Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-10-20 | 105 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Шекели (1954) опубликовал критику нашей гипотезы «с биологической точки зрения». Он хитроумно истолковал мои наблюдения, связанные с реакцией улыбки и тревогой восьмимесячных, сделав выводы, которые полностью противоречат моим. По мнению Шекели, гештальт, состоящий из глаз и лба, является «ключевым раздражителем» согласно терминологии Лоренца, Тинбергера и др. и представляет собой филогенетический пережиток образа «врага» в животном мире. Шекели утверждает, что в первые месяцы жизни младенец реагирует на лицо матери тревогой1. Он постулирует, что эта «тревога» вызвана «враждебным» образом глаз и лба и считает появляющуюся к концу третьего месяца улыбку признаком преодоления этой архаической тревоги. Шекели говорит также, что младенцу удается совладать с тревогой благодаря либидинозному катексису, который превращает гештальт «глаза-лоб» в парциальный объект, а тревога восьмимесячных, согласно этой теории, указывает, что парциальный объект вернулся к изначальному своему статусу архаического устрашающего стимула. Такова вкратце аргументация Шекели, который при этом постоянно подчеркивает, что на сегодняшний день его гипотеза не подтверждена никакими экспериментальными доказательствами.
С самого начала исследований реакции улыбки я обратил внимание на сходство между воздействием ключевого раздражителя (Lolenz, 1935) у животных и функцией знака-гештальта, состоящего из конфигурации глаз и лба, у младенца. Поэтому я систематически проверял, является ли «ключевой раздражитель» ответной улыбки врожденным, активизируется ли он новорожденным, подобно импринтин-гу, после нескольких опытов восприятия или же ребенок должен ему обучиться. Клиническое наблюдение и экспери-
|
1 На протяжении всей своей статьи Шекели использует термины «страх» и «тревога» по-разному. Как уже отмечалось, мы проводим четкое различие между страхом и тревогой (Spitz, 1950b, 1955с).
147
менты показали, что здесь задействованы все три фактора и речь идет о комплексном процессе.
Исследования моих сотрудников и мои собственные, а также работа, опубликованная Аренсом (1954), позволяют предположить, что в рамках общей конфигурации знака-гештальта глаза и движение могут представлять наследственные факторы.
Далее, недавние исследования (Ро1ак, Emde, Spitz, 1964, 1965) показали, что здесь имеет место процесс научения, в ходе которого весь перцепт лица постепенно наделяется пространственными характеристиками и характеристиками величины и цвета. По мере своего развития ребенок постепенно начинает отличать приближающееся лицо от приближающейся бутылки, человека от пищи. Первоначально в этом процессе научения существенную роль играют поощрение и наказание (Spitz and Wolf,1946; Spitz, 1955с); позднее, после третьего месяца, эти стимулы дополняются типично человеческими способами обучения.
Основная гипотеза Шекели состоит в том, что уже в первые недели и месяцы жизни младенец реагирует на лицо матери, на это IRM (означающее «врага») тревогой или страхом. Подобного явления мне ни разу не удалось обнаружить.
У многих сотен детей, которым мы предъявляли стимул лица, по меньшей мере, раз в неделю, начиная с рождения и до трехмесячного возраста, не наблюдалось ничего, указывающего на их страх. Более того, подобное наблюдение нельзя обнаружить во всей обширной литературе по этому вопросу.
В годы, прошедшие со времени публикации моего ответа Шекели (Spitzг, 1955с), я продолжал исследовать затронутый им вопрос в трех различных контекстах.
1. Я систематически учитывал при наблюдении за младенцами, которых мне довелось с тех пор исследовать, также и гипотезу Шекели.
|
2. Я пересмотрел с этой точки зрения весь свой обширный киноматериал.
3. Я провел расширенные дискуссии с рядом этологов и
наблюдал за их экспериментами.
Несмотря на эти систематические исследования, я не нашел никакого свидетельства в пользу основной гипотезы Шекели. Однако я могу поддержать другую его гипотезу, а
именно что конфигурация глаз является врожденным ключевым раздражителем. Мои собственные наблюдения также показали, что глаза наблюдателя вызывают у ребенка реакцию в крайне раннем возрасте, порой в первые дни жизни, и тем самым подтверждается гипотеза, что эта реакция не является приобретенной. Данное наблюдение соответствует и тщательным наблюдениям, и исследованиям Аренса (1954).
Хотя этологи подтверждают мнение Шекели о том, что для взрослых животных глаза действительно могут быть враждебным сигналом, мне не удалось выяснить, относится ли это к детенышам. Что касается ребенка, следующий аргумент состоит в том, что глаза вызывают не страх, а, скорее, его противоположность.
Как отмечалось в главе 5, ребенок перестает улыбаться, когда лицо наблюдателя поворачивается в профиль. Реакция может варьироваться от утраты контакта до явной растерянности; иногда она включает в себя даже испуг. В последнем случае достаточно трудно вновь установить контакт с ребенком, и на то, чтобы повторно вызвать его улыбку, уходит гораздо больше времени, чем в первый раз. Если бы глаза (и лицо) действительно являлись стимулом страха, то ребенок должен был бы выказывать облег чение, избавившись от гипнотизирующего взгляда наконец-то повернувшегося в профиль наблюдателя. Однако вместо облегчения у довольно многих детей отмечается явное разочарование. Некоторые выражают также обиду и отвергают попытки наблюдателя возобновить контакт, другие просто игнорируют его, причем с довольно сердитым видом.
Рассуждения Шекели в значительной мере опираются на хорошо известный факт, что в филогенезе глаза в основном воспринимаются как сигнал угрозы, опасности, враждебности. Моих знаний в области филогенеза недостаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть этот довод, однако мне кажется рискованным применять к поведению человека выводы, сделанные на основе наблюдений за поведением животных. Современная научная методология (Novikoff, 1945) не признает переноса законов, действующих на уровне более низкой организации, на уровень более высокой сложности. Следовательно, до тех пор, пока мы не получим соответствующих доказательств, гипотеза Шекели остается оригинальным, но спекулятивным предположением.
|
149
В рамках вышеочерченной концептуальной схемы тревога восьмимесячных указывает на появление второго организатора психики. Она также означает, что на восьмой месяц жизни приходится один из критических периодов (Scott and Marston, 1950). Наступает новая стадия развития младенца, в ходе которой и личность ребенка, и его поведение подвергнутся радикальным изменениям.
Теперь и форма выражения неудовольствия, и перцепция, и узнавание стимула, вызывающего неудовольствие, становятся еще более специфическими. Этот стимул проявляется с момента рождения в качестве неспецифической внутренней потребности, которая вызывает неспецифическое напряжение и беспорядочную неспецифическую разрядку. Через три месяца выражение напряжения становится более специфическим и проявляется в тех случаях, когда человек-партнер (пока еще неспецифический) оставляет ребенка. Наконец, в возрасте восьми месяцев неудовольствие приобретает форму специфической тревоги в случае, если к ребенку приближается кто-то незнакомый. Это специфическое неудовольствие вызывается страхом ребенка утратить мать (либидинозный объект). Для психоаналитика будет чрезвычайно интересно отметить, что последовательные фазы этой сферы развития полностью соответствуют фазам двух других сфер развития — одна из них связана с интеграцией Я, а другая представляет собой постепенное установление объектных отношений, завершающееся установлением либидинозного объекта.
Я хотел бы напомнить читателю, что эти три течения в развитии, то есть кристаллизация аффективной реакции, интеграция Я и консолидация объектных отношений, являются взаимосвязанными, хотя и различными аспектами целостной личности. Я разбираю их по отдельности лишь ради того, чтобы облегчить изложение. В действительности они — взаимосвязанные части целостной личности.
|
Сформулируем кратко два главных этапа на пути к установлению либидинозного объекта.
1. Установление презентации человеческого лица в качестве сигнала в системе памяти свидетельствует о возникновении предтечи объекта и отмечает первый важный этап в развитии объектных отношений.
2. Через три-четыре месяца появляется тревога восьмимесячных. Она сигнализирует о том, что ребенок уже раз-
личает лицо матери и отводит ему особое место среди всех других человеческих лиц. Отныне на какое-то время ребенок будет предпочитать лицо матери, отвергая все остальные лица, отличные от него.
По моему мнению, это является признаком установления собственно либидинозного «объекта». Для бихевиорис-та проявление тревоги восьмимесячных означает, без сомнения, только то, что некий «предмет» был установлен в оптическом секторе и достиг когнитивной константности. Но если мы выйдем за рамки, установленные бихевиористским методом, и зададимся вопросом о смысле поведения, выражаемого этой тревогой, то поймем, что в этом феномене огромную роль играет аффект, то есть тревога. Очевидно, что объект был установлен не только в оптическом (когнитивном) секторе, но и (следовало бы сказать — прежде все го) в аффективном секторе.
Как было указано выше, из установления либидинозного объекта следует, что лицо, наделенное объектными свойствами, уже не может быть заменено каким-либо другим индивидом. Как только объект установлен, ребенок уже ни с чем его не спутает. Столь жесткая исключительность и позволяет ребенку установить с объектом тесную связь и наделить его уникальными качествами. Тревога восьмимесячных является доказательством того, что для ребенка все люди, за исключением единственного объекта1, являются чужими, то есть ребенок нашел партнера, с которым он может сформировать объектные отношения в подлинном смысле слова.
Я хотел бы перечислить и другие изменения, обусловленные установлением второго организатора.
1. В соматической сфере миелинизация проводящих нервных путей благополучно достигла состояния, обеспечивающего диакритическое функционирование сенсорного аппарата: теперь возможна координация эффекторов, использование групп скелетных мышц при выполнении последовательных направленных действий; также регулируется положение тела и сохранение равновесия, которые служат основой мышечного действия.
1 Это утверждение является упрощением. Очевидно, другие члены семьи также занимают привилегированное положение, которое, хотя и уступает положению либидинозного объекта, превосходит положение всех остальных людей.
151
2. В психическом аппарате откладывается все больше следов памяти, благодаря чему могут осуществляться психические операции нарастающей сложности. Эти психические операции в свою очередь позволяют осуществлять все больше самых разнообразных и направленных последовательных действий. Активация психических операций и возникающие в результате последовательные действия создают одну из предпосылок, необходимых для функционирования аппаратов Я.
|
3. Наконец, в психической организации созревание и развитие наследственного оснащения обеспечивают использование эффекторов в последовательностях направленных действий. Эти последовательности действий позволяют ребенку разрядить аффективное напряжение намеренным, направленным образом, то есть произвольно. Непосредственная разрядка снижает уровень напряжения в психическом аппарате; тем самым достигается лучшее распределение в психической экономике, которое способствует регулятивному функционированию и обеспечивает не только более эффективное удовлетворение потребностей, но и произвольное непосредственное достижение удовольствия. Организация Я отныне обогащается рядом источников; Я становится структурированным, устанавливаются границы с одной стороны между Я и Оно, с другой — между Я и внешним миром. Обогащение Я происходит по мере того, как все большее число аппаратов Я превращается в функциональные блоки. Пусковым механизмом этой активации служат аффективно катектированные взаимодействия между младенцем и образующимся либидинозным объектом. В младенчестве значительная часть того, что мы обобщенно называем объектными отношениями, осуществляется в подобном взаимодействии и имеет разнообразные последствия, среди которых — установление границ между Я и Оно, Я и реальностью, собой и другими и т. д. Но об этом позднее.
В этой интеграции и структурализации недавно установившегося Я и в определении его границ через взаимодействие определяющую роль играет прогрессивная дифференциация агрессии и либидо и трансформации этих двух
инстинктивных влечений. Особенно это заметно к концу первого года жизни. В главе 9 мы исследуем дифференциацию влечений, их слияние и расслоение. Сейчас достаточно будет сказать, что между трансформациями влечений в раннем возрасте и трансформациями объектных отношений, которые ведут к установлению либидинозного объекта, существует тесная связь и взаимозависимость — обратная связь. Весь процесс идет рука об руку с прогрессивным развитием других функций Я, таких, как координация тела, перцепция и апперцепция, произвольные и направленные взаимодействия. Кульминационным пунктом процесса дифференциации и интеграции, как я уже говорил, следует считать установление объекта, проявляющееся в возникновении тревоги восьмимесячных.
Вслед за установлением второго организатора и в связи с перечисленными выше изменениями в развитии отмечается появление некоторых защитных механизмов Я. В самом начале они служат скорее адаптации, нежели защите в строгом смысле слова, однако с установлением объекта и появлением способности к формированию и восприятию идей их функция меняется. Как будет показано далее, с момента установления объекта и слияния агрессивных и либидиноз-ных влечений некоторые защитные механизмы, в частности идентификация, приобретают функции, которые они будут выполнять уже во взрослой организации.
Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что организатор психики — это модель, которую я считаю полезной при изучении некоторых феноменов психического развития (Spitzг, 1959); это такая же модель, как разделение психического аппарата на Оно, Я и Сверх-Я, и, подобно другим гипотезам, данные модели следуют принципу экономии и оцениваются с точки зрения полезности.
Концепция организатора обязана своим появлением отмеченному наблюдателями факту, что успешный переход из одной фазы в другую действует как катализатор, ускоряющий развитие ребенка. Взаимозависимость различных секторов развития (из которых я рассмотрел три), очевидное взаимодействие между ними делают концепцию организатора вполне пригодной для объяснения сложных этапов созревания и развития, которые проходит младенец. Подобная модель позволяет нам сформулировать в удобной для работы форме достижения младенца в области созревания и развития, а не перечислять их по отдельности.
153
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!