Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-10-20 | 277 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С открытием института одной из важнейших задач преподавателей и сотрудников становится налаживание учебного процесса. Ее решение связано с выполнением большого объема работ, тем более, что приходилось все начинать «с нуля». Высокая ответственность и осознание важности подготовки инженерно-технических кадров для страны позволили преодолеть огромные трудности и в предельно сжатые сроки приступить к проведению занятий, созданию условий для нормального обеспечения учебного процесса, работы и проживания преподавателей и студентов.
Учебный процесс традиционно складывался из лекций, практических и лабораторных занятий, курсовых проектов, расчетно-графических работ, консультаций, зачетов и экзаменов, учебной и производственной практики, дипломного проектирования. Лекции читались высококвалифицированными специалистами, имеющими ученые степени и звания, и наиболее подготовленными старшими преподавателями. На практических занятиях обращалось внимание на решение задач, перечень которых в обязательном порядке утверждался на всех кафедрах. Акцент делался на практическом применении теоретических положений лекционного материала. Многие лабораторные работы содержали научно-исследовательские элементы. При их проведении студентам предоставлялась максимальная самостоятельность.
Лабораторные занятия по большинству дисциплин проходили в лабораториях института и на полигоне, а по специальным дисциплинам в 60-е гг. – в производственных условиях. Так, например, часть лабораторных работ по специальности «Строительные, дорожные машины и оборудование» проводилась на полигоне, лабораторные работы по разделу «Подъемники» по этой же специальности – на испытательных стендах лифтов завода «Строммашина», а по канатным дорогам и машинам непрерывного транспорта – на ТЭЦ и заводе искусственного волокна. Преподаватели стремились приблизить содержание лабораторного практикума к производственным условиям.
|
Многие из поступивших в институт не имели производственного стажа. Поэтому на основании принятых в то время нормативных документов в системе высшего образования СССР студенты направлялись на работу на промышленные предприятия. В течение 4-х месяцев,
т. е. ученического срока, им присваивались разряды по специальности, и их переводили на самостоятельную оплачиваемую заводами работу. Таким образом достигалось сочетание хорошей учебы в институте с успешной производственной работой (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 7, с. 9–10).
Обеспечение взаимосвязи учебного процесса с производственной деятельностью студентов периодически обсуждалось на заседаниях Совета института с приглашением ведущих специалистов с заводов г. Могилева.
Количество студентов, поступающих в институт, из года в год быстро росло. В 1962 г. было принято на первый курс 525 студентов и
в 1962–1963 учебном году в институте обучался 901 студент
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 16, с. 4–6).
За время существования машиностроительного института больше всего обучалось в 1978–1979 учебном году – 5924 студента (3617 – дневное отделение, 1174 – вечерний факультет и 1133 – заочный).
Несмотря на кропотливую методическую работу и значительные усилия, прилагаемые коллективом по организации учебного процесса, наиболее слабым звеном в деятельности вуза оставалась успеваемость студентов. Весьма серьезное положение с успеваемостью студентов складывалось и на заочном отделении. В Постановлении Коллегии Министерства высшего и среднего специального образования БССР
от 8.02.1966 г. отмечалось, что «работа ректората Могилевского машиностроительного института по организации заочного обучения признана неудовлетворительной. Необходимо повысить требовательность преподавателей к знаниям студентов-заочников» (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 69, с. 19–20).
|
Во второй половине 60-х гг. на эти процессы оказывал влияние недостаточный конкурс абитуриентов на вступительных экзаменах, несмотря на большую подготовительную работу по профориентации, проводимую институтом. Поэтому зачислялись в институт и те абитуриенты, которые сдавали вступительные экзамены только на удовлетворительные оценки, что автоматически отражалось на качестве усвоения ими учебного материала в силу их слабой подготовки в школе.
На успеваемость в вузе оказывал влияние низкий конкурс среди поступающих и недостаточно высокие оценки, полученные абитуриентами по экзаменационным предметам. В разные годы по всем формам обучения конкурс составлял около 2-х человек на одно место.
Например, в 1967 г. всего подано заявлений для поступления на дневное отделение – 1073 при плане 550, на вечернее – 795 при плане 375, на заочное – 562 при плане 275 (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 82,
с. 12). Из 1485 поступающих на дневное отделение в 1970 г. выдержали экзамен 858 человек, из них на «4» и «5» сдали экзамен только
157 абитуриентов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 119, с. 24).
В разные годы среди поступающих было и немалое количество абитуриентов, имеющих хорошие показатели по успеваемости в школе.
ДИНАМИКА РОСТА КОЛИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ММИ
Учебный год | Всего, чел. | Дневное отделение, чел. | Вечернее отделение, чел. | Заочное отделение, чел. | |
1961–1962 | 455 | 200 | 255 | – | |
1962–1963 | 901 | 444 | 403 | 54 | |
1963–1964 | 1534 | 744 | 556 | 234 | |
1964–1965 | 2417 | 1143 | 773 | 501 | |
1965–1966 | 3125 | 1444 | 933 | 748 | |
1966–1967 | 3979 | 1795 | 1137 | 1047 | |
1967–1968 | 4459 | 2166 | 1239 | 1054 | |
1968–1969 | 4585 | 2295 | 1152 | 1138 | |
1969–1970 | 4608 | 2435 | 1130 | 1043 | |
1970–1971 | 4675 | 2761 | 1088 | 826 | |
1971–1972 | 4874 | 3017 | 1143 | 714 | |
1972–1973 | 5504 | 3552 | 1262 | 690 | |
1973–1974 | 4603 | 3001 | 941 | 661 | |
1974–1975 | 4732 | 3193 | 932 | 667 | |
1975–1976 | 5160 | 3346 | 1046 | 768 | |
1976–1977 | 5423 | 3403 | 1130 | 890 | |
1977–1978 | 5650 | 3504 | 1135 | 1011 | |
1978–1979 | 5924 | 3617 | 1174 | 1133 | |
1979–1980 | 5880 | 3622 | 1098 | 1160 | |
1980–1981 | 5768 | 3559 | 988 | 1221 | |
1981–1982 | 5606 | 3472 | 897 | 1237 | |
1982–1983 | 5394 | 3411 | 744 | 1239 | |
1983–1984 | 5275 | 3289 | 728 | 1258 | |
1984–1985 | 5137 | 3197 | 663 | 1277 | |
1985–1986 | 4590 | 2668 | 594 | 1328 | |
1986–1987 | 4441 | 2499 | 448 | 1494 | |
1987–1988 | 4532 | 2626 | 373 | 1533 | |
1988–1989 | 4305 | 2625 | 228 | 1452 | |
1989–1990 | 4474 | 3047 | 126 | 1301 | |
1990–1991 | 4369 | 2946 | 48 | 1375 | |
1991–1992 | 4029 | 2871 | – | 1158 | |
1992–1993 | 3909 | 2751 | – | 888 | |
1993–1994 | 3323 | 2493 | – | 830 | |
1994–1995 | 3348 | 2512 | – | 836 | |
1996–1997 | 3811 | 2694 | – | 1117 | |
1997–1998 | 4167 | 2900 | – | 1267 | |
1998–1999 | 4774 | 3189 | – | 1585 | |
Примечание – Таблица составлена на основании данных отчетов о работе Могилевского машиностроительного института за 1961–1999 гг.
|
В 1965–1966 учебном году в институт поступило 66 человек, окончивших школу с золотой и серебряной медалями (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 64, с. 11), в 1982–1983 учебном году на 1 курс было зачислено 198 медалистов и отличников техникумов и технических училищ
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 623, с. 5), в 1983–1984 учебном году – 130 медалистов и отличников техникумов и технических училищ
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 677, с. 5). В 1984–1985 учебном году – 113 медалистов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 726, с. 5).
На снижение успеваемости влияло в определенной степени и привлечение студентов на сельскохозяйственные работы, вследствие чего срок обучения в каждом учебном году фактически сокращался на 1 месяц и приходилось за меньший промежуток времени осваивать необходимый программный материал. Целесообразно указать и на такой фактор, как отсутствие у значительной части студентов, как подчеркивалось в отчетах института, ответственности в необходимости самостоятельной работы по освоению учебного материала и недостаточное количество учебной литературы по отдельным дисциплинам.
Успеваемость студентов находилась в центре внимания педагогического коллектива и постоянно обсуждались на различных уровнях. Усилилось внимание руководства и преподавателей к обучению студентов-заочников.
Весьма ответственно стали относиться к отчислению студентов.
В институте внедряется практика предварительного обсуждения отчисляемых студентов на комиссиях с привлечением кураторов и представителей общественных организаций. Окончательное решение об отчислении студентов принималось на заседаниях ректората с приглашением в необходимых случаях самих студентов.
В конце 60-х – начале 70-х гг. особую озабоченность Минобразования и коллективов вузов вызвало снижение успеваемости студентов на 1 курсе. В связи с этим Коллегия Министерства высшего и среднего специального образования БССР принимает Постановление от 30.07.1969 г. № 47
«О создании в вузах методических комиссий по работе со студентами
1 курсов». Предлагалось разработать систему мероприятий по приобщению первокурсников к формам и методам вузовской работы. Указывалось на необходимость назначать для работы со студентами 1 курса наиболее опытных и квалифицированных преподавателей.
|
Данное постановление всесторонне проанализировано ректоратом, деканатами и преподавателями всех кафедр машиностроительного института, составлены необходимые мероприятия. На Совете института сделан вывод о «необходимости изменения формы работы со студентами 1 курса» и решено «от общих мероприятий переходить к индивидуальной работе с каждым студентом. Следует значительно повысить ответственность профи-лирующих кафедр за своих будущих выпускников» (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 136, с. 41–42).
Практика учебного процесса в ММИ показала, что реализация таких подходов дала положительные результаты и способствовала повышению качества подготовки будущих специалистов. В результате плановой и целенаправленной работы, например, в 1977–1978 учебном году на 25 % уменьшился отсев студентов по всем формам обучения по сравнению
с предыдущим учебным годом (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1,
д. 385, с. 9).
В соответствии с Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ, секретариата ВЦСПС, Коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 29.08.1979 г. «О смотре-конкурсе учебных групп в высших учебных заведениях» в институте начали проводиться смотры-конкурсы на лучшую учебную группу. Группа-победитель награждалась грамотой комитета комсомола и туристической поездкой. Среди победителей были и 3 группы института, награжденные туристическими поездками в г. Ленинград и г. Ригу.
В практику учебного процесса вошло составление календарных учебно-производственных планов, которые утверждались деканатами факультетов и служили основным документом для составления графика самостоятельной работы студентов. В этих планах указывались сроки выполнения контрольных и расчетно-графических работ, домашних заданий, курсовых проектов и других самостоятельных работ студентов. Кроме того, календарные учебно-производственные планы служили основой для контроля за работой преподавательского состава.
В связи с появлением у студентов интереса к курсам экономического профиля и приказом министра высшего и среднего специального образования БССР от 28.09.1966 г. № 694 «О повышении уровня экономической подготовки инженеров и развития научно-исследовательских работ в области экономики и научной организации труда» в институте был составлен план мероприятий по повышению экономической подготовки студентов.
|
Со второй половины 60-х гг. 2 раза в каждом учебном году проводились производственные совещания, на которых обсуждались вопросы учебного процесса.
Интересным новшеством в организации учебного процесса в соответствии с приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 22.09.1986 г. № 660 явилось установление отдельным студентам старших курсов по представлению выпускающих кафедр и советов факультетов индивидуальных планов подготовки (в пределах сроков обучения). Такими планами предусматривалось углубленное изучение курсов или разделов учебных дисциплин, знание которых диктовалось особенностями характера деятельности студентов на конкретном месте их будущей работы. О возрастании инициативы вуза в поиске новых форм совершенствования учебного процесса свидетельствовало и постановление Совета института от 30.09.1988 г. о разрешении студентам 3–5 курсов свободного посещения лекций, за исключением дисциплин военной подготовки.
Для обеспечения наглядности по текущей успеваемости студентов на каждой кафедре вывешивался экран, где отражались конкретные результаты учебы каждого студента по всем изучаемым дисциплинам. Работа с неуспевающими организовывалась учебно-воспитательными комиссиями факультетов. На каждом факультете проводилась аттестация отстающих студентов с целью оказания им помощи в правильной организации самостоятельной работы. Учебно-воспитательные комиссии факультетов контролировали ход аттестации путем еженедельного вызова студентов на заседания УВК для отчета.
Кафедры с целью оказания помощи студентам в самостоятельной работе издавали методические пособия по выполнению домашних заданий, организовывали демонстрацию образцов курсовых и дипломных проектов, помогали в подборе необходимой литературы.
Общий контроль за ходом самостоятельной работы осуществлялся деканатами. Контролировалось выполнение графика самостоятельной работы, постоянно анализировались фактические затраты времени на выполнение домашних заданий, приводились в соответствие фактические и плановые трудоемкости внеаудиторной работы.
Опыт работы кафедр и кураторов по организации и контролю самостоятельной работы студентов обобщался советами и методическими комиссиями факультетов, анализировался на заседаниях методического совета и ученого совета института.
Для ознакомления с достижениями в области машиностроения преподаватели института организовывали для студентов посещение международных и республиканских выставок.
В 80-е гг. с целью более оптимальной организации учебного процесса на факультетах для студентов младших курсов, не успевающих по результатам экзаменационной сессии, проводились обязательные консультации, и студенты должны были 1 раз в месяц отчитываться о проделанной работе перед учебно-воспитательными комиссиями факультетов.
В 1987–1988 учебном году на 3–5 курсах по всем специальностям было сокращено количество часов аудиторных лекционных занятий с передачей высвобожденного времени на самостоятельную работу студентов.
Для оказания помощи студентам, которые обучались на заочном факультете, в институте создан межвузовский учебно-консультативный пункт, к которому прикреплялись студенты-заочники и из других вузов.
Вначале УКП был открыт в мае 1960 г. при Могилевском пединституте. Приказом Министерства высшего и среднего специального образования БССР от 21.12.1961 г. № 804 он передан Могилевскому машиностроительному институту. В различные годы его возглавляли Л. А. Коротков, И. В. Базылева, Я. М. Заболотский.
Чтобы иметь представление о масштабе работы УКП, нужно отметить, что если в 1962–1963 учебном году было прикреплено 685 студентов, то уже в 1963–1964 учебном году – 748 заочников из 78 вузов БССР и других республик (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 30, с. 61).
Эта форма работы со студентами-заочниками достаточно хорошо себя зарекомендовала в оказании им действенной помощи в освоении учебных дисциплин. Студентам читались лекции, для них проводились практические и лабораторные занятия. Они могли получить консультацию преподавателей по любому вопросу учебной программы. По изучаемым дисциплинам студенты могли до начала сессии сдать через систему УКП зачеты и экзамены, которые принимались ведущими преподавателями в последнюю неделю каждого месяца.
С целью совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов, совершенствования организации производственной практики, улучшения организации стажировки молодых специалистов, дальнейшего укрепления связи науки с производством, повышения эффективности исследований и ускорения научно-технического прогресса на заводах, быстрейшего внедрения законченных хоздоговорных работ в 1975 г. организованы 2 учебно-научно-производственных объединения: Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова – ММИ и Могилевский лифтостроительный завод – ММИ, а в 1979 г. еще одно – дорожно-строительный трест № 3 – ММИ. В 1987–1988 учебном году созданы 2 учебно-научно-производственных комплекса (УНПК): ММИ – ПО «Химволокно», ММИ – завод «Могилевсельмаш». С целью совершенствования учебного процесса подготовки инженерных кадров, привлечения студентов для решения производственных и научно-технических задач в области механизации и автоматизации сварочного производства и упрочняющих технологий
с 1.02.1987 г. организован филиал кафедры «Оборудование и технология сварочного производства» в Могилевском научно-производственном объединении ПКТИАМ. Филиал размещался на территории объединения и использовалась материально-техническая база НПО. В 1988 г. для повышения качества профессиональной подготовки специалистов в области технологии машиностроения для химической промышленности на базе Могилевского производственного объединения «Химволокно» им. В. И. Ленина создан филиал кафедры «Технология машиностроения». Во второй половине 80-х гг. создаются и другие филиалы кафедр: на базе МоАЗ
им. С. М. Кирова − филиал кафедры «Автоматизированное проектирование машин»; на базе ГПО «Машудобрения» Министерства сельскохозяйст-венного и тракторного машиностроения СССР − филиал кафедры «Металлорежущие станки и инструменты»; на базе НПО ПКТИАМ − филиал кафедры «Подъемно-транспортные машины»; на базе Могилевского отделения института физики Академии наук БССР − филиал кафедры «Физические методы контроля»; с 1.01.1989 г. организован на Могилевском предприятии вычислительной техники и информатики филиал
кафедры АСУ.
Для чтения лекций по технологии машиностроения приглашался член-корреспондент Академии наук БССР Е. Г. Коновалов. Являясь заместителем председателя областного комитета народного контроля г. Могилева, занятия по политэкономии проводил кандидат экономических наук
А. В. Токменинов.
В 80−90-е гг. лекции читали: чл.-кор. АН Республики Беларусь,
д-р техн. наук, проф. П. А. Витязь (Белорусское республиканское НПО порошковой металлургии); д-р техн. наук, проф. В. Н. Замков (институт электросварки им. Е. О. Патона АН УССР); д-р техн. наук В. И. Крилович (институт прикладной физики АН БССР); проф. Н. Н. Дорожкин (ИНДМАШ БССР); лауреаты Государственной премии БССР, д-ра техн. наук, проф. Ж. А. Мрочек и В. К. Шелег; проф. Ринг Гельман и проф. Байтцель Роланд (Высшая техническая школа г. Триера (Германия)); проф. Илиев Илья Колев и доц. Симеонов Святослав Кънчев (Габровский технический университет (Болгария)).
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!