Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-08-20 | 126 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методические указания к выполнению лабораторной работе
«Построение регрессионных моделей»
По курсам «Планирование эксперимента»
для студентов специальности АСОИ иУ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучение основных понятий, определений, принципов теории планирования экспериментов, приобретение навыков проведения экспериментов по построению математических моделей, ознакомление с методикой построения регрессионных моделей.
Основные понятия
Эксперимент – метод научного исследования, когда исследователь активно и целенаправленно воздействует на объект исследования путем создания искусственных условий или использования естественных условий, необходимых для выявления конкретных свойств объекта.
Эксперименты делятся на пассивные и активные (управляемые). В пассивном эксперименте контролируемые (входные) параметры нельзя изменять, в активном – можно.
Планирование эксперимента – область знания, связанная с построением и оптимизацией математических моделей.
Объект исследования рассматривается как носитель некоторых неизвестных или подлежащих исследованию свойств и качеств – своеобразный «черный ящик». При этом вектор Х1…Хk представляет собой группу контролируемых и управляемых величин, которые могут изменяться определенным образом в ходе эксперимента, а Z1…Zk контролируемые характеристики. Характеристики (Х1…Хk) также называют факторами или управляемыми воздействиями. Функция Y – функция отклика (поверхность отклика), представляет собой реакцию системы на воздействие факторов. Также можно выделить и третью, не обозначенную на идеальной модели систему входных сигналов – это шумы или помехи, которые обусловлены многими факторами: ошибками обслуживающего персонала, влиянием внешней среды, погрешностью приборов и т.д. К этой же группе относятся воздействия, которые не могут контролироваться либо из-за их сложности, либо из-за незнания их природы и невозможности контроля.
|
Характеристики объектов имеют различную физическую природу, а, следовательно, и размерность, что затрудняет построения модели. Поэтому на практике значения факторов, которые имеют реальный физический смысл, нормируют (приводят к определенному ранее заданному набору значений). Для любого фактора Х существует нижний Хmin и верхний Xmax уровни изменения значений.
|
Структурная схема объекта (процесса)
при проведении активного эксперимента
Факторное пространство
Приведем алгоритм нормировки фактора:
· выбираем масштаб и положение осей координат таким образом, чтобы Хi min соответствовало –1, а Xi max +1.
· вычисляем значение Хi 0 для данного фактора следующим образом .
· вычисляем интервал изменения фактора dxi = Xi 0 – Xi min = Xi max - Xi 0.
· находим нормированное значение Хн для каждого фактора .
Зависимость реакции объекта от точки факторного пространства называется функцией отклика Y, а ее геометрическое представление Y(x1, x2,…, xi) – поверхностью отклика. Векторов значений функции отклика может быть столько, сколько опытов.
Проведение эксперимента
Вектор, содержащий некоторый набор конкретных значений факторов ХI, определяет q-ю точку плана эксперимента. Совокупность векторов Хq (q = 1, 2, …, n) образует план эксперимента (матрица, содержащая k строк и n столбцов, каждая строка которой образует точку плана эксперимента, а столбец фактор эксперимента).
|
Х11 | Х21 | Х31 | … | ХN1 |
Х12 | Х22 | Х32 | … | ХN2 |
… | … | … | … | … |
Х1К | Х2К | Х3К | … | ХNK |
Совокупность всех точек плана, отличающихся уровнем хотя бы одного фактора (различных строк матрицы планирования), называется спектром плана. Матрица, получаемая из всех различных строк плана - матрица спектра плана. Она отличается от приведенной выше матрицы только числом строк (из-за отсутствия повторяющихся точек плана). При количестве точек спектра плана G, ее размерность будет составлять: G строк на N столбцов. Применяется также матрица дублирования, размерность которой совпадает с размерностью матрицы спектра плана. Она имеет вид:
К1 | 0 | 0 | … | 0 |
0 | К2 | 0 | … | 0 |
… | … | … | … | … |
0 | 0 | 0 | … | Кg |
Здесь Кj - число параллельных опытов в точке спектра плана с номером j (j = 1, 2, …, N). Т.е. это число характеризует дублирование соответствующей строки в матрице спектра плана.
ЗАДАНИЕ НА ЛАБОРАТОРНУЮ РАБОТУ
1. Используя программу генерации случайных чисел провести трехфакторный эксперимент в восьми точках (то есть сформировать три столбца и восемь строк в матрице планирования – заполнить ее случайным образом). Желательно взять ограничение до 20 при генерации случайных чисел, но учесть возможность его изменения по требованию преподавателя.
2. Определить значения нулевых уровней факторов, выполнить нормировку факторов.
3. Составить матрицу планирования для полного трехфакторного эксперимента с использованием дополнительного нулевого фактора (Х0=1).
4. Составить матрицу планирования для дробного трехфакторного эксперимента, пренебрегая взаимодействием факторов.
5. Провести эксперимент во всех точках ДФЭ, повторив 5 раз опыты в выбранных точках факторного пространства (найти значения функции отклика Y из таблицы 1 в соответствии с вариантом, выданным преподавателем).
6. Найти коэффициенты уравнения регрессии.
7. Проверить свойства полного факторного эксперимента: симметричность, нормировку, ортогональность и рототабельность.
8. Составить уравнение регрессии в кодированном виде, привести его к натуральному, используя значение интервалов варьирования.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
1. Используя генератор случайных чисел, найти значения факторов в точках, а также функцию отклика. Определить нулевой уровень фактора, провести нормировку.
|
2. Составить матрицу планирования для полного трехфакторного эксперимента с использованием дополнительного нулевого фактора (Х0=1), и заполнить таблицу кодированными значениями Х1, Х2 и Х3.
Х0 | Х1 | Х2 | Х3 | Х1Х2 | Х1Х3 | Х2Х3 | Х1Х2Х3 | Y1,j | Y2,j | Y3,j | Yj | |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 |
3. Составить матрицу планирования для дробного трехфакторного эксперимента, пренебрегая взаимодействием факторов.
4. Провести эксперимент во всех точках ДФЭ (найти значения функции отклика Y). Для каждой точки плана провести по три эксперимента, значения функции отклика брать из таблицы 1 в соответствии с вариантом.
5. Получаем коэффициенты регрессии после упрощения системы уравнений b0, b1, b2, b3.
6. Уравнение регрессии будет иметь вид
Y = b0 X0 + b1 X1 + b2 X2 –+b3 X3; (Х0 =1).
7. Полученное в кодированном виде уравнение регрессии преобразовать в натуральный, используя значения интервалов варьирования.
Вариант 1
3,004 | 3,031 | 3,035 | 3,039 | 3,001 |
5,193 | 5,152 | 5,177 | 5,209 | 5,151 |
3,927 | 3,950 | 3,936 | 3,898 | 3,897 |
7,141 | 7,099 | 7,111 | 7,138 | 7,097 |
Вариант 2
3,651 | 3,605 | 3,653 | 3,592 | 3,627 |
6,547 | 6,514 | 6,535 | 6,562 | 6,581 |
4,761 | 4,793 | 4,816 | 4,792 | 4,801 |
9,515 | 9,566 | 9,534 | 9,552 | 9,528 |
Вариант 3
2,124 | 2,150 | 2,139 | 2,140 | 2,157 |
3,382 | 3,394 | 3,368 | 3,374 | 3,372 |
2,705 | 2,652 | 2,655 | 2,674 | 2,713 |
4,307 | 4,242 | 4,276 | 4,317 | 4,255 |
Вариант 4
2,588 | 2,597 | 2,542 | 2,537 | 2,539 |
4,191 | 4,165 | 4,152 | 4,129 | 4,138 |
3,201 | 3,231 | 3,202 | 3,199 | 3,248 |
5,509 | 5,453 | 5,448 | 5,511 | 5,445 |
Вариант 5
3,072 | 3,028 | 3,080 | 3,049 | 3,069 |
5,193 | 5,159 | 5,163 | 5,220 | 5,168 |
3,932 | 3,955 | 3,893 | 3,915 | 3,939 |
7,094 | 7,126 | 7,149 | 7,102 | 7,158 |
Вариант 6
4,292 | 4,285 | 4,333 | 4,304 | 4,277 |
8,385 | 8,390 | 8,404 | 8,421 | 8,390 |
5,881 | 5,886 | 5,847 | 5,900 | 5,909 |
13,349 | 13,332 | 13,357 | 13,342 | 13,356 |
Вариант 7
|
4,307 | 4,284 | 4,284 | 4,316 | 4,286 |
8,387 | 8,396 | 8,430 | 8,389 | 8,404 |
5,832 | 5,873 | 5,856 | 5,843 | 5,862 |
13,329 | 13,304 | 13,328 | 13,340 | 13,312 |
Вариант 8
3,583 | 3,605 | 3,623 | 3,623 | 3,587 |
6,555 | 6,564 | 6,523 | 6,559 | 6,511 |
4,795 | 4,790 | 4,776 | 4,798 | 4,744 |
9,504 | 9,530 | 9,524 | 9,557 | 9,530 |
Вариант 9
3,054 | 3,032 | 3,024 | 3,046 | 3,019 |
5,147 | 5,170 | 5,178 | 5,190 | 5,177 |
3,926 | 3,895 | 3,937 | 3,931 | 3,915 |
7,117 | 7,121 | 7,101 | 7,130 | 7,091 |
Вариант 10
2,549 | 2,537 | 2,563 | 2,564 | 2,569 |
4,118 | 4,164 | 4,155 | 4,126 | 4,151 |
3,236 | 3,220 | 3,202 | 3,212 | 3,207 |
5,445 | 5,485 | 5,449 | 5,472 | 5,455 |
Вариант 11
2,164 | 2,165 | 2,145 | 2,150 | 2,163 |
3,347 | 3,338 | 3,322 | 3,318 | 3,358 |
3,950 | 3,932 | 3,908 | 3,935 | 3,901 |
6,855 | 6,870 | 6,875 | 6,872 | 6,907 |
Вариант 12
2,788 | 2,823 | 2,815 | 2,777 | 2,773 |
4,491 | 4,467 | 4,492 | 4,473 | 4,460 |
3,485 | 3,510 | 3,515 | 3,524 | 3,475 |
5,883 | 5,879 | 5,863 | 5,870 | 5,877 |
Вариант 13
2,132 | 2,114 | 2,160 | 2,146 | 2,120 |
3,373 | 3,324 | 3,377 | 3,327 | 3,385 |
3,978 | 3,928 | 3,905 | 3,948 | 3,904 |
6,898 | 6,908 | 6,887 | 6,940 | 6,904 |
Вариант 14
2,567 | 2,587 | 2,585 | 2,527 | 2,583 |
4,148 | 4,183 | 4,155 | 4,144 | 4,169 |
4,998 | 4,949 | 4,950 | 4,947 | 4,968 |
9,758 | 9,689 | 9,701 | 9,711 | 9,686 |
Вариант 15
3,073 | 3,033 | 3,062 | 3,065 | 3,029 |
5,191 | 5,186 | 5,221 | 5,156 | 5,198 |
3,884 | 3,932 | 3,929 | 3,914 | 3,899 |
14,701 | 14,690 | 14,734 | 14,754 | 14,674 |
Вариант 16
8,346 | 8,241 | 8,242 | 8,247 | 8,244 |
17,731 | 17,736 | 17,781 | 17,709 | 17,863 |
14,306 | 14,165 | 14,262 | 14,254 | 14,173 |
22,574 | 22,715 | 22,599 | 22,579 | 22,569 |
Вариант 17
8,439 | 7,904 | 8,440 | 8,473 | 7,916 |
10,523 | 10,650 | 10,778 | 10,273 | 10,631 |
9,401 | 9,168 | 9,534 | 9,249 | 9,306 |
14,120 | 14,376 | 14,486 | 14,175 | 13,952 |
Вариант 18
7,939 | 7,903 | 7,980 | 7,619 | 7,750 |
12,365 | 12,356 | 12,004 | 12,037 | 12,409 |
14,245 | 14,808 | 14,494 | 14,786 | 14,449 |
26,177 | 26,630 | 26,707 | 26,237 | 26,481 |
Вариант 19
3,759 | 3,709 | 3,745 | 3,768 | 3,740 |
4,828 | 4,801 | 4,845 | 4,845 | 4,845 |
4,243 | 4,253 | 4,242 | 4,300 | 4,275 |
6,612 | 6,613 | 6,563 | 6,598 | 6,575 |
Вариант 20
2,872 | 2,904 | 2,841 | 2,888 | 2,896 |
4,125 | 4,147 | 4,105 | 4,153 | 4,152 |
3,810 | 3,779 | 3,755 | 3,803 | 3,759 |
4,532 | 4,477 | 4,472 | 4,505 | 4,513 |
Вариант 21
1,612 | 1,370 | 1,569 | 1,655 | 2,037 |
2,440 | 2,019 | 2,027 | 2,398 | 2,223 |
2,067 | 1,893 | 2,378 | 2,152 | 2,040 |
2,444 | 2,476 | 2,761 | 2,346 | 2,312 |
Вариант 22
8,952 | 8,889 | 9,235 | 9,122 | 9,222 |
12,258 | 12,452 | 12,044 | 12,152 | 12,392 |
10,323 | 10,376 | 10,268 | 10,647 | 10,452 |
14,357 | 14,050 | 14,109 | 14,339 | 14,421 |
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА
1. Титульный лист, содержащий информацию о студенте (группа, фамилия, номер варианта);
2. Результаты подготовки (выбранные по варианту значения экспериментальных данных);
3. Основные теоретические положения (используемые формулы);
4. Результаты подготовки (матрица планирования в виде таблицы);
5. Листинг программы (язык программирования не имеет значения);
6. Ответы на контрольные вопросы;
7. Результат выполнения работы;
8. Выводы по лабораторной работе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что называется экспериментом?
2. Какие бывают эксперименты?
3. Что называется планированием эксперимента?
4. Что образует план эксперимента?
5. Что называется спектром плана?
6. Чем характеризуется объект исследования? Дайте определение факторному пространству.
7. Что такое регрессионные полиномы и где они применяются?
8. Перечислите условия, необходимые для определения коэффициентов регрессии.
|
9. Что называется полным факторным экспериментом?
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер Ю.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976.
2. Асатурян В.И. Теория планирования эксперимента: Учеб. пособие для втузов. М.: Радио и связь, 1983.
3. Налимов В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971.
4. Планирование и организация измерительного эксперимента / Е.Т. Володаpский, Б.Н. Малиновский, Ю.М. Туз.-К.: В.ш. Головное изд-во, 1987.
Методические указания к выполнению лабораторной работе
«Построение регрессионных моделей»
По курсам «Планирование эксперимента»
для студентов специальности АСОИ иУ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучение основных понятий, определений, принципов теории планирования экспериментов, приобретение навыков проведения экспериментов по построению математических моделей, ознакомление с методикой построения регрессионных моделей.
Основные понятия
Эксперимент – метод научного исследования, когда исследователь активно и целенаправленно воздействует на объект исследования путем создания искусственных условий или использования естественных условий, необходимых для выявления конкретных свойств объекта.
Эксперименты делятся на пассивные и активные (управляемые). В пассивном эксперименте контролируемые (входные) параметры нельзя изменять, в активном – можно.
Планирование эксперимента – область знания, связанная с построением и оптимизацией математических моделей.
Объект исследования рассматривается как носитель некоторых неизвестных или подлежащих исследованию свойств и качеств – своеобразный «черный ящик». При этом вектор Х1…Хk представляет собой группу контролируемых и управляемых величин, которые могут изменяться определенным образом в ходе эксперимента, а Z1…Zk контролируемые характеристики. Характеристики (Х1…Хk) также называют факторами или управляемыми воздействиями. Функция Y – функция отклика (поверхность отклика), представляет собой реакцию системы на воздействие факторов. Также можно выделить и третью, не обозначенную на идеальной модели систему входных сигналов – это шумы или помехи, которые обусловлены многими факторами: ошибками обслуживающего персонала, влиянием внешней среды, погрешностью приборов и т.д. К этой же группе относятся воздействия, которые не могут контролироваться либо из-за их сложности, либо из-за незнания их природы и невозможности контроля.
Характеристики объектов имеют различную физическую природу, а, следовательно, и размерность, что затрудняет построения модели. Поэтому на практике значения факторов, которые имеют реальный физический смысл, нормируют (приводят к определенному ранее заданному набору значений). Для любого фактора Х существует нижний Хmin и верхний Xmax уровни изменения значений.
|
Структурная схема объекта (процесса)
при проведении активного эксперимента
Факторное пространство
Приведем алгоритм нормировки фактора:
· выбираем масштаб и положение осей координат таким образом, чтобы Хi min соответствовало –1, а Xi max +1.
· вычисляем значение Хi 0 для данного фактора следующим образом .
· вычисляем интервал изменения фактора dxi = Xi 0 – Xi min = Xi max - Xi 0.
· находим нормированное значение Хн для каждого фактора .
Зависимость реакции объекта от точки факторного пространства называется функцией отклика Y, а ее геометрическое представление Y(x1, x2,…, xi) – поверхностью отклика. Векторов значений функции отклика может быть столько, сколько опытов.
Проведение эксперимента
Вектор, содержащий некоторый набор конкретных значений факторов ХI, определяет q-ю точку плана эксперимента. Совокупность векторов Хq (q = 1, 2, …, n) образует план эксперимента (матрица, содержащая k строк и n столбцов, каждая строка которой образует точку плана эксперимента, а столбец фактор эксперимента).
Х11 | Х21 | Х31 | … | ХN1 |
Х12 | Х22 | Х32 | … | ХN2 |
… | … | … | … | … |
Х1К | Х2К | Х3К | … | ХNK |
Совокупность всех точек плана, отличающихся уровнем хотя бы одного фактора (различных строк матрицы планирования), называется спектром плана. Матрица, получаемая из всех различных строк плана - матрица спектра плана. Она отличается от приведенной выше матрицы только числом строк (из-за отсутствия повторяющихся точек плана). При количестве точек спектра плана G, ее размерность будет составлять: G строк на N столбцов. Применяется также матрица дублирования, размерность которой совпадает с размерностью матрицы спектра плана. Она имеет вид:
К1 | 0 | 0 | … | 0 |
0 | К2 | 0 | … | 0 |
… | … | … | … | … |
0 | 0 | 0 | … | Кg |
Здесь Кj - число параллельных опытов в точке спектра плана с номером j (j = 1, 2, …, N). Т.е. это число характеризует дублирование соответствующей строки в матрице спектра плана.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!