Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-10-20 | 75 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Теория лингвистического образования педагога
Направление подготовки (специальность)
050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки
Начальное образование и Информатика
Начальное образование и Иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очная
Председатель УМК _______________/______________ |
Самара 2012г.
1.1. Цели и задачи дисциплины
Целью учебной дисциплины «Теория лингвистического образования педагога» являетсяформирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности бакалавра в процессе использования образовательного, воспитательного и развивающего потенциала науки о таком уникальном явлении, как человеческий язык.
Задачи изучения дисциплины
в области педагогической деятельности:
1. дать совокупность знаний, раскрывающих роль языка в жизни человека и общества на всех этапах их истории; показать неразрывную связь языка с мышлением, общественным сознанием, материальной и духовной культурой общества;
2. показать длительный путь познании языка как исключительного феномена, служащего универсальным средства общения, добиться понимания социальной характера его природы, не игнорируя биологических предпосылок его возникновения, уяснение структурно-системного его устройства, зависимости языка от общественно-исторических условий существования и функционирования, а также неодинакового его реагирования (в частности, его структурно-уровневых единиц на такие объективно существующих факторы, как время, пространство и общество;
|
3. показать многофункциональность языка, обусловленную многообразными потребностями общества и его социально-производственной дифференциацией (порождающие разные формы существования языка, социальные диалекты, функциональные стили);
4. вооружить студентов оправдавшими себя сравнительно-историческим и типологическим, а также современными методами исследования языка, а также наиболее предпочтительными методами и приёмами обучения русскому языку учащихся школ и студентов:
5. показать решающую роль языка в формировании человека как самоценной личности, её интеллекта, общей и речевой культуры;
6. добиться того, чтобы студенты понимали и осознавали, что, изучая «Теорию лингвистического образования…», они делают первые профессионально значимые шаги по усвоению метаязыка лингвистической науки и своей будущей профессии (системы специальных терминов и научных знаний), который затем будет использоваться ими, расширяться и углубляться в течение всех лет обучения в вузе и в послевузовской школьной практике;
7. познакомить студентов с выдающимися отечественными и зарубежными учёными, их вкладом в разработку фундаментальных проблем, связанных с пониманием сущности языка, его системно-структурной организацией, законами функционирования и исторического развития.
в области_культурно-просветительской деятельности:
•1. внушить студентам мысль о необходимости постоянного обогащения и совершенствованию своего языка, активного освоения его функциональных стилей, подстилей и жанров;
•2. вооружить общелингвистическими знаниями и методическими навыками организации работы по повышению культуре речи учащихся и их родителей;
•3. пробудить у студентов «профессиональный патриотизм», гордость за свою специальность, за достижения отечественных учёных (М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, Ф.Ф. Фортунарова, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.)
в области научно-исследовательской деятельности:
|
• 1. формирование у студентов навыков и умений сбора, анализа, систематизации и использования информации по актуальным проблемам теории общего языкознания, русистики, а также в области теории и методики обучения русскому языку и литературе;
• 2. обучение студентов практическому использованию теоретических знаний, а также умений и навыков по общей лингвистике применительно к материалу русского и изучаемых ими европейских языков при необходимости решать посильные им исследовательские задачи в области образования.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Теория лингвистического образования педагога» относится к вариативной части (Б. 3. 2/5) профессионального цикла дисциплин. Для её освоения необходимы знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и ими в средней школе (по дисциплинам «Русский язык», «Иностранный язык», Русская литература» и др., а также все компетенции, приобретённые ими в первом учебном семестре в курсах «Русский язык» и «Литература»
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (?144 часа). Аудиторные занятия – 34 часа; лекции - 14 часов, практические семинары – 20 часа, в том числе интерактивных занятий –???? часов; экзамен –???36 часов.
Структура дисциплины [1]:
№ п/п | Дисциплина (учебные курсы) | Семестр | Форма промежуточной аттестации |
Теория лингвистической подготовки педагога (Модуль 1:Проблематика современной лингвистики | 1 | По результатам текущего контроля | |
2. | Теория лингвистической подготовки педагога (Модуль 2: Системная организация структуры языка | 1 | экзамен |
По дисциплине: | экзамен |
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
способен понимать значение языка в жизни общества как ванейшего средства общения человека, как составной части культуры и одной из форм ее проявления – в виде словесно-художественного творчества (ОК-3); готов к толерантному восприятию языковых и культурных различий, уважительному и бережному отношению к языковым и культурным традициям народов России и мира (ОК-14); -
б) профессиональные (ПК): готов использовать научное знание языка и практическое владение им (русским языком, иностранным языком) при решении профессиональных задач (ОПК-3).
|
Образовательные результаты:
Общекультурная компетенция – (ОК-3)
Знает: коммуникативную, экспрессивную, конструктивную и аккумулятивную функции языка, их образовательные и воспитательные потенции.
Умеет: найти в русском и изучаемом иностранном языке воспитательный потенциал на их лексико-фразеологическом уровне.
Владеет: технологией анализа структурных сторон и их элементов (фонем, морфем, лексем, словосочетаний, предложений, ССЦ) родного и изучаемых иностранных языков.
Общекультурная компетенция – (ОК-14) -
Знает: о социальной природе языка и его функциях, о взаимодействии языка и мышлении, о языке как «орудии культуры», о литературном языке и его основных нормах в письменной и устной речи, а также о качества хорошей речи.
Умеет: фиксировать отступления от норм литературного языка, порождаемые влиянием территориальных и социальных диалектов а также нелитературного просторечия.
Владеет: основными понятиями о функциях, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, коммуникативных и структурных универсалиях и законах развития языков (? СК-3).
Профессиональная компетенция – (ОПК-3)
Знает: терминологию классического языкознания по разделам: общие сведения о языке, виды классификаций языков; основные разделы науки о языке: фонетическая структура, грамматический строй, словарный состав языка; стилистика и культура речи.
Владеет: методами: сравнительно-историческим, лингвогеографиеским, приёмами статистического, психолингвистического анализа единиц языка;
Умеет: использовать ряд других компетенций, предложенных «ФГОСвысшего профессионального образования нового поколения».
?Здесь? Освоение дисциплины является основой для последующего изучения курса «Русский язык», «Литература с основами литературоведения». «Методика обучения русскому языку и литературе», «Окружающий мир», а также ряда других дисциплин гуманитарного, социального, математического и естественнонаучного циклов, например, при сравнении языковой картины мира с естественнонаучной картинной мира.
|
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет __3_______ зачетные единицы. Всего _000_______часов. Аудиторные занятия ___34________часов, в том числе интерактивных занятий ____00________часов. [2]. Самостоятельная работа
[3]. ___00_____часов.
№ | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | ||||
Всего | Аудит. раб. | Самост. раб. | ||||
Лекции | Практ. | Лабор. | ||||
Модуль 1. Проблематика современной лингвистики | 24 | 10 | 14 | 24? | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования педагога» бакалаврам педагогического образования (050100.62): Направление подготовки (специальность) по профилю подготовки «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Иностранный язык». Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации Языкознание в древности, в новое и новейшее время. Четыре периода в сравнительно-историческом языкознании. Классификации и группировки языков мира. Основная (ядерная) проблематика общего языкознания (в 19, 20, 21 вв.). Особенности современного периода мировой лингвистики. Основные направления современного языкознания, их предмет и проблематика (изучении естественного языка человека, мышления, сознания и их связей с внутренним и внешним миром человека). Антропологическая парадигма как методологическая основа современной лингвистики и других гуманитарных наук. | 1 2 6 8 | 1 2 1 3 2 1 | 1 2 2 2 2 2 | 2 4 4 | |
Модуль 2. Системная организация структуры языка | 4 | 6 | ||||
1. | Уровни языка и их единицы | 1 | ||||
2. | Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения как показатели системности языковой структуры | 1 | ||||
3. | Внутренние и внешние законы развития языка | 1 | ||||
4. | Научная и учебная литература по теории лингвистического образования (Аннотирование, комментирование, терминология) | 1 | ||||
Всего | 14 | 20 | ||||
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
п/п | Наименование разделов дисциплины, тем | Содержание темы |
1. | Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации ?-Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования | Цели и задачи преподавания интегрированного курса «Теория лингвистического образования педагога» бакалаврам педагогического образования (050100.62): Направление подготовки (специальность) по профилю подготовки «Начальное образование и Информатика», «Начальное образование и Иностранный язык» бакалаврам педагогического обр.(050100.62). Содержание 1 и 2 модулей и формы их реализации Языкознание (лингвистика – от лат. lingua – язык) – наука и учебный предмет. Практическое и научное знание языка, различия между ними: практическое (умение говорить, слушать, писать, читать, понимать речь); научное (знание сущности языка, его природы, причин и условий возникновения; многообразия языков, их классификаций, методов изучения и др.). Частное и общее языкознание. |
2. | Модуль 1. 2.1. Проблематика современной общей лингвистики. | Основные проблемы общего языкознания. 1. Проблема сущности языка. В теорию языка поступают размышления и ответы на вопросы: что такое язык? Какова его природа – общественная или биологическая (естественная)? Его создал социум (общество) или индивидуум? 2. Проблема возникновения языка: теория звукоподражания – язык возник из подражания звукам природы и животным (теперь еще существует имитационная теория). 2) теория междометий – язык возник из непроизвольных звуков, выражающих эмоции человека 3. Проблема развития языка. Если язык появляется в обществе, то, обслуживая его, он развивается вместе с обществом. Внешние показатели развития: сначала языки-диалекты родовые, затем племенные, потом (при возникновении государственных объединений) – язык народности, затем – язык нации и т.д. Внутренние (внутриструктурные) показатели развития (изменения в лексике, фонетике, грамматике). 4. Структурные стороны языка, их единицы: 1) звуки (фонемы), 2) слова (лексемы), 3) грамматический строй (категории морфологические, синтаксические). Пример на разницу звуков [к]: каша, купить, кошка. Три разных звуков [к], но одна фонема (единица фонемного уровня, изучаемого в фонологии). Фонема служит для дифференциации звуковых оболочек слов и их форм: дом, дам, дум 5. Классификация языков мира. Принципы классификации различны. Основные: 1) географический – по месту расположения, 2) морфологический (типологический) – по строению слова: а) корневые - (только корень слова), напр., - китайский, б) «морфемные» (аффигирующие), имеющие и аффиксы, напр., русск. яз. Они делятся по характеру «морфем» и строению на: флективные (способные одновременно выразить два – три значения: род, число, падеж) и агглютинативные (языки, в которых морфемы- прилепы «однозначны» –, напр., в ф-уг. и тюркск. языках). В коми языке – стол – пызан, пызанъяс-столы … В тат. баш – одна голова; башлар – голова + «много». Баш-де – в голове; баш-лар-де – в головах. 3) генеалогический – классификация языков по их родству. Семьи, ветви, группы, языки, наречия, диалекты, язык отдельного человека (понятие «языковой личности»). Индоевропейская семья, её ветви (славянская и др.), восточнославянская группа, образование русского, украинского и белорусского языков. Русский язык (национальный, межнациональный, международный). 6. Проблема метода изучения языков. Типы методов: количественные (статистика, теория вероятности, теория игр), качественные (описательный, сравнительно–исторический, сопоставительный, контрастивный, лингвогеографический). 7. Проблема связи языка и общества. Изучается социальной лингвистикой. Формы существования языка (ФСЯ). Двуязычие (билингвизм), диглоссии (владение разными ФСЯ). 8. Проблема связи языка и мышления. Менталингвистика, когнитивная лингвистика (она изучает работу мозга при оперировании человека знаниями). 9. Проблема языковой политики (языкового строительства). Государственный язык, язык и культура, преподавание языка (языков) и др. 10. Прикладные проблемы языкознания. Создание условий для раскрытия национальным языком всех его функций. Практическое значение науки о языке (школа, вуз, медицина, терминологии, издательская деятельность, интернет). |
3. | 2.2. История науки о языке (История лингвистических учений как часть Общего языкознания). Современный период в истории языкознания. 3.1. Особенности современного периода лингвистики. 3.2. Характеристика основных направлений, проблем и аспектов современного языкознания. Модуль 2. Системная организация структуры языка 1. Уровни языка и их единицы. 2. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения как показатели системности языковой структуры. 3. Внутренние и внешние законы развития языка. 4. Научная и учебная литература по теории лингвистического образования (Аннотирование, комментирование: терминология). | Цели раздела – 1. Раскрыть глубокий смысл положения о том, что «без истории предмета нет его теории, а без теории предмета нет его истории». 2. Из многовековой истории изучения языка выделить и осветить те этапы и теоретические положения, которые были ступенями восхождения науки к той теории и тем направлениям, которые представлены в современной отечественной и мировой лингвистике. 3. Осветить более чем двухтысячелетний путь познания языка, уделить должное внимание характеристике современного состояния науки о языке, её важнейшим направлениямй и проблем. 4. Считать одной из важнейших задач курса освещение роли отечественных учёных (от М.В. Ломоносова до академика В.В. Виноградова и его учеников) в достижении того уровня, который свойствен мировой лингвистике наших дней (через анализ проблематики монографий и докладов советских и современных российских учёных на международных конгрессах лингвистов, славистов, русистов и учёных других профилей). 5.Отдавая предпочтение освещению идей и конкретных достижений, которые вошли в теоретический фонд и «базу данных» современной науки о языке, отбирать из истории науки о языке идеи, положения и выводы, созвучные лингвистике сегодняшнего дня и полезные для практики, в частности, для работы учителя-словесника, стремимся руководствоваться принципом актуального историзма. Периодизация истории языкознания. 1. Древние языковедческие традиции: индийская («Восьмикнижие» Панини (V – IV в. до н. э.), греко –римская (Платон, Аристотель, филологическая направленность толкователей «Илиады» и «Одиссеи», спор о природе названий, теории происхождения языка, учение о частях речи, Дионисия Фракийского, римские грамматисты Варрон, Донат и др.), китайская (грамматология, словари иероглифов, Сюй-Шень «Об элементах и сложных знаках» – 49 тысяч иероглифов), арабская (связанная со священным Кораном), «Диван турецких языков» (1073) Махмуда аль Кашгари), японская («Школа языкового существования» М. Токиэда, труды по истории и стилистике языка). Языкознание в средние века и в XVII – XVIII вв. (Константин (Кирилл) и Мефодий, спор реалистов и номиналистов (11 – 12 вв.), Эпоха Возрождения (Ренессанс, Реформация, Просвещение). Рациональная философия Декарта как основа «Общей и рациональной грамматики» Поль-Рояля. Сопоставительные словари П.С. Палласа, Аделунга и Футера (с лексикой 500 языков). «Общая и рациональная грамматика» Пор-Рояля (1660 г.) грамматиста Клода Лансло и логика Антуана Арно. Исторические превратности этого труда. Подступы к сравнительно-историческому языкознанию (Вико, Жан-Жак Руссо, В. Джонс). Деятельность славистов Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, Юрия Крижанича, М.В. Ломоносова, Иосифа Добровского и др. продолжателей славных деяний равноапостольных Кирилла и Мефодия. Возникновение и этапы развития сравнительно-исторического и общего языкознания: 1. Первый период (20-е – 70-е годы XIX вв.) (Ф. Бопп – «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковыми греческого, латинского, персидского и германских языков с эпизодами …» (1816г.), Я. Гримм («Немецкая грамматика», 1819г., А.Х.Востоков («Рассуждение о славянском языке» (1820г.) и др.). Вильгельм Гумбольдт (1767–1835) – создатель общего языкознания, его влияние на создание самостоятельных отраслей знаний – этнолингвистики, структурализма, логической лингвистики, генеративной лингвистики, когнитологии и лингвистики дискурса. А.А. Потебня (1835 – 1891), содержание его трудов «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике», «Из записок русской словесности». Учение о двух значениях слова – ближайшем (бытовом) и дальнейшем (энциклопедическом), о поэтической функции, об образности поэтического языка. 2. Второй период сравнительно-исторического языкознания (1870 -1900). Младограмматизм. А. Лескин, Г. Остгоф, К. Бругман, Г. Пауль, К. Вернер, М. Бреаль, Ф. де Соссюр, Г. Асколи, Ф.И. Буслаев, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртенэ. Отечественные языковеды: М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский Ф. Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов и др. 3. Третий период истории языкознания (конец XIX – первая четверть XX в. Г. Шухардт («Слова и вещи». Ф.Ф. Фортунатов (1848–1914) и московская лингвистическая школа, выход российского языкознания на мировую арену, перемещение центра лингвистических достижений из Германии (Лейпцига) в Россию. И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845 – 1929) – создатель Казанской и Петербургской научных школ. Мировая наука обязана И.А. Бодуэну де Куртенэ такими понятиями и терминами, как фонема (звук-тип), морфема, лексема, графема, кинема, синтагма, морфологизация, семасиологизация, звуковая корреспонденция, корреляция, гаплология и др. Ф. де Соссюр (1857 – 1913) как родоначальник новых направлений – структурализма и его разновидностей (пражской, копенгагенский (датской), американского дескриптивизм и др.) социологии языка, сравнительно-исторических исследований нового типа, общей теории языка. Дихотомии Соссюра: язык и речь, синхрония и диахрония, статика и динамика, внешняя и внутренняя лингвистика, языка и социолингвистика. Ф. де Соссюр как родоначальник новых направления в языкознании 20 века (структурализм, социальная лингвистика и др.). 4. Четвёртый период языкознания (с 20-х гг. XX в. по 70 гг. XX в.). Возникновение новых направлений и новых аспектов в традиционной проблематике (парадигме) индоевропеистики. Социология языка. Крупнейшие языковеды данного периода: А. Мейе, М. Коэн, Ш. Балли, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др. Структурализм. Диалектология и диалектография. Приоритет синхронного аспекта в изучении языка. Порождающая грамматика. Современный период в истории языкознания (70-е гг. XX в. – 12 год XXI в.). Пятый (текущий) период развития европейской и мировой науки о языке (70-е гг. XX в. – 2012 г. XXI в.). 1. Особенности современного периода лингвистики Примечание. Современный (текущий) период в истории языкознания является пятым, если отсчет вести от возникновения научной теории языка в XIX в.; для него характерны следующие черты. 1. Он характеризуется сосуществованием многих направлений без явных признаков монополии одного из них. 2. Главным объектом изучения продолжает оставаться естественный язык (языки), который исследуется в пространстве, во времени, в структуре и в функции. 3. Сохраняются от предыдущих периодов аспекты, предметные области и методы их изучения. Ни одно из достижений начала и середины XX в. не отброшено. 4. Иной стала языковая ситуация в большинстве регионов и стран мира, прагматичными стали требования к лингвистической науке: от нее ждут большей объяснительной силы. 5. Характерная особенность лингвистики конца XX – начала XXI вв. – это параллельное и нередко одновременное изучение языка в нескольких направлениях и аспектах – как вполне традиционных, так и совершенно новых. Показательна тематика Международной конференции «Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы», (Москва, МГУ, 1995 г.): 1. Лингвистическая историография, 2. Общие проблемы языкознания, 3. Лингвистика XXI века, 4. Фонетика и фонология, 5. Морфология, 6. Морфемика и словообразование, 7. Синтаксис, 8. Семантика, 9. Лексикология и лексикография, 10. Лингвистика текста и структура дискурса, 12. Когнитивная лингвистика, 13. Компаративистика и типология, 14. Психолингвистика, 15. Социолингвистика, 16. Этнолингвистика, 17. Малые языки, 18. Компьютерная лингвистика, 19. Лингводидактика. 6. Наличие междисциплинарных направлений (социолингвистики, психолингвистики, этнолингвистики и ряда других лингвистик, представляющих собой не механическое объединение (сложение), а качественно новые направления – с выделением своих предметов исследования, методов, выработкой терминологического аппарата. 7. Изучение языка с позиций разных наук, причем без игнорирования его самобытности как особого явления и без покушения на самостоятельность других наук. 8. Наука о языке обретает подлинно международный характер, что проявляется: а) в коллективной разработке больших научных тем: ЛАЕ, ОЛА, национальные диалектологические атласы (тапа ДАРЯ) и др.), б) в проведении международных конгрессов, съездов, симпозиумов, в) в создании компьютерных баз данных по крупнейшим языкам мира, г) в оперативной передаче научной информации, в обмене ею на всех стадиях разработки проблемы (через использование компьютеров, факсов, оргтехники, новых типографских технологий, ускоряющих издание книг и быструю передачу информации на значительные расстояния, г) в использовании интернета как мощнейшего фактора интернационализации науки, получения коллективных результатов и возможности их использования в прикладных целях. 9. Множественность лингвистических центров – а) международных, б) национальных. 10. Особенно активен рост исследовательских региональных центров в России и других странах в связи с разработкой местных архивных материалов и изучения народных говоров, фольклора и этнографии регионов. 11. Привлечение внимания к вопросам лингвистики, филологии и культуры способствуют общественно-культурных мероприятия (типа «День славянской письменности»), «День родного языка»). 12. При всеобщей активизации лингвистической работы изменилась роль ее лидеров: перестав быть кумирами, они способствуют прогрессу науки (в настоящее время заметно влияние трудовакад. Ю.С. Степанова, Б.А. Серебренникова, Вяч. Всев. Иванова, О.Н. Трубачева, Н.И. Толстого, чл.-кор. РАН Солнцева, Ф.П. Филина, проф. Н.Ф. Лосева, М.В. Панова, А.В. Бондарко и ряда др. 13. Усложнились методы исследования, к традиционным добавились новые – индуктивно-дедуктивные, многооперационные, инструментальные, особенно в связи с инженеризацией некоторых отраслей лингвистики и смежных с нею наук. 14. Происходит филиация ранее единых наук и направлений (славистика выделяет в качестве самостоятельных отраслей – палеославистику, дешифровку письменностей и др.; интерлигвистика, помимо занятий вспомогательными языками (типа эсперанто, новиаль) начинает интересоваться вопросами языкового планирования, воздействия человека на язык, международной стандартизацией терминологии [Кузнецов 1984]. Растет число исследовательских областей, ощущающих себя самостоятельными направлениями и претендующих на статус особых лингвистик: онтолингвистика, гендерная лингвистика, квантитативная лингвистика, юрислингвистика, а также речевая коммуникация, межкультурная коммуникация, лингвокультурология, вариантология, герменевтика. Определенную дифференциацию науке о языке придают научные школы. Напр., Московская лингвистическая школа (МЛШ), создателем которой был акад. Ф.Ф. Фортунатов, есть основания говорить о Петербургской школе. Одной из крупнейших в отечественном и мировом языкознании является Виноградовская школа, возникшая в 40-50 гг. XX в. и активно функционирующая в настоящее время о всех разделах и подразделах языкознания. 15. Интенсификации научных исследований способствуют правительственные фонды, направленные на поддержку авторских и издательских проектов (напр., Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), (РФФИ), совместные фонды Министерства образования Российской Федерации и РГНФ, конкурсы альтернативных учебников, авторских программ, интегрированных курсов; получают развитие и неправительственные фонды. Возрастает и роль издательств в объединении творческого потенциала ученых и преподавателей вузов. Лингвистическая жизнь современного мира представлена в Интернет. II. Краткая характеристика основных направлений, проблем и аспектов современного языкознания: Основные направления лингвистики нашего времени. Тема 3.1. Историография науки о языке. Издание трудов классиков отечественного (М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.И.Бодуэн де Куртенэ и др.) и зарубежного языкознания (Данте, Галилео Галилей, Э. Сепир, Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейе, Г. Шухардт Ш. Балли, Н. Трубецкой, Г. Глисон, Л. Блумфилд, Э. Бенвенист и др.). Учебные книги по истории лингвистических учений (Р.А. Будагов, Ю.С. Степанов, Н.А. Кондрашов, В.М. Алпатов, Т.А. Амирова, Б.А.Ольховиков, И. П. Сусов и др.). Прослеживание истории отдельных научных школ (Московская лингвистическая школа (МЛШ) – основатель Ф.Ф. Фортунатов, продолжатели Д.Н. Ушаков, Р.И. Аванесов, К.В. Горшкова, Е. А. Земская и др. Биобиблиографические словари и справочники о филологах (авторы М.Г. Булахов, С.В. Смирнов, А. Юдакин), Международные конференции («Лингвистика на исходе XX века» (М., 1995). «Лингвистический энциклопедический словарь» (1990), А. Юдакин. Ведущие языковеды мира. Энциклопедия 2000); он же, «Славянская энциклопедия – в 3 кн. (2005). Тема 3.2. Сравнительно-историческое языкознание на современном этапе. Расширение проблематики сравнительно-исторического языкознания за счёт 1) привлечения материала семитской, китайско-тибетской, манчжурской и др. семей, 2) изучения истории словарного состава, его тематических групп индоевропейских и иносистемных языков, поиски прародины через углубление лингвистических аргументов и их соотнесения с данными археологии и культурологи, установление соответствий в лексическом фонде древнейших тематических групп индоевропейской, семитской, тюркской и других языковых семей, составление этимологических словарей праязыкового состояния ветвей индоевропейской семьи – праславянского словаря, пракельтского, прагерманского и др.; изучение славянской письменности: создание сравниьельно-исторических грамматик так называемых «больших семей» (индоевропейско-семитской, урало-алтайской) и групп языков, исследование ностратической макросемьи; подготовка капитальных исторических и этимологических словарей; реконструкции текстов и культур (В.Н. Топоров). Отражение современного уровня сравнительно-исторического языкознания в монографиях О. Семереньи (1980 г.), Т. Гамкрелидзе и Вяч. Всев. Иванова (1984), О.Н. Трубачёва, а также в «Этимологическом словаре славянских языков». Тема 3.3. Типологическое языкознание, или типология языка – направление, изучающее «общие законы строения и развития языка», языковые типы. Её продукция – структурные (синтаксические, фонетические и др.), социальные, понятийные, функциональные, квантитативные и др. типологии–классификации языков мира. Тема 3.4. Социальная лингвистика. Предмет социолингвистики, её развитие в конце 20 и в первое десятилетие 21 вв., синхронная социолингвистика, диахроническая социолингвистика, методы социолингвистических исследований. Макросоциолингвистика и микросоциолингвистика, языковая личность разного социального статуса. Варианты языка, языковые ситуации, международные языки, литературные языки. Языковая политика и языковое строительство. Актуальные задачи. Социопсихолингвистика. Тема 3.5. Ареальная лингвистика. «Каждое слово имеет не только свою историю, но (как и каждая форма, звук, предложение, поговорка) также и свою географию» (Дж. Бонфанте). Пространственный аспект выявил такие явления, как субстрат, суперстрат, адстрат, языковой центр и языковую периферию, причём всё это подлежит изучению в плане синхронии и диахронии и отражению на соответствующих картах и целых атласов (типа ЛАЕ, ОЛА). Ареология лингвистическая, этническая, историческая. Объекты ареальной лингвистики Тема 3.6. Этнолингвистика, её разновидности (германская, российская, американская). Их истоки – а) учение В. фон Гумбольдта о языке как средоточии и выразителе духа народа; б) романтический интерес к фольклору, к духовной и материальной культуре народа (В.И. Даль, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, А.А. Потебня); в) необходимость выработки своей методики описания языка, мышления, туземной культуры и всех форм её проявления (языковой, музыкальной, изобразительной (Фр. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф). Учение Н.И. Толстого об изолексах, изопрагмах, изодоксах, а также об изоморфизме культур и разных форм существования языка Тема 3.7. Антропологическая лингвистика, её прежнее и современное содержание. Рассмотрение языка с позиции человека, коллектива, нахождение в языке материала для характеристики интеллектуальной деятельности человека. «Язык человека», «Человек в языке» (Э. Бенвенист). Тема 3.8. Психолингвистика. Истоки психологического направления в изучении языка в трудах В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни и других филологов 19 в. Возрождение исследований о взаимодействии языка и психики человека в Америке и СССР (Ч. Осгуд, Т. Сибеок, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин). Речевая деятельность – сердцевина современной психолингвистики. Язык и сознание, язык и мышление, роль языка в процессе познания, закономерности порождения речи. Ответвления от психолингвистики – этнопсихолингвистика. Тема 3.9. Когнитивная лингвистика как часть когнитологии, или когнитивной науки (cognititive science), занимающейся операциями человека со знаниями (Ю.С. Степанов). Когнитивная функция языка – познавательная, гносеологическая, её связь с функцией познания и овладения знаниями, а также с функциями референции и предикации. «Зонтиковый» характер этой науки, объединяющей изучение ментальных процессов в мозгу человека и операций со знаниями. Язык – когнитивно–процессуальное явление. Когниция. Концепт. Раздел 4. Перспективы развития языкознания. Тема 4.1. Контуры «Корпусной лингвистики», ее первые достижения Перспективные маршруты лингвистического поиска. Тема 4.2.Интерлингвистика, международные языки и вопросы будущего языка. Системная организация структуры языка Уровни языка и их единицы. Фонетический уровень. Звуки речи, их акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика. Фонема как типизированный звук (звук-тип). Фонетический уровень и уровень фонем. Закономерность появления фонологии как учения о языке человека (как о качественно новой знаковой системе, отличной от звуков природы и животных). Фоны и фонемы. Дифференциальные признаки фонем как основа их противопоставленности (оппозиции). 12 пар оппозиций (вокальность – консонантность, велярность – палатальность и др.). Артикуляционные базы языков (этноязыков), уникальность их фонетико-фонологических систем. Лексический уровень. Слово, его признаки; лексема как совокупность словоформ и их значений. Смысловые связи слов – внутрисловные (в словах-полисемантах) и междусловные (синонимические, антонимические, иерархические, стилистические). Тематические объединения слов и устойчивых сочетаний (фразеологических единиц): семантические поля, тематические группы, лексико-семантические разряды. Лексические системы языков, разноаспектность их изучения. Отражение лексико-фразеологической системы конкретного языка (этноязыка) в языковой картине мира. Фразеология как составная часть лексического уровня. Грамматический уровень. Морфология. Морфема как несамостоятельная значащая часть языка. Морфемы корневые и аффиксальные. Грамматические формы (словоформы), значения и категории. Разнообразие способов выражения грамматических категорий. Критерии классификации морфем. Морфемы формообразующие и словообразующие. Морфологические и иные способы словообразования в языках мира. Синтаксический уровень, его единицы: словосочетание, предложение; их признаки. Стилистический уровень как особый подход к языку–речи, учитывающий его типичные структурные и функционально-стилевые разновидности, используемые в зависимости от условий, содержания и целей общения. Его «единицы»: стилистическая система, стили – экспрессивные, функциональные, подстили, жанры; стилевые черты. Основные функциональные стили современного русского языка. Язык как сложнейшая система систем, обладающая самобытной многоярусн |
|
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!