Использование метода визуализации для увеличения технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Использование метода визуализации для увеличения технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной

2020-08-20 145
Использование метода визуализации для увеличения технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Использование метода визуализации для увеличения технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной

И соревновательной деятельности

Магистерская диссертация

 

  Исполнитель: Сакунов Герман Игоревич, студент  группы МФ-61 z заочного отделения _______ ___________________ дата       Г.И. Сакунов  
  Магистерская диссертация допущена к защите Зав. кафедрой физического воспитания ________ _________________ дата         А.В. Гришин   Научный руководитель: Пушкарева Инна Николаевна кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания _________ ___________________ дата        И.Н. Пушкарева  

 

Екатеринбург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1.Теоретические аспекты подготовки теннисистов. 7

1.1. Современные особенности игры в настольный теннис. 7

1.2. Техническая подготовка в настольном теннисе. 9

1.3. Техническая надёжность и устойчивость в настольном теннисе. 12

1.4. Формирование игрового стиля. 18

1.5. Метод визуализации как составная часть системы спортивной подготовки игроков в настольный теннис. 24

Глава. 2. Организация и методы исследования. 25

2.1. Организация исследования. 25

2.2. Методы исследования. 26

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение. 32

3.1. Общая оценка полученных результатов. 32

3.2. Техничность. 34

3.3. Техническая устойчивость. 49

Заключение. Ошибка! Закладка не определена.

Библиографический список. Ошибка! Закладка не определена.

Приложения. 70

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между необходимостью совершенствования приёмов постановки элементов техники настольного тенниса, а также их устойчивости, в связи с возрастающими требованиями к степени подготовленности спортсменов, и состоянием исследованности этого процесса на теоретическом уровне.

В связи с этим необходимо определить совокупность ключевых требований к уровню современной технической оснащённости игроков в настольный теннис, полагая под техничностью способность спортсмена выполнять игровые действия оптимальным образом в любой игровой ситуации.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определя­ется противоречием, выраженным в отсутствии единства во взглядах на методы постановки техники настольного тенниса у спортсменов (выделить различные подходы).

На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью создания эффективной системы постановки элементов техники настольного тенниса и отсутствием соответствующего нового программно – методического обеспечения для решения этой задачи.

Анализ актуальности темы и выявленных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и выборе новых педагогических методов повышения эффективности постановки техники с учетом приёмов, используемых в других видах спорта. Востребованность практики повышения уровня эффективности учебно-тренировочного процесса определила выбор темы исследования, которая сформулирована следующим образом: « Использование метода визуализации для увеличения технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной и соревновательной деятельности ».

Цель исследования: выявить, определить и обосновать эффективность использования метода визуализации для увеличения технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной и соревновательной деятельности

Объект исследования: содержание процесса, увеличения технической устойчивости элементов настольного тенниса.

Предмет исследования: использование метода визуализации для увеличения технической устойчивости в процессе постановки элементов техники настольного тенниса.

Гипотеза исследования:

· предполагается, что повышение технической устойчивости элементов настольного тенниса может обеспечиваться посредством использования метода визуализации, сущность которой состоит в сравнительном анализе видеоматериалов, полученных в результате тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена;

· применение метода визуализации приведёт к сознательному контролю и повышению качества двигательных действий, что уменьшит количество ошибок в технических действиях спортсмена;

· метод визуализации может рассматриваться как механизм, в структуре которого присутствуют основание, задачи, технология реализации и результат –повышение технической устойчивости элементов настольного тенниса, технология реализации метода, вероятно, заключается в следующем:

1-выделение совокупности ключевых требований к уровню современной технической оснащённости игроков в настольный теннис;

2-формирование содержания методических рекомендаций по использованию приёмов, постановки элементов техники настольного тенниса на начальном этапе обучения, заимствованных из других видов спорта;

3-внедрение активных способов обучения предложенных приёмов, способствующих оптимальному усвоению содержания;

· результатом использования, метода визуализации предполагается повышение уровня технической устойчивости игроков в настольный теннис, полагая под технической устойчивостью способность спортсмена выполнять стабильные игровые действия оптимальным образом в любой как игровой, так и тренировочной ситуации.

В соответствии с целью, объектом, предметом, выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. Выявить структуру, содержание и механизм повышения эффективности процесса увеличения технической устойчивости при помощи метода визуализации.

3. Обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность механизма повышения технической устойчивости игроков в настольный теннис при помощи метода визуализации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

· выявлена совокупность факторов, которые в вопросе повышения технической устойчивости определяются как доминирующие, носящие системообразующий характер; к ним относятся: психологические, факторы скоростной выносливости, факторы интенсивности восстановительных процессов, протекающих у спортсмена непосредственно во время тренировочной и соревновательной деятельности;

· выявлена и экспериментально доказана эффективность метода визуализации, используемого в целях увеличения технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной и соревновательной деятельности, который заключается в следующем: сравнение технических действий спортсмена в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности существенно повышает его способность сознательно контролировать правильное выполнение технических элементов в условиях игрового стресса, возникающего у спортсмена во время напряжённого игрового психологического противостояния;

· выявлены показатели эффективности используемого метода, которые определяют приращение уровня технической устойчивости спортсмена в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

· определена связь между психологическим состоянием спортсмена и уровнем его технической устойчивости в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

· уточнено понятие технической устойчивости с учётом особенностей индивидуального исполнения спортсменом технических элементов;

Практическая значимость исследования:

· разработана шкала оценки технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной и соревновательной деятельности;

· разработаны практические рекомендации применения метода визуализации для увеличения технической устойчивости занимающихся настольным теннисом в тренировочной и соревновательной деятельности.

Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в рамках МБОУ ДОД ДЮК «Радуга» (общее количество обучающихся – 20 человек). Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались при защите краткого аналитического отчета по выбранной теме в рамках присвоения очередной педагогической категории.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 79 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 56 источников и приложений. Текст диссертации снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками и диаграммами.

Глава 1. Теоретические аспекты подготовки теннисистов

 

Формирование игрового стиля

 

Изучение стиля деятельности в последнее время стало важным направлением в проблеме оптимизации деятельности человека, а также в интегральном изучении личности. Значительно расширилась сфера изучения этого вопроса: наряду со стилями трудовой и учебной деятельности стали изучаться стили спортивной деятельности [37].

В.С. Мерлин [37] применил термин «стиль» в анализе взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. По Е. А. Климову [25], проявление индивидуального стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов. «Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности» [25].

Согласно новым правилам, диаметр мяча увеличился на 2 мм, во время подачи запрещено маскировать контакт ракетки с мячом, переход подачи осуществляется после двух разыгранных очков, партии стали вдвое короче, но при этом увеличилось их количество. Результатом внесенных изменений существенно повысилась необходимость в длительной концентрации внимания в ходе всего матча, а следовательно, увеличилось и эмоциональное напряжение соревновательной деятельности.

 Из литературных источников известно, что скорость реакции слабо поддается тренировочному воздействию, а вот личностные регуляторы могут изменяться значительно. Существует еще и такое понятие – стиль деятельности, который предполагает некую вариативность в системе выполнения того или иного вида деятельности. Это позволяет высказать предположение о том, что в соответствии с новыми правилами игры успех спортсмена будет зависеть от учета его индивидуальных особенностей.

Стиль игрока прежде всего зависит от его характера и темперамента. Тем не менее, в спорте стиль деятельности, не соответствующий психофизиологическим особенностям спортсмена, встречается довольно часто. Имеет ли это какие-то последствия для повышения роста мастерства этих спортсменов? Вопрос не праздный, поскольку имеется немало сторонников точки зрения, что в единоборствах прогрессивным является только атакующий стиль деятельности и только его надо формировать у спортсменов.

Выработка неадекватного психофизиологическим особенностям спортсменов стиля деятельности приводит к замедлению роста спортивного мастерства. Это выражается в худшем усвоении техники и неудовлетворенности занятиями данным видом спорта – у новичков, к большему времени, затрачиваемому на выполнение спортивных разрядов, – у опытных спортсменов.

Стили деятельности характеризуют предпочитаемую тактику ведения спортивных единоборств. Спортсменов, играющих в настольный теннис, принято делить на представителей наступательного, контратакующего, защитного стиля и универсальных игроков. Обладатели сильной нервной системы, во-первых, склонны к атакующему стилю, во-вторых, этот стиль для них оптимален с точки зрения эффективности. Обладатели слабой нервной системы, напротив, склонны к защитному стилю и именно в нем показывают наилучшие результаты.

Если в некоторых других видах единоборств разделение спортсменов по стилям осуществляется на основании, главным образом, различий в тактике, то в настольном теннисе все несколько по-другому. Игроки разных стилей применяют различные технические приемы и даже играют принципиально разными ракетками.

Одним из аспектов исследований, посвященных индивидуальности теннисистов, являются особенности технического мастерства спортсменов разных стилей. Установлено, что в зависимости от стиля игры теннисисты стараются вести и различный розыгрыш по длительности. Игроки атакующего стиля стремятся разыграть очко за меньшее количество действий, а для игроков защитного и комбинированного стиля характерен постепенный розыгрыш. Кроме этого для игроков разных стилей характерны различия и в частоте применения тех или иных технических действий [7]. Игроки атакующего стиля чаще всего применяют: топ-спины, накаты, плоские удары, контр-топ-спины и контрудары. Игроки защитного стиля чаще всего применяют подрезки, контрудары, толчки, свечи.

Атакующими называют действия, цель которых - активно выиграть очко. Контратакующими считаются такие действия, когда на атаку соперника отвечают более активными действиями, стараясь перехватить инициативу. Задача подготовительных приемов - удержать мяч в игре, создать удобную ситуацию для себя или вынудить противника возвратить такой мяч, чтобы удобно было начать атаку.

Цель защитных действий – из сложной игровой ситуации любым способом вернуть мяч на половину стола соперника, не ошибиться самому и не дать сопернику возможности атаковать.

Универсальные игроки предпочитают сочетания стилей. Они гибче, их стилевые возможности шире, такие игроки в состоянии кардинально изменить стиль игры по ходу встречи, создавая этим дополнительные сложности для соперника.

· Атакующий (агрессивный) стиль – более прямолинейный в тактическом отношении, связанный с навязыванием сопернику своей тактики, с подавлением его инициативы, он более присущ спортсменам с преобладанием возбуждения по внешнему балансу, с инертностью возбуждения и сильной нервной системой. Спортсмены атакующего стиля более импульсивны, уверены в себе, обладают высокой самооценкой. Атакующим игрокам характерен стиль «бескомпромиссная игра». Нападающие играют открыто, стремясь использовать свои сильные технические приемы, не боятся идти на риск, оказывая таким образом давление на соперника.

· Защитный стиль характеризуется сведением риска до минимума, использованием защитных приемов (большей частью), стремлением к общему замедлению темпа игры и выполнению ударов преимущественно из дальней зоны. Этот стиль используется в основном лицами с подвижностью нервных процессов, преобладанием торможения по внешнему балансу и слабой нервной системой, то есть, осторожными, нерешительными, имеющими установку на точность действий, спортсменами.

· Контратакующий стиль по существу является разновидностью защитного стиля, поэтому и типология спортсменов, выбирающих этот стиль, в большей степени соответствует игрокам защитного стиля. Слабая нервная система, присущая таким спортсменам, создает за счет высокой чувствительности хорошие предпосылки для проведения контратакующих действий. Представители защитного стиля мало рискуют, выжидают ошибок соперника, придерживаются точных стабильных действий, долго разыгрывают мяч. Для контратакующих спортсменов характерен стиль игры «зажим» - в этом случае, все удары стремятся направлять в слабую сторону, это не даёт сопернику возможности использовать технические приемы, которыми он хорошо владеет.

· Универсальные игроки сочетают защитные действия с нападением и контрнападением. При активной защите игрок не выжидает ошибок соперника, а чередует удары так, чтобы препятствовать его активным действиям. Универсальным игрокам присущ стиль со сменой игрового ритма, который они используют для того, чтобы не дать сопернику приспособиться к своим действиям. Аритмичное ведение игры приведет соперника к ошибкам, чем и пользуются универсальные игроки.

Для того, чтобы у спортсмена формировался свой стиль деятельности, который соответствовал бы его индивидуальным особенностям и в то же время давал ему возможность приспосабливаться к различным ситуациям, необходимо придерживаться следующих рекомендаций: на начальном этапе обучения целесообразно создавать стиль, адекватный особенностям спортсмена, а по мере возникновения стойкого интереса к занятиям данного вида спорта, можно приступать к освоению и других стилей соревновательной  деятельности [34].

Развивая тему формирования индивидуального игрового стиля в предложенной классификации, нельзя обойти вниманием ключевую проблему, возникающую в работе тренера – преподавателя по настольному теннису. Речь идёт о сочетании индивидуального и общепринятого на пути достижения спортивного результата. Действительно, современный теннисист должен владеть базовым, традиционным набором игровых элементов – без этого, как уже отмечалось, невозможен рост спортивного мастерства, вместе с тем, овладение «классикой» настольного тенниса не является достаточным условием, этого мало. Спортсмен, играющий «академично», предсказуем, его действия можно спрогнозировать, к его игре легко подобрать ключи.

Целенаправленное формирование тренером у ученика стиля деятельности по принципу «делай как я» и вопреки имеющимся у спортсмена типологическим особенностям (то есть «чужого» стиля) не проходит для спортсмена бесследно. Энергетически работа «чужим» стилем обходится дороже, замедляется освоение технико-тактических приемов, а это ведет к тому, что спортсмены выполняют спортивные разряды на два-три года позже, чем спортсмены, у которых сформирован «свой» стиль. Нельзя не учитывать и того, что у новичков при формировании у них «чужого» стиля может пропасть интерес к занятиям, а это приведет к их уходу.

Любой элемент, любое игровое решение должны нести печать строгой индивидуальности – это общий закон для всех, а особенно для игровых, видов спорта. Применение метода визуализации средствами видеосъёмки позволяет существенно повысить эффективность постановки индивидуальной техники спортсмена.

В 2008 году к нам в секцию пришла необычайно способная девочка – Оля Хохрякова. С первых занятий она обратила на себя внимание незаурядными способностями и, что наиболее важно, стремлением всё сделать по-своему. Весь материал, усваиваемый ею на занятиях, приобретал необычное, индивидуальное прочтение.

Вскоре перед нами остро встал вопрос – как работать с Олей дальше? Традиционных знаний и опыта оказалось недостаточно для решения этой задачи.

Выход был найден при помощи видео. В библиотеке видеоматериалов по настольному теннису нашлась запись игры английского нападающего Карла Прина (Karl Prean), одного из ведущих европейских спортсменов. Манера его поведения, внешние данные, некоторые особенности техники удивительно напоминали нашего «нестандартного» воспитанника. Видеоматериалы были показаны Ольге, мы долго и внимательно их изучали и пришли к заключению, что игру англичанина можно принять в качестве основы для нашей дальнейшей работы. Некоторые игровые приёмы были взяты почти без изменения, другие пришлось переработать, и в конечном итоге возникла совершенно новая и необычная игровая модель – строго индивидуальный, ни на что не похожий стиль игры Ольги Хохряковой.

Не только Ольга, каждый спортсмен из экспериментальной группы существенно обогатил арсенал индивидуальных приёмов благодаря анализу видеоматериалов.

 

 

1.5. Метод визуализации как составная часть системы спортивной подготовки игроков в настольный теннис

 

На рисунке 2 представлена общая картина организации учебно-тренировочного и соревновательного процессов с участием в ней метода визуализации. Как видно из предложенного рисунка, метод визуализации тесно связан со всеми этапами учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

 

 

Рис. 2. Метод визуализации в учебно-тренировочном и соревновательном процессе.

Организация исследования

 

Педагогический эксперимент проводился на базе МБУ ДОД ДЮК «Радуга» г. Екатеринбург, ул. Избирателей – 42 с февраля 2010 г. по февраль 2012 г.

В эксперименте принимали участие две группы спортсменов (экспериментальная и контрольная) с одинаковым уровнем подготовки (на момент начала эксперимента) по 10 человек в каждой. Тренер преподаватель – Сакунов Герман Игоревич.

Обе группы занималась по одинаковой учебной программе [40], однако на занятиях экспериментальной группы применялся метод визуализации. Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов:

1 этап (январь-февраль 2010 года) – на начальном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, получена информация о каждом занимающемся, проведена оценка исходных результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента.

2 этап (февраль 2010 года – февраль 2012 года) – проводился эксперимент с использованием метода визуализации в экспериментальной группе, а также контрольное тестирование спортсменов, составляющих контрольную и экспериментальную группы.

3 этап (февраль-март 2012 года) – проведена оценка результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы. Результаты педагогического эксперимента были систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты количественному и качественному анализу, формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.

Тренировки проводились пять раз в неделю, по полтора часа (табл. 1, 2).

Таблица 1

Расписание занятий контрольной группы

 

Понедельник 17.00-18.30
Вторник 17.00-18.30
Среда 17.00-18.30
Четверг 17.00-18.30
Пятница 17.00-18.30
Суббота выходной день
Воскресенье выходной день

 

 

 Таблица 2

Расписание занятий экспериментальной группы

Понедельник 18.30-20.00
Вторник 18.30-20.00
Среда 18.30-20.00
Четверг 18.30-20.00
Пятница 18.30-20.00
Суббота выходной день
Воскресенье выходной день

 

 

Методы исследования

 

Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы:

· анализ научно-методической литературы;

· педагогическое наблюдение;

· педагогический эксперимент;

· педагогическое тестирование;

· метод математического анализа.

Анализ научно-методической литературы позволил выявить состояние вопроса технической устойчивости в настоящий момент, дать определение, надёжности и устойчивости, раскрыть основные средства и методы развития указанных качеств. Этот метод был использован на начальном этапе исследования и послужил теоретической базой для применения метода визуализации на практике.

Педагогическое наблюдение позволило выявить положительное отношение теннисистов к введению метода визуализации в тренировочный процесс, оценивать состояние спортсменов во время тренировки и соревнований.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности применяемого метода визуализации, направленного на увеличение технической устойчивости. Эксперимент заключался в следующем:

Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике [40], а в содержание тренировочных занятий экспериментальной группы был включен дополнительный анализ полученных в результате тренировочного и соревновательного процессов видеоматериалов, помогающих отслеживать психическое состояние спортсменов во время соревнований.

Экспериментальная группа проходила специальную подготовку перед выступлением на соревнованиях. В подготовку входило определение опорных точек, позволяющих определять уровень выполнения технических элементов. После окончания соревнований тренер – преподаватель проводил с контрольной группой анализ соревновательной деятельности, опираясь на полученные материалы и отслеживая уровень технической устойчивости.

Основная задача анализа соревновательной деятельности заключалась в том, чтобы, просматривая видеозаписи, сделанные во время соревнований, визуализировать психическое состояние, в котором находился спортсмен, погружённый в стрессовую ситуацию спортивного поединка. Это позволяло частично воспроизвести стрессовое состояние и, находясь в условиях тренировочного процесса, внести необходимые изменения в выполнение спортсменом технических элементов, составляющих рисунок его игры.  

Домашнему заданию и их самостоятельному выполнению предавалось особо важное значение, так как мы считали, что при осознании юными спортсменами их большой значимости, в свободное от занятий время каждый может проявить свою самостоятельность, инициативу и самоконтроль.

В самостоятельные домашние задания входили специально-подготовительные упражнения (имитационные) в выполнении атакующих и защитных элементов перед зеркалом, упражнения, «подводящие» к выполнению ударных и защитных действий, упражнения с мячами.

Таблица 3

Распределение времени (в процентах) на выполнение упражнений

в учебно-тренировочных и самостоятельных занятиях

 

№№ Направленность упражнений Учебнo-тренировочные занятия, время  (%) Самостоятельные занятия, время (%)
1 Вариативность двигательных действий 50 5
2 Общая выносливость 30 75
3 Скоростно-силовая выносливость 10 5
4 Ловкость 10 15

 

Психомоторный аспект самостоятельных занятий заключался в постоянном обдумывании назначения выполнения упражнений, отслеживании своего внутреннего состояния, правильности, быстроте и своевременности их выполнения, самоконтроле своих мышечно-двигательных ощущений.

Педагогическое тестирование проводились во время соревнований и на тренировках. Перед проведением тестов на техничность проводилась разминка в течение 20 минут, в которую включались: общеразвивающие и дыхательные упражнения, перед занимающимися ставилась установка выполнять упражнения тестирования с максимальным результатом.

Задача общей разминки заключается в том, чтобы активизировать мышцы опорно-двигательного аппарата и функцией основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенной сердечнососудистой и дыхательной систем. Это достигается с помощью упражнений легко дозируемых и не требующих длительного времени на подготовку и выполнение. Далее выполняются упражнения, улучшающие подвижность в суставах, принимающих участие в тех или иных движениях теннисиста.

Специальная часть разминки имеет более конкретную задачу-подготовку теннисиста к заданиям основной части занятий, т.е. к игре в настольный теннис с учётом специфики этого вида спорта, индивидуальных физических, технических и психологических особенностей игрока, уровня его подготовленности в данный момент, условий и задач предстоящей встречи. Основными средствами специальной разминки являются имитационные упражнения без мяча, а так же игра у стола, подготавливающая теннисиста физически, функционально, технически и психологически к реализации конкретных тактических задач и преодолению возможных трудностей. В настольном теннисе чрезвычайно важны специальные физические качества, такие как специальная выносливость в сочетании с подвижностью и быстротой реакции. В настольном теннисе спортсмен должен делать всё быстро: оценивать обстановку, реагировать, стартовать, делать замах, двигаться, менять направления перемещений. И только при наличии указанных качеств можно в сложной и быстрой меняющейся обстановке встречи использовать благоприятные моменты, захватить инициативу и добиться победы. В разминку перед также полезно включать так называемые идеомоторные упражнения – мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению.

Для количественного анализа техничности был выбран десятибальный интегральный показатель, определяемый на основе попаданий спортсменом в лист бумаги размером 20 на 20 см (табл. 4).

 

 

Таблица 4

Десятибальный интегральный показатель техничности

 

Количество попаданий в лист 20 на 20 см. (правильным движением из 100 попыток) Значение показателя техничности Примечания  
30-40 1

 

Слабая, крайне неустойчивая и малоэффективная

техника

40-45 2
45-50 3
50-60 4

 

Техничность отдельных элементов стабилизируется, но спортсмен слабо связывает их в одно целое

60-70 5
70-80 6
80-85 7

Показатели техничности и устойчивости позволяют вести эффективные действия в игре на счет, выполнять сложные тренировочные задания, включающие в себя различные сочетания элементов

85-90 8
90-95 9
95-100 10 Стабильная и совершенная техника

 

Определение показателя устойчивости проводилось в условиях соревновательного процесса

Для количественного анализа устойчивости был выбран десятибальный интегральный показатель, определяемый на основе соотношения числа не вынужденных ошибок, допущенных спортсменом в партии во время соревнований, к числу всех допущенных ошибок (табл. 5).

 

Таблица 5

Десятибальный интегральный показатель устойчивости

 

Отношение количества не вынужденных ошибок к их общему числу (в процентах) Значение показателя устойчивости Примечания    
Больше 60% 1

 

Показатель устойчивости не позволяет вести осмысленные игровые действия

50-60% 2
40-50% 3
30-40% 4

Устойчивость стабилизируется, отдельные элементы выполняются правильно, но спортсмен слабо связывает их в одно целое

25-30% 5
20-25% 6
15-20% 7

Показатели устойчивости позволяют вести эффективные действия в игре на счет, выполнять сложные комбинации, включающие в себя сочетания различных элементов

10-15% 8
5-10% 9
Меньше 5% 10 Стабильная, устойчивая игра во всех компонентах

 

Метод математического анализа

Результаты исследования подвергались математико-статистической обработке на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ Excel для среды Windows, с определением среднего арифметического значения и построением графиков.

Техничность

Таблица 6

Общая динамика показателей техничности

 

Экспериментальная группа

 

 

 

 

№ Фамилия, имя фев.10 окт.10 фев.11 окт.11 фев.12 1 Подрезка слева 4,9 5,6 6,3 7,4 8 2 Подрезка справа 3,8 4,8 5,5 6,5 7,3 3 Накат слева 4,1 4,7 5,6 6,2 7 4 Накат справа 4,4 5,4 6,4 6,5 7,2 5 Топ-спин слева 2,1 2,5 4,6 5,5 6,4 6 Топ-спин справа 3,2 4,9 5,8 6,7 7,7

Среднее по группе

  3,8   4,7   5,7   6,5   7,3

 

 

 

 

 

 

 

Обычная группа

 

 

 

 

№ Фамилия, имя фев.10 окт.10 фев.11 окт.11 фев.12 1 Подрезка слева 4,7 5,3 5,8 6,6 7,3 2 Подрезка справа 3,9 4,4 5,4 6 6,7 3 Накат слева 4 4,6 5,2 5,5 6,2 4 Накат справа 4,4 5,1 5,7 5,8 6,6 5 Топ-спин слева 2 2,8 3,6 4,4 5,5 6 Топ-спин справа 3,2 3,9 5,1 5,6 6,3

Среднее по группе

  3,7   4,4   5,1   5,7   6,4

 


 

Рис. 3. Общая динамика показателя техничности.

 

Как показывают результаты эксперимента, применение метода визуализации средствами видеосъемки существенно улучшает также и техничность. Спортсмены из контрольной группы обладают более чёткими представлениями о структуре игровых элементов, что позволяет качественно изменить уровень техничности во всех компонентах игры. Наблюдение себя, своих действий, помогает формировать у ребят правильное представление о структуре специфических для данного вида спорта двигательных навыков, доводить их до необходимого уровня и, что наиболее ценно, придавать им строго индивидуальные особенности, формируя таким образом как собственный стиль игры в частности, так и понимание культуры двигательных действий в настольном теннисе в целом.

Таблица 7

Динамика показателей техничности при выполнении подрезки слева

 

Экспериментальная группа

 

 

 

 

Фамилия, имя фев.10 окт.10 фев.11 окт.11 фев.12
1 Хохрякова Ольга 6 7 7 8 9
2 Маслов Антон 5 6 7 8 8
3 Маслов Денис 5 5 6 8 8
4 Пранчук Александр 5 5 6 7 8
5 Пентюрин Дмитрий 5 6 7 8 8
6 Хрупалов Владислав 6 7 8 9 9
7 Еремеева Ирина 4 5 5 7 8
8 Труфакин Евгений 4 5 5 5 7
9 Ярунова Галина 5 6 7 7 7
10 Никулина Мария 4 4 5 7 8

Среднее по группе

  4,9   5,6   6,3   7,4   8,0

Обычная группа

 

 

 

 

Фамилия, имя фев.10 окт.10 фев.11 окт.11 фев.12
1 Суворов Алексей 4 5 5 6

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.