Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-10-20 | 69 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблемную ситуацию можно рассмотреть при изложении следующих вопросов. При изучении сейсмических явлений сразу встает вопрос о необходимости учета их при проектировании зданий и сооружений. Уместно обучающихся спросить: «Какие могут быть принципы учета сейсмических явлений при проектировании сооружений?» При такой постановке вопроса не ставится задача конкретно предложить какой-то метод проектирования сооружений. Надо активизировать мышление обучающихся и при их помощи установить основные принципы учета сейсмических явлений. С одной стороны, необходимо унифицировать (несколько условно) сами сейсмические явления и на этой основе выделить зоны с проявлением землетрясений определенной бальности. Обучающихся можно подвести к этому выводу с помощью наводящих вопросов, пояснений и, наконец, развитием их мысли в этом направлении. Следует инициативно поработать с аудиторией, активизировать мышление обучающихся, с тем чтобы они сами стали выдвигать предложения, и тогда обязательно родится истина.
Вторая сторона ответа на поставленный вопрос ближе к обучающимся как будущим техникам.
Если все обучающиеся пришли к мысли о необходимости выделения зон, то можно предложить и определенные инженерные решения по устройству зданий и сооружений в соответствии с этими зонами или классифицировать степень повреждений и разрушения здания в результате землетрясений. К этому выводу прийти сравнительно несложно, потому что он является естественным и обучающиеся подготовлены к нему, имеют необходимые знания. Важно лишь помочь прийти к этому выводу.
Излагая процессы выветривания, обучающимся можно задать такой обобщающий вопрос:
|
«Какие факторы способствуют разрушению и изменению горных пород?» Речь в данном случае идет не только о геологической деятельности ветра, а вообще о том, что может влиять на процессы разрушения и изменения горных пород. Надо попытаться поднять обучающихся несколько выше изучаемой темы, используя их кругозор, наблюдения из жизни. Надо сказать, что инженерная геология вообще расширяет кругозор любого человека, дает возможность взглянуть на природу глубже, шире, понять многие процессы и явления. Вот и здесь надо мысленно раздвинуть горизонты изучаемой темы, дать возможность обучающимся задуматься и ответить на поставленный вопрос. Конечно, сразу дать полный ответ невозможно, но появятся предложения, отдельные мысли, ответы, реплики и т. д. А это как раз и нужно, так как «работать» умственно будет подавляющее большинство обучающихся. И вот еще что важно (это проверено накопленным опытом и педагогической практикой). Те вопросы, которые рассматриваются с участием обучающихся, можно сказать коллективно, как правило, хорошо запоминаются обучающимися и требуют значительно меньше времени на самостоятельную подготовку. Возвращаясь к поставленному вопросу, можно выразить уверенность в появлении правильных ответов со стороны обучающихся. Преподавателю следует обобщить отдельные, разрозненные ответы обучающихся и дать окончательный ответ на поставленный вопрос.
Технические средства обучения к данной теме могут применяться в следующих направлениях: а) как помощь преподавателю в наглядной иллюстрации отдельных моментов главы (особенно тех, которые требуют зрительного представления обучающихся о явлениях, процессах, предметах обучения); б) для уменьшения времени на вычерчивание отдельных схем, чертежей, имеющих сравнительно сложный характер и требующих значительного времени на исполнение; в) как позволяющие преподавателю проверить усвоение обучающимися сообщенных сведении, особенно имеющих сложный характер и трудно поддающихся запоминанию. Ряд рисунков можно иллюстрировать с помощью кодоскопа и компьютера в сочетании с раздаточным материалом, который, как указывалось ранее, должен готовиться до начала занятий и использоваться обучающимися в своих конспектах.
|
В основном это относится к рисункам-фотографиям или видеофильмам, которые зрительно дают представление о каких-либо процессах или явлениях, например: схема сейсмического районирования; оползень в долине; останцы; виды морен; формы нарушения устойчивости и деформации склонов; суффозионые провалы и кары.
С помощью кодоскопа или компьютера можно вычерчивать рисунки, выветривание горных пород, схему размыва и искривления русла реки, расположение морских зон и профиль берегового откоса.
Для контроля усвоения учебного материала можно использовать любые устройство, применяемое для этих целей в учебных заведениях. Методика такой проверки изложена в предыдущих главах. С учетом специфики учебного материала этой темы можно рекомендовать проверку понимания учебного материала по таким разделам: сейсмические явления, химическое выветривание горных пород, виды аллювиальных отложений, моренные отложения, формы нарушения устойчивости склонов и откосов, карстование и др.
Можно рекомендовать использование следующих внутри предметных и межпредметных связей: рассматривая сейсмические явления, можно использовать из курса физики понятия и определения, связанные с распространением энергии на расстояния (тепловая, механическая и т. д.) и ее затуханием с увеличением длины пути прохождения. Это позволит лучше понять сам процесс распространения сейсмической энергии; излагая классификацию степени повреждения и разрушения частей здания при землетрясениях, необходимо связать понятия (легкие повреждения, значительные повреждения и т. д.) с соответствующим материалом из области строительных конструкций, архитектуры, строительных материалов и т. д.; при рассмотрении процессов выветривания необходимо более подробно остановиться на их физической сущности, используя для этого соответствующие понятия из курса физики, химии (окисление, гидратация, растворение, гидролиз и т. д.).
Это позволит применить обучающимся ранее полученные знания и лучше понять рассматриваемые процессы; рассказывая об эоловых континентальных отложениях, (дефляции и коррозии), следует с участием обучающихся вспомнить различные способы механической обработки и особенно такие, которые широко применяются в строительной практике и вообще в жизни: очистка поверхности с помощью сжатого воздуха или пескоструйного аппарата и др.; образование аллювиальных отложений можно рассматривать с позиций осаждения частиц грунта из суспензий.
|
В курсе физики этот материал рассматривается достаточно подробно (формулы Стокса и т. д.). Чем больше скорость течения реки, тем более интенсивно происходит процесс выпадения крупнозернистых частиц грунтов. И наоборот, в спокойных, пойменных водах образуется пойменный аллювий как результат осаждения мелкозернистых частиц грунтов; при изложении процесса образования ледниковых отложений необходимо создать у обучающихся картину механических воздействий ледников на горные породы. Прежде всего следует отметить гигантскую величину передаваемого вертикального давления при толщине слоя ледника в несколько тысяч метров. При толщине льда в 100 м на 1 м2 горных пород приходится давление 92 т или почти 10 МПа. В механическом отношении этот процесс надо рассматривать как напряженный мощный сдвиг при громадном вертикальном давлении и в общих чертах представить ту огромную разрушительную силу, которой обладали ледники и тем самым влияли на рельеф земной коры и образование горных пород.
Рассказывая о процессе карстообразования, следует более детально, с использованием знаний обучающихся, остановиться на происходящих химических процессах (выщелачивание карбонатных, сульфатных пород под влиянием свободной углекислоты, растворимость песков и ангидридов и т. д.).
При изложении материала важно обратить внимание на его профессиональную и воспитательную направленность. Изучение инженерной геодинамики играет большую роль в становлении техника. Речь идет не только об активном влиянии экзогенных процессов на выбор конструкции инженерного сооружения, определение способов его возведения, но и влиянии инженерной деятельности человека на характер этих процессов, изменение их во времени. Практически мы опять встречаемся с характерным проявлением в жизни одной из известных философских категорий - единство и борьба противоположностей.
|
По сути дела получается, что рассматриваемая инженерная геодинамика, базирующаяся на эндогенных и экзогенных процессах (сейсмические явления, процессы выветривания и геологическая деятельность ветра и текучих поверхностных вод и др.), не только влияет на инженерную деятельность человека, но и сама по себе во многом зависит от этой деятельности, а в целом - это единый процесс диалектического развития природы и общества.
Следует подчеркнуть влияние рассматриваемых процессов на строительство зданий и сооружений. Невозможно представить себе строительство инженерных сооружений без учета сейсмических явлений в тех районах, где они встречаются. Трудно переоценить влияние текучих поверхностных вод, если они в процессе своего движения разрушают горные породы, переносят их и откладывают продукты разрушения. Всем известно, какую разрушительную силу имеют морские волны и как они могут воздействовать на горные породы и инженерные сооружения. Нет необходимости в дополнительных комментариях о влиянии смещения горных пород на склонах на устойчивость построенных зданий и сооружений. Уже само по себе понятие карста и суффозии свидетельствует о трудностях строительства даже сравнительно простых сооружений.
Этот перечень значимости рассматриваемых процессов на условия строительства можно было бы продолжить. Однако он свидетельствует об одном: нельзя быть грамотным инженером и тем более инженером-преподавателем, не владея сущностью рассматриваемых явлений и процессов.
Надо обязательно подчеркнуть, что разработка рациональных решений в области оснований и фундаментов немыслима без знаний инженерной геологии вообще, в том числе по инженерной геодинамике. Принятие и разработка рациональных решений способствуют эффективному использованию капиталовложений. Истина здесь одна: чем эффективнее будут использоваться капиталовложения, тем больше будет построено жилых домов, больниц, заводов, фабрик, промышленных комплексов и др.
При изложении учебного материала следует уделять внимание роли отечественных ученых в развитии и становлении рассматриваемых процессов и явлений; В. Д. Ломтадзе, Б. Б. Голицына, С. В. Медведева (сейсмические явления), А. Е. Ферсмана, И. В. Попова, В. Б. Швеца (процессы выветривания и геологическая деятельность ветра), А. П. Павлова, Е. К. Рябковой (деятельность текучих поверхностных вод).
|
Вопросы для самопроверки
1. Как подразделяются землетрясения?
2. Что такое гипоцентр и эпицентр?
3. Как разделяются землетрясения по своей интенсивности?
4. Что понимается под процессом выветривания и какие существуют его виды?
5. Как образуются овраги и каково их влияние на земную поверхность?
6. Какие отложения образуются в результате геологической деятельности рек?
7. Что такое абразия и какими отложениями она характеризуется?
8. Как образуются озера и болота?
9. Каковы особенности геологической работы озер и болот?
10.Какие процессы характерны для водохранилищ?
11.Как образуются горные и материковые ледники?
12.Что такое моренные грунты и каковы особенности их образования?
13. Как образуются флювногляцнальные отложения?
14.Как подразделяются склоны по их устойчивости?
15. Какие существуют формы оползней и как они образуются?
16.Что такое суффозия?
17. Как происходят карстовые процессы и чем они обусловлены?
18.Как образуются плывуны и каковы их особенности?
ТЕМА 2.3 ГРУНТОВЕДЕНИЕ
Проблемную ситуацию можно создать при рассмотрении методов гранулометрического анализа. Проведение такого анализа у песчаных грунтов производится сравнительно просто, поскольку применение метода рассеивания полностью решает проблему.
А как быть с проведением гранулометрического анализа тонкозернистых грунтов, у которых размеры частиц менее 0,005 мм и предельная минимальная толщина ситовой ткани составляет 0,1 мм? Как и в предыдущем случае, надо поставить этот вопрос перед обучающимися и с их помощью, задавая наводящие вопросы и помогая при этом, прийти к выводу о необходимости подготовки глинистого грунта к анализу. Это необходимо для разъединения мельчайших частиц грунта друг от друга. Более сложным в данной проблемной ситуации является второй этап — определить метод гранулометрического анализа тонкозернистых грунтов. Для получения ответа на этот вопрос надо подойти с помощью обучающихся к созданию сначала суспензии, а затем, используя законы физики (законов Стокса), провести гранулометрический анализ ареометрическим методом. В итоге определяется метод гранулометрического анализа тонкодисперсных грунтов, что и будет разрешением проблемной ситуации. Аналогичным образом можно рассмотреть проблемные ситуации и по другим вопросам главы. Материал настоящей учебной темы имеет в основном описательный характер, но зато содержит большой объем новой информации. Поэтому технические средства обучения следует применять для проверки усвоения обучающимися учебного материала. С этой целью используем тестирование. В качестве примера приведем один из возможных вопросов, исходя из содержания настоящей главы, и варианты ответов на него (один из которых является правильным).
Вопрос. Как оценивается природное состояние глинистых грунтов?
Варианты ответов:
1) определением природной влажности;
2) с помощью границ пластичности, оцениваемых влажностью на границе раскатывания и текучести;
3) определением показателя текучести, учитывающего природную влажность и границы пластичности;
4) путем определения числа пластичности.
При подготовке к учебным занятиям преподавателю представляется возможность выбрать по своему усмотрению те вопросы, которые позволяют с учетом ограниченного времени и содержания материала проверить его усвоение обучающимися.
Использование внутрипредметных и межпредметных связей можно рекомендовать при изложении следующих вопросов: а) излагая номенклатуру грунтов основания по ГОСТ 25100—82, можно освежить в памяти ранее изучаемый материал первой главы и вспомнить породы с жесткими структурными связями и при отсутствии их (осадочные несцементированные породы); б) при объяснении процесса набухания и усадки глинистых грунтов необходимо более подробно остановиться на физической сущности этих явлений, используя знания обучающихся из курса физики и химии; в) характеризуя глинистые грунты как основания зданий и сооружений,- можно остановиться на определении их вида по числу пластичности, содержанию глинистых частиц (внутрипредметные связи).Следует охарактеризовать возможные отклонения и объяснить их причину;
г) продолжая излагать характеристику глинистых грунтов, можно освежить в памяти основные свойства глинистых минералов и на этой основе рассмотреть физико-механические свойства глинистых грунтов.
Профессиональное и воспитательное значение материала темы определяется характеристикой основных групп грунтов оснований будущих зданий и сооружений. Следует подчеркнуть мысль о том, что в настоящее время в нашей стране ведется большое по объему строительство. При этом приходится строить не только на прочных грунтах (скальных, полускальных, крупнообомочных и др.), но и слабых, неустойчивых и сильносжимаемых (водонасыщенных глинистых, лёссовых просадочных, заторфованных и др.), тем более, что необходимо учитывать соответствующие постановления по ограничению использования пахотных земель, пригодных для сельского хозяйства. Это обязывает не только изучить возможные варианты инженерно-геологических условий строительных площадок, но и уметь их оценить, сделать правильные выводы и, самое главное, запроектировать такие основания, которые обеспечат устойчивость возводимых зданий и сооружений. Эта задача стоит не только перед будущим инженером, но и перед инженером-преподавателем, способным принимать самостоятельные инженерные решения и учить этому других.
Следует остановиться на ведущей роли отечественных ученых в становлении и развитии науки грунтоведения. К ним можно отнести таких ученых, как акад. Е. М. Сергеев, проф. М. М. Филатов, В. А. Приклонский.
Изучение вопросов инженерной геологии во многом способствует формированию мировоззрения будущего специалиста – техника. Необходимо использовать в качестве методической основы воспитательной работы материалы изучения общественных наук.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные инженерно-геологические свойства горных пород?
2. На какие классы подразделяются грунты?
3. Как подразделяются нескальные грунты?
4. Как определяется зерновой состав глинистых грунтов?
5. Как оценивается природное состояние песчаных грунтов?
6. Какими водно-физическими свойствами характеризуются глинистые грунты?
7. Дайте строительную характеристику основным группам грунтов.
ТЕМА 2.4 ГЕОМОРФОЛОГИЯ
Проблемную ситуацию можно создать при рассмотрении основных двух групп формы рельефа — положительной и отрицательной. Здесь нужно использовать наблюдательность, жизненный опыт обучающихся. Действительно, рассматривая основные формы рельефа, можно задать вопрос: какие могут быть формы рельефа по отношению к горизонтальной земной поверхности? Надо вместе с обучающимися вспомнить и представить из ранее увиденного или услышанного о возвышенных и, наоборот, о пониженных участках суши. Наверняка кто-то из обучающихся вспомнит о горах или котловинах, оврагах и т. д. После такого краткого обсуждения можно повышенным участкам дать название положительных, а пониженным — отрицательных форм рельефа. Аналогично проблемные ситуации можно рассматривать при конкретном разделении положительных и отрицательных форм рельефа на отдельные виды.
В качестве использования технических средств обучения можно рекомендовать раздаточный материал с демонстрацией его с помощью кодоскопа или на интерактивной доске. Материал настоящей главы имеет чисто описательный характер, не является сложным и поэтому применение этих ТСО будет достаточным.
Можно рекомендовать использовать внутрипредметные связи при рассмотрении форм рельефа, в частности, разделение их по происхождению. Здесь можно провести аналогию с условиями происхождения горных пород. Так же, как и в горных породах, тектонические формы рельефа образуются в результате эндогенных процессов; эрозионные и аккумулятивные формы рельефа близки по условиям происхождения к экзогенным процессам.
Это свидетельствует о единстве и влиянии физико-географических и геологических процессов на все процессы, происходящие на Земле и природе в целом.
Профессиональная направленность материала темы оценивается значительным влиянием геоморфологии при выборе площадок для строительства зданий и сооружений. Поэтому принятие инженерного решения без знания геоморфологии, как и инженерной геологии, может быть просто ошибочным. Воспитательную направленность учебного материала можно определить путем рассмотрения элементов геоморфологии в диалектическом развитии и единстве с ранее рассмотренным материалом. Необходимо подчеркнуть роль советских ученых в становлении и развитии науки о рельефе земной поверхности—В. В. Пиотровского, 3. А. Макеева, И. П. Герасимова.
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает геоморфология?
2. Что называется элементами и формами рельефа?
3. Какие существуют элементы рельефа?
4. Как подразделяются формы рельефа?
5. Назовите идайте характеристику положительных и отрицательных форм рельефа.
6. Какие существуют формы рельефа по размерам?
7. Дайте характеристику основным типам рельефа.
ТЕМА 2.5 ГИДРОГЕОЛОГИЯ
Проблемную ситуацию можно рассмотреть при изложении видов воды в зависимости от условий залегания, в частности образования верховодки. Сказав о том, что верховодка образуется как временное скопление воды, можно задать такой вопрос обучающимся: каким образом может образоваться верховодка? Вопрос не простой, тем более, что объем знаний по инженерной геологии у них пока недостаточен. Однако при ответе на этот вопрос им надо хорошо подумать (причем в сравнительно короткое время), используя пространственное воображение, накопленные знания по другим предметам. Преподавателю надо оказать помощь обучающимся по моделированию этого процесса.
Если верховодка является временным скоплением воды, то что может быть источником питания? Наверное, в первую очередь атмосферные воды. Такими или аналогичными вопросами надо активизировать мышление обучающихся и с их помощью найти правильный ответ.
При рассмотрении межпластовых подземных вод можно создать проблемную ситуацию, характеризуя артезианские напорные воды. Этот материал близок обучающимся, поскольку многие из них знают или слышали об артезианских водах как источнике водоснабжения. Можно задать такой вопрос: при каком залегании межпластовых вод возникает напор? Ясно одно, что при горизонтальном залегании слоев воды никакого напора не будет, поэтому ни о какой артезианской скважине не может быть и речи. Здесь надо включить в работу обучающихся и с их помощью сконструировать тот вариант ответа, при котором межпластовые воды станут напорными и тем самым создадутся условия для устройства артезианской скважины.
Материал настоящей темы несет в себе много информации, насыщен формулами и рисунками, поэтому необходимо применение технических средств обучения и контроля.
Ряд рисунков обладает некоторой сложностью и требует значительного времени для вычерчивания на доске. К таким следует отнести рисунки: залегание почвенных, грунтовых и межпластовых вод, артезианская вода, схема устройства строительных котлованов. Эти рисунки следует изображать с помощью кодоскопа или презентаций, что позволит преподавателю уделить больше внимания объяснению учебного материала.
Что касается схем, то они сравнительно просты и их следует вычерчивать на доске в процессе чтения лекции.
Некоторые вопросы этой темы представляют определенную трудность для обучающихся, поэтому можно провести тестирование и проверить усвоение обучающимися этого материала.
Можно рекомендовать следующие внутрипредметные и межпредметные связи: излагая химический состав подземных вод и особенно их агрессивность, полезно сделать небольшой экскурс в курс химии: остановиться на характеристике таких соединений, как соли кальция и магния, влияющих на жесткость воды. Следует подробнее рассмотреть агрессивность подземных вод и характер протекающих при этом химических реакций; объясняя сущность гидрогеологических карт, можно провести аналогию с состоянием ситуационных планов, геодезических карт на основе тахеометрических съемок и т. д., изучаемых в курсе инженерной геодезии; используя курс гидравлики, есть смысл более подробно остановиться на отдельных терминах, применяемых в гидрогеологии: ламинарном и турбулентном течении, плоском и радиальном потоках, кривой и радиусе депрессии, дебите, гидравлическом градиенте и т. д.
При изложении материала темы следует обратить внимание обучающихся на важное профессиональное значение изучаемых вопросов. Действительно, с одной стороны, подземные воды позволяют решить такие жизненно необходимые вопросы, как обеспечение населения питьевой водой, с другой — подземные воды во многих случаях осложняют строительство зданий и сооружений. Нет необходимости доказывать, что строительство одного и того же здания в сухих и обводненных грунтах имеет колоссальную разницу. Строительные работы при высоком стоянии подземных вод проводятся со значительным удорожанием, при этом необходимо разработать мероприятия по сохранению природной структуры грунтов. Поэтому значение расчетов водопритоков в строительные котлованы трудно переоценить.
Следует отметить также, что наука гидрогеология прямо связана с вопросами охраны окружающей среды. Охрана подземных источников от всякого рода промышленных и бытовых отбросов — задача каждого коллектива и каждого гражданина нашей страны. Запасы подземных вод большие, но они не являются неиссякаемыми и их надо беречь. Особо следует остановиться на утечке воды из водоводов, строительстве ирригационных сооружений, мелиорации. Они обусловливают повышение уровня подземных вод и тем самым наносят значительный непоправимый вред устойчивости существующих зданий и сооружений. Восстановление и реконструкция таких зданий стоят очень дорого и сопряжены с большими трудностями.
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает гидрогеология?
2. Какие существуют виды подземных вод?
3. Как подразделяются подземные воды по видам агрессивности?
4. Что называется режимом подземных вод?
5. Какие существуют виды гидрогеологических карт?
6. Что собой представляют плоский и радиальный потоки?
7. Какими уравнениями описывается движение плоского и радиального потоков?
8. Как определяется водоприток в строительные котлованы?
9. Что называется коэффициентом фильтрации грунта и какими методами он определяется?
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!