Циклические агрессивные реакции. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Циклические агрессивные реакции.

2020-07-03 96
Циклические агрессивные реакции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Обычно это агрессивные реакции на избирательные игрушки, предметы, привлекшие внимание ребенка.

Например, девочка тянется к бумажной гирлянде из ярких матрешек, которая ей явно понравилась, со словами: "Дай куколку!"- берет в руки, но почти сразу же разрывает, после этого опять: "Дай куколку!" и так без конца.

Можно предположить, что в основе, таких как бы механически происходящих разрядов, которые очень трудно купировать, лежит грубо поврежденный механизм аффективного-ориентировочного действия. Стимул, оцениваемый ребенком как положительный, аффективно значимый, запускает активность по его достижению. Однако она не разворачивается, не доводится до конца, обрываясь на агрессию. Такой неадекватный срыв, возможно, происходит в связи с повышенной пресыщаемостью ребенка, доставляющей ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующей агрессивное действие по отношению к объекту.

 

Справиться с такими проявлениями агрессии с помощью какого-либо психологического приема практически невозможно. Единственный выход - убирать из поля зрения ребенка объекты, наиболее его привлекающие и скорее вызывающие пресыщение, и пытаться переключать его на менее аффективно значимые, но обязательно приятные и тонизирующие раздражители (на возню с водой, с мыльными пузырями, яркими предметами и т. п.).

Импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей.

Эти действия являются результатом искажения базальной аффективной ориентировки на наиболее сильные раздражители, исходящие от внешнего облика человека, прежде всего, матери (руки, глаза, волосы). Запускаемые этими значимыми сигналами адаптивные реакции не доводятся до конца, и их "обломки" внешне выражаются как навязчивые агрессивные действия, влечения. В такой ситуации необходимо пытаться быстро переключить ребенка, не дать ему зафиксироваться на этих импульсивных агрессивных действиях. Это особенно важно в тех случаях, когда агрессивное отношение к окружающим приобретает грубо извращенный характер, выглядит как непреодолимое, патологическое влечение (например, ребенок набрасывается на ноги взрослого и напряженно прижимается к ним лицом).

Генерализованная агрессия

Выглядит эта агрессия следующим образом: ребенок как бы случайно поддается на любую провокацию из окружения - разбрасывает вещи, рассыпает мозаику, разливает краску и т. д. На раз совершенном действии, сразу происходит фиксация, ребенок приходит в возбуждение. Если пытаться в этот момент его остановить, переключить - у него начинает нарастать напряжение, может усилиться двигательное беспокойство, возникнуть аффективный взрыв. Ребенку действительно необходимо такое "выпускание" внутреннего напряжения. Однако нельзя просто разрешить подобные агрессивные действия или игнорировать их. Одно снятие барьера может привести лишь к усилению возбуждения ребенка.

Необходимо активно подключиться к подобным аффективным действиям, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, подключая их к созданию нового яркого эмоционального образа. Так, рассыпание мозаики можно превратить в "салют" или "дождик", размазывание краски - в рисование моря или лужи, разрывание бумаги - в "снег", "полет бабочек" и т. д.

Таким образом, формируется новая эмоционально положительная доминанта.

Вместе с тем следует помнить о том, что создаваемые эмоциональные образы должны быть динамичными, толкающими ребенка на не менее аффективно заряженную активность. И, на построение зачатков сюжетной игры, которые в дальнейшем надо пытаться по возможности разворачивать (подробнее обыгрывать ситуации праздника с салютом, устраивать "купание в море" и т. д.), а затем пробовать соединять в единый сюжет.

 5. Спонтанная свернутая психодрама.

Когда мы придаем аффективным агрессивным разрядам ребенка игровой смысл, эмоционально положительно наполняем их и в такой форме делаем их "дозволенными", мы создаем ребенку своеобразную ситуацию "безопасности", доверия к взрослому, заинтересованности в контакте с ним. Одновременно мы повышаем его эмоциональный тонус. В этих условиях напряжение ребенка уменьшается, активность возрастает, и агрессивные тенденции приобретают уже более сложный и фиксированный характер. Они провоцируются чаще не отдельными свойствами объектов, а более общими,    признаками ситуаций, приобретают более избирательный характер и большую стойкость. Условно такие проявления агрессии можно назвать спонтанными свернутыми психодрамами.

Они выражаются в коротких стереотипных агрессивных действиях с игрушками, иногда сопровождаемых свернутыми речевыми комментариями. Например, девочка дверцей захлопывает игрушку в шкафу, напряженно шепча: "Закрыть! Закрыть, чтоб не вышел". Такие агрессивные вспышки обычно устойчивы. Совершая их, ребенок возбуждается, усиливаются его аутостимуляторные действия. В основе этого явления, как доказывает опыт коррекционной работы, обычно лежит ранее пережитый, но остающийся актуальным для ребенка конкретный страх. Так, в приведенном выше примере, в агрессивных действиях девочки отражался испытанный ею в прошлом сильный страх, связанный с эпизодом, когда приглашенная родителями няня заперла ее в туалете, в качестве наказания за плохое поведение. Таким образом, подобная форма агрессии носит защитный характер и представляет собой самостоятельную попытку ребенка справиться со своим страхом.

 

Психодрамой подобные устойчивые агрессивные действия можно назвать лишь условно, так как они не завершаются облегчением аффективного напряжения. Сам ребенок не может разрешить травмирующую его ситуацию, и в этом ему должен помочь взрослый.

Каждое свернутое агрессивное действие, демонстрируемое ребенком, необходимо привести к моментальному положительному завершению. Например, в приведенной выше ситуации можно было бы так комментировать действия девочки: "Закрой, закрой, как следует дверь, позаботиться о малыше, а то уже зима на улице, и снег идет и ветер холодный дует, пусть поспит в тепле, а то еще простудится. Какая, ты умница, что устроила ему теплый и уютный домик".

Условие, которое следует соблюдать при проигрывании подобных психодрам, - это первоначальная необходимость их многократного стереотипного повторения.

Ребенок должен отработать, присвоить себе этот способ острого изживания актуального для него страха, с помощью, а затем и самостоятельно несколько раз проиграть его. Только после этого можно пытаться постепенно расшатать этот стереотип, "подбрасывая" ребенку в момент его наивысшего эмоционального подъема в игре какой-то новый неожиданный вариант благополучного разрешения психодрамы (лучше всего смешной).

6.Агрессивный контакт как вариант свернутой психодрамы.

 

Такой тип контакта обычно возникает лишь при заметном повышении эмоционального тонуса ребенка, его активности, на этапе установления с ним достаточно прочного непосредственного аффективного контакта, например в совместной игре или деятельности.

Проявляется это в форме физической агрессии: в попытках укусить взрослого за руку, ущипнуть, мазнуть краской и т. д. Ребенок получает от нее удовлетворение и ждет реакцию взрослого. Обычно ребенок "решается" на такое агрессивное действия на высоте своего эмоционального подъема, пытаясь обратить на себя внимание взрослого, но, не располагая самостоятельными адекватными способами взаимодействия с окружающими.

Такие проявления агрессии, которые являются неадекватными попытками ребенка самостоятельно поддержать контакт, нельзя резко обрывать, запрещать. Однако опасно и закреплять их в качестве доступного способа взаимодействия ребенка с близкими людьми.

Надо быть крайне внимательным в ситуации эмоционального контакта с ребенком, пытаться вовремя уловить агрессивное намерение и предотвратить его, быстро переключив ребенка на выполнение какого-либо иного аффективного действия. При этом необходимо постоянно подавать ребенку примеры социально-приемлемых способов взаимодействия с окружающими.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.