое сообщество, волнуют государство. В первую очередь, это открытые акционерные общества, ценные бумаги которых котируются на рынках. Это, конечно же банки и иные финансовые институты.


 

Заключение

 

На мой взгляд основное преимущество МСФО заключаются в том, что с точки зрения внешнего пользователя я получаю больше информации и более полезную, ценную информацию. Иначе, пользователь получает тот продукт, который ему нужен, на который он рассчитывал.

Стандарты МФО приобретают все большее применение и признание во всем мире. Сотни компаний, в основном мультинациональные корпорации и международные финансовые организации, заявляют о приведении своей финансовой отчетности в соответствии стандартам МФО. Многие страны и организации поддерживают стандарты МФО как свои собственные, с небольшими поправками и изменениями или без таковых. Многие фондовые биржи используют стандарты МФО для оформления международных листингов, хотя и существуют некоторые важные исключения.

Переход экономики на рыночные отношения объективно востребовал соответствующие адаптации и ее языка бизнеса – бухгалтерского учета. Поэтому основная цель реформирования системы бухгалтерского учета – обеспечить совмещение национальной системы бухгалтерского учета с требованиями рыночной экономики и МСФО. Первый шаг в данном направлении был сделан с принятием Государственной программы перехода Российской Федерации[13] на принятую в международной практике систему учета.

Всегда нужно учиться и понимать, что делают коллеги, учиться на их, а не на своих ошибках и использовать не все, а только то, что у нас работает и приносит пользу. Доступная информация о зарубежном бухгалтерском учете призвана дать нам возможность поучиться зарубежному опыту, извлечь множество полезных уроков.

Какими бы качественными не были стандарты финансовой отчетности, недобросовестный человек всегда может их нарушить. Наличие правил в любой области не спасает от нарушения их. Преимущество МСФО заключается в том, что они дают возможность составить достаточно объективную и полезную картину финансового положения и финансовых результатов деятельности компании. Полезную финансовому аналитику, инвестору, широким слоям внешних пользователей. Если мы будем сравнивать российскую бухгалтерскую отчетность и отчетность, составленную по МСФО, то, с точки зрения полезности, пользователи сегодня отдают предпочтение отчетности, составленной по МСФО.


 

Библиографический список

 

1. О формах бухгалтерской отчетности. Приказ Министерства финансов РФ от13.01.2000 №4н.

2. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года №283 (16.12.04).

3. Интервью с Директором департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Российской Федерации Шнейдманом Леонидом Зиновьевичем 10 июня 2004 года в Информационном агентстве правовой информации "Гарант".

4. Терехова В. А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: Перспектива, 1999.

5. Островский О. М. Интеграция России в международное бухгалтерское сообщество// Бухгалтерский учет, 2002.

6. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н., Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах.. " УРСС ", 2005.

7. Международные стандарты финансовой отчетности 1999. М.: Аскери-АССА, 1999.

8. Шнейдман Л. З. Готовим бухгалтерскую отчетность. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.

9. Материалы с официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации www.minfin.ru.

 


 

Приложение 1

 

Основные положения регулирования финансовой (бухгалтерской) отчетности

Наименование РПБУ МСФО Комментарий
Определение бухгалтерской (финансовой) отчетности Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Аналогичное определение содержится в п.4 ПБУ 4/99. Финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией (п.7 МСФО 1).   Зависимость финансовой отчетности по МСФО от бухгалтерского учета более гибкая, чем в РПБУ.
Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п.6 ПБУ 4/99). Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании (п.7 МСФО 1). В РПБУ нет четкого указания, что цель финансовой отчетности состоит в представлении информации об организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.
Отчетная дата Отчетная дата по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность, является фиксированной и определяется в соответствии с п.2 ст.14 Закона «О бухгалтерском учете». Отчетная дата для финансовой отчетности по МСФО не является фиксированной. В отличие от РПБУ, в МСФО отсутствует жесткое закрепление отчетной даты.
Продолжительность отчетного периода В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно (п.36). Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п.37). В соответствии с п. 13 ПБУ 4/99 (Приказ Минфина России № 34н) при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.   Финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью: причину выбора периода отличающегося от одного года; и (б) факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях в капитале, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы. (п. 49 МСФО 1).   В РПБУ изменение продолжительности отчетного периода возможно только в случае, когда момент создания (регистрации) юридического лица (п.13 ПБУ 4/99) приходится на период после 1 октября или при прекращении его деятельности (п.9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации утв. приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н).

 


 

Приложение 2

 

Сравнительный анализ соответствия допущений РПБУ положениям МСФО

Наименование РПБУ МСФО Комментарий
Допущение имущественной обособленности Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.6 ПБУ 1/98). В МСФО допущение имущественной обособленности прямо не определено. Допущение имущественной обособленности в МСФО реализовано косвенно, путем указания на экономические ресурсы, контролируемые предприятием (п.16 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
Допущение непрерывности деятельности Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (п.6 ПБУ 1/98). Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) Различий нет.
Допущение последовательности применения учетной политики Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п.6 ПБУ 1/98). Предприятие выбирает и применяет учетную политику последовательно для одинаковых операций, прочих событий и условий (п.13 МСФО 8). Различий нет.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п.6 ПБУ 1/98). Результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены) – принцип начисления. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся (п.22 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Различный подход МСФО и РПБУ к допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности, выражающийся в том, что прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, согласно МСФО могут учитываться в качестве ретроспективной корректировки нераспределенной прибыли (п.100 МСФО 1, МСФО 8), в отличие от РПБУ.

 


 

Приложение 3

 

Сравнительный анализ соответствия требований РПБУ положениям МСФО

Наименование РПБУ МСФО Комментарий
Требование полноты Полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (п.7 ПБУ 1/98). Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание (п.38 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Различий нет.
Требование своевременности Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (п.7 ПБУ 1/98). Своевременное отражение информации в отчетности с учетом соблюдения баланса между уместностью и надежностью информации (см. п.43 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Различий нет.
Требование осмотрительности Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п.7 ПБУ 1/98). Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Различий нет.
Требование приоритета содержания перед формой Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.7 ПБУ 1/98). Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Различий нет.
Требование непротиворечивости Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п.7 ПБУ 1/98). Требование непротиворечивости в МСФО не определено. Отсутствие в МСФО определения требования непротиворечивости объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета.
Требование рациональности Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (п.7 ПБУ 1/98). Требование рациональности в отношении ведения бухгалтерского учета в МСФО не определено. Отсутствие в МСФО определения требования рациональности объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета.

 


[1] Терехова В. А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: Перспектива, 1999. стр. 3-5

[2] Островский О. М. Интеграция России в международное бухгалтерское сообщество// Бухгалтерский учет, 2002. стр.10-12

[3] Шнейдман Л. З. Готовим бухгалтерскую отчетность. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.

[4] Интервью с Директором департамента регулирования государственного финансового контроля Мин. Фин. РФ Шнейдманом Л.З.

[5] Учебное пособие для профессиональных бухгалтеров по МСФО. www.minfin.ru

[6] Маренков Н.Л., Веселова Т.Н., Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах.. "УРСС ", 2005. стр. 52

[7] Материалы с официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации www.minfin.ru.

[8] Материалы с официального сайта Министерства Финансов Российской Федерации www.minfin.ru.

[9] Международные стандарты финансовой отчетности 1999. М.: Аскери-АССА, 1999.

[10] Интервью с Директором департамента регулирования государственного финансового контроля Мин. Фин. РФ Шнейдманом Л.З.

[11] О формах бухгалтерской отчетности. Приказ Министерства финансов РФ от13.01.2000 №4н.

[12] Интервью с Директором департамента регулирования государственного финансового контроля Мин. Фин. РФ Шнейдманом Л.З.

[13] Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года №283 (16.12.04).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.