Ритмика и основы СПОРТИВНОГО бального танца — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ритмика и основы СПОРТИВНОГО бального танца

2020-08-20 118
Ритмика и основы СПОРТИВНОГО бального танца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ритмика и основы СПОРТИВНОГО бального танца

 

 

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 3 года

Автор: педагог дополнительного  образования СЕРГУНИН Д.В.

 

 

Москва, 2010 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 3
   
2. Цель и задачи обучения 5
   
3. Принципы и методика обучения 6
   
4. Содержание образования 7
   
5. Прогнозируемые результаты 18
   
6. Методы и формы оценки результатов 20
   
7. Условия реализации программы 20
   
8. Учебно-тематическое планирование 21
   
9. Литература 24
   
   
   
   
   
   
   
   

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«…Жизнь в танце, что может быть прекрасней…»

 

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения Танец занимает особое место. Танцевальные занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пласти­ческое развитие.

Танец, как никакое другое искусство, обладает огромными воз­можностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гар­моничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, «формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа»1.

Масштабность, разносторонность танцевального искусства вообще, и спортивного бального танца в частности, подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия ритмикой дают организму физическую нагрузку, рав­ную сочетанию нескольких видов спорта. Танцевальные движения, про­шедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здо­ровье детей.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамот­ной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосозна­ния. Изучение истории возникновения и развития танцев разных народов и различных эпох столь же необходи­мо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культу­ры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выра­ботанные втечение многих веков.

 

Справедливо будет отметить, что в многочисленных кружках, ансамблях, студиях народного, классического, бального, эстрадного танца страны занимаются сотни тысяч детей. Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят.

Ведется большая работа тренировочно-воспитательная работа.

 

Однако массовое эстетическое воспитание школьников в систе­ме дополнительного образования требует особого, нового подхода к учебным программам, методикам обучения, которые должны быть рассчитаны на иной контингент и иной результат, нежели в детском самодеятельном танцевальном коллективе.

 

1 – Пуртова Т.В. «Учите детей танцевать». М.,2003, с.5.


«Ангелы умеют летать не потому, что они легкие,

 а потому, что умеют делать себя легче»

Ирландская пословица

 

В основу  программы занятий ритмикой и основами бального танца заложен деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами Танца. Таким образом, ребенок на всех уровнях — от первого к одиннадцатому классу — становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполни­теля, а с другой (на более высоких ступенях) — художника, композитора, режиссера, автора танца в целом.  

Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы — открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для многих детей всех возрастных групп. В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания танца.

 

Основная задача программы – вскрыть спортивно-педагогические закономерности, вооружить педагога и ученика знаниями, которые необходимы для решения задач, возникающих на танцевальных занятиях; как обеспечить физическую подготовленность и решить воспитательные задачи; как строить и проводить занятия, чтобы добиться максимально положительных результатов в формировании личности, укреплении здоровья, улучшении физического развития, совершенствовании двигательных способностей человека, в подготовке будущих спортсменов.

 

При разработке программы использованы такие частные дисциплины, как психология спорта, теория и методика физической культуры, специальная педагогика, планирование и построение спортивно-педагогического процесса.

В программу включен передовой опыт обучения ритмике и тренировки спортсменов-танцоров в России и за рубежом, результаты научных исследований по вопросам подготовки юных спортсменов.

 

Программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание танцевальной культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. Содержит необходимый минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений, способствующих гармоничному развитию танцевальных способностей учащихся.

 


 

Обучение проводится в 3 этапа:

 

1. Азбука музыкального движения – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца.

 

2. Первые шаги — совершенствование полученных знаний, продолжение изучения клас­сического экзерсиса, освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Спортивные надежды.

Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети актив­но осваивают репертуар спортивных бальных танцев, изучают специализированную литературу, используют видеоматериалы, совершенствуют исполнительское мастерство.

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.

Цель – приобщение школьников к искусству танца, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер; воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности ученика, его гуманных, гражданских и патриотических чувств.

 

Задачи:

 

1. Формирование у учеников танцевальных знаний, умений, навыков, путем обучения ритмике, основам спортивного бального танца, гимнастике, основам хореографии, пластики.

2. Развивать координацию движений, понимание музыки, владение своим телом.

3. Прививать навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения.

4. Развивать образное мышление и фантазию.

5. Совершенствовать эстетическое и физическое развитие учащихся.


Методика обучения.

В процессе обучения используются следующие методы обучения:

 

· ознакомление - создание общего предварительного представления, об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного дей­ствия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направле­нии приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти учени­ка, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы пред­стоящих двигательных действий.

 

· разучивание, закрепление навыка - непосредственное овладение основами техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной совмест­ной работы учителя и ученика уточняются представления о динамике движение, осуществ­ляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изучен­ными движениями.

 

· совершенствование техники - На данном этапе осуществляется твер­дое усвоение двигательного навыка, умение выполнять движения ритмически верно, в том числе в паре.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ВАРИАНТ СТРУКТУРЫ УРОКА

Первая часть урока (подготовительная):

 

* вход учащихся в танцевальный зал (марш). Желательно выстраивать детей по росту — от меньших к большим;

* построение детей в несколько линий, в 4 или более колонн (в зависимости от размеров зала и численности группы);

* поклон педагогу и концертмейстеру;

* разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).

Вторая часть урока (основная):

 

* изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомога­тельных упражнений, элементов хореографической азбуки;

* работа над этюдами, танцами.

Третья часть у рока (заключительная):

 

* закрепление музыкально-ритмического материала в игре;» музыкально-танцевальные импровизации;

* основное построение для выхода из зала;

* поклон педагогу;

* выход из танцевального зала (марш).

 

Занятия на начальном этапе обучения целесообразно проводить не реже двух раз в неделю, по 45 мин каждое. Примерный учебный план может выглядеть следую­щим образом.

 

 

Кол-во часов в неделю

 

Кол-во учеб­ных недель

 

Всего часов

 

Распределение часов по четвертям

 

Формы контроля

 

I   II   III   IV   Контр. урок   Зачет  
2 34 68   18   14   18   16   1   1

Ритмика.

Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого этапа обучения:

* характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;

* динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (лега­то, стаккато);

* строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение;

* эмоциональная выразительность.

 

 

Знакомство происходит в процессе урока танца на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. Разуме­ется, в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Тщательно ото­бранные музыкальные произведения должны быть просты и доступны для восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок.

Следует учитывать, что монотонный характер му­зыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможности развить эмоциональную выразительность. Вместе с тем слишком сложные по мелодичес­кому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений.

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время уро­ка танца. Для переключения внимания во время краткого отдыха от физической нагрузки используется анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т. д.).

Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно — грустно, вкусно — невкусно, весело — страшно, интересно — неин­тересно, любопытно — безразлично и т. п.

 

 

В процессе обучения полученные ранее понятия расширяются и закрепляются.

Общий характер музыки — дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях и пластике. Желательно больше времени уде­лять музыкально-танцевальным импровизациям.

Темп — выполняются движения в различных темпах (подскоки, галоп, разные виды бега). Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ус­корять и замедлять его вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки.

Динамические оттенки — выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.


Строение музыкальной речи — дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание части, периода, предложения, фразы, акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т. д.).

Метроритм — дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, от­мечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4,3/4,4/4, осознанно выполняя движе­ния в этих размерах.

Музыкально-танцевальные импровизации — усвоив понятие «жест» и его значение в танце, учащиеся переходят к отработке различных жестов — указа­тельных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоци­ональное состояния (радость, печаль, раздумье и пр.).

 

 

Элементы классического танца.

Теория. Знания и навыки. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, колен­ного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Правила постановки рук, группировки пальцев. уровень подъема ног, например положение работающей ноги на уровне щиколотки опор­ной ноги (ку де пье), икры и колена. Подготовительное движе­ние руки (препарасьон). Закрывание руки в подготовительное положение на два. заключительных аккорда. Координация ног, рук и головы в движении — тан релеве пар тэр. Прыжки — с двух ног на две. Разные этапы прыжка. Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман.

 

Практические занятия. Упражнения у станка. Поста­новка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку, со второ­го полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног — 1, 2, 3. Позиции рук — подготовительная 1, 2, 3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Постановка корпуса. Позиции ног - 1,2, 3, 5, позднее 4. Позиции рук — подготовительная 1, 2, 3; вначале исполняют на середине, при неполной выворотности ног, затем у станка. Исполняются все пройденные элементы движений в различных комбинациях, в более быстром темпе. Повторение пройденного.


 

Элементы народно-сценического танца.

 

Теория. Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности народных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, ри­сунки хороводов. Точные позиции положения и движения рук в танцах разных народов. Открытые и закрытые, свободные позиции ног.

 

Практические занятия. Русский танец. Позиции рук -  1, 2, 3 - на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп; шаг с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка». Подготовка к присядке (мужск.). Полупри­сядка— полное приседание. Легкие прыжки с обеих ног с одновре­менным их сгибанием (в полуприседании).

 

Элементы историко-бытового танца.

 

Теория. Особенности танцев различных эпох. Поклоны, позы, шаги. Ста­ринные костюмы и прически, манера движений персонажей в ска­зочных спектаклях-балетах «Золушка», «Спящая красавица». Музыка, стиль, манеры, костюмы, прически.

 

Практические занятия. Поклоны и реверансы (показ учителя). Простейшая композиция гавота (паде­грас). Па галопа (боковые) по 6-й позиции. Па галопа по 3-й открытой позиции, шаг полонеза. Композиция из пройденных элементов историко-бытовых танцев. Положение рук корпуса и головы. Дополнительно: па балансе, па польки.

 


Первые шаги.

The dance is the mother of all languages.1  (R.G. Collingwood)

 

Эта программа также рассчитана на 1 год.

На втором этапе ученики уже владеют определенным запа­сом танцевальной техники, первоначальной координацией движений, развито их внимание к восприятию нового материала и т.д.

Учитывая возрастные сложности, необходимо поддерживать интерес детей к танцу. Например, продолжать изучение танцев-игр или делать акцент на изучении танцевальных новинок, которые привлекают внимание детей среднего возраста, вводить в уроки соревновательный момент, как можно активнейвклю­чать в занятия элементы новой танцевальной техники — джаз-танца и современ­ной пластики, использовать для музыкального сопровождения популярные современные инструментальные и даже вокальные произведения.

На основе знаний, полученных детьми на первом этапе знакомства с хореог­рафией, педагог может развивать творческую фантазию детей, давать задания по самостоятельной подготовке небольших актерских этюдов. Если позволят вре­менные рамки, можно познакомить учеников с основными элементами актерско­го мастерства — сценическим вниманием, воображением, понятием «предла­гаемые обстоятельства».

Одним из необходимых элементов актерской техники является освобожде­ние мышц, добиться которого можно, к примеру, при изучении основ джаз-танца и современной пластики. При работе над актерскими этюдами, игровыми сцен­ками из жизни ученики усваивают понятия: художественный образ, актерское перевоплощение, мышечная память, эмоциональная выразительность.

Познакомив детей с элементами актерской техники, следует добиватьсяотних комплексного сочетания этих элементов при исполнении этюдов, импрови­заций на заданную музыку.

Важным компонентом обучения на данном этапе является пополнение знаний основ музыкальной культуры. При прослушивании музыкальных произведений, выб­ранных для сопровождения танцевальных этюдов и импровизаций, следует объяс­нить ученикам выразительные возможности музыки, познакомить с произведениями разных жанров и стилей. Необходимо научиться самостоя­тельно анализировать музыкальные произведения, определять их жанр и форму, темп, характер, музыкальный размер и динамические оттенки. Такой анализ по­зволяет развить ассоциативное мышление, наиболее полно представить смысло­вое содержание данного музыкального произведения, осознать выразительное зна­чение мелодии и ритма.

Ученики должны понять, что любой танец есть эмоциональное пластическое выражение музыки. В противном случае он становится лишь физическим упраж­нением под музыку.

Освоение всех вышеупомянутых знаний проходит в процессе танцевального урока.

1 – Танец – источник всех остальных языков (С.Д.)


Продолжается более углубленное изучение классического экзерсиса. Расширяется репертуар историко-бытового и бального танца, на примерах ко­торого изучается зависимость движений от костюма определенной эпохи, а также изучается влияние костюма на манеру поведения человека, о необходи­мости его соответствия времени, обстоятельствам, возрасту и т. п.

 

Итогом обучения на втором этапе должно стать умение учащихся грациозно и органично двигаться, общаться с партнером, соотносить свои движения с услы­шанной музыкой.

Для второго этапа обучения желательно увеличить количество часов в неделю до трех, поскольку дети уже более подготовлены физически, а главное, могут доль­ше концентрировать внимание на уроке танца.

 

Танцевальный урок включает в себя три основных части:

 

— разминка (вспомогательно-тренировочные упражнения), работа у станка;

— разучивание новых движений в соответствии с подобранным репертуаром;

— репетиционно-постановочная работа.

Исходя из накопленного опыта работы, предлагается наиболее оптимальные варианты уроков, распределяющие материал согласно трехчасовой недельной на­грузке.

Пример 1-го урока

Вход в танцевальный зал. Поклон педагогу.

Работа у станка над элементами и комбинациями классического танца — 20 мин.

Разучивание и отработка движений бального танца на середине зала — 10 мин.

Соединение в отдельные фигуры и общую композицию — 15 мин.

 

Пример 2-го урока

Вход в танцевальный зал маршем, различные виды шагов и бега, боковой га­лоп, полька, подскоки, переход на марш и перестроение в линии, поклон — 7— Ю мин.

Тренаж современной пластики — 10 мин.

Разучивание элементов, фигур и законченных композиций современных танцев — 25 мин.

 

 Пример 3-го урока

Вход в зал маршем и построение по линиям. Поклон. Разминка в различных возможных вариантах (вспомогательно-тренировочные упражнения, элементы классического и народного танца, бального танца) — 10 мин.

Работа над элементами и фигурами народного танца — 15 мин.

Разучивание репертуара народного танца — 20 мин.

 


Распределение учебных часов по четвертям можно схематически представить следующим образом:

 

 

Кол-во часов в неделю

 

Кол-во учеб­ных недель

 

Всего часов

 

Распределение часов по четвертям

 

Формы контроля

 

I   II   III   IV   Контр. урок   Зачет  
3 34 104   27   21   30   23   2   1

 

2.1. Ритмика.

 

На втором этапе обучения продолжает закрепление пройденного материала на бо­лее сложных примерах. Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку.

Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задачи на определение (на слух) затактового построения. Дети должны уметь самостоятель­но начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом.

К понятию «жест» добавляется понятие «поза»; начинается изучение поз клас­сического танца.

На завершающем этапе начального обучения учащиеся должны передавать услышанное в музыке мимикой и движением. Исполнение неболь­ших пластических этюдов с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра с мячом). Для развития актерской выразительности служат сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка», «петух», «лошадка», «лягушка» и др.).

2.2. Элементы классического танца.

Теория. Знания и навыки. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца. Движения-связки (па де бурре). Закономерности координации движений рук и головы в пор де бра. Обобщение полученных практических навыков и знаний. Типы прыжков (с двух ног на две, с одной на другую, с двух на одну и с одной на две). Критерий исполнительской деятельности (наличие логичности движения, грамотности, музыкальности, актерской выразительности).

Практические занятия. Упражнения у станка. Исполняются все пройденные элементы движений в различных комбинациях, в более быстром темпе.

2.3. Элементы народно-сценического танца.

 

Теория. Знания и навыки. Дробные движения русского танца, настроение и характер (задор­ный, озорной дух соревнования, удаль и т. п.). Хороводы и кадрили. Характер женских и мужских танцев.

Практические занятия. Хлопушки (одинар­ные) — в ладоши, по бедру. Вращение на подскоках по 1/2 круга. Подготовительные дви­жения рук.. Переступания на полупальцах — в разных ритмических соче­таниях. Хлопушки (одинарные) — в ладоши, по бедру, по голени. Положение рук в парном танце. Движение рук: переводы в различные положения; навыки в обращении с платочком. Ходы. Закрепляются навыки и знания 1-го и 2-го года обучения и добавляются новые: направление назад; переменный шаг с каблу­ка, с продвижением вперед и назад. Повто­рение изученных элементов в более быстром темпе и в несколько более сложном ритмическом рисунке.

Полька.

2.4. Элементы спортивного бального танца.

Теория. Знания и навыки. Знакомство с программой спортивных бальных танцев. Происхождение и история. Характер. Ритм. Счет. Позиции и положения ног и рук.

Практические занятия. Упражнения у зеркала. Изучение основных движений в Вальсе, Фокстроте, Самбе, Ча-ча-ча, Джайве. Работа в парах. Выработка навыков движения в паре с сохранением положения корпуса и позиции рук под музыку и без.


Спортивные надежды.

The mirror is not you. The mirror is you looking at yourself.1

(George Balanchine)

Третий этап обучения также составляет 1 год и предполагает специализированные за­нятия в избранном жанре танцевального искусства, изучение нового реперту­ара и совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и развива­ются полученные хореографические навыки, идет интенсивное пополнение знаний.

Наиболее сложной задачей для педагога-руководителя на третьем этапе обуче­ния является постановочная работа. При создании самостоятельных постановок, новых номеров следует помнить об основных законах построения хореографическо­го произведения. Первостепенное значение имеет музыкальный материал, об­разное содержание которого балетмейстер должен выразить пластикой. Грамотно выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие экспози­ции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Логике драматургии дол­жен соответствовать рисунок танца, его композициям хореографический текст. Все эти слагаемые в сумме приведут к наиболее точному пластическому выраже­нию хореографического образа, смысла и содержания танца.

Репертуар коллектива должен соответствовать исполнительским возможнос­тям и возрастным особенностям учащихся.

 

На этом этапе структура и количество уроков повторяет предыдущий этап обучения, за исключением того, что большая часть занятий отводится на изучение программы спортивных бальных танцев, работу в парах и отработку вариаций из более продвинутых элементов.

Однако несомненную пользу принесет продолжение изучения современной пластики, например, используя джаз, модерн и другие сопутствующие направления.

 

Особое внимание стоит уделять творческой работе учеников, инициировать их к проявлению самостоятельной креативной работы, созданию своего стиля. Несомненную пользу на данном этапе обучения приносят регулярные выступления в различных формах (открытый урок, концерт, соревнование, праздник и др.).

 

1 – ошибка – это не ты, то как ты себя воспринимаешь (С.Д.)


 

Программа спортивных бальных танцев включает в себя 10 танцев (Медленный Вальс, Танго, Венский Вальс, Медленный Фокстрот, Быстрый Фокстрот, Самба, Ча-ча-ча. Румба, Пасодобль, Джайв), изучение которых строиться по идентичным принципам «от простого к сложному через многократное повторение». В процессе обучения рассматривают такие моменты как:

 

· Танцевальный этикет

· Происхождение и история танца

· Характер танца

· Ритм и счет

· Положение корпуса

· Позиции ног и рук

· Принципы переноса веса соло и в паре

· Принципы работы стопы

· Принципы работы колена

· Принципы работы бедра

· Принципы работы корпуса

 

В европейских танцах дополнительно разбираются такие понятия, как свинг, свэй, ховер, шейп, кеф, противоход, контрбаланс, линия танца.

В латиноамериканских танцах большое внимание уделяется принципам ведения, разбираются такие понятия, как фокус, импакт, импульс и другие.

 

Кроме этого, на этом этапе обучения ученики должны изучить набор базовых фигур, уметь выполнять их под музыку в паре и соло. Точно знать их ритм, направления, взаимодействие в паре и уметь свободно комбинировать их между собой для создания своего индивидуального танца.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1-й год обучения

В группу принимаются школьники 6—7—8 лет, имеющие склон­ность к занятиям танцем. В первый год занятий руководителю необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовывать их искусством танца и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной грамотности.

В программе, наряду с тренировочными упражнениями, предла­гаются изобразительные и выразительные движения, близкие детям и способные настроить учеников на исполнительскую дея­тельность.

 

К концу учебного года школьник сможет овладеть рядом зна­ний и навыков: правильно пройти в такт музыке, сохраняя кра­сивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку. Уче­ник сможет тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закон­чить его с концом музыкального предложения (марш 4/4); чувство­вать характер марша (спортивного, строевого, походного, герои­ческого) и уметь передать его в шаге. Иметь навыки актерской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца; выразить образ в разном эмо­циональном состоянии — веселья, грусти (например, веселый ко­тенок, грустная птица и т. д.), распознать характер старинной музыки, уметь исполнить элементы своего национального танца, движения, ходы, элементы русского танца — хоровода, перепляса, уметь"исполнить фигуры хоровода на переменном шаге («цепочка», «звездочка», «корзиночка»).

Знать следующие движения: припадание, боковой шаг, шаг с притопом, «ковырялочку». Уметь исполнить переменный шаг.

Знать позиции ног и рук классического танца. Уметь правильно исполнить два подготовительных пор де бра.

Знать правила постановки ног у станка (при выворотной опоре).

Знать положение ног, сюр ле ку де пье — «условное», «обхват-ное». Знать разницу между круговым движением и прямым (на примере батман тандю и рои де жамб пар тэр).

В конце первого года обучения в кружке ребята будут уметь исполнять свой национальный, историко-бытовой танец, веселую польку, построенную на подскоках, и па польки.

2 год обучения

В конце 2-го года занятий ученики могут овладеть рядом зна­ний и навыков, дающих возможность создания репертуара, по­строенного на характерных шагах и элементах народного танца. Маленькие фрагменты этих танцев можно соединить в сюиту, пред­ставляющую красочную картину разных национальных танцев «Друж­ба народов». Могут быть созданы веселые и задорные танцы, постро­енные на подскоках, шагах и изобразительных движениях.

Ученики закрепят знания и навыки, полученные ра­нее, и дополнительно усвоят:

положение «стоя боком к станку», держась одной рукой;

правила постановки рук, группировки пальцев в классическом танце;

уметь исполнить препарасьон;

уметь закрыть руку, заканчивая движение в адажио;

иметь навык выворотного положения ног «пятка против пятки» в батман тандю с 1-й позиции (вперед, назад, в сторону), а также в положении «носок против пятки» в движениях с 5-й позиции;

знать характерные движения рук в восточных танцах;

уметь правильно исполнить присядочные движения в русском и белорусском танцах (для мальчиков);

иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру (в частности, мальчик, стоя в паре, должен научиться красиво подавать руку девочке);

различать особенности маршевой музыки (спортивной, воен­ной), вальсов (быстрых и медленных).

Ученики смогут различать особенности медленных хороводных и быстрых плясовых ритмов, русских и белорусских танцев, чув­ствовать характер старинных жанров музыки, например «Гавота». Уметь акцентировать шаг на первую долю такта в марше и в 3/4-м размере. Слышать и понимать значение вступительных и за­ключительных аккордов в упражнениях.

3 год обучения

Третий год обучения завершает первоначальное хореогра­фическое образование и воспитание школьников, занимающихся в кружке.

Ученик за эти годы сможет приобрести не только музыкально-танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в худо­жественном коллективе, приобрести навыки нравственного пове­дения и отношения к товарищам, подчинять свои личные интересы деятельности коллектива.

Школьник научится быть любителем музыкально-хореографи­ческого профессионального искусства, разбираться в его специфике, уметь оценить хореографические произведения с позиции содер­жательности и художественности. В зависимости от способностей и подготовленности кружковцев руководитель может либо повторять пройденный материал, либо осваивать с учениками новые движения и танцы.

Овладеть основными навыками азбуки классического танца. Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку, выворотность, владеть движениями стопы.

Уметь правильно исполнить экзерсис у станка.

Исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, мед­ленно, плавно.

Знать темповые обозначения и слышать темпы: адажио — медленно; виво — живо; ленто — протяжно; ларго — широко; анданте — не спеша; аллегро — скоро, бодро — применительно к движениям.

Знать рисунок положений и уровней рук и ног, большие и маленькие позиции рук, позы классического танца.

Понимать и интересоваться фольклором, народными танцами и костюмами, связывать характер танца с образом жизни народа и окружающей природой.

 


Фиксирование результатов

Перечень технических элементов и приемов изложен в разделе « Прогнозируемые результаты » по годам обучения.

Результаты аттестаций, прохождение сборов и семинаров, а также присвоения спор­тивных разрядов и званий Единой спортивной классификации отражаются в классификационных книжках и других внутренних учетных документах.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Й год обучения

 

Содержание и виды работы

Количество часов

  всего теоретич. практич. Учебно-тренировочная  работа      

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.