Идейный пафос стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Идейный пафос стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

2020-10-20 218
Идейный пафос стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: тема, проблема, идея, конфликт, пафос, типы авторской эмоциональности.

Вопросы:

1. Жизненный конфликт, положенный в основу стихотворения.

2. Выделите в стихотворении основные части, характеризующие этапы лирического переживания.

3. Проанализируйте развитие темы, проблемы, идеи в каждой из частей.

4. Сопоставьте развитие содержания в каждой из частей: что в них повторяется и что изменяется?

5. Сделайте вывод об идейном пафосе стихотворения.

Литература

Основная

1. 2(12-14).

2. 5 (68 - 79).

Дополнительная

1. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему…». М.,1985. С. 73-87.

2. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. С. 170 – 174.

Модуль 2.

Занятие 1.

Стиховая форма.

 Основные понятия: стиховая ипрозаическая речь; ритм; системы стихосложения: устный народный стих, силлабический стих, силлабо-тоническая система, тоническая система; ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест; рифма и её виды; аллитерация, ассонанс; строфа и её виды.

Вопросы:

1. В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?

2. Подберите и проанализируйте образцы стихотворений, вы­дер­жанных в системе уст­ного народного стиха, силлабической сис­те­ме, силлабо-тонической и тонической.

3. Подберите и проанализируйте образцы всех метров силлабо-то­ники.

4. На тех же примерах покажите различные способы рифмовки и виды рифм.

5. Понятие о строфе. Сделайте анализ структуры одного из со­­нетов (Петрарки, Данте, Шекс­пира, Пушкина, Брюсова и др. — по выбору) и «онегинской строфы».

Литература

Основная

1.12 (Гл.2,3). Электронный ресурс: http://www.gramotey.com/?open_file=1269103642

2. 14 (Гл. 1,2). Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/700246/

Дополнительная

3.Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1995.

4. Гаспаров М. Л. Метр и смысл. М., 2000.

5. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1976.

Занятие 2.

Ритмико-мелодическая организация стихотворения

А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

Основные понятия: ритмическая схема, пиррихий, спондей, метр и ритм, внутренняя пауза, перенос, эстетические функции ритма.

Вопросы:

1. Сделайте графическую запись стихотворения, произведите анализ ритмического рисунка:

- определите метр и размер;

- установите расположение пиррихиев и их роль в создании интонации;

- подсчитайте число стоп в строках; каков эффект разностопности;

- проанализируйте внутренние паузы, концевые паузы, переносы, определите их значение в создании поэтической интонации;

2. Исследуйте звуковую организацию стихотворения (аллитерации, ассонансы, звуковые сочетания). Сделайте вывод о мелодике стихотворения.

3. Какова связь между ритмической организацией стихотворения и предметно-образным миром, отображенным в стихе? Сделайте вывод об эстетических функциях ритма в стихотворении.

Литература

Основная

(та же, что в предшествующей теме).

Дополнительная

1. Русская литература ХХ века (1890-1910): В 2 кн.. Кн. 1. / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М: Согласие, 2000 - 512 с. – лава об А.Блоке.

2. Крук И.Т. Поэзия А. Блока. М., 1970, с. 149 – 166.

 

Занятие 3-4.

Пространство и время в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник»

Основные понятия: хронотоп, его составляющие; сюжет и фабула; система персонажей; пейзаж и интерьер, их функции; портрет; деталь.

Вопросы:

1. Общее понятие о хронотопе художественного произведения. Функ­ции и конструктивные элементы хронотопа.

2. Охарактеризуйте субъектную организацию рассказа, оп­ре­де­лите ее художественную функцию.

3. В чем состоит идейно-эстетический смысл обрамления: пей­за­жа, интерьера, образов Алехина и Буркина?

4. Проанализируйте сюжет истории, рассказанной Иваном Ива­но­вичем:

а) основной конфликт;

б) элементы сюжета, их взаимосвязь;

в) внесюжетные элементы (лирические отступления, вводы эпи­зодов), их идейно-композиционная роль;

г) речь героя-рассказчика как средство эстетической оценки.

5. Соотнесите обрамление с рассказом Ивана Ивановича и сде­лайте общий вывод: какая концепция действительности во­пло­ще­на в хронотопе рассказа «Крыжовник»?

Литература

Основная

1. 8 (С. 234–236, 391–408). Электронный ресурс: rod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html

2. 5 (181- 226; 279 – 282).

Дополнительная

3. Семанова М. Л. Чехов-художник. М., 1976. Гл. 7. С. 144–152.

Занятие 5.

Субъектная организация рассказа А. П. Чехова «Душечка»

Основные понятия: субъектная организация, субъект речи, субъект сознания, зона речи; личное и безличное повествование, рассеянное разноречие.

Вопросы:

1. Основные типы субъектной организации литературного про­из­ведения, их эстетические возможности.

2. Проанализируйте речь Кукина, Пустовалова, Смирнина. Как она характеризует каждого из них? Как авторское отношение к этим персонажам проявляется в формах речи самих персонажей?

3. Проанализируйте речь Оленьки. Как она характеризует ге­ро­­иню рассказа?

4. Проанализируйте речь безличного повествователя. Как со­от­носятся в ней «зона автора» с «зонами героев»?

Сделайте общий вывод об эстетической концепции рассказа.

Литература

Основная

1 .7 ( С.126–134).

Электронный ресурс:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/slov_rom.php

 

Дополнительная

2. Мелкова А. С. Творческая судьба рассказа «Душечка» // В твор­­ческой лаборатории Чехова. М., 1974. С. 76–96.

3. Паперный З. Записные книжки Чехова. М., 1976. (Гл. «Душа и душечка». С. 290–312).

Модуль 3

Занятие 1.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.