Как мы забываем и как с этим бороться — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Как мы забываем и как с этим бороться

2020-10-20 67
Как мы забываем и как с этим бороться 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прочтите следующий список продуктов: молоко, картофель, масло, сыр, мороженое, капуста, яйца, мясо, бананы, хлеб. Немного потренировавшись, ваш ребенок легко запомнит все десять наименований, но не повторив список, он тут же его забудет. Как быстро мы забываем? Б о льшая часть информации забывается в первые шестьдесят минут обучения. Фактически, пятьдесят процентов учебного материала ученики забывают в течение часа. В случае со списком продуктов, спустя один час ваш ребенок вспомнит лишь пять наименований. А через пару дней - одно или два наименования. А через неделю, будьте уверены, он не вспомнит ни одного.

Время - очень важный фактор в забывании информации. Со временем человек забывает все больше и больше из того, чему его учили. Как морской прибой стирает наши следы на песке, так время стирает «следы» обучения.

Время - не единственный фактор забывания. Второй важнейший фактор - отсутствие повторения. Если пройденный материал не повторять, не перечитывать, не пересматривать и не вспоминать, он обязательно будет забыт. Благодаря периодическому повторению и вспоминанию, можно укрепить память. Необходимо находить стимулы для повторения. Обычный обзор прошлого урока или повтор пройденного текста Писания не поможет запоминанию - для запоминания необходимы три стадии.

Вспомните, как ваш ребенок учил песню-Алфавит. Даже если у вас гениальный ребенок с фотографической памятью, вам наверняка пришлось петь с ним эту песню до тех пор, пока он не начал петь ее во сне! Тот же принцип применим к изучению Писания. Постоянное повторение позволит Слову Божьему зафиксироваться в памяти - а это получше любой самой прекрасной песни!

Третий фактор забывания - неправильный выбор времени занятия. Исследования показали, что человек лучше всего запоминает информацию, полученную перед сном. Почему не утром? Видимо потому, что утреннее обучение тесно переплетаются с событиями, произошедшими за день, и к концу дня то, что было выучено утром, может полностью стереться с памяти. Обучение остается «похороненным» под грузом всего того, что произошло в течение дня, особенно это касается детей, которые не так внимательны, как взрослые. Школа, друзья, телевизор, семья и множество самых разных занятий - вот, чем заполнен день обычного ребенка. Соедините все это с коротким временем активного внимания и вы не удивитесь тому, что малышу очень трудно вспомнить стих, который он учил на прошлой неделе в Воскресной школе.

Укрепить память можно с помощью простого приема - вечером, перед сном, повторить с ребенком то, что он выучил за день. Понятно, что заниматься с ребенком изучением Слова Божьего лучше вечером, чем утром, потому что вечер - это более приятное и спокойное время, располагающее к общению. Если вечером, перед сном, вы будете учить с ребенком золотой стих, а утром, перед завтраком, - повторять его, вы достигнете того, что ребенок будет начинать и заканчивать свой день «на христианской ноте». Прекрасная возможность начинать и заканчивать день Словом Божьим будет питать и укреплять не только ребенка, но и вас самих!

Кроме времени, отсутствия повторения и неправильно выбранного времени обучения, существует еще один фактор забывания - это однообразие деятельности. Два однообразных занятия не способствуют друг другу. Катание на велосипеде вряд ли помешает вашему ребенку запомнить Ин.3:16. Это два совершенно разных занятия. Но запоминать одновременно Ин.3:16 и Ис.53:6 будет чрезвычайно трудно, потому что это однообразная деятельность, связанная с запоминанием слов, фраз и чисел.     

Однообразные занятия препятствуют эффективному запоминанию и способствуют забыванию. Обойти данный фактор забывания достаточно просто - за один раз следует учить не более одного текста Писания. Убедитесь в том, что ребенок по-настоящему выучил один стих Библии, прежде, чем переходить к новому тексту; кроме того, выученный стих необходимо регулярно повторять. Если стих был хорошо выучен, во время повторения вы можете вспомнить сразу несколько стихов.

Существуют дополнительные факторы, влияющие на память детей. Специалисты выделяют некоторые факторы, о которых родители могут не знать.

· Возраст. Учить Библию можно с любым ребенком, если делать это, соответственно его возрасту. Учить Писание можно даже с трехлетним ребенком, если текст короток и содержит понятные ребенку слова. Используйте детские издания Библии, где тексты проще и соответствуют словарному запасу малышей. «Иисус заплакал» (Ин.11:35) - этот стих показывает детям глубину печали Иисуса. Помогите малышам буквально почувствовать Слово Божье, тем самым вы поможете им сокрыть это Слово в сердце своем.    

Чем младше ребенок, чем короче его активное внимание, поэтому с маленькими детьми нужно работать не более пяти минут. Старшие дети могут учиться дольше, но даже с ними не следует учить тексты Библии дольше пятнадцати минут. Затягивание занятия не способствует его эффективности, и, кроме того, испытывает терпение учеников и учителя! Ежедневно заучивая и повторяя с ребенком тексты Библии два раза в день, старайтесь укладываться в пять минут. Используйте автодорожные пробки, спокойные ужины в ресторане и другие «незаполненные» моменты жизни, чтобы наполнить их Словом Божьим!  

· Диета. Хорошее питание организма способствует хорошей работе мозга. Исследования показали, что в странах с неразвитой экономикой, где дети получают скудное питание, а иногда и голодают, их способность сосредотачиваться значительно понижена. Диета может влиять на память! Капуста, шпинат и другие зеленые овощи являются прекрасным питанием для мозга, но, согласитесь, это не любимые блюда детей! Назовите такие блюда «Библейской едой», и, возможно, тогда ваш ребенок полюбит их.  

· Настрой. Настроение творит чудеса с памятью! Позитивный настрой не только способствует быстрому запоминанию, но и приносит немало радости при достижении результата. К сожалению, нашим детям не всегда присуща мотивация, но, если поискать, можно найти способы мотивации и создания хорошего настроения. Один из них - веселые, живые игры и занятия, соответствующие возрасту детей. Занимательные игры не только мотивируют детей, но одновременно и способствуют лучшему запоминанию Писания. В Главах 5 и 6 вы найдете песни, стихи, подвижные игры и другие занятия, способствующие запоминанию Писания детьми четырех - двенадцати лет. Посредством стимулирующих игр и ручного труда дети учатся «ДЕЛАТЬ». А когда дети что-то ДЕЛАЮТ, они лучше учатся и эффективнее запоминают материал. Создание позитивного отношения к запоминанию Слова Божьего - это прекрасный дар, который вы можете дать ребенку.   

Итак, мы узнали семь «друзей забывания»:

· время

· недостаток повторения

· неправильно выбранное время занятий

· однообразие деятельности

· несоответствие учебного материала возрасту ученика

· неправильная диета

· негативное отношение

Но врагов запоминания можно победить! Зная правила, можно принимать лучшие решения и преодолевать препятствия, стоящие на пути эффективного запоминания. Помните: вы можете рассчитывать на помощь Божью, когда со своим ребенком будете учить Его святое Слово.

А теперь для разнообразия...

Мы рассмотрели, что такое «память» и как она работает. Мы обсудили, что такое «забывание» и как его избежать. Возможно, вас интересует, каковы возможности вашей памяти на текущий момент и какие приемы помогут улучшить ее. Прежде, чем заниматься с детьми, давайте проведем несколько забавных экспериментов с вашей собственной памятью!

Далее приводится три теста на коэффициент вашей памяти (КП). Каждый тест прост и содержит советы и стратегию, направленную на улучшение ваших показателей. С этих тестов начинается практическая часть нашей книги, которая поможет вам в работе с детьми. В четвертой главе мы будем говорить о стратегиях улучшения памяти более подробно. Помните, данные тесты предназначены для забавы и обучения!

 

Тест КП № 1  

Посмотрите на приведенные рисунки в течение десяти секунд, затем быстро закройте их чистым листом бумаги и нарисуйте в правильном порядке. Вперед!

(рисунок)

Итоги:

0 - 2 правильных рисунка - средний показатель.

3 - 4 правильных рисунка - прекрасно!

5 - 6 правильных рисунков - потрясающе!

7 - 8 правильных рисунков - молитесь о том, чтобы ребенок унаследовал

                                   ваш КП! 

Ну как? Если вы - обычный человек, ваш показатель не будет превышать трех баллов. Хотите повторить эксперимент? Посмотрите на рисунки еще раз в течение десяти секунд, закройте чистым листом бумаги и вперед!

Обсуждение. Вы улучшили свои показатели? На этот раз у вас получилось гораздо лучше! А почему ваши показатели так сильно возросли по сравнению с первым разом? Потому что в работу включились три стратегии укрепления памяти:

· Повторение. Вы повторили тест два раза и повторение помогло зафиксировать рисунки в вашем разуме. Возможно, вы смогли даже мысленно представить себе эти рисунки, как бы внутренне «увидели» их. Повторение материала, который необходимо запомнить, помогает нам зафиксировать его в кратковременной памяти, но если вы не будете вспоминать запомненный материал в течение нескольких последующих часов или дней, вскоре вы все забудете.

· Понимание. Когда вы взялись за тест в первый раз, он был вам абсолютно незнаком. Вы не имели понятия о том, сколько рисунков изображено, и зачем вам нужно запоминать их по порядку. Когда же вы взялись за тест во второй раз, он уже не был незнаком вам - вы понимали, почему вам необходимо запомнить рисунки, сколько рисунков нужно запомнить и в какой последовательности они находятся!

· Запись. Люди часто пропускают мимо внимания чрезвычайно важный аспект запоминания - запись того, что было запомнено в виде слов или рисунков. Если запомненный материал изложить на бумаге, шансы закрепить его в разуме значительно повышаются. Физический акт изображения помогает вам зафиксировать материал в разуме. Существует сильная взаимосвязь между физическим записываем и умственным запоминанием!

 

Вы делаете успехи! Идем дальше.

 

Тест КП №2

Прочтите следующий список предметов. Затем закройте их чистым листом бумаги и впишите то, что вы запомнили в пустые строчки. Порядок не имеет значения, главное - перечислить все 10 предметов.

 

1. салат   ___________________________
2. яблоки   ___________________________
3. пудинг   ___________________________
4. оберточная бумага   ___________________________
5. кукурузный початок   ___________________________
6. салфетки   ___________________________
7. бананы   ___________________________
8. моющее средство   ___________________________
9. тыква   ___________________________
10. бумажные полотенца   ___________________________

 

Итоги:

0 - 3 - средний уровень.

4 - 6 - очень хорошо.

7 - 8 - превосходно!

9 - 10 - пожалуйста, пойдемте со мной в магазин на следующей неделе!

С подобным тестом нам приходится сталкиваться чуть ли не каждый день - если ваша семья съедает в день столько же, сколько моя! Удивительно, но именно по возвращении домой из магазина, вы вспоминаете то, что забыли купить! Давайте снова проведем тест, но на этот раз вы должны написать свой собственный список покупок. Расставьте пункты в алфавитном порядке или разбейте на категории. Затем закройте свой список чистым листом бумаги и попробуйте вспомнить. Вперед!

_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________
_____________________ _______________________  

 

Обсуждение. На этот раз ваши показатели улучшились? Так и должно было быть, ведь вы применили две эффективные стратегии запоминания!

· Персонализация. Во втором тесте список продуктов не был для вас чужим - это был ваш собственный список, являющийся небольшой частичкой вас самих. Персонализация и желание выучить - прекрасные стимуляторы памяти.

· Алфавитный порядок или категории. Вы применили эффективную стратегию запоминания - разбили свой список продуктов на категории или расставили в алфавитном порядке. Алфавитный порядок или категории позволяют легче вспомнить список.

Итак, вы уже применили пять стратегий укрепления памяти. Посмотрим, сможете ли вы применить их в третьем тесте?!

 

Тест КП №3

Посмотрите на два ряда треугольников в течение 15 секунд. Закройте их чистым листом бумаги и нарисуйте.

(рисунок)

 

_________   ________ _________ ________ ________ ________
_________   ________ _________ ________ ________ ________

 

Итоги.

Ну и ну! Может быть, нам будет лучше не подводить итоги? Третий тест был очень сложным, но еще сложнее ребенку учить наизусть два текста Писания одновременно, или учить новый стих, когда предыдущий еще не запомнен достаточно хорошо. Данный тест - это иллюстрация подобного занятия - попытаться запомнить два взаимосвязанных списка. Независимо от того, состоят ли эти списки из слов или треугольников, это сделать очень сложно!

Все стихи Писания состоят из слов и фраз, зачастую идентичных. Все стихи Писания имеют цифровые ссылки, «благодаря» которым запоминание стиха еще более усложняется. Остановитесь на минуту и задумайтесь о том, сколько в Библии текстов с ссылкой «1 глава, пятый стих» - шестьдесят шесть! Как видим, маленькому ребенку сложно не запутаться во всех числах, но существуют способы запоминания сходных стихов и ссылок, точно так же, как в нашем последнем тесте. Давайте разберемся:

Вернемся к треугольникам из третьего теста. Внимательно посмотрите на них. Все они равнобедренные, не так ли? Да! Теперь поищем соответствия. Какие у вас идеи? Точно! Верхние и нижние треугольники образуют пары - они идентичны. Теперь их можно легко запомнить.

Рассмотрите с ребенком несколько стихов с одинаковыми ссылками и это поможет ему разобраться. Например, существует несколько любимых многими детьми стихов со ссылкой «3:16». Помогите малышу найти какие-то соответствия между стихами - возможно, они начинаются с одной буквы, или несут одинаковый смысл, или содержат противоположные слова. Вы удивитесь тому, что подобные маленькие хитрости помогут и вам самим лучше запомнить тексты Библии!    

А теперь, зная принципы работы памяти и несколько методов ее закрепления, мы готовы двинуться дальше - к семи стратегиям, которые помогут вашему ребенку запомнить Слово Божье. Бог открывает двери - Он дал нам прекрасные методы укрепления нашей памяти. За нами - шагнуть и применить эти методы!

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.