Модуль 2. Литературное произведение — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Модуль 2. Литературное произведение

2020-10-20 143
Модуль 2. Литературное произведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Литературное произведение как идейно-эстетическое целое   Художественное произведение – «самостоятельная и за­кон­чен­ная единица художественного труда» (КЛЭ, т. 5, стлбц. 366). Про­изведение и текст. Понятие «целого» и проблема «целостности» про­изведения. Художественное произведение как относительно за­вер­шенный образ мира, воплощающий эстетическую концепцию дейст­вительности, «сокращенная Вселенная». Способы создания целостного образа мира в произведении. Струк­турные уровни литературного произведения, их соотношение со сторонами художественной деятельности, содержанием и фор­мой.   Тема 2. Художественная речь Различие между речью художественной и обыденной, раз­го­вор­ной. Риторический и миметический аспекты текста. Отличие сло­ва как языка литературы от «языков» других видов искусства. Сис­тема лексических и специальных средств выразительности. Ос­новные виды тропов, их функция.   Тема 3. Стиховая форма Отличие стихотворной речи от прозаической. Суть и функции рит­ма. Факторы (определители) ритма в стихе. Системы стихосложения в исторической последовательности: му­зыкально-речевая, силлабическая, силлабо-тоническая, то­ни­чес­кая. Метр и ритм. Виды и функции рифмы. Понятие о строфе, виды строф в рус­ской поэзии. Поэтический синтаксис как фактор ритма.   Тема 4. Художественное пространство и время Понятия «внутренний мир художественного произведения» и «хро­нотоп». Функции хронотопа. Культурные модели пространства и времени, их отражение в литературе. Концепты и архетипические мо­дели хронотопов. Составные элементы (формы) про­ст­ран­ст­вен­­но-временного образа мира в литературном произведении. Ме­то­ди­ка анализа хронотопа.   Тема 5. Субъектная организация произведения Речь как непосредственный предмет изображения в ху­до­жест­вен­ной литературе. Понятие о типах речи. Проблема «образа ав­то­ра». Субъект речи и субъект сознания, соотношения между ними. Ти­пы слова (по М. Бахтину). Эстетические возможности и функции субъ­ектной организации. Основные типы субъектной организации: личное по­вест­во­ва­ние, безличное повествование, сказ, их разновидности. Понятие о скры­той диалогичности личного повествования. Диалогизм ро­ман­но­го повествования. Методика анализа субъектной организации про­изведения.  

Модуль 3. Закономерности развития литературы

Тема 1. Основные художественные категории (метод, стиль, жанр) Понятие художественного закона и проблема прогресса в ис­кус­стве. Общее понятие о творческом методе. Факторы метода. Струк­тура метода (принципы творческого претворения дей­ст­ви­тель­ности в художественную реальность, эстетической оценки, ху­до­жественного обобщения). Системное наполнение принципов ме­то­да в классицизме, романтизме, реализме и модернизме. Общее понятие о жанре литературного произведения. Проб­ле­ма типологии жанров. Теоретическая модель жанра (жанровое со­держание, жанровая форма, жанровые мотивировки) и ее реа­ли­за­ция в жанрах канонических (ода) и индивидуально-творческих (рас­сказ). Общее понятие о стиле. Факторы, носители и категории стиля. Методика анализа произведения в единстве метода, жанра и сти­ля.   Тема 2.Историко-литературные системы   Понятие художественного прогресса, его факторы и критерии. По­нятие историко-литературного процесса. Диахронные и син­хрон­ные художественные системы. Литературное направление, ху­до­жест­венное течение, жанрово-стилевая тенденция. Классический и неклассический (модернистский) типы художественного освоения ми­ра.    

V. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представления о специфике словесного художественного образа, о структуре художественного произведения, о закономерностях историко-литературного процесса;

- приобретут  навыки анализа литературных произведений разных родов, относящихся к разным творческим методам, интерпретации литературного произведения в контекстах разных школ литературоведения;

- освоят методы литературоведческого анализа;

 

Модуль 1.

Занятие 1

Художественный образ в стихотворении А. С. Пушкина «Вновь я посетил…»

Основные понятия и персоналии: художественный образ, образ в лирике, лирический герой, образ переживания, лирический сюжет, А. Пушкин.

Вопросы:

1. Общее понятие о художественном образе.

2. Проблема автора и лирического героя. Как соотносятся в сти­­хотворении биографический автор и лирический герой? Сравните впе­­чатления А. С. Пушкина, изложенные в его письмах к Н. Н. Гон­чаровой и П. В. Нащокину, с впечатлениями лирического ге­­роя сти­хотворения.

3. Последовательно проследите за развитием художественной идеи стихотворения через анализ настроения лирического героя:

• Каково настроение лирического героя в начале стихо­тво­ре­ния, как оно выражается?

• Каково эмоциональное наполнение пейзажа в стихо­тво­ре­нии? (Срав­ните с пейзажем в стихотворении «Деревня»).

• Какова взаимосвязь между настроением лирического героя и образом природы?

• Сравните душевное состояние лирического героя в начале и в конце стихотворения.

4. Сделайте вывод о главной мысли стихотворения, его фи­ло­соф­ской концепции.

Литература

Основная

  1. 2 (С. 38-39)
  2. 5 (С. 159 - 181)
  3. 4 (Т.1, С. 91 – 100; Т. 2, С. 341 - 347).

Дополнительная

1. Городецкий Б. П. Лирика Пушкина. М., 1962. С. 238, 411, 431.

2. Левкович Я. Л. «Вновь я посетил…» // Стихотворения Пушкина 1820–1830-х годов. Ис­тория создания и идейно-худо­жест­вен­ная проблематика. Л., 1974. С. 306–322.

 3.. Степанов Н., Гинзбург Л. «Вновь я посетил…» // Пушкин в школе. М., 1978. С. 68–75.

Занятие 2.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.