Техническая надёжность и устойчивость в настольном теннисе — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Техническая надёжность и устойчивость в настольном теннисе

2020-08-20 126
Техническая надёжность и устойчивость в настольном теннисе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема надёжности действий юных спортсменов в аспекте соревновательной подготовки в последние годы стала особенно актуальной в настольном теннисе из-за очень быстрого выполнения технико-тактических действий в игровых ситуациях. Теннисист должен быстро оценить складывающиеся ситуации и реагировать на них точными, своевременными действиями, а также уметь своими действиями подготовить благоприятные для атаки моменты.

Специфическая структура настольного тенниса характеризуется ещё и тем, что каждая ситуация перед любым новым обменом ударами воспринимается как предстартовое состояние, способное оказывать мощное стрессогенное воздействие на организм спортсмена [36]. Настольный теннис – состязательная игра, протекающая в условиях постоянного соперничества, оперативного разгадывания замыслов противника при розыгрыше каждого отдельного мяча. Этот процесс носит сложный конфликтный характер и отличается большим психологическим напряжением [5,20]

Указанные условия предъявляют серьезные требования к эмоциональной и технической устойчивости спортсмена, возможностям высокой работоспособности, оперативному приему, анализу информации, принятию к исполнению решения, что в комплексе, как результат, определяет общую надежность игровой деятельности [10].

Надежность – сложная комплексная способность, зависящая от уровня всех видов спортивной подготовленности, многих личностных особенностей при ведущей роли эмоционально-волевой устойчивости к влиянию внешних и внутренних сбивающих факторов [33,45]. Применительно к настольному теннису – это способность удерживать или повышать индивидуально высокую эффективность соревновательной деятельности, удерживать или повышать показатели, ориентируясь на уже разработанные модельные характеристики в течение партии, в противоборстве с различными по особенностям игры соперниками.

В стрессовых условиях ответственных игр многие теннисисты не выдерживают психологической нагрузки – совершая ошибки, теряются, промахиваются из самых простых положений, неправильно выполняют технические приёмы. Это говорит о недостаточной психофизической надёжности игрока и приводит к проигрышу.

Совокупность профессионально – важных качеств игрока в настольный теннис можно разделить на три основных блока:

1. Мотивационная сфера личности спортсмена.

По определению С. Л. Рубинштейна [48], любую деятельность определяют мотивы как динамические тенденции, причем в игре мотив перемещается на саму деятельность. Мотивационная сфера определяется как блок мотивов достижения высоких спортивных результатов. Он включает в себя следующие структурные элементы:

· интерес к игре;

· уровень притязаний;

· стремление к лидерству.

2. Составляющие интеллекта спортсмена-игровика.

Ананьев Б. Г. [2] рассматривает интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, имеющую следующие аспекты:

· сенсомоторный;

· перцептивный;

· мнемический.

 

 

Рис. 1. Структура элементов, составляющих профессиональные качества спортсмена.

 

Спортивные психологи подробно изучили каждый из названных аспектов. В спортивных играх интеллект спортсмена приобретает решающее значение для успеха в состязаниях. Интеллектуальный блок в структуре профессионально важных качеств спортсмена-игровика определяется как сфера оперативного интеллекта, т. к. мыслительные способности в данном случае реализуются непосредственно в процессе игровой деятельности.

 

3. Cоставляющие игровой устойчивости.

Достижения спортсменов, их спортивные результаты, успешность выступления на соревнованиях определяются, главным образом, психофизическим статусом, уровнем тренированности, достигнутой устойчивостью в процессе соревновательной деятельности.

Игровая устойчивость выступает как способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях стрессогенных воздействий (прежде всего, речь идёт об условиях игры на счёт). Ее роль в успешности спортивной деятельности в условиях соревнований, по мнению спортивных психологов, является решающей. По мнению Марищук В.Л. и Серовой Л.К. [31], характеристика игровой устойчивости включает следующие аспекты:

· моторная;

· сенсорная;

· интеллектуальная.

По некоторым данным [5,10,34] одним из узких мест на этапе начальной подготовки является именно обеспечение психофизической устойчивости игровых действий теннисиста. Между тем, как показывает анализ литературных источников [7,10,21] современная система подготовки не в полной мере использует возможности психофизической подготовки в учебно-тренировочном процессе юных теннисистов.

Одним из таких приемов, позволяющих существенно увеличить устойчивость на этапе учебно-тренировочных групп, является использование в работе тренера видеосъемки. Хотя эффективность этого метода и отмечена [4], специальных, конкретных указаний или рекомендаций для использования видеосъемки в качестве визуализирующего фактора при постановке элементов устойчивой техники в частности, а также устойчивых игровых действий в целом, пока не существует.

К числу ключевых в работе тренера-преподавателя, относится наглядный метод. Дети и подростки, в силу возрастных особенностей восприятия, хорошо усваивают зрительные образы и легко проецируют их на свою личность, перенимая тем самым необходимые для обучения навыки [33,34].

Обычно тренеры используют метод наглядности, выбирая для показа наиболее техничных ребят из группы, либо демонстрируя те или иные приемы самостоятельно, но у этих способов есть существенный недостаток – спортсмены не имеют возможности посмотреть на себя со стороны, чтобы соотнести то, что они делают в настоящий момент с тем, чему предстоит научиться – им не хватает визиализирующих факторов восприятия самих себя в процессе занятий настольным теннисом.

Применение видеосъёмки в качестве дополнительного фактора компенсирует этот недостаток, ведь, используя камеру, тренер может легко «отделить» наглядный образ спортсмена от него самого. При этом обучающемуся не нужно рассеивать внимание (как это бывает, когда он, например, следит за своими действиями в зеркале) – спортсмен не занят выполнением двигательных задач, а лишь наблюдает за тем, что уже сделано. В это время тренер-преподаватель может проводить сравнение технического уровня спортсмена с образцовым исполнением – в качестве образца может использоваться техника ведущих мировых или, например, европейских мастеров, демонстрируемая так же при помощи видео.

Следует заметить, что выбор критериев для оценки технического уровня спортсмена, а также уровня его устойчивости, представляет определенную сложность – техничность и устойчивость не просто измерить. Обычно тренер оценивает эти показатели визуально, опираясь на собственный опыт и существующие представления (описание выбранных нами способов количественной оценки техничности, а также устойчивости, см. в главе 2.2)

Техничность и устойчивость двигательных навыков в игре на счет непосредственным образом связаны – чем выше техника, тем меньше различий в действиях игрока на тренировке и в соревновательном процессе [34].

Провести сравнение «тренировочной» и «соревновательной» техники также можно при помощи видеоаппаратуры – достаточно снять игру спортсмена в различных условиях, сопоставить результаты и сделать соответствующий анализ полученных данных.

Проблема игровой устойчивости имеет ещё один компонент, на который следует обратить особое внимание, и который можно назвать ключевым – речь идёт об игре на счёт в состоянии стресса. Как уже отмечалось выше, игра на счёт сама по себе является достаточно глубоким стрессирующим фактором. В этих условиях у спортсмена резко сужается коридор восприятия, сужается периферийное зрение, игрок перестаёт воспринимать окружающую действительность во всей её полноте. Как следствие, резко сокращается возможность спортсмена контролировать свои игровые действия – как на уровне выполнения отдельных технических элементов (микроуровень), так и на уровне следования выбранной тактике и стратегии игры (макроуровень). Действия игрока упрощаются, приобретают шаблонный и предсказуемый характер – спортсмен перестаёт импровизировать, исключая в своих действиях оправданный риск, предпочитая малоагрессивную и безынициативную манеру ведения игры.

Последующий анализ действий спортсмена, находившегося в подобной ситуации, представляет определённую трудность – дело в том, что после окончания игры психика игрока приводит в действие защитные механизмы, которые «выключают» воспоминания о случившемся, вытесняя их на периферию сознания. Спортсмен как бы «забывает» себя, забывая при этом не только о своём недавнем состоянии, но и о своих недавних ошибочных действиях. Прошедшее видится ему как бы сквозь пелену собственного ложного восприятия.

Такие обстоятельства существенно затрудняют процесс анализа прошедшего выступления, спортсмен не может до конца восстановить в памяти недавние игровые события и адекватно оценить свои действия, а также, как следствие, предлагаемые пути решения возникающих проблем.

В этих условиях визуализирующая видеосъёмка позволяет, во время просмотра спортсменом своих недавних действий в игре, частично восстановить состояние, в котором он только что находился, восстановить свои ощущения, снова погрузиться (частично) в условия стресса и дать своим действиям более объективную внутреннюю оценку.

Кроме того, оказавшись на следующих соревнованиях в аналогичной ситуации, спортсмен получает дополнительные внутренние резервы для борьбы с вновь наступившим стрессирующим напряжением, и его действия приобретают более осмысленный (по сравнению с предыдущим выступлением) характер.

 

 

Формирование игрового стиля

 

Изучение стиля деятельности в последнее время стало важным направлением в проблеме оптимизации деятельности человека, а также в интегральном изучении личности. Значительно расширилась сфера изучения этого вопроса: наряду со стилями трудовой и учебной деятельности стали изучаться стили спортивной деятельности [37].

В.С. Мерлин [37] применил термин «стиль» в анализе взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. По Е. А. Климову [25], проявление индивидуального стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов. «Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности» [25].

Согласно новым правилам, диаметр мяча увеличился на 2 мм, во время подачи запрещено маскировать контакт ракетки с мячом, переход подачи осуществляется после двух разыгранных очков, партии стали вдвое короче, но при этом увеличилось их количество. Результатом внесенных изменений существенно повысилась необходимость в длительной концентрации внимания в ходе всего матча, а следовательно, увеличилось и эмоциональное напряжение соревновательной деятельности.

 Из литературных источников известно, что скорость реакции слабо поддается тренировочному воздействию, а вот личностные регуляторы могут изменяться значительно. Существует еще и такое понятие – стиль деятельности, который предполагает некую вариативность в системе выполнения того или иного вида деятельности. Это позволяет высказать предположение о том, что в соответствии с новыми правилами игры успех спортсмена будет зависеть от учета его индивидуальных особенностей.

Стиль игрока прежде всего зависит от его характера и темперамента. Тем не менее, в спорте стиль деятельности, не соответствующий психофизиологическим особенностям спортсмена, встречается довольно часто. Имеет ли это какие-то последствия для повышения роста мастерства этих спортсменов? Вопрос не праздный, поскольку имеется немало сторонников точки зрения, что в единоборствах прогрессивным является только атакующий стиль деятельности и только его надо формировать у спортсменов.

Выработка неадекватного психофизиологическим особенностям спортсменов стиля деятельности приводит к замедлению роста спортивного мастерства. Это выражается в худшем усвоении техники и неудовлетворенности занятиями данным видом спорта – у новичков, к большему времени, затрачиваемому на выполнение спортивных разрядов, – у опытных спортсменов.

Стили деятельности характеризуют предпочитаемую тактику ведения спортивных единоборств. Спортсменов, играющих в настольный теннис, принято делить на представителей наступательного, контратакующего, защитного стиля и универсальных игроков. Обладатели сильной нервной системы, во-первых, склонны к атакующему стилю, во-вторых, этот стиль для них оптимален с точки зрения эффективности. Обладатели слабой нервной системы, напротив, склонны к защитному стилю и именно в нем показывают наилучшие результаты.

Если в некоторых других видах единоборств разделение спортсменов по стилям осуществляется на основании, главным образом, различий в тактике, то в настольном теннисе все несколько по-другому. Игроки разных стилей применяют различные технические приемы и даже играют принципиально разными ракетками.

Одним из аспектов исследований, посвященных индивидуальности теннисистов, являются особенности технического мастерства спортсменов разных стилей. Установлено, что в зависимости от стиля игры теннисисты стараются вести и различный розыгрыш по длительности. Игроки атакующего стиля стремятся разыграть очко за меньшее количество действий, а для игроков защитного и комбинированного стиля характерен постепенный розыгрыш. Кроме этого для игроков разных стилей характерны различия и в частоте применения тех или иных технических действий [7]. Игроки атакующего стиля чаще всего применяют: топ-спины, накаты, плоские удары, контр-топ-спины и контрудары. Игроки защитного стиля чаще всего применяют подрезки, контрудары, толчки, свечи.

Атакующими называют действия, цель которых - активно выиграть очко. Контратакующими считаются такие действия, когда на атаку соперника отвечают более активными действиями, стараясь перехватить инициативу. Задача подготовительных приемов - удержать мяч в игре, создать удобную ситуацию для себя или вынудить противника возвратить такой мяч, чтобы удобно было начать атаку.

Цель защитных действий – из сложной игровой ситуации любым способом вернуть мяч на половину стола соперника, не ошибиться самому и не дать сопернику возможности атаковать.

Универсальные игроки предпочитают сочетания стилей. Они гибче, их стилевые возможности шире, такие игроки в состоянии кардинально изменить стиль игры по ходу встречи, создавая этим дополнительные сложности для соперника.

· Атакующий (агрессивный) стиль – более прямолинейный в тактическом отношении, связанный с навязыванием сопернику своей тактики, с подавлением его инициативы, он более присущ спортсменам с преобладанием возбуждения по внешнему балансу, с инертностью возбуждения и сильной нервной системой. Спортсмены атакующего стиля более импульсивны, уверены в себе, обладают высокой самооценкой. Атакующим игрокам характерен стиль «бескомпромиссная игра». Нападающие играют открыто, стремясь использовать свои сильные технические приемы, не боятся идти на риск, оказывая таким образом давление на соперника.

· Защитный стиль характеризуется сведением риска до минимума, использованием защитных приемов (большей частью), стремлением к общему замедлению темпа игры и выполнению ударов преимущественно из дальней зоны. Этот стиль используется в основном лицами с подвижностью нервных процессов, преобладанием торможения по внешнему балансу и слабой нервной системой, то есть, осторожными, нерешительными, имеющими установку на точность действий, спортсменами.

· Контратакующий стиль по существу является разновидностью защитного стиля, поэтому и типология спортсменов, выбирающих этот стиль, в большей степени соответствует игрокам защитного стиля. Слабая нервная система, присущая таким спортсменам, создает за счет высокой чувствительности хорошие предпосылки для проведения контратакующих действий. Представители защитного стиля мало рискуют, выжидают ошибок соперника, придерживаются точных стабильных действий, долго разыгрывают мяч. Для контратакующих спортсменов характерен стиль игры «зажим» - в этом случае, все удары стремятся направлять в слабую сторону, это не даёт сопернику возможности использовать технические приемы, которыми он хорошо владеет.

· Универсальные игроки сочетают защитные действия с нападением и контрнападением. При активной защите игрок не выжидает ошибок соперника, а чередует удары так, чтобы препятствовать его активным действиям. Универсальным игрокам присущ стиль со сменой игрового ритма, который они используют для того, чтобы не дать сопернику приспособиться к своим действиям. Аритмичное ведение игры приведет соперника к ошибкам, чем и пользуются универсальные игроки.

Для того, чтобы у спортсмена формировался свой стиль деятельности, который соответствовал бы его индивидуальным особенностям и в то же время давал ему возможность приспосабливаться к различным ситуациям, необходимо придерживаться следующих рекомендаций: на начальном этапе обучения целесообразно создавать стиль, адекватный особенностям спортсмена, а по мере возникновения стойкого интереса к занятиям данного вида спорта, можно приступать к освоению и других стилей соревновательной  деятельности [34].

Развивая тему формирования индивидуального игрового стиля в предложенной классификации, нельзя обойти вниманием ключевую проблему, возникающую в работе тренера – преподавателя по настольному теннису. Речь идёт о сочетании индивидуального и общепринятого на пути достижения спортивного результата. Действительно, современный теннисист должен владеть базовым, традиционным набором игровых элементов – без этого, как уже отмечалось, невозможен рост спортивного мастерства, вместе с тем, овладение «классикой» настольного тенниса не является достаточным условием, этого мало. Спортсмен, играющий «академично», предсказуем, его действия можно спрогнозировать, к его игре легко подобрать ключи.

Целенаправленное формирование тренером у ученика стиля деятельности по принципу «делай как я» и вопреки имеющимся у спортсмена типологическим особенностям (то есть «чужого» стиля) не проходит для спортсмена бесследно. Энергетически работа «чужим» стилем обходится дороже, замедляется освоение технико-тактических приемов, а это ведет к тому, что спортсмены выполняют спортивные разряды на два-три года позже, чем спортсмены, у которых сформирован «свой» стиль. Нельзя не учитывать и того, что у новичков при формировании у них «чужого» стиля может пропасть интерес к занятиям, а это приведет к их уходу.

Любой элемент, любое игровое решение должны нести печать строгой индивидуальности – это общий закон для всех, а особенно для игровых, видов спорта. Применение метода визуализации средствами видеосъёмки позволяет существенно повысить эффективность постановки индивидуальной техники спортсмена.

В 2008 году к нам в секцию пришла необычайно способная девочка – Оля Хохрякова. С первых занятий она обратила на себя внимание незаурядными способностями и, что наиболее важно, стремлением всё сделать по-своему. Весь материал, усваиваемый ею на занятиях, приобретал необычное, индивидуальное прочтение.

Вскоре перед нами остро встал вопрос – как работать с Олей дальше? Традиционных знаний и опыта оказалось недостаточно для решения этой задачи.

Выход был найден при помощи видео. В библиотеке видеоматериалов по настольному теннису нашлась запись игры английского нападающего Карла Прина (Karl Prean), одного из ведущих европейских спортсменов. Манера его поведения, внешние данные, некоторые особенности техники удивительно напоминали нашего «нестандартного» воспитанника. Видеоматериалы были показаны Ольге, мы долго и внимательно их изучали и пришли к заключению, что игру англичанина можно принять в качестве основы для нашей дальнейшей работы. Некоторые игровые приёмы были взяты почти без изменения, другие пришлось переработать, и в конечном итоге возникла совершенно новая и необычная игровая модель – строго индивидуальный, ни на что не похожий стиль игры Ольги Хохряковой.

Не только Ольга, каждый спортсмен из экспериментальной группы существенно обогатил арсенал индивидуальных приёмов благодаря анализу видеоматериалов.

 

 

1.5. Метод визуализации как составная часть системы спортивной подготовки игроков в настольный теннис

 

На рисунке 2 представлена общая картина организации учебно-тренировочного и соревновательного процессов с участием в ней метода визуализации. Как видно из предложенного рисунка, метод визуализации тесно связан со всеми этапами учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

 

 

Рис. 2. Метод визуализации в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.