- От звука построить (специальность «Инструментальное исполнительство» специализация «инструменты народного оркестра», «оркестровые духовые и ударные инструменты», специальность «сольное и хоровое народное пение», «хоровое дирижирование», «вокальное искусство», «инструменты эстрадного оркестра» специализация «эстрадное пение» - построение только вверх; специальность «Теория музыки», «Инструментальное исполнительство» специализация «оркестровые струнные инструменты», «фортепиано» - построение вверх и вниз):
· обертоновый ряд до 16 звука от белых клавиш,
· звукоряды 3 вида мажора и минора,
· простые интервалы,
· 4 вида трезвучия и их обращения,
· все малые и уменьшенный септаккорды, обращения мал.маж.7
- В тональности построить:
· характерные интервалы с разрешением,
· трезвучия всех ступеней с обращением,
· септаккорды V, II, VII ступеней с обращениями, II7, VII7 в основном виде и обращения V7 с разрешением.
- Сгруппировать ритмический рисунок в размерах 2/4, ¾, 4/4, 6/8 (для специальности «Теория музыки» в размерах 2/4, ¾, 4/4, 6/8, 3/2, 3/8).
Номинация «Гармония»
Формы заданий и требования для всех специальностей, кроме специальности «Теория музыки»:
II курс (главные трезвучия и их обращения, D7 с обращениями, трезвучие VI ступени)
- Играть аккорды в заданном расположении и мелодическом положении
- На выбор участника:
- Играть обороты (список оборотов предложен в Приложении 2)
- Играть диатоническую секвенцию: мотив состоит из 2-3 аккордов, выполнить 4 перемещения мотива по секундам вверх или вниз
- Найти ошибки в данном тексте (2 – 4 такта)
- Выполнить гармонический анализ предложенного фрагмента (4/5 или 8/9 тактов): главные трезвучия и их обращения, D7 с обращениями, II7 с обращениями, VII7 в основном виде, III53, II53, II6, VI53,VII6.
- определить тональность, тип фактуры (хоральная, фигурационная, бас-аккорд и т.п.),
- вид каденций (половинная, полная совершенная, полная несовершенная, прерванная);
- назвать аккорды;
- у указанных аккордов (всего 2-3) определить мелодическое положение и расположение,
- найти в каких тактах находятся типовые гармонические обороты (полный функциональный гармонический оборот, проходящие и вспомогательные обороты, прерванный оборот, диатоническая секвенция - при наличии секвенции охарактеризовать её).
III курс (Обращения D7, II7, VII7, III, VII6, D6, фригийский оборот)
- Играть данную аккордовую последовательность (6 – 8 элементов в тональностях до 4 знаков при ключе)
- Играть обороты (список оборотов предложен в Приложении 2)
- Играть модулирующую секвенцию по 1 степени родства из 2-3 аккордов, выполнить 4 перемещения мотива. Специальность «Инструментальное исполнительство» специализация «фортепиано» и специальность «Хоровое дирижирование» секундам и терциям вверх и вниз; остальные специальности – по секундам вверх и вниз.
- Гармонизовать на фортепиано: специальность «Инструментальное исполнительство» специализация «фортепиано» и специальность «Хоровое дирижирование» - данную мелодию, остальные специальности – бас в объеме фразы в 4 такта.
- Найти ошибки в данном тексте (2 – 4 такта)
- Выполнить гармонический анализ предложенного фрагмента (4/5 или 8/9 тактов): главные трезвучия и их обращения, D7 с обращениями, II7 с обращениями, VII7 в основном виде, III53, II53, II6, VI53,VII6.
- определить тональность, тип фактуры (хоральная, фигурационная, бас-аккорд и т.п.),
- вид каденций (половинная, полная совершенная, полная несовершенная, прерванная);
- назвать аккорды;
- у указанных аккордов (всего 2-3) определить мелодическое положение и расположение,
- найти в каких тактах находятся типовые гармонические обороты (полный функциональный гармонический оборот, проходящие и вспомогательные обороты, прерванный оборот, диатоническая секвенция - при наличии секвенции охарактеризовать её).
IV курс
I тур – решение конкурсной задачи (по программным требованиям) (время выполнения 2 часа + 1 час на пересылку)
II тур – устный ответ по формам:
- Играть модуляцию в тональности I степени родства (в тональностях до 5 знаков при ключе)
- Играть транспонирующую секвенцию или секвенцию, модулирующую по 1 степени родства: мотив секвенции – 3-4 аккорда, выполнить 4 перемещения мотива.
- Определить и разрешить аккорд альтерированной D или S (тональность обозначена).
- Выполнить гармонический анализ предложенного фрагмента (4/5 или 8/9 тактов):
- определить тональность, тип фактуры (хоральная, фигурационная, бас-аккорд и т.п.), форму предложенного построения (тип периода),
- вид каденций (половинная, полная совершенная, полная несовершенная, прерванная);
- назвать аккорды;
- у указанных аккордов (всего 2-3) определить мелодическое положение и расположение,
- найти в каких тактах находятся типовые гармонические обороты (основной гармонический оборот, проходящие и вспомогательные обороты, прерванный оборот, фригийский оборот, верхний восходящий тетрахорд, диатоническая секвенция или секвенция, модулирующая по 1 степени - при наличии секвенции охарактеризовать её).
Номинация «Гармония»
Формы заданий и требования для специальности «Теория музыки»:
I тур – решение конкурсной задачи (по программным требованиям) (время выполнения 2 часа + 1 час на пересылку)
II тур – устный ответ по формам:
II курс
главные трезвучия и их обращения, III53, II53, II6, VI53,VII6, обращения D7, II7, VII7
- Играть данную аккордовую последовательность (6 – 8 элементов в тональностях до 4 знаков при ключе)
- Играть обороты (список оборотов предложен в Приложении 2)
- Играть диатоническую секвенцию из 3-4 аккордов до повторения мотива на другой высоте при движении по секундам, или 4 перемещения при движении по терциям, вверх и вниз.
- Найти ошибки в данном тексте (2 – 4 такта)
- Выполнить гармонический анализ предложенного фрагмента (4/5 или 8/9 тактов):
- определить тональность, тип фактуры (хоральная, фигурационная, бас-аккорд и т.п.), форму предложенного построения (тип периода),
- вид каденций (половинная, полная совершенная, полная несовершенная, прерванная);
- назвать аккорды;
- у указанных аккордов (всего 2-3) определить мелодическое положение и расположение,
- найти в каких тактах находятся типовые гармонические обороты (основной гармонический оборот, проходящие и вспомогательные обороты, прерванный оборот, фригийский оборот, верхний восходящий тетрахорд, диатоническая секвенция или секвенция, модулирующая по 1 степени - при наличии секвенции охарактеризовать её),
- отметить случаи необычного сочетания аккордов, необычного голосоведения, разрешения (если они встретятся в анализируемом фрагменте).
III курс
Диатоника, альтерация субдоминантовой группы
- Играть данную аккордовую последовательность (6 – 8 элементов в тональностях до 5 знаков при ключе)
- Играть модулирующую секвенцию по тональностям 1 степени родства из 3-4 аккордов, по секундам и терциям вверх и вниз, до повторения мотива на другой высоте при движении по секундам, или 4 перемещения при движении по терциям.
- В данной тональности определить аккорды альтерированной S и разрешить их.
- Выполнить гармонический анализ предложенного фрагмента (от 8 до 16 тактов):
- определить тональность, тип фактуры (хоральная, фигурационная, бас-аккорд и т.п.), форму предложенного построения (тип периода),
- вид каденций (половинная, полная совершенная, полная несовершенная, прерванная);
- назвать аккорды;
- у указанных аккордов (всего 2-3) определить мелодическое положение и расположение,
- найти в каких тактах находятся типовые гармонические обороты (основной гармонический оборот, проходящие и вспомогательные обороты, прерванный оборот, фригийский оборот, верхний восходящий тетрахорд, диатоническая секвенция или секвенция, модулирующая по 1 степени - при наличии секвенции охарактеризовать её),
- отметить случаи необычного сочетания аккордов, необычного голосоведения, разрешения (если они встретятся в анализируемом фрагменте),
- объяснить тональный план и вид отклонений и модуляций, объяснить этапы модуляции в 1 степень родства (если они встретятся в анализируемом фрагменте).
IV курс
- Играть постепенную или постепенно-ускоренную модуляцию в форме периода или простой двух/трехчастной форме
- Играть энгармоническую модуляцию в форме периода или предложения (энгармонизм малого мажорного или уменьшенного септаккорда)
- В данной тональности определить аккорды альтерированной S, D и разрешить их.
- Выполнить гармонический анализ предложенного фрагмента (8 - 16 тактов)
- определить тональность, тип фактуры (хоральная, фигурационная, бас-аккорд и т.п.), форму предложенного построения (тип периода),
- вид каденций (половинная, полная совершенная, полная несовершенная, прерванная);
- назвать аккорды;
- у указанных аккордов (всего 2-3) определить мелодическое положение и расположение,
- найти в каких тактах находятся типовые гармонические обороты (основной гармонический оборот, проходящие и вспомогательные обороты, прерванный оборот, фригийский оборот, верхний восходящий тетрахорд, диатоническая секвенция или секвенция, модулирующая по 1 степени - при наличии секвенции охарактеризовать её),
- отметить случаи необычного сочетания аккордов, необычного голосоведения, разрешения (если они встретятся в анализируемом фрагменте),
- объяснить тональный план и вид отклонений и модуляций (если они встретятся в анализируемом фрагменте),
- объяснить этапы модуляции в 1 степень родства и энгармоническое приравнивание в энгармонической модуляции модуляций (если они встретятся в анализируемом фрагменте).