Группа «восьми» и ее значение в современном мире. Последние саммиты « G-8»: 2000 г. – 2005 гг. Саммит « G-8» 2006 года в России. Роль и значение России как председателя в «группе восьми» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Группа «восьми» и ее значение в современном мире. Последние саммиты « G-8»: 2000 г. – 2005 гг. Саммит « G-8» 2006 года в России. Роль и значение России как председателя в «группе восьми»

2020-08-20 110
Группа «восьми» и ее значение в современном мире. Последние саммиты « G-8»: 2000 г. – 2005 гг. Саммит « G-8» 2006 года в России. Роль и значение России как председателя в «группе восьми» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Группа восьми" – неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также ЕС, обладающий ограниченным статусом. На долю стран-участниц «восьмерки» приходится около 1/2 мирового экспорта, промышленного производства, активов МВФ. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам: 1. развития мировой экономики 2. энергетической безопасности 3. мировая экология и изменения глобального климата 4. взаимоотношения Севера и Юга 5. борьба со СПИДом, наркоманией и алкоголизмом 6. нераспространения ядерного, химического, биологического оружия и их носителей 7. глобализация 8. борьбы с мировой организованной преступностью и международным терроризмом. С 1977 г. во встречах участвуют представители руководства ЕС. Россия была принята в «восьмерку» на саммите в Денвере в 1997 г. Семерка» была создана не в последнюю очередь именно как ответ на энергетический кризис 1973–1974 гг.

В составе «восьмерки» – четверо из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и четыре из пяти «официальных» ядерных держав. «Восьмерка» – это прежде всего уникальный форум государственных лидеров, а не правительств и национальных дипломатических служб. Его площадку ведущие державы мира используют для доверительного обмена планами в области не только внешней, но и внутренней политики, для координации стратегических подходов и поиска решений, позволяющих урегулировать «горячие ситуации» в мировой политике и экономике.

Основная функция «клуба» – совместное регулирование ряда ключевых процессов в международной политике, в финансово-экономической сфере, а также в сфере глобальных и транснациональных проблем экологического, социального и гуманитарного характера.

G8 - неформальная международная организация. Она не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. В течение первых 10 лет встречи носили характер многосторонних консультаций и обмена мнений.

Вопросы организации председательства в «группе восьми»

Страна, проводящая встречу на высшем уровне (проходит ежегодно поочередно в странах-партнерах), выступает в течение календарного года в качестве председателя «группы восьми». По истечении года председательство передается следующей стране в порядке ротации. Ротационный цикл начинается с Франции, далее следуют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Канада. На саммите 2002 г. в Кананаскисе принято решение о председательстве России в «восьмерке» в 2006 г. (после Великобритании) с проведением очередного регулярного саммита «группы восьми» в нашей стране.

Страна-председатель организует мероприятия на всех уровнях в рамках «клуба», формирует график и обеспечивает координацию всей текущей работы «восьмерки», а также определяет после согласования с партнерами основные блоки тем, по которым «группа восьми» будет работать в течение данного года. Примерно за год до начала председательства в стране разворачивается работа по составлению его концепции. Концепция председательства в «восьмерке» является комплексным документом, содержащим в себе основные предложения страны-председателя по намеченным приоритетам. В разработке документа участвуют ведомства, агентства и службы данного государства. Определение приоритетов — одна из самых важных задач председателя. Это должны быть темы:

- которые входили бы в сферу интересов каждого из участников клуба, а главное - были актуальными для всего мирового сообщества;

- по которым было бы возможно разработать комплексные актуальные документы (заявления, инициативы, планы действия, декларации, действия);

- важно, чтобы решения, зафиксированные в этих документах, можно было реализовать в согласованные между партнерами намеченные сроки.

Роль шерпов как главных координаторов национальных команд

Шерпы (личные представители лидеров) возглавляют и координируют подготовку и проведение саммитов «восьмерки», составление проектов итоговых документов саммитов, реализацию принимаемых решений, а также текущую деятельность «группы восьми». Встречи шерпов обычно проходят 4-5 раз в год, а на саммитах только шерпы допущены к дискуссиям глав государств и правительств. Шерпы руководят «национальными командами» в составе политических директоров, внешнеполитических и финансовых су-шерпов, а также представителей других министерств и ведомств.

Ответственными за решение внешнеполитических вопросов и проработку соответствующих документов в области разоружения, нераспространения ядерного оружия, международного терроризма, предотвращения конфликтов, региональных и др. вопросов, а также за подготовку встреч министров иностранных дел являются политические директора. Международные проблемы социально-экономического и гуманитарного характера курируют внешнеполитические су-шерпы, шерпы встречаются, как правило, 5-6 раз в год а вопросы финансово-экономического характера (включая подготовку встреч министров финансов, составление соответствующих документов) - финансовые су-шерпы, встречаются 4-5 раз в год для подготовки документов саммита.

Практика согласования документов между участниками «восьмерки»

Согласование документов проходит в два этапа:

- Предварительное согласование на практике осуществляется по переписке, телефонной и факсимильной связи на различных уровнях и в рабочих и экспертных группах

- Окончательное согласование текстов проектов документов проходит на пленарном заседании шерпов, после чего они передаются на рассмотрение глав государств и правительств и утверждаются в ходе саммита.

Встречи на высшем уровне руководителей ведущих индустриальных стран в 2000 – 2006 гг.

1) Япония, Окинава, 2000 г.

Председательствовал на саммите премьер-министр Японии.

Российская сторона активно продвигала тезис о социально ответственной глобализации, уделяла особое внимание темам стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом (с акцентом на террористической угрозе, исходившей из талибского Афганистана), информационной безопасности, интеграции России в мировую экономику, урегулирования на Корейском полуострове.

«Группа восьми» наметила ряд реформ в деятельности Международного валютного фонда. «Восьмерка», принимая во внимание реформу и дальнейшие пути развития Многосторонних банков развития, заявила следующее:

«Основной функцией многосторонних банков развития должно стать ускорение процесса сокращения бедности в развивающихся странах».

«Все многосторонние банки развития должны увеличивать выделяемую ими помощь».

В сфере мировой политики стороны призвали к незамедлительному укреплению международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом.

Участники саммита выразили свою дальнейшую приверженность усилиям, направленным на борьбу с международной преступностью, преступлениями в области высоких технологий, торговлей наркотиками, отмыванием денег, торговлей людьми и коррупцией. Стороны вновь заявили о своей поддержке делу сохранения мира, стабильности и экономического развития на Балканах, призвали Индию и Пакистан ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

Они также выразили свою дальнейшую приверженность усилиям, направленным на борьбу с международной преступностью, преступлениями в области высоких технологий, торговлей наркотиками, отмыванием денег, торговлей людьми и коррупцией.

В области здравоохранения участники заявили о своей приверженности делу укрепления сотрудничества, направленного на выполнение трех важнейших задач ООН: сократить количество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом молодых людей, снизить смертность среди больных туберкулезом и заболеваемость туберкулезом, сократить заболеваемость малярией во всем мире.

2) Италия, Генуя, 2001 г.

Основная дискуссия развернулась вокруг проблем обеспечения устойчивого развития человечества в условиях глобализации, включая аспекты борьбы с бедностью и преодоления разрыва между высокоразвитыми и развивающимися государствами, в том числе в сфере здравоохранения, образования, новейших технологий. При активном участии России саммит предпринял ряд практических шагов, нацеленных на решение этих задач.

В Генуе принято также решение о дополнительных мерах по открытию национальных рынков государств «восьмерки» для товаров из развивающихся стран. Россия в этой связи заявила о присоединении к инициативе ЕС «Все, кроме оружия».

После Генуи «восьмерке» во многом пришлось переориентироваться на задачи антитеррористической борьбы. В связи с терактами 11 сентября 2001 г. в США 19 сентября по инициативе российской стороны принято Совместное заявление лидеров «восьмерки», закрепляющее антитеррористическую деятельность в качестве одного из центральных направлений деятельности «Группы восьми». В соответствии с ним «восьмерка» развернула интенсивную работу по совершенствованию международного сотрудничества в борьбе с терроризмом под эгидой ООН. При решающем вкладе «Группы восьми» сформирована и действует международная антитеррористическая коалиция, успешно функционирует Контртеррористический комитет (КТК) СБ ООН, развивается антитеррористическое взаимодействие по другим направлениям.

В сфере окружающей среды участники высказались за необходимость сокращения выбросов газов, создающих парниковый эффект, признали важность возобновляемых видов энергии.

В области международной политики «группа восьми» подтвердила свою приверженность делу борьбы с международной организованной преступностью, торговлей наркотиками и наркоманией.

В отношении региональных проблем, участники саммита потребовали прекращения насилия и терроризма на Ближнем Востоке, приветствовали обязательства по прекращению военных действий в бывшей Югославии и призвали все вооруженные формирования добровольно разоружиться и расформироваться, заявили о необходимости продолжения международного вмешательства, одобрили усилия, направленные на снижение напряженности и установление долгосрочного мира на Корейском полуострове.

3) Канада, Кананаскис, 2002 г.

Во-первых, отметим, что на этом саммите было принято очень важное решение – о том, что в 2006 г. Россия станет председателем «группы восьми».

Основные вопросы затрагивали борьбу с терроризмом, повышение темпов глобального экономического роста и устойчивого развития и создание нового партнерства в интересах развития африканских стран.

Этапным событием явилось одобрение масштабной программы Глобального партнерства «восьмерки» (ГП) против нераспространения оружия и материалов массового уничтожения, носящей не только разоруженческий характер, но и направленной на предотвращение доступа к ним террористов.

При деятельном участии России в Кананаскисе был рассмотрен и широкий комплекс других актуальных вопросов - глобальная борьба с бедностью и обеспечение устойчивого развития, состояние мировой экономики, африканские проблемы. На саммите участники одобрили План действий «группы восьми» в Африке в качестве основы для действий в поддержку Нового партнерства в целях развития в Африке.

В сфере международной политики участники договорились о проведении новой инициативы – совместных действий в области безопасности транспорта.

Также участники саммита согласовали шесть принципов нераспространения, направленных на предотвращение условий, при которых террористы – или те, кто их укрывает – могли бы приобретать оружие массового уничтожения, ракеты, технологии или оборудование для его производства и приступили к реализации новой инициативы «Глобальное партнерство в рамках «группы восьми» против распространения оружия и средств массового уничтожения.

По региональным вопросам участники приняли следующие положения:

- подтвердили свою приверженность мерам, направленным на достижение мирного урегулирования на Ближнем Востоке:

- поддержали Переходное правительство в Афганистане;

- договорились о том, что Пакистан должен положить конец террористической деятельности, которая осуществляется с его территории, и Индия и Пакистан должны приступить к проведению последовательного диалога в целях урегулирования своих разногласий.

4) Франция, Эвиан, 2003 г.

Основные вопросы затрагивали стимулирование экономического роста, укрепление устойчивого развития, повышение безопасности.

Роль России как авторитетного и влиятельного участника «Группы восьми» была вновь продемонстрирована в ходе саммита, который проходил в непростой международной обстановке, осложненной последствиями иракской войны. Президент Российской Федерации В.В.Путин внес существенный вклад в восстановление взаимного доверия и партнерских отношений между лидерами стран «восьмерки» как на самом саммите, так и еще до его начала, организовав встречу руководителей ведущих государств мира на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.

При активном участии российской стороны в Эвиане были приняты новые практически важные решения в сфере борьбы с терроризмом: в частности, создана Группа контртеррористических действий (ГКД), нацеленная на оказание конкретной помощи третьим странам в борьбе с террором.

Россия в Эвиане впервые приняла непосредственное участие в подготовке всего пакета документов саммита по финансово-экономической проблематике, что явилось важным шагом на пути к ее окончательной интеграции в финансово-экономические структуры «Группы восьми». В развитие этих положительных тенденций, а также в целях общего содействия стабилизации мировой экономики Россия уже после Эвиана выдвинула предложение о досрочной выплате части своей задолженности Парижскому клубу. На саммите также получила поддержку российская инициатива об использовании для целей развития «третьего мира» концепции обмена долгов развивающихся стран на инвестиции в их экономику.

При активном участии России на Эвианском саммите было принято новаторское для «восьмерки» решение о развертывании сотрудничества на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса - в водородной энергетике, био- и агротехнологии, глобальном мониторинге изменения климата, которое объективно расширяет возможности научно-технического взаимодействия России со странами «восьмерки».

Также участники саммита договорились о расширении диалога с лидерами африканских стран по вопросам реализации программы «Новое партнерство для развития в Африке» и Плана действий «группы восьми» по Африке.

Стороны договорились о мерах стимулирования здравоохранения за счет: укрепления, в частности, Глобального фонда по борьбе со СПИДом туберкулезом и малярией; улучшения доступа к медицинскому обслуживанию в бедных странах, поощрения исследований болезней, затрагивающих развивающиеся страны.

Стороны объявили о том, что МВФ должен продолжать совершенствовать методы своего мониторинга международной финансовой системы, «делая его более всеобъемлющим, независимым, подотчетным и прозрачным», а также должен вести работу по направлениям, связанным с реструктуризацией суверенных долгов.

Участники приняли ряд мер в направлении борьбы с терроризмом:

- приняли План действий по укреплению потенциала для борьбы с терроризмом;

- сосредоточили усилия на «пресечении финансового потока, питающего терроризм»В рамках «расширенного диалога» лидеры Группы восьми провели свободную дискуссию, закрытую для СМИ и не предусматривающую официальных заявлений, с лидерами Египта, Алжира, Нигерии, Южной Африки, Марокко, Сенегала, Мексики, Швейцарии, Бразилии, Китая, Саудовской Аравии, Малайзии, Индии, МВФ, Всемирного банка, ВТО и ООН.

5) США, Си-Айленд, 2004 г.

Участники приветствовали укрепление мировой экономики, признали необходимость проведения сбалансированной энергетической политики, способствующей увеличению поставок энергетических ресурсов и более эффективному использованию и сбережению энергии, в том числе с помощью новых технологий; приветствовали недавний прогресс на пути присоединения России к ВТО. Россия продолжала линию на укрепление роли «G8» в выработке коллективных решений по важнейшим вопросам мировой политики и экономики. При ее активном участии была разработана и принята Инициатива по безопасному и упрощенному порядку международных поездок (САФТИ), которая предусматривает 28 конкретных направлений сотрудничества.

Среди общих достижений «восьмерки» на контртеррористическом направлении – эффективная, скоординированная работа всех членов «Клуба», позволившая принять в 2005 г. консенсусную Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, инициированную Россией. Эта конвенция создает предпосылки для завершения работы в ООН над проектом Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.

Также участники саммита взяли на себя обязательства по учреждению Глобального центра по разработке вакцины против ВИЧ в целях совершенствования координирования международных исследований и ускорения процесса разработки вакцины против ВИЧ.

Стороны приняли План действий «группы восьми» в области определения шагов, направленных, в частности, на оказание противодействия биотерроризму и мер по укреплению

6) Великобритания, Глениглс, 2005 г.

Председатель – Тони Блэр.

Также к участию на саммите были привлечены президенты Мексики, Бразилии, ЮАР, председатель КНР, премьер-министр Индии, Генеральный секретарь ООН, главы Всемирного банка и МВФ.

Стороны отметили сохранение международного роста, подтвердили свои обязательства по проведению реформ в экономике стран «группы восьми», необходимых для сдерживания возрастающего глобального неравенства. Участники саммита обсудили Цели развития Декларации тысячелетия и согласовали всеобъемлющий план в поддержку развития Африки, предусматривающий: обеспечение дополнительных ресурсов на поддержку африканских миротворческих сил, предоставление энергичного содействия развитию демократии, увеличение инвестиций в развитие систем здравоохранения и образования, стимулирование экономического роста, улучшение инвестиционного климата Африки.

Приоритетное внимание уделялось выработке общих подходов «G8» к проблематике развития Африки и преодолению негативных последствий глобальных климатических изменений, также развитию экологически чистой энергетики.

Принятый документ по Африке предусматривает комплекс мер по наращиванию содействия континенту, в т.ч. в таких областях, как обеспечение экономического роста, финансирование развития, улучшение системы образования и здравоохранения, укрепление миротворческого потенциала.

План действий по климату определяет практические шаги по таким приоритетным направлениям, как внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности энергопотребления, в т.ч. в промышленности, на транспорте и в бытовой сфере, развитие необходимой научно-технической базы.

Укреплению позиций России как равноправного участника «восьмерки» в финансово-экономической сфере способствовали динамичное экономическое развитие страны в последние четыре года, ответственная политика на мировых энергетических рынках, четкая выплата внешних долгов, весомое участие в сокращении задолженности беднейших стран мира. Возрос и российский вклад в борьбу с голодом и опасными болезнями в странах Африки и Азии.

К настоящему времени наша страна списала или приняла на себя обязательство списать задолженность африканских стран на сумму 11,3 млрд. долл. США, включая более 2 млрд. долл. США в рамках Инициативы HIPC. Российская Федерация участвует в финансировании Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, малярией и туберкулезом. Российский взнос составляет 20 млн. долл. США в течение 2002-2006 гг. (к настоящему времени выплачено 12,5 млн. долл. США). Россия приняла участие в финансировании Глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита путем внесения в 2003–2005 гг. взноса в размере 8 млн. долл. США.

7) Саммит 2006 года в Санкт-Петербурге (15 по 17 июля)

Приоритетные направления работы – международнаяэнергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование.

Вместе с тем в Санкт-Петербурге фигурировали такие уже ставшие традиционными для «восьмерки» темы, как антитеррор, нераспространение ОМУ, борьба с оргпреступностью и наркоугрозой, решение природоохранных и иных глобальных проблем, актуальные вопросы мировой экономики, финансов и торговли, острые региональные конфликты. Первая Инициатива по укреплению энергетической безопасности.

Вторая российская инициатива касается борьбы с инфекционными заболеваниями. Российская сторона внесла на рассмотрение «группы восьми» также предложение разработать комплекс мер по предупреждению эпидемических последствий стихийных бедствий. В духе преемственности проанализированы выполненные ранее принятые «клубом» решения в сфере здравоохранения, борьбы с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом. Участники саммита сконцентрировали свое внимание на возможностях оказания содействия в первую очередь развивающимся странам.

Правительство РФ приняло решение выделить в 2006–2009 гг. около 42 млн. долл. в качестве вклада в многосторонние действия по укреплению эпидемиологических служб стран СНГ. Еще 3 млн. долл. будут ассигнованы многостороннему целевому фонду, создаваемому Всемирным банком.

Выбор проблематики образования в качестве третьего приоритета российского председательства объясняется, прежде всего, стремлением дать импульс усилиям государств «восьмерки» по повышению качества высшего образования.

Теперь обратимся к вопросу о роли данного саммита как для России, так и для работы «большой восьмерки».

Принимая лидеров «большой восьмерки», Россия несла необычное – двойное – бремя. Ей надлежало, во-первых, организовать саммит, на котором, как обычно, должны были быть рассмотрены наиболее актуальные мировые проблемы. Но еще от России ожидали (впервые в истории подобных встреч), что одновременно она докажет свою приверженность демократическому курсу, подобающему стране – председателю столь представительного форума.

Аналитики отмечают, что в целом Россия не только справилась с этой двойной нагрузкой, но и сделала многое для того, чтобы дать новый импульс практике саммитов. Достигнут серьезный прогресс по трем приоритетным вопросам повестки дня, а также по животрепещущей политической проблеме ближневосточного конфликта. Легитимность значительно повысилась благодаря присутствию группы «Плюс пять» в составе Бразилии, Индии, Китая, Мексики и ЮАР. Приглашение этих держав, а также привлечение организаций гражданского общества, законодателей, религиозных и молодежных лидеров внесли большой вклад в демократизацию самого «клуба».

Российское участие в «восьмерке» стало главным стимулом поворота группы к рассмотрению обширного пласта международно-политических проблем в сфере стратегической стабильности, урегулирования региональных конфликтов, борьбы с распространением ОМУ. Вступление России в «клуб» помогло повысить его представительность, поднять авторитет в глазах широкого круга неучаствующих государств. Немаловажен и практический вклад нашей страны в коллективные усилия «клуба» по содействию развивающимся странам. Несомненным успехом российской стороны стало формирование разветвленной системы сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом. Членство России в «восьмерке» позитивно повлияло, прежде всего, на укрепление ее международно-политических позиций. Российская сторона уже самим фактом своего участия в «восьмерке» усилила многостороннее начало в работе «клубе» и таким образом – в целом в международной системе. Россия будет стремиться привлекать к работе «группы восьми» новые государства, более широкий круг участников, что наглядно продемонстрировал саммит 2006г. в Санкт-Петербурге. То есть, фактически, Россия выступает за привлечение в клуб индустриально развитых государств новых членов.

Все решения, принятые на саммитах 1999-2005 гг., можно разделить на следующие группы:

- Решения, принятые в сфере международного развития, где активную роль выделяется международным организациям.

- Решения в сфере торговли: первостепенная роль отводится ВТО, диалогу о вступлении в организации новых членов.

- Особое место занимают решения, принятые в поддержку развития африканского региона: решения о выделении дополнительных средств, создание Нового партнерства.

- Проблема международного терроризма включающих координацию действий по выявлению террористов, четкое отслеживание финансовых потоков, идущих на террористические цели и т.п.

- Также большое место отводится проблеме нераспространения ядерного оружия, региональным проблемам и конфликтам (на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане).

- Огромное значение имеет курс на привлечение к числу участников обсуждений новые государства, международные организации.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.