Трудности связанные с коммуникативной — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Трудности связанные с коммуникативной

2020-10-20 41470
Трудности связанные с коммуникативной 4.97 из 5.00 39 оценок
Заказать работу

ТРУДНОСТИ СВЯЗАННЫЕ С КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРОЙ «ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА»

СУТЬ ТРУДНОСТЕЙ

По мнению психологов, основой общей культуры личности является именно коммуникативная культура. Она помогает создать внутренний мир личности. Таким образом, сформированность коммуникативной культуры должна стать одной из основных задач современного образования.

В.В. Соколова предлагает следующее определение: «Коммуникативная культура – совокупность умений и навыков в области средств общения и применение законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения». Она включает в себя следующие компоненты: эмоциональная культура, культура мышления, культура речи, интегративные коммуникативные умения, организаторские способности, общительность, коммуникативные способности, культура речи.

Исследователь Л.А. Аухадеева выделяет следующие показатели коммуникативной культуры.

1. Интегративные коммуникативные умения;

2. Организаторские способности;

3. Общительность;

4. Коммуникативные способности;

5. Культура речи.

Также Л.А. Аухадеева выделяет следующие группы факторов влияющие на коммуникативную культуру.

Ведущие факторы.

1. Удовлетворенность отношениями;

2. Уровень речевого развития;

3. Интенсивность влияния социума.

Основные факторы.

4. Интенсивность общения в семье, количество друзей, осознанность выбора профессии;

5. Образование родителей, интенсивность общения с друзьями;

6. Успеваемость в школе;

7. Занятия самовоспитанием и самообразованием;

8. Уровень познания самого себя;

9. Наличие домашней библиотеки;

10. Доброжелательность отношений.

Вспомогательные факторы.

11. Успеваемость в школе, темперамент;

12. Состав семьи;

13. Отношение к учебе;

14. Толерантность.

Бесспорно, коммуникативная культура занимает далеко не последнее место в жизни человека. Первые навыки коммуникативной культуры человек осваивает еще с раннего возраста. Особое внимание стоит уделить подростковому возрасту, так как именно этот период является переломным в жизни человека. Коммуникативная культура подростков развивается не сама по себе, а под влиянием различных факторов. Подростковый возраст отличается тем, что находясь на данном этапе развития человек, впитывает в себя все, как губка. Подросток еще недостаточно развит для того, чтобы анализировать те влияния, которые оказывает на него среда, он вбирает в себя все и сразу. Очень важно, чтобы на данном жизненном этапе подростка окружали люди с хорошо развитий коммуникативной культурой, чтобы компания друзей, в которой находится подросток, развивалась, а не деградировала, и рядом находился взрослый человек, который хочет и может помочь. Подростки «группы риска» нуждаются в повышенном внимании, так как мало того что данный возраст характеризуется как переломный, критический период, так они еще и входят в группу риска.

Группы риска – это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.

Дети группы риска – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [3, с. 9-10].

Самой распространенной причиной того, что коммуникативная культура подростков «группы риска» находится на низком уровне, является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается подросток. Развиваясь в социально неблагополучной среде, дети усваивают её нормы и ценности. Для подростков эти нормы и ценности – наиболее правильные, поскольку они не имеют опыта жизни в иной социальной среде.

 

Психологический портрет подростка с низким уровнем развития «коммуникативной культуры»:

 - необщительность;

 - трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта, сложности в достижении согласия, выработке общей позиции;

 - низкий уровень развития культуры речи, подростки «группы риска» склонны употреблять сленг и мат, зачастую имеют бедный словарный запас;

 - агрессивность;

 - некорректное поведение в общественных местах;

 - стремление к решению проблем с позиций давления, силы;

 - эгоизм;

 - неспособность к сочувствию, отсутствие взаимопомощи;

 - низкая ответственность за свои действия;

 - нетерпимость к чужому мнению;

 - неумение вести диалог;

 - неумение четко высказать мысль в письменной и устной формах.

 

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА

В данной программе используется гуманистическая парадигма, т.к. программа нацелена на развитие личностного роста, формирование понимания ценности личности своей и другого. А так же поведенческая парадигма, т.к. формируются навыки самоконтроля, умения слушать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт, обучение эффективно выстраивать процесс общения и вести продуктивный диалог.

СТРУКТУРА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Цель программы: развитие коммуникативных навыков подростков иактуализация иобеспечение личностного роста.

Задачи программы:

1.определение понимания сути процесса коммуникации;

2.стимуляция личностного роста;

3.развитие умения слушать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт,

4.сформировать навыки самоконтроля.

5. обучение эффективно выстраивать процесс общения и вести продуктивный диалог.

Критерии эффективности программы:

 - понимание ценности своей личности и личности другого;

 - умение анализировать полученную информацию;

 - умение корректного, четкого формулирования текста;

 - умение чувствовать, слушать и понимать собеседника;

 

Структурные элементы программы:

1 этап – диагностический.  

Цель: определить уровень развития коммуникативной культуры у подростков «группы риска».

Диагностика:

КОС Б.А. Федоришина

Диагностика межличностных отношений Т. Лири

Анкета: «Особенности межличностного общения подростков»

«Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей, как их предотвратить и справится с ними.

3 этап – практический.

Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.

Развитие коммуникативных навыков (развитие умения слушать/видеть/чувствовать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт, вести продуктивный диалог и эффективно выстраивать процесс общения).

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Коррекционная программа рассчитана на 9 занятий для детей подросткового возраста (15 -17 лет). Группы по 7-10 человек. Занятия проводятся фронтально один раз в неделю, их продолжительность составляет 60 минут.

Периодичность встреч – 1 раз в неделю.

 

СТРУКТУРА КАЖДОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие.

2. Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие коммуникативных навыков;

а) личностное саморазвитие, и б) на коммуникативные навыки; обсуждение домашнего задания;

3. Прощание, психогимнастика по тематике занятия, дача домашнего задания и ритуал выхода.

После каждого упражнения – рефлексия:

- что чувствовали,

- какие мысли возникали,

- были ли сложности: что помогало, что мешало,

- что намерены делать с тем, что узнали, чему научились.

 

Тематическое планирование занятий:

Занятие №1. «Я хочу общаться!»

Цель: постановка и осмысление группой целей предстоящей работы.

Занятие №3. «Кто я?»

Цель: познание кто я и как меня видят другие.

Занятие №4. «Мои Драконы».

Цель: сформировать навыки самоконтроля.

Занятие №5. «Я чувствую, что ты…»

Цель: сформировать навыки распознавания эмоционального состояния собеседника.

Занятие №6. Смыслы… я понимаю, что ты…

Занятие №9. (закрепление)

Цель: закрепить и отработать полученные навыки.

 

Занятие №1.

«Я хочу общаться!»

Ритуал входа.

Цель: сплочение группы и настрой группы на работу.

- Перед тем как мы с вами начнём работу, я предлагаю вам придумать особый ритуал, который будет известен только нам. Мы будем проводить его в начале каждого занятия в знак приветствия друг друга.

Например, можно использовать Ритуал «Ладони» - выражение своей готовности и настроенности на работу:

- открытые ладони – «Я готов работать»;

- скрытые – «Я не настроен на работу»;

- одна открыта, другая скрыта «Я неопределённо себя чувствую»;

Группа придумывает Ритуал Приветствия (ну или его предлагает сам ведущий).

Знакомство. «Снежный ком».

Цель: познакомить участников друг с другом, снять эмоциональное напряжение.

- А теперь давайте познакомимся друг с другом. А сделаем мы это следующим образом. Сейчас мы по кругу называем своё имя и рассказываем что-нибудь про себя (например, любимое хобби или то, чем хотели заниматься), каждый, перед тем как назвать своё имя и хобби, повторяет по порядку имя и хобби других, уже названных. Будьте внимательны!

Беседа.

Цель: формирование чёткого представления, что такое общение

- Есть такое слово. Коммуникация. Сейчас пусть каждый из вас на листочке попробует выразить своё понимание этого термина, то есть, как вы считаете, что оно означает. Постарайтесь сделать это самостоятельно, не совещаясь. У нас на это 5 минут.

После выполнения задания, предлагается зачитать по кругу некоторые определения. Ведущий совместно с группой в процессе обсуждения определяет общее понятие, которым группа будет руководствоваться в дальнейшем.

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

- А теперь попробуйте дать определение понятию «общение».

Общениевзаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение "радости общения". Нарушения общения вызывают изменения личности.

- Как вы думаете, есть ли разница между «коммуникацией» и «общением» или это совсем идентичные понятия?

Далее ведущий помогает логически развивать беседу посредством вопросов: - Что такое общение? Как мы можем общаться друг с другом? В чём ценность общения для нас? Когда и в чём мы испытываем сложности и затруднения в процессе общения с другими людьми, и как эти трудности можно преодолеть?…

Ожидания и опасения».

Цель: обозначить цели группы и сопоставить их с целями программы, чтобы не было противоречий и недопонимания.

Ведущий просит группу прописать свои ожидания от предстоящей работы и опасения на листочках, а потом по кругу их зачитать. Ведущий не оценивает их, доброжелательно выслушивает их, вносит ясности в цели работы, если это необходимо.

6) Психогимнастика – «Путаница» («Паутинка»). - Доброволец выходит из комнаты, участники становятся в круг, берутся за руки и получившуюся цепочку путают в клубок. Доброволец возвращается и пытается распутать этот клубок самостоятельно.

Ритуал выхода.

Цель: логически завершить занятие, снять эмоциональное напряжение, вызванное в ходе работы.

- Наша первая встреча подходит к концу, и я думаю. Мы начали с ритуала приветствия, и было бы вполне логично, если бы мы с вами придумали и Ритуал Прощания.

Группа исполняет принятый Ритуал Прощания, ведущий прощается с группой.

 

 

Занятие №2.

«Личность как самоценность в процессе общения».

Человек для человека

 должен быть святыней

(Сенека Младший Луций Анней – римский писатель, филосов)

Ритуал входа.

Продолжение знакомства.

Цель: сплотить группу и настроить на работу.

- Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. А сделаем это так. Нам нужен доброволец. Ему нужно встать в круг, его стул убирается из круга. Он будет говорить «Поменяйтесь местами те, кто…» и называет какое-нибудь умение или какой-нибудь признак. И те, кто этим обладает должны быстро поменяться местами, пробегая мимо ведущего, а ведущий должен успеть занять любое освободившееся место. Тот, кому места не досталось становится ведущим. Будьте внимательны!

Мастер коммуникации».

Цель: самодиагностика коммуникативных навыков.

Ведущий просит на листочках изобразить «лестницу коммуникативного мастерства» Левый край – низкая коммуникативная компетенция, правый – «мастер коммуникации». Задача: найти своё место на этой лестнице

 

5) Психогимнастика – «Марионетка». – Для выполнения этого забавного упражнения вам нужно разбиться на тройки. Каждой тройке даётся задание: двое должны играть кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 2 метров. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый.

6) Домашнее задание: - Напишите мини эссе, чем для вас может быть дорог и ценен другой человек.

Ритуал прощания.

Занятие №3.

«Кто я?»

Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под каждой могильной плитою лежит всемирная история

(Генрих Гейне – немецкий поэт и публицист)

Ритуал входа.

2) Продолжение знакомства. «Никто не знает, что я…».

Цель: сплотить группу и настроить на работу.

- Сейчас мы будем бросать друг другу мяч и тот, у кого окажется мяч завершает фразу «Никто не знает, что я… (или у меня…)». Будьте внимательны!

3) Проверка домашнего задания. Обсуждение.

 4) «На кого я похож?»

Цель: познание себя, рефлексия своих чувств.

- Нарисуйте себя таким, каким вы себя сейчас ощущаете. Вы можете выразить себя как хотите, так, как чувствуете. Затем покажите рисунок группе, а группа должна высказаться, что она видит на этом рисунке. Автор рисунка после того, как все выскажутся, расскажет, угадала ли группа его замысел, и что он на самом деле хотел изобразить. Такое упражнение можно выполнять каждый день, чтобы понять, что вы чувствуете, какого ваше настроение.

Наблюдатель».

Цель: обеспечить каждому участнику условия для получения обратной связи.

Выбирается значимая тема. Половина группы включается в дискуссию, а вторая – наблюдатели. По завершении, участники дискуссии делятся впечатлениями, оценивают свою удовлетворённость результатом, собственным вкладом в дискуссию и поведением партнёров. Далее наблюдатели анализируют поведение каждого игрока, делая акцент на том, что ему помогало, а что мешало в ходе игры. Тренер с помощью группы чётко формулирует ошибки в общении, обнаруженные наблюдателями.

 

Ритуал прощания.

Занятие №4.

«Мои Драконы».

Учитесь властвовать собой;

не всякий Вас, как я, поймёт…

(А.С, Пушкин «Евгений Онегин»)

Ритуал входа.

Я умею, знаю, могу»

Цель: изучить внутреннее звучание установок и актуализировать внутренний потенциал.

- Сейчас мы с вами попробуем выявить собственные силы, о которых, возможно, не знаем или не задумывались. Разделите лист на три колонки умею, знаю, могу; И отвечая на вопрос, «Общаясь с другими людьми, я…умею/знаю/могу…», заполните их.

Победить своего Дракона».

Цель: найти в себе потенциал впреодолении своих главных негативных качеств.

- Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона. Помните Змея Горыныча, когда богатырь отрубал ему голову, а она отрастала всё заново и заново. Страшно, не правда ли? Но всё-таки одолев все головы, богатырь побеждал. Скажите, что вы чувствуете, когда вы думаете о Драконе? У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но если его во время не уничтожить, то он может вырасти и стать опасным для самого человека и его близких. Он может даже поглотить нас и мы сами станем Драконом. Поэтому лучше воевать с Драконом, пока он ещё мал, и главное помнить, что силы у него не беспредельны, вспомните могучего богатыря и бравого рыцаря. Вам предлагается для этого нарисовать своего дракона в целом, а потом и каждую голову в отдельности. А теперь придумайте историю, в которой вы победите этого дракона. И вы можете объединить свои истории в одну и рассказать её вместе.

6) Психогимнастика – «Блюдце с водой». Передача блюдца с водой по кругу (или перенести его от одного края комнаты к другой в качестве эстафеты. Группа делиться на две равные части и располагается в этих двух концах комнаты. Таким образом, с помощью блюдца с водой, стараясь не расплескать воду, группы должны перебраться в противоположный конец комнаты).

Цель: развитие самоконтроля и самообладания.

7) Домашнее задание: - В ситуациях, когда ваши драконы снова начнут вырываться на свободу, попробуйте найти способы побороть их и запомните, с помощью чего, вам удалось их усмирить.

Ритуал выхода.

Занятие №5.

«Я чувствую, что ты…»

Достигнув конца того, что следует знать, ты окажешься в начале того, что следует чувствовать

(Джебран Халиль Джебран – ливанский писатель-эссеист, художник)

Ритуал входа.

Скажи по-разному».

Цель: сформировать навыки отражения и распознавания эмоций и чувств.

- В этом задании должен будет поучаствовать каждый. Участнику необходимо выйти в круг, придумать любую фразу и сказать её нескольким людям таким образом, чтобы передать какую-то эмоцию, участники должны угадать, что в этот момент примерно чувствовал «ведущий» и что за эмоции он передавал.

Претензия – ответ – мир».

Цель: сформировать навыки «первичного» поведения в ситуации «претензия».

- Группа делится пополам и образует два круга, обращённых друг к другу «лицом». Внешнему кругу, каждому участнику, даётся фраза- претензия, который тот по сигналу должен предъявить человеку, сидящему (стоящему) напротив него. И тот, кто должен реагировать, реагирует так, чтобы сгладить ситуацию. По сигналу внешний круг передвигается на одного человека до тех пор, пока в паре не окажутся те, кто с кем начинал.

Обсуждение: какие ситуации игры были наиболее сложными для тех, кто реагировал, и что получилось и что не получилось.

Ритуал прощания.

 

 

Занятие №6.

«Смыслы… я понимаю, что ты…»

Человек сложнее, бесконечно сложнее, чем его мысль

(Поль Валери – французский поэт)

Ритуал входа.

Я тебя пониманию.

Цель: формирование навыков «считывания» состояния другого человека.

Каждому подростку предлагается среди членов группы выбрать человека, чьё состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по выражению лица и т.д. Даётся 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чём думал выбранный человек во время занятия, какие чувства испытывали т.д. Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах:

А) Каждый подросток, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о нём (о его состоянии, его мыслях), а он может прокомментировать этот рассказ, он может подтвердить правильность наблюдений, и опровергнуть догадки, указав на допущенные ошибки.

Б) Каждый подросток описывает состояние партнёра, который не знает, что все это относиться к нему. Дети должны определить, чьё состояние было описано.

Язык тела.

Цель: сформировать навыки считывания информации с внешних проявлений собеседника.

- Скажите, как мы можем узнать от другого человека, что он думает и что чувствует?.. Мы можем это узнать со слов человека, а можем и с его поведения. Поскольку очень сложно делать однозначные выводы о том, какую информацию «передаёт» тело, полезно провести исследование того, как люди воспринимают передаваемые им «несловесные» (невербальные) послания. Сейчас мы будем по кругу передавать такое послание соседу справа, но молча, и так, чтобы вас поняли. Сосед должен угадать, о чём может быть это «послание» и потом уже передать своё послание дальше своему соседу.

Ритуал прощания.

 

 

Занятие №7.

«Слушаю и слышу».

Ты говоришь, я тебя слушаю, но не слышу – и в этом моя беда

(автор неизвестен)

Ритуал входа.

Мотив.

- Вспомните сейчас, пожалуйста, два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознаваемым мотивом, а в другом – осознаваемым.

Например:

1) мотив любопытства (желание посмотреть, как поведёт себя другой человек в ответ на какой-то поступок)

2) мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого человека путём манипулирования им)

Тайна.

Цель: научиться понимать скрытые мотивы при общении.

Ролевая игра.

Сюжет: к начальнику цеха приходят трое квалифицированных рабочих из одной бригады с просьбой об увольнении. Начальник пытается уговорить их остаться, т.к. без них развалится хорошая, надёжная бригада.

Условия: эта ситуация описывается всем участникам группы, затем выбирается «начальник» и удаляется из помещения. После этого объявляется скрытый мотив поведения рабочих: работа до сих пор всех устраивала, но в последнее время мастер решил уровнять эту бригаду с другими, менее надёжными и квалифицированными, «поставить» бригаду на место, даёт работу низкооплачиваемую, трудоёмкую, наравне с другими, чего раньше не было.

Это происходит из-за обострившегося конфликта бригадира с мастером, о котором рабочие не говорят начальнику цеха, не желая «выдавать» бригадира. // В этом состоят задачи «рабочих» //

Это тот скрытый мотив, который должен определить «начальник» после завершения ролевой игры. Чем ближе версия «начальника», к этому скрытому мотиву, тем успешнее общение. // Задачи «начальника» //

«Рабочие» выдвигают разные аргументы: один нашёл работу ближе к дому, другой – с более чётким режимом (без сверхурочных), третий – со свободным режимом дня.

Ритуал прощания.

 

 

Занятие №8.

«Я вам хочу сказать».

Я скажу вам то, что должен, но молю, услышьте меня

(греческий филосов)

Ритуал входа.

Другой акцент.

Цель: сформировать смысловое понимание и выделение ключевых слов, фраз в речи в процессе общения.

- Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимание на то, какие слова мы говорим. И бывает, что нас не понимают, не понимаю то, что мы имели ввиду. И когда нам говорят, что «Я не понял, о чём идёт речь», мы можем отреагировать двумя принципиально разными способами:

I. Мы можем сказать «Вы меня не поняли» («Ну какой же Вы бестолковый человек!»).

II. А можем сказать, «Извините, я, должно быть, не так выразился» или «Извините, я, вероятно, плохо выразил мысль».

- Есть ли разница, в этих двух способах, и если есть, то какая? … Первым способом мы перекладываем ответственность за такую ситуацию на партнёра, ставя его в неловкое положение и даже обижая. Второй способ снимает с вашего партнёра эту ответственность и берёте её на себя, ведь это же ваши слова привели к непониманию. Этим вы продемонстрируете, что готовы продолжить разговор и привести его к пониманию партнёров друг друга, даже если всё получилось не так, как вы хотели вначале. Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для этого мы сначала соберём несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина перекладывается на партнёра. Желательно, чтобы вы брали примеры из вашей личной практики, которые вы слышите при общении со своими друзьями, знакомыми, и другими людьми. И тогда мы с вами перенесём акцент на второй вариант, который более эффективен при ведении диалога.

Просьба. Пирог начинка.

Цель: сформировать корректное отношение и понимание к «просьбе» и «просящему», а также помочь определить собственную позицию в ситуации просьбы как со стороны «просящего», так и со стороны того, к кому обращаются за просьбой.

- Просьба, в чём-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; пирог может быть сладким или солёным и т.п. Давайте с вами нарисуем или опишем разные пироги-просьбы – их форму, цвет, вкус… А теперь давайте обсудим, что вы чувствовали, когда «создавали» такой пирог, какие ассоциации возникали, приятные, неприятные, которые вызывает «просьба».

Анализируется, с чем связано. Подчёркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.

Переводчик.

Цель: сформировать навыки внимательного приёма информации, и передачи полученной информации без искажений.

Выбирается 4 добровольца. Двое – иностранцы (они из разных стран и друг друга не понимают) и двое – переводчики. Ситуация деловых переговоров. Иностранцы встретились, чтобы сделать друг другу деловое предложение. А переводчики, должны друг через друга передавать слова иностранцев, но не слово в слово, а через перефразирование, стараясь не исказить информацию.

 

    7) Задавание вопросов.

    Цель: сформировать навыки задавания открытых и закрытых вопросов.

    - Вопросы бывают разные… Есть вопросы открытые, на которые человек отвечает целым текстом в свободной форме, а есть закрытые, на них человек может ответить конкретно «да», «нет», «может быть»… Давайте с вами попробуем позадавать такие вопросы соседу справа. И эти вопросы вам нужно будет составить вам самим.

    Раздаются карточки с указанием, сколько и каких вопросов должно быть задано (например 1 открытый, 2 закрытых).

8) Домашнее задание: - Попробуйте на практике при общении в своём окружении применять вот все эти техники, которые мы с вами сегодня изучили. Давайте их перечислим (№ 4,5,6,7).

Ритуал прощания.

Занятие №9.

(закрепление)

Ритуал приветствия.

Резюмирование».

Цель: сформировать навыки воспроизведения слов собеседника в сокращённом виде, краткое формулирование самого главного, подведения итогов. Например: «Вашими основными возражениями, как я понял, является…», «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…».

- Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идёт по кругу или оказалось в тупике. Резюмирование позволит не тратить время на поверхностные не относящиеся к делу разговоры. Резюмирование может быть дейсьвенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотным собеседником (в том числе по телефону). Давайте начнём с вами выполнение этого задания с того, что по кругу начнём высказываться о том, как вчера прошёл Ваш день, что было интересного, необычного, что вызвало у вас хорошие, приятные чувства. А последующий участник должен резюмировать маленький рассказ предыдущего участника, а затем рассказывает, как прошёл его день и так по кругу. Вы можете выразит согласие или не согласие с резюме ваших слов, что-то уточнить, пояснить.

Что он чувствует?»

Цель: сформировать навыки снятия эмоционального напряжения собеседника в ходе беседы.

- Мы люди, существа чувствующие и испытывающие те или иные эмоции, и в ходе общения нам свойственно это проявлять. Но они могут быть как позитивными, так и негативными. Это упражнение позволяет отработать приёмы, позволяющие участникам снизить возникшее по той или иной причине эмоциональное напряжение. Сидя в кругу, мы будем говорим соседу справа о его эмоциональном состоянии, затем он расскажет о своём состоянии; степень соответствия этих оценок определяется вначале соседом, а потом всеми остальными.

Можем проиграть и обсудить ситуацию, когда участники должны вести беседу на заданную тему на фоне сложной (неоднозначной) эмоциональной обстановки. Например, в ситуации, которая должна привести к примирению.

Свободный микрофон».

Цель: сформировать навыки сбора и анализа информации, полученной от собеседника, в процессе коммуникации.

- Вы уже достаточно хорошо знаете друг и друга и готовы отвечать на любые вопросы членов группы. Сейчас вы по очереди будете задавать свои вопросы тому, кто первый захочет воспользоваться такой возможностью побыть «в центре внимания». Основное правило – отвечать как можно полнее и откровеннее. Благодаря этому вы сможете ещё лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и мнений по поводу тех или иных сложных жизненных проблем. Одним словом, вы – очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Участник, который будет первым отвечать на вопросы, сядет так, чтобы видеть всех членов группы. Остальные начнут по очереди задавать вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т.е. как только человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий член группы может задать свой, заранее подготовленный. И так далее, до тех пор, пока все желающие не воспользуются своим правом подойди к свободному микрофону.

Подведение итогов курса.

- Мы с вами провели 9 занятий. Узнавали что-то новое о себе, о других людях, о том, что можно вести себя разными способами, что ситуация, такая как она есть, не всегда нам понятна, а также чему-то научились. Сейчас я попрошу вас написать маленькое сочинение о том, что вы узнали здесь, чему научились, каковы ваши дальнейшие планы по саморазвитию, ваши пожелания участникам, мне. Отметьте, пожалуйста, что бы вы хотели получить от наших встреч, но вы этого не получили.

Ритуал прощания.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»:

1) Будьте терпеливы. Скоро настроение подростка изменится и он придет к Вам за советом

2) Устанавливайте границы дозволенного. Если подросток позволяет себе что-то, что непозволительно делать, произносить в присутствии взрослых, Вы можете обозначить ему, что он может «спустить пар», например в ванне, когда шумит вода и никто больше не слышит. У подростка есть негативные эмоции, подскажите, в какое русло их можно направить, чтоб спустить.

3) Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.

4) Помните, что подросток - личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.

5) Помня о правах подростка, не будем забывать и о его обязанностях. Принимая самостоятельность подростка, не сводите ее к вседозволенности.

6) Крайне важно наличие системы последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны подростку. Санкции – то есть последствия за нарушения правил - не должны унижать честь и достоинства подростка, также недопустимо лишать подростка жизненно важных сторон его жизни – общения со сверстниками и родителями.

7) Постарайтесь выяснять, какие трудности в общении испытывает подросток и подсказать ему, как правильно обратиться, что сказать. Они только учатся общаться, им в этом нужно помощь и поддержка.

8) Проявляйте свой интерес к общению не навязчиво. Некоторые вещи подросток не сможет вам рассказать. У него есть на это право. Не давите на него, а просто показывайте, что вам это интересно, что он может рассказывать то, что считает нужным. Вам можно доверять.

9) Избегайте оценок личности, напротив, высказывайте отношение к поступкам, к поведению.

10) Развивайте самосознание (спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях)

 

Приложение

Анкета «Особенности межличностного общения подростков»

1 Много ли у тебя друзей?

а)1-5 б)меньше чем хотелось бы в)много

2 О чем чаще всего вы говорите с друзьями?

а)об учебе б)об отношениях с противоположным полом в)фильмы, книги, игры

3 Какие у тебя отношения с одноклассниками?

а )есть несколько человек с которыми я в конфликте б)доброжелательные в)враждебные

4 Какие качества ты ценишь в общении со сверстниками?

а)отзывчивость б)умение выслушать в)умение понять

5 Какие качества ты ценишь в общении с учителями?

а)умение общаться на равных б)чувство юмора в)отзывчивость

6 Какие качества ты ценишь в общении с родителями?

а)мудрость б)отзывчивость в)доверие

7 Чего тебе не хватает во взаимоотношениях со сверстниками?

а)понимания б)уважения в)общения

8 Чего тебе не хватает во взаимоотношениях с учителями?

а)общения б)доверия в)чувства равенства

9Чего тебе не хватает во взаимоотношениях с родителями?

а)понимания б)доверия в)общения  

10Чаще всего твои партнеры по общению – это люди

а)младше тебя б)ровесники в)старше тебя

 

ТРУДНОСТИ СВЯЗАННЫЕ С КОММУНИКАТИВНОЙ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.