Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-08-20 | 163 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Исследования туризма. Теория и методология
1.2 Становление теории туризма в зарубежной и отечественной практике
Глава 2. Проблемы и перспективы развития приграничного туризма
2.1 Туристический потенциал Беларуси
Проблемы и перспективы развития приграничного туризма
Глава 3. Приграничный туризм на Гродненщине. Проекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
К началу XXI века туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира [2, с. 45]. В социокультурном аспекте туризм, являясь индикатором уровня жизни населения, способствует сохранению культурного наследия и исторических ценностей, формированию взаимного интереса людей различных национальностей, ведет к росту толерантности и уважения между ними, стабилизации межэтнических и международных отношений.
Наряду с этим социальная эффективность туризма подразумевает доступность большинства видов туризма для различных социальных слоев общества, включая многодетные семьи, молодежь, пенсионеров, инвалидов. Государственная социальная политика в области туризма должна быть нацелена на предоставление скидок и льгот на различные туристские услуги для определенных социальных групп.
Возникновение индустрии массового туризма, смена социокультурных приоритетов в мотивации путешествий отдельных групп населения обусловливают необходимость его анализа как одного из важнейших показателей различий между социальными слоями современного российского общества. Исследование туризма позволяет анализировать цели, интересы, мотивы, привычки и традиции как гостей, так и жителей принимающей страны, изучать индивидуальное и групповое поведение туристов [3, с. 218].
|
В настоящее время туризм развивается не самыми быстрыми темпами, при том, что проектов много, а воплощенных в жизнь нет [47, с. 74].
В то же время практически отсутствуют комплексные исследования по вопросам, касающимся туризма как многомерного интегративного явления, которые возможно способствовали его развитию. Этим обусловлена актуальность темы данного исследования.
Цель исследования - на основе проектов по развитию приграничного туризма проанализировать их воплощение в жизнь в современной Республике Беларусь (в частности г. Гродно).
Задачи исследования:
. рассмотреть теоретико-методологичекие основания исследования приграничного туризма;
. описать развитие приграничного туризма на сегодняшний день;
. проанализировать туристический потенциал Республики Беларусь;
. выявить эффективность проектов по развитию туризма на Гродненщине и сделать выводы.
Объект исследования - въездной приграничный туризм как совокупность социальных практик западного региона Беларуси.
Предмет исследования - предпосылки и сдерживающие факторы приграничного туризма.
Туризм - это процесс взаимодействия на индивидуальном, групповом и социальном уровнях, способный оказывать существенное влияние на различные сферы жизнедеятельности общества [42, с. 268]. Туристы, как основные акторы рассматриваемого процесса представляют собой социальные группы, совмещающие отдых с познанием истории, ценностей культуры, обучением, поддержанием здоровья и т.д.
ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы развития приграничного туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туристический потенциал Республики Беларусь базируется на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия [13, с. 38].
|
В Республике Беларусь, а в частности на Гродненщине, большое количество объектов, интересных с точки зрения познавательного и экскурсионного туризма - это памятники истории и культуры, исторические центры, храмы, крепости, дворцы, места, связанные с важными историческими событиями и с выдающимися историческими личностями.
Цель данной работы заключалась в выявлении барьеров в развитии приграничного туризма.
В ходе нашего исследования было рассмотрено состояние приграничного туризма, его сущность, признаки и функции; были более подробно изучены некоторые туристические объекты. Также в ходе работы удалось определить познавательный потенциал, выявить основные направлении развития и проблемы культурно-познавательного туризма. Были выявлены основные барьеры культурно-познавательного туризма в нашей стране [17, с. 78].
Для более эффективного развития приграничного туризма в Республике Беларусь необходимо максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры и истории.
Важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:
· реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей-пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);
· расширение (модернизация) сферы туристских услуг;
· стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;
· реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;
· организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;
· определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
· подготовка региональных кадров для туристской отрасли;
· разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.
|
Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии - завершенная Схема комплексной территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие перманентные операции:
· оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;
· разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;
· определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике [10, с. 53].
Следует назвать исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:
· индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;
· единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;
· должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него;
· государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов;
· единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
И это все при росте конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.
Также, если мы хотим, чтоб приграничный туризм имел хорошие перспективы в будущем, необходимо развивать направления основных видов туризма: транзитный и трансграничный туризм, водный, познавательный туризм, агро - и экотуризм, спортивный, рекреационный и оздоровительный туризм, деловой и религиозный туризм [18, с. 87].
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
1.1 Исследования туризма. Теория и методология
1.2 Становление теории туризма в зарубежной и отечественной практике
Глава 2. Проблемы и перспективы развития приграничного туризма
2.1 Туристический потенциал Беларуси
Проблемы и перспективы развития приграничного туризма
Глава 3. Приграничный туризм на Гродненщине. Проекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
К началу XXI века туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира [2, с. 45]. В социокультурном аспекте туризм, являясь индикатором уровня жизни населения, способствует сохранению культурного наследия и исторических ценностей, формированию взаимного интереса людей различных национальностей, ведет к росту толерантности и уважения между ними, стабилизации межэтнических и международных отношений.
Наряду с этим социальная эффективность туризма подразумевает доступность большинства видов туризма для различных социальных слоев общества, включая многодетные семьи, молодежь, пенсионеров, инвалидов. Государственная социальная политика в области туризма должна быть нацелена на предоставление скидок и льгот на различные туристские услуги для определенных социальных групп.
Возникновение индустрии массового туризма, смена социокультурных приоритетов в мотивации путешествий отдельных групп населения обусловливают необходимость его анализа как одного из важнейших показателей различий между социальными слоями современного российского общества. Исследование туризма позволяет анализировать цели, интересы, мотивы, привычки и традиции как гостей, так и жителей принимающей страны, изучать индивидуальное и групповое поведение туристов [3, с. 218].
В настоящее время туризм развивается не самыми быстрыми темпами, при том, что проектов много, а воплощенных в жизнь нет [47, с. 74].
В то же время практически отсутствуют комплексные исследования по вопросам, касающимся туризма как многомерного интегративного явления, которые возможно способствовали его развитию. Этим обусловлена актуальность темы данного исследования.
Цель исследования - на основе проектов по развитию приграничного туризма проанализировать их воплощение в жизнь в современной Республике Беларусь (в частности г. Гродно).
Задачи исследования:
|
. рассмотреть теоретико-методологичекие основания исследования приграничного туризма;
. описать развитие приграничного туризма на сегодняшний день;
. проанализировать туристический потенциал Республики Беларусь;
. выявить эффективность проектов по развитию туризма на Гродненщине и сделать выводы.
Объект исследования - въездной приграничный туризм как совокупность социальных практик западного региона Беларуси.
Предмет исследования - предпосылки и сдерживающие факторы приграничного туризма.
Туризм - это процесс взаимодействия на индивидуальном, групповом и социальном уровнях, способный оказывать существенное влияние на различные сферы жизнедеятельности общества [42, с. 268]. Туристы, как основные акторы рассматриваемого процесса представляют собой социальные группы, совмещающие отдых с познанием истории, ценностей культуры, обучением, поддержанием здоровья и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования туризма. Теория и методология
Осуществление эффективного стратегического планирования приграничного туризма предполагает создание системы стратегического планирования, включающей совокупность основных элементов, таких как: процесс планирования, система планов, процесс управления планированием, а также обеспечивающих элементов: подсистемы принятия стратегических решений, организационного и информационного обеспечения, интегрированных в упорядоченной структуре.
Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих работы по плановому регулированию их социально-экономического развития и развития туризма, показал, что они в весьма слабой степени регламентируют решение вопросов стратегического социально-экономического планирования, не нашли полного отражения вопросы, связанные с формированием концепций стратегического развития приграничного туризма [9, с. 25].
Рассмотрим основной круг проблем обеспечения стратегического планирования развития приграничного туризма.
. Проблема научно-методического обеспечения связана, прежде всего, с отсутствием методических рекомендаций по разработке и реализации концепций развития приграничного туризма в регионах, которые отвечают на вопросы: что?, в каком порядке?, каким образом? и кто? должен делать, чтобы в результате получить документ, характеризующий территориальное стратегическое развитие туризма; по комплексной оценке качества концепций развития туризма в приграничье, с помощью которых можно было бы как производить самооценку подготовленных материалов (и вносить на их основе соответствующие коррективы), так и обоснованно «защищать» их в ходе разного рода согласований.
. Имеется огромный круг проблем научного, организационного, информационно-технического и финансового характера в сфере информационного обеспечения процесса стратегического планирования развития приграничного туризма, без решения которых трудно рассчитывать на существенное улучшение ситуации.
. Недостаточный профессионализм кадров регионального управления туризмом обуславливает проблему неготовности значительной части управленцев решать новые и весьма сложные задачи, связанные с проведением соответствующих прогнозно-аналитических работ в сфере стратегического планирования развития туризма в приграничье.
. Проблема создания целостных научных основ стратегического планирования развития туризма как системы теоретических, методологических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, цели, задачи и организацию стратегического планирования туризма, порядок формирования стратегий и механизм их реализации.
. Исследованию проблем анализа и оценки величины приграничного туристского потенциала и эффективности его использования препятствует слабая разработанность соответствующего теоретико-методологического аппарата.
. Проблема соответствия системы управления стратегическим развитием туризма кругу решаемых проблем.
. Проблемы бизнес-планирования - практически нет рекомендаций по организации разработки бизнес-плана приграничного проекта развития туризма органам управления туризмом.
До настоящего времени практически не удалось сформулировать основные целевые функции устойчивого развития сферы туризма в приграничьи как целостной большой территориальной социально-экономической системы. Анализ целевых блоков основных стратегических документов, определяющих перспективное развитие туризма в Республике Беларусь и регионах, показал, что цели заданы на вербальном уровне, по существу, это не цели, а их качественные характеристики - целевые установки. Предлагаемый набор целей не является комплексным, измеримым, зачастую не адаптируется к возможным изменениям внешней среды, т.е. не удовлетворяет в полной мере требованиям, предъявляемым к системе стратегических целей развития социально-экономической системы [1, с. 156].
Таким образом, проблемы развития туризма в приграничье приобретают устойчиво-неопределенный характер, а их упрощение до совокупности частных проблем, в значительной степени очевидных, ограничивает поле эффективного планирования и управления сферой туризма, создает неуправляемые или слабоуправляемые области, в которых возникают негативные потенциалы.
Сформулированная определенная последовательность методологических требований к управлению туризмом является основой формирования структуры управления туризмом как частью социально-экономической системы приграничья [26, с. 254].
Основные функции формирования структуры управления туризмом:
· разработка методологических аспектов и организационно-методических основ управления сферой туризма в приграничье с широким привлечением всех заинтересованных сторон (например, коммерческих, финансовых организаций, научных учреждений, средств массовой информации, общественных туристских организаций, ассоциаций и т.д.);
· координация комплексного исследования проблем развития туризма в приграничьи, характер и актуальность которых определяется динамикой и направленностью протекающих в сфере туризма процессов;
· принятие концептуальных решений по развитию туризма в приграничьи;
· разработка принципов и обоснование целей устойчивого развития туризма, стратегий, методов с использованием нормативно-правовой базы;
· исследование тенденций развития туризма в приграничьи, тенденций и закономерностей изменения факторов внешней и внутренней природы, мониторинг рынков туристских услуг, а также возможностей и потребностей туристов;
· анализ инфраструктурного обеспечения;
· активизация связей, планирование и прогнозирование, выявление негативных тенденций;
· выявление проблем ресурсного обеспечения отдельно взятого предприятия туризма, которые анализируются и классифицируются.
Эти проблемы могут быть различной природы (например, недостаточно развитая транспортная инфраструктура, дефицит мест размещения туристов, недостаток квалифицированной рабочей силы и др.). Анализ и классификация проблем позволяет концентрировать усилия на решение актуальных проблем, которые легче решать совместными усилиями заинтересованных лиц [25, с. 367].
Эти функции могут быть реализованы, главным образом, за счет привлечения инвестиций и вложения средств в инфраструктуру туризма, обеспечения сочетания государственных и рыночных интересов и механизмов. Кроме того, необходимо сотрудничество с органами местного самоуправления, наделенными полномочиями в сфере туризма, которые, в свою очередь, разрабатывают проекты местных программ развития туризма и представляют их на утверждение соответствующим местным органам власти, определяют источники финансирования этих программ, привлекают на договорных началах предприятия, учреждения и организации, расположенные на определенной территории к решению проблем развития местного туризма, рациональному использованию туристских ресурсов, содействуют развитию приоритетных видов туризма на такой территории [5, с. 126].
Переход от решения отдельных проблем к их системному определению и разрешению требует создания управления туризмом в определенных, взаимосвязанных друг с другом структур. Основные результаты работы структурных подразделений закладываются в методологию и концепцию управления туризмом, а также в формулирование стратегических и тактических целей управления системой туризма, разработку методологических и методических основ безопасности развития туризма в приграничьи. Это позволяет обосновать идеологию и сделать выводы о перспективности развития туризма в приграничьи, уточнить цели и внести коррективы в структуру потенциалов [22, с. 240].
Эффективному планированию и управлению туризмом будет способствовать хорошо разработанная система туристского мониторинга [8, с. 143].
Туристский мониторинг- это постоянное наблюдение за состоянием туристской индустрии, качественная и количественная оценка происходящих процессов на основе определенной системы показателей, с целью эффективного управления ими и возможности прогнозирования их динамики.
Главная цель туристского мониторингасостоит в обеспечении органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в сфере туризма, о складывающейся социальной ситуации в связи с развитием туризма.
Субъектом мониторинга является туристский рынок, а объектом - динамика конъюнктуры туристского рынка, происходящие качественные и структурные преобразования в сфере туризма, прямые и косвенные доходы от туризма [11, с. 34].
Туристский мониторинг как структурный элемент стратегического планирования развития туризма в регионе должен выполнять следующие основные задачи:
· наблюдение за ходом процессов, протекающих в сфере туризма;
· характеристика и оценка наблюдаемых изменений;
· анализ причин, вызывающих тот или иной характер их протекания;
· прогноз развития социально-экономической ситуации;
· разработка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и активное развитие позитивных тенденций.
К мониторингу развития туризма предъявляется ряд требований:
Достоверность (объективность) мониторинга - использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление.
Оперативность - ориентация на сокращение времени сбора и обработки информации с целью возможности принятия экстренных управленческих решений.
Систематичность - осуществление мониторинга в течение более или менее длительного периода с определенными интервалами сбора информации.
Комплексность - одновременное отслеживание динамики показателей, характеризующих различные стороны состояния и динамики развития туризма в приграничьи. В качестве такой интегральной оценки может выступать размер совокупного дохода от туризма, данный с учетом коэффициента мультипликатора.
Независимость и объективность - система мониторинга не должна зависеть от субъективных факторов, в качестве которых можно рассматривать политические интересы и заказы, поскольку в противном случае не выполняется требование объективности и достоверности.
Для наиболее полного отражения сущности социально-экономических процессов, происходящих в сфере туризма, необходимо объединить как их количественные, так и качественные характеристики [30, с. 38]. С этой целью, исходя из особенностей объекта наблюдения, в организацию мониторинга закладываются следующие принципы:
· Принцип тождественности - соответствие (тождество) системы республиканского туристского мониторинга объекту мониторинга.
· Принцип системности - наблюдение за состоянием и развитием туризма как совокупности взаимосвязанных социально-экономических процессов и исследование характера и свойств взаимосвязей между составляющими ее элементами.
· Принцип репрезентативности - ориентация при сборе информации на получение статистически значимых для характеристики объекта фактов.
· Принцип экономичности - ориентация количества и ресурсоемкости наблюдений на их минимизацию, ни коим образом не отражающуюся на качестве исследований.
· Принцип максимальной информативности результатов оценки развития туризма в регионе с позиции принятия адекватных решений на региональном и муниципальном уровнях государственного управления.
· Принцип сочетания общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти по решению важнейших экономических и социальных проблем в сфере туризма.
Исходя из принципов организации мониторинга и требований, определяется система мониторинговых показателей (индикаторов)развития туризма в приграничьи. При их отборе внимание уделяется соответствию показателей таким требованиям, как:
· комплексность показателя;
· функциональность показателя;
· значимость показателя для оценки социально-экономического развития республики;
· прозрачность и простота расчета;
· по возможности единая форма измерения.
Определение и оптимизация перечня мониторинговых показателей осуществляется на основе их экспертной оценки [16, с. 59].
Интегрированные пограничья исключают какие бы то ни было барьеры для любых форм трансграничных контактов, перемещения людей, товаров и капиталов. При этом сама граница является «мостом». В этих условиях развивается общая политическая и культурная трансграничная идентичность. В современном мире интегрированные пограничья образованы внутренними государственными границами Европейского Союза - датско-германской, германо-голландской и т.п. Кросс-граничные взаимодействия, включая туристические контакты, в таких ареалах носят практически беспрепятственный характер и в максимально полной мере способствуют развитию пограничий как туристических ареалов [6, с. 14].
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!