Боевой деятельности военнослужащих в рукопашном бою — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Боевой деятельности военнослужащих в рукопашном бою

2020-10-20 206
Боевой деятельности военнослужащих в рукопашном бою 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Стихия войны,— говорил В. И. Ленин, — есть опас­ность»*. Опасность в бою вызывает у военнослужащих раз­нообразные чувства и состояния.

На военнослужащего в бою одновременно воздействуют приказ командира, сознание долга, стремление к победе, препятствия, возникшие на пути к достижению ее, и ин­стинкт самосохранения. Все перечисленные факторы в це­лом и каждый в отдельности будут вызывать противоречи­вые чувства и действия. Рукопашный бой требует от лич­ного состава предельной отдачи сил, решительных самосто­ятельных действий, преодоления больших трудностей. На­ряду с этим готовность к успешным действиям в рукопаш­ном бою в реальной боевой обстановке предопределяет стремление сблизиться с противником, поразить его, чув­ствуя свое превосходство и уверенность в победе.

В опасной обстановке рукопашного боя военнослужаще­му необходимо, прежде всего, оценивать обстановку и стре­миться к принятию правильного решения, т. е. уметь уп­равлять своим поведением.

Оценка обстановки и принятие того или иного решения — это не просто мышление, это сложная психическая дея­тельность, определяемая направленностью личности, ее характером, способностями, мышлением, чувствами, волей, знаниями, обученностью и т. п.

Мы уже указывали, что в бою на военнослужащего од­новременно воздействуют приказ командира и сознание опасности. Приказ приобретает наибольшую силу тогда, ко­гда мотив деятельности военнослужащего совпадает с це­лями поставленной задачи. В этом случае действия воен­нослужащего должны отличаться самоотверженностью, ак­тивностью и инициативой.

В рукопашном бою военнослужащий действует или ак­тивно осмысленно, или импульсивно. В первом случае он как бы стоит над ситуацией, во втором — его поведение обусловливается ею. С усилением опасности ситуа­ций общественная (социальная) обусловленность поведения будет переключаться на личный его опыт, и может насту­пить момент, когда поведение станет мало управляемым. Эта тенденция проявляется сильнее тогда, когда условно-рефлекторные связи сформированы в условиях, не схожих с условиями боевой деятельности.

Опасная обстановка боя способна активизировать у во­еннослужащих инстинкт самосохранения, оборонительную потребность. Прежде всего, это выражается в испуге (осо­бенно, если нападение противника произошло внезапно), ко­торый затормаживает социальные поведенческие реакции, вызывает склонность к немотивированным малоцелесообразным действиям или оцепенению, что в условиях руко­пашного боя военнослужащим может стоить жизни. Испуг в зависимости от дальнейшего развития опасной ситуации иногда переходит в страх, ужас или панику.

Страх — тревожное состояние, характеризуемое чув­ством растерянности, понижением устойчивости психиче­ских процессов, падения критичности мышления.

Ужас — наиболее сильная биологическая реакция пси­хики на ситуацию опасности, в результате которой проис­ходит подавление сознательного мышления по механизму резко выраженной отрицательной индукции от какого-то эмоционально окрашенного очага возбуждения.

Паника — это временное состояние гипертрофирован­ного страха, предопределяющего неуправляемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, неспособ­ностью реагировать на призывы к сознанию, чувству долга и чести. В основе паники лежит переживание беспомощности перед реальной или мнимой (воображаемой) опасно­стью, стремление любым путем уйти от нее и не бороть­ся с нею. Психофизиологический механизм паники заклю­чается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознатель­ной активности. В итоге — неадекватность мышления и вос­приятия, гиперболизация опасности («у страха глаза велики»). Кроме того, в условиях паники резко повышается внушаемость, падает критичность мыслительных процессов при нарушении управления со стороны руководства резко возрастает уязвимость от воздействий паникеров.

Возникновение у военнослужащих страха, ужаса, пани­ки зависит главным образом от личного и социального опыта. Эти формы реакции на опасность отрицательно сказы­ваются на боевой деятельности военнослужащего и особен­но в рукопашном бою.

Внутреннее напряжение у эмоционально неустойчивых военнослужащих (часто у молодых) может также перехо­дить в состояние напряженности как временного пониже­ния устойчивости психических и психомоторных процессов, физиологическим механизмом которого является или пассивно-оборонительный рефлекс, или неадекватные (гипобулические) реакции. Напряженность проявляется: в скован­ности позы: в определенной мимике или в необоснованно резких и некоординированных движениях, в нецелесооб­разных обстановке действиях, иногда реверсивных (например, «действия наоборот»); в психических нарушениях (сужении объема внимания, затруднении его распределения и переключения, забывании приемов и действий, явно оши­бочной оценке ситуации, замедленном принятии решений вплоть до полного ступора и др.). В состоянии напряженно­сти проявляется неспособность человека владеть своими эмоциями, что, в частности, отрицательно сказывается на действиях воина и в рукопашном бою.

Поведение воина в опасной ситуации регулируется не только перечисленными выше астеническими эмоциями. Опасность вызывает и стеническое боевое возбужде­ние, состояние боевой готовности, связанное с активной сознательной деятельностью, стремлением к достижению цели, преодолением страха. Боевое возбуждение определя­ется психическими процессами, в которых концентрирован­но выражаются идейная убежденность, нравственные чув­ства, мастерство, опыт, умственные и волевые качества. Чувство долга, гнев, радость победы и горечь поражения, ненависть к врагу, взаимопомощь товарищу, страх и воз­буждение — все это окрашивает боевую деятельность воен­нослужащего в рукопашном бою.

В условиях правильно организованного воспитания, пси­хологической подготовки к рукопашному бою у военнослу­жащих формируется бесстрашие. Страх и бесстрашие име­ют одинаковую природу развития. Сначала могут возникать психические состояния тревоги, страха, но по мере их по­вторения, проведения психологической подготовки, адапта­ции к психогенным факторам, развивается бесстрашие, ко­торое превращается в психические свойства личности. Создавая в процессе подготовки к рукопашному бою опасные ситуации, нужно учить военнослужащих выходить победи­телями при столкновении с трудностями, формировать уве­ренность в победе. Развитие психики человека — это про­цесс формирования личности (ее направленности, характе­ра, мышления, волевых проявлений и др.).

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что вы­сокий уровень развития психики и обученности военнослу­жащего, оказавшегося в опасной ситуации рукопашного боя, обеспечивает ему более адекватное поведение и дей­ствия, дает возможность победить противника. Низкий же уровень обусловливает тормозное или непроизвольное (малоадекватное, импульсивное) поведение в опасной ситуа­ции. Между этими двумя крайними уровнями может быть и ряд промежуточных позиций, на которые субъект. Ста­новится по мере адаптированности к воздействующим экс­тремальным факторам. Что же касается эффективности по­ведения в групповом рукопашном бою, то она зависит так­же от организованности и соответствующей подготовленно­сти воинского подразделения и ряда морально-политических факторов, связанных со сплоченностью данного коллектива. Можно сделать вывод также о том, что психологическая подготовленность воинов будет полностью соответствовать требованиям современного рукопашного боя, если при ее формировании воздействие учебных раздражителей будет максимально соответствовать боевой действительности ру­копашного боя (единоборствам, схваткам, действиям на поле поя).

Признаками высокого уровня развития психики воина, участвующего в рукопашном бою, являются: глубокая убежденность в своей правоте, сильная воля, высокое мас­терство, вера в победу и стремление к ее достижению. Успешно действовать в рукопашном бою позволит макси­мальная автоматизация приемов и действий, так как в этом случае умственная и сенсорная деятельность становится более устойчивой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ,


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.