Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-10-20 | 76 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
О чем говорить с родителями трудного ребенка, чтобы улучшить его поведение
Ольга Ткачева, зам. директора, руководитель экстренной социально-психологической службы, педагог-психолог МБУ «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Пермь
Корректировать поведение трудного ребенка нужно при участии родителей. Ребенок и его семья находятся в глубоком кризисе, поэтому одной консультацией вы им не поможете. Разработайте для конкретной семьи индивидуальный план коррекции. Как это сделать – читайте в статье.
Каждый контакт с ребенком группы риска и его родителями постройте так, чтобы вы совместно разрабатывали и реализовывали мини-проект по коррекции поведения подростка. Для этого установите с родителями доверительный контакт, выявите сильные стороны семьи, научите позитивно взаимодействовать с собственным ребенком.
Установите доверительный контакт с родителями
Доверие родителей нужно для того, чтобы они согласились сотрудничать с вами. Не все родители готовы к доверительному контакту. Когда вы сталкиваетесь с сопротивлением, кажется, что «родители ничего не хотят делать» или «все бесполезно, у них отсутствует достаточная мотивация». Мотивация у родителей есть, но она может быть направлена не на то, чтобы улучшить поведение ребенка.
Если ваши требования выражены в виде реальных сроков, определенных результатов, возможных выгод, конкретных действий, то вероятность, что родитель сделает то, что от него требуется, – высокая. Даже если не во всем пойдет навстречу, будет меньше сопротивляться.
Ваша цель – сократить уровень неконструктивного сопротивления.
Чтобы усилить мотивацию, сформулируйте единую цель для себя и для родителей. Единая цель позволит составить с родителями совместный план мероприятий, что повысит их ответственность за результат. Большинство родителей откликаются на предложение помощи, если она предлагается из позиции партнерства и сотрудничества.
|
За жалобами на своего ребенка скрывается обвинение и обида, страх признать собственную родительскую неуспешность, подавленные чувства к супругам, к своим родителям, собственный детский травматический опыт.
У родителей детей группы риска может быть снижен уровень ответственности за свою жизнь, им хочется переложить ответственность за изменения на другого взрослого. От них можно услышать: «Я же не педагог, я не знаю, как поступать в такой ситуации…», «Что вы меня-то обсуждаете, вон лучше с ним что-нибудь сделайте…» или «Я ему говорю, а он не слушает. Вот вы ему скажите сами».
Родители просто не знают, как можно выстраивать отношения с ребенком по-другому, потому что в их детском опыте этого не было. Они мало знают о возрастных особенностях детей, о системных законах в семье, об эффективной коммуникации. Родители никогда не задумывались, что, слыша слова отца, ребенок может думать одно, а мать – другое, при этом сам отец вкладывает в смысл фразы третье.
Семья привыкает жить в ситуации кризиса, погружается в ощущение безнадежности и отчаяния, перестает видеть позитивные изменения и собственные возможности, избегает получать поддержку и помощь. Позиция равноправного партнерства позволяет разделить ответственность. Свою позицию необходимо озвучить и заключить письменный договор или соглашение о взаимодействии. В договоре пропишите необходимые условия сотрудничества. Договор – основание для дальнейшей работы с ребенком и родителями.
Вопросы для родителей, которые помогут выявить сильные стороны семьи:
1. Что члены семьи (включая детей) делают хорошо?
2. Чем они гордятся?
3. Что порождает в них чувство собственного достоинства и удовлетворения?
|
4. С какими трудными ситуациями родители успешно справлялись в прошлом?
5. Какие ресурсы и адаптивные стратегии использовали?
6. Как имеющиеся сильные стороны могут быть использованы для решения текущих проблем?
7. Какие дополнительные обучающие, поддерживающие и другие интервенции могут содействовать укреплению и дальнейшему развитию имеющихся у членов семьи сторон и ресурсов?
8. Какие побудительные мотивы движут членами семьи?
9. Чего родители хотят для себя и для своего ребенка?
10. Как они могут направить свою энергию на достижение избранных ими целей?
Чтобы помочь родителям увидеть свои возможности, используйте прием положительного переформулирования личностных качеств.
Упрямство переводите в настойчивость, своенравность – в умение отстаивать свою позицию.
Любая дисфункция в семье имеет отрицательную и положительную стороны. Начните с положительного образа ребенка, помогите увидеть вторичную выгоду от его «проблемного» поведения и усилите ответственность родителей за ситуацию. Например, отклоняющееся поведение подростка иногда «спасает» мать от одиночества, а родителей – от развода.
Еще один пример приема – мотивирование положительным результатом. Например: «Если мы учим ребенка справляться со стрессами, учим осознанно отказываться от всех соблазнов, улучшаем наши семейные отношения, то наши дети растут здоровыми, в безопасной атмосфере, умеющими справляться с трудностями. Все люди легче мотивируются на достижение позитивного результата, чем на избегание негативного».
Упражнение «Шапка вопросов»
Цель: создать условия для тематической коммуникации родителей на общение, обмена опытом и оказания поддержки.
Инструкция. Родители сочиняют друг для друга записки с вопросами, кладут их в «шапку», потом вытягивают – кому какая достанется. Как отвечать – совещаются по парам или тройкам. Задания давайте поэтапно: «Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос. Кто готов – отнесите свою записку в шапку». Когда все родители положат в шапку все свои записки, можно переходить ко 2-му вопросу. Далее родители сочиняют третий вопрос.
Первый вопрос – «формальный». Направлен на взаимную проверку родителями своего знания в какой-то теме. Например, тема вовлечения в занятия спортом своих детей. Примеры вопросов: Какие спортивные секции есть в нашем районе? В какие секции ходят ребята с удовольствием? Каких тренеров ребята хвалят? Как строится спортивная тренировка? Что обязательно надо знать родителю, когда ребенок начинает заниматься спортом?
|
Второй вопрос строится на конструкции: «Я думаю то-то и так-то, а Вы? (по любому поводу, связанному с отношением к спорту у самих родителей и связанных с этим отношением детей)».
Третий вопрос включает конструкцию «Я не знаю, как…». Например: «Что сделать, чтобы вовлечь ребенка заниматься спортом?» и т. д.
Далее участники по очереди вытягивают записку с вопросом и отвечают. При затруднении предложите участникам группы озвучить свою позицию.
Если не работать с родителями, то достигнуть изменения поведения ребенка «группы риска» сложно. Обеспечение безопасности контакта, актуализация имеющихся сильных сторон, обучение современным конструктивным методам детско-родительского взаимодействия, поддержка позитивного личного и воспитательного опыта, помогут родителям обрести уверенность, а детям – новую модель поведения.
Приложение
Предварительная встреча
Установите контакт
Организуйте пространство, которое располагает участников к общению. Выскажите слова ободрения.
Совместная встреча
О чем говорить с родителями трудного ребенка, чтобы улучшить его поведение
Ольга Ткачева, зам. директора, руководитель экстренной социально-психологической службы, педагог-психолог МБУ «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Пермь
Корректировать поведение трудного ребенка нужно при участии родителей. Ребенок и его семья находятся в глубоком кризисе, поэтому одной консультацией вы им не поможете. Разработайте для конкретной семьи индивидуальный план коррекции. Как это сделать – читайте в статье.
Каждый контакт с ребенком группы риска и его родителями постройте так, чтобы вы совместно разрабатывали и реализовывали мини-проект по коррекции поведения подростка. Для этого установите с родителями доверительный контакт, выявите сильные стороны семьи, научите позитивно взаимодействовать с собственным ребенком.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!