Военно-воздушные силы и Войска ПВО СССР — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Военно-воздушные силы и Войска ПВО СССР

2020-08-20 239
Военно-воздушные силы и Войска ПВО СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эти виды Вооруженных Сил послевоенные сокращения коснулись в меньшей степени, и в основном потому, что летный состав проходил более тщательный медицинский отбор. И если в военные годы на некоторые аспекты здоровья того или иного летчика «глаза закрывали», то после завершения войны многие из них, особенно при переходе на реактивную технику, были комиссованы. Число же корпусов, дивизий и полков сократилось отно­сительно ненамного. Угроза нанесения с воздуха ядерных ударов не способствовала уменьшению этих видов. Да и задача поддержки сухопутных сил оставалась. Правда, многие из дивизий и полков сменили номера, подчинен­ность и дислокацию.

I. Военно-воздушные силы

Структура ВВС в первые послевоенные 15 лет не претерпела существенных изменений. По-прежнему основными штатными единицами оставались авиаполки, различающиеся по назначению - истребительные, штурмовые, бомбардировочные, транспортные и разведывательные. Последние из них были отдельными, а все остальные, как правило, объединялись в дивизии, хотя отдельными могли быть и некоторые из транспортных полков. В семействе бомбардировочных полков были восстановлены тяжелые бомбардировочные авиаполки даль­него действия. Дивизии могли быть как однородные, так и смешанные, а в их состав обычно входило по 3 полка. Дивизии могли быть отдельными или объединяться в корпуса, количество которых увеличилось по сравнению с концом войны. И те и другие входили в состав воздушных армий (которые также выросли в числе), а истреби­тельные полки и дивизии - в состав округов, армий и корпусов ПВО. Состав дивизий, корпусов и армий был непо­стоянен и менялся довольно часто. Существенные изменения претерпела и нумерация многих авиационных частей, поэтому возникли армии, корпуса, дивизии и полки, номеров которых по окончании войны не существо­вало. Так, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, S, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17-я армии времен войны стали 10 января 1949 г. соответст­венно 26,28,61, 37,48, 73,62 (затем 34), 23 (затем 59), 54, 29, 45, 57, 30, 24,69-й1. А 18-ю армию переименовали в Авиацию дальнего действия (АДД), в составе которой стало 3 армии - 43-я (штаб - в Виннице), 50-я (в Смоленске) и 65-я (в Хабаровске). На базе истребительных авиационных дивизий и корпусов ПВО были созданы воздушные истребительные армии - 19, 21, 22, 25, 32, 42, 52, 78-я (соответственно в Ленинграде, Батуми, Архангельске, Таллине, Киеве, Баку, Ярославле и Москве). В ряду номеров воздушных армий стояли и номера созданных в 1960 г. 43-й и 50-й ракетных армий (сформированы из одноименных воздушных армий) и в 1970 г. - 27, 31, 33, 53-я армии, дивизии которых были созданы в основном из авиационных частей (см. гл. 3). Ликвидация воздушных армий в округах в начале 1980-х гг. (все их управления переименованы в управления ВВС округов) и снова их вос­становление в 1988 г. внесли коррективы в их нумерацию - 4, 5,14,15, 16,17-я армия вернули себе номера времен войны, остались со своими номерами 26, 34, 46, 76-я, были созданы вновь 36, 49, 73, 24, 30-я армии (последние 2 получили номера ранее существовавших). Тогда же была восстановлена и дальняя авиация, которую возглавил генерал армии П.С. Дейнекин. Впрочем, возвращение номеров времен войны происходило и раньше - например, 69-я армия стала снова 17-й 24 марта 1972 г.

Другая судьба была у авиационных корпусов. Большинство из них прекратило существование до начала 1960-х гг., в основном в 1955-1957 гг. (за исключением некоторых, в частности тяжелых бомбардировочных кор­пусов дальнего действия, таких как 2,6, 8-й, или 61-го гвардейского и 71-го истребительных в Германии). Правда, их номера, как и у армий, претерпели к этому времени существенные изменения. Так, например, бомбардировочные авиакорпуса бывшей 18-й армии -1,2,3, 4-й гвардейские и 19-й стали соответственно 51, 70, 79, 81, 84-м с сохранением всех почетных наименований. То же произошло и с другими корпусами, например штурмовые 1,6,7-й корпуса получили номера 60, 75 и 68,1-й гвардейский и 13, 14-й истребительные стали 61,71, 58-м и т.д. В этот же период существовали корпуса: бомбардировочные - 11, 74, 76, 84-й, смешанные - 17, 34, 46, 53-й, а также истребительные, включая ПВО, - 16-й (в Киеве), 54-й (в Прибалтике), 62-й (в Баку), 64-й (сражался в Корее), 83-й (в Порт-Артуре), 72-й и 78-й гвардейские (бывшие 3-й и 6-й), 1,33, 58-й и ряд других. А 8-й тяжелый бомбардировочный авиакорпус в начале 1960-х гг. даже носил статус 5-й армии.

Более масштабные изменения пришлись на дивизии и полки. Целый ряд бомбардировочных дивизий воен­ного времени поменяли профиль, став авиатранспортными - 2, 3, 6-я гвардейские, 1-я и 12-я. При этом создава­лись и новые дивизии, число которых к 1955 г. достигло 140 (из них в ВВС - 30 бомбардировочных, 45 истребительных, 19 штурмовых, 8 транспортных, в ВМФ - 20 и в ПВО - 18). При этом 25 ноября 1954 г. Совет Министров СССР принял решение о создании еще 39 дивизий (!) и 16 отдельных полков бомбардировочной авиации (в качестве третьих полков уже существовавших дивизий), из которых 8 дивизий должны были стать стратегическими, 11 стать под знамена дальней авиации, а 20 - фронтовой. Численность авиаполков должна была достигнуть 600. Правда, это решение не было реализовано, более того, произошло сокращение уже имевшихся дивизий и полков, в первую очередь тех, которые не были укомплектованы техникой. Состав многих дивизий, как и их номера, претерпели существенные изменения. Поэтому в 1950-е гг. дивизии носили номера, которых не было по окончании войны, например 17, 20, 28, 37, 38, 39, 40, 50, 95, 97, 100, 105, 107, 119, 120, 121, 133, 138, 145, 151, 153, 165, 175, 195,200, 216, 222-я истребительные и смешанные; 21, 31, 32,63, 73,79, 81, 106, 140, 149, 157, 158, 160, 166, 177, 184, 187, 201, 207, 226, 228, 281-я бомбардировочные и транспортные, включая тяжелые; 25, 35, 57, 88, 143-я морские ракетные и т.д. Но большинство дивизий, как и авиакорпусов, особенно в ПВО, прекратили свое существование к I960 г., хотя некоторые из них сохранились вплоть до распада Союза (прил. 4.1, 45). Все эта смена номеров преследовала цель упорядочить нумерацию дивизий и полков, поскольку после войны сразу несколько частей носили одинаковые номера и даже одинаковые наименования. Например, по окончании войны


существовало 6 (!) авиационных дивизий под номером 2: 4 гвардейские (истребительная ПВО, минно-торпедкая ВВС ВМФ, бомбардировочная и штурмовая), минно-торпедная ВВС ВМФ и транспортная. Имелось также 5 диви­зий с номером 1 (истребительная ВВС ВМФ, истребительная, бомбардировочная, штурмовая гвардейские и бомбардировочная). По 4 дивизии носило номер 12 (истребительная, штурмовая гвардейские, штурмовая ВВС ВМФ и бомбардировочная), номер 3 (истребительная, бомбардировочная, штурмовая гвардейские и связи) и еще номера 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15. По 3 дивизии носили номера 13, 14, 16, а по 2 дивизии имели номера 22 и 36. Поэтому и стали 2-я и 11-я штурмовые, 5-я и 11-я истребительные, 1-я и 8-я бомбардировочные гвардейские дивизии, 10-й истребительный корпус ПВО, 248-я штурмовая, 250-я истребительная, 255-я смешанная, 2-я минно-торпедная дивизии соответственно 114, 200, 151, 195, 83, 177-й гвардейскими, 121, 153, 165, 110, 25-й дивизиями. Впрочем, немало дивизий сохранилось под своими «военными» номерами, например 1-я гвардейская и 206, 289, 311-я штурмовые (в дальнейшем-истребительно-бомбардировочные); 6,11, 16-я гвардейские и 56,125, 126,229, 246, 265, 283, 303, 336-я истребительные; 11, 13, 15, 22-я гвардейские и 30, 55, 132, 263, 326-я бомбардировочные. Другое дело, что значительная часть дивизий и полков в конце 1950-х гг. была или расформирована, или передана во вновь создаваемые РВСН. В эти войска, помимо управлений 43-й и 50-й ВА и 5-го гвардейского корпуса дальней авиации, перешло около 50 полков и 6 дивизий.

Нечто подобное имело место и среди авиаполков, в результате чего многие прославленные полки лишились своих «боевых» номеров. Так, родной полк лучшего советского аса А.И. Покрышкина (16-й гвардейский), позже носивший его имя, получил ничего не значащий номер 689, который в годы войны носил полк, ничем себя не проявивший и в начале 1943 г. расформированный. То же произошло с полком, носившим имя морского аса времен войны Б.Ф. Сафонова, вместо номера 2 получившим номер 174. Сменили номера еще множество заслуженных полков, например, таких, как 65, 176, 180, 76, 150, 9, 63-й гвардейские и 866, 151, 164, 16, 402-й ставшие соответственно 2, 234, 456, 461, 642, 924, 941-м гвардейскими и 190, 668, 831, 886, 968-м. После масштабных сокращений конца 1950-х гг. были ликвидированы многие прославленные авиаполки времен войны, но в 1960-1980-е гг. с ростом числа новых самолетов появился и целый ряд новых полков, например знаменитый 120-й истребительный, созданный в Белоруссии в 1970 г., затем направленный в Забайкалье и вернувшийся туда после участия в афганских событиях. Причем формирование новых полков занимало порой не один год. Так, директива о создании 206-го штурмового авиаполка была издана в декабре 1984 г., спустя почти год туда прибыли первые самолеты - 6 учебных L-39 и 5 боевых Су-24 (при штате в 6 учебных и 40 боевых). А Боевое Знамя полк получил только в 1988 г., когда немало из 436 человек личного состава уже прошло крещение Афганистаном. Часть новых полков получили номера ранее ликвидированных, например вновь созданный в Одесском округе учебный полк носил номер 29, который ранее принадлежал расформированному в 1969 г. гвардейскому Волховскому истребительному. То же касается полков с номерами 36, первый из которых (гвардейский Берлинский орденов Суворова, Кутузова бомбардировочный) Центральной группы войск был расформирован, а этот номер достался вновь созданному вертолетному полку. Некоторые полки (как, например, 153-й истребительный) были созданы в начале 1950-х гг. и сохранились до начала 1990-х гг.

Надо отметить и тот факт, что авиационные части меняли свое место дислокации чаще, чем сухопутные. Все-таки переместить авиаполк на подготовленный аэродром гораздо проще, чем мотострелковый или танковый. Поэтому целый ряд авиачастей сменили свою дислокацию в 1950-1980-е гг., причем некоторые из них неодно­кратно. Пожалуй, рекордсменом по смене мест можно признать 88-й гвардейский истребительный авиаполк, кото­рый за 4 года трижды (!) сменил дислокацию и подчиненность - сначала он базировался в Миргороде, входя в состав 138-й дивизии 24-й воздушной армии, но в 1987 г. был переведен в состав 36-й армии Южной группы войск и стал полком истребителей-бомбардировщиков, а в 1990 г. был передислоцирован в Оленегорск и вошел в состав Северного флота. Нечто подобное произошло с 378-м истребительным авиаполком, который до афганских событий входил в состав 8-й армии ПВО, дислоцируясь в Запорожье. В 1984 г. полк был переброшен в Афгани­стан (г. Шинданд) и находился в оперативном подчинении командующего 40-й общевойсковой армии. После за­вершения афганской эпопеи был передислоцирован в Белоруссию (г. Поставы). Серьезные перемещения произошли после возрастания напряженности с Китаем. После создания в Забайкалье в 1968 г. новой 23-й воздушной армии (до этого существовавшая 45-я армия пала жертвой сокращений конца 1950-х гг.) в этот регион прибыло около 10 авиаполков, включая созданный в 1969 г. в Белоруссии и отличившийся в дальнейшем в Афганистане 120-й истребительный. Небо над Монголией стал прикрывать созданный в 1982 г. в Чойбалсане 44-й смешанный авиакорпус (29-я и 246-я дивизии, один из полков последней имел именные самолеты «Монгольский арат»), а на тыловых аэродромах Прибайкалья, Восточного Казахстана и Дальнего Востока сосредоточились полки стратегических бомбардировщиков 30-й ВА.

Дивизии и полки передавались из состава ВВС в состав ПВО, и наоборот. Так, например, 126-я истребитель­ная дивизия ПВО из Закавказья (г. Батуми) была направлена в Германию, где вошла в состав 16-й армии ВВС, 152-й и 156-й полки из состава 12-й армии ПВО в 1980 г. перешли в состав 49-й армии ВВС (а 156-й еще и стал полком истребителей-бомбардировщиков), причем 152-й в 1986 г. опять вернули в ПВО, куда тогда же перешел из ВВС 179-й гвардейский полк. В то же время 735-й истребительный полк ПВО в 1984 г. стал истребительно-боибардировочным, а затем и бомбардировочным (в этом качестве он участвовал в афганских событиях), такой же 90-й истребительный полк ПВО в 1989 г. стал штурмовым. И таких примеров много.

Огромные изменения произошли в авиационной технике, поступавшей на вооружение ВВС2. Уже в 1946 г. были созданы, а годом спустя приняты на вооружение поршневые Ла-9 и Ла-11 и первые серийные отечественные реактивные истребители Як-15 и МиГ-9 (на создание которых оказали значительное влияние трофейные немецкие Ме-262 и Хе-163, а двигатели вообще стояли немецкие трофейные BMW-003 и Jumo-004, в советской версии РД-20 и РД-10). Небольшой серией в 10 машин был произведен пикирующий бомбардировщик Ту-10. Годом


177

позже появился скопированный с американской «Суперкрепости» В-29 стратегический бомбардировщик Ту-4, а также истребители Як-23, Ла-15 и МиГ-15 (доработанный трофейный «Фокке-Вульф» Та-183 с английскими двигателями «Роллс-Ройс», в советской версии РД-45 и РД-500). И если первые не совсем удачные реактивные истребители были выпущены не в очень больших количествах (прил. 4.2), то МиГ-15 и МиГ-15бис и их дальнейшее развитие МиГ-17 и МиГ-19 стали основными истребителями советских ВВС, впрочем, не только советских. Так, МиГ-17 производились в ЧССР (457 машин), Польше (540 машин) и Китае (767 машин). Было прекращено производство штурмовиков Ил-10, а функции штурмовиков после постепенного списания Илов перешли к МиГ-15бис, и фактически штурмовая авиация в 1956 г. была ликвидирована (а довольно неплохой реактивный штурмовик Ил-40 так и не был принят на вооружение). Но поскольку ее функции по боевому применению остались, в 1957 г. она была восстановлена уже как истребительно-бомбардировочная. Поступил на вооружение очень удачный фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28 (правда, с теми же английскими двигателями). Значительно меньше было выпущено тяжелых бомбардировщиков Ту-16, Ту-95 и ЗМ, производство которых началось в середине 1950-х гг. Небольшой серией в 1957-1959 гг. был произведен средний бомбар­дировщик Ил-54. Такими же относительно небольшими сериями тогда же были представлены истребители Як-25 и Як-27, бомбардировщики Як-28 и Ту-22 (а затем и Ту-22М). А вот истребитель нового поколения МиГ-21 и его модификации побили рекорды послевоенного производства - около 18000 самолетов поступило на вооружение советских ВВС и армий других социалистических государств и стран социалистической ориентации. Истребители, истребители-бомбардировщики и истребители-перехватчики МиГ-27, МиГ-23, МиГ-25, Су-17, бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25 и их модификации в 1960-1980-е гг. составляли основу советской авиации и ВВС стран Варшавского Договора. Так, МиГ-27 вооружили 21 боевой и 6 учебных полков, Су-17 - 28 полков, в т.ч. 4 морских, Су-24 - полностью или частично 45 полков и учебных центров, первым из которых стал в 1974 г. 4-й гвардейский полк. А появление знаменитых Су-25 «Грач», после 20-летнего перерыва позволило воссоздать в на­чале 1980-х гг. штурмовые авиаполки. К сожалению, начатое в середине 1980-х гг. перевооружение истребительных авиаполков на новейшие МиГ-29 и Су-27 не было завершено.

Основу дальней авиации ВВС и ВМФ в 1950-1970-е гг. составляли бомбардировщики Ту-16 (всего около 50 модификаций, включая ракетоносцы, торпедоносцы, разведчики, самолеты-заправщики и самолеты РЭБ), в дальнейшем постепенно заменяемые на Ту-22, Ту-22М, Ту-95МС и немногочисленные Ту-160, а в качестве самолетов-заправщиков для них использовались Ил-78 и ЗМ. Так, Ту-22МЗ поступили на вооружение 6 полков 13-й гвардейской и 326-й дивизии, а Ту-160 - лишь в 184-й гвардейский авиаполк. Модификации этих же самолетов составляли основу разведывательной авиации (самолеты МиГ-25РБ, Су-17МР, Су-24МР), в том числе дальней (Ту-16Р, Ту-22Р), а также авиачастей РЭБ (Ту-16ПП, Су-24ПП, Як-28ПП). Так, разведчики Су-24МР имелись на вооружении 11 полков, а Су-17МР (МЗР, М4Р) поступили в 9 полков. Впрочем, почти все такие полки использовали самолеты разных типов — например, 164-й гвардейский полк 4-й ВА в каждой из 3 эскадрилий имел разные самолеты: 12 Су-24МР и по 10 МиГ-25РБ и МиГ-25БМ (последняя из них в июле 1990 г. была выведена из Польши в Подмосковье). Аналог американского АВАКС - самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 - состояли на вооружении лишь 144-го авиаполка. Вертолетные части использовались в трех вариантах - боевом, транспортном и транспортно-боевом, поэтому одни и те же вертолеты (в основном Ми-2 и Ми-8) применялись в этих полках наряду с боевым ударным Ми-24 и транспортным Ми-б, а в качестве летающего командного пункта применялись Ми-17 (модификация Ми-8).

Транспортная авиация, помимо вертолетов, имела широкий спектр самолетов - от легких и средних грузовых и пассажирских долгожителей DC-3 «Дуглас», Ли-2, Ил-14, Ан-2, Ан-24, Ан-2б до тяжелых Ил-18, Ил-76, Ил-62, Ту-104 (на одном из которых 7 февраля 1981 г. погибло почти все командование Тихоокеанского флота, включая 13 адмиралов и 3 генералов), Ту-134, Ту-154, Ан-12, Ан-22 и даже Ил-86 и Ан-124 «Руслан». В качестве воздушных топливозаправщиков использовались Ил-78 и переделанные из 45 бомбардировщиков ЗМ топливозаправщики ЗМС-2. Значительное количество техники уходило за рубеж, например около 1000 истребителей Су-17 (в экспортном варианте - Су-20 и Су-22) поступило на вооружение союзников (в том числе потенциальных) СССР.

Интересен и тот факт, что все или почти все советские военные самолеты, состоявшие на вооружении в 1960-1980-х гг. НАТО подводило под американскую классификацию, в соответствии с которой первые буквы названий соответствовали обозначению типов самолетов США. Так, американские истребители и им равные свои обозначения начинали с английской буквы «F», тяжелые бомбардировщики - с «В», вертолеты - с «Н», разведчики - с «М», транспортные - с «С». На эти же буквы, по версии НАТО, начинались названия и советских самолетов различных типов, причем иногда эти названия, становившиеся прозвищами, были достаточно меткими. Так, например, бомбардировщики Ту-95 и Ту-22М имели соответственно прозвища «Bear» («Медведь») и «Backfire» («Несущий неприятность»), а вертолет Ми-28 - «Havoc» («Опустошитель») (прил. 4.2).

Надо отметить, что не все типы самолетов были достаточно надежными и соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Так, из 300 произведенных бомбардировщиков Ту-22 потерпели катастрофу около 80 (!). Самолеты ДРЛО Ту-126 с трудом выполняли задачи из-за помех, создаваемых их же моторами. Принятый на воо­ружение перехватчик Як-27 настолько не соответствовал своему предназначению, что буквально сразу же был снят с вооружения. Много происшествий и катастроф пришлось на такие типы самолетов, как Як-28, Ту-95 и МиГ-25 (причем на последнем из них 26 апреля 1969 г. погиб командующий авиацией ПВО генерал-майор авиации АЛ. Кадомцев), чуть меньше неприятностей доставляли Су-24 и МиГ-27. По имеющимся данным, которые, возможно, недостаточно полные, за 30 лет в период с 1956 г. по 1986 г. части ВВС, ПВО и ВВС ВМФ потеряли в катастрофах около 3100 (!) летательных аппаратов, т.е. в среднем более 100 в год. Лишь после снижения интенсивности полетов в конце 1980-х гг. эти потери несколько снизились.


Сразу после войны потребовалось обустройство аэродромов, для чего были выделены вновь сформирован­ные 20 аэродромно-строительных полков (в дальнейшем к ним добавилось еще 30). Техническое обслуживание авиачастей и обеспечения деятельности авиации возлагались на части связи и авиатехнические части. Уже к 1946 г. почти все оставшиеся районы авиационного базирования (РАБ) были преобразованы в авиатехнические дивизии, которых создали около 60 с номерами от 1 до 95 (табл. 4 1).

Таблица 4 1 Некоторые районы авиационного базирования (РАБ), преобразованные в авиатехнические дивизии (АТД)

 

 

 

 

 

 

АТД   РАБ   АТД   РАБ   АТД   РАБ   АТД   РАБ   АТД   РАБ   АТД   РАБ  
1   80   5   23   9   27   13   78   27   97   31   95  
2   21   6   24   10   20   23   93   28   89   32   86  
3   28   7   25   11   34   24   94   29   96   33   88  
4   56   8   26   12   9   25   11   30   46   34   52  

Дивизии входили в состав воздушных армий и авиакорпусов, но, как правило, не покидали территорию того или иного округа, даже при перебазировании этих армий и корпусов. Например, 1-я дивизия подчинялась 16-й ВА, 27-я - 9-й ВА, 32-я и 46-я - 1-й ВА, в Киевском округе находились 3, 5, 6, 7, 8-я дивизии, в Одесском - 11-я, в распоряжении дальней авиации - 25-я и т.д. Причем некоторые из этих дивизий в дальнейшем поменяли номера -так, например, 1,27, 32,34,46, 55, 57-я дивизии были переименованы соответственно в 81, 83, 77, 88,92, 93,95-ю.

Такое же название - авиатехнические - получили и входящие в их состав батальоны аэродромного обслуживания (БАО) и вновь созданные полки. Например, в состав 27-й дивизии 9-й ВА в Приморье входило 12 батальонов (278-289-й). Каждый авиакорпус обслуживала авиатехническая дивизия, для обслуживания авиадивизии предназначался полк, а для каждого авиаполка - батальон. Первоначально в состав этих дивизий вошли и части связи ВВС, а после расформирования управлений дивизий в середине 1950-х гг. (остались лишь отдельные авиатехнические полки и батальоны) для организации связи и радиотехнического контроля и обслуживания в каждой из воздушных армий (или ВВС округа) имелись полки связи и автоматизированного управления (АСУ) или отдельные батальоны связи и радиотехнического обеспечения {прил. 4.1), а в авиадивизиях

- такие же батальоны. Например, 126-ю дивизию обеспечивал 108-й батальон, 149-ю - 339-й, 239-ю - 347-й, 55-ю

- 323-й, 4-ю - 603-й, 303-ю - 781-й, 27-ю - 1195-й, Барнаульское училище - 2009-й и 2010-й.

Отдельной темой надо отметить авиационные училища и центры боевой подготовки летного состава, кото­рых насчитывалось около 20, не считая учебных центров ДОСААФ (прил. 4.3). Особенностью этих учреждений было наличие в их составе от 1 до 4 учебных авиаполков, не считая отдельных эскадрилий, на оснащении которых состояли учебные типы истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и транспортных самолетов, например МиГ-15УТИ, МиГ-21У, МиГ-25УБ, Су-24У, Ту-134УТБ. И редко какой из центров или полков не имел в распоряжении учебные реактивные самолеты L-29 или L-39 чехословацкого производства, не считая отечествен­ных поршневых Як-18, Як-52, Як-55. Почти все авиаполки были созданы в училищах в послевоенное время и лишь некоторые имеют военную историю, например 91-й или 627-й гвардейский полки. Последний после войны был передислоцирован в Баку, где вошел в состав войск ПВО, но в 1960-е гг. стал учебным.

П. Войска ПВО

Войска ПВО, как и ВВС, в своей структуре больших изменений не претерпели. По-прежнему в их состав входили части и соединения воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС, переименованные в 1952 г. в новый род войск — радиотехнические), зенитно-артиллерийские части и соединения, при перевооружении их в 1960-е гг. получившие статус зенитно-ракетных, прожекторные (ликвидированные в 1950-е гг.), а также истребительная авиация3. Все эти части были сведены в армии, корпуса и дивизии ПВО, состав которых определялся возложенными на них задачами (прил. 4.4), исходя из разделения территории страны на зоны ПВО. Новым стало возложение задач по прикрытию с воздуха прибрежных районов и баз ВМФ. Также новым родом войск стали Войска особого назначения противоракетной и противокосмической обороны, созданные согласно директиве Генштаба Вооруженных Сил СССР от 30 марта 1967 г.

Сразу после войны статус зенитно-артиллерийских был присвоен дивизиям, бригадам и полкам, ранее просто именовавшимся «дивизия ПВО» или «бригада ПВО», а также зенитно-пулеметным, при одновременной смене нумерации ряда из них. Так, в составе Бакинской армии ПВО появились 1, 19, 43, 49, 50-я зенитно-артиллерийские дивизии, 1 зенитно-прожекторная бригада (6, 9, 16-й полки), не считая прочих частей, например 303-й батальон связи; 41, 43, 45, 48, 49, 51, 56-й батальоны и 27, 31, 40, 44, 71, 72-й радиолокационные роты ВНОС; 439-я автотранспортная рота и 108-й взвод охраны. Оперативно подчиненный ей 8-й истребительный авиакорпус ПВО был преобразован в 42-ю воздушную армию. Впоследствии Бакинскую армию развернули в округ ПВО.

Радиотехнические войска обеспечивали контроль воздушного пространства, обнаружение воздушного нападения и предоставление информации о противнике зенитно-ракетным войскам и истребительной авиации. Самым крупным соединением из них считались бригады, объединяющие отдельные радиолокационные и радиотехнические и радиолокационные роты и батальоны, имевшие свою нумерацию (например, в составе 40-й бригады ГСВГ числились 485, 514, 1572-й батальоны), командные пункты, посты наблюдения и узлы связи. Примерно такую же структуру имели и полки, но входящих в их состав частей и подразделений было несколько меньше. Поэтому зачастую при изменении численности и задач некоторые полки становились бригадами, и наоборот (например, 82-й полк в начале 1970-х гг. стал 94-й бригадой, 96-й полк - 70-й бригадой и т.д.). Интересен


тот факт, что номера частей и соединений радиотехнических войск (за редким исключением) стояли в одном ряду с номерами частей и соединений связи и РЭБ. Поэтому радиотехнические 174-я бригада и 314-й полк не говорят об их таком же количестве.

На вооружении этих войск стояли станции обнаружения типа П (-ЗА, 5, 8, 10, 12", 14, 15, 18, 30, 35), «Тополь» (-1, 2), «Гамма» (ДЕ, С IE), «Касга-2Е2», «Десна-M», «Небо-СВ», «Противник-ГЕ» и некоторые другие, высотомеры типа ПРИ (-9, 10,11, 13,16), средства автоматизации «Байкал-1» и «Сенеж».

Зенитно-ракетные войска имели задачу по обеспечению отражения воздушного нападения. Основными штатными единицами этих войск являлись отдельные дивизионы, имевшие свою нумерацию, которые сводились в полки и бригады. Причем бригады начали создаваться в первой половине 1960-х гг., в состав которых включали как дивизионы, вооруженные комплексами большой дальности (С-75, затем С-200), так и дивизионы маловы­сотных комплексов (С-125). Например, бригада в Кишиневе располагала 46 зенитными комплексами - 12 С-200, 16 С-125 и 18 С-75. А до этого основными соединениями войск ПВО являлись зенитно-артиллерийские дивизии, оставшиеся со времен войны, в состав которых входило по 3-4 полка. Например, к началу 1961 г. в составе Войск ПВО страны находилось 154 зенитно-ракетных полка (комплексы С-75), 22 зенитно-ракетные бригады С-75, 6 зенитно-ракетных полков С-125 и 12 зенитно-ракетных бригад смешанного состава (С-75 и С-125). А в составе московской 1-й армии ПВО ОСНАЗ боевое дежурство несли 56 полков системы С-25 «Беркут».

Зенитно-ракетные комплексы, состовшие на вооружении войск ПВО, помимо буквенно-цифровой аббре­виатуры, носили, как правило, наименование рек, которые и являлись определяющими для их опознания. Так, ком­плексы С-75 и С-75М и их модификации носили наименование «Двина», «Десна», «Волхов» и «Волга», комплексы С-125 и С-125М и их модификации числились как «Нева», «Нева-M» и «Печора», «Печора-2», «Печора-300». Более мощные комплексы С-200 (А, В, Д) носили соответственно наименования «Ангара», «Вега», «Дубна» и лишь знаменитый ЗРК С-300 оставался без наименования.

В качестве примера организации зенитно-ракетных частей Войск ПВО в 1980-е гг. можно рассмотреть 219-й полк 6-й армии ПВО, расположенный в н.п. Первомайское (под Ленинградом), на вооружении которого находи­лись комплексы С-200. В составе полка числилось 5 дивизионов по 6 пусковых установок в каждом, технический дивизион, командный пункт (типа К-9В), радиотехническая станция П-14, высотомер ПРВ-17, а также подразделе­ния обслуживания и обеспечения. Дивизионы могли вести огонь атомными боевыми частями (хранились по 1 на каждый в специальном хранилище), предназначенными для отражения массированного воздушного удара. Для защиты от маловысотных целей полк прикрывался, до создания в 1987 г. бригады С-300 (находящейся в 20 км от полка), 36-м отдельным гвардейским дивизионом ЗРК С-125.

Истребительная авиация ПВО, о которой уже частично было сказано выше, основной своей задачей имела уничтожение в воздухе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов противника. Основными штатными единицами этой авиации являлись истребительные авиаполки. Примерно до конца 70-х гг. эти полки сводились в дивизии, которые, в свою очередь, входили в состав авиакорпусов и даже воздушных истребительных армий. Но изменения в вооружении и тенденция сокращения числа управленческих структур поставила эти полки под непосредственный контроль соединений ПВО. Отныне каждое из объединений и соединений ПВО (армия, корпус, дивизия) имели в составе как зенитно-ракетные и радиотехнические части, так и авиационные. Да и само авиавооружение претерпело существенные изменения - от обычных фронтовых истребителей, применявшихся и в ПВО, перешли к специализированным истребителям-перехватчикам, первым из которых стал Як-25 (если не счи­тать приспособленного для нужд ПВО МиГ-17П). За ним последовали перехватчики Як-27, Су-9, С-11, Як-28П (официально так и не принятый на вооружение), Ту-128 (ими вооружили 6 полков), Су-15, Су-15ТМ, МиГ-25П и МиГ-31. Именно истребители ПВО стали героями почти всех воздушных конфликтов, происходивших в 1970-1980-е гг. на границах страны. Оба южнокорейских пассажирских самолета (20 апреля 1978 г. и 1 сентября 1983г.), иранские 2 вертолета (21 июня 1978 г.) и 2 самолета (28 ноября 1973 г. и 23 декабря 1979 г.), аргентинский самолет (в 1981 г.) стали жертвами летчиков-истребителей ПВО. При этом сами они потеряли одного летчика и 2 самолета.

Войска особого назначения противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО) появились с началом массового освоения космоса основным противником СССР - США. Их основу составляли 2 отдельных корпуса - противоракетной обороны (ПРО) и контроля космического пространства (ККП), на формирование кото­рых были направлены как части ПВО, так и РВСН (в основном из 50-й армии).

Главными «глазами» этих войск являлись радиолокационные станции (РЛС). Начальный вариант РЛС «Днестр» в августе 1970 г. был включен в комплекс раннего обнаружения (РО) атакующих баллистических ракет в составе командного пункта и узлов РО-1 (в Мурманске), РО-2 (в Риге) и РО-3 (в Енисейске). В феврале 1973 г. эти же РЛС встали на дежурство на узлах, предназначенных для обнаружения спутников (ОС) Земли - ОС-1 (в Иркутске) и ОС-2 (на Балхаше). Год спустя на вооружение поступила новая РЛС «Днепр», которая в октябре 1976 г. заменила «Днестр» на всех узлах, а в 1979 г. такие же РЛС стали на дежурство на вновь созданных узлах РО-4 (в Севастополе) и РО-5 (в Мукачево). В этом же году, 16 января, на вооружение принята космическая система обнаружения стартов баллистических ракет с ракетных баз США. В начале 80-х гг. на узлах РО-2, РО-3, РО-5, ОС-1, ОС-2 началось создание РЛС «Дарьял-У», а во второй половине 80-х гг. эти станции без приставки «У» встают на дежурство на 2 новых узлах - РО-б или РО-30 (в Печоре) и РО-7 (в Габале). Тогда сооружается РЛС «Волга» в Барановичах.

Всего в конце 1991 г. к моменту распада СССР в состав Войск ПВО входил Московский округ ПВО4 и 9 отдельных армий, объединявших 18 корпусов (из них 2 отдельных) и 16 дивизий. Московский округ ПВО остался единственным из плеяды созданных в 1950-е гг. округов ПВО (Бакинского, Северо-Западного, Западного и др.). За время его существования (с августа 1954 г.) им руководили в основном авиаторы - маршал авиации



180

А.У. Константинов (1980-1987 гг.), генерал-полковники авиации А.И. Колдунов (1970-1975), В.И. Царьков (1987-1989гг.), В.А. Прудников (1989 г, -сентябрь 1991 г.) и AM. Корнуков (с сентября 1991 г.). И лишь генерал армии П.Ф. Батипкий (1954-1965 гг.), генерал-полковники В.В. Окунев (1966-1970 гг.) и Б.В. Бочков (1975-1980 гг.) не относились к ВВС. А ведь в округе подавляющее число формирований ПВО было представлено наземными частями (прил. 4.4).

На вооружении Войск ПВО находилось около 2220 истребителей-перехватчиков, приблизительно 8000 пус­ковых установок зенитных ракетных комплексов четырех типов (и их многочисленных модификации) и около 10000 радиолокационных станций различного назначения. В процессе раздела Вооруженных сил СССР, произо­шедшего после распада Советского Союза, за пределами России остались 2-я (Белоруссия) и 8-я (Украина) армии ПВО - всего 4 корпуса (11-й в Белоруссии и 22, 49, 60-й на Украине). Управление развернутой в Закавказье 19-й армии ПВО было выведено в Россию вместе с двумя входившими в ее состав дивизиями (96-й и 97-й), однако зна­чительная часть техники и вооружения 19-й армии была передана Грузии, Армении и Азербайджану. Из Прибалтики на территорию России были выведены 27-й корпус и дивизия ПВО, а из Средней Азии - управление 12-й армии (значительная часть вооружений и техники при этом осталась в среднеазиатских республиках). В целом после осуществления передислокации соединений и объединений ПВО на территории России осталось около 65% сил и средств, которыми располагали Войска ПВО Советского Союза.

Надо отметить, что за все послевоенное время армии, корпуса, дивизии и полки ПВО неоднократно пере­формировывались, меняли номера, состав, структуру и подчиненность. Их нумерация не имела никакой законо­мерности, поэтому максимальные номера армий (19), корпусов (60) и дивизий (97) никак не соответствуют их наличию. Значительная часть полков, дивизий и корпусов, зачастую сменив номера и дислокацию, существовали все послевоенное время. Так, например, 1777-й зенитный артполк 87-й дивизии после войны с Японией остался на прикрытии-Хабаровска, сменив номер на 513 (дивизия стала 35-й), а в конце 1950-х гг. он был передислоцирован в г. Томск (с. Нелюбино) для прикрытия атомной станции. Претерпел изменения 9-й Сталинградский корпус ПВО, ставший 45-й дивизией, и т.д. А вот 20-я Амурская (бывшая 95-я) дивизия только 5 февраля 1980 г. стала 38-м корпусом. Впрочем, в дивизии и корпуса ПВО переформировывались и истребительные дивизии ПВО. Так, стали 17-й и 26-й дивизиями и 11-м корпусом соответственно 38,246,39-я авиационные дивизии.

Неспокойными были границы страны в 1950-70-е гг. - в многочисленных нарушениях было сбито около 5 самолетов-разведчиков, не считал разведывательных шаров и зондов, примерно столько же было повреждено, а свои потери составили тоже около 5 истребителей. Кроме знаменитого U-2 лейтенанта Ф. Пауэрса, сбитого зенитными ракетами комплекса С-75 из 57-й зенитно-ракетной бригады 4-й армии ПВО над Свердловском при одновременной потере своего истребителя МиГ-19 из 356-го полка, были еще и другие - над Балтикой (2 шведских самолета), в Заполярье (южнокорейский «Боинг»), в Закавказье (иранский учебный и аргентинский транспортный самолеты), в Средней Азии (2 иранских вертолета). Апофеозом стал сбитый 1 сентября 1983 г. над Сахалином-пассажирский корейский «Боинг-747», использованный американцами для разведывательных целей.

Помимо защиты воздушного пространства СССР над территорией страны, на долю частей ПВО выпало немало испытаний в локальных конфликтах (см. гл. 7). Корея и Куба, Вьетнам и Египет были испытательными полигонами как для обычного вооружения, так и для систем ПВО. Но если 27-я дивизия ПВО на Кубе лишь обозначала прикрытие острова Свободы, то 3-я и 18-я дивизии в Египте в полной мере ощутили на себе все прелести здешнего климата и ударов авиации (впрочем, как и во Вьетнаме).

Подготовка кадров для ПВО и совершенствование навыков личного состава по применению средств ПВО, помимо училищ, академий и учебных частей, была сосредоточена в Астраханской области, где на учебных центрах (полигонах) боевого применения ПВО в Ашулуке (зенитно-рахетные части) и Приволжском (ВВС) проходила подготовку основная масса личного состава и отдельных подразделений.

Всего к концу 1989 г. авиационные части ВВС, ПВО и ВМФ Советских Вооруженных Сил располагали 162 тяжелыми стратегическими бомбардировщиками, 8207 боевыми самолетами и 4014 боевыми вертолетами (в т.ч. 1487 и 1231 а странах Восточной Европы). Если учесть еще 1921 боевой самолет и 585 вертолетов остальных стран ОВД (см. гл. 1), то авиационная группировка союзников выглядела довольно внушительно. Она незначителкно превышала численность самолетов НАТО в Европе - 7876 против 7130, но существенно уступала по боевым вертолетам - 2785 против 5270.

Примечания

1. Дроговсн И.Г. Воздушный щит


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.