Особенности личности подростков с компьютерной зависимостью — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности личности подростков с компьютерной зависимостью

2020-07-03 117
Особенности личности подростков с компьютерной зависимостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Подростничество» (период от 12 до 17 лет) – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости.

Для подростка характерно подражание взрослым, которое становится

управляемым и позволяет удовлетворять потребности его интеллектуального

и личностного самосовершенствования. Мальчики – подростки часто выбирают объектом своего подражания настоящих мужчин, которые обладают выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью. Девочки же стараются быть похожими на своих старших подруг, взрослых женщин, пользующихся популярностью. Еще одним важным процессом подросткового периода Бреслав Г. М. называет процесс формирования и развития самосознания. Его совершенствование характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам и осознанием своих личностных особенностей.

Желательный образ «Я» в этом возрасте обычно складывается из ценимых

достоинств других людей. А так как в качестве образцов для подражания

подростки выбирают как взрослых, так и сверстников, создаваемый ими

идеал оказывается несколько противоречивым. В этом, по-видимому, и

заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их

постоянных переживаний по данному поводу.

Переход к серьезным занятиям в какой-то конкретной области и реализация полученных знаний в деятельности ставит подростка перед необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования. В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний. Помочь ему в этом может, с одной стороны, совместная деятельность, позволяющая внести коррективы в его представления о самом себе, а с другой стороны - педагог, задача которого - помочь учащемуся понять свои проблемы и трудности.

Так, из этого следует, что подростку очень тяжело самостоятельно

разобраться в своем внутреннем мире и разрешить возникшие противоречия

в его само- и мировосприятии. Выбирая себе занятие по душе, ребенок тем самым удовлетворяет потребность в своей самостоятельности и познавательной активности, а также доказывает себе и окружающим свою неповторимость и уникальность. Как правило, увлечения подростков имеют не учебный характер. Со школьным обучением пересекаются только увлечения интеллектуально –эстетические. На такие увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические увлечения: изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, участие в художественной самодеятельности и т.п. – любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие увлечения такого рода, как правило, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих. Детям с аналогичной личностной направленностью свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно заниматься организацией чего-либо, и руководить сверстниками.

Телесно – мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость и прочие мануальные навыки. Помимо спорта, это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т.д. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями.

Накопительские увлечения – это, прежде всего, коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ, а также с желанием следовать подростковой моде и т.д.

Самый примитивный вид увлечений – информативно – коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, и потребность в легком общении со сверстниками. Это многочасовые пустые разговоры в привычной «дворовой» компании. Это времяпрепровождение трудно назвать увлечением в прямом смысле этого слова, но оно характерно для определенной части подростков. В среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени благодаря кружкам или секциям не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но, тем не менее, это является одним из наиболее действенных путей их профилактики».

Уровень развития, характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным. Дети растут и изменяются вместе с изменениями условий жизни окружающего их общества. Современный подросток

всесторонне информирован.

Таким образом, подростковый возраст – это достаточно долгий и сложный период развития, в котором формируются многие нравственные ценности и закладываются первые основы мировоззрения. И чтобы подросток чувствовал себя более комфортно на этом этапе своего развития, для него необходимы благоприятный климат в семье, который основан на взаимопонимании, а также доверительные отношения со взрослыми и сверстниками.

Психологические аспекты механизма формирования зависимости основаны на естественном стремлении подростка или ребенка избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Психика детей еще неустойчива к неблагоприятным воздействиям, любые переживания и неприятности воспринимаются как безвыходные или катастрофические. Ролевая компьютерная игра позволяет найти простой и доступный способ создания другого мира, жизненных ситуаций, до сегодняшнего дня не испытанных и невозможных в реальности. По мнению Е. О. Мулик, при помощи ролевой игры подросток сам создает себе идеальный мир, где нет проблем, забот, учебы, и других повседневных обязанностей. Может показаться, что такая игра может стать способом эмоциональной разрядки и снятия стресса. Но ребенок очень быстро привыкает к этой идеальной реальности, в дальнейшем выход из которой становится трудно найти, потому что в реальной жизни проблемы никуда не испаряются, и ребенок начинает все чаще и чаще уходить в другую реальность, он как бы начинает злоупотреблять ею. И поэтому возникает опасность полного отрешения от настоящего мира, может произойти замена реальности на виртуальный мир. Возрастает риск формирования очень сильной компьютерной зависимости. Подростки еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, именно поэтому, погружаясь в виртуальный мир, они уже не могут ему сопротивляться. В результате этого, страдает их психическая система. Постепенно у детей, при постоянном взаимодействии с компьютером, нарушается режим дня, что ведет к потере чувства времени, нарушениям сна – у них могут наблюдаться резкие телодвижения и вскрики во время сна, появлению приступов панического страха, тревоги, агрессии, раздражения, ночных кошмаров, навязчивых неврозных состояний. Следствием этого является то, что ребенок окончательно теряет контроль над виртуальной реальностью, и теперь уже она начинает контролировать его, создавая ложное представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного. В этом, по мнению А. Е. Жичкиной, и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять разумом подростка.

В то же время, используя Интернет, подростки очень часто посещают запрещенные сайты, что создает для них иллюзию вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает в них желание нарушать права человека, однако иллюзия безнаказанности рано или поздно может иметь серьезные последствия в реальной жизни.

Практика показывает, что в процессе азартной игры подростки часто поддерживают свое состояние эйфории, употребляя алкоголь или психоактивные вещества. Это является основанием относить особенности подросткового возраста к факторам риска формирования у молодых людей аддиктивной стратегии взаимодействия с миром. [7]

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.