Как помочь ребенку справиться с гневом и агрессивными проявлениями. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Как помочь ребенку справиться с гневом и агрессивными проявлениями.

2020-07-03 71
Как помочь ребенку справиться с гневом и агрессивными проявлениями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как помочь ребенку справиться с гневом и агрессивными проявлениями.

1.Самоагрессия. 2

2.Циклические агрессивные реакции. 2

3.Импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей. 3

4.Генерализованная агрессия. 3

5. Спонтанная свернутая психодрама. 3

6.Агрессивный контакт как вариант свернутой психодрамы. 4

7. Агрессивные проявления, которые приобрели форму более сложного целенаправленного поведения. 5

8. Агрессивное отношение к близкому человеку. 6

9. Агрессивный контакт. 7

 

 

Наряду с когнитивной стороной развития, формированием навыков существует и другая важнейшая линия развития детей   - это формирование у ребенка психотехнических приемов эмоциональной организации поведения, выработка аффективных стереотипов, на основе которых организуется поведение человека.

 

Психическое развитие ребенка предполагает, поэтому и этап отработки и накопления простейших стереотипов поведения, опираясь на которые ребенок сможет гибко строить свои отношения с миром.

 

Никакой новый способ поведения не может быть навязан ребенку, не будучи аффективно обеспеченным. Ребенок не в состоянии воспринять и усвоить новый образец поведения, если аффективные механизмы, на которые этот образец должен опереться, не сформированы.

 

Другими словами, развитие и усложнение поведения ребенка всегда должно быть связано с развитием соответствующего нового уровня аффективной организации.

 

Аффективная сфера человека, так же как и когнитивная, проходит путь культурного развития, социализации.

Работа по гармонизации аффективного взаимодействия ребенка со средой, стабилизация его внутренних аффективных процессов, постановка ему правильного "аффективного дыхания" необходима не только в случаях особых трудностей развития. В сущности, это нормальный, естественный процесс воспитания ребенка, присвоения им культурных психотехнических приемов эмоциональной организации. Но если раньше он задавался самим традиционным укладом семьи, то теперь взрослый должен все более осознанно и направленно стимулировать и регулировать ход аффективного развития ребенка.

 

Даже имеющиеся аффективные впечатления современного ребенка часто бывают отрывочны, беспорядочны - они не складываются в правильные временные циклы. Они однобоки, а избыточная стимуляция одних уровней аффективной организации не может компенсировать пассивность других, ведь нормальная аффективная адаптация требует развития механизмов всех уровней и связывания их в единое целое эмоциональным смыслом.

 

Все это создает трудности формирования у ребенка адекватного аффективного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с ним. Может накапливаться даже особый аффективный голод к определенного рода впечатлениям, способствующий нестабильности поведения детей и подростков.

Направленное воспитание чувств, их развитие и иерархизация необходимы как профилактика аффективных конфликтов и нарушений социальной адаптации ребенка.

 

При этом важно отлаживание взаимодействия ребенка с близкими людьми.

В воздействии на ребенка следует опираться не только на высший уровень - уровень эмоционального сопереживания, контроля, но и сознательно поддерживать себя аффективными стимулами всех фоновых уровней. Использование взрослым адекватных способов эмоционального взаимодействия с ребенком должно способствовать правильному формированию его аффективной сферы, ее стабильности и гармоничности.

Специальные приемы купирования или смягчения агрессивных проявлений могут быть эффективны лишь при условии установления с ребенком  эмоционального контакта, снятия аффективного напряжения, борьбы со страхами, организации его поведения.

 

Далее приводятся некоторые способы помощи при агрессивных проявлениях у детей.

Самоагрессия.

 

Её необходимо срочно купировать, так как она часто бывает реально опасной для ребенка.

 

Проявляется она в виде громкого крика, плача. Ребенок падает на пол, может бить себя или бить ногами о пол.

Как показывает опыт нашей коррекционной работы, наиболее действенным оказывается следующий способ оказания "скорой помощи": взрослый начинает сопереживать ребенку, активно подключаясь к нему, "голося" вместе с ним, в унисон его отрицательным аффективным переживаниям; вербально обозначая его состояние, причитая "ой-ой-ой, какая беда!" В такой ситуации перенасыщения отрицательным аффективным знаком ребенок почти всегда замолкает, на время успокаивается, иногда, что особенно ценно, принимает формулировку взрослого и в дальнейшем использует ее вместо недифференцированного крика.

 

Подобная форма агрессивного реагирования возникает в ситуации стресса (требование ребенка невозможно удовлетворить)

Говоря о проявлениях самоагрессии в вербальном плане, мы имеем в виду не столько тот факт, что такой ребенок застревает на неприятных впечатлениях (разговоры о помойках, пожарах, болезнях), сколько то, что он ставит себя в центр воображаемой устрашающей ситуации. Он либо тот, кто принимает наказание, либо тот, кто становится жертвой стихии, либо тот, кто страдает от тяжелой болезни. Например, запрет взрослого выглядывать из окна, залезая на подоконник, ребенок встречает словами: "Пусть я упаду с высоты девятиэтажного дома и разобьюсь на мелкие кусочки". Эти тенденции усиливаются при попытках взрослого пресечь нежелательные влечения ребенка, запретить ему подобные агрессивные фантазии.

 

Единственный выход в устранении таких разрядов самоагрессии - не фиксировать дополнительно внимание ребенка на страшных, тяжелых впечатлениях, давать им по возможности вербальное положительное разрешение. Безусловно, подобные влечения, соответствующие проявлениям самоагрессии, следует держать все время под контролем, но, не категорично запрещая их, а, вводя в контекст беседы социально приемлемые и нужные знания и способы деятельности в опасной ситуации, которую затронул ребенок.

 

Так, например, если ребенок фантазирует, как он может сгореть при пожаре, можно развить тему и сообщить ему, что при возгорании опаснее дым и необходимо смочить платок или любую ткань закрыть органы дыхания, а ловкие и смелые пожарные не дадут сгореть и помогают людям.

 

Генерализованная агрессия

Выглядит эта агрессия следующим образом: ребенок как бы случайно поддается на любую провокацию из окружения - разбрасывает вещи, рассыпает мозаику, разливает краску и т. д. На раз совершенном действии, сразу происходит фиксация, ребенок приходит в возбуждение. Если пытаться в этот момент его остановить, переключить - у него начинает нарастать напряжение, может усилиться двигательное беспокойство, возникнуть аффективный взрыв. Ребенку действительно необходимо такое "выпускание" внутреннего напряжения. Однако нельзя просто разрешить подобные агрессивные действия или игнорировать их. Одно снятие барьера может привести лишь к усилению возбуждения ребенка.

Необходимо активно подключиться к подобным аффективным действиям, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, подключая их к созданию нового яркого эмоционального образа. Так, рассыпание мозаики можно превратить в "салют" или "дождик", размазывание краски - в рисование моря или лужи, разрывание бумаги - в "снег", "полет бабочек" и т. д.

Таким образом, формируется новая эмоционально положительная доминанта.

Вместе с тем следует помнить о том, что создаваемые эмоциональные образы должны быть динамичными, толкающими ребенка на не менее аффективно заряженную активность. И, на построение зачатков сюжетной игры, которые в дальнейшем надо пытаться по возможности разворачивать (подробнее обыгрывать ситуации праздника с салютом, устраивать "купание в море" и т. д.), а затем пробовать соединять в единый сюжет.

 5. Спонтанная свернутая психодрама.

Когда мы придаем аффективным агрессивным разрядам ребенка игровой смысл, эмоционально положительно наполняем их и в такой форме делаем их "дозволенными", мы создаем ребенку своеобразную ситуацию "безопасности", доверия к взрослому, заинтересованности в контакте с ним. Одновременно мы повышаем его эмоциональный тонус. В этих условиях напряжение ребенка уменьшается, активность возрастает, и агрессивные тенденции приобретают уже более сложный и фиксированный характер. Они провоцируются чаще не отдельными свойствами объектов, а более общими,    признаками ситуаций, приобретают более избирательный характер и большую стойкость. Условно такие проявления агрессии можно назвать спонтанными свернутыми психодрамами.

Они выражаются в коротких стереотипных агрессивных действиях с игрушками, иногда сопровождаемых свернутыми речевыми комментариями. Например, девочка дверцей захлопывает игрушку в шкафу, напряженно шепча: "Закрыть! Закрыть, чтоб не вышел". Такие агрессивные вспышки обычно устойчивы. Совершая их, ребенок возбуждается, усиливаются его аутостимуляторные действия. В основе этого явления, как доказывает опыт коррекционной работы, обычно лежит ранее пережитый, но остающийся актуальным для ребенка конкретный страх. Так, в приведенном выше примере, в агрессивных действиях девочки отражался испытанный ею в прошлом сильный страх, связанный с эпизодом, когда приглашенная родителями няня заперла ее в туалете, в качестве наказания за плохое поведение. Таким образом, подобная форма агрессии носит защитный характер и представляет собой самостоятельную попытку ребенка справиться со своим страхом.

 

Психодрамой подобные устойчивые агрессивные действия можно назвать лишь условно, так как они не завершаются облегчением аффективного напряжения. Сам ребенок не может разрешить травмирующую его ситуацию, и в этом ему должен помочь взрослый.

Каждое свернутое агрессивное действие, демонстрируемое ребенком, необходимо привести к моментальному положительному завершению. Например, в приведенной выше ситуации можно было бы так комментировать действия девочки: "Закрой, закрой, как следует дверь, позаботиться о малыше, а то уже зима на улице, и снег идет и ветер холодный дует, пусть поспит в тепле, а то еще простудится. Какая, ты умница, что устроила ему теплый и уютный домик".

Условие, которое следует соблюдать при проигрывании подобных психодрам, - это первоначальная необходимость их многократного стереотипного повторения.

Ребенок должен отработать, присвоить себе этот способ острого изживания актуального для него страха, с помощью, а затем и самостоятельно несколько раз проиграть его. Только после этого можно пытаться постепенно расшатать этот стереотип, "подбрасывая" ребенку в момент его наивысшего эмоционального подъема в игре какой-то новый неожиданный вариант благополучного разрешения психодрамы (лучше всего смешной).

6.Агрессивный контакт как вариант свернутой психодрамы.

 

Такой тип контакта обычно возникает лишь при заметном повышении эмоционального тонуса ребенка, его активности, на этапе установления с ним достаточно прочного непосредственного аффективного контакта, например в совместной игре или деятельности.

Проявляется это в форме физической агрессии: в попытках укусить взрослого за руку, ущипнуть, мазнуть краской и т. д. Ребенок получает от нее удовлетворение и ждет реакцию взрослого. Обычно ребенок "решается" на такое агрессивное действия на высоте своего эмоционального подъема, пытаясь обратить на себя внимание взрослого, но, не располагая самостоятельными адекватными способами взаимодействия с окружающими.

Такие проявления агрессии, которые являются неадекватными попытками ребенка самостоятельно поддержать контакт, нельзя резко обрывать, запрещать. Однако опасно и закреплять их в качестве доступного способа взаимодействия ребенка с близкими людьми.

Надо быть крайне внимательным в ситуации эмоционального контакта с ребенком, пытаться вовремя уловить агрессивное намерение и предотвратить его, быстро переключив ребенка на выполнение какого-либо иного аффективного действия. При этом необходимо постоянно подавать ребенку примеры социально-приемлемых способов взаимодействия с окружающими.

 

Как помочь ребенку справиться с гневом и агрессивными проявлениями.

1.Самоагрессия. 2

2.Циклические агрессивные реакции. 2

3.Импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей. 3

4.Генерализованная агрессия. 3

5. Спонтанная свернутая психодрама. 3

6.Агрессивный контакт как вариант свернутой психодрамы. 4

7. Агрессивные проявления, которые приобрели форму более сложного целенаправленного поведения. 5

8. Агрессивное отношение к близкому человеку. 6

9. Агрессивный контакт. 7

 

 

Наряду с когнитивной стороной развития, формированием навыков существует и другая важнейшая линия развития детей   - это формирование у ребенка психотехнических приемов эмоциональной организации поведения, выработка аффективных стереотипов, на основе которых организуется поведение человека.

 

Психическое развитие ребенка предполагает, поэтому и этап отработки и накопления простейших стереотипов поведения, опираясь на которые ребенок сможет гибко строить свои отношения с миром.

 

Никакой новый способ поведения не может быть навязан ребенку, не будучи аффективно обеспеченным. Ребенок не в состоянии воспринять и усвоить новый образец поведения, если аффективные механизмы, на которые этот образец должен опереться, не сформированы.

 

Другими словами, развитие и усложнение поведения ребенка всегда должно быть связано с развитием соответствующего нового уровня аффективной организации.

 

Аффективная сфера человека, так же как и когнитивная, проходит путь культурного развития, социализации.

Работа по гармонизации аффективного взаимодействия ребенка со средой, стабилизация его внутренних аффективных процессов, постановка ему правильного "аффективного дыхания" необходима не только в случаях особых трудностей развития. В сущности, это нормальный, естественный процесс воспитания ребенка, присвоения им культурных психотехнических приемов эмоциональной организации. Но если раньше он задавался самим традиционным укладом семьи, то теперь взрослый должен все более осознанно и направленно стимулировать и регулировать ход аффективного развития ребенка.

 

Даже имеющиеся аффективные впечатления современного ребенка часто бывают отрывочны, беспорядочны - они не складываются в правильные временные циклы. Они однобоки, а избыточная стимуляция одних уровней аффективной организации не может компенсировать пассивность других, ведь нормальная аффективная адаптация требует развития механизмов всех уровней и связывания их в единое целое эмоциональным смыслом.

 

Все это создает трудности формирования у ребенка адекватного аффективного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с ним. Может накапливаться даже особый аффективный голод к определенного рода впечатлениям, способствующий нестабильности поведения детей и подростков.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.