До начала инвентаризации проводится проверка: — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

До начала инвентаризации проводится проверка:

2020-08-21 226
До начала инвентаризации проводится проверка: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самостоятельная работа №1

Инвентаризация - это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учета.

Термин «инвентаризация» происходит от латинского слова «инвентарь» (лат. inventarium - роспись, опись) и означает опись имущества (вещественных ценностей и расчетов). Однако в настоящее время в организациях возникли другие новые объекты бухгалтерского учета, которые не имеют натурально-вещественной формы, но подлежат также инвентаризации. К ним относятся нематериальные активы. Поэтому инвентаризация в современных условиях имеет иной смысл, так как инвентаризации подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и такие новые объекты бухгалтерского учета как: нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций и др.

Основные задачи инвентаризации:

1)выявление фактического наличия имущества на предприятии;

2)контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) выявление неиспользуемого имущества;

4)проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;

5)проверка реальности стоимости учтенного в балансе имущества.

Инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета, а также методологическим приемом фактического контроля при проведении ревизии, аудита и др.

Инвентаризация представляет собой проверку объектов бухгалтерского учета в натуре органолептическим путем, т.е. способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.

Сущность инвентаризации состоит в том, что в наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируется в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подвергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.

В основу классификации инвентаризаций положены два признака: полнота охвата ценностей, назначение и характер проверки.

В зависимости от полноты охвата ценностей инвентаризации подразделяются на полные, частичные, выборочные и сплошные.

Полная инвентаризация - это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Она проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и распространяется на все без исключения материальные ценности и денежные средства, расчеты и другие статьи баланса.

Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов и охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.

Выборочная инвентаризация касается только части определенного вида имущества предприятия. Она может проводиться по переоценивающимся материальным ценностям. Выборочные инвентаризации снижают трудоемкость контрольных работ и позволяют сократить время проведения этих работ. Однако они не гарантируют безусловной объективности результатов проверки в натуре, а в случае причинения материального ущерба выборочные инвентаризации не позволяют определить полностью размер ущерба. В этих условиях необходимо проводить сплошную инвентаризацию.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.

В зависимости от назначения и характера различают два вида инвентаризаций: плановые (периодические) и внеплановые.

Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации и т.д.).

Внезапные (внеплановые) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др. Таким образом, внезапные инвентаризации проводят по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и др.) по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

По содержанию различают инвентаризацию ресурсов и инвентаризацию процессов.

Инвентаризация ресурсов означает проверку в натуре имущества организации.

Инвентаризация процессов означает проверку в натуре отдельных моментов процессов кругооборота средств организации. Например, в процессе производства в натуре могут быть проведены выполненные работы, отдельные затраты на материалы и т.д. В процессе реализации могут быть осмотрены в натуре расчетно-финансовые операции, а в процессе снабжения - расчетно-заготовительные операции.

В соответствии с положением о бухгалтерском учете предприятия самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения. Кроме этого обязательно проводятся инвентаризации в следующих случаях:

1)при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество;

2)перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года); 3)инвентаризация основных средств может проводится один раз в три года;

4)при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

5)при установлении фактов хищений, а также порчи ценностей - немедленно после установления фактов;

6)в случае пожара или стихийных бедствий;

7)при реорганизации или ликвидации организации;

8)при переоценке имущества;

9)при бригадной материальной ответственности проведение инвентаризации обязательно 10)при смене бригадира, при выбытии более 50% его членов, а также по требованию одного из членов бригады;

11)в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

 

Занятие № 3Самостоятельная работа№2

Инвентаризация основных средств

Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).

Содержание операции

Дебет Кредит 1.

Самостоятельная работа №4. Занятие №8

Самостоятельная работа№5

Занятие №9

При инвентаризации расчетов с работниками организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации расчетов с подотчетными лицами проверяются суммы выданных авансов и авансовые отчеты с учетом целевого назначения и даты выдачи аванса.

Таким образом, в результате инвентаризации путем документальной проверки комиссия должна установить правильность расчетов с контрагентами, обоснованность числящихся в бухгалтерском учете сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а так же задолженности по недостачам и хищениям.

По результатам инвентаризации комиссией должен быть составлен акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17. Результаты инвентаризации расчетов должны быть отражены в бухгалтерском учете организации.

Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее обязательства. Организации в процессе своей хозяйственной деятельности взаимодействуют с другими хозяйствующими субъектами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и т.п.), кредитными организациями, органами государственной и законодательной власти и т.д., а также с физическими лицами.

Правильность осуществления расчетов с ними и обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, проверяются в процессе инвентаризации.

В ходе инвентаризации проверке подвергаются следующие виды расчетов:

с подотчетными лицами;

с работниками;

с бюджетом и внебюджетными фондами;

с банками;

с покупателями и заказчиками;

с поставщиками;

со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс;

с прочими дебиторами и кредиторами.

На подготовительном этапе лица, ответственные за отражение соответствующих хозяйственных операций, представляют инвентаризационной комиссии:

регистры бухгалтерского учета по счетам расчетов;

первичные учетные документы, оформляющие хозяйственные операции по счетам расчетов;

акты сверки.

 

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Необходимо проверить наличие первичных документов, подтверждающих произведенные подотчетным лицом расходы. Если по истечении срока, на который был выдан аванс, работник не представил в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах, выданные работнику денежные средства могут быть включены в совокупный облагаемый доход работника.

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. Следует проверить правильность начисления налогов с заработной платы, правомерность применения льгот по налогам.

Самостоятельная работа№6.

Занятие №11

Самостоятельная работа№7.

Занятие№14

Согласно приказу Минфина России от 31.10.2000 № 94н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению” счет 98 “Доходы будущих периодов” предназначен для обобщения информации:

о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам;

предстоящих поступлениях задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы;

разницах между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятой к бухгалтерскому учету при выявлении недостачи и порчи.

К счету 98 “Доходы будущих периодов” могут быть открыты субсчета:

98-1 “Доходы, полученные в счет будущих периодов”;

98-2 “Безвозмездные поступления”;

98-3 “Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы”;

98-4 “Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей” и др.

Аналитический учет по субсчету 98-1 “Доходы, полученные в счет будущих периодов” ведется по каждому виду доходов.

Доходы, полученные в счет будущих периодов

К таким доходам относятся, например, доходы организации от сдачи в аренду имущества (в том числе по договорам лизинга), когда условиями договора предусмотрено внесение арендной платы за определенный срок (лизинговые платежи в соответствии с арендными периодами).

При поступлении арендной платы в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 51 “Расчетные счета” и кредиту счета 98-1 “Доходы, полученные в счет будущих периодов”. В соответствии с п. 1 ст. 162 НК РФ суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, облагаются налогом на добавленную стоимость.

В бухгалтерском учете при определении полученного дохода в каждом отчетном периоде организация должна руководствоваться п. 12 Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н.

При исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организациями, применяющими метод начисления, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, учитываются в соответствии со ст. 271 НК РФ. Согласно данной статье эти доходы учитываются в доле, приходящейся на каждый отчетный (налоговый) период. Если же организация применяет кассовый метод учета доходов и расходов в целях налогообложения, то при исчислении налогооблагаемой базы необходимо руководствоваться ст. 273 НК РФ, устанавливающей, что датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу.

На основании п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. При этом налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). В данном случае -- это вся сумма арендного платежа без включения в нее НДС. Налогообложение производится по ставке 20% согласно п. 3 ст. 164 НК РФ.

На основании пунктов 33.5, 35, 36 инструкции МНС России от 04.04.2000 № 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” выручка от оказания услуг по предоставлению в аренду имущества (в рассматриваемом нами случае -- это сумма полученного платежа без НДС) облагается налогом на пользователей автомобильных дорог по ставке 1%.

Самостоятельная работа №8.

Занятие №16

В бухучете недостачу, выявленную при проведении инвентаризации, отразите на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами учета имущества. Недостающие товарно-материальные ценности (материально-производственные запасы) отражайте по фактической себестоимости, которую определяйте по данным бухучета. Основные средства – по остаточной стоимости. При этом сделайте проводку:

Дебет 94 Кредит 01 (10, 41, 43, 50...)

 – отражена стоимость недостачи, выявленной при инвентаризации.

Такой порядок установлен в Инструкции к плану счетов.

На счетах бухучета недостачу отражайте в момент завершения инвентаризации (составления акта) или на дату составления годовой бухгалтерской отчетности (т. е. не позднее 31 декабря отчетного года) (п. 5.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Учет недостачи зависит от того, по какой причине она возникла:

по причине естественной убыли (для материально-производственных запасов (МПЗ));

по вине материально-ответственного лица;

в результате форс-мажорных обстоятельств (наводнение, пожар и т. д.).

Это следует из статьи 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и подпункта «б» пункта 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

В первом случае недостачу и порчу ценностей в пределах норм естественной убыли относите на издержки производства и обращения на основании распоряжения (приказа) руководителя организации. Такую недостачу определяйте после пересортицы. Взаимный зачет недостач и излишков проводите:

за один и тот же проверяемый период;

у одного и того же проверяемого лица;

в отношении запасов одного и того же наименования;

в тождественных количествах.

Стоимость недостающего имущества определяйте по данным бухучета. При этом сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 44...) Кредит 94

 – списана стоимость недостающих товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

Такой порядок следует из подпункта «б» пункта 3 статьи 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, пункта 5.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, и Инструкции к плану счетов.

Недостачу МПЗ сверх норм естественной убыли, а также недостачу другого имущества относите на виновных лиц. В этом случае сотрудник должен возместить организации всю сумму причиненного ущерба (ст. 243 ТК РФ). Размер ущерба определяйте исходя из рыночной цены недостающего имущества, но не ниже его стоимости по данным бухучета (ст. 246 ТК РФ).

Если сотрудник возмещает только балансовую стоимость имущества, сделайте проводки:

Дебет 73 Кредит 94

 – отнесена недостача имущества на сотрудника по балансовой стоимости;

Дебет 50 (51, 70) Кредит 73

 – погашена задолженность по недостаче сотрудником.

Если сотрудник возмещает ущерб исходя из рыночной цены недостающего имущества, сделайте проводки:

Дебет 73 Кредит 94

 – отнесена недостача имущества на сотрудника по балансовой стоимости;

Дебет 73 Кредит 98

 – отражена разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающего имущества;

Дебет 50 (51, 70) Кредит 73

 – погашена задолженность по недостаче сотрудником.

По мере погашения сотрудником причитающейся с него суммы задолженности списывайте разницу пропорционально доле погашенной задолженности:

Дебет 98 Кредит 91-1

 – включена в состав доходов разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающего имущества.

Такой порядок следует из подпункта «б» пункта 3 статьи 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, пункта 5.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, и Инструкции к плану счетов.

Если недостача выявлена в отчетном году, но она относится к прошлым отчетным периодам, и при этом выявлено виновное лицо, учтите ее в составе доходов будущих периодов. Одновременно сумму недостачи отнесите на виновное лицо. В этом случае делайте такие проводки:

Дебет 94 Кредит 98

 – отражена недостача, выявленная в отчетном году, но относящаяся к прошлым отчетным периодам;

Дебет 73 Кредит 94

 – отнесена недостача имущества на сотрудника.

По мере погашения сотрудником задолженности делайте проводку:

Дебет 98 Кредит 91-1

 – включена в состав доходов недостача, погашенная сотрудником.

В статье 232 Трудового кодекса РФ сказано, что расторжение трудового договора не освобождает сотрудника от возмещения ущерба. Но чтобы доказать, что недостача имущества возникла по вине сотрудника, нужно было провести инвентаризацию при его увольнении (п. 2 ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). По прошествии времени доказать вину уволенного сотрудника нельзя. Значит, и взыскать недостачу также нельзя.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании суммы причиненного ущерба с них, недостачу имущества списывайте на финансовые результаты организации. Сумму недостачи относите к прочим расходам. Документом, которым можно подтвердить отсутствие виновных лиц, может быть, например, оправдательный приговор суда, постановление о приостановлении уголовного дела и т. д. (п. 5.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Сумму убытка определяйте исходя из стоимости недостающего имущества по данным бухучета. В этом случае сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 94

 – списан убыток от недостачи имущества в связи с отсутствием виновного лица (отказом во взыскании ущерба).

Такой порядок следует из подпункта «б» пункта 3 статьи 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, пункта 11 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов.

Если причиной недостачи стали форс-мажорные обстоятельства, недостачу имущества учтите в составе убытков отчетного года по балансовой стоимости. При этом сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 94

 – списан убыток от недостачи имущества, возникшей в результате форс-мажорных обстоятельств.

Такой порядок следует из пункта 13 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов.

Занятие№15

Потери и недостачи товаров могут возникнуть в следующих случаях:

а) недостача и порча товаров, обнаруженные при приемке их от поставщиков:

в пределах норм естественной убыли;

сверх норм естественной убыли;

б) недостача и порча товаров, выявленные в неторговой организации при проведении инвентаризаций и проверок:

в пределах норм естественной убыли;

сверх норм естественной убыли;

в) потери товаров при авариях, пожарах и стихийных бедствиях;

г) потери товаров от завеса тары;

д) образования отходов.

Недостачи и потери от порчи товаров учитываются по дебету одноименного счета и списываются с указанного счета:

а) обнаруженные при их приемке от поставщиков - в порядке, изложенном в пунктах 58 - 61 настоящих Методических указаний, со следующими особенностями:

суммы недостач и потерь от порчи в пределах норм естественной убыли относятся (списываются) на расходы на продажу;

если поставщиком товара была предоставлена скидка на возмещение возможных потерь товаров, сумма недостачи и потерь от порчи товаров (сверх норм естественной убыли), обнаруженных при их приемке, могут списываться на расходы на продажу в пределах сумм предоставленной скидки;

б) выявленные при инвентаризациях, проверках, а также в результате аварий, пожаров и стихийных бедствий.

Списание товарных потерь в пределах норм естественной убыли производится только в случаях, когда такие нормы утверждены в установленном порядке. В случае отсутствия утвержденных норм естественной убыли потери считаются сверх норм естественной убыли.

Занятие №16

Счет 94 "Недостачи и потери от порчи"

Одним из требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету на предприятии, является поддержание соответствия учетных данных и фактического наличия материально - производственных запасов и средств производства (материальных ценностей) в предусмотренных для них местах хранения и содержания. Несоответствия количества и степени сохранности материальных ценностей может быть выявлена на различных этапах оборота - при поступлении на склады, передаче в производство, внутренних перемещениях из одного места хранения в другое, хранения на складах готовой продукции и отгрузке покупателю. Каждая из этих операций сопровождается документальным оформлением приема - передачи ценностей между материально ответственными лицами. Помимо этих случаев, обязательные сверки выполняются в процессе инвентаризации - либо плановой, либо проводимой в связи с наступлением таких значимых событий, как смена материально ответственных лиц.

Недостачи или потери качества (полностью или частично) материальных ценностей отражаются в бухгалтерском учете на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Факт недостачи или потери качества отражается по дебету счета в корреспонденции со счетами учета соответствующих материальных ценностей в суммах их балансовой стоимости. Списание сумм недостачи или потери качества со счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" зависит от выявленных перспектив восполнения потерь. Невосполнимые потери могут отражаться по кредиту счета в корреспонденции со счетом 90 "Прочие доходы и расходы", а восполнимые потери - в корреспонденции со счетами учета источника восполнения.

Некоторые типовые проводки по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи".Д К    Содержание хозяйственной операции

94   01    Отражена остаточная стоимость недостачи основных средств

94   10    Учтена недостача материалов, выявленная по результатам инвентаризации складов организации

94   20    Отражена в учете недостача, выявленная в основном производстве

94   45    Учтена недостача готовой продукции, отгруженной покупателю

94   71    Отражена сумма необоснованно потраченных подотчетных средств

Некоторые типовые проводки по кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи"Д К    Содержание хозяйственной операции

23   94    Потери ценностей в пределах норм естественной убыли учтены в составе расходов вспомогательного производства

44   94    Потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли учтены в составе расходов на продажу

70   94    Потери ценностей сверх норм естественной убыли удержаны из зарплаты материально ответственного лица

73   94    Сумма недостачи материальных ценностей сверх норм естественной убыли списана за счет виновных лиц

91   94    Сумма недостачи сверх норм естественной убыли, по которой не выявлен круг виновных лиц, учтена в составе прочих расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №1

Инвентаризация - это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учета.

Термин «инвентаризация» происходит от латинского слова «инвентарь» (лат. inventarium - роспись, опись) и означает опись имущества (вещественных ценностей и расчетов). Однако в настоящее время в организациях возникли другие новые объекты бухгалтерского учета, которые не имеют натурально-вещественной формы, но подлежат также инвентаризации. К ним относятся нематериальные активы. Поэтому инвентаризация в современных условиях имеет иной смысл, так как инвентаризации подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и такие новые объекты бухгалтерского учета как: нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций и др.

Основные задачи инвентаризации:

1)выявление фактического наличия имущества на предприятии;

2)контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) выявление неиспользуемого имущества;

4)проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;

5)проверка реальности стоимости учтенного в балансе имущества.

Инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета, а также методологическим приемом фактического контроля при проведении ревизии, аудита и др.

Инвентаризация представляет собой проверку объектов бухгалтерского учета в натуре органолептическим путем, т.е. способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.

Сущность инвентаризации состоит в том, что в наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируется в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подвергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.

В основу классификации инвентаризаций положены два признака: полнота охвата ценностей, назначение и характер проверки.

В зависимости от полноты охвата ценностей инвентаризации подразделяются на полные, частичные, выборочные и сплошные.

Полная инвентаризация - это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Она проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и распространяется на все без исключения материальные ценности и денежные средства, расчеты и другие статьи баланса.

Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов и охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.

Выборочная инвентаризация касается только части определенного вида имущества предприятия. Она может проводиться по переоценивающимся материальным ценностям. Выборочные инвентаризации снижают трудоемкость контрольных работ и позволяют сократить время проведения этих работ. Однако они не гарантируют безусловной объективности результатов проверки в натуре, а в случае причинения материального ущерба выборочные инвентаризации не позволяют определить полностью размер ущерба. В этих условиях необходимо проводить сплошную инвентаризацию.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.

В зависимости от назначения и характера различают два вида инвентаризаций: плановые (периодические) и внеплановые.

Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации и т.д.).

Внезапные (внеплановые) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др. Таким образом, внезапные инвентаризации проводят по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и др.) по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

По содержанию различают инвентаризацию ресурсов и инвентаризацию процессов.

Инвентаризация ресурсов означает проверку в натуре имущества организации.

Инвентаризация процессов означает проверку в натуре отдельных моментов процессов кругооборота средств организации. Например, в процессе производства в натуре могут быть проведены выполненные работы, отдельные затраты на материалы и т.д. В процессе реализации могут быть осмотрены в натуре расчетно-финансовые операции, а в процессе снабжения - расчетно-заготовительные операции.

В соответствии с положением о бухгалтерском учете предприятия самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения. Кроме этого обязательно проводятся инвентаризации в следующих случаях:

1)при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество;

2)перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года); 3)инвентаризация основных средств может проводится один раз в три года;

4)при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

5)при установлении фактов хищений, а также порчи ценностей - немедленно после установления фактов;

6)в случае пожара или стихийных бедствий;

7)при реорганизации или ликвидации организации;

8)при переоценке имущества;

9)при бригадной материальной ответственности проведение инвентаризации обязательно 10)при смене бригадира, при выбытии более 50% его членов, а также по требованию одного из членов бригады;

11)в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

 

Занятие № 3Самостоятельная работа№2

Инвентаризация основных средств

Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).

До начала инвентаризации проводится проверка:

  1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  2. технических паспортов или другой технической документации;
  3. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.