Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-10-20 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. «Теории лингвистического образования педагога» как часть профессиональной подготовки бакалавра. Место дисциплины в Учебном плане факультета начального образования.
1) Понимание того, что самая ценная и практичная вещь – это правильная методология и хорошая теория определённой отрасли знания..
2) Уяснение роли языка в возникновении общества, в жизни человека, в развитии его интеллекта и культуры.
3) Осознание пользы сознательного изучения русского и иностранных языков в школе и в вузе?
2. Выявление объёма общенаучных знаний по языку, получаемых выпускниками средних общеобразовательных учебных заведений.
3. Цель и назначение новой дисциплины «Теории лингвистического образования педагога»
Вопросы и задания:
1) Представьте в виде структурно-логической схемы, что нового вы узнали из темы «Основные проблемы общего языкознания».
2) Зачем знать историю языкознания с древнейших времен по настоящее время? Какие вопросы интересовали представителей индийской, античной (греко-римской) и китайской языковых традиций?
3) Что ценного для науки содержала «Общая и рациональная грамматика» Поль-Рояля? Назовите её авторов, год публикации.
5.5. Тематика практических занятий (Темы 1 – 10)
1. Общественная сущность языка, его возникновение и развитие.
2. Зарождение науки о языке и основные этапа её развития.
3. Современное общее языкознание и множественность его направлений как отражение структурной и функциональной многогранности языка.
4. Уровневое строение языка и его системная организация.
5. Фонетический уровень (ярус) языка и его единицы. Письмо, его виды. Фонография. Транскрипция. Фонетические изменения?
6. Лексико-фразеологический уровень. Семантика и структура слова и фразеологической единицы.
|
7. Грамматический уровень (морфологический, синтаксический). Словообразование уровень как промежуточный между морфологическим и лексическим уровнями.
8. Классификации языков мира. Генеалогическая и типологическая классификации. Языки на территории России.
9. Основная проблематика общего языкознания (в 19, 20 и 21 вв.).
10. Общелингвистическая характеристика русского языка и его места среди языков мира. Сопоставление русского языка по общелингвистическим параметрам с доступными студентам национальными и иностранными языками.
Литература для подготовки и проведения практических занятий
1. Артёменко Е. Б. Сборник упражнений и заданий и контрольная работа по курсу «Введение в языкознание». – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
Введение в языкознание: Хрестоматия / Под ред. Е. А. Супруна. – Минск, 1977.
Геранина И. Н. Практические занятия по курсу «Введение в языкознание». – Пенза, 2004. – 34 с.
Геранина И. Н., Шувалов И. Ф. Введение в языкознание. – Пенза, 2004. – 40 с.
Зиндер Л. Р. Введение в языкознание. Сборник задач. – М., 1987.
Калабина С. И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». 2-е изд. М., 1985.
Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание. – М.: Флинта – Наука, 2000
Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по «Введению в языкознание». М., 1976.
Кодухов В.И. Задания по самостоятельной работе. М., 1984.
Кондрашов Н. А. и др. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1995.
Кондрашов Н. А., Копосов Л. Ф., Рупосова Л. П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – 2-е изд. – М., 1991.
Малаховский В. А. Сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание». – М.: Учпедгиз, 1960. Самара: СГПУ, 2008?
Мурат В. П. Введение в языкознание. Методические указания. – 6-е изд. – М., 1988.
Норман Б. Ю. Сборник задач по введению в языкознание. – Минск, 1989.
Норман Б. Ю., Павленко Н. А. Введение в языкознание. Хрестоматия. – 2-е изд. – Минск.
|
Панов А. Е. Введение в языкознание. Контрольная работа, задания и методические указания к самостоятельной работе. – М., 1984.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 2006
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976.
Успенский Л. В. Имя дома твоего. (Любое издание.)
Успенский Л. В. Слово о словах. – Л.: Детгиз, 1956. – 312 с.
Успенский Л. В. Ты и твоё имя. – Л.: Детская литература, 1960к практическим занятиям и контрольным работам по «Введению в языкознание». М., 1976.
5.6. Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория лингвистического образования педагога»
1. Предмет языкознания. Практическое знание языка и научное знание. Частное и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания
2. Зарождение науки о языке и основные этапы её развития.
3. Пять периодов (включая современный) в истории научного языкознания.
4. Сравнительно-историческое языкознание как стержневое и доминирующее направление общего (ствольного) языкознания. Его научные результаты – фундамент и основа современного лингвистического образования. Крупнейшие представители этого направления: Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск, А.Х. Востоков, А. Шлейхер, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и др..
5. Характеристика современного (хронологически – пятого) этапа языкознания.
6. Множественность лингвистических направлений как стремление к всестороннему и исчерпывающему исследованию многояруской структуры языка в разных аспектах, а также с позиций разных наук.
7. Антропоцентрическая концепция как методологическая основа большинства современных направлений в изучении языка и ряда других гуманитарных наук.
8. Общественная сущность языка, его основные функции. Общенародный характер языка и его социальная дифференциация. Внешняя и внуртенняя лингвистика. Социальная лингвистика.
9.Язык и мышление, их специфика. Единство языка и мышления. Менталигистка.
10. Исторический характер развития языка. Социально-исторические типы языков. Дифференциация и интеграция как основные закономерности развития языков.
11. Структура языка. Фонетико-фонологический уровень (ярус) языка, его единицы. Три аспекта изучения звуков речи: акустический, биологический, социальный (функциональный).
|
12.Акустические свойства звуков речи. Тембр как важнейшее понятие акустики речи.
13. Устройство речевого аппарата. Артикуляционная характеристика звуков речи. Кинема. Артикуляционная база языка.
14. Принципы классификации звуков речи. Основные отличия гласных и согласных, их сравнительная характеристика.
15.Классификация гласных по ряду, подъёму, участию губ, носовой полости, длительности. Дифтонги и их разновидности.
16. Классификация согласных по месту образования (по месту артикуляции активного органа), по способу артикуляции, по твёрдости / мягкости и другим признакам.
17.Звуковые изменения звуков. Виды изменений (общая характеристика).
Позиционные изменения звуков, разновидности изменений.
18.Комбинаторные изменения звуков, разновидности этих изменений.
Учение о фонеме. Функции фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Своеобразие систем фонем в разных языках.
19. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения как показатели многоярусности и системности языковой структуры
20. Происхождение и основные этапы развития письма: пиктография, идеография, фонография. Алфавит, графика, орфография. Происхождение буквенного письма.
21. Происхождение финикийского, греческого, латинского, кириллического алфавита. Кириллица и алфавиты на её основе. Фонетическая транскрипция, её назначение.
22. Лексико-фразеологический уровень языка. Понятие о слове, словоформе, лексеме. Отличие слова (лексемы) от морфемы.
23.Лексикология как наука о всестороннем изучении словарного состава языка.
Лексическое значение слова и его разновидности: слова однозначные и многозначные; прямые и переносные значения слов.
24. Системные связи слов в языке и речи: многозначность и омонимия. Синонимы и антонимы. Синонимический ряд, антонимические пары в языке и речи.
25. Историческая лексикология, её задачи. Научная этимология, её принципы. Ложная («народная») этимология и псевдоэтимология. Языковая картина мира, её зависимость от этноязыка и его истории.
26. Лексикография. Основные типы словарей. Термин, терминологиия, терминоведение. Нарастание общности международной терминологии.
|
27.Грамматический состав языка и грамматика как наука о нём. Содержание морфологии и синтаксиса. Морфологические единицы грамматического строя языка. Словоформа, морфема. Отличие морфемы от фонемы и лексемы (слова).
28. Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Понятие о грамматической парадигме. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Категориальные признаки частей речи: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические.
29. Способы выражения грамматический значений в языках мира: аффиксация, внутренняя флексия и т. д. Языки аналитические и синтетические. Классификация морфем. Корень и аффиксы. Виды аффиксов. Основные морфологические процессы: опрощение, переразложение и др.
30.Методы научного изучения языка: количественные, качественные, операционные.
31.Происхождение языка. Биологические теории. Социальные теории. Вопрос о моногенезе языков мира.
32. Дифференциация и интеграция как основные процессы и формы взаимодействия в истории языков и диалектов. Понятие о внешних и внутренних законах развития языка. Виды внутренних законов: абстрагирование, расчленение категорий, аналогии, неравномерность развития разных сторон языка.
33.Классификации языков мира. Виды классификаций (общая характеристика).
Типологическая классификация языков. Языки корневые и аффиксирующие. Разновидности аффиксирующих языков: флективные и агглютинативные.
34. Генеалогическая классификация языков. Языковая система, ветвь, группа. Индоевропейской семья языков, ее ветви. Славянская ветвь, её группы и языки.
35. Общелингвистическая (генеалогическая, типологическая, культурно-историческая, функциональная) характеристика русского языка. Его место среди языков мира.
35. Вклад отечественных и зарубежных учёных в общую теорию языка. (М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, Ф.Ф. Фортунарова, А.А. Шахматова, Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, О.Н. Трубачев и др.).
36. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования. (Аннотирование учебных книг по теории лингвистики).
37. Лингвистические термины, их происхождение. Какому выдающемуся лингвисту обязана мировая наука такими понятиями и терминами, как фонема (звук-тип), морфема, лексема, графема, кинема, синтагма, морфологизация, семасиологизация, звуковая корреспонденция, корреляция, гаплология. К каким разделам языкознания относятся эти термины?
38. Взаимодействие экстралингвистических и интралингвистических факторов в развитии языков. Вопрос о прогрессе в языке.
39. Перспективные маршруты научного поиска в лингвистике. Компьютерные технологии и «корпусное языкознание»
|
40. Назначение новой дисциплины «Теории лингвистического образования педагога» в профессиональной подготовке учителя начальной школы, её межпредметные координации по линии горизонтальных и вертикальных связей с дисциплинвми смежных циклов.
5.6. Примерная тематика рефератов и докладов к учебной и научной студенческой конференции и фестивалям по русскому языку и языкознанию.
5.7. Основные лингвистические термины к учебной дициплине Теория лингвистического образования педагога
Антропоцентризм
Внешняя лингвистика
Внутренняя лингвистика
Диахрония
Единицы речи
Единицы языка
Законы развития языка
Знаковая теория языка
Значение языковой единицы
Иерархия
Инвариант
Количественные методы в языкознании
Когнитивно-познавательная функция языка
Коммуникативная компетенция
Коммуникация
Метаязык
Метод в языкознании
Нейтрализация
Номинативная функция языка
Общее языкознание
Оппозиция языковая
Парадигматические отношения
План выражения
План содержания
Полифункциональность
Поле в языкознании
Прагматика
Психолингвистика
Развитие / эволюция языка
Речевая деятельность
Речевой / коммуникативный акт
Речь
Семиотика
Синтагматические отношения
Синхрония
Система языковая
Системоцентризм
Статика
Социолингвистика
Структура
Тип языка
Типология
Узус
Универсалии
Уровни /ярусы языка
Функции языка
Функции речи
Функциональное направление в языкознании
Центр / ядро системы
Этнолингвистика
Языковая каримев мира
Языковая компетенция
Языковая личность
На основе лекции, основной и дополнительной литературы составьте схему пяти этапов в истории собственно научного развития теоретического языкознания.
Модуль 1 | ||
К каждому занятию | Знание истории науки о языке от ее зарождения до современного (текущего) периода). | |
В итоге | Подготовка портфолио: Названия и хронология периодов. Проблематика (тематика, направления) каждого из периодов. Крупнейшие представители сравнтельно-историкого языкознания и их труды Лингвистическая терминология, созданная в разные периоды изучения языка и актуальная для нашего времени. Словари лингвистических терминов. Словарь-минимум по общим проблемам языкознания и отдельным ярусам языка. Банк лучших студенческих рефератов, эссе, самостоятельных работ, аудио и видеоматериалов, презентаций по теории лингвистики и конкретным языкам во всех формах их существования (литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты). | Портфолио |
Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Продукты деятельности |
1. | Элементы теории языка в школе и в вузе (по всем темам) | Программы обучения русскому языку в дошкольный период, в начальной и средней школе под углом зрения лингвистической теории. | Банк лучших книг учёных по теоретическим проблемам языкознания (библиография. Банк лучших книг учёных-методистов по изучению родного и иностранных языков (библиография). Банк лучших книг учёных по занимательному языкознанию (библиография, видеоряд обложек книг). Банк таблиц, схем, афоризмов о языке и его роли в жизни человека. |
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!