Цель и структура медитации на страдания низших миров — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Цель и структура медитации на страдания низших миров

2020-10-20 214
Цель и структура медитации на страдания низших миров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вам очень повезло, что прошлой ночью вы не умерли. Во всем мире этой ночью умерло много людей, и сегодня их уже нет на свете. Если это случилось с ними, почему подобное не может случиться и с вами? Не принимайте как должное то, что сегодня вы живы. Ощущение, что вы еще очень долго не умрете, когда-нибудь обманет вас и ввергнет в низшие миры. Поэтому развивайте памятование о непостоянстве и смерти. Если вы выдохнете и потом не сможете вдохнуть, а в этот момент проявится одна из негативных карм, ввергающих вас в ад, то уже через мгновение — вы в аду, поймите, что ад совсем близко.

 

Страх перед рождением в низших мирах — первая причина прибежища. Если у вас нет этого страха, вы будете принимать прибежище лишь на словах. Созерцая страдания низших миров, мы закладываем фундамент для порождения прибежища. Мы, люди, не боимся того, чего бояться следует, зато боимся того, чего бояться нет смысла. И это основная наша ошибка. Например, мы боимся расстаться с желанными объектами, нам страшно, что они уйдут от нас. Это глупый страх, потому что рано или поздно объекты наших желаний все равно нас покинут. Этого не избежать. Еще мы боимся болезней, старения, опасаемся потерять свою репутацию. Это тоже глупые страхи, потому что с тех пор, как мы родились, мы подвержены и болезням, и старению — это естественно и вовсе не является несчастьем, катастрофой.

 

Худшее, что может с нами случиться, — рождение после смерти в низших мирах. Мы стоим в очереди в эти миры. Если вы не очиститесь от негативной кармы, то останетесь в этой очереди. Когда у вас появится некоторая убежденность, вера в существование ада, мира голодных духов (в мир животных вам не надо верить, он и так перед вашими глазами), когда вы почувствуете, что вам грозит реальная опасность родиться в низших мирах, у вас появится опасение, некоторый страх. Вы захотите сделать все возможное, чтобы избежать этого. Ваш страх перед рождением в низших мирах подтолкнет вас к более чистому принятию прибежища и к более интенсивной практике Дхармы, но вы не должны предаваться отчаянию.

 

В Тибете один человек получал учение по Ламриму, и в конце раздела о пути личности начального уровня он сказал Наставнику: «Когда Вы объясняли последствия негативной кармы, я подумал, что, наверное, попаду после смерти в ад. Меня даже посетила мысль, что, может быть, и вы вместе со своими учениками туда отправитесь. Когда же вы перешли к объяснению преимуществ позитивной кармы, то я почувствовал, что, не говоря уж о том, что Вы достигнете состояния будды, и я тоже когда-нибудь стану буддой». Этот человек, слушая учение, бросался из одной крайности в другую. То все представлялось ему в черном свете, то в розовом. Эти два аспекта должны быть уравновешены в уме

 

Если вы будете думать только о результатах негативной кармы, то почувствуете тоску и подавленность. Вспоминайте и о результатах, которые приносит совершение благой кармы. Но размышляя лишь о позитивной карме, вы придете в неумеренный восторг, будете парить в облаках. Старайтесь достичь некоторого равновесия в своем сознании.

 

Поступайте, как мастер Маудгальяяна, обративший ум своих нерадивых учеников к Дхарме. Сейчас я расскажу вам эту историю.

 

Ананда попросил Маудгальяяну позаботиться о двух своих племянниках, и они стали учениками Маудгальяяны. Юноши были родом из богатой, знатной семьи, с детства все их желания моментально выполнялись, поэтому они выросли ленивыми и избалованными. Чему бы Маудгальяяна их ни учил, они только шутили, болтали и вообще его не слушали. Маудгальяяна подумал: «Как мне укротить этих двоих? Перенесу я их, пожалуй, в другое место».

 

Маудгальяяна сказал ученикам: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие». Они очень обрадовались. Маудгальяяна, применив свои чудодейственные способности, создал ад и перенес туда племянников Ананды. Вдалеке они услышали ужасные крики. «Что это?» — удивились юноши. Маудгальяяна сказал: «Сходите и посмотрите». Ученики пошли вперед и вскоре увидели огромный котел с кипящей водой, а рядом — четырех стражей ада со звериными головами. Они кинули в котел человека, и тот страшно закричал от боли. Он заживо варился в кипятке, а стражи рубили его тело на куски.

 

Юноши очень испугались и отвернулись. Рядом горел большой костер, вокруг него стояли стражи и чего-то ждали. Ученики побежали обратно к Маудгальяяне и закричали: «Там человека варят живьем в кипятке! Еще мы видели большой костер, но там никого нет. Почему?» Маудгальяяна сказал: «Вернитесь и узнайте». Ученики робко подошли к стражам ада и спросили: «Где тот страдалец, что должен гореть в этом огне? Почему в котле уже кого-то варят заживо, а на костре никого жгут?» Стражи ответили: «Те, для кого предназначен этот костер, пока находятся в мире людей. Это племянники Ананды. Они живут в праздности, не практикуют Дхарму. Но скоро они умрут, и мы их тут поджидаем». Ведь на самом деле это была манифестация ада, созданная Маудгальяяной, чтобы обратить умы своих учеников к Дхарме.

 

Услышав это, племянники Ананды бросились бежать куда глаза глядят. И Маудгальяяна перенес их обратно в мир людей. Но это путешествие произвело на юношей неизгладимое впечатление. Они плохо спали и еще долго не могли нормально поесть: каждый раз, когда они вспоминали ад, их рвало. Если бы тогда они увидели только чужие страдания, это не напугало бы их так. Но когда им сказали, что и для них в аду подготовлено место, они пришли в неописуемый ужас. Маудгальяяна подумал: «Нет, так не годится, они слишком запуганы. В таком состоянии они тоже не смогут практиковать Дхарму». И он решил перенести их в созданный им рай.

 

В раю они увидели прекрасный дом, наполненный изящными вещами, в котором отдыхал человек, ему прислуживало много прелестных женщин, и все вокруг было таким красивым... Рядом они увидели такой же дом, но без хозяина. Слуги стояли наготове, и они сказали юношам, что пока дом пуст. «Те, кто должен жить в этом доме и наслаждаться всей этой красотой, еще живут в мире людей, — сказали слуги. — Это племянники Ананды. Если они будут практиковать искренне и с энтузиазмом, то после смерти попадут в рай». Юноши очень обрадовались. Они бросились к Маудгальяяне со словами: «Нам надо практиковать Дхарму. Пожалуйста, научи нас!» Маудгальяяна ответил: «Не сегодня, я очень устал». — «Нет, нет, мы должны начать прямо сейчас!» И тогда племянники Ананды получили у Маудгальяяны учение и стали практиковать его очень искренне.

 

Ваш ум похож на ум племянников Ананды. Но с вами нет Маудгальяяны, поэтому вам самим нужно применять его метод. Я использую и ту и другую технику: когда мой ум слишком расслабляется, я больше задумываюсь о страданиях низших миров. Мой ум начинает немного бояться, и я искренне принимаюсь за практику. Но если думать об ужасах ада слишком много, вам расхочется есть, смеяться, разговаривать с людьми. Тогда подумайте о том, как хорошо в чистой земле, и вам станет спокойнее.

 

Итак, основная цель размышления о страданиях низших миров состоит в том, чтобы обратить наш ум к Дхарме. Манифестация ада, созданная при помощи чудодейственных способностей Маудгальяяны, не была таким уж опасным местом. Настоящий ад является манифестацией вашей негативной кармы, поэтому будьте очень осторожны. Механизм кармы совершенно невероятен и находится за пределами вашего понимания.

 

У кармы необычайный потенциал. Когда яблочное семечко становится деревом, на нем созревает очень много новых яблок. Точно так же, когда один лишь отпечаток кармы причинения вреда другим встретится с определенными условиями, он многократно проявится как вред, причиняемый вам. Ваши деяния к вам вернутся, но многократно усиленные. Ваша тяжелая негативная карма обладает потенциалом, в силу которого она может проявиться в виде вашего личного ада. Сейчас я расскажу еще одну историю, и она поможет вам понять, каким образом существует ад.

 

Один мастер обладал чудесными силами, и он решил показать своему ученику ад, чтобы тот поверил в страдания низших миров. Мастер и ученик отправились к океану. Вдали они увидели остров и поплыли к нему. На острове стоял дом, в нем жил человек. Днем это был мрачный дом пыток, в котором жуткие существа истязали человека, резали его на части. Как только наступала ночь, дом становился прекрасным дворцом, а злобные мучители превращались в слуг. Увидев все это, ученик спросил Учителя: «Какую карму создал этот человек?»

 

Учитель рассказал, что когда-то этот человек был мясником. Однажды он встретил мастера Катьяяну, который объяснил, что убивать животных — тяжелая негативная карма:

— Если ты продолжишь это делать, тебя ждет очень плохое будущее. Почему бы тебе не прекратить? Ведь ты постоянно ухудшаешь свое положение, — сказал Катьяяна.

— Я очень жалею о том, что делаю, но у меня нет выхода, — ответил мясник. — Если я перестану убивать животных, кто будет кормить мою семью? Мне самому это ремесло не нравится, но мне приходится им заниматься.

Тогда, преисполнившись к мяснику сострадания, мастер попросил:

— По крайней мере, дай обет воздерживаться от убийства в ночное время?

— Это возможно, — сказал мясник. — На это я способен.

 

Он дал мастеру обет, что не будет убивать животных по ночам и с тех пор после захода солнца читал мантры. Днем же мясник делал свою работу. Так всю жизнь он пробегал туда-сюда, как таракан, а после смерти проявилась накопленная им карма, в силу которой он родился в так называемом полуаду. Дом, в котором жил мясник, днем был настоящим адом: там его жестоко пытали, варили в кипятке, существа со звериными головами резали, кололи его тело. Много раз он умирал и воскресал, чтобы снова терпеть страшные муки. Но по ночам в силу благой кармы принятия обета не убивать животных ночью (а эта карма тоже проявилась), ужасный дом становился райским дворцом, а стражи ада превращались в даков и дакинь. Ночью этот человек наслаждался всеми благами жизни. Но как только всходило солнце, его опять ожидал день мучений. Так продолжалось до тех пор, пока его карма не истощилась.

 

Мастер сказал ученику: «Какую карму мы создаем, такой результат и получаем без смешения. Кармические отпечатки проявляются отдельно».

Вопрос: А если мясник поднесет мясо убитого им животного божествам, выполняя цог, станет ли это накоплением негативной кармы?

Ответ: Буддизм выступает против кровавых жертвоприношений. Если вы, убив животное, сделаете подношение буддам и бодхисаттвам, вы не порадуете их этим. Это все равно что убить ребенка и поднести его тело матери. Это совершенно неприемлемо.

 

Такова была манифестация кармы этого человека. Она подобна иллюзии, но не полной иллюзии. Поскольку была основа для проявления кармы, боль и страдания он испытывал по-настоящему. Иногда мы видим что-то не так, как есть в действительности, и у этой галлюцинации нет никакой основы. Это называется оптический обман — безосновательная галлюцинация, порожденная органами чувств. Но когда проявляется карма, это не совсем иллюзия, потому что у нее есть основа.

 

Ученик с мастером пошли дальше и увидели большой дом. В нем монахи в течение дня дрались и убивали друг друга. Когда же наступала ночь, они садились в позу медитации и начинали читать молитвы. Ученик удивился: «Что это значит?» Учитель ответил: «Эти люди во времена Будды Кашьяпы были монахами. Но они не соблюдали свои обеты — целыми днями дрались, ругались, и в результате нарушения обетов претерпевают эти страдания. Ночью же они спали, и потому держали обеты»[1].

 

Это был так называемый полуад; он существует в нашем мире и является проявлением индивидуальной кармы. Таких полуадов много. Некоторые люди испытывают невыносимые муки перед смертью. Когда мы страдаем от депрессии или боли — это тоже полуад. Как видите, ад недалеко. Адские страдания как результат проявления негативной кармы вы можете пережить и в человеческом теле.

 

Не обязательно буквально представлять ад как некий другой мир, в котором грешники рождаются после смерти, а их там жарят на сковородках и так далее. Вероятнее всего, ад — просто проявление индивидуальной кармы. Соответственно, у каждого может быть свой личный ад.

 

Различают два вида ада: первый — результат проявления коллективной кармы, второй — результат проявления индивидуальных кармических отпечатков. Ад как проявление индивидуальных кармических отпечатков прекращает существовать, когда потенциал отпечатков исчерпывается. Наш мир — результат проявления не индивидуальной, а коллективной кармы живых существ, которые населяли этот мир в прошлом, живут в нем сейчас и будут населять в будущем. Таким же образом существует ад, который является результатом проявления коллективной кармы. Он тоже может находиться в нашем мире, но в другом измерении[2].

 

В буддизме считается, что нет самосущего ада. Переживания ада или рая зависят от большого количества условий. В силу одних мир кажется вам ужасным, в силу других — прекрасным. В одном и том же месте, если смотреть с разных сторон, можно увидеть разные вещи. Под определенным углом зрения можно увидеть радугу, и это восприятие достоверно. Но под другим углом зрения радуга не видна. Итак, поскольку все явления имеют зависимое происхождение, существует огромное многообразие факторов, сочетание которых порождает самые разные ощущения. В ситуации пустоты и взаимозависимости возможно все.

 

Человеческое тело, так сложно и мудро устроенное, не создано богом, а является результатом кармы. Почему же в силу кармы не может существовать и столь сложный механизм, как страдания ада?

 

Я не хочу рассказывать о страданиях ада слишком подробно, потому что тогда у вас сегодня за обедом пропадет аппетит. Вы будете проглатывать еду и тут же извергать ее обратно, как племянники Ананды. Поймите, что худшие из страданий сансары — страдания ада. Все человеческие страдания — ничто в сравнении с ними. Вообразите себе крайние формы боли. Если вас положить на раскаленное железо, продержать там пять минут, а потом посыпать ваше тело перцем чили, представьте, как вам будет больно. Но по сравнению со страданиями ада и это пустяки.

 

Надеюсь, теперь вы понимаете, что родиться в аду — ужасно. А ведь там вам придется провести не пять и не десять минут, а миллионы лет. Поэтому скажите себе: «Мне нужно бояться рождения в аду, потому что у меня есть кармические причины для такого рождения». Не бойтесь вредоносных духов, бойтесь вашей собственной дурной кармы. Страх перед рождением в аду должен подтолкнуть вас к выполнению практики прибежища и очистительных практик.

 

Чем больше вы опасаетесь страданий низших миров, тем больше будете бояться их причины, то есть негативной кармы, и соответственно, тем меньше будете ее создавать. Если кто-то попросит вас совершить то или иное неблагое действие, даже если вам предложат большие деньги, вы не станете этого делать из страха. «Убей барана, я заплачу тебе сто долларов». — «Нет, я не хочу родиться в низших мирах». А те, кто не знает, что убийство животного ведет к рождению в низших мирах, с радостью зарежут барана и за десять долларов. Также будьте осторожны и со своими омрачениями (привязанностью, гневом и неведением), ведь именно они ведут вас к рождению в низших мирах.

 

Итак, бдительность и осторожность возникают из понимания последствий тех или иных действий. Например, если я просто скажу маленькому ребенку: «Не ешь сладкую отраву», мне будет трудно удержать его от этого. Даже если я пригрожу ему наказанием, стоит мне отвернуться, он тут же ее съест. Ребенку нужно объяснить последствия отравления, и тогда он не станет есть яд ни при каких условиях. И он не будет страдать из-за того, что ему хочется сладкой отравы, но ему не разрешают.

 

Нравственность — не самоистязание. Вы ведете себя нравственно, когда осознаете последствия тех или иных негативных действий. В этом случае безнравственные действия вас просто перестают интересовать, и вам легко соблюдать обеты. Если бы в буддизме не было такой философии, если бы меня учили воспринимать свои монашеские обеты как запреты, я не смог бы оставаться монахом долгое время. Мой Учитель никогда мне ничего не запрещал. Он сказал только: «Вот основные монашеские обеты. Если ты будешь их соблюдать, это приведет к таким-то хорошим результатам. Если ты нарушишь их, будут такие-то последствия». Постепенно я все больше терял интерес к тем действиям, которые являлись противоположностью моим обетам. Так моя самодисциплина становилась сильнее.

 

Самодисциплина — понимание последствий своих действий, благодаря которому неблагие поступки вас больше не привлекают. Самодисциплина должна быть не только у монахов, но и у мирян. Если вы хотите быть счастливыми, она вам необходима. Чтобы вы относились с осторожностью к совершению негативной кармы, Будда и великие мастера объясняли последствия этого, то есть подробно рассказывали о страданиях в низших мирах. Они делали это не для того, чтобы расстроить или запугать учеников, а для того чтобы помочь им понять и предотвратить реальную опасность.

 

Пока мы стремимся только к благополучию в этой жизни, ничто из того, чем мы занимаемся, не является практикой Дхармы. Какой бы метод обретения счастья в будущих жизнях я вам ни объяснял, вы не воспримете мои слова до тех пор, пока у вас нет устремления к обретению счастья в будущих жизнях. Вы скажете: «Геше Тинлей, лучше дайте мне покушать или немного денег. Почему вы все говорите о каких-то четырех благородных истинах, о пустоте? Какой мне прок от этой пустоты? Мой живот и так уже пуст».

 

Именно поэтому для ученика важно в первую очередь развить устремленность к обретению счастья в будущих жизнях. С этой целью Дже Цонкапа объясняет два положения: во-первых, что эта жизнь быстротечна и смерть придет скоро. Во-вторых, что если в будущих жизнях вы родитесь в низших мирах, это повлечет за собой невыносимые страдания.

 

Последняя тема объясняется, чтобы помочь вам защитить себя от рождения в низших мирах. Она излагается в трех частях:

1. Страдания в адах.

2. Страдания в мире голодных духов.

3. Страдания в мире животных.

 

Размышление на эти темы побудит вас искать способ обретения счастья в будущих жизнях. В Ламриме объясняются страдания всех шести миров. Но поскольку тема страданий людей, богов и полубогов рассматривается в учении о четырех благородных истинах, здесь подробных наставлений об этом нет, и акцент делается на страданиях в низших мирах.

 

Размышляя о страданиях в низших мирах, не думайте об этом так, будто какие-то другие существа сейчас страдают в мире ада, в мире голодных духов, в мире животных. Для начала вспомните о том, что вы сами смертны: «Действительно, смерть неизбежна и неизвестно время ее прихода. Рано или поздно я уйду из этого мира, и во время смерти мне поможет только практика Дхармы».

 

Мысль о том, что вы можете родиться в низших мирах, не появится у вас сама по себе, без анализа этой темы. Вы скажете: «Не помню, чтобы в своей жизни я совершил столь тяжелую неблагую карму, что это может привести меня в низшие миры. Наоборот, я все время старался помогать другим, я получал учение Дхармы и практиковал его». Вы видите все в розовом свете, но при этом упускаете одно: с безначальных времен и по сей день вы накопили огромное количество негативной кармы — это так, пусть даже в этой жизни вы получили учение и знаете Дхарму. Кроме того, и в этой жизни вы не соблюдали как следует свои обеты.

 

Сопоставьте всю ту негативную карму, которую вы накопили с безначальных времен и по сей день, с позитивной кармой, созданной вами с безначальных времен и по сей день. Посмотрите, что перевесит, и вы поймете, что ваши шансы отправиться в низшие миры — восемьдесят процентов. Я не говорю девяносто только потому, что не хочу вас огорчать. Такова реальная ситуация. Исключение составляют случаи, когда во время смерти вам удавалось породить сильное прибежище. Если вы перескажете мои слова Его Святейшеству Далай-ламе, он посмеется: «Геше Тинлей слишком мягок с вами. Восемьдесят процентов — это он, конечно, преуменьшает. Я бы сказал — девяносто или девяносто пять». Если вы хорошо подумаете, то поймете, что это правда.

 

Понимая, как велика вероятность попасть после смерти в низшие миры, скажите себе: «Я хочу знать, что ждет меня там. Например, что будет, если вдруг я завтра умру и получу рождение в аду?»

 

Страдания в адах

Я уже говорил, что ад — это проявление вашей негативной кармы. Существуют горячие, холодные и вторичные ады.

 

Если уж вы попадете в ад, то пробудете там очень долго, пока не истощится ваша негативная карма. Одни находятся в аду кальпу, другие — две кальпы, все зависит от потенциала накопленной ими негативной кармы. Вы бывали там много раз и долгие кальпы там страдали, вам там знакомы все входы и выходы. Я опишу ад не для того, чтобы рассказать о нем что-то новое, а чтобы напомнить вам, как он выглядит, сколько страха вы там натерпелись. Но сейчас вы забыли место своей постоянной прописки и забыли этот страх, потому и не боитесь создавать причины рождения в аду.

 

Горячие ады

В горячем аду у вас будет тонкое энергетическое тело, и вы будете испытывать там невероятный жар. Невозможно представить, насколько там может быть жарко. Если железо раскалить докрасна и облить этой железной лавой одно из существ, страдающих в горячем аду, для него это будет словно холодный душ. Так говорится в буддийских текстах. Не знаю, правда ли это, однако все возможно. Когда я говорил на эту тему с учеными, они сказали, что наши ощущения жара и холода очень субъективны. Например, если вам очень жарко, вы разгорячены, то когда обольетесь теплой водой, она покажется вам холодной. Трудно поверить, что кому-то может показаться холодным расплавленное железо — я думаю, это всего лишь метафора. В общем, в горячем аду вы постоянно будете страдать от жара. Вместо земли там — обжигающе-горячий металл, а у вас на ногах нет обуви, вы идете по нему босой — как больно![3] А иногда вы заточены в раскаленном докрасна железном доме.

 

Первый их восьми горячих адов называется Ад рождающихся вновь и вновь. Помимо постоянного нестерпимого жара в первом горячем аду вас ждут и другие страдания. Здесь всюду полно оружия. Поскольку ваш ум привык к гневу, вы легко хватаетесь за него. Вы думаете, что существа вокруг являются причиной ваших страданий, и нападаете на них, а они на вас. Так существа режут там друг друга на мелкие кусочки. В мире людей, когда у вас отрубают руку, она больше не болит. Но в аду каждый отрезанный кусочек тела болит так, будто он остался на месте. Когда ваше тело растерзано, вы теряете сознание — это подобно маленькой смерти. Потом в пространстве звучит голос: «Оживите!» — и все повторяется опять.

 

Причина рождения здесь — негативная карма гнева и убийства. Люди создают такие причины, например, когда убивают друг друга на войне. Сколько раз в своих предыдущих жизнях вы сражались, сколько раз убивали друг друга! Все эти кармические отпечатки до сих пор находятся в вашем уме. Подумайте: «Если сейчас я не очищусь от них, то завтра они могут встретиться с подходящими условиями, и я вновь окажусь в аду».

 

А ведь это наименее мучительный из всех горячих адов. Другие еще хуже. Подумайте, как вы сможете выносить эти страдания, родившись там… Что по сравнению с ними ваши человеческие проблемы? Сломали ногу — она, конечно, некоторое время поболит, но стоит вам принять лекарство, и вы перестанете чувствовать боль. Если обожженную руку сунуть в холодную воду, боль утихнет. В аду же избавиться от боли невозможно.

 

Второй горячий ад — Черные линии. В нем тоже очень жарко, и все ваше тело горит. Вы рождаетесь в этом аду с очень большим телом, но ваша плоть мягкая и нежная, как у младенца, поэтому вы остро чувствуете боль, и кроме физических страданий вы испытываете сильнейший страх. Здесь обитают служители ада: Ава с головой буйвола, Якша с головой свиньи и много других подобных существ. Они с воплями носятся за вами целой толпой, а вы и другие страдающие существа пытаетесь от них убежать. Но бежать некуда. Вы падаете, и эти Якша и Ава хватают вас, кладут на горячий металлический стол, крепко держат и выжигают на теле черные линии раскаленным прутом, а потом мечом разрубают его по ним. Вы испытываете невероятные боль и ужас, вы плачете, кричите, но в тот момент, когда проявляется ваша карма, никто не может вам помочь. Когда вас служители ада расчленяют ваше тело, вы теряете сознание, а затем вновь оживаете.

 

Третий ад называется Давящий. Люди попадают сюда в результате проявления кармы убийства животных. Каким обернется для вас этот ад, зависит от того, каким способом вы убивали животных: давили ногтями насекомых, наступали на них со злостью, кололи ножом домашнюю скотину. Здесь тоже жарко, земля под ногами — как раскаленный металл, вы в панике бежите и оказываетесь между двух больших скал в виде морд животных, которых вы убили. Эти скалы со страшным грохотом сталкиваются и давят вас в лепешку. Вы подобны крохотному зернышку, размолотому большим каменным пестиком. Вы оживаете, и скалы снова вас давят. Перед вами предстают образы убитых вами животных: баранов, свиней, быков. Они бегут за вами, догоняют и топчут ногами, бодают рогами. Вам постоянно страшно. Каждое мгновение что-то происходит: или вас давят горы, или преследуют и убивают призраки разных животных, или что-то падает на вас сверху. И так не один год, а много-много лет, пока не истощится ваша карма.

 

Четвертый ад — Ад плачущих. Здесь огонь еще жарче. Вся земля горит, на земле стоит маленький дом, охваченный пламенем, и вы заточены в нем. Боль от жара просто нестерпима. Так жарко, что вы не можете даже думать о пище или глотке чистого воздуха: у вас одно желание — выбраться оттуда, и все ваши мысли только об этом. Вы плачете, зовете на помощь, но никто вас не слышит. И так проходит не один год, и не два, а очень-очень много времени.

 

Пятый ад называется Ад громкого плача [4].

 

Шестой ад называется Жаркий. В этом аду гораздо жарче, чем в предыдущих. По сравнению с ним они не такие уж горячие, как по сравнению с настоящей русской баней обычная сауна. Ученые говорят, что если у холода есть предел, –270 градусов, то у тепла предела нет. В предыдущих адах горячей была только поверхность земли из металла, поэтому на бегу, когда вы отрывали от нее босые ноги, вам становилось легче. Тут же, что бы вы ни делали, внутри будто пылает огонь и каждая частичка вашего тела горит. Якша и Ава, поймав вас, льют в рот раскаленную адскую лаву. И все ваши внутренности вытекают вместе с ней наружу. Это крайний вид страданий, который вы тут испытываете. Ваше тело разваливается, вы теряете сознание, а через некоторое время опять оживаете.

 

Седьмой — Очень жаркий ад. В нем страдают те, кто продавал духовную литературу, делал на ней бизнес, не уважая святые тексты, считал их просто объектом обогащения и бросал на землю, как любой другой товар. Этот ад еще горячее предыдущего. Здесь все объято пламенем, и вы испытываете еще большие страдания. Тут вам не только заливают лаву в рот, но еще и оборачивают вас (как вы оборачиваете книги) листом раскаленного металла, а затем сдирают его, разрывая ваше тело на части. И каждому кусочку вашего тела больно… 

 

Будьте очень осторожны, продавая статуэтки Будды, священные тексты. Если вы делаете это с неправильной мотивацией, то создадите негативную карму. Если же вы лишь хотите помочь живым существам, и ни одна монета не идет к вам в карман, все вырученные средства используются в духовных целях (например, для издания новых книг), то вы накопите заслуги.

 

Один йогин, медитировавший в горах, пришел в семью, где его просили прочесть молитву. Он прочел молитву, отведал подношения и вернулся к себе в горы. Вдруг у него сильно заболел живот. Он сосредоточился, пытаясь понять, в чем причина боли, и увидел слог «А», который перемещался в его желудке. Тогда он обратился с вопросом к Манджушри (у него было прямое видение этого божества). Манджушри ответил: «Та семья, для которой ты сегодня читал молитву, продала священный текст, а на полученные деньги сделала тебе подношение. Они и сами ели эту пищу. Так у тебя появилась связь с этим бизнесом, но благодаря твоим высоким заслугам твоя негативная карма проявилась немедленно. А те люди будут испытывать проявление ее результата еще долгое время».

 

Из восьми горячих адов худшим является Намне (так он называется на тибетском языке), или Авичи (на санскрите) — Ад экстремальных страданий. Считается, что нет страданий более тяжких, чем в этом аду. Если собрать вместе все страдания миров людей, животных и голодных духов, они будут лишь малой толикой тех мучений, которые существа испытывают в аду Авичи. Все эти страдания — ничто по сравнению с муками этого ада.

 

Каждую секунду здесь вы переживаете крайний вид страданий и предельную боль, без единого мига отдыха и передышки. Когда металл закаляется в огне, он сам начинает гореть — так и ваше тело сливается воедино с огнем. Невозможно представить худшие муки. Срок пребывания в аду Авичи гораздо больший, чем во всех предыдущих. И все причины родиться там у вас есть. Пока эти причины не проявились, вам необходимо очиститься от негативной кармы.

 

Опять подумайте: «Если после смерти я попаду в ад, как смогу выносить все эти страдания?» Представьте себе, если вас заставят хотя бы пять минут полежать на куске раскаленного железа, как вы будете страдать и кричать от боли. А если вы будете находиться в таком положении не пять минут, а кальпы и кальпы? Представьте, что вы заразились ужасной болезнью, от которой умрете в муках, если не начнете лечение сразу. Вы тут же бросились бы на поиски доктора и были бы готовы заплатить любые деньги, лишь бы вылечиться, вы не смогли бы сидеть сложа руки. Вы должны так же сильно захотеть сделать что-то, чтобы избавиться от негативной кармы, которая может ввергнуть вас в ад.

 

Во множестве предыдущих жизней вы уже проходили через адские страдания, вы просто не помните этого. И это очень печально. До сих пор вы не защищены от таких страданий в будущем. Если вы не будете осторожны, то завтра можете умереть и опять попасть в ад, а вернуться оттуда очень трудно. Духовный Наставник ничем не сможет вам помочь, даже Будда сказал, что когда негативная карма проявилась, любые действия бесполезны. Учителю и буддам придется ждать вашего возвращения из низших миров кальпу или больше. Они просто будут делать посвящение заслуг: «Когда негативная ввергающая карма этого человека истощится, пусть я опять окажусь рядом с ним и буду ему помогать».

 

При выполнении практики Ваджрасаттвы или прибежища иногда вам кажется, что вы заболеваете; вам становится еще хуже, чем до начала практики. Если, например, у вас появилась сильнейшая головная боль и вы расскажете об этом своему Духовному Наставнику, он ответит вам, что это хорошо, потому что таким образом проявляется ваша дурная карма. Если бы вы ее не очистили, то родились бы в аду, но благодаря практике Ваджрасаттвы у вас всего лишь немного поболит голова. Та тяжелая негативная карма, которая привела бы вас в низшие миры, очищается и проявляется в виде таких мелочей, как физическое недомогание. Осознав это, вы будете очень счастливы.

 

Нагарджуна сказал: «Трижды в день вспоминай о страданиях низших миров. Тогда твоя практика будет очень чистой». Действительно, если вы не думаете о непостоянстве и смерти и о страданиях в низших мирах, вместо этого рассуждая о преимуществах тантрической практики, то ничего не достигнете. Представьте, что вы увидели вдалеке величественную снежную гору, а над ней — необыкновенную радугу. И ваш наставник говорит: «Смотри, вон радуга тантрических реализаций. Она прекрасна! Беги за ней». И вы, не глядя себе под ноги, бежите, но под ногами у вас — яма, полная огня, и вы падаете прямо в эту яму. Это не мои слова, это распространенный пример во многих буддийских текстах. Временами, когда вам грустно, можете поглядывать вдаль и мечтать о той горе с радугой. Но большую часть времени смотрите себе под ноги, чтобы не упасть в яму. Геше Тинлей все время вас огорчает, да?

 

Если часто будете думать о мучениях в аду, то все страдания этого мира покажутся вам пустяками. Кто же ввергает вас в ад? Вредоносные духи, ваши соседи и враги этого сделать не могут. Вы попадете в ад из-за своего эгоизма и негативной кармы. Осознавая это, будьте осторожны в своих поступках.

 

Холодные ады

Холодных адов тоже восемь. В текстах Абхидхармы говорится, что они располагаются к северу от Бодхгаи. Вся земля там покрыта снегом, как в России зимой. Нет ни одного местечка, где бы не было снега. Там очень, очень холодно, а вы рождаетесь голым. Вы испытываете ужасные муки: ваше тело краснеет, трескается, потом синеет, полностью замерзает, и вы кричите от холода и невыносимой боли. Вы все время ищете защиту, но ее там попросту нет. Еще вы страдаете от голода и жажды — естественно, существам в холодных адах никто не приносит поесть. Но хуже всего холод. В каждом следующем аду ваше ощущение холода становится все сильнее. При этом вы, замерзая, умираете далеко не сразу, а как только умрете, сразу возрождаетесь в том же месте — такова ваша карма.

 

Первый из холодных адов называется Ад волдырей. Из-за холода на вашем теле вздуваются пузыри, наполненные водой, и постепенно они тоже замерзают. Вам ужасно больно, холодно, вы практически умираете, но потом оживаете вновь.

 

Второй — Ад лопающихся волдырей. Когда становится холоднее, пузыри на коже лопаются, и ваше тело покрывается открытыми ранами.

 

Третий — Замораживающий ад. Здесь дует сильный ветер, и ваше тело замерзает так, что становится подобным камню. Кожа сплошь покрывается волдырями, и вам очень больно. Если в первых двух адах вы пытались убежать от холода, то здесь вы замерзаете настолько, что уже не можете двигаться, да и бежать некуда. Все, на что вы способны, это кричать от холода.

 

Четвертый — Ад звуков «ху» — еще более холодный. Здесь вы не можете даже кричать. Все, что вам удается произнести, — это звук «ху».

 

В пятом аду еще хуже. Здесь вы не можете издать ни звука. В предыдущем аду вы хотя бы были живы, а здесь ваше тело подобно трупу, но вы также чувствуете холод.

 

В шестом аду настолько холодно, что кожа на вашем теле трескается и раскрывается, как синий лотос.

 

В седьмом аду еще холоднее, и трещины на вашем теле напоминают красный лотос.

 

Восьмой ад — самый холодный из миров. Все ваше тело покрывается многочисленными ранами, похожими на цветы лотоса, к тому же оно поражено различными болезнями.

 

Живые существа, родившиеся в аду лопающихся волдырей, живут в двадцать раз дольше, чем обитатели ада волдырей. В каждом последующем из восьми холодных адов жизненный срок возрастает в двадцать раз.

 

Сколько же кальп вы проведете в аду? Одна кальпа — это период в миллионы лет. Итак, в нашу кальпу в этом мире придет и уйдет тысяча будд, а вы все еще будете страдать в аду. Это очень печально. Сделайте все возможное, чтобы не родиться там, скажите себе: «Пока смерть еще не пришла, я обязательно прочту сто тысяч мантр прибежища, чтобы защитить себя от рождения в аду».

 

Вы можете подумать: «У меня и так много забот, зачем мне думать о новых, теперь уже буддийских, проблемах?» Но это вполне реальные проблемы, которые возникнут в будущем, если вы не будете осторожны. Не отчаяться, размышляя о страданиях в нижних мирах, вам поможет то, что одновременно вы задумаетесь и о способе освобождения от них. И тогда вас по-настоящему заинтересует метод обретения счастья в будущих жизнях, о котором я буду говорить дальше.

 

Чем больше вы думаете о страданиях адов, тем крепче и сил


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.