Повреждение ,порча ,бой груза –что делать перевозчику? — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Повреждение ,порча ,бой груза –что делать перевозчику?

2020-10-20 131
Повреждение ,порча ,бой груза –что делать перевозчику? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При порче груза в автоперевозках действует так называемая презумпция вины перевозчика. Это означает, что перевозчик должен доказывать, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5 ст.34 УАТиГНЭТ). Совокупность доказательств для каждого конкретного случая различается и зависит от ситуации и обстоятельств, при которых произошло повреждение перевозимого груза. Так, при механическом повреждении коробов или паллет с грузом, можно ссылаться на пункты 50 и 51 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 15.04.2011 № 272), при внутритарном повреждении груза (например, если из неплотно закрытых бутылей разлилось растительное масло) следует особое внимание уделить состоянию пломб и целостности кузова транспортного средства. Запись о состоянии пломб и кузова автомобиля необходимо сделать во всех экземплярах акта о порче груза, а также во всех экземплярах транспортных и (или) товарно-транспортных накладных.

В любом случае, при обнаружении боя или порчи груза получатель обязан составить соответствующий акт (часть “в”, пункт 79 Правил перевозки грузов). Требования к содержанию акта устанавливаются пунктом 82 Правил перевозки грузов. Акт о порче или бое груза должен содержать:

а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) описание и фактический размер испорченного или разбитого груза;

Кроме того, в соответствии с пунктом 83 ППГАТ, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя, а в транспортной накладной (или в заказ-наряде, если заключался договор фрахтования), путевом листе и сопроводительной ведомости должны быть сделаны отметки о составлении акта.

 

Повреждение груза в результате ДТП.

В случае, если бой (повреждение) груза произошло в результате дорожно-транспортного происшествия, ответственность за несохранность перевозимого груза несёт перевозчик, даже если вина водителя транспортного средства — участника ДТП — отсутствовала. Это утверждение часто становится предметом дискуссий перевозчиков.

Между тем, чтобы понять почему за повреждение груза в результате дорожно-транспортного происшествия отвечает перевозчик, независимо от наличия или отсутствие его вины в ДТП, стоит принять сторону грузовладельца, который доверил перевозчику произвести доставку груза. Логично предположить, что если грузовладелец понёс определённые убытки, связанные с повреждением или боем груза, в которых он не виноват, так как надлежащим образом подготовил груз к перевозке и разместил его в транспортном средстве таким образом, чтобы исключить его повреждение в ходе перевозки, то он захочет причинённые убытки возместить за счёт другой стороны договора перевозки.

Суды исходят из того, что вина перевозчика за повреждение, бой и недостачу груза презюмируется (является заранее установленной) и что бремя доказывания отсутствия вины в порче груза целиком и полностью ложится на перевозчика. При этом ДТП, внезапные возгорания автомобиля в ходе перевозки и прочее не являются обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности. Подробнее об этом можно прочитать в Определении Верховного суда РФ от 2 апреля 2015 г. по делу № А40-80408/2013 и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14316/11 от 20 марта 2012 года.

Договорная ответственность перевозчика.

Многие перевозчики не уделяют должного внимания условиям подписываемых договоров. К примеру, во многих договорах устанавливается обязанность перевозчика контролировать качество упаковки и состояние принимаемого к перевозке груза, его размещение и крепление в кузове транспортного средства на предмет соблюдения требований безопасности перевозимого груза.

Хотелось бы отметить, что в большинстве случаев суды принимают сторону грузовладельца или диспетчера, если в договоре имеются подобные пункты, несмотря на то, что положения пунктов 50, 51 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 являются по сути императивными. Судьи в этом случае опираются на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 "О свободе договора и её пределах", в частности, на выводы, сделанные в пункте 4: "Если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 настоящего постановления, она должна рассматриваться как диспозитивная. В таком случае отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ".

Из этого можно сделать важный вывод: перевозчику следует внимательно читать предлагаемый ему договор, а в идеале — работать на условиях своего договора, составленного таким образом, чтобы его положения были паритетными для обеих сторон.

 

Право грузовладельца передать перевозчику поврежденный груз.

В случае возмещения перевозчиком стоимости поврежденного или испорченного груза возникает вопрос: должны ли ему передать этот груз, за который он заплатил? Логика перевозчика в этом случае такова — я заплатил за эту вещь, следовательно, могу забрать ее себе. Однако, такие размышления неверны в своей основе.

Возместить стоимость поврежденного груза перевозчик обязан, так как возмещение ущерба есть мера гражданско-правовой ответственности. Обязанность перевозчика возместить причиненный ущерб установлена законодательством (ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ); при этом никаких прав на поврежденный груз он не получает. Одновременно с этом законодательство РФ не предусматривает обязанность грузополучателя передать перевозчику поврежденный груз, стоимость которого он возместил.

Переход вещи (вещей) во владение другого лица допускается в результате исполнения сделки — купли-продажи, поставки, дарения и т. п., поэтому о том, что перевозчику будет передан поврежденный или испорченный груз, можно договориться и закрепить достигнутую договоренность в письменном виде. Договориться можно в любой момент — как до перевозки (самый логичный вариант — урегулировать этот вопрос в договоре перевозки), так и после выявления факта повреждения груза.

Что делать если произошло повреждение груза при перевозке?

При обнаружении порчи или боя груза при перевозке лучше всего будет посоветоваться с юристом. Крайне важно, чтобы размер ответственности перевозчика за порчу груза был установлен правильно, ведь не секрет, что часто грузовладельцы пытаются “повесить” на перевозчика не только фактически причинённые убытки, вызванные повреждением груза при перевозке, но и необоснованно, искусственно завысить размер этих убытков. К примеру, при повреждении упаковки перевозчику предъявляют к возмещению стоимость груза, находящегося в этой упаковке, что, конечно же, не правильно.

Не стоит откладывать консультацию до того момента, когда в ваш адрес будет направлена претензия или судебный иск по поводу возмещения ущерба за повреждение или порчу груза. Чем раньше Вы обратитесь за консультацией, тем меньше шансов, что вы понесёте лишние затраты. Оптимальное время для обращения за консультацией — сразу после обнаружения порчи, боя или повреждения груза, до составления акта. Если дело дойдёт до суда, то вы можете смело обращаться за защитой своих прав.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.