Архивные документы в помощь учителю — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архивные документы в помощь учителю

2020-08-20 127
Архивные документы в помощь учителю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иные формы использования архивных документов

(Слайд 22)

Особую роль играют документы ЦГИА СПб для деятельности старшеклассников, занимающихся краеведением. Они могут послужить основой в проведении исследования какой-либо проблемы. Вполне вероятно, что старшеклассники способны овладевать методикой проведения исследования и даже вносить новые знания в историю своего края. В частности, ряд работ документам ЦГИА СПб были подготовлены воспитанниками Юношеского университета С.-Петербурга Городского дворца творчества юных – «История села Мурино – бывшей вотчины Воронцовых», «Баболовский дворец и парк», «История зданий, стоявших на месте вестибюлей станций метро», «Авиаторы Царского Села», «История развития плавания в С.-Петербурге». Среди других работ, подготовленных учителями и учащимися, можно выделить исследования по истории петербургских храмов, отдельных местностей и зданий, где сейчас размещаются учебные заведения, известным личностям, а также генеалогические исследования по истории отдельных семей. Некоторые доклады учащихся публикуются в ежегодных сборниках: «Наследники великого города: Фрагменты докладов учащихся С.-Петербурга на городских историко-краеведческих чтениях» и «Наследники великого города: Фрагменты докладов учащихся С.-Петербурга на региональной олимпиаде по краеведению (9-11 классы)».

   При этом следует отметить, что документы ЦГИА СПб являются ключевыми при изучении курса петербургского краеведения дореволюционного периода. На материалах архива ежегодно выпускается значительное количество изданий, посвященных истории отдельных районов города, отдельных улиц и объектов. К примеру, за последние годы вышли следующие работы: Векслер А.Ф., Крашенинникова Т.Я. «Суворовский проспект, Таврическая и Тверская улицы»; Гречук Н. «Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы»; Макаревич Т.П. «Утраченные кладбища Невской заставы»; Садиков А.Н. «Из Павловска в Царское Село и обратно» и др. Естественно, что возможности архива не ограничиваются подобными локальными работами.

(Слайд 23)

В заключение отметим, что архивные документы могут быть использованы не только учителями истории и обществоведения.

Те же массовые источники, хранящиеся в ЦГИА СПб, могут помочь не только в генеалогических исследованиях при составлении родословных, но и быть полезными при изучении учащимися генетики. Разумеется, перед школьниками не следует ставить задачи по комплексному изучению метрических книг XVIII – начала ХХ века. Однако отдельные примеры из разных эпох могут служить хорошей иллюстрацией изменениям демографической пирамиды, моделей рождаемости, брачности и смертности, а также в изучении продолжительности жизни и причин смертности. Как известно, до начала ХХ века в России господствовало традиционное общество, для которого были характерны ранние браки, высокая рождаемость и смертность. К 30-м гг. ХХ века происходит переход к двухдетным семьям, а в середины ХХ века – к европейскому обществу с поздним возрастом вступления в брак, низкой рождаемостью и смертностью. Также для учителя биологии весьма любопытными могут оказаться научные работы по биологии, ботаники и зоологии конца XIX – начала XX века, а также документы о преподавании естественных наук в фондах учебных заведений.

 

(Слайд 24)

 

Наконец, в документах ЦГИА СПб неплохо представлена методика преподавания тех или иных предметов. В совокупности с дореволюционными учебниками, хранящимися преимущественно в библиотеках, такие методики могут быть полезными для учителей-предметников. Прежде всего, речь идет о преподавании иностранных языков и математики. В личных же делах учащихся гимназий и реальных училищ встречаются математические задачи, темы сочинений, копии наглядных пособий и пр.

 

(Слайд 25)

 

Интернет-портал «Архивы Санкт-Петербурга»,

Страница obd - memorial. ru, поиск по фамилии

3. На сайте «Подвиг народа» (obd-memorial.ru) удалось установить его боевой путь в годы Великой Отечественной войны.  

4. В ходе наших поисков документов в архивах советского периода выяснилось, что Михаил Орешкин родился 25 октября 1917 г. в Петрограде в семье мелкого служащего. Родители проживали на Васильевском острове.

   

 

 

 (Слайд 30)

Дело 3508, листы 231 об.-232

 14. Мы установили, что метрические записи Андреевского собора за 1917 год находятся в деле 3508. Одновременно по голубому значку напротив заголовка дела мы определили, что дело отсканировано.

             (Слайды 45, 46)

Листы 231 об.-232

16.Изучив соответствующее дело, мы выяснили, что Михаил

Орешкин родился 25 октября, крещен 29 октября 1917 г. Его родители, Федор Антонович и Анна Леонтьевна Орешкины, являлись крестьянами Новгородской губернии, Боровичского уезда, Великопорожской волости, деревни 2-го Марьинско.

 

Двигаясь от метрической книги к метрической книге удается установить метрику о венчании родителей в том же Андреевском соборе. Поскольку в метрике о венчании обычно указан возраст брачующихся, можно искать и рождение родителей. И так по цепочке можно дойти до начала XVIII века.

 

         

Архивные документы в помощь учителю

(Слайд 1)

     Работа с архивными документами, безусловно, прерогатива ученых и краеведов. Но не следует забывать о том, что интерес к прошлому зарождается, как правило, в школьные годы на уроках истории и для некоторых становится в дальнейшем профессией. Работа с подлинными источниками на уроках, элективных курсах или в рамках научного общества учащихся является самым эффективным методом развития интереса к познанию истории.

Архив –  учреждение, которое осуществляет хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, в первую очередь Архивного фонда России, отобранных из огромного ежеминутно создаваемого количества документов по специальным правилам и методикам для вечного хранения. Эти источники, по сути, представляют собой документальную память нашей страны.

     На сегодняшний день в архивах России (без учета ведомственных) содержится около 37 млн. дел досоветского периода, 197 млн. дел советского и 14 млн. дел современного периода. Все дореволюционные документы доступны для использования, среди документов советского периода доля секретных составляет не более 2 %. Таким образом, подавляющая часть документов открыта для использования и свободно выдается в читальные залы архивов.

 

(Слайд 2)

 

Работу с образовательными учреждениями можно разделить на две категории – очную и заочную. К очной форме следует отнести обзорные экскурсии, лекции и встречи с демонстрацией документов архивов, краеведческие чтения.  К заочной – доступ к оцифрованным образам архивных документов и научно-справочному аппарату архивов через Интернет. Уже сегодня на отраслевом портале «Архивы России» (http:// www.rusarchives.ru), сайтах архивных учреждений размещен большой и разнообразный материал: путеводители и описи фондов документов, электронные образы экспонатов последних архивных выставок по таким темам как «Голод в СССР», «Путь к Нюрнбергу», «ОУН и УПА в 1939-1956 гг.», по проблеме Катыни из «пакета №1», наконец тысячи уникальных фотографий по истории Великой Отечественной войны с сайта «Победа. 1941-1945». Этот открытый и доступный контент можно спокойно использовать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

 

(Слайд 3)

 

Отдельно следует отметить проект «Архивы – школе», размещенный на портале «Архивы России» (http://www.rusarchives.ru/school/). Он предполагает создание виртуальной хрестоматии по школьному курсу «История России» на основе документов федеральных архивов, находящихся, по преимуществу, в Москве. Проект включает в себя ряд тематических подборок электронных образов текстовых и аудиовизуальных документов с соответствующими аннотациями и комментариями. Он был запущен в 2013 г. и содержит образы документов по таким темам как «Движение декабристов»,  «Петрашевцы», «Народная воля», «Революция 1917 года», «Коллективизация и голод в СССР», «Атомный проект в СССР», а также «Медиатека: антология русской поэзии XIX в.» и курс для начинающих: «Что такое архивный шифр и какие документы хранятся в архивах?» Учитель при подготовке урока или внеклассного мероприятия будет иметь возможность отобрать для использования необходимые ему документы.

Подобная работа ведется и в петербургских архивах. На сегодняшний день в городских архивах сконцентрировано около 12 млн. дел на бумажной основе и около полумиллиона единиц хранения фотодокументов, представляющих летопись истории города, губернии и области с XVIII века по настоящее время.

 

(Слайд 4)

 

Весной 2012 г. Архивный комитет запустил Интернет-портал «Архивы Санкт-Петербурга» (http://www.spbarchives.ru). Его возможности позволяют не только получить справочную информацию, но и подать запрос в электронной форме о наличии в документах архивов тех или иных сведений. Особо следует выделить раздел «Информационные ресурсы», благодаря которому каждый желающий может познакомиться с гипертекстовыми версиями путеводителей по архивам, списками фондов и описями дел. Важным этапом в деятельности городских архивов стал 2015 г., когда во всеобщий доступ за символическую плату были выложены отсканированные образы метрических книг ЦГИА СПб и фотодокументы ЦГАКФФД СПб.

         

 

(Слайд 5)

 

Для учителей и учащихся определенный интерес могут вызвать многочисленные публикации документов архивов Санкт-Петербурга. Они размещены в разделе «Мероприятия» на вкладках «Выставки» и «Виртуальные проекты», а также вкладке каждого из семи городских архивов в разделе «Публикации». Среди наиболее значимых проектов отметим следующие: «Уже все чуяли грозу…» (о событиях 1917 года), «Ленинград – Победе, 1941-1945», «Из истории петербургского образования в XVIII – XX веках», «Москва-Санкт-Петербург. Две столицы в объективе истории», «В эти дни великих шумов ратных…» (Петроград в годы Первой мировой войны) и др.

 

(Слайд 6)

Сотрудники петербургских архивов ведут большую просветительную работу: регулярно проводят конференции и экскурсии, в том числе для студентов и школьников, активно занимаются издательской деятельностью. Читальные залы городских архивов открыты для всех желающих.

Это, конечно, не означает, что каждый учащийся должен в процессе изучения школьного курса истории работать с подлинными архивными документами.  Во-первых, архивы не готовы принять большое число учащихся, поскольку читальные залы архивов невелики. Также для работы с архивными документами требуется специальная подготовка.

Альтернативным методом работы с архивными документами является размещение уже имеющихся образов на Интернет-портале «Архивы Санкт-Петербурга», однако отсканировать миллионы листов архивных документов в ближайшее время не представляется возможным. Во-вторых, должен соблюдаться принцип личного интереса школьника, а значит, его добровольного участия в такой деятельности. Большинству старшеклассников достаточно иметь представление о работе архивов, а также научиться анализировать исторические источники на практических занятиях в рамках уроков истории.

 

 

(Слайд 7)

Рассмотрим некоторые формы использования архивных документов в процессе преподавания истории в общеобразовательной школе на примере Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб).

Как самостоятельное учреждение архив существует с августа 1936 года. В настоящее время в нем состоит на учете почти 2 тысяч архивных фондов, в которых насчитывает почти 2 млн. дел (единиц хранения), содержащих информацию по истории столицы бывшей Российской империи и столичной губернии с ХVIII века до октября 1917 года. Здесь сосредоточены фонды административных, полицейских, судебных, сословных, земских и религиозного культа учреждений, органов городского самоуправления, крупнейших промышленных и торговых предприятий Петербурга, железных дорог, банков, учебных заведений, политических организаций, художественных, научно-просветительных и благотворительных обществ и учреждений. Широко представлены документы о положении крестьян Петербургской губернии, материалы по истории общественного, революционно-демократического и рабочего движения, развития отечественной промышленности, науки, культуры и народного образования, по застройке Петербурга и других населенных пунктов губернии.

В фондах архива содержится много материалов биографического и генеалогического характера. В них имеются сведения о жизни и деятельности А.Н.Радищева, М.И.Кутузова, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Т.Г.Шевченко, Л.Н.Толстого, А.А.Блока, Н.С.Гумилева, П.И.Чайковского, А.Римского- Корсакова, М.А.Балакирева, В.В.Стасова, И.Е.Репина, И.Н.Крамского, Н.И.Пирогова, Д.И.Менделеева, А.С.Попова и многих других выдающихся русских людей и рядовых жителей Петербурга и Петербургской губернии. Имеются личные фонды известных ученых, общественных и культурных деятелей России, таких, например, как В.М.Бехтерев, П.Ф.Лесгафт, Н.А.Белелюбский и др.

 

 

 

(Слайд 8)


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.