Культурой «подростков группы риска» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Культурой «подростков группы риска»

2020-10-20 130
Культурой «подростков группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СУТЬ ТРУДНОСТЕЙ

По мнению психологов, основой общей культуры личности является именно коммуникативная культура. Она помогает создать внутренний мир личности. Таким образом, сформированность коммуникативной культуры должна стать одной из основных задач современного образования.

В.В. Соколова предлагает следующее определение: «Коммуникативная культура – совокупность умений и навыков в области средств общения и применение законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения». Она включает в себя следующие компоненты: эмоциональная культура, культура мышления, культура речи, интегративные коммуникативные умения, организаторские способности, общительность, коммуникативные способности, культура речи.

Исследователь Л.А. Аухадеева выделяет следующие показатели коммуникативной культуры.

1. Интегративные коммуникативные умения;

2. Организаторские способности;

3. Общительность;

4. Коммуникативные способности;

5. Культура речи.

Также Л.А. Аухадеева выделяет следующие группы факторов влияющие на коммуникативную культуру.

Ведущие факторы.

1. Удовлетворенность отношениями;

2. Уровень речевого развития;

3. Интенсивность влияния социума.

Основные факторы.

4. Интенсивность общения в семье, количество друзей, осознанность выбора профессии;

5. Образование родителей, интенсивность общения с друзьями;

6. Успеваемость в школе;

7. Занятия самовоспитанием и самообразованием;

8. Уровень познания самого себя;

9. Наличие домашней библиотеки;

10. Доброжелательность отношений.

Вспомогательные факторы.

11. Успеваемость в школе, темперамент;

12. Состав семьи;

13. Отношение к учебе;

14. Толерантность.

Бесспорно, коммуникативная культура занимает далеко не последнее место в жизни человека. Первые навыки коммуникативной культуры человек осваивает еще с раннего возраста. Особое внимание стоит уделить подростковому возрасту, так как именно этот период является переломным в жизни человека. Коммуникативная культура подростков развивается не сама по себе, а под влиянием различных факторов. Подростковый возраст отличается тем, что находясь на данном этапе развития человек, впитывает в себя все, как губка. Подросток еще недостаточно развит для того, чтобы анализировать те влияния, которые оказывает на него среда, он вбирает в себя все и сразу. Очень важно, чтобы на данном жизненном этапе подростка окружали люди с хорошо развитий коммуникативной культурой, чтобы компания друзей, в которой находится подросток, развивалась, а не деградировала, и рядом находился взрослый человек, который хочет и может помочь. Подростки «группы риска» нуждаются в повышенном внимании, так как мало того что данный возраст характеризуется как переломный, критический период, так они еще и входят в группу риска.

Группы риска – это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.

Дети группы риска – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [3, с. 9-10].

Самой распространенной причиной того, что коммуникативная культура подростков «группы риска» находится на низком уровне, является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается подросток. Развиваясь в социально неблагополучной среде, дети усваивают её нормы и ценности. Для подростков эти нормы и ценности – наиболее правильные, поскольку они не имеют опыта жизни в иной социальной среде.

 

Психологический портрет подростка с низким уровнем развития «коммуникативной культуры»:

 - необщительность;

 - трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта, сложности в достижении согласия, выработке общей позиции;

 - низкий уровень развития культуры речи, подростки «группы риска» склонны употреблять сленг и мат, зачастую имеют бедный словарный запас;

 - агрессивность;

 - некорректное поведение в общественных местах;

 - стремление к решению проблем с позиций давления, силы;

 - эгоизм;

 - неспособность к сочувствию, отсутствие взаимопомощи;

 - низкая ответственность за свои действия;

 - нетерпимость к чужому мнению;

 - неумение вести диалог;

 - неумение четко высказать мысль в письменной и устной формах.

 

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА

В данной программе используется гуманистическая парадигма, т.к. программа нацелена на развитие личностного роста, формирование понимания ценности личности своей и другого. А так же поведенческая парадигма, т.к. формируются навыки самоконтроля, умения слушать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт, обучение эффективно выстраивать процесс общения и вести продуктивный диалог.

СТРУКТУРА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Цель программы: развитие коммуникативных навыков подростков иактуализация иобеспечение личностного роста.

Задачи программы:

1.определение понимания сути процесса коммуникации;

2.стимуляция личностного роста;

3.развитие умения слушать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт,

4.сформировать навыки самоконтроля.

5. обучение эффективно выстраивать процесс общения и вести продуктивный диалог.

Критерии эффективности программы:

 - понимание ценности своей личности и личности другого;

 - умение анализировать полученную информацию;

 - умение корректного, четкого формулирования текста;

 - умение чувствовать, слушать и понимать собеседника;

 

Структурные элементы программы:

1 этап – диагностический.  

Цель: определить уровень развития коммуникативной культуры у подростков «группы риска».

Диагностика:

КОС Б.А. Федоришина

Диагностика межличностных отношений Т. Лири

Анкета: «Особенности межличностного общения подростков»

«Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей, как их предотвратить и справится с ними.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

Развитие коммуникативных навыков (развитие умения слушать/видеть/чувствовать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт, вести продуктивный диалог и эффективно выстраивать процесс общения).

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Коррекционная программа рассчитана на 9 занятий для детей подросткового возраста (15 -17 лет). Группы по 7-10 человек. Занятия проводятся фронтально один раз в неделю, их продолжительность составляет 60 минут.

Периодичность встреч – 1 раз в неделю.

 

СТРУКТУРА КАЖДОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие.

2. Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие коммуникативных навыков;

а) личностное саморазвитие, и б) на коммуникативные навыки; обсуждение домашнего задания;

3. Прощание, психогимнастика по тематике занятия, дача домашнего задания и ритуал выхода.

После каждого упражнения – рефлексия:

- что чувствовали,

- какие мысли возникали,

- были ли сложности: что помогало, что мешало,

- что намерены делать с тем, что узнали, чему научились.

 

Тематическое планирование занятий:

Занятие №1. «Я хочу общаться!»

Цель: постановка и осмысление группой целей предстоящей работы.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.