Кукла, одна из самых важных игрушек — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кукла, одна из самых важных игрушек

2020-08-21 125
Кукла, одна из самых важных игрушек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если от игрушки требуется, главным образом, чтобы она воздействовала на силы фантазии и, кроме того, она должна сообщать живые органичные впечатления (поэтому мы рекомендуем сучья, а не геометрически оформленные кубики), это в особой мере касается куклы. Кукла - это образ человека, и поэтому для каждого развивающегося человеческого существа она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет в его фантазии представление о его собственном строении.

Это позволяет сделать два необычайно важных вывода. Во-первых, было бы неразумно по причине неправильного понимания "материнской деятельности" навязывать девочкам эту игрушку и не давать ее мальчикам. Такое разделение полов не имеет педагогического значения и не замечает того, что важно в этом возрасте. Во-вторых, самое неправильное, с этой точки зрения, что можно сделать, - это снабдить такую куклу всеми анатомическими деталями, технически усовершенствовать ее так, чтобы она могла открывать глаза, мочить пеленки, чтобы ее можно было кормить, и т.д.

В таком случае ребенку не удается выразить силы своей фантазии как раз в обращении с этой самой важной игрушкой. Но эти силы хотят трудиться и ослабевают зачастую лишь потому, что им не хватает работы, которая могла бы их подкрепить. С силами фантазии дело обстоит так же, как и с человеческими мышцами, которые укрепляются путем многократного их напряжения. Неудивительно, что дети становятся все более взыскательными по отношению к куклам, и без того напичканным всякими необычными "штучками".

Прелесть новизны нередко очень быстро улетучивается, так как однообразная и поэтому такая убогая деятельность, к которой вынуждает техническое устройство (например, у "говорящей" куклы), становится скучной. А лишенная всякого художественного вкуса слащавая улыбка, маской застывшая на кукольных лицах или нелепо растопыренные пальцы "красивой" ярмарочной куклы?

По многогранности ощущений, возникающих благодаря фантазии, ничто не сможет сравниться с совершенно незамысловатой узелковой куклой, сделанной из обычного платка. Ведь, в общем-то, в куклу - живое отображение человека, его и превращает только лишь фантазия. С помощью этой способности ребенок сможет представлять себе человека по-разному; это представление ни в коем случае не должно быть раз навсегда установленным, основанном на кукле. У многих нынешних детей фантазия атрофирована настолько, что они не представляют себе, как можно играть с подобной куклой из узлов, и понимающая мать должна помочь им в этом. Часто удивляет, с какой быстротой можно нагнать упущенное, если дать ребенку необходимые игрушки. После пятого года жизни вероятность удачи намного меньше. Если мать, осознавая необходимость этого, сама сумеет относиться к кукле как следует, ребенок перенимает такое отношение. Если это не удастся, что тоже возможно по вполне понятным причинам, то лучше ей сшить обыкновенную куклу-марионетку, набитую овечьей шерстью, и платьица для нее, чем дать своему ребенку готовую куклу из магазина игрушек.

ИГРУШКИ В САДУ

(см. страницу рисунков 1)

Для игр в саду важнее всего песочница. Поэтому ее нельзя делать слишком маленькой и мелкой. Песок является идеальным материалом для детской руки, которой все время хочется формировать и переделывать. В него можно добавить твердых ракушек и интересных камней. Маленькие ивовые корзины для просеивания песка, деревянные лопатки и чурки разной формы дают идеи для множества игр. Вместо цинковых ведерок, которые уже не продаются, можно дать детям ведерко для меда.

Желательно, чтобы кроме песочницы был еще уголок для игр, особенно если в нем будет бревно, несколько пней разной длины и толщины и несколько гладкооструганных досок. С помощью всего этого дети в зависимости от их возраста могут обставлять "квартиры" "столами", "табуретками", "скамейками"; могут построить качели, асфальтовый каток и многое другое. Эти предметы дают возможность "поиграть" в полном смысле слова. (См. также гл.: "Игра означает процесс").

Садовый домик, в котором, например, могут храниться доски, представляет собой нечто особенное, так же, как и качели. От строительства типовых игровых площадок с готовыми "железными дорогами", приспособлениями для лазания, горками можно сознательно отказаться по той причине, что их ведь нельзя изменять, т.е. они не подходят для настоящей игры. От всего этого дети не получают радости преобразования и собственного творчества. Готовое, законченное (отрада для взрослых) может лишь пассивно обслуживаться ими.

Настоятельно рекомендуем, чтобы кроме песочницы и уголка для игр был еще луг с деревьями и кустами и, по возможности, площадка, выложенная каменными плитами. Здесь можно положить деревянные чурбаки, тоже дающие детям импульсы для творчества. Здесь можно и попрыгать со скакалкой, и поиграть в мяч, покрутить волчок. Дети школьного возраста будут рисовать тут мелом свои "классы". Под зонтом от солнца могут развернуть свои владения куклы-мамы.

Наряду со всеми этими вариантами важно, разумеется и то, чтобы в парках и во время прогулок по лесу дети могли поиграть в подвижные игры: салки, горелки, прятки и т.п.

ИГРА И УБОРКА

Игра и уборка связаны друг с другом как вдох и выдох, как сон и бодрствование. Поэтому имеет смысл запланировать специальное время для уборки по окончании игр или, в семье, в конце дня, в течение которого взрослый, а со временем сами дети приводят все в порядок и относят каждую вещь на свое место. Когда это занятие приобретает такое же значение, как приготовление пищи, еда или прогулка, оно перестает быть бременем, а входит в привычку и становится само собой разумеющимся. И тогда возникнет чувство радости и удовлетворения. Детей ведут укладываться спать или заниматься какими-то другими делами только после того, как все тщательно убрано.

Если игрушки хранятся на занавешенных полках, разные корзины и другие предметы не только легко найти, их так же легко и убирать. Не рекомендуем использовать ящик для игрушек, в который просто складывают все, что разбросано кругом и потом накрывают. Такой ящик не поможет воспитать в детях аккуратность и старательность, он лишь будет скрывать беспорядок. (См. также гл.: "Как влияют на ребенка чувственные впечатления".)

Часто проблемы с уборкой возникают только потому, что от детей, которым нет еще и шести, ожидают слишком многого. Увещевания типа: "Ты ведь уже большой и можешь сам все убрать" ставят перед ребенком задачу, до решения которой он пока не дорос. Когда вместе с ребенком трудится взрослый, он может оживить понятие "уборка" с помощью образов. "Поезд должен отправляться на вокзал, корабли - в порт, носильщик мебели относит стулья к столу". Примерно до третьего года жизни дети будут усердно собирать все вместе со взрослым и складывать в корзины; не каждый раз можно ожидать, что все игрушки попадут в "свои" корзины, но ведь взрослый позаботится потом, чтобы все было так, как нужно. Наблюдая за взрослым в то время, как он собирает игрушки, ребенок начинает подражать ему.

Между 3,5 и 4,5 годами уборка часто бывает связана с процессом игры. Если нужно, например, отнести строительные чурбачки в большую корзину, мальчик 4,5 лет может из куска коры построить приспособление типа кузова самосвала и опрокидывать их в корзину. Или, когда ребенок складывает лоскутки, в голову ему приходит мысль о гладильной машине и он, сложив лоскутки в несколько раз, протягивает их по ребру маленькой табуретки.

Все это говорит нам о том, что уборка не должна осуществляться в спешке и в то же время нужно внимательно следить за ребенком, уметь увидеть, когда уборка начинает превращаться в игру и при необходимости напоминать ему о первоначальной задаче. Детям между пятью и шестью годами нужно поручать конкретные дела: привести в порядок кукольный уголок, рассортировать семена в "магазине" и поставить на место корзины и т.п. По достижении детьми школьного возраста уборка должна становиться все более самостоятельной. Но все же дети порой нуждаются в присмотре и совете взрослых.

Не следует прерывать детей во время игры, говоря им, что пора наводить порядок. Иногда детей приучают к тому, что прежде чем достать новую игрушку, они должны убрать старую. Но это значит, что все каждый раз приходится начинать заново, что не позволяет сделать игру насыщенной и разнообразной.

Родители и воспитатели, которые будут с удовольствием заниматься уборкой и очень сдержанно хвалить при этом детей, скоро заметят, что время уборки становится для детей само собой разумеющимся.

"КРУПНОМАСШТАБНОЕ" СТРОИТЕЛЬСТВО

Под этим видом строительства подразумевается то, что дети строят дома, палатки, квартиры, корабли, автомобили и т.п. и применяют для этого деревянные стойки, столы, стулья, табуретки, скамеечку для ног и многое другое. Они начинают заниматься этим примерно в возрасте между четырьмя и пятью годами. (См.также гл.: "Игра означает процесс"). Осуществляя подобную деятельность, дети следуют изначальной потребности, проявление которой можно наблюдать во многих детских играх - создать оболочку, в которую можно забраться.

Важен материал, который мы можем дать детям для строительства таких "произведений архитектуры": деревянные стойки, "строительные" лоскуты больших размеров, лоскуты для ряжения, мешочки с песком, деревянные бельевые прищепки, байковые простынки или старые шерстяные одеяла, головные повязки, шнуры, деревянные чурки.

Деревянные стойки

(см. стр. рис. 2)

Деревянные стойки относятся к предметам, которые желательно иметь в комнате каждого ребенка. По причине широкой возможности применения без них почти нельзя обойтись.

Модель А

Если занавесить две такие стойки, они образуют уголок для кукол или "магазин"(см. стр. рис. 1, 2, 3, 16). Если отодвинуть занавески в сторону, можно будет устроить кукольный театр (см. гл.: "Куклы-статуэтки"). Если на доску кладется байковая простынка и подушка для игр и занавески свисают по обеим сторонам стойки (см. "Занавески для стоек, вариант "b"), получится уютная кровать с балдахином. Или: на верхней балке с помощью шнуров можно закрепить гамачок или корзинку и покачать в них куклу.

Модель B

Такую стойку детям легче всего переносить с места на место и поэтому она особенно подходит для "крупномасштабного" строительства. Все края должны быть хорошо закруглены. Верхнюю поперечную балку можно сделать выдвижной. В этом случае по обеим сторонам планок стойки можно вставить извлекаемые деревянные клинья. На верхнюю балку, как на шест для гардин, можно надеть занавески с широкой подгибкой, тогда они провисят долго. В верхней поперечной балке можно просверлить отверстия, в которые, если потребуется, можно вставить толстые гибкие трубки (диаметром ок. 1см) в качестве элемента-связки с другой стойкой (эти трубки будут входом или крышей). На концы поперечной балки, оформленные в виде крючка, можно повесить петли "дверей" (см.: "Занавески для стоек") или колокольчик, выполняющий функцию дверного звонка. Под доской (модель А) можно на всякий случай укрепить вторую балку, чтобы стойка была достаточно прочной.

Занавески для стоек

Материал: больше всего подойдет однотонный батист или другая одноцветная тонкая хлопчатобумажная ткань. При ширине ткани 80 см потребуется два полотнища, при ширине ткани 120 или 140 см - только одно.

Размеры:

а) длина выкройки одного полотнища - 1,13 м, т.е.: готовая длина 98 см, припуск на подгибку вверху - 10 см, внизу - 5 см.

б) длина выкройки - 2,10 м, припуск на подгибку внизу - 5-6 см; сложить выкройку пополам и прострочить на расстоянии 10 см от сгиба, чтобы занавески можно было сдвигать.

Двери: длина выкройки 1,02 м, готовая длина - 95 см, припуск на подгибку внизу - 5 см, вверху - 2 см. В верхний припуск на подгибку вшить по обеим сторонам по одной петле из той же ткани длиной примерно 10 см, шириной 2 см.

Размеры полотнища для входа или крыши определяются в зависимости от высоты арок. Эти полотнища не должны свисать до пола.

Лоскуты для игр

(см. стр. рис. 3)

"Строительные" лоскуты

Одноцветные лоскуты, которые мы можем дать детям для игр, относятся к самым важным и любимым детьми вещам. С их помощью можно сделать почти все, что угодно. Они служат для строительства "домов", когда ими занавешивают столы, стойки и придвинутые друг к другу стулья; используются в качестве подстилки при строительстве из деревянных чурок (они могут быть лугом, морем, полем и т.д.), из них можно сделать мешок для переноски каштанов, еловых шишек и т.д.; подстилку для самодельного поезда (см.гл.:"Поезда из поленьев, покрытых корой"), если узко сложить их вдоль; если узко сложить их по длине и скатать, они могут быть пожарным шлангом. Они очень хорошо подойдут для всяческих переодеваний. Фантазия детей не знает границ и во время игр с лоскутами у них будут появляться все более богатые идеи. Для того, чтобы "утяжелить" такие лоскуты, чтобы они, например, не сползали со стола, очень хорошо подходят мешочки с песком.

Материал: хлопчатобумажная бязь, тонкий лен или поплин разных цветов, не очень ярких.

Размеры: примерно 80 х 150 см.

Лоскуты для ряжения

Для ряжения лучше брать более легкие ткани, к примеру, хлопчатобумажный батист, потому что такие ткани легче всего использовать в подобных целях, нежели строительные лоскуты. Из них мастерят не только длинные юбки, платки, которые можно накинуть на плечи, крылья ангелов, накидки и всякие головные уборы, но и наряды, указывающие на определенную роль в игре: врач, медсестра, пожарник, мама, бабушка, король, принцесса, невеста. Для укрепления лоскутов на голове или в качестве пояса служат головные повязки или шерстяные шнуры.

Материал: одноцветный хлопчатобумажный батист или очень тонкая бязь.

Размеры: примерно 80 х 120 см.


 

Головная повязка

(см. стр. рис. 4)

С помощью таких повязок очень удобно закреплять на голове лоскуты для ряжения. Но их применяют еще и в качестве поясов, лент для перевязывания кукольных пеленок или туго скатывают и аккуратно прикрепляют в комнате для кукол, имитируя абажур.

Материал: толстая мягкая шерсть, лучше всего желтого цвета,крючок для вязания.

В начале работы (см. стр. рис. 4) провязать 20 или 25 см воздушными петлями, в обратную сторону вязать цепочечной петлей, т.е. ввести крючок, вытянуть нитку и сразу протянуть через имеющуюся петлю. Теперь начинается средняя часть: 40 см воздушными петлями, затем перевернуть, 1 воздушная петля, 1 цепочечная петля и полустолбик (т.е. накид, вытянуть нитку и сразу протянуть), обычный столбик; так продолжать до тех пор, пока не останется 2 петли; затем опять провязать полустолбик, одну цепочечную петлю.

Вторая завязка: 20-25 см воздушных петель и в обратную сторону вязать цепочечными петлями. Нитки в начале и в конце работы закрепить (зашить) при помощи иголки.

Шнуры

Сколько ни давай детям толстых шерстяных шнуров, им все будет мало. Они используют шнуры для закрепления лоскутов, в которые они наряжаются; если привязать такой шнур к палке, получится удочка; связав несколько шнуров друг с другом, можно сконструировать подвесную канатную дорогу или изготовить телефонную проводку; порой с их помощью дети строят весы, если когда-нибудь им посчастливилось видеть старинные весы; иногда дети обвязывают их вокруг "шеи" узелковых кукол и таким гениальным способом превращают их в марионеток. Эти немногочисленные примеры говорят о широких возможностях применения шерстяных шнуров.

Материал: толстая качественная шерсть, вязальный крючок N5 или N6.

Провязать от 60 до 80 см воздушными петлями шерстью в 3-5 сложений. Оставшиеся в конце и начале работы нитки хорошо закрепить.

Мешочки с песком

(см. стр. рис. 4)

С их помощью можно придавить строительные лоскуты на столах или на другой мебели, не нанося при этом мебели никаких повреждений, которые могут произойти при использовании, например, деревянных брусков. Фантазия детей превращает мешочки с песком в лыжи (если их привязать к ногам), в груз подъемника или в рыбу на удочке; в штемпельную подушку при игре в почту; в груз для деревянного поезда и т.д.

Материал: очень плотная ткань, через которую не может просеиваться песок, например, тик, одноцветная ткань для чехла, 300 - 350 граммов песка для каждого мешочка.

Размеры: 18 х 13 см (готовое изделие).

Выкройка для наволочки-чехла: 14,5 х 49 см.

Сшить из плотной ткани мешочки, наполнить их песком и зашить четвертую сторону. Чехол лучше сделать без застежки и надевать на мешочек, не закрепляя. Тогда его легко можно будет снять и выстирать.

Сначала подрубить узкие стороны, затем сложить ткань в соответствии с размерами мешочка изнаночной стороной наружу и выполнить боковые швы.

Вывернуть и отутюжить.

Подушка для игр

(см. стр. рис. 4)

Мягкая, наполненная шерстью подушка порадует любого ребенка. С ее помощью на скамье или на ковре, лежащем на полу,ребенок может построить себе кровать; на ней можно сидеть на полу среди игрушек; можно шнурами привязать подушку к голове (получится шлем пожарного) или на спину (тогда она будет школьным ранцем).

Размеры готовой подушки: примерно 40 х 30 см.

Материал: простая бязь или любой другой лоскут на чехол для шерсти. Ткань для наволочки (очень хорошо было бы использовать хлопчатобумажный велюр). Хорошо распушенная или чесаная овечья шерсть (желательно в несколько слоев).

Чехол для шерсти сшить с трех сторон, хорошенько набить шерстью, затем зашить четвертую сторону. Сшить и надеть наволочку.

СТРОИМ НА ПОЛУ И НА СТОЛАХ

Нет такого ребенка, которому может надоесть доставать все свои строительные материалы и каждый раз с новым вдохновением строить из них свои владения такими, какими он их себе представляет: ведь он всегда является тем человеком, вокруг которого происходят все события.

Когда ребенок играет, например, в штурмана, ему нужен корабль, а в придачу к нему - река или море, в котором есть ракушки; когда он - пастух, ему нужно пастбище с овцами и дом для жены и детей, а когда он крестьянин, еще и хлев с животными, лошадь и повозка; когда он машинист, ему требуется поезд с пассажирами или грузами. Чем больше дети видят, насколько многообразен окружающий их мир (или если им рассказывают об этом), тем многообразнее детские постройки: например, лес с норами для зверей и кормушки; гора, на которой живет много гномов и в которой прячется их пещера.

Незамысловатые игрушки - вырезанные из дерева или сшитые - побуждают ребенка окружать их множеством предметов, которыми изобилует природа: корни, камни, ракушки, куски коры, шишки и плоды, такие, например, как каштаны и желуди. Все эти предметы должны отбираться по одному основному принципу: как можно более дифференцированно воздействовать на способность маленького ребенка тонко чувствовать. Это касается и гармонирующих друг с другом красок, и пластичных форм и различных качеств таких материалов, как камень, дерево, шерсть, кора, ткани (см. также гл.: "Как влияют на ребенка чувственные впечатления?").

Следует принимать во внимание, что дети младшего возраста, примерно до четвертого года жизни, не могут еще построить какой-то конкретный пейзаж или что-нибудь подобное. В большинстве своем они ставят все игрушки рядом друг с другом в пределах очень тесного пространства и заканчивают "строительство", как только корзинка пустеет.

Строительные чурбачки

(см. стр. рис. 5)

Строительные чурбачки из разных по размеру сучьев, покрытых корой, не только предлагают изобилие органичных форм и природных красок - многие из них в силу какой-нибудь особенности (например, торчащего сбоку сучка или изогнутой формы) позволяют детям разглядеть в них предметы из области повседневной жизни. Так, изогнутый сук может быть сначала мостом, потом мечом, трубой, косой. Или, например, торчащий сбоку сучок может быть колодцем, трубой локомотива, выступом, на котором висит дверной колокольчик, частью изгороди. При постройке дома, маяка или другого здания эти чурбачки крепятся не с помощью удобной системы кнопок и винтиков: дети должны суметь почувствовать действие сил равновесия.

Материал: березовые сучья и другие деревяшки с красивой корой диаметром примерно от 2 до 5 см, в зависимости от их толщины.

Сучья распиливают на кусочки разной длины, примерно от 2 до 2,5 см. Некоторые толстые сучья можно топором расколоть пополам. От очень толстых сучьев отпилить пластинки толщиной приблизительно от 2,5 до 4 см. Никогда не отпиливайте до основания сучки, торчащие сбоку, всегда оставляйте несколько сантиметров. Края поверхности среза, чтобы они не были очень острыми, обстругать ножом для резьбы по дереву или обычным перочинным ножом. Сами поверхности среза отшлифовать наждачной бумагой и затем натереть бальзамом из пчелиного воска или чистым льняным маслом и отполировать. Это защищает дерево и его легко можно будет очистить (см.: "Приложение. Уход за деревянными игрушками и их чистка"). Для хранения чурбачков особенно хороши большие ивовые корзины.

В качестве дополнения к строительным чурбачкам: хранящиеся в отдельных корзинах куски коры, сосновые шишки, камни, ракушки, овечья шерсть, перья, каштаны, желуди. Далее: вырезанные из дерева фигурки людей и животных (см. стр. рис. 6б), куклы-статуэтки (см. стр. рис. 8), гномики (см. стр. рис. 8); маленькие строительные лоскутки и деревянные бельевые прищепки.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.