Типология регионов по уровню бюджетной обеспеченности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типология регионов по уровню бюджетной обеспеченности

2020-08-21 91
Типология регионов по уровню бюджетной обеспеченности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К 10 субъектам РФ, обеспечивающим максимальный вклад (82,7%) в формирование доходов федерального бюджета, относятся:

Москва (56,7%)

Ханты Мансийский АО (12,8%)

 ЯмалоНенецкий АО (4%),

 СПб (1,8%)

Татарстан (1,7%)

Московская область (1,5%)

Самарская, Оренбургская, Пермская области (1-1,2%)

 Башкирия (1%).

С 2002 по 2008 год 8 регионов (кроме Оренбургской и Пермской) входили в первую десятку страны по перечислениям в федеральный бюджет.

В 2006 г. 5 субъектов РФ обеспечили формирование 20 % федерального бюджета за счет налогов на добычу полезных ископаемых: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Томская область, Ненецкий АО (Архангельская область).

Эти регионы перечисляют в федеральный бюджет от 54% (Татарстан) до 86,7% (Ханты-Мансийский АО) своих доходов. Несмотря на то, что «нефтяными» традиционно считаются 5 регионов, в состав бюджетообразующих попадают 3: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО и Татарстан (Томская область и Ненецкий АО ни разу не попадали в первую десятку).  

Все регионы РФ по уровню обеспеченности бюджетной системы можно классифицировать следующим образом:

1) доноры с запасом прочности (профицит более 30%)

2) стабильные доноры (профицит 9-29%)

3) нестабильные (дефицит или профицит около 8%)

4) рецепиенты (дефицит бюджета 9-39%)

5) хронические рецепиенты (дефицит более 40%)

Состав нестабильных регионов ежегодно обновляется, остальные образуют устойчивые группы.

К донорам с запасом прочности относятся 30 - 50 регионов, в т.ч.: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий АО, Республика Коми, Оренбургская область, Удмуртия и др.

Стабильные доноры: (около 18 регионов): Белгородская, Нижегородская, Ярославская, Вологодская, Свердловская области и др.)

Рецепиенты (около 18 регионов) – Воронежская, Сахалинская, Кировская, Тульская, Тамбовская области и др.

Хронические рецепиенты (самый низкий уровень бюджетной обеспеченности) - наиболее постоянная группа: Магаданская, Камчатская область, республика Адыгея (практически весь Северный Кавказ и Дальний Восток).

Межрегиональная поляризация - это процесс уменьшения территории, на которой имеются благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, за счет неразвитых, периферийных регионов. Это объективная рыночная закономерность, обусловленная наличием сравнительных преимуществ.

Можно выделить 2 способа реализации приоритетов зарубежных стран в РФ:

1) размещение рынков сбыта товаров производств (ТНК)

2) зоны влияния в регионах РФ (приграничных)

Восточная Сибирь разделяет сферы интересов зарубежных стран на европейские и азиатско-тихоокеанские (АТР). Основные направления регионального развития РФ почти совпадают с внешнеэкономическими. На Европу еще недавно приходилось 2/3 внешнеторгового оборота РФ, 60% прямых иностранных инвестиций. Главные торговые пути проходят по Балтийскому и Белорусскому коридору. Экономическая слабость Дальнего Востока снижает качество отношений с АТР.

Все регионы РФ можно разделить на 5 групп (типов) по финансовому потенциалу:

1) Северо-Кавказский тип: ни один из 100 крупнейших банков и 200 промышленных предприятий не расположены в этих регионах (сюда входят еще Калмыкия, Тыва, Алтай, Ивановская область). Одинаково слабо развиты реальный и банковский сектор экономики.

2) Новосибирский тип: есть 1-3 крупных предприятия, но нет своих банков. Таких регионов большинство (Мордовия, Чувашия, Бурятия, Карелия, Краснодарский, Ставропольский края и др.)

3) Красноярский тип: промышленность хорошо развита, экспортный потенциал есть, но финансы (банковская система) отстают. (Иркутская, Омская, Тверская области, Коми и др.)

4) Свердловский тип: оба сектора хорошо развиты (Нижегородская область, Тюмень, Татарстан и др.)

5) Столичный тип (Москва)

Открытие филиалов крупных банков в регионах частично снижает территориальную неравномерность размещения банковской сети.

Если своих банков много, они подавляют присутствие других (Москва, Свердловская область, Тюмень, Татарстан). Большинство же регионов открыты для внешней филиализации, особенно европейская часть РФ.

Такая экспансия филиалов крупных банков в регионы имеет негативные стороны: региональные деньги оседают в Москве, других центрах. При этом крупные банки не работают в регионах с бедным и малочисленным населением. Там нужны свои мелкие банки.

То, что выгодно стране, не всегда выгодно регионам, и наоборот. К примеру, стране нужна э/энергия, но никто из регионов не хочет, чтобы АЭС строили на его территории.

В развитии экономики регионов ключевую роль играет государственная собственность. Распределение государственного имущества по субъектам РФ практически совпадает с распределением ВРП.

Считается, что регионы (государства), имеющие самые высокие показатели ВРП, - самые развитые. Это не так. В РФ самый высокий показатель ВРП на душу населения в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Поскольку курс рубля занижен в 3 раза, регионы, специализирующиеся на добывающей промышленности, имеют сверхвысокие показатели ВРП, а те регионы, в которых преобладают предприятия, работающие на внутреннем рынке, выглядят отстающими.

Таким образом, региональная политика – это, с одной стороны, политика государства по отношению к регионам, с другой – социально-экономическая политика конкретного региона на своей территории.

             

          Социальное развитие региона

 

Жизнедеятельность региона – постоянный фактор, она не может быть прекращена. Региональное хозяйство нельзя ликвидировать, как любое предприятие. В случае неблагоприятного развития региона нарушается демографическая ситуация, снижается уровень жизни и т.д., регион превращается в депрессивную социальную структуру. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего, на реализацию интересов населения региона.

Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:

- население

- органы власти

- предприятия и организации

- федеральное правительство

Социально-экономическая несбалансированность в региональном развитии РФ почти в 30 раз больше нормы, что свидетельствует о глубоком системном кризисе социальной системы ТОО. В ЕС регионы отличаются друг от друга не более, чем в 2 раза.

К основным видам стратегий регионального социального развития относятся:

- адаптивные (приспособиться к внешней среде)

- стабилизационные (предотвратить спад производства)

- опережающие (развитие новых технологий, инновации)

- антикризисные (восстановление поврежденных участков, блокирование кризисных ситуаций в экономике)

За все годы своего существования региональная политика прошла 3 стадии:

1) неотложна помощь кризисным регионам

2)региональное выравнивание (перераспределение средств)

3) саморазвитие регионов (реструктуризация, направленная на повышение их конкурентоспостобности, рационального использования ресурсов территории).

Целями региональной социальной политики являются:

- регулирование демографических процессов в регионе

- социальная защита населения

- снижение безработицы

- обеспечение участия местного самоуправления в развитии муниципальной социальной сферы

То есть, вся политика направлена на предотвращение расслоения общества. На практике ее реализация представляет собой прямое и косвенное вмешательство государственных органов. При этом в сферу региональной социальной политики вовлекаются службы, ответственные за экологию, коммунальное хозяйство, охрану правопорядка, борьбу с терроризмом и т.д.

РФ – тип страны, где роль государства в социальной сфере традиционно велика. В СССР это была гиперопека, сейчас – недофинансирование. К основным показателям острого социального кризиса относятся:

- резкое снижение доходов надушу населения

- дифференциация доходов людей, бедность

Существуют 2 стратегии государственной помощи бедным:

- гарантирующая (выплата пособия в размере, недостающем для обеспечения прожиточного минимума)

- не гарантирующая минимальный доход на уровне черты бедности (в РФ доход ниже прожиточного минимума является необходимым, но не достаточным условием получения пособия)

Существует 3 вида политики, с помощью которой можно отрегулировать социальную сферу:

1) политика занятости заключается в том, чтобы, с одной стороны, предотвратить массовую безработицу, с другой – не препятствовать высвобождению избыточной численности персонала (находят способ задействовать население на других работах – с/х, благоустройство и т.д.)

2) политика в сфере доходов населения (поддержание ценового равновесия на рынке продукции естественных монополистов, дифференцированная оплата коммунальных услуг, льготы, пособия, дотации, компенсации)

3) жилищная политика включает строительство муниципального жилья (бесплатного, льготного), кредитов на его покупку.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.