Принцип национального суверенитета и проблема делегирования его части наднациональным органам. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Принцип национального суверенитета и проблема делегирования его части наднациональным органам.

2020-08-20 608
Принцип национального суверенитета и проблема делегирования его части наднациональным органам. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие суверенитета является однимиз основополагающих принципов конституционного, а также международного права. Имеет две взаимосвязанные формы: национальный (народный) суверенитет и государственный суверенитет.

Национальный суверенитет, или суверенитет народа, означает, что только нация (народ) является основой государственности и источником государственной власти. Принцип национального суверенитета (суверенитета народа) утвердился как противопоставление абсолютной монархии: не бог и не царь, а народ является хозяином своей судьбы, определяет формы государственного правления и устройства. Сформулированный идеологией европейского Просвещения XVIII в., этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. В современную эпоху принцип национального (народного) суверенитета, равно как и основанное на нем право нации (народа) на самоопределение общепризнанны международным и конституционным правом. При этом нация понимается не в этническом смысле, а как синоним понятия «народ» — единой общности людей, проживающих на определенной территории.

Государственный суверенитет означает, что государственная власть, основанная на суверенной воле народа, независима от кого бы то ни было во внутренних делах и в международных отношениях. Государственный суверенитет — это верховенство государственной власти на территории страны; проецированный на международную сферу, он означает, что государство само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела.

Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутриполитические и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). «В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти».

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за ее пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме).

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

- ее прерогативы

- наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

- в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

-   в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к не суверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальнымсуверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничениесуверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничениесуверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничениесуверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Глобализация — это очень разноплановый процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для государств проблем, так и расширение числа интегрирующихся обществ; сильнее осознается, что проблемы отдельных стран соединяются в единый клубок. Однако признание каких-то процессов как прогрессивных ни в коем случае не предполагает однозначной положительности каждого их аспекта. Напротив, прогресс всегда означает, что определенная часть изменений ухудшает ситуацию по сравнению с тем, что было раньше. Соответственно и процесс глобализации не во всем имеет положительный эффект. Как и любой другой крутой перелом, он несет в себе массу негатива, например, ослабление таких качеств, как патриотизм. Да и открытость границ в чем-то благо, а в чем-то зло, например, в плане распространения терроризма.

В принципе всю историю можно представить как процесс сближения человечества. Именно поэтому идут споры, когда именно началась глобализация. Но со времени Великих географических открытий процесс интернационализации стал очевидным и все ускорялся. В XX веке в него включилось большинство стран мира. Тем не менее, процесс глобализации находится еще в начальных стадиях.

Одна из главных причин глобализации — развитие производительных сил и средств информации, их интернационализация. Это делает национальные границы перед ними гораздо менее серьезным, чем ранее, рубежом. Этому способствуют: 1) быстрота распространения информации и возможность прямого общения людей, находящихся в любых местах планеты; 2) техническая свобода выхода в широкий эфир; 3) многократный рост аудитории; 4) доступность информации и все большая ее полнота по разным вопросам в международных масштабах; 6) доступность компьютерной

Наиболее же быстро растущие области производства как раз по природе своей наднациональны. Например, космос или Интернет, который все более активно используется в коммерческих целях. Усиливает глобализацию и бурный рост науки, развитие которой «пошло гигантскими шагами, ускоряясь, так сказать, пропорционально квадрату удаления во времени от своего исходного пункта» (Энгельс). Налицо очень быстрое распространение научных достижений, тогда как формы финансирования, а следовательно, постановки целей, контроля и прочее национальны. И это усиливает противоречие между национальным эгоизмом и интересами человечества.

Тесная связь национальных экономик между собой, ведет к очень быстрому и во многом неуправляемому реагированию на локальные кризисы в разных местах планеты. Это подтвердили кризисы в разных странах последнего времени, когда международный горячий капитал вызывал их в считанные часы. Одна из главных причин коренится в том, что политические институты отстают от развития экономики, которая давно переросла национальные рамки и требует наднационального планирования, каких-то форм совместного контроля над источниками неустойчивости финансовых и иных рынков.

Не останавливаясь на сущности глобальных проблем человечества, нельзя не отметить, что в них, как ни в каких других, видны коллизии между национальными интересами и мировыми тенденциями. Особенно это касается некоторых аспектов экологической проблемы, которые либо вызваны производственной деятельностью, либо могут быть усугублены ею. Кроме того, в любом случае даже естественные колебания климата представляют собой общую очень сложную проблему для человечества. Поэтому один из ведущих секторов экономики будущего, вероятно, будет связан с охраной, резервированием, регенерацией природы; возможно, даже заменой недостающих (или укреплением слабых) звеньев природных процессов, их регуляцией. Но такая экономика должна быть по определению наднациональной.

Все глобальные проблемы связаны между собой, а такие, как демографическая и экологическая, во многом — две стороны одной медали. И, следовательно, регулирование численности населения также все более становится не только национальным, но и общим делом. Чтобы решить многие глобальные проблемы, необходимо осознать, что развитие не может идти все время вширь, что требуется сознательное ограничение в потреблении, а также механизмы, способные заставить большинство стран принять такие ограничения. По образному выражению Д. Белла, мы доросли до нового словаря, ключевым понятием в котором будет предел (limit). Пределы роста, расхищения окружающей среды, предел вооружения, предел вмешательства в живую природу и т. д.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.