Становление и основные направления совершенствования учебного процесса — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Становление и основные направления совершенствования учебного процесса

2020-10-20 277
Становление и основные направления совершенствования учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С открытием института одной из важнейших задач преподавателей и сотрудников становится налаживание учебного процесса. Ее решение связано с выполнением большого объема работ, тем более, что прихо­дилось все начинать «с нуля». Высокая ответственность и осознание важности подготовки инженерно-технических кадров для страны позво­лили преодолеть огромные трудности и в предельно сжатые сроки приступить к проведению занятий, созданию условий для нормального обеспечения учебного процесса, работы и проживания преподавателей и студентов.

Учебный процесс традиционно складывался из лекций, практических и лабораторных занятий, курсовых проектов, расчетно-графических работ, консультаций, зачетов и экзаменов, учебной и производственной практики, дипломного проек­тирования. Лекции читались высококвалифицирован­ными специалистами, имеющими ученые степени и звания, и наиболее подготовленными старшими преподавателями. На практических занятиях обращалось внимание на решение задач, перечень которых в обязательном порядке утверждался на всех кафедрах. Акцент делался на практическом применении теоретических положений лекционного материала. Многие лабораторные работы содержали научно-иссле­довательские элементы. При их проведении студентам предостав­лялась максимальная самостоя­тельность.

Лабораторные занятия по большинству дисциплин проходили в лабораториях института и на полигоне, а по специальным дисциплинам в 60-е гг. – в производственных условиях. Так, например, часть лаборатор­ных работ по специаль­ности «Строительные, дорожные машины и обору­дование» проводилась на полигоне, лабораторные работы по разделу «Подъемники» по этой же специальности – на испытательных стендах лифтов завода «Строммашина», а по канатным дорогам и маши­нам непрерывного транспорта – на ТЭЦ и заводе искусственного волокна. Преподаватели стремились приблизить содержание лабораторного прак­тикума к производственным условиям.

Многие из поступивших в институт не имели производст­венного стажа. Поэтому на основании принятых в то время нормативных документов в системе высшего образования СССР студенты направлялись на работу на промышленные предприятия. В течение 4-х месяцев,
т. е. ученического срока, им присваивались разряды по специальности, и их переводили на самостоятельную оплачиваемую заводами работу. Таким образом достигалось сочетание хорошей учебы в институте с успешной производственной работой (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 7, с. 9–10).

Обеспечение взаимосвязи учебного процесса с производственной деятельностью студентов периодически обсуждалось на заседаниях Совета института с приглашением ведущих специалистов с заводов г. Могилева.

Количество студентов, поступающих в институт, из года в год быстро росло. В 1962 г. было принято на первый курс 525 студентов и
в 1962–1963 учебном году в институте обучался 901 студент
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 16, с. 4–6).

За время сущест­вования машинострои­тельного института больше всего обучалось в 1978–1979 учеб­ном году – 5924 студента (3617 – дневное отделение, 1174 – вечерний факультет и 1133 – заочный).

Несмотря на кропотливую методическую работу и значительные усилия, прилагаемые коллективом по организации учебного процесса, наиболее слабым звеном в деятельности вуза оставалась успеваемость студентов. Весьма серьезное положение с успеваемостью студентов складывалось и на заочном отделении. В Постановлении Коллегии Министерства высшего и среднего специального образования БССР
от 8.02.1966 г. отмечалось, что «работа ректората Могилевского маши­ностроительного института по организации заочного обучения признана неудовлетворительной. Необходимо повысить требовательность препода­вателей к знаниям студентов-заочников» (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 69, с. 19–20).

Во второй половине 60-х гг. на эти процессы оказывал влияние недостаточный конкурс абитуриентов на вступительных экзаменах, несмотря на большую подго­товительную работу по профориентации, про­водимую институтом. Поэтому зачисля­лись в институт и те абитуриенты, которые сдавали вступительные экзамены только на удовлетворительные оценки, что автоматически отражалось на качестве усвоения ими учебного материала в силу их слабой подготовки в школе.

На успеваемость в вузе оказывал влияние низкий конкурс среди поступающих и недостаточно высокие оценки, полученные абитуриентами по экзаменационным предметам. В разные годы по всем формам обучения конкурс составлял около 2-х человек на одно место.

Например, в 1967 г. всего подано заявлений для поступления на дневное отделение – 1073 при плане 550, на вечернее – 795 при плане 375, на заочное – 562 при плане 275 (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 82,
с. 12). Из 1485 поступающих на дневное отделение в 1970 г. выдержали экзамен 858 человек, из них на «4» и «5» сдали экзамен только
157 аби­туриентов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 119, с. 24).

В разные годы среди поступающих было и немалое количество абитуриентов, имеющих хорошие показатели по успеваемости в школе.

 


 

ДИНАМИКА РОСТА КОЛИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ММИ

 

Учебный год Всего, чел. Дневное отделение, чел. Вечернее отделение, чел. Заочное отделение, чел.
1961–1962 455 200 255
1962–1963 901 444 403 54
1963–1964 1534 744 556 234
1964–1965 2417 1143 773 501
1965–1966 3125 1444 933 748
1966–1967 3979 1795 1137 1047
1967–1968 4459 2166 1239 1054
1968–1969 4585 2295 1152 1138
1969–1970 4608 2435 1130 1043
1970–1971 4675 2761 1088 826
1971–1972 4874 3017 1143 714
1972–1973 5504 3552 1262 690
1973–1974 4603 3001 941 661
1974–1975 4732 3193 932 667
1975–1976 5160 3346 1046 768
1976–1977 5423 3403 1130 890
1977–1978 5650 3504 1135 1011
1978–1979 5924 3617 1174 1133
1979–1980 5880 3622 1098 1160
1980–1981 5768 3559 988 1221
1981–1982 5606 3472 897 1237
1982–1983 5394 3411 744 1239
1983–1984 5275 3289 728 1258
1984–1985 5137 3197 663 1277
1985–1986 4590 2668 594 1328
1986–1987 4441 2499 448 1494
1987–1988 4532 2626 373 1533
1988–1989 4305 2625 228 1452
1989–1990 4474 3047 126 1301
1990–1991 4369 2946 48 1375
1991–1992 4029 2871 1158
1992–1993 3909 2751 888
1993–1994 3323 2493 830
1994–1995 3348 2512 836
1996–1997 3811 2694 1117
1997–1998 4167 2900 1267
1998–1999 4774 3189 1585

Примечание – Таблица составлена на основании данных отчетов о работе Могилевского машиностроительного института за 1961–1999 гг.

В 1965–1966 учебном году в институт поступило 66 человек, окончивших школу с золотой и серебряной медалями (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 64, с. 11), в 1982–1983 учебном году на 1 курс было зачислено 198 медалистов и отличников техникумов и технических училищ
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 623, с. 5), в 1983–1984 учебном году – 130 медалистов и отличников техникумов и технических училищ
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 677, с. 5). В 1984–1985 учебном году – 113 медалистов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 726, с. 5).

На снижение успеваемости влияло в определенной степени и привле­чение студентов на сельскохозяйственные работы, вследствие чего срок обучения в каждом учебном году фактически сокращался на 1 месяц и приходилось за меньший проме­жуток времени осваивать необходимый программный материал. Целесообразно указать и на такой фактор, как отсутствие у значительной части студентов, как подчеркивалось в отчетах института, ответственности в необходимости самостоятельной работы по освоению учебного материала и недостаточное количество учебной литературы по отдельным дисциплинам.

Успеваемость студентов находилась в центре внимания педагоги­ческого коллектива и постоянно обсуждались на различных уровнях. Усилилось внимание руководства и препода­вателей к обучению сту­дентов-заочников.

Весьма ответственно стали относиться к отчислению студентов.
В институте внедряется практика предварительного обсуждения отчисляе­мых студентов на комиссиях с привлечением кураторов и представителей общественных организаций. Окончательное решение об отчислении сту­дентов принималось на заседаниях ректората с приглашением в необхо­димых случаях самих студентов.

В конце 60-х – начале 70-х гг. особую озабоченность Минобразо­вания и коллективов вузов вызвало снижение успеваемости студентов на 1 курсе. В связи с этим Коллегия Министерства высшего и среднего специального образования БССР принимает Постановление от 30.07.1969 г. № 47
«О создании в вузах методических комиссий по работе со студен­тами
1 курсов». Предлагалось разработать систему мероприятий по приоб­щению первокурсников к формам и методам вузовской работы. Указы­валось на необходимость назначать для работы со студентами 1 курса наиболее опытных и квалифицированных преподавателей. 

Данное постановление всесторонне проанализировано ректоратом, декана­тами и преподавателями всех кафедр машиностроительного инсти­тута, составлены необходимые мероприятия. На Совете института сделан вывод о «необходимости изменения формы работы со студентами 1 курса» и решено «от общих мероприятий переходить к индивидуальной работе с каждым студентом. Следует значительно повысить ответст­венность профи-лирующих кафедр за своих будущих выпускников» (ГА Могилев­ской обл., ф. 2793, о. 1, д. 136, с. 41–42).

Практика учебного процесса в ММИ показала, что реализация таких подходов дала положительные результаты и способствовала повышению качества подготовки будущих специалистов. В результате плановой и целенаправленной работы, например, в 1977–1978 учебном году на 25 % уменьшился отсев студентов по всем формам обучения по сравнению
с предыдущим учебным годом (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1,
д. 385, с. 9).

В соответствии с Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ, секретариата ВЦСПС, Коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 29.08.1979 г. «О смотре-конкурсе учебных групп в высших учебных заведениях» в институте начали проводиться смотры-конкурсы на лучшую учебную группу. Группа-победитель награждалась грамотой комитета комсомола и туристической поездкой. Среди победи­телей были и 3 группы института, награжденные туристическими поезд­ками в г. Ленинград и г. Ригу.

В практику учебного процесса вошло составление календарных учебно-производственных планов, которые утверждались деканатами факультетов и служили основным документом для составления графика самостоя­тельной работы студентов. В этих планах указывались сроки выполнения контрольных и расчетно-графических работ, домашних зада­ний, курсовых проектов и других самостоятельных работ студентов. Кроме того, календарные учебно-производственные планы служили основой для контроля за работой преподавательского состава.

В связи с появлением у студентов интереса к курсам экономического профиля и приказом министра высшего и среднего специального образо­вания БССР от 28.09.1966 г. № 694 «О повышении уровня экономической подготовки инженеров и развития научно-исследовательских работ в области экономики и научной организации труда» в институте был составлен план мероприятий по повышению экономической подготовки студентов.

Со второй половины 60-х гг. 2 раза в каждом учебном году прово­дились производственные совещания, на которых обсуждались вопросы учебного процесса.

Интересным новшеством в организации учебного процесса в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 22.09.1986 г. № 660 явилось установление отдель­ным студентам старших курсов по представлению выпускающих кафедр и советов факультетов индивидуальных планов подготовки (в пределах сроков обучения). Такими планами предусматривалось углубленное изуче­ние курсов или разделов учебных дисциплин, знание которых диктовалось особенностями характера деятельности студентов на конкретном месте их будущей работы. О возрастании инициативы вуза в поиске новых форм совершенствования учебного процесса свидетельствовало и постановление Совета института от 30.09.1988 г. о разрешении студентам 3–5 курсов свободного посещения лекций, за исключением дисциплин военной подготовки.

Для обеспечения наглядности по текущей успеваемости студентов на каждой кафедре вывешивался экран, где отражались конкретные резуль­таты учебы каждого студента по всем изучаемым дисциплинам. Работа с неуспевающими организовывалась учебно-воспитательными комиссиями факультетов. На каждом факультете прово­дилась аттестация отстающих студентов с целью оказания им помощи в правильной организации самостоятельной работы. Учебно-воспитательные комиссии факультетов контролировали ход аттестации путем еженедельного вызова студентов на заседания УВК для отчета.

Кафедры с целью оказания помощи студентам в самостоятельной работе издавали методические пособия по выполнению домашних зада­ний, организовывали демонстрацию образцов курсовых и дипломных проектов, помогали в подборе необходимой литературы. 

Общий контроль за ходом самостоятельной работы осуществлялся деканатами. Контролировалось выполнение графика самостоятельной работы, постоянно анализи­ровались фактические затраты времени на выполнение домашних заданий, приво­дились в соответствие фактические и плановые трудоемкости внеаудиторной работы.

Опыт работы кафедр и кураторов по организации и контролю самостоятельной работы студентов обобщался советами и методическими комиссиями факультетов, анализировался на заседаниях методического совета и ученого совета института.

Для ознакомления с достижениями в области машиностроения преподаватели института организовывали для студентов посещение меж­дународных и республи­канских выставок.

В 80-е гг. с целью более оптимальной организации учебного процесса на факультетах для студентов младших курсов, не успевающих по результатам экзаменационной сессии, проводились обязательные консуль­тации, и студенты должны были 1 раз в месяц отчитываться о проделанной работе перед учебно-воспитательными комиссиями факультетов.

В 1987–1988 учебном году на 3–5 курсах по всем специальностям было сокращено количество часов аудиторных лекционных занятий с передачей высво­божденного времени на самостоятельную работу студентов.

Для оказания помощи студентам, которые обучались на заочном факультете, в институте создан межвузовский учебно-кон­сультативный пункт, к которому прикреплялись студенты-заочники и из других вузов.

Вначале УКП был открыт в мае 1960 г. при Могилевском пединсти­туте. При­казом Министерства высшего и среднего специального образо­вания БССР от 21.12.1961 г. № 804 он передан Могилевскому машино­строительному институту. В различные годы его возглавляли Л. А. Корот­ков, И. В. Базылева, Я. М. Заболотский.

Чтобы иметь представление о масштабе работы УКП, нужно отме­тить, что если в 1962–1963 учебном году было прикреплено 685 студентов, то уже в 1963–1964 учебном году – 748 заочников из 78 вузов БССР и других республик (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 30, с. 61).

Эта форма работы со студентами-заочниками достаточно хорошо себя зареко­мендовала в оказании им действенной помощи в освоении учебных дисциплин. Студентам читались лекции, для них проводились практи­ческие и лабораторные занятия. Они могли получить консультацию препо­давателей по любому вопросу учебной программы. По изучаемым дисцип­линам студенты могли до начала сессии сдать через систему УКП зачеты и экзамены, которые принимались ведущими преподавателями в последнюю неделю каждого месяца.

С целью совершенствования подготовки высококвалифицированных специа­листов, совершенствования организации производственной прак­тики, улучшения организации стажировки молодых специалистов, даль­нейшего укрепления связи науки с производством, повышения эффектив­ности исследований и ускорения научно-технического прогресса на заводах, быстрейшего внедрения законченных хоздоговорных работ в 1975 г. орга­низованы 2 учебно-научно-производственных объеди­нения: Могилев­ский автомобильный завод им. С. М. Кирова – ММИ и Могилевский лифто­строительный завод – ММИ, а в 1979 г. еще одно – дорожно-строительный трест № 3 – ММИ. В 1987–1988 учебном году созданы 2 учебно-научно-производственных комп­лекса (УНПК): ММИ – ПО «Хим­волокно», ММИ – завод «Могилевсельмаш». С целью совершенствования учебного процесса подготовки инженерных кадров, привлечения студентов для решения производственных и научно-технических задач в области механизации и автоматизации сварочного производства и упроч­няющих технологий
с 1.02.1987 г. организован филиал кафедры «Обору­дование и технология сварочного производства» в Могилевском научно-производственном объединении ПКТИАМ. Филиал размещался на терри­тории объединения и использовалась материально-техническая база НПО. В 1988 г. для повы­шения качества профессиональной подготовки специа­листов в области тех­нологии машиностроения для химической промыш­ленности на базе Моги­левского производственного объединения «Химво­локно» им. В. И. Ленина создан филиал кафедры «Технология машино­строения». Во второй половине 80-х гг. создаются и другие филиалы кафедр: на базе МоАЗ
им. С. М. Кирова − филиал кафедры «Автома­тизированное про­ектирование машин»; на базе ГПО «Маш­удобрения» Министерства сельскохозяйст-венного и трак­торного маши­ностроения СССР − филиал кафедры «Металлорежущие станки и инстру­менты»; на базе НПО ПКТИАМ − филиал кафедры «Подъемно-транс­портные ма­шины»; на базе Могилевского отделения института физики Академии наук БССР − филиал кафедры «Физические методы контроля»; с 1.01.1989 г. организован на Могилевском предприятии вычислительной техники и информатики филиал
кафедры АСУ.

Для чтения лекций по технологии машиностроения приглашался член-коррес­пондент Академии наук БССР Е. Г. Коновалов. Являясь замес­тителем председателя областного комитета народного контроля г. Моги­лева, занятия по политэкономии проводил кандидат экономических наук
А. В. Токменинов.

В 80−90-е гг. лекции читали: чл.-кор. АН Республики Беларусь,
д-р техн. наук, проф. П. А. Витязь (Белорусское республи­канское НПО порошковой металлургии); д-р техн. наук, проф. В. Н. Замков (институт электросварки им. Е. О. Патона АН УССР); д-р техн. наук В. И. Крилович (институт прикладной физики АН БССР); проф. Н. Н. Дорожкин (ИНДМАШ БССР); лауреаты Государственной премии БССР, д-ра техн. наук, проф. Ж. А. Мрочек и В. К. Шелег; проф. Ринг Гельман и проф. Байтцель Роланд (Высшая техническая школа г. Триера (Германия)); проф. Илиев Илья Колев и доц. Симеонов Святослав Кънчев (Габровский технический университет (Болгария)).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.