Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-10-20 | 246 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В процессе становления и развития института происходило формирование системы привлечения студентов к научно-исследовательской работе. Это направление всегда являлось одним из важнейших в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных на высоком теоретическом и техническом уровне решать производственные задачи.
Постановлением Совета института от 6.12.1962 г. создано студенческое научное общество. Его руководителем назначен П. С. Елистратов, а с 1963 г. – В. И. Холзаков. Главная задача этого общества состояла в создании различных форм организации студенческой научно-исследовательской работы. Из года в год рос количественный состав СНО.
В 1965–1966 учебном году членами общества являлись 102 студента. Работа по данной форме организации была сосредоточена на 8 кафедрах,
19 преподавателей осуществляли руководство СНИР в рамках СНО.
В целях поощрения наиболее активных участников СНО организовывались различные экскурсии на предприятия и в научно-исследовательские лаборатории, поездки на ВДНХ.
С первых лет становления института большое внимание уделялось налаживанию работы студенческого конструкторского бюро. Уже в первой половине 60-х гг. СКБ выполняло интересные конструкторские работы, оказывая реальную техническую помощь промышленным предприятиям Могилева и Могилевской области. Разработаны проекты по механизации технологических процессов для Могилевской мебельной фабрики
(8 проектов), ПТО им. С. М. Кирова (5 проектов), Бобруйского деревообрабатывающего комбината (2 проекта), лаборатории сварки института
(12 проектов). В 1966–1967 учебном году были разработаны проекты по нестандартному оборудованию для завода «Строммашина», такие как «Колокол для цинкования деталей», «Станок для очистки поверхности труб от окалины», «Станок для полировки деталей лифта (камуфляжа)», «Стеллаж механизированный с программным управлением», а также ряд интересных проектов для Барановичского стройтреста № 25.
|
Новым в работе СКБ в 70-е гг. стало применение материального стимула. Многие студенты получали оплату в размере 0,5 ставки лаборанта, ряд студентов-дипломников в период преддипломной практики работали на ставку инженера. Студенты выполняли проектно-конструкторские работы по созданию нестандартных устройств по заданию предприятий.
За 1975–1976 учебный год СКБ заключило с предприятиями республики хозяйственных договоров на 95 тыс. р.
Значительных успехов в работе СКБ достигло в начале 80-х гг.
В 1980–1981 учебном году в СКБ работало 359 студентов на 9 кафедрах института, с ними – 61 научный руководитель из числа преподавателей и научных сотрудников института. По хоздоговорным темам, выполняемым СКБ, на кафедрах в 80-е гг. был получен значительный экономический эффект. Например, на кафедре «Электропривод» на 1 р. затрат годовой фактический экономический эффект составил более 4 р.
Работа в СКБ позволяла углубить и расширить знания студентов по специальным дисциплинам, овладеть приемами и методами самостоятельного научного исследования. Кроме того, оказывалась реальная помощь институту в изготовлении ТСО для учебного процесса, для предприятий выполнялись заказы в виде проектно-конструкторских и технологических разработок, опытные образцы.
В развитии студенческой научно-исследовательской работы важное место отводилось студенческим научным кружкам при кафедрах. Этот вопрос в 60-е гг. неоднократно рассматривался на Совете института. Было принято постановление об обязательном создании при каждой кафедре научных и предметных кружков с целью активизации исследовательской работы студентов.
С каждым годом увеличивалось количество кафедр, на которых работали научные кружки. В 1975–1976 учебном году такие кружки работали при 20 кафедрах и в них занималось более 600 студентов. Научными руководителями по всем кафедрам являлись высококвалифицированные преподаватели, такие как В. П. Березиенко, В. М. Благодарный,
Л. Л. Борисов, В. П. Вешняков, В. М. Гуров, Р. М. Игнатищев, В. С. Жариков, С. С. Журавлев, Г. И. Мамити, П. И. Марков, И. Е. Матюнин,
А. В. Молочков, М. Ф. Пашкевич, В. В. Пугин, И. В. Терешко,
А. М. Щемелев, Ю. Г. Яловой и др. (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1,
д. 299, с. 79–80).
|
В апреле 1965 г. в институте проводилась первая студенческая научно-техническая конференция (СНТК) ММИ. Она явилась своеобразным подведением итогов студенческой научной работы. Конференция вызвала большой интерес у студентов всех курсов. Заслушан 31 доклад, 9 лучших работ были представлены на Республиканский конкурс, по результатам которого 7 работ были отнесены ко II категории и 2 получили III категорию.
Хорошие результаты по СНИР были достигнуты студентами на смотре научных работ вузов БССР в 1966 г. Из представленных 13 работ решением конкурсной комиссии 2 отнесены к I категории, 7 – ко II категории и 2 – к III категории.
Многие студенты, ставшие впоследствии учеными, активно занимались научными исследованиями и достигали хороших результатов.
В одном из отчетов ММИ за 1969–1970 учебный год отмечалось, что среди представленных на Республиканский конкурс работ «Исследование процесса накатывания винтовых канавок и пазов на внутренних цилиндрических поверхностях», выполненное студентом А. А. Жолобовым под руководством канд. техн. наук, доц. П. С. Чистосердова, и «Исследование выбора способа и режимов аргоно-дуговой сварки алюминиево-магниевых сплавов средней толщины», выполненное студентом В. Г. Лупачевым под руководством канд. техн. наук, доц. С. К. Павлюка и ст. преподавателя
В. М. Белоконя, имеют большое практическое значение (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 104, с. 104).
Работа студента В. П. Куликова «Исследование и разработка методики магнитографического способа контроля сварных соединений электромостовых кранов» (научный руководитель – ст. преподаватель А. М. Шарова) в 1970–1971 учебном году по результатам конкурса студенческих работ по техническим дисциплинам награждена грамотой Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
|
Для приобщения к НИР студентов и повышения эффективности этой работы в 1971–1972 учебном году была создана школа начинающего исследователя. 42 преподавателя поделились опытом проведения НИР, выступив перед слушателями школы в течение учебного года с докладами и беседами.
За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, студенты награждались грамотами вуза, почетными дипломами активиста НИРС. Хорошо проявившим себя в проведении исследований выпускающие кафедры и советы факультетов давали рекомендации для поступления в аспирантуру, поощряли денежными премиями. Приказами по институту студентам и научным руководителям объявлялась благодарность, участие в НИРС учитывалось при определении рейтинга для составления списков по распределению.
Все это значительно интенсифицировало студенческую науку. За годы 9-й пятилетки 1719, а за годы 10-й пятилетки 2949 студентов представили результаты своих исследований для обсуждения на СНТК института
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 562, с. 101). Данные свидетельствуют о росте масштабности студенческой НИР, что положительно отразилось на результатах республиканского конкурса.
Уровень выполняемых студенческих научных работ давал возможность принимать участие во всесоюзных конкурсах и получать высокие награды.
Результаты участия студентов ММИ во Всесоюзном конкурсе на лучшую студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам представлены следующим образом (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 562, с. 103).
Студенты более активно начали принимать участие в изобретательской деятельности. Например, только в 1979 г. студентами получено
8 положительных решений на выдачу авторских свидетельств. Среди этих студентов – будущий преподаватель института А. И. Якимов, получивший положительное решение на устройство для дистанционной передачи показаний стрелки измерительного прибора (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 514, с. 99). В 1984–1985 учебном году студентами совместно с преподавателями и научными сотрудниками института подано 40 заявок на предполагаемые изобретения и получено 26 положительных решений.
|
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В НИР
Год | Всего научных работ | I категория | II категория | III категория |
1972–1973 | 72 | 15 | 32 | 16 |
1973–1974 | 82 | 26 | 43 | 11 |
1974–1975 | 85 | 32 | 27 | 22 |
1975–1976 | 117 | 42 | 43 | 28 |
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВСЕСОЮЗНОМ КОНКУРСЕ
Год | Всего представлено работ | Количество медалей | Диплом | Грамота |
1971–1975 | 100 | 4 | 4 | 3 |
1976–1980 | 225 | 3 | 15 | 2 |
Повышению эффективности студенческой НИР способствовали общественные смотры кафедр по СНИР. В ходе их проведения вскрывались положительные и отрицательные моменты в развитии СНИР. Вопросы НИРС включены в индивидуальные планы преподавателей, в планы кафедр, советов факультетов. В учебные планы включен курс «Основы научных исследований». Участие в СНИР учитывалось при распределении выпускников на работу, при назначении стипендий (они могли быть повышены
на 15–25 %).
В 1985 г. проведен смотр-конкурс факультетов на лучшую организацию НИРС в 1984 г. Результаты смотра-конкурса показали, что лучших результатов добились следующие факультеты: автотракторный
(декан А. А. Жолобов), машиностроительный (декан А. Н. Максименко), электромеханический (декан В. М. Белоконь) (ГА Могилевской обл.,
ф. 2793, о. 1, д. 726, с. 19).
В 80-е гг. оригинальной формой при определении результатов проводимых научных исследований являлись смотры-конкурсы и предметные олимпиады внутри вуза и в рамках республиканского тура.
В 1982–1983 учебном году в республиканском туре по предметным олимпиадам студенты заняли по теоретической механике 3 место среди технических вузов республики, по сопротивлению материалов – 4 место, по математике – 6 место (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 623, с. 19).
В 1985 г. научная работа студента В. Н. Усика заняла 1 место на Международном конкурсе студенческих научных работ (г. Прага).
В соответствии с приказом ректора от 4.08.1986 г. № 165 в институте проведена большая организационная работа по составлению Комплексного плана развития НИР студентов ММИ. Эта комплексная система направлена на непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. На 1 и 2 курсах студенты занимались в научных и предметных кружках, школе молодого лектора. На 3 курсе по всем специальностям в соответствии с учебным планом студентам читались лекции по дисциплине «Основы научных исследований». На 4 и 5 курсах проводились лабораторные работы по УИРС, студенты выполняли курсовые и дипломные работы с элементами научных исследований. Начиная со 2–3 курсов студенты привлекались к выполнению госбюджетных, хоздоговорных работ и договоров о научно-техническом содружестве с предприятиями и организациями.
|
Например, только в 1985 г. в выполнении госбюджетных, хоздоговорных работ и договоров о научно-техническом содружестве с предприятиями и организациями участвовали 934 студента (38 %), а всего различными формами НИРС было охвачено 2438 студентов, или 94 % от всех студентов дневной формы обучения (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 777, с. 16–17). В 1985 г. по реальной тематике выполнено
447 дипломных и курсовых проектов. 85 студентов доложили результаты исследований на межвузовских и республиканских конференциях, совместно со студентами подано 35 заявок на предполагаемые изобретения, получено 32 авторских свидетельства и положительных решения
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 822, с. 70).
В первой половине 90-х гг. заметно снизилась динамика научной работы студентов института. Фактически в 2 раза уменьшилось количество студентов, участвующих в НИР во внеучебное время, значительно уменьшилось число хоздоговорных работ и финансируемых госбюджетных тем, в которых участвовали студенты. Это означало, что политическая и экономическая нестабильность в стране в целом негативным образом отражалась и на научно-исследовательской работе студентов.
Определенные положительные изменения начали прослеживаться с середины 90-х гг. Увеличивалось число хоздоговорных работ и финансируемых госбюджетных тем, в которых участвуют студенты. На оплачиваемых местах в 1995–1996 учебном году работало 69 студентов, ранее –
31 (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 1226, с. 9).
В 1998–1999 учебном году студенты Д. Виноградов и В. Кончаленко под руководством В. И. Ходырева и И. В. Терешко создали программный комплекс моделирования взаимодействия низкоэнергетических ионов с поверхностями твердых тел. Результаты исследования опубликованы в США, Японии и Франции.
На кафедрах института сформировалась и функционировала система индивидуальной работы студентов. Система учитывала специфику изучаемых дисциплин на разных курсах, а также сложившиеся научные и научно-педагогические направления кафедр и интересы самих студентов.
Результаты работы в кафедральных кружках и по индивидуальным планам оформлялись в виде реферативных и научных докладов на внутри- и межвузовских конференциях, республиканских конкурсах студенческих НИР, научных публикаций и изобретений. Высокий уровень полученных студентами знаний и практических навыков подтверждался результатами олимпиад, дипломами конкурсов и публикациями. Например, в 1998 г. студентами опубликованы 23 научные работы, получено 12 дипломов Минобразования Республики Беларусь. Научные результаты студенческих НИР применялись в учебном процессе, при выполнении курсовых и дипломных работ, внедрялись в производство. В 1998 г. на 34-й институтской конференции было сделано 349 докладов с участием 578 студентов.
На Республиканский конкурс 1997–1998 учебного года по естественным, техническим и гуманитарным наукам были представлены 22 студенческие научные работы, из них 1 работа удостоена диплома Министерства образования Республики Беларусь II степени, 6 – III степени, 11 работ рекомендовано поощрить в институте. На Республиканский конкурс 1999 г. по естественным, техническим и гуманитарным наукам направлено 39 студенческих работ, 12 из них отмечены дипломами Министерства образования Республики Беларусь.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!