Ошибки вусвоении формы фразеологизма. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ошибки вусвоении формы фразеологизма.

2020-10-20 537
Ошибки вусвоении формы фразеологизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) Грамматическое видоизменение фразеологизма. Я привык отдавать себе полные отчеты. Изменена форма числа. Существует фразеологизм от­давать отчет.

Все ее ругали на чем свет стоял.

Глагольный фразеологизм на чем свет стоит употреб­ляется только в форме настоящего времени. Он постоянно сидит сложив руки.

Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепри­частия совершенного вида с суффиксом -а (-я).

Опять надела туфли на босую ногу.

В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.

Боюсь только одного: не подтолкнула бы эта инфор­мация наших законодателей к какой-нибудь драконовой мере.

Здесь произошла замена прилагательного драконовской, что привело к ошибке.

б) Лексическое видоизменение фразеологизма. Пора уже тебе взяться за свой ум.

Большая часть фразеологизмов является непроница­емой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополни­тельную единицу. Предложение необходимо исправить: Пора уже тебе взяться за ум.

Ну хоть бейся об стенку!

Пропуск компонента фразеологизма также является ре­чевой ошибкой. Необходимо восстановить фразеологизм: Ну хоть бейся головой об стенку!

Все возвращается на спирали своя!..

Есть фразеологизм на круги своя: Замена слова недопу­стима.

3. Изменение лексической сочетаемости фра­зеологизма.

Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки.

Произошло смешение (контаминация — приведение в соприкосновение, смешение) двух устойчивых оборотов: играет роль и имеет значение.

Можно сказать: вопросы имеют большое значение... или вопросы играют большую роль.

 

КЛИШЕ И ШТАМПЫ

У Корнея Чуковского есть великолепная книга о рус­ском языке "Живой как жизнь". Вот небольшой отрывок из нее.

"Я слышал своими ушами, как некий посетитель ре­сторана, желая заказать себе свиную котлету, сказал офи­цианту без тени улыбки:

— А теперь заострим вопрос на мясе.

И как один дачник во время прогулки в лесу заботли­во спросил у жены:

— Тебя не лимитирует плащ?

Обратившись ко мне, он тут же сообщил не без гор­дости:

— Мы с женой никогда не конфликтуем!

Причем я почувствовал, что он гордится не только от­личной женой, но и тем, что ему доступны такие слова, как "конфликтовать", "лимитировать".

Мы познакомились. Оказалось, что он ветеринар, зоо­техник и что под Харьковом у него есть не то огород, не то сад, в котором он очень любит возиться, но служба отвлекает его.

— Фактор времени... Ничего не поделаешь! — снова щегольнул он "культурностью" своего языка.

В поезде молодая женщина, разговорившись со мной, расхваливала свой дом в подмосковном селе:

— Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив!

Как бы ни были различны эти люди, их объединяет одно: все они считают правилом хорошего тона возмож­но чаще вводить в свою речь (даже во время разговора

друг с другом) слова и обороты канцелярских бумаг, цир­куляров, протоколов, докладов, донесений и рапортов".

К. Чуковский назвал речь, насыщенную канцеляриз­мами, канцеляритом — как болезнь (ср. ларингит, брон­хит, колит).

Канцеляризмы — слова и выражения, употребление ко­торых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами.

Смотрите сами:

Специалисты колхозов мало уделяют внимания борьбе с сорной растительностью.

Имеет место отсутствие запасных частей.

Простои рабочих мест имели место из-за необеспеченно­сти металлом.

На заводе проводится большая работа по линии профорга­низации.

Штампы — это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже це­лые предложения, которые возникают как новые, стили­стически выразительные речевые средства, но в резуль­тате слишком частого употребления утрачивают первона­чальную образность.

При голосовании поднялся лес рук.

Разновидностью штампов являются, как уже гово­рили, канцеляризмы, а также универсальные сло -ва. Это слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т. д. Обычно универсальные слова сопро­вождаются трафаретными привесками, которые К. И. Былинский назвал словами-спутниками или пар­ными словами: работа — повседневная, уровень — высо­кий, поддержка — горячая.

Многочисленны публицистические штампы ( тружени­ки полей, город на Волге), литературоведческие (волнующий образ, гневный протест).

В отличие от штампов, клише — речевые стереоти­пы, готовые обороты, используемые в качестве легко вос­производимого в определенных условиях и контекстах стандарта, — являются конструктивными единицами ре­чи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику.

Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный коррес­пондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи ( Здравствуйте! Кто последний?).

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Определите значения следующих слов. Составьте сло­восочетания.

1. Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллего­рия, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассо­циация, баллотироваться, беллетристика, вираж, виртуоз, витраж, габарит, гамма, гарантия, гипотеза, глашатай, гра­вер, гравюра.

2. Дебатировать, дебют, декларация, дилемма, диле­тант, дубликат, закоснелый, закостенелый, заурядный, ими­тация, инверсия, инцидент, каламбур, кампания, кардиналь­ный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, ком­петентный, косный.

3. Ландшафт, лаконичный, лейтмотив, лексикон, луче­зарный, марево, маринист, меморандум, мемуары, ми­зерный, миссия, мораторий, мотель, нарочитый, невежа, невежда, нивелировать, нигилист.

4. Обаяние, обоняние, огульный, околица, оптимальный, ореол, осенять, оснастка, острастка, палитра, парадокс, педант, плеяда, поделка, подоплека, постскриптум, пре­емник, прецедент, приоритет, прозорливый.

5. Расселина, расщелина, ратификация, скрупулезный, титульный, фиктивный, фимиам, форсировать, форум, ще­петильный, эквивалент, экскурс, экслибрис, экспромт, эс­тетика, этика, эффективный, эффектный.

 

Задание2

Правильно ли употреблены слова иноязычного происхож­дения в приведенных ниже предложениях? Исправьте пред­ложения, в которых допущены ошибки.

1. Для свободных игр выносим на площадку много раз­личных атрибутов: вожжи, санки, шапочки. 2. Обилие ак­сессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от глав­ного. 3. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 4. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни группы. 5. Важным фактором хорошего качест­ва знаний являются систематические занятия.

Задание 3

Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреб­лением."

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются полити­кой. 3. Ученики пристально слушали выступление артиста.

4. Но перед тем, как использовать материал и легко виб­рировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове.

5. Идея этого произведения заключается в призыве к рус­ским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Все это и рисует представление о "Слове о полку Игореве". 7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объясне­ние. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступаю­щему. 9. "Гранатовый браслет" — одно из самых подтвер­ждающих произведений Куприна.

 

Задание 4

Укажите, в каких примерах ошибка связана с непонима­нием значения слова, в каких — с неправомерным расшире­нием или сужением его значения.

1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 2. Любовь поэта к Родине часто воз­рождала его от упаднических настроений. 3. "Слово о пол­ку Игореве" до сих пор привлекает внимание современ­ников. 4. Перед началом учебы я обратно прочел расска­зы А. П. Чехова. 5. Докладчики обычно фигурируют таки­ми выражениями, как "имеет место", "оказывает помощь" и т. п.

 

Задание 5

Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвле­ченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь ми­молетным видением. 2. В Риге выявлен притон наркома­нии. 3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. 4. Чем отличается холерик от дру­гих типов нервной деятельности? 5. Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышскоязычного населения. 6. В парке стоит архитекту­ра. 7. Почти все изделия безымянны, только немногие име­ют авторство. 8. Павел — в первых рядах строительства узкоколейки.

 

Задание 6

С данными словами-паронимами составьте словосоче­тания.

1. Бережный — бережливый, бракованный — браковоч­ный, веский — весомый, выборный — выборочный, гнез­до — гнездовье, драматический — драматичный, жилищ­ный — жилой, задерживать —сдерживать.

2. Изготовить — приготовить, мифический — мифо­логический, основание— обоснование, особый-— осо­бенный, подменить — заменить, представить — предо­ставить, романтичный— романтический, эффектный — эффективный.

Задание 7

Объясните различия между приведенными паронимами, составьте предложения с каждым из них.

1. Факт — фактор, проблемный — проблематичный, стилевой— стилистический, сытый— сытный, методич­ный — методический, статичный — статический, коман­дированный — командировочный, одеть — надеть, це­лый — цельный.

2. Абонент — абонемент, боязно — боязливо, непри­глядный — непроглядный, осудить — обсудить, цветной — цветовой, фасонный — фасонистый, нетерпимый — нестер­пимый, личный — личностный, глинистый — глиняный.

3. Отборный — отборочный, логический — логичный, геройский — героический, усвоить — освоить, неизмери­мый — несоизмеримый, натуральный — натуралистический, пустой — пустынный, типичный — типовой, человечный — человеческий.

 

Задание 8

Из предыдущего задания выберите слова-паронимы, ко­торые в некоторых своих значениях могут выступать как си­нонимы.

Например: Жесткий мороз — жестокий мороз.

Задание 9

Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.

Дипломат — дипломант — дипломник.

Цветистый — цветной — цветовой — цветочный — цве­тастый.

 

Задание 10

Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова.


1. Авантюрный —

венец —

доходный —

 иронический —

болотный —

грецкий —

злой-

искусно —

2. Каменистый —

опечатка —

сталагмит —

удачливый —

классный —

поступок -

трагический –

 явно- -


 

Задание 11

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-па­ронимы представить — предоставить.

1. Мне... квартиру (дали, выделили).

2.... вам самим решать такие вопросы (даю возмож­ность решить).

3. Нужно срочно... отчет о работе (дать, вручить...).

4.... вам моего друга (знакомлю).

5. Отца... к ордену (наградили).

6. Все меня... чудаком (считают, называют).

7. Фильм был...на фестивале (показан).

8. Актер умел... пение соловья (копировать).

9. Этот дом... собой небольшой замок (является).

 

Задание 12

Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочета­емости с паронимами масленый — масляный.

Бак, бумага, взгляд, глаза, голос, запах, картина, кра­ска, лак, лампа, лицо, лужа, пейзаж, пленка, полотенце, портрет, пятно, речь, руки, слова, улыбка.

 

Задание 13

Выберите из приведенных паронимов тот, который необ­ходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал — стал) вопрос... 2. Отчет (пред­ставляется — предоставляется) в двух экземплярах. 3. Ак­тер играл (главную— заглавную) роль. 4. Девочка (оде-па — надела) маскарадный костюм. S. Учитель (провел — произвел) опрос учащихся.

 

Задание 14

Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый ма­териал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. А1еня привлекли ранние романические произведения А. С. Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрите­лей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Гпавное для писателя — душевный мир человека. 7. Он давно мечтал о заглавной роли в "Преступлении и наказа­нии". 8. Она пришла в цветистом платье. 9. Командировоч­ному пришлось долго ждать оформления документов. 10. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

Задание 15

Укажите случаи нарушения традиционной контекстно-лек­сической сочетаемости.

1. Автор учебника, автор платья, автор концерта, автор урока, автор гарнитура, автор скандала, автор произведе­ния.

2. Снизить количество изделий, снизить учебу, снизить успеваемость, снизить запросы, снизить требования.

Задание 16

В приведенных предложениях нарушены границы лексиче­ской сочетаемости. Устраните этот недочет.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет по­ложительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количе­ство заданий было выполнено. 6. Особенный интерес уче­ники проявили к выставке школьных поделок.

Задание 17

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания ис­тинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное — невероятное, большая или меньшая по­ловина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спи­ной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, Отмен­ный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

 

Задание 1 8

Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) ко­торых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здо­ровье, силы.

1. Одержать успехи = Оказать внимание =

• Поставить вечер, концерт = Потерпеть потери = Поднять тост = Играть значение = Оказать вред =

2. Брать, взять ставку на что-нибудь = Занять звание чемпиона = Защитить степень = Производить воздействие = Возглавить идеи = Выполнение мечты =

Давать намек =

 Задание 1 9

Укажите ошибки, связанные с незнанием сочетаемости значений слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть "Поединок" Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии. 3. "Слово о полку Игореве" поймет каждый человек, ко­торый подлинно любит свою Родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразны й культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедно­сти. 6. в образе Игоря ("Слово о полку Игореве") отлича­ется беззаветная храбрость, воинский пыл. 7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал свое кредо.

Задание 20

Правильно сочетайте прилагательные с заключенными в скобки существительными.

Единый, один (момент, миг);

карий, коричневый (глаза, костюм);

крепкий, сильный (дружба, впечатление);

тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание);

истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправ­ский (друг, человек, аметист, документ, охотник).

Задание 21

Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными.

Принять, предпринять (исследование, решение); повысить, усилить (внимание, интерес); исправить, устранить (ошибки, недочеты); основать, обосновать (теорема, теория).

Задание 22

Дайте стилистическую характеристику слов, входящих в синонимический ряд, отметьте смысловые различия.

1. Воспоминания, мемуары, записки.

2. Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги).

3. Жаркий, знойный, горячий, палящий, жгучий.

4. Невзрачный, неприглядный, незаметный, непримет­ный, непримечательный, непрезентабельный, невидный, не­казистый, плюгавый.

5. Теперь, сейчас, нынче, иначе.

6. Следовательно, итак, таким образом, стало быть, ста­ло, значит, выходит, следственно.

Задание 23

Составьте с приведенными ниже синонимами словосоче­тания, в которых реализовались бы стилистические и смысло­вые особенности, отличающие их друг от друга.

1. Особа, персона, лицо, фигура, птица.

2. Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.

3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленитель­ный, обворожительный, чарующий.

4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.

5. Удивительный, изумительный, поразительный, див­ный, чудный.

Задание 24

Составьте небольшой рассказ, в который вошли бы пред­ложенные синонимы.

Красный, алый, пунцовый, рдяный, кровавый, кумачо­вый, карминный, киноварный, рубиновый (рубинный), гра­натовый, червонный, шарлаховый.

Задание 25

С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилисти­ческие различия.

1. Натуральный — естественный, фальшивый — искус-ственный, вакуум — пустота, антагонистический — враж­дебный, вибрировать — дрожать, дискутировать — спорить.

2. Демонстрировать — показывать, дистанция — рассто­яние, оптимистический — жизнерадостный, индифферен­тный — равнодушный, монолитный — единый.

Задание 24

С-помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

1. Что общего между словами рынок и базар1. Чем они различаются?

2. В каких- случаях следует употребить слово есть, а в каких— кушать! Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?

3. Как правильно: Мой отец — по профессии тера­певт, а по специальности врач или Мой отец — по про­фессии врач, а по специальности терапевт?

4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не с могу к тебе прийти? Чем различаются глаголы суметь и смочь, зайти и прийти?

5. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама?

6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом обя­зательно пойдем а кино?

7. Можно ли так сказать: В нескольких городских шко­лах педагоги иностранных языков организовали клу­бы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?

8. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинник и новорожденный! Кто такой юбиляр?

Задание 27

Определите, каким синонимом следует заменить выде­ленное и почему.

1. Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу. 2. Ученики малость переигрывают в новом спектакле. 3. Я уже давно не к у ш аю в этой сто­ловой. 4. Я мыслю.что сдам экзамены. 5. Учитель лите­ратуры поведал о жизни и творчестве писателя.

Задание 28

В приведенных синонимических рядах выделите нейтраль­ные, книжные, разговорные, а также просторечные слова.

Употребите их в предложениях соответствующей стилистиче­ской окраски. Где можете, продолжите синонимический ряд.

1. Глаза — очи — гляделки —...

2. Обманывать— морочить— околпачивать...

3. Есть — кушать — уплетать -...

4. Вздор — ерунда — чепуха —...

5. Ругать — бранить — костерить —...

Задание 29

Найдите ошибки в употреблении выделенных многознач­ных слов и омонимов. Исправьте текст.

1. После тяжелого приступа больной начал отходить.

2. Проблемам словообразования посвящена настоя­щая статья.

3. Врач обошел седьмую палату.

4. Доктор решил это лекарство оставить.

5. Обстановка выглядит мрачной.

Задание 30

Составьте предложения, в которых бы реализовывались различные значения многозначных слов.

1. Брать:

— принимать в руки, схватывать руками (зубами, щип­цами);

— уносить, увозить, уводить (с собой);

— принимать (обычно с какой-либо целью, обязатель­ством);

— получать в свое обладание, пользование;

— взимать, взыскивать;

— добывать;

— завладевать кем-, чем-либо; захватывать;

— овладевать, охватывать (перен.);

— преодолевать;

— отнимать, поглощать, требовать;

— производить, оказывать на что-либо действие, свой­ственное тому или иному орудию, средству (чаще с отри­цанием).

2. Дама:

— женщина, принадлежащая к состоятельному или ин­теллигентному кругу (устар.);

— замужняя женщина в отличие от барышни, девушки;

— женщина или девушка, танцующая в паре с кавалером;

— третья по старшинству игральная карта с изображе­нием женщины.

3. Дух:

— психические способности, сознание, мышление;

— внутреннее состояние, моральная сила человека, кол­лектива;

— основное направление, характерные свойства, сущ­ность чего-либо;

— по мифологическим и религиозным представлени­ям: бесплотное, сверхъестественное существо (доброе или злое)', принимающее участие в жизни природы и человека;

— дыхание (обычно в устойчивых сочетаниях);

— воздух;

— залах, аромат.

Задание 31

Прочтите статью Н. Г. Чаусовой "Об истории омонимов: мандарин". Ответьте на вопрос: как возникают омонимы?

В русском языке, как и во многих языках, есть слова, совпадающие по форме, но совершенно различные по зна­чению, — омонимы. Как возникают омонимы! Существует множество причин.

Омонимы могут возникнуть при случайном совпадении по форме совершенно разных слов, например при заим­ствовании из разных языков (гриф 'птица' из греческого языка, гриф 'печать'— из французского), или же при совпадении заимствованного слова с исконно русским (балка 'овраг'—исконное, б а л к а 'брус, бревно' — из немецкого языка).

Омонимы могут также возникать при совпадении по фор­ме исконных слов в результате изменения их звукового состава, словообразовательных процессов. Так, известное у всех славян слово рысь 'хищное животное семейства кошачьих', производное от рысый, рысавый 'рыжий', совпало с собственно русским рысь 'быстрый аллюр (средний между галопом и шагом), при котором лошадь попеременно выносит то правую переднюю и левую за­днюю, то левую переднюю и правую заднюю ноги'.

Однако омонимы чаще возникают не при совпадении разных слов, а при расхождении значений одного слова. В этом случае общность формы омонимов не является слу­чайной, она свидетельствует о некогда существовавших свя­зях между их значениями. Этимология и историческая лек­сикология позволяют обнаружить утраченные связи меж­ду значениями слов, а также выявить причину их утраты.

...Попробуем определить, почему совершенно разные предметы получили одно название, например мандарин 'чиновник в феодальном Китае' и мандарин 'плодовое цитрусовое дерево, а также его плоды'.

Прежде всего, следует отметить, что оба омонима ино­язычного происхождения. В русский язык они вошли в раз­ное время. Мандарин 'китайский чиновник' отмечается в XVII веке: "...сидят мандарины, а сидят всякий по чину своем" (Спафарий. Китай. 1678). Это слово заимствовано из португальского языка, где оно возникло в XVI веке. Португальское mandarin (в некоторых источниках — mandarim) 'советник' образовано от mantras 'совет'. Ха­рактерно, что мандаринами называли чиновников Китая только европейцы. Сами китайские чиновники именовали себя по-другому — кап (или kwan). К тому же кап в китай­ском языке обозначает и сорт апельсинов.

Чаще всего в западноевропейских и славянских этимо­логических словарях мандарин 'цитрусовое дерево и его плод' объясняется как производное от мандарин 'китайский чиновник'. Приводятся различные признаки, по­ложенные в основу такого переноса наименования. Расте­ние могло быть названо мандарин, потому что, во-пер­вых, китайские чиновники (мандарины) занимались разве­дением этого вида цитрусовых; во-вторых, одежды китай­ских чиновников сходны по цвету с этим плодом; в-третьих, возможно, европейцы усмотрели внешнее сходство пло­дов с желтолицыми китайскими чиновниками.

Во всех случаях бесспорным признается китайское происхождение названия этого вида цитрусовых. Одна­ко при этом без объяснения остается факт, что слово мандарин 'плод' появляется в европейских языках поч­ти на 200 лет позже, чем мандарин 'китайский санов­ник': впервые фиксируется в конце третьей четверти XVIII века, в английском языке отмечается с XIX века.

В русском языке слово мандарин 'плод' появляет­ся не раньше конца XVIII века, когда в Петербурге и близлежащих имениях большое распространение полу­чили оранжереи, где выращивались диковинные замор­ские фрукты, в том числе мандарины.

Задание 32

Пользуясь словарями, определите происхождение и зна­чение слов-омонимов.

1. Брак, дробь, лайка, очки, тромб, шайка.

2. Бурак, диван, лава, мина, панама, тур.

3. Новелла, голубец, глупыш, овсянка, око, парадокс.

Задание 33

Определите значения данных омонимов (омофонов и омо­графов), составьте с ними словосочетания, t. Компания— кампания.

2. Колос — колосс.

3. Адаптировать — адоптировать.

Задание 34

Найдите в приведенных примерах слова, имеющие омо­нимы; определите их вид и значение.

1. Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар (А. Пушкин).

2. Я к вам пишу, случайно, право,

Не знаю как и для чего (М. Лермонтов).

3. Свободы захотели! А разве нет ее!

(И звучат не слишком бодро голоса: "Есть!)

Есть!"... (Евг. Евтушенко).

4. Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили! куда! Ладно ль за морем иль худо!

И какое в свете чудо! (А. Пушкин).

Задание 35

Употребите следующие слова в контекстах и определите явление, которое они иллюстрируют.

1. Простой, стекло, напасть, три, течь.

2. Стать, сорок, вина, семью, дали.

 3аданиеЗ6

Прочтите статью С. А. Пугача "Тавтология как средство выразительности". Ответьте на вопрос: в каких случаях тав­тология является речевым недостатком, в каких — средст­вом смысловой и эмоциональной выразительности?

Термин "тавтология" (греч. taufo - 'то же самое' и logos -'слово') давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, "Сло­варь лингвистических терминов" О. С. Ахмановой рассмат­ривает тавтологию только как неоправданную избыточностьречи, то "Краткая литературная энциклопедия" и энцикло­педия "Русский язык" видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный прием вырази­тельности

...И в устном, и в письменном изложении нередко встре­чаются излишние употребления, ничем не обогащающие ни мысли, ни чувства, например: В результате анализа получены новые ре зу л ьт ат ы; Люди т ру д ят с я с тру­довым подъемом; Это ему приснилось во с не; Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку; В своей автобиографии он пишет (первая часть слова "авто-" как раз и обозначает "свой"); Продолжается процесс развития растений (в слове "развитие" уже заключена идея процесса); Посмотрите прейскурант цен (ино­язычное "прейскурант" — это и есть перечень цен). Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью, незна­нием значения слова или невнимательностью.

И все-таки нет оснований для вывода, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа. Не случайно стали норма­тивными сочетания типа б е л о е белье, черные чер­нила, информационное сообщение, реаль­ная действительность, в которых смысловая избы­точность уже не чувствуется.

Славянское, в том числе и русское, народное творчест­во изобилует тавтологическими формами речи: клич кликать, горе горевать, диво дивное, суе­та сует, видимо-невидимо, один-одинеше­нек, жить-поживать, грусть-тоска, поить-кормить. Они закрепились в качестве нормативных лек­сических единиц, смысловая избыточность которых ней­трализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с дет­ства типичный компонент речевого стиля сказок: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делает­ся". Многие из таких выражений стали устойчивыми рече­ниями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше; дружба дружбой, а служба службой.

Тавтология в языке писателей, публицистов, ораторов, как правило, обусловлена контекстом. Это не механиче­ское повторение, не простое дублирование уже выражен­ного понятия...

Существенный признак тавтологии — повторяемость слов для обозначения одного и того же понятия — обусловил ее объем и структурное разнообразие. Ядро тавтологии составляют однокоренные слова и разные грамматические формы одного и того же слова: думу думать, день-деньской. Характерны именные и глагольные сочетания с творительным падежом: туча тучей, ходить хо-д у но м; с так называемым вторым именительным: закон есть закон; именные сочетания с тавтологическим эпи­тетом: д а л ь н я я даль, горе г о р ь к о е. К этому яв­лению относятся и повторы: "Я остановился в гости­нице, где останавливаются все проезжие..." (Лер­монтов). Слова, составляющие тавтологию, нередко обозна­чают разные понятия, что приглушает тавтологичность: "Пахло свежестью, пахло ночными цветами, пахло чуть влажной землей" (Балашов).

Тавтология лежит в основе ряда стилистических фи­гур, то есть оборотов речи, предназначенных для уси­ления ее выразительности. Это— удвоение: "Еду, еду — следу нету" (загадка); анафора (единоначатие): "В думах моих я все земли прошел, все моря пере­плыл, в думах моих я все грехи изведал..." (Горь­кий); эпифора (повторение конечных элементов выска­зывания): "Мне бы хотелось знать, отчего я титуляр­ный советник? Почему именно титулярный со­ветник!"(Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): "Мозг класса, дело клас­са, слава класса" (Маяковский); обрамление (слово-расположение, создающее замкнутость высказывания): "...но собеседники все к у р и л и и разговаривали, разговаривали и курили" (Л. Толстой).

Тавтология встречается в различных стилях речи, но осо­бенно часто в языке художественной литературы и публи­цистики, где ей принадлежат многообразные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции. Отметим важней­шие из них:

— усиление смысловой значительности и убедительно­сти высказывания, выделение той или иной детали описа­ния: "Какая громадная, многовековая подготовительная ра­бота была нужна для того, чтобы выработать такие на вид простые приемы исследования..." (Вересаев);

— обозначение длительности или интенсивности дейст­вия: "Ш ли, шли, надо и про ночлег подумать" (Белов);

— подчеркивание или уточнение признака предмета:

"...солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, из­мученный на измученной лошади" (Лермонтов);

— обозначение большого количества или массы пред­метов: "И в ту же минуту по улицам курьеры, курье­ры, курьеры... можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров" (Гоголь);

— привлечение внимания к произведениям, газетным статьям благодаря их названиям, заголовкам: "Д и во див­ное", "Когда беспокоит спокойствие";

— усиление эмоциональности, патетичности речи: "Дымом дымится под тобою дорога, гремят мос­ты" (Гоголь);

— создание каламбуров, вызывающих комическое впе­чатление: "Позвольте вам этого не позволить, — ска­зал Манилов с улыбкою" (Гоголь);

— средство связи частей текста в описаниях, рассужде­ниях, монологах, в публицистической и ораторской речи и одновременно выделение важного понятия или целой мыс­ли: "П о ложи м, я вызову на дуэль, — продолжал про себя Алексей Александрович, и, живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает, — положим, я вызову его на дуэль. Положим, меня научат..." (Л. Толстой).

Итак, тавтология — сложное, противоречивое по содер­жанию и разнообразное по структуре явление. Роль ее в языке определяется принятым употреблением, необходи­мостью в контексте, а также индивидуальным вкусом и ма­стерством автора. Неоправданное повторение слов и форм — это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи, целенаправленное же повторение — средство смысловой и эмоциональной выразительности.

Задание 37

Найдите в художественной литературе примеры тавтоло­гии, имеющей разные смысловые и эмоционально-экспрес­сивные функции.

Задание 3 8

Определите стилистическую функцию тавтологических со­четаний.

1. Знать не знаю, ведать не ведаю (фолькл.). 2. Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов). 3. И устарела старина, и старым бредит новизна (А. Пушкин). 4. Вернулся он домой туча-тучей (М. Алексеев). 5. Я боль­ше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (Б. Пастернак).

Задание 39

Найдите в текстах тавтологические сочетания, определите их смысловые и эмоционально-экспрессивные функции.

1. Грусть-тоска меня съедает; Чудо чудное завесть

Мне б хотелось (А. Пушкин).

2. И царица у окна Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи... (А. Пушкин).

3. Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон (А. Пушкин).

4. Трое суток было слышно, как в дороге скучной,

долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский).

5. Я жду... Соловьиное эхо Несется с блестящей реки. Трава при луне а бриллиантах, На тмине горят светляки.

Я жду... Темно-синее небо И в мелких и в крупных звездах, Я слышу биение сердца И трепет в руках и ногах.

Я жду... Вот повеяло с юга; Тепло мне стоять и идти; Заезда покатилась на запад... Прости, золотая, прости! (А. Фет).

6....В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (А. Фет).

7. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад. Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят (А. Фет).

8. Без вины виноватые (А. Островский).

9. И это нисколько не удивительно, а удивитель


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.234 с.