Тема 13. Итоговая работа за четвертый год обучения /6 час./    — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 13. Итоговая работа за четвертый год обучения /6 час./   

2020-08-20 105
Тема 13. Итоговая работа за четвертый год обучения /6 час./    0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретические сведения: передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний и умений полученных за год обучения.

Практическая работа: выполнение проекта небольшого комплекта (серии игрушек, изделия средней сложности) в традициях местного промысла. Оценка результативности – качество выполненных изделий, целостность композиции, передача характеров персонажей, роспись изделий. Оценка складывается из всех составляющих требований, высчитывается средний балл.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                                 Условия реализации программы

1.Организационно-методические:

· связь с методическим центром города для успешной координации работы;

· постоянная связь с другими учреждениями города и района по данному профилю с целью обмена методическими находками;

· возможность принимать участие в Районных, Областных, Федеральных конкурсах.

 

2.Кадровые:

· преподаватель по предмету «Керамика»;

 

 

3.Материально-техническое и методическое обеспечение.

 

Учебный класс школы должен иметь необходимое оборудо­вание и инструменты для занятий художественной керамикой.

- стулья, столы

- доска учебная

- стеллажи для игрушек

- гончарный станок с электрическим приводом

- ноутбук

- гипсовые формы

- дощечки, стеки, пипетки, кисти, краски

 -глина, пласти­лин, гипс, соленое тесто, пластика и другие пластические материалы.

 

Методическое обеспечение:

-специальная литература по декоративно-прикладному и изобразительному искусству

-  наглядно-иллюстративный и дидактический материал: тематические карточки с иллюстрациями, журналы, кроссворды, викторины

- образцы игрушек

- диски с видеофильмами

- аудиокассеты (музыкальные произведения)

- правила техники безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности

 

Дидактический материал

Первый год обучения.

- Комплекты слайдов:

«Декоративно-прикладное искусство»

«Первобытное искусство»

«Древний Египет»

«Древняя Греция»

«Греческий ордер»

«Древний Рим»

«Семь чудес Света»

«Целостность композиции»

«Изразец»

- Керамические игрушки

- Видеоролик «Изготовление свистульки»

- Изделия из мусоли

 

Второй год обучения.

- Видеоролики:

 «Дымковская народная игрушка»

«Филимоновская народная игрушка»

«Каргопольская народная игрушка»

«Балхарская народная игрушка»

- Образцы игрушек

- Комплект мужского и женского народного костюма

- Образцы народной тряпичной куклы

- Подборка слайдов:

«Лес, особенности каждого дерева»

«Птицы, строение крыльев»

- Мультфильм «Каштанка»

 

 

Третий год обучения.

- Видеофильмы:

«Гончарное ремесло»

«Роспись ваз»

«Рисование натюрморта»

«Рисование пейзажа»

«Рисование портрета»

«Бытовой жанр»

- Подборка слайдов:

«Зарисовки животных известных художников»

«Кукла из полимерной глины»

«Рыбки»

- Изделия из полимерной глины на тему «Сувенир»

- Фарфоровые скульптуры собак и кошек

 

Четвертый год обучения.

- Фото рельефов и барельефов

- Фото Скульптур животных

- Видеофильм «Рисование животных», «Драконы»

- Подборка слайдов:

«Гжель»

«Скопинская керамика»

«Русская изба, утварь, русская печь»

«Декоративная керамика, подсвечники, домики»

«Пасхальный сувенир»

«Колокола»

«Папье-маше»

- Образцы сувениров из полимерной глины

 

Методические рекомендации

    На первом году обучения дети работают совместно с педагогом, урок планируется поэтапно. Используется большое разнообразие иллюстративного материала, образцы игрушек, видеоролики, плакаты. Обучение строится с использованием игровых методов. Занятие делится на теоретическую часть, практическое задание и подведение итогов. Каждая четверть заканчивается конкурсами, соревнованиями или походами на экскурсии.

    В начале второго года обучения осуществляется закрепление пройденного материала в виде тестов, бесед. В беседе принимают участие все дети. Для получения наилучшего результата в работе с глиной демонстрируются работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Количество теоретического материала увеличивается, практическая работа становится более самостоятельной. При подведении итогов учащиеся сами стараются найти свои ошибки и по возможности исправить их. Лучшие работы отправляются на выставки.

На третьем году обучения учащиеся закрепляют пройденный материал. Теоретическую часть в виде тестов, блиц-опросов, видео роликов, практическую часть в виде самостоятельных и творческих работ, эскизов к изделиям. Учащиеся планируют ход урока, создают собственный эскиз, делят практическую часть на этапы, создают роспись своего изделия, исправляют ошибки при работе с пластическими материалами (глина, тесто, пластика, пластилин). 

На четвертом году обучения учащиеся знакомятся со скульптурой, осуществляют гончарные проекты, многофигурные композиции по собственным замыслам. На всем протяжении обучения проводятся соревнования в виде игр, конкурсов, практических заданий. По возможности дети посещают выставки и музеи по Московской области и в Москве. Перед изготовлением изделия осуществляется большая подготовительная работа, используется иллюстративный материал, образцы игрушек, навыки и приемы работы с пластическими материалами. Критерием оценки изделия является творческий подход ученика.

V. ЛИТЕРАТУРА

Литература, используемая педагогом.

1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. - М.: Издательство «Агар». 1998.

2. Бабурина Н М. Скульптура малых форм. - М.: Советский художник, 1982.

3. Бабурина Н.М. Скульптура малых форм. - М.: Советский художник, 1982.

4. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. -М.: Владос, 2004.

5. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1979.

6.   Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005.

7.   Буткевич Л.М. История орнамента. - М.: Владос, 2003.

8. Василенко В.М Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1век до.н.э. - 8 в. н.э. - М.: Искусство, 1977.

9. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Издат.дом «Искусство». 2004.

10. Долорс Рос. Керамика. Техника. Приемы. Изделия. – М.: «Аст-пресс книга» 2003.

11. Ермонская В.В, Что такое скульптура. - М.: Издательство «Изобразительное искусство».1977.

12. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.

13. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. - М.: РХГУ им. Д.И. Менделеева, 2004.

14. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И. Арзуманова, В.А. Любартович, М.В. Нащо­кина. - М.: Из-во «Жираф», 2000.

15. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985.

16. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. - М.: 1973.

17. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: "Просвещение", 1976 г.

18. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 1979 г.

19. Скульптурная пластика. Типовая программа. - М., 2006 г.

 

 

Литература, рекомендуемая родителям и детям.

1. Бурдейный М. А. Искусство керамики. – М.:Проф-Издат, 2009 г.

2. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: «Сварог и К», 1999.

3. Велашов А.М. Как рисовать животных. - М.: «Юный художник», 2002.

4. Глаголев О. Лепим из глины. -М.: Проф-Издат, 2009 г.

5. Горичева В. С, Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- «Академия развития», «Академия К0», 1998 г.

6. Карлсон М., Создай свой пластимир.- Феникс 2009 г.

7. Коротеева Е., Живопись. Первые шаги.- ОлмаМедиаГрупп, 2009г.

8. Лыкова И. А., Грушина Л.В. Из солёного теста. 5-10 лет. Лепим с мамой:-Карапуз, 2009 г.

9. Рони Орен, Секреты пластилина.- Махаон, Издательская Группа Аттикус,2009 г.

10. Рубцова Е.,  Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки.-Владис 2009 г.

11. Федотов Г. Глина и керамика.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002 г.

12. Хоаким Чаварра Книга Уроки керамики. Ручная лепка 2006г

 

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Словарь по керамике.

АНГОБ — тонкий слой, который наносят на некоторые керамические изделия. Состав слоя: глина, песок, иногда известь или мел, красящие окислы. Ангоб наносят обычно перед глазуровкой, чтобы скрыть цвет и структуру изделия.

 

ГЛАЗУРЬ — тонкий полупрозрачный слой, нанесенный на обожженную керамическую деталь (реже — на необожженную). После обжига слой глазури становится стеклообразным. Часто глазурь окрашивают в какой-либо цвет, добавляя окислы металлов. Толщина слоя глазури ОД— 0,3 мм.

 

ГЛИНА –англ. Clay пластичная осадочная горная порода, состоящая из тончайших частиц. При замешивании с водой глина образует вязкое тесто, которое при высыхании сохраняет приданную форму. Глина применяется для изготовления керамики, огнеупоров, в бумажной, резиновой и ряде других отраслей промышленности. Глины составляют около 50% всех осадочных пород земной коры. По происхождению выделяются обломочные и химические (образовавшиеся в основном в результате выветривания) глины.

 

 

ГОНЧАР – англ. Potter, фр. Potier, ударение: гонча́р, м. Мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки, изразцы и т.п.).

 

ГОРН — камерная пламенная печь для обжига керамических изделий. Горны бывают и маленькие, лабораторные, и производственные — емкостью свыше 100 м3. Разогреваются горны, как правило, жидким или газообразным топливом.

 

ДЕКАЛЬКОМАНИЯ — способ нанесения рисунка, знакомый всем по детским переводным картинкам. Декалькоманией нередко наносят рисунки на керамические изделия, особенно при массовом производстве.

 

ИЗРАЗЦЫ или КАФЕЛИ — специальные керамические плитки, употребляющиеся в основном для облицовки печей и стен. Глазурованные изразцы (белые или цветные) называются майоликовыми. С внутренней стороны у изразцов есть «румпа» — особый загнутый выступ для прочного крепления к стене.

 

КЕРАМИКА –от греч.Keramike - гончарное искусство. Керамика - материалы и изделия из глин и их смесей с неорганическими соединениями, полученные путем обжига при высоких температурах. Основными технологические видами керамики являются гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.

 

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПОСУДА - посуда из обожженной глины.

По способу изготовления различают керамическую посуду изготовленную в ручную и изготовленную на гончарном круге.

По назначению различают:

- (необожженную) посуду для хранения запасов зерна;

- (хорошо обожженная) посуда для приготовления пищи;

- столовая посуда.

 

КРАКЛЁ — специальный вид украшений керамических изделий: сетка трещин на глазури. Эту сетку заполняют различными окрашенными веществами и повторяют обжиг.

 

МАЙОЛИКА — керамика с цветным пористым (до 20%) черепком, покрытая глазурью. Употребляется в скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Свое название получила по имени острова Майорка.

 

ТЕРРАКОТА — это название происходит от латинских слов terra — земля и cota — обожженная. Сырье для терракоты — легкоплавкие чистые глины. После обжига изделия из терракоты становятся красновато-оранжевыми. Иногда в шихту вводят красители и получают терракоту других цветов.

 

УСАДКА –изменение размера (практически всегда - уменьшение) изделия при подсушивании или во время обжига. Усадка при сушке обычно составляет от 2-3% (полусухая прессовка) до 14-18% (шликерное литье). Усадка при обжиге зависит от степени спекания и плавления керамической массы. При низкотемпературных обжигах она несущественна, при сплавлении в стеклообразную массу достигает значительных величин.

Усадка, как правило, на руку керамисту. При различных методах формовки "съеживающееся" изделие само себя отделяет от формы. Сильная усадка крамических форм помогает миниатюризировать вещи. Основная связанная с усадкой трудность - требовательность крупных вещей к плавному и равномерному просушиванию и прогреву: неодновременные изменения объема, естественно, разрушают вещь.

 

ФАРФОР — керамика белого цвета с плотным спекшимся черепком (водопоглощение всего 0,15%). Существует мягкий фарфор — для скульптуры, украшений, искусственных зубов, и твердый — для технических изделий (труб, тиглей, химической посуды и т. д.).

 

ФАЯНС — отличается от фарфора пористым черепком (поглощает 8—10% воды). Из фаянса делают ванны, раковины, техническую посуду, глазурованные облицовочные плитки и т. д.

 

 ЧЕРЕПИЦА — кровельный материал, который делают из достаточно чистых и пластичных глин. Формуют черепицу из заготовок — валющек. Обжиг ведут при температуре около 1000°С. Иногда изготовляют и глазурованную черепицу.

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТЫ.

Первый год обучения.

Главная задача на первом году обучения - научить учащихся вла­деть пластичным природным материалом - глиной и лепить из нее простые керамические изделия. В процессе обучения необ­ходимо копировать произведения народного творчества - не только художественной керамики, но и ткачества, вышивки, дерева и т.д., пользуясь для этой цели пластилином, глиной, бумагой, акварелью, фломастерами.

Декабрь

1 Практическая работа.

Ход урока:

-подготовка рабочего места к лепке из глины,

-поэтапная самостоятельная лепка лошадки, ориентируясь на рисунки,

-доработка игрушки до конца в соответствии с рисунком,

-выглаживание работы,

- постановка на сушку

- уборка места

-подведение итогов

 

Во время работы оценивается введение рабочего места, последовательность выполнения, аккуратность.

В конце занятия ученики получают поощрительные сладкие призы.

 

 

 Май

Практическая работа.

Ход урока:

-подготовка рабочего места для росписи работ,

-выглаживание работы (лошадка) из глины,

-роспись работы

- уборка места

- подведение итогов

При оценке результативности учитывается аккуратность ведения рабочего места и точность в выполнении росписи лошадки.

В конце занятия проводится игровая программа «Ура, каникулы»

Второй год обучения.

Практическая работа.

 Ход урока:

-блиц-опрос в игровой форме

1. Выберете из трех игрушек дымковскую, филимоновскую, авторскую?

2. Найди в красках, те цвета, которые применяются в дымковской игрушке?

3. Найди в красках тот цвет, который на Руси назывался красивым?

4. Найди из всех работ те, которые относятся к декоративно-прикладному искусству.

5. Найди из всех работ те, которые относятся к изобразительному искусству.

6. Найди из всех работ те, которые относятся к музыке.

7. Какими красками расписывали глину на Руси.

8. Что надо сделать с глиняной крынкой, чтобы она не растаяла в воде.

-небольшая самостоятельная практическая работа по заданному эскизу

-уборка места

-поощрительные призы

- фотография ученика с работой на память

Оценка результативности складывается как из теоретических знаний учащегося, так и практической работы.

Оценивается: количество правильных ответов на вопросы, качество работы из глины, ровность работы, количество времени, затраченное на работу.

 

 

Практическая работа.

Задачи: объединение всех знаний за два учебных года.

Ход урока.

Первый день

- тест-опрос на листочках

- зарисовка эскиза на тему: отдых

- подготовка места к лепке

-лепка по эскизу с возможностью консультации с педагогом

- уборка рабочего места

-сушка работ

Второй день

    -подготовка рабочего места к росписи работ

    -выглаживание работы

    -роспись работы с небольшой консультацией

    -уборка места

    - оценка результативности

Оценка результативности – складывается из тест-опроса, аккуратности выполненной работы, успешностью обучения в данном учебном году(получение грамот, благодарственных писем и т. д.)

В конце урока проводится игровая программа, вручение сувениров за успешное окончание года.

Третий год обучения.

Тест 1

Ученик И.Ф.О.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.