Теория трансактного анализа Э. Берна — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теория трансактного анализа Э. Берна

2020-10-20 77
Теория трансактного анализа Э. Берна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория представляет структуру личности в трех эго-состояниях: «родитель», «ребенок» и «взрослый». Каждое эго-состояние – определенная привычная структура мышления, чувств и поведения.

«Родитель» – эго-состояние, в котором центральным становятся нормы и правила, долженствования, требования и запреты. Послание «родителя»: «Делай как я!» или «Как я велю делать!». Для педагога школы такая позиция привычна и понятна. Бывает, что педагог из этой позиции выстраивает коммуникацию и с родителями «трудных» детей.

«Ребенок» – эмоциональное начало в человеке, «естественный ребенок» импульсивен, доверчив, увлечен и изобретателен, капризен, обидчив, упрям и агрессивен; «адаптированный ребенок» стремится соответствовать ожиданиям и требованиям родителей: неуверен, робок, стыдлив или склонен к бунтарству против родителей. Чаще всего, встречаясь с родителями детей группы риска, мы сталкиваемся с «ребенком» или «родителем», которые живут в прошлом или будущем, с трудом осознают изменяющийся мир.

«Взрослый» объективно оценивает действительность по информации, которую получает в результате собственного опыта, и на основе этого принимает независимые, адекватные ситуации решения. Словарь «взрослого» построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить то, что с человеком происходит в настоящем.

Педагогу необходимо быть готовым остаться во взрослой позиции, суметь противостоять вовлечению в детско-родительскую стратегию и обращаться именно ко взрослому эго-состоянию родителя во время коммуникации. Педагог должен не потакать капризам «ребенка» и не успокаивать разгневанного «родителя», не советовать, как следует поступить, а помогать осознавать истинные желания и потребности, вести к совместному обсуждению конкретных действий. Обращение к взрослому эго-состоянию родителя способствует «его психологическому взрослению», укреплению ответственности за свои действия.

Выявите сильные стороны семьи

Когда родители сосредоточены на негативных чертах ребенка, они перестают видеть в нем положительные качества. Такой же эффект срабатывает и в отношении родителей к самим себе, когда они чувствуют свою родительскую неуспешность. После того как они признают у себя наличие положительных черт, у них возрастет уважение к самим себе и появится дополнительная мотивация к личностным изменениям.

Наличие у родителей или семьи в целом сильных сторон может быть не всегда очевидно для вас и для родителей. Пример сильных сторон: наличие родственников и друзей, которые готовы прийти на помощь; способность удовлетворять базовые потребности при низком уровне дохода; активная позиция родителя в решении поведенческих трудностей ребенка; способность справляться с большим количеством жизненных проблем.

Помогите родителям увидеть свои возможности, которые мотивируют на активное и самостоятельное решение части детско-родительских проблем. Задайте им правильные вопросы.

Вопросы для родителей, которые помогут выявить сильные стороны семьи:

1. Что члены семьи (включая детей) делают хорошо?

2. Чем они гордятся?

3. Что порождает в них чувство собственного достоинства и удовлетворения?

4. С какими трудными ситуациями родители успешно справлялись в прошлом?

5. Какие ресурсы и адаптивные стратегии использовали?

6. Как имеющиеся сильные стороны могут быть использованы для решения текущих проблем?

7. Какие дополнительные обучающие, поддерживающие и другие интервенции могут содействовать укреплению и дальнейшему развитию имеющихся у членов семьи сторон и ресурсов?

8. Какие побудительные мотивы движут членами семьи?

9. Чего родители хотят для себя и для своего ребенка?

10. Как они могут направить свою энергию на достижение избранных ими целей?

 

Чтобы помочь родителям увидеть свои возможности, используйте прием положительного переформулирования личностных качеств.

Упрямство переводите в настойчивость, своенравность – в умение отстаивать свою позицию.

Любая дисфункция в семье имеет отрицательную и положительную стороны. Начните с положительного образа ребенка, помогите увидеть вторичную выгоду от его «проблемного» поведения и усилите ответственность родителей за ситуацию. Например, отклоняющееся поведение подростка иногда «спасает» мать от одиночества, а родителей – от развода.

Еще один пример приема – мотивирование положительным результатом. Например: «Если мы учим ребенка справляться со стрессами, учим осознанно отказываться от всех соблазнов, улучшаем наши семейные отношения, то наши дети растут здоровыми, в безопасной атмосфере, умеющими справляться с трудностями. Все люди легче мотивируются на достижение позитивного результата, чем на избегание негативного».

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.