Природа времени. Слово, которое остановит время — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Природа времени. Слово, которое остановит время

2020-08-21 77
Природа времени. Слово, которое остановит время 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Время в человеке, а не человек во времени"

Н.Бердяев

"Время и пространство суть зависимости

физических элементов друг от друга"

Э.Мах

"Пространство и время находятся не в вещах,

а в нашем способе воспринимать вещи"

К.Пирсон

"Я вообще убежден, что нет

такого понятия, как время".

У.Геллер

 

Материалистическая философия говорит, что материя неуничтожима и вечна, что она никогда не создавалась и никогда не будет уничтожена, будет существовать всегда. И на ограниченном, хотя бы и очень продолжительном промежутке времени это как будто подтверждается. Как будто подтверждается и материалистическая точка зрения на основной вопрос философии – что первично и что вторично – сознание или материя. Материалисты говорят, что если материя существовала задолго до того, как появился человек, значит она существует независимо от сознания. Имеется в виду, естественно, только сознание человека. Значит, делается вывод, материя первична, а сознание вторично. А пространство и время считаются формой существования материи.

Но вот американский астроном Э.Хаббл в двадцатых годах прошлого века сделал открытие: он открыл красное смещение в спектрах далеких галактик. Если источник звука приближается к человеку, то его высота (частота) увеличивается, если удаляется – то уменьшается. Это заметно, например, по свистку поезда, который удаляется или приближается к человеку. То же самое происходит и при удалении источников света – далеких галактик, линии спектра света от них смещены в красную сторону.

Небольшое пояснение. Солнечный свет, если он проходит через призму, разлагается на семь основных цветов (спектр), как в радуге. При более подробных лабораторных исследованиях в спектрах от разных источников света видны спектральные линии, причем каждому химическому элементу соответствуют всегда одни и те же линии. По этим линиям можно определять химический состав далеких звезд. На фотографиях спектров далеких галактик видно, что эти линии смещены в красную сторону спектра, увеличивается длина волны светового излучения, говорят, что свет “краснеет”. Это “покраснение" тем больше, чем дальше расположены галактики. Было сделано предположение, что галактики удаляются друг от друга, разбегаются. Причем чем больше расстояние до галактик, тем больше это смещение, значит, тем больше их скорость (закон Хаббла). Самые удаленные объекты – квазары удаляются со скоростью, почти равной скорости света. Зная расстояния до галактик и их скорости, можно определить, когда началось это разбегание, когда "родилась" Вселенная. Считается, что Вселенной около 13,7 миллиардов лет.

Момент рождения Вселенной называют Большим взрывом. Но взрыв ли это? Что получается в результате взрыва? Разлетающееся в виде сферы, оболочки шара вещество, а внутри сферы – пустота. Но Вселенная – не сфера, не оболочка, а "соты", более или менее равномерно заполняющие Вселенную. Внутри "сот" галактик и звезд нет, они сгруппированы в оболочках "сот". Причем, чем дальше галактики, тем с большей скоростью они удаляются, так что структура "сот" сохраняется, и это "есть результат начального распределения скоростей. Причина этого начального распределения пока неизвестна" (Я.Б.Зельдович, И.Д.Новиков, "Строение и эволюция Вселенной"). Но если взрыв – это разрушение, то здесь явно не взрыв. Если здесь – "начальное распределение скоростей", то каким образом это произошло? Какие силы могли сообщить невообразимо огромным массам материи, в которых миллиарды галактик, в каждой из которых десятки и сотни миллиардов звезд, огромную скорость, порой почти равную скорости света. Если галактики и все, что мы можем увидеть, есть природа, то силы, которые воспроизвели эту природу, без всякой натяжки можно назвать сверхприродными, надприродными. Наоборот, натяжкой являются высказывания, что все это образовалось само, в результате взрыва.

Итак, материя не вечна, а образовалась или была образована в определенное время. Тогда же появилось и пространство и время. А до этого момента времени и пространства, как они понимаются сейчас, не было. По Ньютону, пространство и время не зависят от присутствия или отсутствия материи, они являются "абсолютными". Есть материя или нет ее, время идет "само по себе", пространство существует "само по себе". До открытия А.Эйнштейна считалось, что материя просто "вставлена" в пространство, а время понималось, и сейчас многими понимается только в ее космической форме, как существующее само по себе. И сейчас точно так же считается, что существует Вселенная, и в нее как бы вставлено существование человечества. И около двухсот лет принципы Ньютона считались верными.

Интересно, что если материи нет, то как мы можем узнать, стоим мы на одном месте или движемся, пролетели мы сто метров или миллиард километров?

В 1905 году была опубликована специальная теория относительности А.Эйнштейна, где ученый доказывает связь пространства и времени с материей. Пока не было материи, не было и времени – земного времени, или космического. 

Как и когда появилось время, каким мы знаем его сейчас. в человеческом бытии? Его не было в вечности, когда Адам и жена жили в Раю. Бог только что отделил от Адама его часть – жену, и хотя Бог только Адама предупредил, что есть от дерева познания опасно, жена тоже знала об этом. Время появилось, когда люди стали ошибаться. Мы сейчас, ошибаясь, создаем время, как бы уплотняем его. Мы сейчас часто выступаем в роли Адама, и создаем себе время, как причинно-следственные связи, как расписание кармы. Адам и жена не знали еще добра и зла и не могли не прийти к древу познания и не отведать его плодов. Но это относится не только к Адаму, но и к нам. Когда говорят о "грехопадении", то имеется в виду, что Адам и жена находились примерно на том же уровне развития, что и современные люди. Это не так. А вот мы, современные люди, часто оказываемся в роли Адама, когда можем, подумав, поступить правильно, но не думаем или думаем недостаточно и поступаем неправильно. Можно ли сказать, что мы съедаем плод от древа познания, если, поступив правильно или неправильно, делаем выводы, запоминаем их, и они становятся как бы частью нас? Вполне. Хотя и невозможно обычному человеку прожить жизнь, не совершив ни одной ошибки. Адам еще не мог сказать, что хотел как лучше, потому что это был его первый поступок. 

Так появилось в Мироздании время – как ответственность за свои действия, так началась история. И были изгнаны люди, но память о потерянном Рае всегда в них жива, жива и мечта о возвращении в него. Но Бог сказал: "Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал бы жить вечно" (Быт.3:22). Это уже относится непосредственно к нам. Потому что вся история человечества есть мечта о потерянном Рае и о возвращении в него, чем человек постоянно, как ему кажется, и занят, пытаясь построить его на земле. И когда что-то ему удается, то он быстро развращается, портится, деградирует. Мечтая о потерянном Рае, человек старается приблизить его, но всю жизнь занят в основном тем, что изгоняет себя из него. И вся жизнь и каждого человека, и народа есть синусоида, чересполосица, взлеты и падения, счастье и несчастье, и чем хуже человеку, тем с большей силой он взывает: Господи, помоги! Вся человеческая жизнь есть желание сбросить с себя бремя кармы, выйти из потока времени, избежать неприятностей, болезней. "В человеке живет страстная мечта о рае, т.е. о радости, о свободе, о красоте, о творческом полете, о любви. Она принимает то форму воспоминания о золотом веке в прошлом, то форму мессианского ожидания, обращенную к будущему. Но это одна и та же мечта, мечта существа, раненного временем, жаждущего выйти из времени" (Н.Бердяев, "Опыт эсхатологической метафизики").

 

Н.Бердяев постоянно интересовался философией истории, которая тесно связана с временем, и в своих работах постоянно уделял этой теме достаточно внимания. Наверное, нет ни одной книги, в которой эта тема не затрагивалась бы, и необходимость ее освещения вызвана важностью правильного ее понимания. Вся материалистическая философия, в противовес "идеалистической", построена на том, что материя – объективная реальность, а пространство и время – это формы существования материи. Кажется, что объективность времени не может быть подвергнута сомнению. Действительно, все мы смотрим на окружающий мир и видим: день сменяет ночь, месяц сменяется следующим, год идет за годом и т.д. Все мы имеем часы и календари, которые связаны с космосом, с движением космических объектов. Год – это время обращения Земли вокруг Солнца, но мы его не ощущаем, а видим смену времен года. Суточное вращение Земли вокруг оси мы тоже не ощущаем, нам кажется, что это Солнце утром встает на востоке и вечером заходит на западе, мы видим смену дня и ночи. Часы изобретены были для того, чтобы достичь большей согласованности действий отдельных людей, затем точность их повышалась для решения различных задач.

Но если отвлечься от этих движений космических объектов, то все равно время как бы существует, потому что происходят биологические процессы, и каждый человек может в изолированном пространстве примерно определить продолжительность времени. Т.е. отрицать реальность времени вроде бы нельзя. Конечно, время существует, т.е. как бы существует, но только в этом материальном мире. Ури Геллер, "Моя история", пишет: "Как всякий человек, не лишенный самых обычных чувств и эмоций, я осознаю, что существует прошлое, настоящее и будущее. Но когда я начинаю думать о более глубоких вещах, то убеждаюсь, что на самом деле не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего для вечности. Все происходит одновременно. Я чувствую, что у каждого из нас есть два канала восприятия: космический и обыкновенный, и мы можем на них настраиваться в разные времена". О двойственной природе времени говорят и многие философы. В то время как принципы Ньютона об абсолютном пространстве и времени считались незыблемыми, австрийский физик Э.Мах (1836-1916) одним из первых начал открыто критиковать эти принципы. Он утверждал, что нет абсолютного времени, а есть субъективное человеческое понимание времени. Время, говорил он, существует только в человеке, это человек его создал, это способ воспринимать вещи человеком, способ согласования действий различных людей. Никто из философов не отрицает времени, но многие утверждают, что время – не “объективная реальность”, а способ человеческого восприятия реальности. И.Кант говорил, что время – это форма нашего восприятия, что мы сами создали время для удобства своего понимания мира.  

Н.Бердяев подчеркивал двойственную природу времени. "Философия истории есть в значительной степени философия времени. История связана с временем… Время имеет различные смыслы, и необходимо делать различения. Есть три времени – время космическое, время историческое и экзистенциальное. И каждый человек живет в этих трех формах времени. Время космическое символизируется кругом. Оно связано с движением Земли вокруг Солнца, с исчислением дней, месяцев и годов, с календарем и часами". (Н.Бердяев, "О рабстве и свободе человека"). Если бы мы жили на Марсе, то сутки у нас были бы примерно такими же, а год почти в два раза длиннее. Символ космического времени, говорит Н.Бердяев, круг – знак вечного возвращения к одному и тому же – день и ночь, лето и зима, и т.д. Когда А.Эйнштейна спросили, что такое время, он ответил: время есть то, что показывают часы.

"Время совсем не есть некая вечная и застывшая форма, в которую вставлено существование мира и человека. Не только существует изменение во времени, но возможно изменение самого времени. Возможно обращение времени и даже конец времени, времени больше не будет. Время есть модус существования и зависит от характера существования. Неверно сказать, что происходит движение и изменение, потому что существует время; верно сказать, что время существует потому, что происходит движение и изменение. Характер изменения порождает характер времени. Время космическое есть одно из порождений изменений в мире объективированно-природном. Космическое время есть время объективированное и подлежит математическому счислению, оно подчинено числу, дроблению и складыванию. Часы и дни дробятся на минуты и секунды и складываются в месяцы и годы. Секунды космического времени, которое есть вместе с тем время математическое, суть атомы дробимого времени. Космическое время есть время ритмическое. Но оно вместе с тем время, разорванное на настоящее, прошлое и будущее. Мир объективированный есть мир овремененный. И эта овремененность означает также болезнь времени. Время, разорванное на прошлое, настоящее и будущее, есть больное время, ранящее человеческое существование. С болезнью времени связана смерть. Время неотвратимо влечет к смерти, есть болезнь к смерти" (Н.Бердяев, "О рабстве и свободе человека).

В нашем понимании время делится на прошлое, настоящее и будущее. Но какое из них реально? Прошлое как будто нереально, потому что его уже нет, будущее нереально, потому что его еще нет. А настоящее? А какова его продолжительность – минута, секунда, мгновение? А сколько времени длится мгновение? Настоящего, выходит, тоже нет, настоящее – это переход от нереального будущего к нереальному прошлому, продолжительность его равна нулю.

На самом деле реально все – и прошлое, и настоящее, и будущее. Т.е. реально не само время, а дела, то, что произошло, происходит и еще произойдет в будущем. То, что уже произошло, каждый поступок или проступок, подвиг или предательство, – реально, реальны польза или вред, принесенный людям. То, что происходит сейчас, реально потому, что реально строится, создается будущее. Будущее реально потому, что произойдет то, что мы сейчас создаем – хорошее или плохое. И правильное видение времени в том и состоит, что реальным является все, что произошло и происходит и еще произойдет – в прошлом, настоящем и будущем, все это существует в вечности.

Человек живет в историческом и космическом времени, которые у большинства людей почти совпадают. И воспринимается оно через часы и календари. И по существу для очень многих является плаванием по той же речушке, когда жизнь несет человека вниз по течению и когда с человеком все только случается, хотя он и "вертится, как белка в колесе". Но именно, как белка в колесе – на одном месте. И в конце концов "тонет". И будет "тонуть" и в следующей жизни, и в последующей, и будут с ним случаться войны, революции, восстания, перестройки, теракты, цунами и еще многое другое, пока он не задаст себе вопрос: в чем смысл всего этого?

"Плывя по течению", не видя смысла в происходящем, человек как бы сложил руки и отдал себя воле случая. Задавая себе вопросы о смысле происходящего, человек как бы приподнимает голову над потоком, осматривается и замечает, что есть что-то устойчивое, что позволяет человеку уже не быть лодчонкой в бурном водовороте жизни.

Как уже говорилось, человек живет в трех формах времени – космическом, историческом и экзистенциальном, в вечности. Время историческое связано с космическим – это календари и часы, время историческое происходит на фоне космического времени, но это не одно и то же. Наша история связана с часами и календарем, но историческое время уже у каждого человека свое. "Историческое время порождено движением и изменением иным, чем то, что происходит в космическом круговороте. Историческое время символизируется не кругом, а прямой линией, устремленной вперед. Особенность исторического времени именно в этой устремленности к грядущему, оно в грядущем ждет раскрытия смысла" (Н.Бердяев, "О рабстве и свободе человека"). Историческое происходит на космическом фоне, когда повторяются смена времен года, различные космические события. Говорят, что история не повторяется. Если иметь в виду ее "космическое оформление" – календари, часы – то да. И как дважды нельзя войти в одну и ту же реку, так и невозможно повторение истории. Но еще говорят, что человечество развивается по спирали, т.е. происходит возвращение к пройденному ранее. Повторение – мать учения? Если человечество развивается по спирали, то каждый следующий виток ее должен быть на более высоком уровне. Но если развития, движения вверх нет, то получается движение по кругу и наступание на одни и те же грабли. Вся история человечества – взлеты, падения, восстания, войны – почти на одном уровне, меняется только, увеличивается сила воздействия одного человека на другого, раньше это была только дубинка. Происходят повторения, но по другому закону, не космическому. Повторяются на протяжении тысяч лет войны и другие бедствия. Повторяемость событий истории для того и существует, чтобы человек начал задавать себе вопросы и стал искать на них ответы. Тем более, что верные ответы существуют. Деятельность большинства целителей, экстрасенсов, а также пишущих книги направлена на то, чтобы оградить человека от воздействия кармы, чтобы отодвинуть на какое-то время отрицательное воздействие на человека. Следствием такой деятельности может являться утяжеление кармы у "пациентов" и у самих целителей, что на физическом плане проявляется как ухудшение здоровья, увеличение количества врачей, целителей и аптек, а на этом фоне ухудшение здоровья как взрослых, так и детей, которые рождаются все более больными, и все болезни стремительно “молодеют”, и поддерживает только все более интенсивное медицинское вмешательство. У нынешних целителей по сравнению со средневековыми травниками и знахарями значительно возросла сила воздействия на человека. Значит, значительно возрастут и последствия такого воздействия. Адам и жена создали время, сейчас люди своими делами еще уплотняют время. Историческое время есть время выбора, человек может считать себя щепкой в бурном водовороте событий, а может и стать хозяином своей судьбы, и каждый человек в каждый момент делает этот выбор. Не только "врут календари", "врут" и часы. Час для одного человека – это совсем не то же, что час для другого человека. Человек – существо небесное и одновременно земное, божественное и тварное, высокое и низкое, свет и тьма, истина и ложь. Но начало в человеке – высокое, светлое, а темная сторона – это налипшее, от чего надо и от чего лучше избавиться, и это возможно, и известно, как избавиться. И здесь мы подходим к самому главному моменту, в котором и назначение человека, и смысл его жизни. В историческом времени судьба человека решается самим человеком, решается, будет ли он по-прежнему щепкой, лодчонкой в бурном водовороте жизни или станет творцом, выберет здоровье, а не болезни, выберет счастье и жизнь.

Человек активен, живет в историческом времени и может и должен влиять на свое будущее, на свою судьбу, чтобы в конце концов выйти из исторического времени в вечность, в мир без проблем. И на этом пути есть как бы два этапа, задачи – задача-минимум и задача-максимум, как два плана Рая. Задача-максимум – это возвращение к себе, к своим истокам, откуда были изгнаны Адам и жена. Задача-минимум – жить без проблем и болезней в этом мире. И человек уже не будет больше лодчонкой в бурном потоке, река времени со своей кармой как бы начинает отставать от него, все большую роль начинает играть судьба. Любой человек в каждый момент своей жизни может строить или перестраивать свое будущее в лучшую сторону, он все больше уходит из времени и все больше прикасается к вечности, начинает возвращение в потерянный Рай, у ворот которого, не будем забывать, херувим и пламенный меч обращающийся (Быт.3:24), "чтобы не вошло туда ничто нечистое". Экстрасенсы, целители как бы говорят "пациентам": а мы обойдем херувима, и он нас не заметит. И им кажется, что это у них получается.

"Настоящее, в котором есть полнота и совершенство, есть не часть времени, а выход из времени, не атом времени, а атом вечности" (Н.Бердяев, "О рабстве и свободе человека"). Человек живет в вечности, во времени он существует. Это пространство существует в другом виде, это не как в материальном мире, где все отдельно – дом отдельно, улица отдельно, другой город отдельно. В “том" пространстве человек может находиться какой-то своей частью, или частью своей души. Например, у него хорошее здоровье, но “не очень" с материальной стороны, его любят, но у него нет чего-то другого, и т.д.

"Время экзистенциальное лучше всего может быть символизировано не кругом и не линией, а точкой. Это время не счисляется математически, не слагается и не разлагается. Бесконечность экзистенциального времени есть бесконечность качественная, а не количественная. Мгновение экзистенциального времени есть выход в вечность. Неверно было бы сказать, что экзистенциальное время тождественно вечности, но можно сказать, что оно причастно в некоторых мгновениях вечности… Всякий творческий акт совершается во времени экзистенциальном и лишь проецируется во времени историческом. Творческий подъем и экстаз вне времени объективированного и математического… Все полные значения события в жизни Иисуса Христа протекали в экзистенциальном времени, во времени историческом они лишь просвечивают через отяжелевшую среду объективации. Метаисторическое никогда не вмещается в историческое, история всегда искажает метаисторию, приспосабливая к себе" (Н.Бердяев, там же). Все события в жизни Иисуса Христа потому не были восприняты людьми правильно и полностью, потому что здесь, в этом мире человек видит "как бы сквозь тусклое стекло" (1-е Кор.13:12).

Считают, что в вечности вообще нет времени. Бл. Августин на вопрос, что делал Бог до того, как создал этот мир, ответил, что Он ничего не делал, потому что времени там не существует. Но там время другое, а не то чтобы вообще его не было, если есть процессы, есть развитие, значит, есть и время. Собственно, тот мир – многоплановый, с многими измерениями, и время, возможно, разное в разных измерениях. Вряд ли мы сейчас способны свободно обсуждать эту тему. Если бы вообще нигде не было времени, то было бы что-то застывшее, неизменное. Людям, т.е. душам, попадающим в "то" пространство, после нашего земного времени кажется, что там время отсутствует.

Сторонники материалистической точки зрения считают, что время бесконечно. Но в данном случае бесконечным считается очень длительное время. Было начало Вселенной, и от него прошло определенное время. Будет, видимо, и “конец мира”, правда, пока неизвестно когда. Н.Бердяев постоянно возражал против бесконечного времени, он говорил, что в бесконечном времени нет смысла, что история только тогда имеет смысл, когда она в определенное время закончится. Если, как было уже показано, сбываются все предсказания Библии и со всеми подробностями, то сбудется и это: “времени уже не будет” (Откр.10:6).

Выход из времени не только возможен, он необходим, это цель жизни человечества и каждого человека, и он возможен, и происходит он в историческом времени. Как можно выйти из времени? Люди уже создали для себя время. Бог спросил Адама: не ел ли ты от дерева, о котором Я предупредил тебя? И если бы Адам осознал свою ошибку, исправился тут же, и жизнь в Раю продолжалась бы. Т.е. возвращение Адама к себе, к своим истокам было бы быстрым. А какие слова должны сказать мы, чтобы остановить для себя время, чтобы вернуться к себе? Да те же самые – осознание своих ошибок и отказ от них. Только дело в том, что наш отрицательный опыт намного больше опыта Адама, и значит возвращение наше вряд ли станет столь же быстрым и легким.

Можно ли человеку представить конец времени, как это будет происходить и как выглядеть? Некоторое представление могут дать следующие примеры. Студент, закончивший обучение со всеми его переживаниями, напряженностью, состоянием, напоминавшим сжатую пружину, ощущает как бы освобождение, как с него все это как бы снялось, наступило облегчение, освобождение, которого он долго ждал. Или Ю.Гагарин перед космическим полетом сказал: "через несколько минут космический корабль унесет меня в просторы Вселенной. Вся моя жизнь была подготовкой к этому моменту". Или мужчина говорит любимой женщине: "все, к чему я стремился, что я делал до встречи с тобой, было только подготовкой к жизни, только сейчас с тобой я начал жить настоящей жизнью".

Может ли быть отрицательный результат, когда времени уже нет, но когда все плохо и ничего нельзя больше сделать? Такой результат тоже возможен, и если кто-то не захотел возвращаться к своим истокам, то кто его может заставить?

 

Если Н.Бердяев подробно рассматривает природу времени и наше понимание времени, как бы "теоретическую часть" вопроса, то П.Успенский, "Ключ к загадкам мира", "Новая модель Вселенной" и др., дает подробное объяснение, почему мы именно так воспринимаем время. Н.Бердяев назвал это время "больным временем", а Ф.Меррелл-Вольф, "Пути в иные измерения", говорит, что это "трагическое время, т.е. то время, единое с воплощенной жизнью, рождением, смертью". Жизнь для человека – река, и обычно человек, который ничего не делает в плане духовного развития, просто "плывет по течению", как лодчонка, и только ждет, что же с ним случится и куда же его жизнь занесет. С таким человеком "все случается", по выражению П.Успенского, "Психология возможной эволюции человека". Он, человек, как кажется, что-то делает, но его возможности бывают сильно ограниченными, с ним все случается, и хорошее, и плохое: болезни, несчастья, потери и другие крупные и мелкие неприятности, о которых он говорит: жизнь бьет ключом, и все по голове. Эти люди почти не участвуют в жизни, как бы спят на ходу. Уже говорилось, что есть судьба, и есть карма. Карма – это часть судьбы, когда человек не работает над собой, над своим духовным развитием, над поиском ответов на главные вопросы человеческой жизни. Человек всю жизнь только тем и занимается, что старается убежать от кармы, избежать ее ударов, он всю жизнь лечится, но все больше и больше болеет и в конце концов умирает. Судьбу же можно изменить, и люди изменяют ее, выполняя определенную работу, исправляя свое мышление, убирая из него негатив. Говорят, что прошлое не изменить, что было – то прошло, и что сделано – уже не переделаешь и что теперь приходится "отрабатывать" ошибки прошлого. Это может быть и так, и может быть не совсем так, и может быть и совсем не так, все зависит от самого человека, и можно, поняв, что были совершены ошибки, поняв, что было сделано зло по отношению к другим людям, принять решение не совершать более таких ошибок. И принятие решения измениться в лучшую сторону является решающим, основным моментом, и от того, насколько изменилось, улучшилось мышление и поведение, зависит улучшение ситуации вокруг человека. Если жизнь – это течение реки, то человек как бы начинает зацепляться за берег и противостоять течению, происходит ослабление действия кармы, или времени. С человеком теперь не только "случается", но и начинает происходить – имеется в виду перемены к лучшему. У него уже больше возможностей, он уже может влиять на свою судьбу, Время – это причинно-следственные связи, это карма, судьба же – это возможность выхода из времени. "Если бы реальность времени была безусловной, мы никогда не смогли бы подняться над трагической драмой бытия" (Ф.Меррелл-Вольф, "Пути в иные измерения").

 

Описание человеческого восприятия времени, как оно дано П.Успенским в книге "Ключ к загадкам мира", разными людьми воспринимается очень по-разному. Одни люди быстро понимают, или говорят, что их понимание таким и было, другие же с первого раза мало что понимают, и им кажется, что они никогда всего не поймут. Мы все сейчас говорим, что солнце всходит на востоке, никто не говорит, что это земля так повернулась, что солнце стало видимым. Стоим ли мы на одном месте или передвигаемся по земле, она нам кажется огромной и неподвижной, а движущимся кажется "маленькие" солнце, луна и звезды. Сейчас это знает каждый школьник, а было время, когда "все знали", что Земля есть центр мира, а Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг нее. То же самое и с временем. Но если мы готовы согласиться, что движение солнца и звезд по небу – видимое, кажущееся, то в отношении времени большинство людей считает, что оно вполне реально и иначе быть не может.

И.Кант сказал, что время – это субъективная форма нашего восприятия. Мы сами создали такое видение, понимание времени для удобства восприятия существующей реальности. Появляется причина – затем следствие, затем новое следствие. Мы считаем реальным только тот круг, который в данный момент мы можем видеть, представлять, за ним – тьма, небытие. Но это не значит, что его нет, это значит только, что мы его не видим. Если мы из своего дома не видим другого дома, это не значит, что другого дома нет. Есть люди, которые видят, знают больше, и есть люди, которые видят будущее. Наше видение существующей реальности, сказал П.Успенский, не является настоящим видением, а как бы ощупыванием нашими органами чувств ближайшей к нам реальности. "Мы не видим прошедшего и будущего только потому, что ничего не видим, а только ощупываем, и то, что ощупываем, называем настоящим. Когда мы начнем видеть, прошедшее и будущее станут настоящим. Это разделение времени на прошедшее, настоящее и будущее явилось именно потому, что мы живем "на ощупь", нужно начать видеть, и оно исчезнет" (П.Успенский, "Ключ к загадкам мира"). "Мы должны признать, что прошедшее, настоящее и будущее ничем не отличаются друг от друга, что есть только одно настоящее, но мы не видим этого, потому что в каждый данный момент ощущаем только маленький кусочек этого настоящего, который и считаем реально существующим, отрицая реальное существование всего остального. Если мы признаем это, то наш взгляд на все окружающее должен сильно измениться" (П.Успенский, там же).

"Будущее отбрасывает тени" только потому, что оно существует сейчас, хотя мы его не видим. То, что не существует, теней не отбрасывает. Почему об этом нужно знать? Все, что происходит с человеком, считается случайностью – везением или невезением. На самом деле все взаимосвязано, и правильное понимание времени есть правильное понимание существующей реальности. Как это проявляется в нашей жизни? Лучше понимают будущее люди ответственные, эта ответственность и есть лучшее видение реальности. Это в определенной степени врожденное качество человека, и в определенной степени есть приобретенное, результат воспитания, образования. Если бы мы ощущали свое единство с Вселенной и ответственность за свои действия, наше восприятие времени было бы более правильным. И наоборот, если бы наше восприятие времени было более правильным, мы лучше ощущали бы свое единство с Вселенной и ответственность за свои действия. Это качество можно и нужно воспитывать в себе, зная о его необходимости. Хуже всего понимают время люди, склонные к правонарушениям.

 

Если Н.Бердяев говорит о "теории" понимания времени, П.Успенский – о практическом понимании, почему люди именно так воспринимают время, то В.Брашлер, "Тайны времени для начинающих", пишет о практической стороне такого понимания, об использовании этого дара, если он есть. Или такого видения, понимания в повседневной жизни для решения разных вопросов, имеющих практическое значение, более того, предлагают это делать всем. В его жизни было несколько эпизодов, из которых материалист бы не выкрутился. Он пишет, что лучшие спортсмены, без сомнения, обладают свойством как бы замедлять время, летящий мяч движется для них как будто медленнее, и поэтому их удары по мячу и броски более точны и результативны. Стороннему наблюдателю кажется, что игрок просто более активен и точен. Но с игроками в это время происходит примерно то же, что происходит в описанных в литературе случаях, когда время как бы замедляется, действительность почти останавливается, во много раз замедляется, все происходит как в замедленном фильме. Он пишет об интересном, происшедшем с ним случае, когда его выручило то, что он в одну секунду перебрал несколько вариантов выхода из опасной ситуации и принял единственно правильное решение, когда его машина на большой скорости неслась прямо на ограждение: "Вот тут-то и начало происходить невероятное. Моей первой мыслью было нажать на тормоза – чисто рефлекторное действие. Я потянулся, но сразу перестал. Просчитав последствия этого действия, я решил, что не смогу остановить скользящую машину. Поэтому я поставил ногу на акселератор и решил действовать по-другому. Меня осенило: надо отключить мотор. Глупая идея. Нет, машину нужно немедленно повернуть. Только как? Может, резко повернуть руль влево и нажать на газ? Но это приведет к тому, что я буду скользить и врежусь в ограждение. Как же мне повернуть машину? Наконец меня осенило, и я принял единственно правильное решение в те драгоценные мгновения, которые у меня еще оставались. Я переключил на первую скорость и нажал на газ, чтобы колеса крутились как можно быстрее, крутанул руль влево, чтобы в последнее мгновение повернуть машину. Результат был потрясающий. Вращающиеся с бешеной скоростью колеса достаточно хорошо сцепились с дорогой, чтобы машина смогла развернуться". (В.Брашлер, "Тайны времени для начинающих"). Конечно, если бы мышление автора книги было обычным, то вряд ли его действия привели бы к такому результату, скорее всего с ним случилось бы то же, что случается в подобных случаях со всеми "нормальными" людьми – он разбился бы. Он пишет далее: "Человеческий мозг ограничен образованием, умственными способностями и умением оценивать ситуации (век живи – век учись?)". Об этом же говорил человек, объясняющий, как у него получается лечь голой спиной на острые мечи: не надо анализировать, не надо думать, что это невозможно. То же сказали бы и люди, ходящие по раскаленным углям. Наука никогда не скажет здесь своего "веского слова".

"На протяжении всей истории многие люди утверждали, что время или время и движение могут быть нашим человеческим измерением, поскольку мы, по-видимому, чувствуем время. Но когда вы реально думаете об этом, время – это всего лишь придуманный способ измерения или изобретенное нами удобство" (И.Брашлер, там же). Он пишет, что, например, эскимосы ощущают время по-другому, чем многие люди, живущие в быстром темпе городской жизни, и их понимание нам показалось бы странным. Если вы спросите, например, эвенка – сколько километров до той горы, он ответит: пять, а на оленях восемь. Вы спросите – а почему на оленях дальше? Он ответит: олень тихо идет.

В заключение темы времени, как об этом пишет В.Брашлер, происшедший с ним случай "высшего пилотажа". Человек, который уверен в реальности только материального мира, скажет, что это невозможно. Человек, который уже что-то знает, задаст вопрос: неужели это возможно? Знающий еще больше может сказать: кажется, это возможно. Человек, достаточно изучивший вопрос, скажет: это возможно. И очень мало таких людей, которые скажут: и я так смогу. Он пишет, что однажды оказался зимой в три часа ночи с пустым баком на безлюдной дороге, заправочные станции не работали. "Я оставался в состоянии обостренного сознания все утро, сосредоточив внимание на двух вещах. Первая была основной. Состояние обостренного сознания нужно было для того, чтобы остановить восприятие времени. Как еще я мог бы вести машину в течение нескольких часов во время снежной бури практически без бензина? Я также сосредоточил свое внимание на магическом приеме, который я видел у Карен, моей приятельницы из Орегона. Она стояла перед зеркалом и делала свои волосы то длиннее, то короче, чтобы решить, что ей больше идет. Магические действия никогда для нее не были ни чуждыми, ни трудными, и она не придавала этому большого значения. Однако я находился под большим впечатлением. Меня это также вдохновило. Поэтому моей второй целью в то снежное утро в Монтане было растянуть количество горючего, оставшееся в баке. Я п<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.