ТОО как ведущее направление социально-экономической географии. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

ТОО как ведущее направление социально-экономической географии.

2020-08-21 133
ТОО как ведущее направление социально-экономической географии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТОО как ведущее направление социально-экономической географии.

Территориальная организация общества — взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, системинформации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития.

Территориальная организация общества включает:

* размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование

* территориальное разделение труда

* экономическое или национально-этническое районирование

* территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства

Рациональная территориальная организация общества должна обеспечивать эффективность развития всех территориальных подразделений.

Экономи?ческая геогра?фия — общественно-географическая наука, изучающая территориальную организацию экономической жизни общества, законы и закономерности его развития.

Подразделяется на географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли и т. д. Часто (особенно, в работах российских авторов) понятие используется для обозначения всей социально-экономической географии и противопоставляется физической географии.

Объект изучения Объект — территориальные социально-экономические системы (экономические районы, территориально-производственные комплексы (ТПК), агломерации и др.); территориальная организация общества — сочетание функционирующих территориально-общественных структур: расселение населения, территориальные структуры производства и природопользования (природа — население — хозяйство).

Территориальные системы расселения.

Система расселения- территориальное сочетание поселений, между которыми существует более или менее четкое распределение функций (взаимный обмен функциями), а также производственные и социальные связи. Наиболее типичные системы расселения линейная, агломерационная, равномерная.

Система расселения - это сложная стохастичная система, поэтому во многом не поддающаяся направленному влиянию. Любая архитектурно-планировочная система должна быть результатом согласованности, единства самоорганизации и управления. Ее границы подвижны во времени, вследствие чего системы расселения часто не укладываются в рамки административных границ. Поэтому система расселения не может осуществляется только по административно-территориальному признаку.

В настоящее время различают множество видов территориальных систем расселения, отличающихся не столько по количественным и функциональным характеристикам, сколько по характеру и структуре этих урбанизированных территорий.

 

Показатели плотности.

Плотность населения выступает показателем освоенности территории, интенсивности хозяйственной деятельности людей, территориальной структуры хозяйства. Плотность населения формируется в процессе исторического развития под влиянием экономических законов общественных формаций, уровня социально-экономического развития общества и природно-географической среды.

Заселенность территории складывается в процессе хозяйственного освоения и выступает не только как один из факторов, способствующих размещению производства в данном регионе, но и является следствием экономического развития страны.

Средняя плотность населения Российской Федерации составляет 8,7 чел. на 1 км2. По плотности населения Россия уступает большинству стран мира и почти всем странам СНГ, кроме Казахстана и Туркмении, в которых средние показатели заселенности составляют 6,2 и 7,7 чел. на 1 кв. км соответственно. Однако средние показатели заселенности в стране не дают полного представления о размещении населения по территории.

Весьма неравномерно размещено население и внутри каждой части территории страны. 78,6% населения Российской Федерации концентрируется на территории европейской части и Урала, занимающей 25,4% общей площади России. Плотность населения здесь составляет 36,7 человек на 1 км2, более чем в 4 раза превышая средние показатели заселенности по России. В то же время в Сибири и Дальнем Востоке проживает 21,4% населения страны на площади, составляющей 74,6% всей территории России. Средняя плотность заселенности в 3,4 раза уступает средним показателям плотности населения Российской Федерации и составляет 2,5 чел. на 1 км2.

Слабая освоенность территории европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока связана с природно-географическими факторами: суровыми природно-климатическими условиями и орографическими сложностями, а также с неразвитостью инфраструктуры.

Существенные различия в плотности населении наблюдаются и внутри экономических районов. На уровне регионов по заселенности выделяется Центральный экономический район.

Плотность населения его составляет 62,5 чел. на 1 км2, что более, чем в 7 раз, превышает средние показатели плотности населения Российской Федерации. В пределах региона особое место занимают Москва и Московская область с максимальной для России заселенностью на уровне административных районов - 310,6 чел. на 1 км2.

К северу и югу от центра уменьшается заселенность района и наименьшие показатели отмечаются в Костромской области (13,4 чел. на 1 км2), что объясняется удаленностью от Московского транспортного узла, невысокой теплообеспеченностью, малоплодородием земель и отсутствием промышленных запасов полезных ископаемых. Высокая плотность населения отмечается на Северном Кавказе (средняя плотность составляет 49 чел. на 1 км2) и Центрально-Черноземном районе (46,5 чел. на 1 км2). Это связано с высоким естественным и механическим приростом населения, благоприятными природно-климатическими условиями и достаточно высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства.Значительные контрасты наблюдаются в заселенности Волго-Вятского экономического района. В Чувашской Республике она составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области - 13,4 чел. при средней плотности по району 32,1 чел на 1 км2. Это связано со значительными различиями показателей естественного прироста, а также природно-климатическими условиями.Максимальная для Урала плотность населения наблюдается в Челябинской области - 41 чел. на 1 км2. Причиной тому высокая концентрация промышленного производства. А наименьшая заселенность характерна для Курганской области - 12,6 чел. на 1 км2 - следствие недостаточного развития промышленного производства и земледелия.Среди экономических районов европейской части России наименьшую плотность населения имеет Северный экономический район - 4,1 чел. на 1 км2, что объясняется суровыми природно-климатическими условиями региона и недостаточным развитием промышленного производства. Внутри района самая низкая заселенность характерна для Ненецкого автономного округа, где проживают малочисленные народы Севера; плотность в округе не превышает 0,1 чел. на 1 км2.Довольно пеструю картину заселенности имеет Западно-Сибирский экономический район. Основная часть населения его приурочена к Транссибирской железнодорожной магистрали, берегам Оби и Иртыша, а также к территории с высокой концентрацией промышленного производства. Среди административных образований по плотности населения выделяется Кемеровская область (32,1 чел. на 1 км2), более чем в 5 раз превышая средние показатели района (6,2 чел. на 1 км2). В то же время заселенность Тюменской области составляет 2,2 чел. на 1 км2, а Ямало-Ненецкого автономного округа - 0,5 чел. на 1 км2. Для Ямало-Ненецкого автономного округа характерно очаговое заселение в районах с развивающейся добывающей промышленностью (добыча нефти и газа) и важной отраслью хозяйства коренных народностей - оленеводством.Самая низкая освоенность территории среди экономических районов Российской Федерации отмечается на Дальнем Востоке. Занимая 36,4% территории России, в регионе проживает всего 5% общей численности населения страны, при средней заселенности, более чем в 7 раз уступающей показателям в Российской Федерации (1,2 чел. на 1 км2). Вместе с тем и внутри региона отмечаются значительные отклонения в расселении населения. Наиболее высокая плотность населения характерна для Сахалинской области (7,9 чел. на 1 км2), а в Республике Саха (Якутия), Магаданской области и Чукотском автономном округе заселенность колеблется от 0,3 до 0,1 чел. на 1 км2.

Крайняя неравномерность размещения населения Сибири и Дальнего Востока объясняется значительной удаленностью от развитых регионов страны, ограниченными возможностями транспортных магистралей (преимущественно речной и воздушный), отставание в развитии экономики и социальной сферы, а также имеющими место историческими факторами.

Городское зонирование.

Город — это поселение с многообразными социально- экономическими функциями, с высокой плотностью населения, занятого во многих сферах деятельности, из которых сельскохозяйственное производство не является доминирующим, а составляет сравнительно небольшую долю либо отсутствует вообще.

На территории России города отличаются, прежде всего, многообразием. В развитии городов заложены и действуют общие градостроительные принципы, которые позволяют четко делить их территорию по целевому назначению. Городское зонирование — это распределение участков земли в городе в соответствии с их функциональным назначением (функциональные зоны), учетом сочетания природных элементов поверхности земельных участков (ландшафтное зонирование), оценкой (территориально- экономическое зонирование), регулированием правовых отношений (градостроительное зонирование и установление градостроительных регламентов).

Одним из важнейших при проведении земельно-кадастровых работ является принцип градостроительного зонирования.

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование городских территорий и иных муниципальных образований в целях определения территориальных зон с установлением градостроительных регламентов.

Территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

 

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующий территори альной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) — размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1)линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

Что касается видов и состава территориальных зон, то в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

3) зоны застройки сред неэтажными жилыми домами;

4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

5) зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

 

 

Сельское расселение.

Сельское расселение в разных частях России имеет разный возраст; районы страны отличаются друг от друга особенностями заселения.

Сельское расселение состоит из очень разнообразных типов поселений. Различия эти обусловлены влиянием природы, национальными особенностями, положением по отношению к городу. Регионально-зональные черты сельских поселений в России выражены очень отчетливо, да и в пределах каждого из районов России состав сельских поселений различен. Об этом говорит наличие в русском языке множества слов, обозначающих разные типы поселений: село, деревня, слобода, погост, выселки, заимок, починок, хутор, станица, аул, усадьба.

Основной формой совершенствования сельского расселения и развития сети поселений является групповая система сельских населенных мест (см. гл. В отличие от автономного развития каждого из них в групповых системах создаются устойчивые связи во всех областях жизни и деятельности населения всей группы населенных мест. Это существенно влияет на их функциональную структуру и характер пространственной организации. Концепция группового развития определяет содержание архитектурного проектирования, заключающегося в организации местности в целом, а не только отдельных населенных пунктов.

Основу опорного каркаса сельского расселения образует совокупность центров - внутрихозяйственных, межхозяйственных и районных систем.

Природные условия оказывают большое влияние на сельское расселение и сказываются на всех параметрах расселения - размерах поселений, густоте и конфигурации их сети (рисунке расселения), приуроченности к тем или иным элементам ландшафта, планировке. Они влияют на тип дома, усадебной застройки, материал и конструкцию ограждений и т.п. Важнейшая характеристика, отражающая условия жизни, - людность, закономерно возрастающая в пределах европейской части России с северо-востока на юго-запад, зависит от природных условий. В лесостепной зоне от западной границы до Средней Волги тянется полоса, образованная густо расположенными крупными поселениями. В Сибири и на Дальнем Востоке севернее и южнее основной полосы расселения сеть поселений становится реже, людность снижается.

Эти факторы остаются ведущими и при формировании перспективного сельского расселения.

Одиннадцать национальных групп (перечисленные в начале списка) имеют компактное сельское расселение. Каждая из них выступает как особая этническая единица, та или иная форма этнической общности и находится в определенной позиции к другим этническим общностям.

В 1930 - е гг., в ходе коллективизации, хуторское расселение было практически ликвидировано. В 1970 - е гг. эволюцию сельского расселения подстегнуло непродуманное решение о разделение сел и деревень на перспективные и неперспективные. В 1974 из 143 тыс. сельских поселений Нечерноземья к перспективным было отнесено лишь 29 тыс. В них предполагалось сосредоточить жилищное и хозяйственное строительство. В неперспективных селах и деревнях стали закрываться школы, магазины и другие учреждения обслуживания. Люди нередко перебирались в города, где всегда была потребность в рабочей силе. В 1980 было принято решение об отказе деления населенных пунктов на эти категории, но негативные последствия решений 1970 - х гг. уже проявились.

Получает дальнейшее развитие система сельских школ, чтобы обеспечить учащимся, проживающим в сельской местности, равные с городскими школьниками возможности для всестороннего развития и профессиональной ориентации. В силу того, что особенность сельского расселения не позволяет использовать единую систему школ и внешкольных учреждений (большие радиусы обслуживания и менее развитая сеть культурно-бытовых, просветительных и внешкольных учреждений), в сельских школах должны быть предусмотрены более развитый состав помещений для внеклассной и внешкольной работы.

На севере распространены горнодобывающие, в тайге - лесохозяйственные и лесопромышленные центры. Там, где условия для ведения сельского хозяйства малоблагоприятны, они образуют основную ткань сельского расселения.

Расселение служит средством организации территории и индикатором уровня ее развития. Городское и сельское расселение взаимосвязаны, дополняют и проникают в друг друга. Каждое из них имеет свою специфику, сложившуюся как под влиянием внешних факторов, так и в силу внутренних процессов саморазвития. Различия между городом и деревней проявляются и в экономической, и в социальной сферах. Деревня монофункциональна, город многофункционален, в нем более широкие возможности выбора профессии, мест работы и учебы, форм проведения досуга.

 

Районирование.

Районирование — деление территории или акватории на части (районы), различающиеся между собой и в чем-то однородном внутри себя.

Виды районирования

* однородное (Однородное районирование — поиск и выделение одинаковых районов. Объединение схожих по ряду признаков территорий позволяет выделить синтетические районы. Различают однопризнаковое и многопризнаковое однородные районирования.);

* узловое (Узловое районирование — районирование, предполагающее выделение районов по интенсивности хозяйственных связей внутри них. Узловое районирование выявляет сферы влияния городов, транспортных узлов, предприятий. Границы района проводятся там, где показатели принимают минимальные значения.).

Признаки, по которым выделяются районы, могут быть различны по характеру, по широте охвата признаков, по цели районирования. Например: Полесский и Центральный экономический район

Выделяют

* Экономические районы — 11.

* Экономические зоны и макрозоны — 10.

— по общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений на территории субъектов федерации:

* Федеральные округа — 8.

* Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ) — 8.

— по условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и национальных парков:

* Межрегиональные территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС и ЦГМС) — 25.

* Территориальные и региональные отделы государственного геологического контроля (ОГГК) при территориальных органах МПР России и органах управления субъектов Российской Федерации — 38.

* Особо охраняемые природные территории — 133 (в том числе 98 природных заповедников и 35 национальных парков).

— по условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности:

* Территориальные органы федерального горного и промышленного надзора (ФГПН) — 46.

* Межрегиональные территориальные округа по государственному регулированию ядерной и радиационной безопасности (МТО РБ) — 17.

— по условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями:

* Региональные таможенные управления (РТУ) — 13.

— по характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России:

* Территории с дискомфортностью условий жизнедеятельности населения

o Районы Крайнего Севера — 13.

o Местности, приравненные к районам Крайнего Севера — 16.

* Территории, отнесенные к зонам чрезвычайной экологической ситуации — 3.

* Регионы компактного проживания малочисленных народов России

* Территории за пределами Российской Федерации -

Федеральные округа

* Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Южный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ

Транспортный комплекс.

Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный.

Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п. 

Важную роль во внешнеэкономических связях страны играет морской транспорт. Он является одним из основных источников получения валютных средств. Россия в 1992 г. имела 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их причалов составляла 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов. Основные грузы, перевозимые морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузе- и пас-сажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта — минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления. Их размещение рассматривается в соответствующем разделе учебного пособия.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 /о, а по аэровокзальным комплексам не более ЗО^/о. Износ основных фондов оценивается в 70%.

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс (АПК) — крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство.

АПК включает 4 сферы деятельности:

Сельское хозяйство — ядро АПК, которое включает растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и т. д.

Отрасли и службы, обеспечивающие сельское хозяйство средствами производства и материальными ресурсами: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, химикатов и др.

Отрасли, которые занимаются переработкой сельскохозяйственного сырья: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности.

Инфраструктурный блок — производства, которые занимаются заготовкой сельскохозяйственного сырья, транспортировкой, хранением, торговля потребительскими товарами, подготовка кадров для сельского хозяйства, строительство в отраслях АПК.

Состав и характеристика Северо-Западного Федерального округа.

Состав и характеристика Центрального Федерального округа.

 

Центральный федеральный округ был образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

Площадь территории - 650,7 тыс.км?, что составляет 3,82 % всей территории Российской Федерации.

Административный центр ЮФО – г.Москва

В состав Центрального ФО входит 18 субъектов РФ, среди которых:

- город федерального значения – Москва;

- области:

1. Брянская 2. Белгородская 3. Воронежская 4. Владимирская 5. Ивановская 6. Калужская 7. Костромская 8. Курская 9. Московская 10. Липецкая 11. Рязанская 12. Смоленская 13. Орловская 14. Тамбовская 15. Тверская 16. Тульская 17. Ярославская.  

 

Среди 300 городов Центрального федерального округа наиболее крупными являются:

1. Москва 2. Кострома 3. Воронеж 4. Ярославль 5. Тула 6. Рязань 7. Липецк 8. Иваново 9. Смоленск 10. Брянск 11. Тверь 12. Владимир 13. Курск 14. Орел 15. Калуга 16. Тамбов 17. Белгород  

ЦФО – самый густонаселённый округ Российской Федерации. Согласно данным переписи населения 2002 года население ЦФО составляет 38 млн человек. В Центральном ФО самая высокая по стране плотность населения (63 чел/ км?). При этом преобладает доля русского населения – 91,32% (на 2002 г.). Это единственный федеральный округ, где не существует ни одного национального субъекта Российской Федерации.

Этому макрорегиону принадлежит первенство по основным фондам экономики (1/4), сельскохозяйственному (1/4) и промышленному (1/5) производству, научно-техническому потенциалу (1/2). На долю ЦФО приходится практически третья часть в РФ продукции машиностроения и легкой промышленности, четвертая часть – химпрому, пятая часть – черной металлургии, основных отраслей его индустриальной специализации. Округ занимает ведущие позиции в стране по выпуску льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей. Также широко развита пищевая промышленность, в которой высокоразвиты сахарная, маслобойная, мукомольно-крупяная, спиртовая, кондитерская, плодовоовощная, табачно-махорочная отрасли.

Центральный ФО лидирует по развитию производственной и рыночной инфраструктуры. Развитие промышленного производства на территории ЦФО на пять пунктов превосходит общероссийские показатели и составляет 14,6%. Общая доля промышленности округа – 20% страны. Темпы роста в ЦФО одни из самых высоких (25%). Доля сборов и налогов ЦФО в федеральный бюджет составляет 45%.

Лидирующими отраслями промышленности Центрального ФО является машиностроение и металлообработка. По производству товарной продукции и числу занятых в производстве людей машиностроительный комплекс занимает первое место в РФ. В ЦФО хорошо развиты ракетно-космическая промышленность, авиастроение, радио- и электронная промышленность, железнодорожное машиностроение, производство точных станков с ЧПУ, робототехники. Химическая промышленность представлена производством удобрений и химией органического синтеза (пластмассы, синтетические смолы, лавсан и т.д.).

Центральный ФО – один из крупнейших производителей полиграфической продукции. Значительная часть полиграфии выпускается на полиграфкомбинатах Москвы, Московской области, в Твери, Туле, Рязани и Ярославле. ЦФО среди других федеральных округов России лидирует по всем основным показателям социально-экономического развития. Только по общему объему промышленного производства слегка уступает Приволжскому ФО. Среди других отраслей выделяется сельское хозяйство, строительство, общественное питание и торговля.

Современный характер и развитие отраслей народного хозяйства ЦФО в значительной степени обусловлены наличием мощной производственно-технической базой, её большим потенциалом и наличием большого числа высококвалифицированных кадров.

Центральный федеральный округ по экономическому принципу объединяет два района: Центральный и Центрально-Черноземный. В зависимости от уровня развития отраслей промышленности разделяют Старопромышленные и Приокские регионы и Черноземье. К Старопромышленным регионам относятся: Москва и Московская область, Костромская, Владимирская, Тверская, Ивановская и Ярославская области.

Москва, являясь городом федерального значения и столицей Российской Федерации, представляет собою крупнейший центр науки и техники, управления, культуры, образования, медицины и промышленности. По объему товарной промышленной продукции Москва не имела себе равных среди всех субъектов России и только лишь в 1994 году уступила первенство Свердловской области. В структуре промышленности города 26,3% занимает машиностроение и металлообработка, 24% пищевая и 6,2% легкая промышленности, химическая и нефтехимическая промышленность – 4,7%, топливная составляет 4,7%, 1,6% приходится на цветную металлургию, 12,6% - на электроэнергетику, 7,4% - производство стройматериалов, 4,1% деревообрабатывающая промышленность, полиграфическая составляет 1,3% и черная металлургия – 0,7%. Основные отрасли специализации – машиностроение (станки, точные машины и приборы, автомобили), а также химическая, легкая и полиграфическая промышленности. Одна из крупнейших сфер деятельности – строительство, в котором занято свыше 10% работающих. В Москве развито гражданское, инженерное и транспортное строительство. Износ городских транспортных средств компенсируется продукцией Сокольнического вагоноремонтного завода, который освоил выпуск комфортабельных городских автобусов.

Структуру промышленности Подмосковья составляют: машиностроение и металлообработка – 33,8%, %, электроэнергетика – 11%, производство стройматериалов – 11,3 легкая – 10% и пищевая промышленность - 9,1%, химическая и нефтехимическая промышленность – 7,9%, лесная и деревообрабатывающая – 5%, цветная – 3,2% и черная – 2,2% металлургия. Крупнейшими промышленными центрами являются: Подольск (швейные машины, аккумуляторы, паровые котлы для ТЭС), Коломна (станки, текстильные машины, тепловозы, резинотехника), Люберцы (сельхозмашины и вертолеты), Электросталь (тяжелые станки, сталь), Мытищи (приборы и вагоны метро), Серпухов (нефтеприборы, инструменты, конденсаторы, химволокно, бумага, мебель), Балашиха (автокраны, криогенное оборудование), Красногорск (космическая техника, фотокиноаппаратура), Ногинск (ткани, топливная аппаратура), Сергиев Посад (лаки и краски, оптико-механическая продукция), Клин (станки, химволокно, стекло и стеклоприборы). Экспериментальные производства ВПК размещены в Жуковском, Одинцово и Калининграде.

Ивановская область славится как «текстильный край». Легкая промышленность занимает свыше 35%. По выпуску шерстяных и льняных тканей область занимает третье место в стране и седьмое место – по выпуску шелковых тканей. Также развито машиностроение и металлообработка (18,7%), пищевая (15,4%) и деревообрабатывающая (3,2%) промышленности, химпром – 6,2% и производство стройматериалов – 3,7%.

Ведущая роль экономики Тверской области принадлежит машиностроению и металлообработке (26,8%), электроэнергетике – 28,2% (Конаковская ГРЭС, Тверская ТЭЦ, Калининская АЭС). Легкая промышленность занимает 8,9%, лесная и деревообрабатывающая – 7%,7,5% - производство стройматериалов, 4,2% - химическая промышленность. Тверская область в стране является практически монополистом по выпуску пассажирских вагонов (94%). Также значительна роль области в производстве экскаваторов (18%), химволокна и оконного стекла (7%).

Экономика Ярославской области базируется на машиностроении и металлообработке (31,2%), топливной (24,1%), химической (12,7%), пищевой (8,5%) и легкой (4%) промышленностях. В стране Ярославская область выделяется производством полиграфических машин (27%), оборудования для изготовления шин (15%), полимеров (16%), синтетического каучука (7%) и часов (8%).

Состав и характеристика Приволжского Федерального округа.

Состав и характеристика Уральского Федерального округа.

Уральский федеральный округ

I. Общие сведения и географическое положение

В состав Уральского федерального округа (УФО) входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области.      

Центром федерального округа является г. Екатеринбург.

1. Природные ресурсы

В Уральском федеральном окр


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.