Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-10-20 | 76 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблемную ситуацию можно создать при рассмотрении вопроса о происхождении горных пород, используя знания обучающихся по породообразующим минералам. В этой связи перед обучающимися можно поставить вопрос: если горные породы состоят из минералов, то, проанализировав условия образования минералов, можно ли предположить условия образования горных пород? Здесь преподавателю наводящими вопросами и с участием обучающихся необходимо освежить в их памяти условия образования минералов (эндогенные, экзогенные и метаморфические процессы) и постепенно подвести к выводу об образовании горных пород в этих же условиях. Надо провести аналогию между эндогенными процессами и магматическими горными породами, экзогенными процессами и осадочными породами и т. д. Это и будет разрешением проблемной ситуации. Проблемную ситуацию можно рассмотреть при изложении условий образования осадочных пород, их происхождения. Перед обучающимися надо поставить вопрос: если осадочные породы являются продуктами физического и химического выветривания в водной или воздушной среде, то как их можно подразделить по происхождению?
В данном случае надо проявить преподавателю свое педагогическое умение, мастерство и активизировать мышление обучающихся в направлении правильного ответа - разделение на морские и континентальные отложения, и тем самым разрешить проблемную ситуацию.
Изучая тектонические движения земной коры, можно рассматривать проблемную ситуацию по вопросу причин образования горных систем. Речь идет о том, какие факторы обусловливают образование горных систем и что способствует этому процессу. Надо с помощью наводящих вопросов, напоминаний из ранее изученного материала подвести обучающихся к одному из возможных факторов — процессам внешней динамики Земли (экзогенные процессы). Это действие воды, солнца, ветра, т. е. все то, что мы называем физическим и химическим выветриванием. Они иприводят к разрушениям горных пород, систем, выравнивают рельеф. Но это еще не все, ибо образование самих горных систем не может быть результатом только экзогенных процессов. Здесь должны участвовать процессы гигантской энергии, с тем чтобы поломать, сдвинуть, в некоторых случаях поднять изнутри горные породы, находящиеся в первоначальном залегании. И здесь основную роль играют процессы внутренней динамики (эндогенные процессы).
|
Нужно обучающихся буквально «втянуть» в обсуждение, разрешение поставленного вопроса. Надо, чтобы они задумались над возможным ответом, начали активно мыслить, а преподаватель должен в этом не только помогать обучающимся, но и активизировать их к получению правильного ответа.
Материал этой темы носит в основном описательный характер, сопровождается рисунками, для показа которых рекомендуется применение технических средств обучения, а для схем — вычерчивание на доске или с помощью кодоскопа и компьютера. Возможно также использование слайдов и раздаточного материала, который готовится заранее и выдается каждому обучающемуся для вклеивания в конспект лекций по соответствующему разделу. В сочетании с раздаточным материалом, используя интерактивную доску, можно в процессе чтения лекции демонстрировать иллюстрации, давая необходимые пояснения. В связи с этим требуется тщательная методическая подготовка не только по изготовлению иллюстраций (для раздаточного материала и слайдов), но и по методике использования в процессе ведения занятий. Следует отметить, что раздаточный материал и демонстрацию его с помощью слайдов нужно применять к иллюстрациям, требующим зрительного представления и отнимающим много времени при вычерчивании на доске.
|
В то же время не рекомендуется увлекаться большим объемом таких демонстраций ввиду незначительного участия самих обучающихся в вычерчивании иллюстраций.
4
Тем более, что по минералогии и горным породам проводятся лабораторные работы.
Применительно к материалу настоящей темы можно рекомендовать изготовление слайдов и раздаточного материала по рисункам: геосферы Земли; строение земного шара; кристаллические решетки; схема образования магматических горных пород; основные формы залегания магматических пород; условия и формы залегания магматических тел.
Остальные рисунки можно вычерчивать на доске или, для экономии времени, с помощью компьютера. Несмотря на традиционность этого способа, ценность его несомненна и заключается в активном участии обучающихся в процессе изготовления презентаций.
Поскольку учебный материал темы несет в себе много информации, насыщен новыми терминами, есть необходимость проверить усвоение обучающимися этого материала в процессе ведения занятий. С этой целью можно воспользоваться тестированием, позволяющим провести контроль усвоения обучающимися учебного материала.
Использование межпредметных и внутрипредметных связей можно рекомендовать по следующим вопросам:
а) рассказывая об образовании минералов в условиях эндогенных процессов, можно освежить в памяти сущность физического выветривания— неравномерное остывание пород, отсюда неравномерное уменьшение их объема и, как следствие, разрушение (материал из курса физики). Аналогично можно остановиться на химическом выветривании — расширении воды вследствие замерзания в трещинах пород с последующим разрушением (материал из курса физики и химии);
б) при изложении вопроса о трещиноватости толщи горных пород можно остановиться на влиянии поистине гигантских разрушительных сил природы, основанных на физических законах. Влияние их настолько велико, что целые горные системы оказываются разрушенными, и приходится принимать специальные меры по укреплению горных пород для обеспечения устойчивости зданий и сооружений;
в) рассказывая о влиянии ледников на формирование рельефа, об образовании осадков, можно несколько подробнее остановиться на физической сущности этого явления. Прежде всего действие ледников сказывается в большом давлении на сушу. Это давление настолько велико, что целые территории могут опускаться, деформироваться, при этом рельеф местности резко изменяется. Если эту картину дополнить движением ледника в определенном направлении, то степень разрушительной силы горных пород, рельефа местности и образование новых осадков становятся очевидными. Необходимо при изложении этого материала усилить физическую сущность явления и тем самым создать у обучающихся более полное представление о рассматриваемых процессах.
|
При изложении учебного материала необходимо обратить внимание на его профессиональную направленность и воспита тельное значение. Следует учитывать также необходимость изложения разделов главы с учетом возрастания сложности, диалектического развития процессов и явлений. При изложении основных сведений о Земле необходимо обратить внимание на то, что все составные части ее и окружающие сферы — гидро-, био- и атмосферы — находятся в полном взаимодействии, несмотря на специфические особенности каждой из них. Здесь очень ярко проявляется диалектическая сторона развития процесса — единство и борьба противоположностей. Рассказывая о строении Земли, необходимо концентрировать внимание обучающихся на диалектике процесса.
Необходимо отметить важность рассматриваемого в теме учебного материала в становлении техника.
При строительстве зданий и сооружений горные породы являются основанием зданий и сооружений.
Поэтому изучение породообразующих минералов, горных пород и массивов, процессов и явлений, влияющих на изменение свойств горных пород, имеет колоссальное практическое значение, не говоря уже о расширении общего кругозора и внутренней культуры обучающихся на основе полученных знаний.
5
Ведь многие, в том числе и обучающиеся, смотрят на громадные каменные глыбы, горы как на нечто застывшее на века и эпохи. А ведь на самом деле все находится в динамическом развитии, диалектике. Все это становится понятным при изучении строения Земли, условий происхождения и состава горных пород, тектонических явлений, основ исторической геологии. Надо обязательно подчеркнуть, что с приобретения этих знаний и затем использования их в практической деятельности начинается становление специалиста, в данном случае техника.
|
Знание материала настоящей темы обусловливает рациональное использование оснований при строительстве зданий и сооружений, принятие правильных инженерных решений, экономически обоснованных и технологически оправданных.
Вопросы для самопроверки
1. Как подразделяются горные породы по происхождению?
2. Назовите и охарактеризуйте основные магматические породы.
3. Какие горные породы называются осадочными?
4. Дайте характеристику основным осадочным породам и грунтам.
5. Как образуются метаморфические породы?
6. Приведите основные разновидности метаморфических горных пород.
7. Что такое дислокации и как они подразделяются?
8. Какие факторы обусловливают трещиноватость горных пород?
9. Какие процессы изучает тектоника?
10. Что изучает историческая геология?
11.Что такое абсолютный и относительный возраст горных пород
и как он определяется?
12.Для какой цели составляется геохронологическая таблица
и что она из себя представляет?
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!