Мультимедийная познавательно-игровая программа — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Мультимедийная познавательно-игровая программа

2020-08-21 170
Мультимедийная познавательно-игровая программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мультимедийная познавательно-игровая программа

«В царстве водно-болотных угодий»

Для детей среднего и старшего школьного возраста

Авторы-составители:

Лощилова Ю.А.,

Кондратьева Е.В.,

Давыдов В.А.

Комсомольск-на-Амуре

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2 февраля отмечается Всемирный день водно-болотных угодий (ВБУ), призванный обратить внимание общественности и правительств различных стран мира на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты. Именно 2 февраля 1971 года в г. Рамсар (Иран) была принята «Конвенция о водно-болотных угодьях», имеющих международное значение, главным образом, в качестве мест обитания водоплавающих птиц. По состоянию на сентябрь 2013 г. участниками настоящей Конвенции являются 168 государств. Каждая страна, подписавшая эту конвенцию, определяет на своей территории водно-болотные угодья на основании их международного значения с точки зрения экологии, зоологии, ботаники, гидрологии и пр. В настоящее время в этот список внесено 2160 водно-болотных участков по всему миру.

В бассейне Амура таких территорий международного значения насчитывается 15, в том числе 6 - на российской части. Среди них одно из крупнейших в Хабаровском крае озеро Удыль, которое является частью федерального заказника и с 2009 г. находится под контролем Комсомольского заповедника. Кроме того, в заказнике «Ольджиканский» (подконтрольная территория заповедника с 2011 г.) охраняется самое крупное озеро края – озеро Чукчагирское.

Водно-болотные угодья - это не только резервуары пресной воды, но и места обитания водоплавающих и околоводных птиц. Важную роль водно-болотные угодья играют в миграционных процессах птиц, являясь местами отдыха и кормежки в осенних и весенних перелетах. В этих местах живет и размножается огромное количество других видов растений и животных. Водно-болотные угодья - это сосредоточенье разнообразной жизни, и водной, и наземной.

К сожалению, сегодня водно-болотные угодья – это уязвимые экосистемы нашей планеты, находящиеся под угрозой разрушения вследствие интенсивной деятельности человека.

Проведение мероприятий в рамках международного праздника призывает общественность и правительства различных стран мира обратить внимание на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты. А задача каждого из нас – помнить о таких значимых экологических праздниках и прилагать все усилия для сохранения водно-болотных угодий. В рамках экологической даты сотрудники отдела экопросвещения Комсомольского заповедника разработали мультимедийную познавательно-игровую программу «В царстве водно-болотных угодий».

Цель игровой программы: привлечение внимания учащихся к изучению и сохранению водно-болотных угодий и его обитателей.

Задачи игровой программы:

1. Повысить уровень теоретических знаний учащихся о водно-болотных угодьях.

2. Создать условия для формирования у детей представления об уникальной ценности водно-болотных угодий и особо охраняемых природных территорий.

3. Воспитать бережное отношение к природе родного края.

4. Создать атмосферу сотрудничества и творческого соревнования, развить навыки коллективной работы.

Методы проведения программы:

1. Лекция (беседа);

2. Интерактивная игра-викторина.

Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего звена.

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска (или мультимедийный проектор, экран, компьютер), мультимедийная презентация, призовой фонд (наклейки).

Организация традиционного урока в форме мультимедийной познавательно-игровой программы позволит в доступной, в том числе наглядной, форме изложить учащимся теоретическую информацию; поспособствует повышению познавательной активности школьников; усилит развитие мыслительных процессов (умение анализировать, обобщать, сравнивать) и творческого потенциала. Благодаря использованию подобной программы процесс просвещения и воспитания станет эффективным, творческим, а самое главное, интересным и занимательным как для учащихся, так и для просветителя.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ мультимедийной познавательно-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «В ЦАРСТВЕ ВОДНО-БОЛОТНЫХ УГОДИЙ»

Мультимедийная игровая программа «В царстве водно-болотных угодий» разработана в программе «Microsoft Power Point 2007» с использованием гиперссылок, оформлена яркими красочными изображениями и кратким информационным текстом. Структура данной программы состоит из двух блоков: первый блок – информационный, где учащимся рассказывается в форме лекции (беседы) теоретический материал с показом мультимедийной презентации (15-20 мин); второй блок – игровой, где проводится экологическая мультимедийная познавательная игра на закрепление полученной информации (30-40 мин). В процессе игровой программы учащиеся знакомятся с понятием «водно-болотные угодья» (ВБУ), классификацией, типичными представителями растительного и животного мира, значением в природе и для человека,  а также главными проблемами и угрозами ВБУ. Данную программу можно использовать в образовательных и воспитательных целях, как целиком, так и фрагментарно по блокам. 

 

Ход игровой программы:

I. Организационно-подготовительный этап:

1. Подготовить техническое обеспечение: настройка интерактивной доски (компьютера с мультимедийным проектором), установка аудиоколонок (звукового сопровождения).

2. Установить шрифты (шрифты и инструкция по установке находятся в папке «Шрифты»).

3. Назначить счётную комиссию – жюри (либо подсчёт баллов ведёт ведущий), подготовить призы для победителей.

4. Запустить игровую программу, открытием файла «В царстве водно-болотных угодий». Открывается заголовочный слайд. (Слайд 1)

Для ознакомления с авторами игровой программы можно перейти по гиперссылке, нажав в нижнем правом углу на слайде «активную» кнопку

«». После нажатия появится слайд «Авторы-составители». Чтобы вернуться на заголовочный слайд, необходимо нажать в нижнем правом углу значок «».

5. Приветствие участников мероприятия, сообщение темы и цели игровой программы.

 

II. Проведение игровой программы:

Информационный блок

Ведущий щелчком мыши открывает слайды с теоретическим материалом и преподносит информацию в форме лекции или беседы.

Слайд 2.

Что такое ВБУ?

Водно-болотные угодья (ВБУ) – это широкий круг водоемов, мелководий, а также избыточно увлажненных участков территории, где водное зеркало обычно находится на поверхности земли. 

Слайд 4.

Типы ВБУ:

· морские;

· устьевые;

· речные;

· озерные;

· болотные;

· искусственные.

Типы водно-болотных угодий обозначены гиперссылками («морские», «устьевые», «речные», «озерные», «болотные», «искусственные ВБУ»). При нажатии на определенную гиперссылку с названием того или иного вида ВБУ появляется слайд с информацией.

Слайд 5.

Морские ВБУ: прибрежные лагуны; морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров, вместе с островами, расположенными в мелководье; прибрежные влажные низменности, заливаемые морской водой во время высоких приливов и нагонов (марши); а также пляжи, скалы и другие природные комплексы вблизи морских берегов.

Слайд 6.

Устьевые ВБУ: дельты с речными рукавами, протоками, участками суши между ними, плавни, приустьевые мелководья на море (авандельты).

Слайд 7.

Озерные ВБУ: различные по размерам, происхождению и другим особенностям природные водоемы, расположенные в углублениях суши, постоянные и временные, стоячие и проточные, с водой разной степени минерализации, в том числе - соленые, а также связанные с озерами местности.

Слайд 8.

Речные ВБУ: реки, ручьи, временные водотоки вместе с поймами и другими долинными комплексами.

Слайд 9.

Болотные ВБУ: болота (избыточно увлажненные участки территории со слоем торфа мощностью не менее 0,3 м) разных типов, в том числе - низинные (фены), переходные и верховые, а также окружающие болота леса, кустарниковые заросли и другие местности.

Слайд 10.

Искусственные ВБУ: пруды, создаваемые для разных хозяйственных целей, водохранилища, каналы для орошения и обводнения, заливаемые водой поля.

В верхнем правом углу слайдов с информацией о типах ВБУ (слайды 5-10) располагаются «активные» кнопки «», при нажатии на которые происходит возврат на первоначальный слайд «Типы ВБУ» (слайд 4). Далее следует нажать правой кнопкой мыши на слайд (или стрелкой вправо на клавиатуре), чтобы продолжить просмотр следующего слайда с новой информацией.

Слайд 11.

Биологические индикаторы.

Состояние экосистемы определяется по состоянию ее составляющих. Эти составляющие имеют сложное название – биологические индикаторы или по-другому, флаговые виды. Биоиндикаторы - организмы, по наличию и состоянию которых, а также поведению судят об изменениях в окружающей среде. Ими могут быть как растения, так и животные. Если в системе возникают проблемы, то и у видов-индикаторов тоже возникают проблемы: падает численность популяций, изменяется их пространственная, возрастная и половая структуры.

Обычно индикаторами выбирают те виды, которые быстро реагируют на любые изменения.

Животные и растения, по которым можно отследить ухудшения состояния водно-болотного угодья, сегодня занесены в Красную книгу. На их жизнь очень сильно отражается загрязнение рек, пожары, осушение болот, строительство гидроэлектростанций и рубка леса.

Дальневосточный белый аист – птица, которая живет долго, от 30 до 50 лет. Но при этом половозрелой она становится только к 3-5 годам, пары создаются на всю жизнь и тщательно оберегают свое потомство. А у природы есть закон – чем бережнее родители относятся к своим детям, тем меньше у них появляется малышей. Аистят, как правило, рождается 3-4. Поэтому при любых неблагоприятных внешних факторах численность популяции этих птиц растет очень медленно или начинает сокращаться.

Именно поэтому аисты стали видами-индикаторами.

К биологическим индикаторам относят также японского журавля, калугу, дальневосточную мягкокожистую черепаху и т.д.

Численность флаговых видов неуклонно сокращается, их заносят в Красную книгу.

 

Игровой блок

Слайд 22.

Перед началом игры ведущий знакомит школьников с правилами:

«Перед вами поле из 35 ячеек с указанием баллов, которые может заработать команда в случае правильного ответа на вопрос. На поле имеются 3 ячейки с дополнительным вопросом, при ответе на который, команда может заработать дополнительные баллы. Время для обсуждения вопроса – 10 секунд. Побеждает команда, которая набрала большее количество баллов».

После ознакомления с правилами необходимо прейти по гиперссылке, нажав «активную» кнопку «» в правом нижнем углу слайда.

Далее открывается слайд 23, на котором обозначены эмблемы и названия команд («Кувшинки» и «Росянки»). У частники делятся на две команды, после чего ведущий нажимает «активную» кнопку «», и на экране появляется игровое поле (слайд 24).

Игра состоит из 7 тем («Что такое ВБУ», «Растительный мир», «Животный мир», «Редкие птицы», «Рыбы Амура», «Значение ВБУ», «Сохранить обязаны») по 5 вопросов различной сложности (всего 35 вопросов), расположенных на игровом поле в ячейках с цифровым обозначением (количество разыгрываемых баллов). Команды по очереди выбирают и называют тему и номер ячейки. Ведущий наводит курсор на указанную ячейку и щёлкает по ячейке с числовым обозначением. Открывается вопрос, который зачитывается ведущим. Команде даётся время на обсуждение вопроса – 10 секунд. Далее следует ответ на поставленный вопрос.

После озвучивания командой ответа, ведущий игры нажимает в нижнем правом углу на слайде «активную» кнопку «» (гиперссылка на слайд с ответом) и зачитывает правильный ответ, выведенный на экран. Ответ оценивается жюри. Затем ведущий «возвращается» на игровое поле, нажав в нижнем правом углу на слайде с ответом гиперссылку – «активную» кнопку «», и команды далее выбирают ячейку с вопросом.

Сыгранные ячейки теряют активный цветовой фон и больше не принимают участия в игре. На поле имеются 3 ячейки с дополнительным вопросом, при ответе на который, команда может заработать дополнительные баллы.

После проведения игры подсчитывается количество баллов, заработанных командами, подводятся итоги и награждаются победители.

Во время игры необходимо четко наводить курсор при нажатии на числа (баллы) в ячейках или гиперссылки – «активные» кнопки. В противном случае будет открыт следующий слайд и нарушится ход игры. В таком случае, вернитесь на предыдущий слайд, нажав стрелку «назад» на клавиатуре (экране) или прокрутите колёсико мыши назад.

В завершении игровой программы на слайде игрового поля (слайд 24) ведущий нажимает «активную» кнопку «» в левом нижнем углу. Появится слайд 102 с призывом «Сохраним водно-болотные угодья и их обитателей!». После чего, в правом нижнем углу необходимо нажать «активную» кнопку «» – выход из мультимедийной программы.


Вопросы и ответы к игре «В царстве водно-болотных угодий»

ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ВБУ»

5 баллов:

Отгадайте загадку:

«Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги».

Ответ:

Болото.

Болото — участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности.

10 баллов:

ТЕМА «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

5 баллов:

Отгадайте загадку:

«На болоте квашена,
В красный цвет покрашена,
Под снежком морожена
И в кисель положена».

Ответ:

Клюква.

Клюква – вечнозелёный кустарничек с кислыми красными ягодами. Из них делают кисель, варенье, компот, морс. Из-за своих витаминных качеств в народе эту ягоду называют «северный лимон». Это очень вкусная, а главное, полезная для здоровья ягода. В ней содержится лимонная кислота, которая возбуждает деятельность пищеварительных желез. Клюкву можно собирать даже весной из-под снега. Как ударят морозы – ягода краснеет, становится мягкой, сочной и не такой кислой.

На слайде имеется дополнительный вопрос. Чтобы на него перейти, необходимо нажать на гиперссылку - «Дополнительный вопрос».

Дополнительный вопрос (5 баллов):

ТЕМА «ЖИВОТНЫЙ МИР»

5 баллов:

Отгадайте загадку:

 «Подрастала — хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла – зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла».

Ответ:

Лягушка и жаба.

Водно-болотные угодья – рай для размножения разных насекомых. Значит здесь можно увидеть насекомоядных земноводных – лягушек и жаб.

На слайде имеется дополнительный вопрос. Чтобы на него перейти, необходимо нажать на гиперссылку - «Ещё вопросик!».

Дополнительный вопрос (12 баллов):

Каких лягушек и жаб нашего Приамурья вы знаете? (За каждый названный вид – 2 балла).

Ответ:

Жабы: монгольская, дальневосточная. Лягушки: чернопятнистая, сибирская, дальневосточная.

Монгольская жаба занесена в Красную книгу.

10 баллов:

Дальневосточный поэт Пётр Комаров в своём стихе описал это животное:

«Поглядит кругом и снова

Нагибается к траве

Длинноногая корова –

Целый куст на голове».

ТЕМА «РЕДКИЕ ПТИЦЫ»

5 баллов:

Эта яркоокрашенная нарядная дальневосточная уточка строит свои гнёзда в дуплах деревьев на высоте до 20 м. Вылупившиеся птенцы вываливаются из гнезда, падают на землю, а затем следуют за своими родителями к ближайшему водоёму. О какой утке идёт речь?

Ответ:

Утка-мандаринка.

Занесена в Международную Красную Книгу и в национальные книги России, Японии, Южной Кореи.

10 баллов:

Эти два вида птиц – самые крупные хищники северного полушария, встречаются на Дальнем Востоке, питаются рыбой и строят большие гнёзда по берегам рек. В настоящее время относятся к редким видам и занесены в Красную книгу России и Хабаровского края. Назовите этих птиц.

Ответ:

Орлан белоплечий и орлан-белохвост.

Отличительная особенность этих хищных птиц заключается во внешнем облике: у белоплечего орлана - ярко-желтый клюв и большие белые пятна на плечах; у орлана-белохвоста - массивный клюв и короткий, слегка клиновидный белый хвост.

15 баллов:

Это один из наиболее редких видов гусей на Земле внесён в Международную, Российскую, Японскую и другие Красные книги, где ему присвоен статус «глобально угрожаемого вида». Как называется этот гусь? Что делают во всём мире для сохранения редких видов птиц?

Ответ:

Сухонос.

Для сохранения редких видов птиц необходимо создавать особо охраняемые природные территории (заказники, заповедники).

Гусь-сухонос обитает только в истоках Амура и в Нижнем Приамурье, где охраняется в Даурском заповеднике (Забайкальский край) и в заказнике «Удыль» (Хабаровский край).

ТЕМА «рыбы амура»

5 баллов:

Отгадайте загадку:

«Он в самом омуте живёт –

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны».

Ответ:

Сом.    

В бассейне реки Амур обитают два вида сомов – сом амурский (50-60 см длины, иногда до 1 м и 1,5 – 2 кг веса) и сом Солдатова (достигает длины 4 метра и живет до 18-20 лет, занесён в Красную книгу).

10 баллов:

ТЕМА «ЗНАЧЕНИЕ ВБУ»

5 баллов:

ТЕМА «СОХРАНИТЬ ОБЯЗАНЫ»

5 баллов:

Мультимедийная познавательно-игровая программа

«В царстве водно-болотных угодий»


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.